УДК 929
М. Ф. Муртазин
ТАБАРИ И ЕГО СОЧИНЕНИЕ «СВОД ИЗЪЯСНЕНИЯ ОБ ИСТОЛКОВАНИИ АЙАТОВ КОРАНА»
Статья посвящена обзору биографии знаменитого мусульманского историка и богослова Табари. В ней отражены основные этапы формирования его научной и богословской деятельности, а также дана крат-
кая информация о его труде по толкованию Корана-тафсире.
Ключевые слова: ислам, богословие, история, Коран, тафсир.
M. F. Murtazin
TABARI AND HIS COMMENTARY ON CORAN
The article is devoted to the biography of a famous Moslem Arab historian and theologian Tabari. The author explores main stages of the development of his scientific and reli-
gious activities, as well as a summary of his commentary on Coran.
Key words: Islam, theology, history, Coran, tafseer.
Полное имя этого знаменитого средневекового арабского мусульманского ученого-энциклопедиста - Мухаммад ибн Джарир ибн Йазид ибн Касир ибн Галиб, но он более известен как имам Абу Джафар / Ибн Джарир ат-Табари. В отечественной и западной ориенталистике Табари известен благодаря своему монументальному многотомному труду «Тарих ар-русул вал-мулук» - «История пророков и царей», или «Тарих ал-умам вал-мулук» - «История народов и царей». Рукопись этого сочинения из Египта была издана в Лейдене в XIX в. [8]. В период с 1989 по 1999 гг. был опубликован коллективный 40-томный перевод «Истории» Табари на английский язык [9]. Отдельные фрагменты этого сочинения были переведены на русский язык в 1939 г. В. И. Беляевым и Е. А. Разумовской [4], а также в 1960 г. Л. Е. Куббелем и В. В. Матвеевой [3]. Дополненный текст рукописи перевода В. И. Беляева был издан в 1987 г. О. Г. Большаковым и А. Б. Халидовым [1].
Основные сведения о жизни и деятельности Табари изложены в арабских источниках, список которых приводится в конце статьи. В первом томе английского перевода «Истории» имеется предисловие, в котором
содержатся подробно изложенные детали биографии Табари, подготовленные Ф. Ро-зенталем на основании арабских источников. На русском языке краткая биография этого ученого приведена В. И. Беляевым в предисловии к переводу фрагментов «Истории» 1987 г. [1, с. 2-3]. В данной статье изложены сведения о биографии Табари, упомянутые в предисловии к первому тому каирского издания «Истории» [7, с. 5-13].
Табари родился в административном центре исторической области Табаристан городке Амоль, который в настоящее время находится на территории Ирана, в 20 км от побережья Каспийского моря, более чем в 300 км от Тегерана. Точная дата рождения Табари, как и большинства тех, кто родился в ранние века ислама, неизвестна. Абу Бакр ибн Камил, ученик и биограф Табари, определяет время рождения ученого как конец 224 г. или начало 225 г. по хиджре. Однажды Абу Бакр ибн Камил спросил: «Как случилось, что дата твоего рождения оказалась под сомнением?» Ибн Джарир ответил: «Жители нашей страны ведут счет лет по событиям, а не по годам. Дата моего рождения была привязана к одному событию, которое одни относили к 224 г. х., а другие -
к 225 г. х.» [7, с. 6]. Поскольку 1 день месяца мухаррам 225 г. по хиджре выпадает на 12 ноября 839 г., то годом рождения Таба-ри называют 839 г. .
Последняя часть имени Табари, которая по-арабски называется нисба, указывает на место, где он родился и вырос - Та-баристан. Эта область сформировалась во времена Сасанидского Ирана в доисламский период, а затем оказалась в составе Арабского Халифата. С XIII в. Табаристан стал именоваться Мазендараном, который в настоящее время является одной из провинций Исламской Республики Иран.
Табари родился в семье знатного и богатого горожанина, слывшего благочестивым и богобоязненным мусульманином. В Табаристане у его отца имелись наделы земли, с которых он получал значительные доходы, а после смерти отца они перешли во владение его сыну Мухаммаду, что во многом позволило знаменитому богослову безбедно и независимо заниматься своими научными изысканиями вплоть до самой кончины.
Йакут передает со слов самого Абу Джафара рассказ о том, как начался путь его богословских и научных изысканий. «Я выучил Коран наизусть, когда мне было 7 лет, начал молиться во главе других в качестве предстоятеля-имама в 8 лет, стал записывать хадисы в 9 лет. Однажды мой отец увидел сон, будто бы я стою перед Пророком Мухаммадом, а у меня в руках торба, наполненная камешками, которые я бросаю в сторону Пророка. Толкователь снов сказал отцу: «Когда твой сын вырастет, он станет знатоком религии и защитником шариата». С тех пор отец стал тщательно заботиться о том, чтобы я обучался наукам, даже несмотря на то что я был еще маленьким ребенком» [7, с. 6].
В свою первую поездку за знаниями Ибн Джарир отправился из родного города Амоля в Рей. Это селение в настоящее время превратилось в один из пригородов Тегерана, но в X веке Рей был не только центром мусульманской науки, но и важным торгово-ремесленным городом, который
называли «украшением стран ислама» [2, с. 130-134]. Табари несколько лет учился у шейхов Рея, изучал мусульманское право -фикх по Абу Мукатилу, переписал и заучил книги знаменитого историка и биографа Посланника Аллаха Ибн Исхака Ал-Мубта-да («Начало») со слов Ахмада ибн Хаммада ад-Даулаби и Ал-Магази («Завоевания») со слов Саламы ибн ал-Фадла. На основании этих двух книг он начал позднее составлять свою знаменитую «Историю».
К тому времени в мусульманском мире получили широкое распространение богословские сочинения имама Ахмада ибн Ханбала, которые постоянно цитировали во время научных дискуссий и собраний алимов. Абу Джафар вознамерился отправиться лично к имаму Ахмаду в Багдад, но, когда в 241-855 гг. он добрался до столицы, того уже не было в живых. Ибн Джарир решил продолжить свое путешествие, не задерживаясь в Багдаде, и отправился в Басру, где слушал лекции еще оставшихся в живых учеников Ибн Ханбала Мухаммада ибн Мусы ал-Хирши, Имада ибн Мусы ал-Казза-за, Мухаммада ибн Абд ал-Ала ас-Санани, Бишра ибн Муаза, Мухаммада ибн Башша-ра, известного как Бундар.
После пребывания в Басре Табари отправился в Куфу, где записывал хадисы со слов Ханнада ибн ас-Сирри, Исмаила ибн Мусы, изучал различные варианты чтения Корана-кирааты со слов Сулеймана ибн Халлала ат-Талхи, встречался с Абу Курай-бом Мухаммадом ибн ал-Ала ал-Хамазани -одним из известных богословов-алимов своего времени, которому не было равных знании Сунны Пророка Мухаммада. Сообщают, что Табари выучил со слов Абу Курай-ба более 100 тысяч хадисов.
Затем Абу Джафар вернулся в Багдад, но в этот раз он задержался в столице Халифата. Сначала он изучал коранические науки у Ахмада ибн Йусуфа ат-Таглиби, лучшего чтеца Корана-кари своего времени, затем он стал осваивать шафиитский фикх у имамов этого мазхаба ал-Хасана ибн Мухаммада ас-Сабаха и Абу Саида ал-Истахри. Табари и сам стал последователем шафиитского
мазхаба и издавал в соответствии с ним свои религиозные постановления - фетвы. Основные сподвижники имама аш-Шафии и шейхи шафиитского мазхаба того времени жили в Египте. В их числе были Исмаил ибн Ибрахим ал-Мазини, ар-Раби ибн Су-лейман, Мухаммад ибн Абдаллах ибн ал-Ха-кам и его брат Абд ар-Рахман. Абу Джафар захотел встретиться с ними и отправился в Египет, но по дороге заехал в Сирию и провел некоторое время в Бейруте. Благодаря пребыванию в Бейруте Табари познакомился с системой арабского стихосложения.
Табари был известен как поэт. Ал-Киф-ти написал о нем: «Он писал такие стихи, которые превосходили стихи многих других алимов», и привел в качестве образца следующие стихи:
Если станет трудно мне,
не узнает об этом мой друг, Не будет мне нужды в нем в этот миг, потому что ему знать о моей беде негоже. Моя стыдливость сохраняет для меня
мое достоинство, А мягкость моя среди моих друзей -
главный товарищ.
Но если я отступлю
от своего достоинства, То легко приду к тому,
что стану никому не нужным.
***
Есть две черты характера,
с которыми я никогда не смирюсь: Надменность от богатства
и униженность от бедности. Коли стал богат, так не кичись им. А если беден ты,
будь выше удела своего. (Перевод автора). Вслед за Бейрутом Табари направился в Египет и прибыл в Фустат в 253/867 г. Здесь он встретился с Абу ал-Хасаном ас-Сарраджем ал-Мисри, который слыл знатоком арабского языка и литературы. Абу Джафар провел много времени в общении с ним и подробно расспрашивал его о фикхе, толковании хадисов, правилах арабского языка и поэзии.
Пребывание в Египте не было простым в материальном отношении, о чем свидетельствуют рассказы историков. Ал-Хатиб ал-Багдади рассказал любопытный случай, который произошел с Ибн Джариром в Египте. Однажды Табари и три его товарища, которых также звали Мухаммадами, заночевали в одном из домов Фустата. Они были голодными, сидели без куска хлеба и сошлись на том, что нужно бросить жребий и определить того из них, кто пойдет просить подаяние. Жребий выпал на Мухаммада ибн Исхака ибн Хузайму, но он сказал товарищам: «Подождите, я совершу омовение и исполню молитву о ниспослании добра -истихару». Пока все совершали молитву, в дверь постучал посланец - евнух наместника Египта. Они открыли двери, а евнух, сойдя с верблюда, спросил: «Кто из вас Му-хаммад?» Тому, кто откликнулся первым, он отдал кошель с 50 динарами, а затем также поступил со всеми остальными товарищами, включая Табари. В ответ на недоуменные взгляды молодых людей, евнух рассказал: «Эмиру приснился сон о том, что какие-то ученые люди по имени Мухаммад страдают от голода, поэтому мой повелитель приказал найти этих людей и вручить каждому эти кошельки с деньгами» [7, с. 9].
Табари провел в Египте несколько лет, оттуда он еще раз съездил в Сирию, затем вернулся в Египет и продолжил изучать ша-фиитский фикх, познакомился также с ма-ликитским мазхабом, научился кираатам Хамзы и Варша у кари Йунуса Абд ал-Аала ас-Садафи.
После пребывания в Египте Ибн Джа-рир переехал в Багдад окончательно. Здесь он пересказывал ученикам хадисы и предания, писал или диктовал ученикам свои сочинения, много читал, вел беседы и споры с лучшими учеными своего времени. Он твердо вознамерился полностью отдаться изучению книг и сочинительству, избегать всего, что будет мешать ему в этом. По сообщениям Ибн Асакира, во времена правления аббасидских халифов ал-Мутавакки-ла и ал-Мутамида пост вазира в Багдаде занимал Убайдаллах ибн Йахйа ибн Хакан
ат-Турки (ум. в 263/876). Он был известен своим меценатством и покровительством ученым и писателям. Сначала Ибн Хакан послал в дар Абу Джафару большую сумму денег, но тот отказался принять ее. Затем он предложил Табари стать главным судьей -кадием, но тот отверг эту должность. Наконец, ему предложили пост смотрителя по жалобам, но и тогда ученый дал отказ. Товарищи Абу Джафара стали порицать его: «Не отказывайся! Ведь ты не только получишь свою награду, но и сможешь исполнять положения Сунны, которые ты изучал». Они очень хотели, чтобы Ибн Джарир занял пост смотрителя по жалобам. В назначенный вазиром день они пришли к Абу Джафару, чтобы вместе с ним отправиться для получения назначения, но алим отругал своих друзей и пристыдил их: «А я то думал, что даже если бы я согласился, то вы отговорили бы меня от этого поступка» [7, с. 9].
Ибн Асакир привел про Табари еще один рассказ. Один из товарищей спросил Абу Джафара: «Будешь ли ты доволен, если сможешь обучать детей вазира Абу ал-Хаса-на Убайдаллаха ибн Йахйи ибн Хакана?» -«Да», - ответил Абу Джафар. Тогда его товарищ отправился к вазиру и обустроил это дело, а затем отвел самого Ибн Джарира к сановнику, дав взаймы другу свое платье, поскольку у самого Табари приличной одежды не было. Вазир пообещал за работу выплачивать алиму по 10 динаров в месяц. В ответ Абу Джафар попросил, чтобы ему сохранили достаточно свободного времени для занятий наукой, изучения книг и совершения ежедневных молитв, а также обеспечили питанием.
Табари стал обучать детей вазира в специальном учебном классе, куда их из гарема ежедневно приводил евнух. Абу Джафар очень быстро научил детей читать и писать, и евнух, желая порадовать матерей, передал им письменную доску с запечатленными на ней результатами учебы. Каждая подарила учителю блюдо с динарами и дирхемами, но алим вернул все деньги обратно, не взяв себе ничего более того, о чем договорился с вазиром. Когда жены и наложни-
цы пожаловались на это самому Ибн Хакану, тот отправился к Абу Джафару и сказал: «Ты порадовал матерей моих детей успехами их сыновей. Они проявили к тебе свое почтение, но ты огорчил их отказом принять их дар». Ученый ответил: «Я не хочу ничего более того, на что дал согласие» [7, с. 10].
Ибн Джарир построил себе в Багдаде дом на пустыре квартала Йакуб, в котором он проводил время в молитвах, чтении, диктовке своих книг ученикам, поскольку в конце жизни сам уже не мог записывать тексты. Имеются сообщения, что в преклонном возрасте в 290/902 г. он еще раз посетил свою родину Амоль и с печалью обнаружил, что в этих краях прочно утвердился шиизм. После того он постоянно жил в Багдаде, занимая видное место в обществе, пользуясь уважением халифов и наместников, пока не умер в субботу за 2 дня до окончания месяца шавваль 310 г., что соответствует 16 февраля 923 г. Он был похоронен рано утром в воскресенье в своем доме. Ибн Хатиб сообщает, что на его поминальную молитву собралось бесчисленное множество людей, а над его могилой возносили мольбы-дуа к Аллаху денно и нощно еще несколько месяцев после его смерти.
Ибн Джарир проявил свой талант во всех направлениях мусульманской науки и в развитие каждого из них внес существенный вклад, став авторитетнейшим Имамом своего времени с большой буквы. Как и многие ученые и богословы того времени, Табари был ученым-энциклопедистом: прекрасно знал Коран, кирааты и все корани-ческие науки, хадисы и их передатчиков, фикх, грамматику арабского языка и поэзию и многое другое. О широте его знаний свидетельствует список его трудов, который приведен в приложении.
Табари внес самый большой вклад в развитие тафсира, который в современных терминах обозначают как «мусульманская экзегетика». По мнению российского кора-новеда Д. В. Фролова, его монументальный труд «Свод изъяснения о толковании Корана» - «Джами ал-байан фи тафсир ал-Куран» «стал первым классическим комментарием
и самым авторитетным из них» [6, с. 406]. Эту же мысль подтвердил и другой российский исследователь Е. А. Резван [5, с. 144]. Сам Ибн Джарир писал о своем тафсире так: «С детских лет в моей душе жила мысль об этой книге. Я три года просил и молил Аллаха помочь мне в создании книги по тафсиру, и, наконец, Он услышал меня» [7, с. 12].
Табари написал свой тафсир после завершения работы над «Историей». Работа над ним длилась семь лет, с 283/896 по 290/903, при этом текст он записывал сам частично, а чаще диктовал ученикам. В конечном итоге, эта работа составила 30 тысяч листов текста, или, как сообщают другие, 30 томов в соответствии с количеством частей Корана - джузов. По сообщению Ибн ан-Надима, в «Фихристе» - «Указателе» ученики сократили текст тафсира Табари. Очевидно, что перед нами предстает сокращенный арабский текст, а не тот, что записал и надиктовал сам Табари. С первых дней своего существования этот труд получил широкое распространение. Более того, довольно рано, уже в середине Х в., по приказу саманидского эмира Мансура ибн Йахйи тафсир был переведен на персидский язык, а Карл Брокельманн сообщает также о средневековом переводе на тюркский язык.
В предисловии к тафсиру Табари изложил послания об и^джазе-неповторимости Корана, кираатах - способах озвучивания Корана, о комментариях к названиям сур. Далее в рукописи следует толкование Корана слово за словом. В тексте тафсира приводятся высказывания сподвижников Пророка Мухаммада и последовавших за ними поколений муфассиров и алимов, а также филологические суждения грамматистов из Куфы и Басры, варианты различных чтений и разногласия кариев, суждения относительно языковых особенностей айатов, мнения об «отменяющем и отмененном» -насих вамансух, о предписаниях шариата и разногласиях относительно них. Поскольку Табари придерживается принципа традиционного «толкования по преданию» - тафсир бин-накл, он часто опровергает мнения сто-
ронников «толкования по умозаключению» -тафсир бил-акл, которые вносили новшества в толкование Корана. В своем тафсире он приводит выдержки из более ранних достоверных толкований Корана Ибн Абба-са, Саида ибн Джубайра, Муджахида, Ка-тады, Ал-Хасана, Икримы, Ад-Даххака ибн Музахима. Табари избегает использования ненадежных тафсиров, в том числе сочинения Мухаммада ибн ас-Саиба ал-Калби, Мукатила ибн Сулаймана, Мухаммада ибн Умара ал-Вакиди, поскольку сомневается в правильности их толкований Корана. Тафсир Табари стал самым популярным комментарием к Корану, на него опирались и более поздние классические тафсиры аз-Замахшари (ум. в 1144 г.) и Ибн Касира (ум. в 1373 г.).
К сожалению, рамки данной статьи не позволяют дать подробный анализ содержания этого фундаментального труда, поэтому мы ограничимся лишь приведенным выше кратким обзором особенностей тафсира Табари.
ПРИЛОЖЕНИЕ СПИСОК ТРУДОВ ТАБАРИ [7, с. 15-18]
1. «Адаб ал-манасик» - «Правила исполнения обрядов хаджа».
2. «Адаб ан-нуфус» - «Этика».
3. «Ихтилаф улама ал-амсар» - «Разногласия ученых разных стран».
4. «Ахадис Гадир Хумм» - «Хадисы Гадир Хумм».
5. «Басит ал-каул фи ахкам шараи ал-ислам» -«Простые высказывания о положениях шариата».
6. «Ал-басир фи маалим ад-дин» - «Смотрящий на главных знатоков религии».
7. «Тарих ар-русул вал-мулук» - «История пророков и царей».
8. «Тахзиб ал-асар» - «Исправление преданий».
9. «Джами ал-байан фи/ан таавил ай ал-ку-ран» - «Собрание разъяснений о толковании айатов Корана».
10. «Ал-джами фил-кираат» - «Свод кираатов».
11. «Хадис ат-тайр» - «Хадисы о гадании по птицам».
12. «Ал-хафиф фил-фикх» - «Упрощенное изложение фикха».
13. «Зайл ал-музаййал» - «Дополнение к приложению».
14. «Ар-радд ала ал-хуркусийа» - «Опровержение хуркуситам».
15. «Ар-радд ала зи ал-асфар» - «Опровержение книжникам»
16. «Ар-радд ала Ибн Абд ал-Хакам Али ал-Ма-лик» - «Опровержение Ибн Абд ал-Хакаму Али ал-Малику».
17. «Сарих ас-сунна» - «Откровенное из Сунны».
18. «Турук ал-хадис» - «Методы [изучения] ха-дисов».
19. «Ибара ар-руйа» - «Выражение взгляда».
20. «Китаб ал-адад ват-танзил» - «Книга чисел и ниспослания».
21. «Китаб ал-фадаил» - «Книга достоинств»
22. «Латиф ал-каул фи ахкам шараи ал-ис-лам» - «Прекрасные речи о положениях шариата».
23. «Мухтасар ал-фараид» - «Краткое изложение по наследственному праву».
24. «Китаб ал-мустаршид» - «Книга руководствующегося».
25. «Ал-муснад ал-муджаррад» - «Сборник достоверных хадисов».
АРАБСКИЕ ИСТОЧНИКИ ПО БИОГРАФИИ ТАБАРИ
1. Йакут ал-Хамави. Муджам ал-удаба - «Словарь литераторов».
2. Ал-Хатиб ал-Багдади. Тарих Багдад - «История Багдада».
3. Ал-Кифти. Инбах ар-руват ала анбах ан-ну-хат - «Привлечение внимания передатчиков к сведениям о грамматистах».
4. Ас-Сафади. Ал-вафи бил-вафайат - «Подробное изложение кон-чин».
5. Ас-Суйути. Табакат ал-муфассирин - «Классы муфассиров».
6. Ибн Халликан. Вафайат ал-айан ва анба абна аз-заман - «Кон-чины знатных и сообщения о современниках».
7. Ибн Асакир. Тарих мадинат димашк -«История города Дамаск».
8. Ибн ан-Надим. Фихрист - «Указатель».
9. Ахмад Абу Бакр. Ахбар Аби Джафар ат-Таба-ри - «Сведения об Абу Джафаре Табари».
10. Абд ал-Азиз ат-Табари. Сира Аби Джафар ат-Табари - «Биография Абу Джафара Таба-ри».
Литература
1. Ат-Табари, Мухаммад. История посланников и царей. Ташкент: Фан. 1987.
2. Бартольд В. В. Соч. Т. 7. М.: Наука, 1971.
3. Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. Том 1. Арабские источники VII-X вв. М.; Л.: АН СССР. 1960.
4. Материалы по истории туркмен и Туркмении, Том I. VII-XV вв. Арабские и персидские источники. М.; Л.: АН СССР. 1939.
5. Резван Е. А. Введение в коранистику. Казань: Изд.-во Казан. ун-та, 2014.
6. Фролов Д. В. История мусульманского корановедения: сборник пособий по исламоведению и корановедению. М.: Восточная книга, 2012.
7. Ат-Табари, Абу Джа^фар Мухаммад ибн Джарир. Тарих Ат-Табари: тарих ар-русул вал-мулук. (на араб. яз. История Ат-Табари: история пророков и царей. Т.1). Каир: Дар ал-Ма^ариф, 1960.
8. Annales quos scripsit Abu Djafar ibn Djarir at-Tabari cum aliis edidit M. J. de Goeje, ser. I, III. Lugduni Batavorum, 1879-1901.
9. The History of al-Tabari. Tarikh al-Rusul wa'l muluk by Abu Ja'far Muhammad b Jarir al-Tabari. Vol. 1-40. SUNI Press. New York, 2007.