Рецензия Review
проблеме миграции и их отношения к мигрантам позволяют вскрыть некоторые психологические механизмы межэтнических конфликтов между мигрантами и местным населением, наметить пути совершенствования работы с мигрантами и местным населением в целях недопущения обострения межэтнических отношений.
Научная новизна исследования заключается в выявленном расхождении между реальным конфликтным поведением участников межэтнических отношений и сложившимися у них взаимными негативными социальными установками в виде этнических предубеждений, которые, в случае непринятия соответствующих профилактических мер, в дальнейшем могут провоцировать более масштабные межэтнические конфликты. В статье приводится перечень научно обоснованных практических мероприятий, призванных содействовать более адекватному восприятию и пониманию друг друга представителями местного населения и мигрантов.
Теоретический анализ, полученные в ходе опроса результаты, а также предложенные авторами рекомендации можно рассматривать значимым научным вкладом в решение острой современной многоаспектной проблемы - создание оптимальных условий для бесконфликтной адаптации внешних и внутренних мигрантов к новой для них социальной среде, формирования у местного населения должного уровня толерантности к мигрантам и возможностей у обеих сторон к эффективному взаимодействию в сферах личностных и профессиональных отношений.
Проблематика статьи соответствует разделам журнала «социальные науки», «гуманитарные науки», данную статью можно рекомендовать к опубликованию в журнале «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки».
Рецензия на статью И.В. Никулина, А.М. Санько «Мотивация научно -исследовательской деятельности преподавателя университета»
© 2017 О.П. Карникова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогических и информационных технологий «Самарского государственного института культуры»
Представленная на рецензию статья И.В. Никулиной и А.М. Санько (с. 27-32) посвящена актуальной теме - исследованию мотивации научно-исследовательской деятельности
преподавателя университета. Вопрос мотивации труда преподавателя традиционно занимает важное место в психолого-педагогических исследованиях. Однако, с введением эффективных контрактов научно-педагогических работников в высшей школе проблема мотивации научно-исследовательской деятельности становится ключевой при определении условий активизации научно-исследовательской деятельности структурных подразделений университета. Авторы статьи, опираясь на фундаментальные положения отечественной психологической науки, рассматривающие мотивационный аспект как важнейшее условие деятельности личности (А.Н. Леонтьев) и определяют мотивацию как направленный процесс развития содержательного состава мотивационной сферы человека и его направленности. В статье выделены основные мотивы научно-исследовательской деятельности преподавателей университета, как важнейшее условие реализации мотивационного потенциала.
В статье представлено описание хода и результатов исследования деятельности преподавателей, что позволяет анализировать тенденции развития мотивационной сферы различных возрастных и должностных групп. Сформулированные выводы представляют практический интерес и позволяют планировать дальнейшее исследование.
В целом работа соответствует требованиям, предъявляемым к научным статьям, она содержит теоретическое обоснование проблемы, а также достаточно подробное описание хода эмпирического исследования и полученных результатов. Статья рекомендуется к публикации в журналах, включенных в перечень ВАК.
Рецензия на статью А.П. Журавлев «Категоризация действительности как часть когнитивной функции языка»
© 2017 В.М. Савицкий
Доктор филологических наук, профессор кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации Самарского государственного социально-педагогического университета
В рецензируемой статье (с.62-66) рассматривается категоризация действительности как инструмент для организации массива концептов и построения иерархически упорядоченной языковой картины мира. Темой статьи является история становления когнитивной лингвистики