ДИАЛОГ КУЛЬТУР
И.В. Малыгина
РОССИЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ РАЗЛОМОВ ЗАПАДА И ВОСТОКА*
Тема цивилизационной идентичности России, которая формировалась на границе культурных миров Запада и Востока, а потому содержит в своих глубинных слоях латентный цивилизационный конфликт, на протяжении, по меньшей мере, двух последних столетий занимала центральное место в отечественном социально-гуманитарном дискурсе. Тем не менее в своем решении эта проблема до сих пор не приведена к «общему знаменателю» даже в рамках евразийских концепций.
Казалось бы, глобализация ставит точку в споре двух равновеликих цивилизаций - Запада и Востока. Но в том-то и дело, что культура оказалась самым непредсказуемым и плохо управляемым игроком в сценарии глобального проекта: чем прозрачнее становились территориальные и государственные границы, тем больше нарастала плотность культурно-цивилизационных границ.
Линии наиболее глубоких разломов в современном мире пролегли по культурным границам государств и цивилизаций, а глубина «разломов» сегодня определяется не столько разницей в уровнях экономического развития, сколько возможностью примирения мировоззренческих установок, религиозных и нравственных
* Малыгина И.В. Российская идентичность в контексте цивилизационных разломов Запада и Востока // Мир культуры и культурология: Альманах Научно-образовательного культурологического общества России. - СПб., 2015. - Вып. 4. -С. 309-314.
Российская идентичность в контексте цивилизационныхразломов
традиций, исторически сложившихся образов жизни взаимодействующих сторон.
Как отмечает М. Кастельс, в ситуации эфемерности культурных проявлений «идентичность становится главным, а иногда и единственным источником смыслов» (цит. по: с. 309). Именно идентичность становится объяснительным принципом нового противостояния Запада и Востока, как будто бы и сошедших со своих мест, но продолжающих демонстративно манифестировать собственный цивилизационный выбор, причем далеко не всегда в дружественной форме.
Культурные сценарии и цивилизационные столкновения в XXI в. зачастую выходят к глубинному противоречию традиционности и модернизации, наиболее адекватному цивилизационной оппозиции Запад - Восток. Конец ХХ - первое десятилетие XXI в. стали по выражению А.Я. Флиера, «эпохой восстания традиционалистов», возникшей как реакция на вторжение индустриальной культуры «на территорию традиционных культур к востоку от Европы» (цит. по: с. 310).
Взаимоотношения традиционности и модернизации в современной культурной ситуации содержат в себе потенциальный конфликт, который разворачивается преимущественно, на оси «Восток - Запад». Поскольку именно эти цивилизации стали в современной культуре символами, в первом случае, традиционности с ее силой обычая, а во втором - превосходства «логоса» и последовательного рационалистического преодоления традиции. Поэтому именно в плоскости Запад - Восток обнаруживают себя самые глубокие разломы современного многополярного мира. Более того, теперь данное противостояние не ограничивается больше сопротивлением ценностям западной цивилизации со стороны некоторой части исламского Востока. Не менее жестким оно неожиданно оказалось на Украине, о чем свидетельствует гражданская война, развернувшаяся на глазах всего мира и расколовшая страну на Запад и Восток.
Этот вывод фиксирует один из наиболее тревожных рисков для России, цивилизационная идентичность которой исторически формировалась на границах культурных миров Востока и Запада, а рефлексия на эту тему всегда содержала в себе неразрешимую проблему. Если Петр Чаадаев утверждал: «Мы не принадлежим ни к Востоку, ни к Западу, и у нас нет традиций ни того, ни другого»
И.В. Малыгина
(цит. по: с. 311), то Н.А. Бердяев, напротив, говорил о неразрывности и одновременно неизбывном конфликте восточного и западного начала в русской душе. Была и третья точка зрения, согласно которой Россия оказывается то ли отдельным «третьим культурным материком между Европой и Азией» (Г.П. Федотов), то ли границей, за которой соединение западных и восточных традиций оборачивается столкновением двух систем не дружественных сил.
Очевидно, что в поисках цивилизационно-культурной идентичности Россия исторически тяготела к западноевропейской модели, особенно после Петровской реформы, которая, как написал в свое время Г. Федотов, «вывела Россию на мировые просторы, поставив ее на перекрестке всех великих культур Запада, и создала породу русских европейцев» (цит. по: с. 311). Но, с другой стороны, даже важнейший идентификационный признак - принадлежность к христианскому миру - Россия унаследовала не из Рима, как большинство европейских народов, а с Востока, из Константинополя.
Особенность российской культуры такова: веками здесь переплелись славянские культурные традиции с византийской, западноевропейской, мусульманской и языческой кочевой культурой. Поэтому при всех естественных проявлениях глобализма и ориентации на модернизационное развитие, ментально и культурно Россия несвободна от восточного традиционализма. Именно в идентификационном диапазоне Запад - Восток (причем Восток исламский) сегодня обнаруживает себя внутригосударственное, внутринациональное напряжение.
Глобальной культуры не случилось, современный мир по-прежнему артикулируется в терминах «Запада» и «Востока» как «своих» и «чужих», и Россия по-прежнему балансирует на границе, заключает автор.
Э.Ж.