Научная статья на тему 'И СНОВА "РОССИЯ, ЗДРАВСТВУЙ!" - В ДЕВЯТЫЙ РАЗ ПРИНОШЕНИЕ ПЕТРУ ВЕЛИКОМУ В ДЕНЬ ЕГО 350-ЛЕТИЯ'

И СНОВА "РОССИЯ, ЗДРАВСТВУЙ!" - В ДЕВЯТЫЙ РАЗ ПРИНОШЕНИЕ ПЕТРУ ВЕЛИКОМУ В ДЕНЬ ЕГО 350-ЛЕТИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЁТР I / ВЫСТАВКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / ПЕТРОВСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК И ИСКУССТВ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОСВЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Красноярский Влад

Рассказывается о 9-й выставке, организованной в рамках юбилейных мероприятий в честь 350-летия со дня рождения Петра I. Посетители познакомились с картинами художников-членов Петровской академии наук и искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONCE AGAIN, "HELLO, RUSSIA!" - FOR THE NINTH TIME OFFERING TO PETER THE GREAT ON HIS 350TH ANNIVERSARY OF THE BIRTH

The article deals with the 9th exhibition, organized as a part of the anniversary events in honor of the 350th anniversary of the birth of Peter I. Visitors got acquainted with the paintings of artists and members of Petrovsky Academy of Sciences and Arts.

Текст научной работы на тему «И СНОВА "РОССИЯ, ЗДРАВСТВУЙ!" - В ДЕВЯТЫЙ РАЗ ПРИНОШЕНИЕ ПЕТРУ ВЕЛИКОМУ В ДЕНЬ ЕГО 350-ЛЕТИЯ»

УДК 18.11.45+ 75.044 ГРНТИ 37.036

И СНОВА «РОССИЯ, ЗДРАВСТВУЙ!» -В ДЕВЯТЫЙ РАЗ

Приношение Петру Великому в день его 350-летия

Влад Красноярский

Петровская академия наук и искусств

Россия, 191002, г. Санкт-Петербург, Разъезжая ул., 9, лит. А, пом.12-Н; pani.andreeva@yandex.ru

Рассказывается о 9-й выставке, организованной в рамках юбилейных мероприятий в честь 350-летия со дня рождения Петра I. Посетители познакомились с картинами художников-членов Петровской академии наук и искусств.

Ключевые слова: Пётр I, выставка изобразительного искусства, Петровская академия наук и искусств, патриотическое воспитание, просвещение.

ONCE AGAIN, "HELLO, RUSSIA!" — FOR THE NINTH TIME

Offering to Peter the Great on his 350th anniversary of the birth

Vlad Krasnoyarsky

Petrovsky Academy of Sciences and Arts

Russia, 191002, St. Petersburg, ul. Razezhaya, 9, Lit. A, pom.12-N; pani. andreeva@yandex. ru

The article deals with the 9th exhibition, organized as a part of the anniversary events in honor of the 350th anniversary of the birth of Peter I. Visitors got acquainted with the paintings of artists and members of Petrovsky Academy of Sciences and Arts.

Keywords: Peter I, a fine arts exhibition, Petrovsky Academy of Sciences and Arts, patriotic education, enlightenment.

Начало традиции положено в 2012 году, после очередного съезда академии, где речь шла и о необходимости активизировать работу по патриотическому воспитанию. Тревогу вызывало проникновение в нашу культуру иностранщины. Она и сейчас, когда от нас во всех сферах отгородился Запад, живёт и побеждает. Мы великая страна во всех смыслах, но с русской идентичностью, предполагающей, кроме всего прочего, «солидарность с судьбой русского народа», всё не так-то просто.

Несмотря на болезнь общества, до конца ещё не осознавшего губительное влияние на нас зависимости от Запада, а может быть, благодаря болезни, россияне предпринимают попытки остановить движение в никуда — лечение доктор прописал. С Западом у нас нет будущего, если он считает важным и нужным разрушение, к примеру, традиционных семейных ценностей и принимает решение отказаться от слов «мать» и «отец».

© Красноярский Влад, 2022

Наша академия ПАНИ не на словах, а на деле противостоит процессам, которые приводят к воспитанию недочеловеков, убеждённых в том, что чёрное — это белое, и вбивающих в головы молодёжи идеи, ведущие к саморазрушению. Вот конкретное наше дело: выставка академиков «Россия, здравствуй!»

На открытии 9-й выставки Петровской академии наук и искусств 7 июня 2022 года в библиотеке имени В.В. Вересаева художница, член-корреспондент ПАНИ Галина Михайловна Семиглазова сказала: «Уже в зрелом возрасте я задумалась над глубинным смыслом обычного приветствия при встрече: здравствуй! — это же пожелание здоровья, а "Россия, здравствуй!" — здоровья нашей великой России, и когда 23 июня 2012 года по предложению руководителя секции МО ПАНИ «Изобразительное искусство» Владимира Семёновича Кузнецова открылась в библиотеке имени С.П. Боголюбова первая тематическая

выставка под названием "Россия, здравствуй!", я это начинание горячо поддержала».

Каждый год наши мастера готовили для экспозиции свои работы, в которых показывали матушку-Расею во всей красе, и значительная часть произведений отражала духовную жизнь русского человека, любящего Родину, её природу, знающего историю страны, великих людей. На живописных полотнах изображали православные храмы.

Но в этом году предложено художникам раскрыть в своих работах взгляд на личность Петра и его деяния. Из двадцати произведений сложилось общее полотно, позволяющее зрителю понять, с одной стороны, масштаб этой исторической личности, а с другой — поразмышлять о Петре как о человеке. Получилось достойное приношение первому императору России в честь его 350-летия.

Во всех девяти выставках «Россия, здравствуй!» в первых рядах — Галина Семи-глазова, причём она всегда готовила своё новое слово о России. И в этот раз она удивила, создав эпическое, по сути, жанровое произведение углём на бумаге «Я знаю — город будет!» (рис. 1). Оно о силе характера человека, которого недаром прозвали Великим, о главном детище его — Петропавловской крепости.

Рис. 1. Галина Семиглазова. «Я знаю — город будет!»

«Я просмотрела все фильмы о последнем русском царе, и мне запал в душу образ, созданный Дмитрием Золотухиным в дилогии Сергея Герасимова: «Юность Петра» и «В начале славных дел». Этого же актёра пригласил на роль Петра Алексеевича Илья Гурин в 9-серийный телефильм «Россия молодая». Как мне кажется, Дмитрий Золотухин и его режиссёры попали в яблочко, показав героя

с разных сторон: и как взрывного, темпераментного человека с необузданным нравом, и как реформатора, свою жизнь положившего на плаху ради великой цели — укрепления государства».

Галина Семиглазова уже получила диплом «За высокий профессиональный художественный уровень и яркий творческий талант» за этот этюд, представленный в выставочном зале Тушинского товарищества художников. Галина Михайловна работает над второй частью диптиха под названием «Флоту быть».

Портретный жанр — один из сложных, однако, художник, задумывая создать образ исторической личности, вряд ли посчитает интересным передать лишь черты лица, а они, мягко говоря, разные на полотнах мастеров конца XVII — начала XVIII века. Известны около двадцати прижизненных изображений самодержца, и большая часть принадлежит кисти иностранцев: французов, голландцев, датчан, англичан... И лишь единственный портрет написал русский живописец Иван Никитин (рис. 2). Кстати, он считается вообще первым портретистом в истории отечественной живописи. Иван Никитич учился искусству во Флоренции и в 1715 году стал придворным художником русского царя.

Рис. 2. Иван Никитич Никитин «Портрет Петра на фоне морского сражения» (фрагмент)

Есть точные архивные данные о том, что царь позировал мастеру дважды: в 1715 и 1721 годах. Пожалуй, этот облик с портрета Петра I на фоне морского сражения чаще всего исполь-

зовали художники, захотевшие приобщиться к ряду избранных, изображающих Петра уже после его смерти.

Ольга Иванова-Мерер, член-корреспондент ПАНИ из Санкт-Петербурга, привезла в Москву три полотна на тему выставки, и на одном из них она воплотила свои мысли об императоре, обратившись всё к тому же Сергею Апполинариевичу. Разумеется, у неё наш герой иной, нежели у Семиглазовой. «На историческом портрете важную роль играет и одеяние, — размышляет Ольга, — а в своих фильмах Герасимов добивался абсолютной точности в создании атмосферы петровской эпохи, и я заимствовала это у великого советского режиссёра. А при изображении черт лица я включила воображение и отошла от фотографической точности идентичности актёра. Но соблазн был, ведь я общалась с Дмитрием Золотухиным, и впечатления от минут встречи я хотела заложить в портрет, который назвала «В начале славных дел». Получилось. И с этим не поспоришь (рис. 3 на цв. вкл.).

Много на выставке пейзажей, городских, конечно, петербургских. И Ольга Иванова-Мерер не преминула признаться в любви городу на Неве поэтично, красиво и трогательно (рис. 4, 5 на цв. вкл.).

Продолжить размышления о выставке, её многоплановости можно, обратившись к скульптурному образу Петра. Модель памятника «Юность Петра» сделал Ростислав Кобзев, окончивший Пушкинский лицей (рис. 6). Работу сына прокомментировал его отец Сергей Васильевич Кобзев, известный петербургский художник-монументалист, основавший музей в Ладоге «Путь русской славы», в котором значительное место отведено произведениям, отражающим значимость в русской истории Петровской эпохи.

«Ростислав в своей скульптуре воплотил идею возрождения русской государственности, — даёт пояснение Сергей Васильевич, — жизнь Петра — это великий подвиг. В его руке посох (трость), что подчёркивает мысль: царю есть на что опереться, на землю, на народ, который поверил ему и ценой огромных жертв вывел Россию на лидирующие позиции в Европе. Есть хорошее русское слово: поступь. Именно таким твёрдым, уверенным шагом он вёл страну к многочисленным победам, и военным, и экономическим, и научным».

Сергей Кобзев преподнёс в дар библиотеке и МО ПАНИ несколько своих изданий,

богато оформленных и содержательных, в частности, «Русские царевны Ярославны», иллюстрированные четырьмя художниками из семьи Сергея Васильевича.

Именно с Петра Великого началось восхождение России на новый интеллектуальный уровень. Он основал нашу академию в 1724 году — Российскую академию наук и всяческих искусств. Его стремление к просвещению народа — вот что читается в сложной многокомпонентной композиции академика Омара Године-са, кубинского художника, окончившего Суриковский институт и внимающего истокам русской культуры, как это может сделать даже не всякий русский.

Рис. 6. Ростислав Кобзев. «Юность Петра».

Модель памятника

Казалось бы, как можно через коллаж, собранный из фотографии, старого телевизора, автопортрета Пушкина, даже нескольких рисунков поэта, пистолетов, напоминающих те, роковые, выстрелы из которых прозвучали в феврале на Чёрной речке, а ещё надписи, надписи, надписи — все на испанском языке — это переводы строчек Александра Сергеевича, правнука арапа Петра Великого Ганнибала.

Переводы сделаны, конечно, в новые времена, и таким образом, произведение Омара воспринимается как симбиоз времён: петровских, пушкинских и нынешних. Композиция Омара Годинеса — это ещё и дань памяти великому русскому писателю, автору неоконченного романа «Арап Петра Великого» (рис. 7 на цв. вкл.).

Город Санкт-Петербург строился как северная Венеция, оттого, наверное, подобно всему итальянскому, воспринимается нами как романтическое, эмоциональное, экспрессивное. Своей фирменной сочной сине-зелёно-жёлтой палитрой на большой изобразительной площади академик Евгений Окиншевич поёт оду Петру, покорителю морских пространств. В парусах ощущается та лёгкость, с которой рифмуется водная стихия, простор, воля, свобода (рис. 8 на цв. вкл.). И это, к тому же, просто красиво написано. Вот что сказал о мотиве композиции своей работы Евгений Анатольевич: «Представлявшийся на верфях в Европе простым пушкарём Пётр I создавал корабельное дело у себя на Родине в роли и главного вдохновителя, и конструктора, и обычного плотника. Царь благословляет отходящий от причала корабль — лишь ему одному доступным благословением зачинателя российского флота и того, кто взял на себя ответственность кардинально поменять уклад жизни огромной страны. Белые паруса плавно переходят в облака, столь же невесомые, как идеи и устремления человека, которые, однако повелевают народами и перекраивают географические карты — совсем как лёгкие полотнища уносят в неведомую даль сотни тонн дерева, металла и грузов».

Не мудрствуя лукаво, академик Пётр Ов-ченков из Нижнего Тагила написал вполне реалистическую картину «Крепость "Орешек"», и она трогает русского человека до глубины души истоком Невы, видом на Ореховый остров, своей перспективой с башнями и небом, на котором светятся облака (рис. 9 на цв. вкл.). Это в часе езды от Питера, но и здесь солнечная погода — большая редкость. В будущем году крепости исполнится 700 лет. Древний форпост был заложен новгородцами. До Петра целых 90 лет крепость считалась шведской. Так что императору пришлось практически с нуля (небольшая крепость не в счёт) прорубать окно в Европу. И прорубил (рис. 10 на цв. вкл.).

Поэзией дышит картина Надежды Лебедевой, члена-корреспондента ПАНИ. Она не

уводит нас во временные дали — художнице импонирует Северная Пальмира нынешняя, сегодняшняя. И в «Дождливом вечере», и в ещё спящем городе видится тонкая, изящная, трогательная душа автора, Надежды (ах, какое имя!). Всё так красиво выписано, что непременно хочется сесть на поезд и умчаться на берега Невы (рис. 11 на цв. вкл.). Автор и названия своим «деткам»-картинкам даёт стихотворные. И как тут не запоёшь, читая надпись под её живописным «рассказом»: «Город над вольной Невой...» (рис. 12 на цв. вкл.)!

По центру экспозиции размещены значимые, знаковые произведения. «Петергоф» Августы Оранской, академика ПАНИ, относит нас к 1710 году, когда была возведена парадная загородная резиденция императора. Он после победы над Швецией совершил путешествие во Францию, где изучил планировки блистательных королевских резиденций: Шаузи, Трианона и Версаля, где особое внимание уделялось разнообразным техническим решениям, деталям устройства парков и фонтанов. В 1716 году царь выписал из Франции архитектора Александра Леблона, назначив его генерал-архитектором будущего Петергофа. И об этом уникальном творении Августа Оранская рассказала своим языком, которому присуща скрупулёзная выверенность в композиции. Всё на своих местах: и дворец, и фонтаны, и офицеры на прогулке в парадных мундирах петровского времени. Точна художница и в изображении нарядов семейной пары и их дочери — всё в духе того времени (рис. 13 на цв. вкл.). Изящно и в то же время просто, естественно, достойно. Есть ощущение торжественности и праздника. Всё — с налётом вольготности.

Символами этой же атмосферы наполнено полотно Дмитрия Небогатова «Петербургские грёзы» (рис. 14 на цв. вкл.). Тут и нечто круглое на небе, напоминающее солнце, но с человеческим ликом, и юноша, который обрёл в своих мечтах крылья архангела и спустился на берег Невы, дабы защитить свою возлюбленную от бед и напастей (у него в руках меч), а она оторвалась от земли, вот-вот превратится или в булгаковскую Маргариту, или в шагаловскую даму, летящую над городом (сюрреалистичность живёт и процветает!). Вот насколько сильно может разыграться воображение, когда смотришь на это полотно. Грёзы вызывают страстное волнение.

По той же центральной оси экспозиционной площади внимание зрителей привлекает

Рис. 3. Ольга Иванова-Мерер. «В начале славных дел. Рис. 4. Ольга Иванова-Мерер. «Шхуна «Балтиец» на Портрет Петра I» набережной лейтенанта Шмидта»

Рис. 5. Ольга Иванова-Мерер. «Петербург. Поцелуев мост»

Рис. 7. Омар Годинес. «Правнук арапа Петра Великого»

Рис. 8. Евгений Окиншевич. «Паруса Петра»

Рис. 10. Пётр Овченков. «Крепость "Орешек"»

Рис. 11. Надежда Лебедева. «Дождливый вечер»

Рис. 12. Надежда Лебедева. «Город над вольной Невой»

Рис. 13. Августа Оранская. «Петергоф» Рис. 14. Дмитрий Небогатов. «Петербургские грёзы»

размещённый здесь «Портрет невесты Ибрагима, арапа царя Петра I» академика, профессора изобразительного искусства Киры Гавриловой (рис. 15 на цв. вкл.). Женский образ светел, находится в ореоле света. Вот так светозарно представила в своём воображении автор девушку, покорившую сердце африканского юноши Абрама Петровича Ганнибала. Он был девятнадцатым ребенком абиссинского князька, вассала турецкого султана, привезённого мальчиком из Стамбула в Петербург. По неподтверждённым данным, царь женил на некоей Наталье Ржевской, но это выдумка киношников. На самом деле документально подтверждено венчание Абрама с Евдокией Андреевной Диопер уже в 1731 году (Петра уже не было в живых), она ему изменяла, и арап женился на Христине фон Шаберг, которая родила от него 4 дочери и 5 сыновей. На полотне Киры Гавриловой — девушка, которая сияет от счастья, и это наводит на мысль, что мы имеем дело с образом Христины. Впрочем, это не тема для размышления. Это искусство Киры Гаври-ловой, интересное, интригующее, завораживающее.

Наша академия всегда рада участию в проектах молодёжи. Уже в который раз на наше предложение создать что-то новое по определённой теме отозвалась академик Светлана Ру-дягина, которая руководит студией в ДДТ «Родник» (Химки), и её ученица Валерия Му-зыкантова вдохновилась на создание произведения о Петре Великом, его эпохе.

На открытии всегда даём слово не только художникам, но и академикам из других секций. Академик, профессор театрального искусства, Союза театральных деятелей России Светлана Волошина-Андрийчук сделала развёрнутый анализ проекта:

«Живописными страницами истории предстало собрание картин на этой выставке — истории, вызывающей современный интерес, рождающей чувство, живую оценку, мысль... и образ, что заставляет идти за художником и погружаться в его мир. Многогранно раскрывается в картинах личность Петра: царь-работник и волевой император, он созидатель, изучающий науки, и непреклонный реформатор. Известно, что для одной части России он был одиозной фигурой, но для другой — выдающимся деятелем. И его деяния, его слава и победа, среди которых создание российского флота и строительство Петер-

бурга, образно отразились на современных полотнах.

Картина Искана Ильязова «Окно в Европу. Все флаги в гости будут к нам» — единственная работа в жанре абстракции на морскую тему (рис. 16 на цв. вкл.). Она рождает многочисленные ассоциации. Кажется, что это необычная цветовая формула, по которой художник выстраивает своё изображение. Здесь каждая краска подобрана по тону и в своей пропорции. Вертикально выстроившиеся флаги торговых судов похожи на нос показавшегося корабля, идущего по морю навстречу тёплому солнцу. Здесь подобрана яркая палитра: жёлтый, голубой, красный, синий, белый, оранжевый. Настроение у картины радостное и торжественное. Вместе с этим на ум приходит новая ассоциация, чему также способствует цвет большого внешнего фона (благородный серый цвет петроль) — кажется, что это китель адмирала, а цветные флаги — орденские планки на кителе. И вот в картине уже читается радость и торжество парада.

Противоположны этим ярким цветам и чётким контурам две другие картины. Они посвящены Петербургу и воспевают город на Неве.

Картины с выставки вновь и вновь обращают нас к ходу истории, к её событиям и дням. Стремясь к прогрессу, движению вперёд, к развитию страны, развитию наук и искусств, государь Пётр I зачастую выступал первопроходцем. Так в 1723 году по приказу Петра Великого была доставлена в Москву первая светлая бакинская нефть, подвергнутая перегонке в главной московской аптеке, дабы изготовить лекарственные бальзамы. Годы правления Петра Великого имели огромное значение для России».

Пространную саморецензию в виде философского осмысления темы о Петре сделал академик, профессор изобразительного искусства Искандер Ильязов (Искан): «Сейчас страна празднует 350 лет Петру Первому. Я считаю своим почётным долгом участвовать в коллективной выставке картин в Петровской академии наук и искусств к 350-летию основателя моей академии. Выход к морю был нужен России как хлеб, как воздух. Мне захотелось показать на картине энергию прорыва в широкий мир и зарождение другой, новой, сильной и яркой энергии в стране — в надежде, что история повторится.

Я ставил себе двоякую задачу: пластическую и историческую, вернее, историко-торговую, не зря я оканчивал Плехановский институт — ныне Российскую экономическую академию — и не зря я проработал десять лет в Торговой палате.

Пластическую задачу я решал в торжественном, ярком и гармоничном ключе на дополнительных цветах.

Историко-торговую задачу я решал так, чтобы изображаемые флаги были сегодня узнаваемы, чтобы они обозначали тогдашних торговых партнёров России и по возможности уменьшались в размерах по убыванию объёма товарооборота.

Я соблюдал историческое соотношение размеров по длине и ширине каждого флага и строил их снизу вверх, как лестницу, сверив цвета и формы флагов (по состоянию на начало XVIII века). Начал с рамки довольно редкого цвета петроль, с оранжевым сочетается, особенно через голубое небо, но писал я небо в последнюю очередь. Рамка символизирует стену, в которой Пётр прорубил окно — окно ближе к квадратной, чем к прямоугольной форме, как было принято в непарадных постройках в те времена.

Первый и самый большой на моей картине не нынешний вариант флага Нидерландов, а тогдашний, идущий от Вильгельма Оранского, с его оранжевым полем, который к тюльпанам отношения не имеет. Нынче верхняя часть флага не оранжевая, а красная. Голландия была Петру второй родиной, завёрнут он был на ней.

Затем идут флаги других основных торговых партнёров России — у кого вообще были флаги — Швеции, Дании и Испании. Дело в том, что у подавляющего большинства стран торговых флагов не было, а были полотнища с гербами владетельных суверенов.

Верхний флаг — как последняя ступенька лестницы в небо, и спорно, лишний он или нет, чисто изобразительно, но я поставил его после долгих колебаний последним. Это флаг не Монако, хотя совпадает один к одному — тогда суда Монако не ходили в Россию, да и сейчас у Монако нет торговых судов. Это флаг Любека. Но мне он дорог. Ведь главным торговым партнёром России во времена Петра Первого была не его любимая Голландия, а Ганза, конгломерат вольных городов Северного моря.

Я лично знал начальника юр. отдела Торговой палаты Любека, и мы общались с ним в Таллине, уважаемом ганзейском городе.

Ностальжи. Любек был столицей Ганзейского Союза, а у Ганзы никогда не было своего флага. Когда шла война между Россией и Швецией, Россия получала шведские товары через Ганзу, и стратегическим товаром были знаменитые шведские чугун и железо первого передела, из них ковалось русское оружие.

Ступени величия России, ступени лестницы в небо, ступени гармонии.

А моя трёхлетняя внучка, увидев картину на айпаде, сказала «Ой, какие красивые кубики! Хочу!».

Несправедливым будет не отметить горячее желание принять участие в проекте Юрия Лютера, члена ПАНИ, который около года специально для экспозиции делал диптих, два мощных произведения: «Северная война» (размер 116 х 100) и «Император Всероссийский» (133 х 117) — монументальные работы, через которые автор делится своим взглядом на личность Петра-полководца, самодержца, созидателя, реформатора (рис. 17). Художник видит в нём человека с сильным, волевым характером, который способствовал реализации всего, что задумывал.

Уникальна не только живописная часть произведений, но и авторские рамы — из дерева и бронзы, массивные, внушительные, гармонично сочетающиеся с изобразительным пространством. Так случилось, что автор не смог эти тяжёлые работы доставить на выставку, но их фото войдут в буклет. Художник старался. Честь ему и хвала!

Всегда интересно мнение искусствоведа, академика ПАНИ, профессора МГИК Ольги Петровой:

«Память о великом реформаторе не ослабевает, а продолжает бурлить. Представленные работы выдержаны в разных стилях, от классики до авангарда, выполнены в различных техниках: есть и масло, и акрил, и пастель, и акварель, и уголь, и монотипия. Из Петербурга даже прибыл макет скульптурного памятника молодому Петру. Картины различны по размерам и цветовой гамме, но все отражают огромный интерес к личности Петра и его прекрасному детищу — городу Санкт-Петербургу. Выставка производит сильное впечатление, передаёт разные аспекты деятельности Петра, отражает этапы формирования его личности», — заключила Ольга Геннадьевна. На открытии выставки выступили академики Николай Горский-Чернышев, заслуженный художник России, доцент кафедры

живописи Московского художественного ин- подчеркнули высокий художественный уро-ститута имени В.И. Сурикова, и Александр вень проекта и профессионализм в исполнении Голышев, доцент того же вуза и ВГИКа. Они задуманного.

Рис. 17. Юрий Лютер. Диптих Часть 1-я. «Северная война» Часть 2-я. «Император Всероссийский»

Было уделено значительное время и научным докладам. Основной сделала доктор исторических наук, кандидат филологических наук, академик, профессор Лола Звонарёва, которая осветила один из важных аспектов, оказавших существенное влияние на формирование Петра Великого как лидера нации, владеющего всеми качествами, позволившими императору поднять Россию на новый уровень. Лола Уткировна построила свой материал на исследованиях жизни и деятельности великого белорусского просветителя Симеона Полоцкого, который был наставником царевича Алексея, отца Петра Великого, а впоследствии также, как пишут историки, «присматривал за воспитанием царевича Петра». Лола Звонарёва провела презентацию своей новой книги «Переступив порог мастерской», в которой размещены статьи, посвящённые взаимовлиянию различных областей искусства и литературы.

Член-корреспондент ПАНИ Андрей Тернов поделился своими исследованиями происхождения рода Нарышкиных, из которого вышла мать Петра Великого — Наталья Кирилловна. Корни рода — в городе Кашира, где живёт и творит Андрей Тернов, руководитель

литобъединения «Зодиак», член Союза писателей России.

Интересное сочинение о Петре Первом, продуманное, чувственное и почтительное, написал учащийся школы журналистики ДДТ «Созвездие» г. Химки, 8-классник Алексей Мкртычян. Юноше вручён Диплом Гран-при в нашем академическом конкурсе, посвящённом 350-летию Петра.

Празднично и торжественно прошло вручение дипломов вновь избранному академику ПАНИ, художнику Августе Васильевне Оранской и члену-корреспонденту Ирине Анатольевне Кайновой, доценту Российской академии музыки имени Гнесиных. Она композитор, и на встрече прозвучали в записи её сочинения. Академикам они пришлись по душе. Коллегу поздравил с избранием академик ПАНИ, профессор РАМ имени Гнесиных Виктор Степанович Ульянич.

«Пополнение рядов академии — дело нужное и славное, — сказал профессор, — я с большим удовольствием дал рекомендацию Ирине Анатольевне: её знаю давно как человека талантливого, честного и умного. Наша РАМ ею гордится. И она сделает всё для того, чтобы внести свой вклад в развитие МО ПАНИ».

Радостным был момент поздравления члена академии Владимира Николаевича Захарова (Полторжицкого), заслуженного поэта Подмосковья, актёра и переводчика с 70-летием. Президиум ПАНИ наградил коллегу медалью «За верность России» и премией имени Н.А. Некрасова. Достойным людям — достойные награды. Режиссёр и актриса Светлана Волошина-Андрийчук подготовила небольшое театрализованное поздравление в честь человека, которого все уважают и любят. Он недавно блестяще сыграл в её спектакле, поставленном по «Невыдуманным рассказам о прошлом» Викентия Викентьевича. Академик Валерий Чурилов подарил Владимиру Николаевичу свою картину, написанную накануне. Известная писательница, академик ПАНИ

Влад Красноярский — поэт и журналист; Московское отделение ПАНИ; vladi-kuzne@ya.ru

Елена Михайловна Глазкова преподнесла в подарок юбиляру свою новую книгу, только что полученную ею в издательстве, «Познавательные сказки».

Учёный секретарь МО ПАНИ, академик, заведующий библиотекой № 6 имени В.В. Вересаева Светлана Николаевна Жуликова, как всегда на наших академических встречах, обобщила всё, что происходило в течение трёх часов:

«И выставка, которую можно назвать уникальной, и выступления наших учёных с докладами — достойное приношение Петру Великому, к его юбилею. Все отнеслись к проекту, посвящённому основателю нашей академии, очень ответственно, с душой. Будем и дальше жить в таком же духе.

Vlad Krasnoyarsky — Poet and Journalist; Moscow branch of PASA; e-mail: vladi-kuzne@ya.ru

18.08.2022 г.

150 лет со дня рождения русского писателя, путешественника, этнографа Владимира Клавдиевича Арсеньева (1872-1930)

Родился 10 сентября в Санкт-Петербурге. Окончил Санкт-Петербургское пехотное юнкерское училище. Служил в 14-й пехотном Олонецком полку в г. Ломжа Привисленского края. Добился своего перевода в Приамурский военный округ. 1 (14) мая 1900 г. в чине поручика переведён в 1-й Владивостокский крепостной пехотный полк, участвовал в военных действиях у города Сахалян.

В 1901 г. стал членом Владивостокского общества любителей охоты, через год — заведующим охотничьей командой полка, в обязанности которой входило картографирование и разведка местности. 16 (29) мая 1903 года Арсеньев стал действительным членом Общества изучения Амурского края. 1906 г. отправился в первую большую экспедицию в горную область Сихотэ-Алиня от залива Святой Ольги до бухты Терней и систему истоков реки Уссури. Путешественники наносили сведения на карту, делали фотографии и составляли подробные описания. В следующей экспедиции 1907 г. продолжил изучать восточные склоны Сихотэ-Алиня и бассейны рек Иман и Бикин. За семь месяцев группа прошла более 1000 верст, пережила две голодовки и зимнюю стужу без тёплой одежды, которую унесло с лодкой. Но самой тяжёлой стала третья экспедиция 1908-1910 гг. За 19 месяцев путешественники обследовали север Уссурийского края в нижнем течении Амура.

В 1910-1919 гг. Арсеньев параллельно с военной службой работал директором Хабаровского краеведческого музея. После переезда во Владивосток заведовал этнографическим отделом Приморского музея. Обширный материал, собранный им во время экспедиций, пополнил коллекции Хабаровска и Владивостока, музеев Московского и Казанского университетов, этнографического отдела Русского музея. Владимир Арсеньев состоял более чем в 20 научных обществах, включая Русское географическое общество и Британское Королевское географическое общество.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1920-х годах ученый побывал в экспедициях на Камчатке, Командорских островах, прошёл по маршруту Советская Гавань — Хабаровск. Он преподавал и читал выездные лекции, консультировал кинематографистов и писал книги.

Владимир Арсеньев умер 4 сентября 1930 года от пневмонии, которой заболел в экспедиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.