Научная статья на тему 'И. С. Юмашев в Кронштадтской школе юнг'

И. С. Юмашев в Кронштадтской школе юнг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
247
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Colonial Studies
Область наук
Ключевые слова
И.С. ЮМАШЕВ / РОССИЙСКИЙ ФЛОТ / РУССКИЙ ИМПЕРАТОРСКИЙ ФЛОТ / КРОНШТАДТ / КРОНШТАДТСКАЯ ШКОЛА ЮНГ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гордеев Пётр Николаевич

В статье впервые на основании ранее неизвестных архивных источников исследован ранний период биографии выдающегося советского флотоводца, адмирала И.С. Юмашева. В 1912-1914 гг. он проходил обучение в Кронштадтской школе юнг, где не только впервые познакомился с флотом, получил начальное военно-морское образование, но и существенно расширил свой кругозор и практические навыки моряка в длительном плавании на крейсере «Богатырь». Приобретенный в школе опыт пригодился Юмашеву в его дальнейшей флотской службе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «И. С. Юмашев в Кронштадтской школе юнг»

УДК: 94(1912-1914)

И.С. Юмашев в Кронштадтской школе юнг

П.Н. Гордеев1

В статье впервые на основании ранее неизвестных архивных источников исследован ранний период биографии выдающегося советского флотоводца, адмирала И.С. Юмашева. В 1912-1914 гг. он проходил обучение в Кронштадтской школе юнг, где не только впервые познакомился с флотом, получил начальное военно-морское образование, но и существенно расширил свой кругозор и практические навыки моряка в длительном плавании на крейсере «Богатырь». Приобретенный в школе опыт пригодился Юмашеву в его дальнейшей флотской службе.

Ключевые слова: И.С. Юмашев, российский флот, Русский императорский флот, Кронштадт, Кронштадтская школа юнг.

Выдающийся отечественный флотоводец, адмирал, военно-морской министр в 1950—1951 гг. Иван Степанович Юмашев впервые познакомился с флотской службой в Кронштадтской школе юнг. Важным обстоятельством, подвигнувшим его (в то время — писаря волостной канцелярии села Капустин Яр Царевского уезда Астраханской губернии) на поездку в далекий Кронштадт, было тяжелое материальное положение семьи (в 1909 г. скончался отец, С.И. Юмашев, и семья осталась без главного кормильца)2. Тут и попался на глаза Ивану один из более чем

Тордеев Пётр Николаевич — канд. ист. наук, доцент, Российский государственный педагогический университет, 191186, Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, 48; petergordeev@mail.ru

Gordeev Petr Nickolaevich - PhD in history, associate professor, State Pedagogical University of Russia, 191186, Saint-Petersburg, Moika embankment, 48; petergordeev@mail.ru

2Булах К.Г. Страницы жизни флагмана Юмашева. СПб., 1999. С. 18, 19; Юмашев И.С. Автобиография // Рукописно-документальный фонд Центрального военно-морского музея (ЦВММ). № В-20128. ЛЛ. 1-2. Занятия И.С. Юмашева письмоводством подтверждаются и официальными документами военно-морского ведомства. Так, в составленном в 1916 г. «Обстоятельном списке» рядового состава 4-й роты 3-го батальона Приморского фронта Морской крепости императора Петра Великого напротив фамилии И.С. Юмашева в графе «какое знает ремесло и где обучался оному, т. е. до призыва на службу или же учился, состоя на службе» указано: «Письмоводство до службы»: Обстоятельные списки рядового состава 4-й роты и батарей № 14 и № 15 // Российский

5000 экземпляров «правил и программ для поступления в школу», разосланных школой юнг по всей России3.

Кронштадтская школа юнг (или, следуя тогдашнему написанию, «юнгов») была основана в 1910 г. Спустя два года, в 1912 г. от желающих поступить в школу были поданы уже 1542 прошения, на осмотр явилось 933 человека; после отбраковки ряда претендентов врачами (302 чел.) и экзаменов зачисленными в школу оказались 418 юношей4. Среди поступивших самую многочисленную категорию (259) составляли выходцы из крестьянского сословия5, к которому принадлежал и Юмашев. В имеющемся в делах Кронштадтской школы юнг послужном списке Юмашева в графе «Звание или сословие и общество, к которому принадлежит» указано: «Крестьянин слободы Капустина Яра Царевского уезда Астраханской губ.». К крестьянскому сословию, согласно метрическому свидетельству о рождении Юмашева, принадлежали и его родители, Степан Иванович и Дарья Васильевна Юмашевы6. Впрочем, будущий адмирал признавался в автобиографии, что лично он был «мало приспособленным к сельскохозяйственным работам»7.

Возраст большинства (324) на момент поступления в школу колебался от 16 до 18 лет (25 сентября 1912 г. Юмашеву исполнилось 17); подавляющее большинство, в том числе и Юмашев, принадлежали к православному вероисповеданию (366)8. Говоря о религии, отметим характерный штрих: из трех предметов, по которым экзаменовали поступающих в школу юнг, Юмашев по арифметике и русскому языку получил по 4,4 балла, а единственную круглую пятерку — по Закону Божьему9. Это, впрочем, легко объяснимо — как свидетельствуют

государственный архив военно-морского флота (далее - РГА ВМФ). Ф. 953. Оп. 1. Д. 298. Л. 1 об.

3Отчеты по школе юнгов за 1912 год // РГА ВМФ. Ф. 439. Оп. 1. Д. 27. Л. 2 об.

4Там же. Л. 1.

5Там же. Л. 1 об.

6Приемно-формулярные и послужные списки воспитанников школы юнгов 1912— 1916 гг. Лит. Ш-Я // РГА ВМФ. Ф. 439. Оп. 1. Д. 102. ЛЛ. 221 об., 223.

1 Юмашев И.С. Автобиография // Центральный военно-морской музей (ЦВММ). № В-20128. Л. 2.

8Отчеты по школе юнгов за 1912 год // РГА ВМФ. Ф. 439. Оп. 1. Д. 27. ЛЛ. 1 об. - 2.

"Обстоятельный список Школы юнгов на 1912/13 год // РГА ВМФ. Ф. 439. Оп. 1. Д. 31. Л. 193.

документы, представленные Юмашевым в школу юнг, он «окончил курс учения в 1-й Миссионерской Песковской Тифлисской одноклассной церковно-приходской школе»10.

После экзаменов наступил период подготовки к занятиям. Согласно составленным начальником школы капитаном 1 ранга А.Г. фон Петцем «Сведениям о поступивших в школу юнгов к 1 Октября 1912 года», «с 20 Сентября по 1 Октября вновь поступивших обмундировывали, приучали к чистоте и опрятности и обучали здоровываться11», 30 сентября состоялся молебен в присутствии главного командира Кронштадтского порта, а со 2 октября «начались занятия по расписанию»12. Приказом фон Петца от 28 сентября все юнги были официально зачислены в списки школы и распределены по четырем ротам; в частности, И.С. Юмашев попал в 4-ю роту13.

Чему и как обучали в школе? В отличие от прежних лет, когда практиковалось разделение юнг по специальностям уже после первого полугодия пребывания в школе, в конце 1912 г. в Учебном комитете Главного Морского штаба было решено «делить юнгов по специальностям лишь через 1 % — 2 месяца после пребывания юнгов на учебном корабле» (в плавание на котором они отправились лишь в самом конце первого учебного года). Благодаря этому, отмечал А.Г. фон Петц в одном из своих отчетов по школе, «расписание за весь учебный год не менялось и юнги имели возможность более основательно изучить мастерства, между тем как предыдущие два года все юнги занимались мастерствами в машинной школе три месяца, а остальные три месяца изучали мастерства лишь те, которые выбрали машинную специальность»14.

Четырехкратное увеличение числа юнг в 1912 г. потребовало и увеличения числа преподавателей, в связи с чем были приглашены

10Приемно-формулярные и послужные списки воспитанников школы юнгов 1912— 1916 гг. Лит. Ш-Я // РГА ВМФ. Ф. 439. Оп. 1. Д. 102. Л. 222.

11Так в тексте.

12Отчеты по школе юнгов за 1912 год // РГА ВМФ. Ф. 439. Оп. 1. Д. 27. Л. 1 об.

13Книга строевых приказов за 1912-13 гг. по Школе юнгов в Кронштадте // РГА ВМФ. Ф. 439. Оп. 1. Д. 28. Л. 57 об.

14Отчеты по школе юнгов в Кронштадте за 1913 год // РГА ВМФ. Ф. 439. Оп. 1. Д. 38. Л. 9.

некоторые учителя кронштадтских начальных школ и реального училища (военные специальности преподавали офицеры)15. Среди педагогического коллектива встречались незаурядные личности, оставившие след в истории Кронштадта. Так, арифметику, геометрию и историю в школе преподавал Ф.Я. Парчевский — будущий комиссар Временного правительства в Кронштадте в 1917 г.; учителем русского языка и истории был И.Е. Орешин, ставший в том же 1917 г. председателем Кронштадтской городской думы, а в 1921 г. - членом Ревкома, возглавившего знаменитое Кронштадтское восстание. Видное участие в мятеже принял и священник С.Т. Путилин, служивший в 1913 г. законоучителем в школе юнг16. Интересно, что в марте 1921 г. жизненный путь двух последних деятелей вновь пересечется с путем И.С. Юмашева, но они окажутся по разную сторону баррикад (Юмашев, в числе других коммунистов, будет арестован мятежниками).

В архивном фонде Кронштадтской школы юнг нами была обнаружена «Ведомость числа часов занятий в неделю» с 1 октября по 31 декабря 1912 г. Итак, поступившие в школу занимались в неделю 35 % часов, из них на уроки Закона Божьего, гигиены, артиллерии, минного, машинного и морского дела отводилось по 1 часу, истории, географии, стрелкового дела и уставов по 2, русского языка и физики - по 3, мастерства — 3 математики — 4 и строевого учения — по 8 часов в неделю17. Разумеется, одним учением жизнь юнг не ограничивалась. В отчетах А.Г. фон Петца вырисовывается множество мелких деталей, характеризующих быт школы. Так, в течение зимы 1912—1913 гг. «юнги в сопровождении офицеров неоднократно осматривали корабли, стоящие в Кронштадтской гавани.

15Там же.

16Там же. ЛЛ. 20 об.—21; Кронштадтская трагедия 1921 года. Документы. В 2-х кн. Кн. 2. М., 1999. С. 577, 589; Гордеев П.Н.: 1) Кронштадтский Совет рабочих и солдатских депутатов в марте — октябре 1917 года. Дисс... канд. ист. наук. СПб., 2007. С. 161, 163, 164, 469, 559—562; 2) Религия и церковь в революционном Кронштадте в 1917 году // Православие: Конфессия, институты, религиозность (ХШ1—ХХ вв.): Сборник научных работ. СПб., 2009. С. 202, 203.

17Отчеты по школе юнгов в Кронштадте за 1913 год // РГА ВМФ. Ф. 439. Оп. 1. Д. 38. Л. 15.

На средства, отпускаемые для развлечений, были заведены лыжи и коньки. Юнги в течение зимы с офицерами бегали на лыжах в гавани и в Ораниенбауме. На дворе школы был устроен каток.

На праздниках Рождества и в дни празднования Трехсотлетия Дома Романовых в школе были устроены спектакли патриотического характера, кроме того, юнги водились в цирк и кинематограф»18.

Важным событием для школы стал Высочайший смотр ее личного состава в Царском Селе, состоявшийся 18 марта 1913 г. (одновременно со смотром личного состава 1-го Балтийского флотского экипажа). Моряки прибыли в Царское еще 16 марта19; много лет спустя Юмашев говорил, вспоминая об этих событиях и о том, как уже после Великой Отечественной войны в Пушкине было основано Высшее военно-морское инженерное училище: «Для инженерного училища был подобран бывший городок гусарского полка, памятный мне еще с 1914 года. В конюшнях этого городка мне пришлось провести трое суток на соломе вместе со своими однокашниками - младшими кондукторами - в ожидании парада перед Царскосельским дворцом в честь нашего досрочного выпуска, связанного с началом войны»20. Отметим, что в данном тексте имеется ряд неточностей (смотр происходил в 1913 г. вне связи с выпуском школы), которые можно отнести на счет почти шестидесятилетнего промежутка, отделявшего указанные события от беседы Юмашева с его биографом К.Г. Булахом.

Сам смотр 18 марта так описан в камер-фурьерском журнале за 1913 год: «В 2 ч. 25 м. дня, Государь Император с Великими Княжнами: Ольгою, Мариею и Анастасиею Николаевнами выезд имел на площадку пред Большим Царскосельским Дворцом, где изволил произвести смотр молодым матросам 1-го флотского экипажа и воспитанникам школы юнгов Кронштадтского порта, возвратился в 3 ч. 35. м. дня»21. Школа удостоилась Высочайшей благодарности, объявленной в приказе по

18Там же. Л. 9 об.

19РГИА. Ф. 516. Оп. 1 (вн. оп. 219/2738). Д. 36. ЛЛ. 324—325.

20Булах К.Г. Страницы жизни флагмана Юмашева. С. 125.

21Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 516. Оп. 1 (вн. оп. 219/2738). Д. 36. ЛЛ. 323—323 об.

Морскому ведомству от 18 марта 1913 г. за № 11522, а Юмашев лично увидел последнего императора; позднее судьба столкнет его еще со многими правителями нашего Отечества.

Наконец, в апреле 1913 г. подошла пора сдачи экзаменов и отправки в учебное плавание. Результаты экзаменов были, согласно отчету начальника школы, «вполне удовлетворительны»23. Правда, не все юнги доучились до этого: с 1 октября 1912 г. по 30 апреля 1913 г. из школы выбыло 112 воспитанников (из них 91 — по просьбе родителей, 10 исключены за дурное поведение, 5 — по малоуспешности, 5 — по болезни и 1 умер)24. Оставшиеся 306 юнг, в числе которых был и И.С. Юмашев, 30 апреля 1913 г. были направлены на учебный корабль — крейсер «Богатырь», постигать морское дело на практике25.

С 1 мая по 14 сентября 1913 г. «Богатырь» с воспитанниками Кронштадтской школы юнг на борту ходил в так называемое «внутреннее плавание» — «летом плавал в Финском заливе и однажды ходил в Стокгольм», согласно отчету А.Г. фон Петца. Эти четыре с половиной месяца непосредственного знакомства с морем выдержали не все: 42 молодых моряка были, согласно сохранившемуся отчету, «уволены на попечение родителей»; из них 7 были уволены «за дурное поведение», 3 — «по болезни» и 7 — «как непригодные к морской службе»26. 14 сентября 1913 г., когда в Кронштадтской школе шел прием следующего курса воспитанников (в числе которых был другой известный впоследствии флотоводец адмирал Г.И. Левченко27, чей жизненный путь еще не раз

22Отчеты по школе юнгов в Кронштадте за 1913 год // РГА ВМФ. Ф. 439. Оп. 1. Д. 38. Л. 9 об.

23Там же. Л. 11.

24Там же. Л. 10 об.

25Там же. Л. 11. Крейсер «Богатырь», построенный по заказу России в Германии (в Штеттине) в 1901 г., в 1902 г. вошел в состав русского флота: Там же. Ф. 794. Оп. 1. Д. 3. ЛЛ. 240—243; Российский императорский флот. 1913 г. СПб., 1913. С. 224, 225.

26Отчеты по школе юнгов в Кронштадте за 1913 год // РГА ВМФ. Ф. 439. Оп. 1. Д. 38. Л. 44.

27Книга строевых приказов по Школе Юнгов в Кронштадте. 1913 — 1914 гг. // РГА ВМФ. Ф. 439. Оп. 1. Д. 50. Л. 171 об.

пересечется с путем И.С. Юмашева) крейсер «Богатырь» ушел в заграничное плавание, имея на борту 264 юнги28.

Много позднее, почти шесть десятилетий спустя, в беседе с К.Г. Булахом И.С. Юмашев вспоминал, как во время этого путешествия в английском порте Саутгемптоне «участвовал он в потасовке с кадетами "флота его величества" из Портсмута, которые неодобрительно высказывались в адрес русских юнг.

Юнги погнали кадетов вдоль всех доков до дверей какого-то учреждения, стены которого украшали адмиралтейские якоря»29. Отметим, что за время заграничного плавания двое юнг сбежали — один в Неаполе, а другой — в Бизерте30. Таким образом, на «Богатыре» в Россию вернулись 262 юнги.

Для И.С. Юмашева это дальнее, продолжавшееся целый год плавание, несомненно, стало важнейшей практической школой морского дела. Он прошел ее успешно: за все время походов «Богатыря» Иван Степанович ни разу не подвергался каким-либо «взысканиям» начальства31.

«Богатырь» вернулся в Кронштадт 20 апреля 1914 г., а уже 23 апреля состоялось важнейшее событие в жизни прошедших через дальнее плавание юнг (которых, после увольнения, по возвращении домой, ряда их товарищей, осталось 21732) — они приняли присягу и были зачислены на действительную службу во флот33. Сообщения об этом Кронштадтская школа юнг разослала 2 мая по всем «малым родинам» моряков; одно из них, извещавшее о принятии присяги Юмашевым, было отправлено в

28Отчеты по школе юнгов в Кронштадте за 1913 год // РГА ВМФ. Ф. 439. Оп. 1. Д. 38. Л. 44.

29Булах К.Г. Страницы жизни флагмана Юмашева. С. 8, 123.

30Отчеты по школе юнгов в Кронштадте за 1913 год // РГА ВМФ. Ф. 439. Оп. 1. Д. 38. Л. 52. Такие побеги были не единичными случаями: к примеру, когда подобное плавание (на крейсере «Россия») совершал предыдущий набор юнг, трое сбежали на «острове св. Фомы»: Там же. Л. 44.

31О производстве и переименовании офицеров и нижних чинов и о прощении последним штрафов // РГА ВМФ. Ф. 480. Оп. 1. Д. 1145. Л. 59 об.

32Журнал исходящих бумаг школы юнгов в Кронштадте на 1914 год // РГА ВМФ. Ф. 439. Оп. 1. Д. 55. ЛЛ. 75 об., 78 об.

33Приемно-формулярные и послужные списки воспитанников школы юнгов 1912— 1916 гг. Лит. Ш—Я // РГА ВМФ. Ф. 439. Оп. 1. Д. 102. Л. 224.

волостное правление села Капустин Яр34. 24 апреля из школы юнг на «Богатырь» пришло извещение «о присылке юнгов за получением собственных вещей»35 . 30 апреля руководство школы отправило официальный рапорт главному командиру Кронштадтского порта вице-адмиралу Р.Н. Вирену «об увольнении юнгов из школы»36. Новым местом морской службы Юмашева и многих его однокашников стал линейный корабль «Император Александр II».

Рассмотрев, таким образом, полтора года, которые И.С. Юмашев провел в Кронштадтской школе юнг, представляется возможным сделать некоторые выводы. Данный период был важным этапом биографии будущего адмирала. Именно в школе юнг Юмашев не только осваивал основы военно-морского дела, но и продолжал пополнять свое пока еще скромное гражданское образование. Можно не сомневаться, что дальнее плавание на «Богатыре» оказало значительное влияние на расширение его кругозора, не говоря уже о приобретении практических навыков моряка. При этом служил молодой юнга безукоризненно, не получая каких-либо взысканий от требовательного начальства. Опыт и умения, полученные в школе юнг, очень пригодились Юмашеву в последующие годы службы как в Российском императорском, так и в Красном флоте.

ЛИТЕРАТУРА:

Булах К.Г. Страницы жизни флагмана Юмашева. СПб.: Логос, 1999. 142 с.

Гордеев П.Н. Кронштадтский Совет рабочих и солдатских депутатов в марте - октябре 1917 года: дис... канд. ист. наук. СПб., 2007. 577 с.

Гордеев П.Н. Религия и церковь в революционном Кронштадте в 1917 году // Православие: Конфессия, институты, религиозность (XVII-XX вв.): Сборник научных работ. СПб., 2009. С. 198 - 210.

Кронштадтская трагедия 1921 года. Документы. В 2-х кн. Кн. 2. М.: РОССПЕН, 1999. 670 с.

Российский императорский флот. 1913 г. СПб.: Бенке, 1913. 266 с.

REFERENCES:

Bulah K.G. Stranicy zhizni flagmana Jumasheva. SPb.: Logos, 1999. 142 p. (In Russian).

34Журнал исходящих бумаг школы юнгов в Кронштадте на 1914 год // РГА ВМФ. Ф. 439. Оп. 1. Д. 55. Л. 93 об.

35Там же. Л. 78 об.

36Там же. Л. 83.

Gordeev P.N. Kronshtadtskij Sovet rabochih i soldatskih deputatov v marte - oktjabre 1917 goda. Diss... kand. ist. nauk. Saint-Petersburg, 2007, 577 p. (In Russian).

Gordeev P.N. Religija i cerkov' v revoljucionnom Kronshtadte v 1917 godu. Pravoslavie: Konfessija, instituty, religioznost' (XVII-XX vv.): Sbornik nauchnyh rabot. Saint-Petersburg, European University at St. Petersburg Press, 2009, pp. 198-210. (In Russian).

Kronshtadtskaja tragedija 1921 goda. Dokumenty. V 2-h kn. Kn. 2. Moscow, ROSSPEN Publ., 1999, 670 p. (In Russian).

Rossijskij imperatorskij flot. 1913 g. St. Petersburg, A. Benke Print., 1913, 266 p. (In Russian).

I. S. Yumashev at Kronstadt sea cadet school

P.N. Gordeev

In the article, for the first time, on the basis of previously unknown archival sources investigated the early period of the biography of the outstanding Soviet naval commander, Admiral I.S. Yumashev. In 1912-1914 he studied at the Kronstadt Jung school, where not only for the first time got acquainted with the fleet, received primary naval education, but also significantly expanded his horizons and practical skills of a sailor in a long voyage on the cruiser "Bogatyr". The experience gained at school was useful to Yumashev in his further naval service.

Keywords: I.S. Yumashev, Russian fleet, Russian Imperial fleet, Kronstadt, Kronstadt Jung school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.