Научная статья на тему 'Боевая молодость флагмана И. М. Лудри'

Боевая молодость флагмана И. М. Лудри Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
197
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / FIRST WORLD WAR / РУССКИЙ ФЛОТ / RUSSIAN FLEET / И.М. ЛУДРИ / I. M. LUDRI

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Близниченко Cергей Сергеевич

Статья рассматривает ранние этапы жизни и начала службы в Российском Императорском Флоте видного советского флотского военачальника флагмана 1 ранга И.М. Лудри в период Первой мировой войны 1914-1918 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMBAT YOUTH AND FLAGSHIP I.M. LUDRI

The article considers the early stages of life and the beginning of the service in the Russian Imperial Navy is a prominent Soviet military commander And fleet flagship of the 1st rank. I.M. Ludri during the First world war of 1914-1918.

Текст научной работы на тему «Боевая молодость флагмана И. М. Лудри»

УДК 94(47) ББК 63.3 (2) 721

БОЕВАЯ МОЛОДОСТЬ ФЛАГМАНА И.М. ЛУДРИ

Близниченко Сергей Сергеевич,

кандидат технических наук, доцент Кубанский государственный технологический университет (г. Краснодар)

Аннотация. Статья рассматривает ранние этапы жизни и начала службы в Российском Императорском Флоте видного советского флотского военачальника флагмана 1 ранга И.М. Лудри в период Первой мировой войны 1914-1918 гг.

Ключевые слова: Первая мировая война, русский флот, И.М. Лудри.

COMBAT YOUTH AND FLAGSHIP I.M. LUDRI

Bliznichenko S.S.,

candidate of technical Sciences, associate Professor (Krasnodar)

Abstract. The article considers the early stages of life and the beginning of the service in the Russian Imperial Navy is a prominent Soviet military commander And fleet flagship of the 1st rank. I.M. Ludri during the First world war of 1914-1918.

Key words: First world war, Russian fleet, I. M. Ludri.

История советского Военно-Морского Флота (ВМФ) в межвоенный период (1921-1941 гг.) до сих пор мало исследована и освещена в печати. Пожалуй, можно назвать лишь одну книгу, наиболее полно освещающую хронологию событий на флоте в те годы [1]. Но и в этом издании возрождению флота после разрухи, а также его реконструкции и началу строительства нового океанского флота в указанный период, посвящено всего 18% текста. Кроме того, даже на тех страницах, насчитывается совсем мало имен первостроителей советского ВМФ. Лишь на одной странице в единственном абзаце сказано следующее: «...Однако на оперативно-тактической подготовке его (ВМФ. - Авт.) командного состава весьма отрицательно сказались репрессии 1937-1939 гг., в ходе которых было необоснованно арестовано и уволено и ВМФ более 3000 человек командного и политического состава,

в том числе флагманы флота 1 ранга В.М. Орлов и М.В. Викторов, флагман флота 2 ранга И.К. Кожанов, флагманы 1 ранга И.Н. Кадацкий-Руднев, К.И. Душенов, Э.С. Панцержанский и многие другие видные военачальники, командиры соединений, кораблей и частей».

Из вышесказанного ясно, что причиной умолчания многих имен флотских военачальников той поры и их заслуг перед советским государством являются политические репрессии командно-начальствующего состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), включая флотских военачальников и командиров всех рангов. Это особенно касается полных биографий военнослужащих Военно-Морских Сил (ВМС) РККА. В данной статье дано описание детства, юности и боевой молодости одного из заслуженных флотских военачальников той поры.

Одним из видных деятелей отечественного Военно-Морского Флота в период 1917-1937 годов был уроженец Эстонии Иван (Иохан) Мартынович Лудри. Его жизненный путь закончился трагически в 1937 году: он был репрессирован и погиб в расстрельном подвале на Лубянке. А спустя почти двадцать лет, в 1956 году, его реабилитировали.

Начать анализ обстоятельств, приведших Ивана Мартыновича к трагическому финалу, необходимо с истоков - периода начала его службы в Российском Императорском Флоте (РИФ). Этот период его жизни еще не подвергался глубокому исследованию отечественными и зарубежными историками. В данной работе изложены факты биографиии И.М. Лудри, отражающие ранний период его службы на флоте, основанные на архивных материалах и других источниках информации, в том числе и полученных от родственников флагмана, проживающих сейчас в Эстонии. С этой точки зрения особый интерес представляют архивные документы, в том числе и впервые вводимые в научный оборот.

Начало жизненного пути героя данной публикации относится к концу XIX века. Согласно архивным данным, Иван Мартынович Лудри родился 16 (28) января (по другим данным 1 (12) января) 1895 года в многодетной крестьянской семье владельца хутора Эрма в деревне Халлисте волости Абья Пяр-нуского (Трижского) уезда Лифляндской губернии [6]. Из девяти детей Мартына Лудри Иохан был четвертым ребенком и вторым сыном.

Как у всех крестьянских детей, детство Иоха-на Лудри прошло обычно: сначала в играх со сверстниками во дворе и на природе, а затем в сельских домашних занятиях. Потом наравне с хуторскими одногодками он рано начал помогать трудиться старшему брату и сестрам, занятым в домашнем хозяйстве. Начинал Иохан свою трудовую деятельность пастушонком. Несколько лет подряд младший сын Мартына Лудри вместе со старшим братом пас коров на лугах рядом с хутором Эрма. Из коровьего молока мать и сестры Иохана делали сливки, сметану и масло. Одну часть молочной продукции члены семьи Лудри потребляли сами, другую -продавали на рынке. Так и жили. В дальнейшем, взрослея, Иохан участвовал в других посильных сельских работах на хуторе: заготовке сена для коров, колке дров для домашнего очага и многих других. А затем настала пора учиться, и он пошел в сельскую начальную школу. Учеба давалась ему легко: у него рано проснулась тяга к знаниям. По свидетельству родных, Иохан много читал, постоянно просил отца покупать ему учебники и другие книги для общего развития. В 1907 году он с отличными и хорошими отметками окончил сельскую на-

чальную школу. Но жажда новых знаний потянула Иохана продолжить свое общее образование, и он упросил отца определить его в сельское училище. И Мартын Лудри не смог отказать младшему сыну. Так Иохан получил возможность в течение двух лет получить дополнительное образование. В 1909 году он закончил 2-х классное училище [6]. Но и на этом Иохан не остановился в своем стремлении к вершинам образования. В дальнейшем, постепенно взрослея, он продолжал участвовать в различных работах на хуторе, помогая отцу и матери, а также брату и сестрам управляться с хозяйством. Вскоре, в соответствии его большим желанием, в зимние периоды к домашним заботам прибавилась учеба в Министерской школе в Лаатре, находящейся в 5 километрах от дома, которую Иохан успешно закончил весной 1911 года. И тогда для него настала пора задуматься о будущей профессии. А запросы у него были необычными для простого сельского парня из эстонской глубинки. Вот что известно об этом.

По семейным преданиям, Иохан Лудри с детства мечтал стать моряком. Откуда у него появилась такая неутолимая тяга к морю, точно неизвестно. Возможно, она возникла у него при чтении книг. А, может быть, он видел военных моряков в одну из поездок с отцов в город на рынок, и ему понравился их бравый внешний вид. Это так и осталось тайной. Семейная легенда так и остась бы легендой, если бы, как показала дальнейшая жизнь Иохана Лудри, она не воплотилась в действительность на самом деле. Во всяком случае 22 сентября 1911 года он поступил в военно-морскую Школу юнг Балтийского флота (БФ), где проучился до конца мая 1913 года [6].

Школа юнг БФ была открыта в Кронштадте осенью 1900 года и ее задачей была подготовка кадровых унтер-офицеров для Российского Императорского Флота (РИФ). Учебный процесс в этой школе был разбит на две части. Первоначально в зимний период на берегу в стенах школы юнги проходили общую войсковую и морскую подготовку, а в летний период проводилась практика на кораблях.

Летом 1912 года Иван Лудри вместе с одноклассниками в течение нескольких месяцев проходил на Балтике практику на крейсере (КР) «Диана», а с сентября 1912 года по март 1913 года он на КР «Россия» участвовал в дальнем учебном походе через всю Атлантику до островов Карибского моря и обратно. В этом походе юнги многому научились. Вместе со всеми драил палубу во время уборки на корабле и Иван Лудри. Кроме того, он на практике овладевал многими морскими науками: азами астрономии и навигации, основами артиллерийской и минной стрельбы, шкиперского дела, вах-

63

тенной службы и многими другими обязанностями матросов. Во время дальнего мореплавания юнги на крейсере «Россия» посетили и ряд заграничных портов. Особенно поразили их своей экзотикой порты стран Карибского бассейна. На обратном пути в Россию юнги долго обсуждали увиденное в разных зарубежных странах, сравнивая жизнь там с российской действительностью. Вместе со всеми удивлялся особенностям жизни за границей Российской Империи и И.М. Лудри. Многое казалось ему тогда необычным, но больше всего его тянуло на Родину после многомесячного плавания. Возвращение в Кронштадт совпало для Ивана Лудри с окончанием учебы в школе юнг Балтфлота [6]. Для него и его одноклассников наступила пора определиться с будущей флотской специальностью. Выбор был велик: около десятка специальностей, от электриков-гальванеров и связистов до артиллеристов и минеров.

В июне 1913 года началась специальная подготовка будущих флотских унтер-офицеров по выбранным ими специальностям. Так как И.М. Лу-дри выразил желание стать артиллеристом, то его направили старшим юнгой в класс артиллерийских унтер-офицеров на учебное судно (УС) «Петр Великий» Учебного Артиллерийского Отряда (УАО) БФ. На этом бывшем боевом корабле он в течение года успешно прошел подготовку по выбранной им специальности.

Летом 1914 года началась Первая мировая война, и уже в августе того же года И.М. Лудри был направлен комендором для прохождения дальнейшей службы на новый достраивающийся линейный корабль (ЛК) «Полтава». С августа того же года он служил старшиной и заведующим механизмами в погребах башни линкора «Полтава» 1-й бригады линкоров БФ. Начальником бригады в то время был вице-адмирал Л.Б. Кербер.

Из-за спешки, связанной с началом боевых действий, и занятостью флотского высшего начальства организационными и мобилизационными мероприятиями, выпускники школы юнг Балтфлота, среди них и Иван Лудри, сразу же по окончании своего начального учебного заведения не получили никаких чинов. И только в 1915 году И.М. Лудри был произведен в артиллерийские унтер-офицеры 2-й статьи [6].

Командиром «Полтавы» тогда был капитан 1 ранга барон В.Е. Гревениц, а старшим офицером -капитан 2 ранга А.М. Щастный. Последний после Октябрьской революции стал командующим Балтийским флотом и спас его от захвата немцами в Гельсингфорсе зимой 1918 года, осуществив знаменитый «Ледовый поход». Но советская власть в

лице наркомвоенмора Л.Д. Троцкого своеобразно «отплатила» ему за этот подвиг следующим образом. Начальник Морских сил Балтийского моря А.М. Щастный был арестован 27 мая 1918 года по сфабрикованному делу о заговоре на флоте против советской власти. «Дело Щастного» слушалось в Верховном Трибунале Республики 20 и 21 июня. В ночь с 21 на 22 июня (в 4 часа 40 минут утра) Алексей Щастный был расстрелян [2].

Но продолжим наше повествование о нелегкой жизни и судьбе нашего героя. И сделаем это на основе воспоминаний его сослуживцев. На линкоре «Полтава» унтер-офицеру 2-й статьи И.М. Лудри довелось служить еще с одним будущим видным деятелем советского флота. Это был тогда царский флотский офицер, артиллерист, лейтенант Г.Н. Чет-верухин. Георгий Николаевич позже занимал высокие посты в Морских Силах РККА. До начала 1930-х годов он служил в Севастополе в должности главного артиллериста Береговой обороны Черного моря. Затем его репрессировали, осудили на длительный срок пребывания в лагерях ГУЛАГА, но через непродолжительный период времени освободили из заключения. В дальнейшем он перешел в Главк судостроения Наркомата тяжелого машиностроения. Затем перешел на преподавательскую работу.

Г.Н. Четверухин оставил интересные воспоминания, в которых описал свою службу на линкоре «Полтава» в годы Первой мировой войны. Далее мы будем ссылаться на них. А пока продолжим жизнеописание нашего героя.

Волею судьбы молодой унтер-офицер 2-й статьи И.М. Лудри оказался под началом лейтенанта Г.Н. Четверухина. Им довелось вместе служить большой отрезок времени (около четырех лет) на этом боевом корабле. За этот период Иван Мартынович и Георгий Николаевич хорошо узнали друг друга и испытали чувства боевого братства по оружию, несмотря на большую дистанцию в воинских чинах. У них возникла даже определенная симпатия: командир четвертой башни «Полтавы» лейтенант Г.Н. Четверухин уважал старшину и заведующего механизмами в погребах башни линкора И.М. Лудри за расторопность и сообразительность. Однако внешне это выражалось редко: командир башни не хотел допускать панибратства с подчиненными нижними чинами. В то же время Георгий Николаевич никогда не допускал рукоприкладства в отношении с матросами, что и спасло его во время кровавых событий Февральской революции. Но об этом будет сказано дальше.

Прибытие примерно в те же дни вновь назначенного унтер-офицера 2-й статьи И.М. Лудри на «Полтаву» прошло в обыденной обстановке: его

никто особо не приветствовал и не угощал разносолами. Ему лишь указали место в кубрике и напомнили о служебных обязанностях. И дальше потекли боевые будни, заполненные частыми учениями и тревогами. Спустя некоторое время, в процессе повседневной боевой учебы Иван Мартынович постепенно завоевал авторитет у начальства и своих подчиненных матросов-артиллеристов. Вскоре он стал признанным специалистом. Его неоднократно благодарил за усердие по службе непосредственный начальник командир четвертой башни «Полтавы» лейтенант Г.Н. Четверухин. Да и командир корабля капитан 1 ранга барон В.Е. Гревениц и старший офицер капитан 2 ранга А.М. Щастный вскоре оценили способности старшины и заведующего механизмами в погребах башни линкора унтер-офицера 2-й статьи И.М. Лудри. Уже на первом году службы он неоднократно поощрялся командованием по итогам артиллерийских стрельб.

Для полноты представления о службе унтер-офицера 2-й статьи И.М. Лудри на линкоре «Полтава», в связи с отсутствием его собственных воспоминаний, необходимо осветить общее положение на Балтике в те боевые дни. Поэтому мы вынуждены обратиться к историческому описанию боевых действий 1-й бригады линейных кораблей Балтфло-та. Вкратце они сводятся к следующему.

26 ноября 1915 года линкоры «Севастополь» и «Полтава» вышли на эволюции, которые продолжались менее часа. Этим и закончилась кампания того года для 1-й бригады линейных кораблей. 29 декабря вице-адмирал Л.Б. Кербер, назначенный в Адмиралтейств-Совет, сдал командование. Новым начальником бригады стал контр-адмирал М.К. Ба-хирев [7].

1916 год начался для экипажей дредноутов так же, как и предыдущий. До конца апреля линкоры простояли на внутреннем Свеаборгском рейде. Учения по отражению атак, боевые тревоги, артиллерийские занятия стали проводиться активно.

3 мая «Петропавловск» и «Гангут» ходили на отработку маневров. На следующий день вышли «Севастополь» и «Полтава» [8]. На последнем корабле находился унтер-офицер 2-й статьи И.М. Лудри. В этот раз ему не довелось стрелять из орудий своей башни. Но вместе с другими сослуживцами он испытал все трудности боевого похода. Ведь во время выполнения маневров офицеры и матросы в равной степени испытывают качку судна и другие неудобства. Им также приходится четко и быстро исполнять приказы командира корабля. И от их слаженности зависит общий успех команды.

8 и 10 мая дредноуты по полубригадам выходили на стрельбы. Кроме этого, проводились

тренировки отражения атак миноносцев и подводных лодок. [9]. Во время стрельб отличились артиллеристы «Полтавы» во главе с лейтенантом Г.Н. Четверухиным. Комендор четвертой (кормовой) башни 2-й статьи И.М. Лудри показал свое умение: метким огнем артиллеристы его башни поразили учебную цель с первого залпа. Это произвело большое впечатление на командование полубригады.

21 мая 1-я бригада линейных кораблей в полном составе отрабатывала взаимодействие на маневрах, а спустя три дня «Петропавловск», «Ган-гут» и «Полтава» отправились на практические стрельбы, по пути проведя перестроения на полном ходу. И опять хорошие результаты показали артиллеристы «Полтавы» во главе с лейтенантом Г.Н. Четверухиным. Вновь отличился комендор четвертой (кормовой) башни унтер-офицер 2-й статьи И.М. Лудри: он вместе со своими подчиненными слаженно провел стрельбы.

31 мая дредноуты отправились в Ревель. По сравнению с прошлогодней кампанией интенсивность таких плаваний значительно возросла. За июнь они состоялись трижды: 31 мая-5 июня, 1115 и 23-30 июня, т. е. столько же, сколько за всё лето 1915 года. Изменился и принцип учений. Если раньше линейные корабли типа «Севастополь» на все эволюции или артиллерийские упражнения выходили вместе, то теперь контр-адмирал М.К. Бахирев стал требовать высокой слаженности каждого дредноута отдельно. Для этого линкоры стали выходить полубригадно. Обычно это были «Петропавловск» и «Гангут», «Севастополь» и «Полтава». В частности, 14 июня в 8 часа с якоря снялась первая пара, в 12 часов - вторая. В этот день прошла стрельба по буксируемому щиту из 305-мм орудий. И вновь отличную стрельбу продемонстрировали артиллеристы «Полтавы» во главе с лейтенантом Г.Н. Четверухиным: их действия были признаны лучшими в полубригаде. Среди отличившихся был назван и комендор четвертой (кормовой) башни унтер-офицер 2-й статьи И.М. Лудри.

24 июня на учения ходили «Севастополь» и «Полтава». Они тренировались в отражении минных атак. Неприятельские корабли изображал эскадренный миноносец «Расторопный». 25 июня аналогичными упражнениями занимались обе полубригады, каждую из которых сопровождал миноносец. Вместе с «Севастополем» и «Полтавой» действовал «Расторопный», а с «Петропавловском» и «Гангутом» - «Сторожевой». 27 июня последняя пара линкоров и тот же эсминец выходили повторно [10]. Офицерам и матросам линкоров, и среди них унтер-офицеру 2-й статьи И.М. Лудри, пришлось

65

приложить много усилий в ходе насыщенной разными вводными боевой учебы.

В июле дредноуты ходили в Ревель ещё раз: с 10 по 17 июля. На следующий день после прибытия вся бригада на рейде отрабатывала возможность нанесения артиллерийского удара при достижении крена в 5°. 12 и 13 июля линкоры по полубригадам выходили на стрельбы 120-мм артиллерии. Затем порядок несколько изменился. 14 июля Ревельский рейд покидали для маневрирования «Гангут» и «Севастополь», а днем позже - «Петропавловск» и «Полтава». Начальник бригады добивался того, чтобы любой дредноут мог взаимодействовать с любым дредноутом своего соединения в бою. В ночь с 16 на 17 июля дредноуты отправились в Гельсингфорс, проведя совместное ночное плавание и эволюции.

Во время второго похода линейные корабли 1-й бригады 29 и 30 июля по полубригадам выходили на проверку артиллерии в действии. Вернулись линкоры в Гельсингфорс опять ночью. Выйдя в 19 часов 30 минут 30 июля из Ревеля, в 6 часов 15 минут 31-го они встали на якорях на внутреннем Свеаборгском рейде. За время этой боевой учебы комендор четвертой (кормовой) башни линкора «Полтава» унтер-офицер 2-й статьи И.М. Лудри получил большой опыт практической стрельбы по мишеням. Теперь он и его подчиненные были по-настоящему готовы к бою.

В дальнейшем активность подготовки заметно снизилась. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что за весь остаток 1916 года 1-я бригада линейных кораблей больше ни разу не проводила стрельб. Из Гельсингфорса дредноуты уходили ещё два раза, и оба - в пустынную бухту Лапвик, расположенную в шхерах. Первый раз бригада ушла туда 3 августа и пробыла там 3,5 недели, до 28-го. За это время были проведены лишь два артиллерийских учения, инсценировавшие отражение минных атак. Всё остальное время протекало в выполнении судовых работ. Таким образом, пребывание в Лапвике напоминало зимнюю стоянку.

Вторично линейные корабли 1-й бригады отправились в Лапвик 25 сентября. В 12 часов 30 минут они снялись с якоря и пошли стратегическим фарватером. «Полтава», «Гангут» и «Петропавловск» без помех добрались до Лапвика. Дни проходили в чередовании шлюпочных и артиллерийских тренировок. Так, на «Петропавловске» 27 сентября, 4, 6, 7, 11, 13 и 17 октября состоялись учения гребных команд различных рот. Учения орудийной прислуги прошли 28 сентября, 4, 12, 14 и 15 октября [10] Комендор четвертой (кормовой) башни линкора «Полтава» унтер-офицер 2-й статьи И.М. Лудри

в этот период вместе со своими подчинеными участвовал во всех учениях. Его профессиональные знания тогда неоднократно отмечались по итогам учений непосредственным начальником - командиром 4-й башни лейтенантом Г.Н. Четверухиным.

С приближением ноября и такая подготовка замерла. В течение ноября дредноуты стояли без движения. 18 ноября три линкора - «Полтава», «Гангут» и «Петропавловск» вернулись в Гельсингфорс. «Севастополь» тем временем с 8 октября по 6 ноября находился в доке Цесаревича Алексея. 2 декабря из Кронштадта в сопровождении крейсера «Баян» он отправился к месту основного базирования, куда прибыл спустя два дня.

Вот в каких условиях протекала служба унтер-офицера 2-й статьи И.М. Лудри и его подчиненных по 4-й башне на линкоре «Полтава» в 1916 году. Дополним характеристику того года следующими данными о социально-психологическом состоянии русских матросов и флотских офицеров.

Зимняя стоянка в Гельсингфорсе в годы войны являлась существенным фактором, дававшим рядовому составу линейных кораблей 1-й бригады определённую психологическую разрядку от слу-жебно-боевых будней. Летом проходили футбольные матчи. Согласно мемуарам Б.П. Дудорова, инициативу по покупке экипировки для этого вида спорта, проявил командир «Полтавы» капитан 1ранга В.Е. Гревениц [3]. Кстати, нужно сказать, что жизнь самого командира «Полтавы» капитана I ранга барона В.Е. Гревеница закончилась трагически, он застрелился из-за растраты казенных денег [4].

После такого ухода из жизни командира «Полтавы» капитана I ранга барона В.Е. Гревеница унтер-офицеру 2-й статьи И.М. Лудри пришлось продолжить службу под началом другого командира корабля. Вот как описывает это Г.Н. Четверухин: «Командиром на «Полтаву» был назначен капитан 1 ранга Зарубаев Сергей Валерьянович - участник русско-японской войны, Георгиевский кавалер, бывший старший артиллерист героического корабля «Варяг». Это был умный, дальновидный офицер, пользующийся на флоте большим авторитетом. Под его началом мне пришлось пережить памятные мартовские дни 1917 г.» [4].

Нужно отметить, что в отличие от большинства матросов, И.М. Лудри не терял зря времени. В зимнее время 1915/1916, 1916/1917 и 1917/1918 годов он посещал занятия в гимназии во время нахождения линкора «Полтава» в Гельсингфорсе. В результате упорных занятий ему, в конце концов, уже в 1918 году удалось экстерном выдержать экзамен за 6 классов гимназии [6].

Февральская революция 1917 года привела к изменениям в судьбах подавляющего числа флотских офицеров. В ходе стихийных выступлений многие из них были убиты. Но Георгию Николаевичу Четверухину повезло - он остался в живых. И этим он обязан, в частности, Ивану Мартыновичу Лудри, так как сразу же после свершения Февральской революции тот был избран членом судового комитета линкора «Полтава» [6]. Так началась его активная политическая деятельность в матросских массах.

К этому времени относится один эпизод с участием И.М. Лудри, описанный в мемуарах Г.Н. Чет-верухина. Вот цитата из текста воспоминаний указанного автора: «... 26 октября пришло известие о падении Временного правительства, бегстве Керенского и о переходе всей власти к Совету Народных Комиссаров. На «Полтаве» прошло общее собрание. Была принята резолюция о поддержке Совнаркома. В кают-компании разговоры на тему, как большевики смогут преодолеть нарастающую разруху и осуществить то, что обещано массам народа.

31 октября согласно плану проводилось общее артиллерийское учение, поводившее итог боевой подготовки за истекший месяц. Все шло хорошо. Неожиданно мне доложили, что старшина четвертой башни старший унтер-офицер Лудри самовольно покинул пост и отпустил подчиненных ему матросов. Я возмутился: ведь план был утвержден судовым комитетом. Пошел туда. Лудри совместно с председателем (судового комитета) сочинял какую-то бумагу.

- Старший унтер-офицер 1-й статьи Лудри! Почему вы самовольно покинули свой боевой пост и сорвали учение по боевой подготовке? - спросил я его.

Лудри, густо покраснев, ответил:

- Я получил из судового комитета сообщение, что в Петрограде создано первое Советское правительство во главе с Лениным и мне поручено срочно подготовить текст резолюции к предстоящему митингу.

- Лудри! К черту всякие посторонние дела во время проведения боевой подготовки. Вы член судового комитета. Какой пример революционной дис-

циплины вы показываете команде? Если это так важно, надо было отменить учение централизованно. Пять суток под арест! Выйдя из помещения, остыв, я осудил свою горячность, которая могла быть неправильно понята. Но ко мне не было предъявлено каких-либо претензий, только комитет отменил наложенное мной наказание Лудри» [5].

Так закончился для И.М. Лудри период службы в РИФе и ВМФ Российской Республики. Как писал он сам в своей автобиографии: «Работая по мере сил в 1917 г. над разложением царского флота (на линейном корабле «Полтава»), в начале 1918 г., при фактическом роспуске старого флота, я остался служить в Красном флоте» [6].

Впереди Ивана Мартыновича ждали годы борьбы за победу Советской власти в стране в борьбе с белогвардейцами и интервентами, а затем участия в восстановлении флота и его реконструкции. Его ждала успешная флотская карьера и восхождение к высотам служебной иерархии. Только жаль, что падать вниз с этих высот ему пришлось ровно через двадцать лет после Октябрьской революции. И это падение закончилось трагическим финалом - расстрелом. Но это, как говорится, уже другая история.

Литература:

1. Березовский, Н.Ю. и др. Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1917-1941 / Н.Ю. Березовский, С.С. Бережной, З.В. Николаева. - М.: Воениздат, 1992.

- 838 с.

2. Дело командующего Балтийским флотом Щастного.

- М.: Белый город, 2013. - 328 с.

3. Дудоров, Б.П. Адмирал Непенин. - СПб.: «Облик», «Вита», 1993. - С. 208.

4. Четверухин, Г.Н. Сполохи воспоминаний//Морской сборник. - 1990. - № 2. - С. 92-93.

5. Четверухин, Г.Н. Сполохи воспоминаний//Морской сборник. - 1990. - №4. - С.90.

6. Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГА ВМФ). Ф.Р-2192. Оп. 2. Д. 2602. -Л. 12.

7. РГА ВМФ. Ф.477. Оп.1. Д. 37. Л.1.

8. РГА ВМФ. Ф.477. Оп. 1. Д. 80. Л.46.

9. РГА ВМФ. Ф.870. Оп.1. Д. 62055. Л.39.

10. РГА ВМФ. Ф.870. Оп.1. Д. 60023. Л. 25.

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.