Научная статья на тему 'И музы, и пушки (очерк любительского искусства в Воткинске 1940-1945 гг. )'

И музы, и пушки (очерк любительского искусства в Воткинске 1940-1945 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
225
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «И музы, и пушки (очерк любительского искусства в Воткинске 1940-1945 гг. )»

УДК

Предисловие издателя

В портфеле редакции журнала «Иднакар» имеется рукопись автобиографической повести. Автор произведения - Воткинский журналист и художник Иллирик Александрович Сорокин (р. 1931).

На наш взгляд это произведение не только является правдивым документом отечественной истории за период более 70 лет, но и представляет собой увлекательное литературное повествование. Немаловажно и то, что автор сам нарисовал иллюстрации к тексту. Мы планируем приложить все наши усилия для того, чтобы в ближайшее время полностью расшифровать рукопись и

опубликовать повесть И.А.Сорокина на страницах нашего издания. В качестве анонса будущей публикации представляем на суд читателя маленький очерк, который не только показывает жизнь в Воткинске военной поры с совершенно необычной точки зрения, но и даёт представление о глубине таланта автора повести. Характерно название публикуемого текста: «И музы и пушки». Оно как бы полемизирует с известной поговоркой: «Когда говорят пушки- музы молчат». Кроме того, такое название о многом скажет внимательному читателю, ведь Воткинский Машиностроительный завод прославился в именно производством артиллерийских систем. Мы сочли необходимым сопроводить текст несколькими изображениями из архива И.А.Сорокина и краткими комментариями.

Иллирик Александрович Сорокин

г.Воткинск

И МУЗЫ, И ПУШКИ (Очерк любительского искусства в Воткинске 1940-1945 гг.)

Предварительные замечания

Существует заблуждение, что в таком захолустье, как Воткинск, никакой культурной жизни быть не могло. А зачатки культуры будто бы завезли к нам эвакуированные киевляне, сталинградцы и ленинградцы.

Разумеется, что с притоком образованных и общественно-активных людей из больших городов культурная жизнь воткинцев обогатилась. Но означает ли это, что в нашем городе не было своих культурных корней?

У истоков традиций любительского искусства в Воткинске стояли два общественных центра: светский - «Воткинское общество любителей музыкального и драматического искусства имени композитора П.И. Чайковского»; и духовный

- Благовещенский собор. Здесь последний руководитель церковного хора Г.Д. Давыдов1 организовал первую в городе детскую хоровую школу.

(Светский центр существовал с 1908 по 1918 год; духовный - до разрушения собора в 1929 году).

Укреплению классических позиций в любительском искусстве содействовала профессиональная труппа Воткинского городского театра (1930-1939 гг.) и сменившая её - театра музыкальной комедии. И не только спектаклями: профессиональные артисты руководили самодеятельными драматическими круж-

1 Г ригорий Дмитриевич Давыдов окончил Воткинское механико-техническое училище, работал на заводе, создал там современную научно-исследовательскую базу, был директором, а, затем, преподавателем Воткинского машиностроительного техникума (ВМТ).

ками в школах, клубах и в заводских цехах и отделах; увлечение театром в Воткинске было всеобщим!

Следует помнить о том, что любительское искусство (художественная самодеятельность) тогда рассматривалось как средство коммунистического воспитания и удерживалось в тесных идеологических рамках, а проведение ежегодных смотров художественной самодеятельности определялось совместными постановлениями ЦК профсоюзов и ЦК комсомола.

У нас "до войны” было весело: дядья любили шутку, представления. Здесь -у нас во дворе, на зеленой лужайке (двор наш был огороженной частью луга - с лютиками, ромашками) разыгрывается сценка пикника: дядя Георгий (наш родственник), дядя Толя (с гитарою), дядя Шура нарядился в драную рубаху и зимний треух (ушанку) и пляшет.

Накануне

Немного статистики. Население Воткинска к началу войны составляло немногим более 39000 жителей. Из них неграмотных было около 6%. Издавались газеты: «Ленинский путь» (тираж 6000 экз.) и «Воткинский рабочий» (1000 экз.). Имелось 4 основных культурно-просветительных очага: Городской драматический театр (позже передвижной театр музкомедии), клуб им. Ленина,

2

клуб нацмен (татар) и клуб пионеров. В городе работал радиоузел и 2 звуковых кинотеатра. [1, с. 213] Для наиболее полной оценки состояния любительского искусства и культурно-просветительной работы перед войной изберём 1940 год

- год 100-летия со дня рождения П.И, Чайковского - последний довоенный рубеж культуры. Подготовкой очередного смотра художественной самодеятельности занимались артисты театра музкомедии Брижинский, Зацепин, Ремизова и другие. Были представлены такие жанры, как балет, вокал. В смотре приняли участие более 400 одарённых воткинцев различных возрастов. (Наблюдалась любопытная особенность - обилие семейных пар среди любителей: братья Казанцевы, Логиновы, Щёкотевы, сёстры Колеватовы, Кайсины, брат и сестра Логиновы, супруги Азябины, Жидковы...).

Городской духовой оркестр под управлением Анатолия Ивановича Вицина включал в свой репертуар фрагменты из опер и балетов П.И, Чайковского -исполнялись они обычно на открытой эстраде, по вечерам.

30 апреля был открыт Дом-музей композитора, с детской музыкальной школой. Назначенный его директором воткинский скульптор-самородок М.Х. Тутырин создал большой бюст П.И. Чайковского, который на долгие годы занял своё место у входа в музей. К сожалению, Дом Чайковского стал первой военной потерей: музей закрыли 28 июня 1941 г., а его помещение использовалось для военных нужд.

7 мая в городе отмечался юбилей великого композитора с участием Свердловского симфонического оркестра и солистами Большого театра СССР.

В том же 1940 г. в Ижевске был объявлен республиканский конкурс на лучшее исполнение произведений Чайковского.

Первое место в конкурсе жюри присудило «работнице Воткинского завода» Нине Колеватовой (прошедшей школу пения у Г.Д. Давыдова). А второе место заняла «домохозяйка» из Воткинска А. Брысова.

Таким образом, становится очевидным, что «культурная среда» в нашем городе присутствовала и до приезда эвакуированных из крупных городов.

На главном направлении

С городских смотров художественной самодеятельности началась и закрепилась практика больших сборных концертов - с калейдоскопом жанров и исполнителей. 14 сентября 1941 г. на такой концерт с обновлённой патриотической программой на летней эстраде собралось до 2000 зрителей. Весь сбор от продажи билетов поступил в фонд помощи детям фронтовиков - так возродилась традиция благотворительности и взаимопомощи.

Меньшую по объёму, но неоценимую по значению роль взяла на себя школьная художественная самодеятельность: облегчить страдания раненых в

2 Нацмен- нациолнальное меньшинство; собирательное название для нерусских народов, приянтое в предвоенные годы. (прим. изд.)

3 Анатолий Иванович Вицин - работник Воткинского Машиностроительного завода (ВМЗ).

эвакогоспиталях Воткинска. Талантливые дети стали желанными гостями в больничных палатах - систематические смотры «молодых дарований» довоенных лет создали прочную основу организованного детского творчества. В декабре 1944 г. даже был проведён конкурс на лучшее обслуживание госпиталя шефскими организациями. Жюри конкурса признало, что: «особенно большая работа по созданию уюта и культурного обслуживанию бойцов и офицеров, находящихся на излечении, проведена. школами № 8, 3, 17 и ремесленного училища №2 и присудило первое место в конкурсе - школе № 8, а второе -школам № 17 и № 3.

Мы с ним работали в одной газете, только с промежутком в 40 лет. Мой отец Александр Иванович Сорокин, фото 9 ноября 1942 г. Работал он до войны в редакции газеты "Ленинский путь", играл на кларнете в духовом оркестре. А.И. Сорокин в том же 42-м пропал без вести.

Творческие силы

Снова статистика: в Воткинске было размещено 11 188 человек эвакуированных [1, с. 224].

С притоком творческих сил прибывших в город предприятий возможности любительского искусства увеличились. Концертные программы приобрели два новых качества: красочный украинский колорит и эстрадную форму, что внесло разнообразие художественную самодеятельность Воткинска , которая ранее тяготела к классике.

Однако традиция «высокого искусства» укрепилась прибытием в город в сентябре 1941 года Клинского Государственного Дома-музея П.И. Чайковского, которым заведовал племянник композитора Ю.Л. Давыдов. Сотрудники музея сразу же занялись просветительской деятельностью: чтением лекций, организацией «музыкальных Сред» и концертов мастеров искусств (в частности, состоялось приглашение в Воткинск Генриха Нейгауза4).

В массовых концертах того периода определились три жанровых направления: уже освещённое традицией классическое - оно целиком укладывалось в требования официальной эстетики; столь же поощряемое народное; и, наконец, молодое, шумное и неоднозначно трактуемое эстрадное направление. Если два основных направления были представлены людьми старшего возраста, «наработавшими» технику, близкую к профессиональной, то эстрадное целиком принадлежало технической молодёжи, страстным поклонникам Л. Утёсова, его эпигонам, которые часто переносили на клубную сцену репертуар великого мастера советской эстрады.

Коренные воткинцы и приезжие самодеятельные артисты не разделялись, избрав общей сценической площадкой клуб Машиностроителей, любимую воткинцами «Машинку».

Имена и жанры

Наиболее заметными последователями классической школы были из числа воткинцев Н. Колеватова и А. Брысова. Из приезжих - Абрам Залманович Брайнин (главный конструктор ВМЗ) - оперный бас, почему-то избравший

4 Нейгауз Генрих Густавович (1888-1964)- советский пианист, педагог и писатель (прим. изд.).

www.idnakar.ru 87 ИДНАКАР 2 (12) 2011

профессию инженера. Коронным его номером в концертных программах была «Шотландская застольная» Бетховена. Анастасия Андреевна Пасова - учительница биологии, одновременно театральный педагог (и актриса героического амплуа), преданная поклонница МХАТа, системы Станиславского. Её стараниями была подготовлена молодая смена театрального коллектива «Машинки» и, впоследствии, Воткинского Народного театра.

Клуб машиностроителей 1953 г. Это наша "Машинка". На втором этаже -клубные комнаты (джаз, драм., танц., баян и т.д.), библиотека. На первом - два обширных фойе (для танцев и игр). В деревянной пристройке - кинозал (он же концертный). Справа - Анатолий Веревкин, наиболее талантливый артист клуба самодеятельности - обаятельный актер, владевший собой вполне профессионально. Поступить в ВУЗ помешало слабое зрение.

Народный жанр из наших земляков достойно представлял Павел Павлович Курочкин, виртуоз-балалаечник, последователь пропагандиста народной музыки композитора Андреева и имевший опыт сольных концертов.

«Приезжие» в этой традиции создали ансамбль Украинской песни и пляски, не уступавший в мастерстве профессиональным коллективам.

В эстрадном жанре Воткинск предложил Николая Васильевича Куткина, баяниста-эксцентрика. Но музыкальной основой этого жанра на сцене стал джаз-оркестр завода, под руководством работника 23-го цеха Ивана Бериева,

композитора и джазового интерпретатора (в совершенстве владевшего и негритянским банджо, и итальянской мандолиной, и кавказскими щипковыми инструментами). С джазом охотно пел А. Брайнин, а несколько позже с этим коллективом выступала лейтенант медицинской службы М. Корницкая, обладавшая сильным сопрано.

Слабым местом воткинской сцены был конферанс. Приезжая молодёжь добавила ей живости и, даже, озорства. Программу теперь вели находчивые и остроумные Зиновий Александрович Майман и Наум Гитес. Нашёлся и отзывчивый на злобу дня автор частушек, пародий, стихотворных реприз сталинградец И. Розенберг.

Театр

Здесь даже условному делению на «ваших» и «наших» места не было. Театр по природе - единый организм, он объединил актёров - любителей из коренного населения города и приезжих. Воткинский самодеятельный театр с 30-х годов успешно конкурировал с профессиональной труппой гортеатра и к 40-м годам был известен в республике как серьёзный творческий коллектив. Первый республиканский драматический театр (худ. руководитель С. Гляттер) шефствовал над воткинскими актёрами-любителями, оказывая преимущественно режиссёрскую помощь в подготовке спектаклей. Заслуженные артисты республики Гальнбек и Пастунов, артисты Загуляева, Хомутов вели творческие семинары, руководили драматическими кружками - формировался и совершенствовался любительский театр. Полюбившихся самодеятельных актёров стали узнавать на улице, равно как земляков, так и приезжих: А. Азябина5, А. Пасову, М. Грахову, А. Куркотова, П. Мальцева, Ю. Шнейдера, А. Васильева.

Победный май

5 Александр Александрович Азябин - острохарактерные юмористические персонажи.

Ограничимся результатом: в мае 1945 г. решением республиканского оргкомитета по проведению смотра художественной самодеятельности предприятий Удмуртии, Первое место присуждено коллективу Воткинского машиностроительного завода.

Для участия во Всесоюзном смотре были отобраны лучшие исполнители: вокалисты -Колеватова, Брайнин, Абрамов, Медведева, Бродский, а также заводской джаз-оркестр и Ансамбль Украинской песни и пляски.

Библиография

1.Воткинск. Документы и материалы 1758-1998. Ижевск. Удмуртия. 1999. Док. №139, с 213)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.