ИЗ АРХИВНЫХ ФОНДОВ
А.М. Семененко И.И. Власов и образование Иваново-Вознесенского Политехнического Института.
Иван Иванович Власов входит в число замечательных представителей иваново-вознесенской интеллигенции, ныне, к сожалению, изрядно подзабытый. А между тем его жизненный путь как юриста, историка-краеведа, литературоведа и общественного деятеля настолько интересен, что об этом человеке стоит рассказать подробнее.
И.И. Власов родился в январе 1880 года в Москве. Правда, в одном случае он указывает на дату рождения - 5 января (по ст. стилю). Это число он ставит в ответе на запрос от 15 октября 1917 г., который хранится в Государственном архиве Ивановской области (фонд 1150 -личный фонд И.И. Власова)1. В автобиографической справке краеведа с указанием его научных трудов, находящейся в деле И.И. Власова (инвентарный номер 20) в Шуйском музейно-культурном центре им. М.В. Фрунзе, составленной 3 июля 1936г., названа дата рождения 18(6) января2. Разница в один день не принципиальна, но чем она вызвана понять трудно.
Отец И.И. Власова - крестьянин деревни Большого Шемнина Никольской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии, работавший в Москве в качестве торгового служащего и поддерживающий одновременно сельское хозяйство на родине. По окончании Алексан-дровско-Басманного городского начального училища в Москве, по настоянию учителя А.К. Спижарного, И.И. Власов был отдан для дальнейшего образования во Вторую Московскую мужскую гимназию, которую окончил в 1899 году. Ввиду многочисленной семьи отца и небольшого заработка его еще в последних классах гимназии начал давать уроки и писать кор -респонденции для ярославской газеты «Северный Край». В то время там работали князь Д.И. Шаховской3 и Н. П. Дружинин4.
В 1899 - 1904гг. И.И. Власов учится на юридическом факультете Московского университета. В феврале 1902 г. принимает участие в студенческих волнениях, за что временно исключается из вуза и отбывает трехмесячное тюремное заключение. 15 февраля 1903 г. был вновь арестован в связи с подготовкой на 19 февраля студенческой демонстрации с участи-
ем рабочих; привлечен к дознанию об участии и принадлежности к студенческим кружкам. Освобожден 15 марта 1903 г.5 В университете И. И. Власов, по его собственным словам, занимался под руководством известнейшего правоведа П.И. Новгородцева6.
После окончания университета И. И. Власов осенью 1904 г. примыкает в Москве к адвокатской социал-демократической группе, становится помощником присяжного поверенного и принимает участие в судебных процессах, одновременно занимаясь журналистикой. Публикуется в газетах «Курьер», «Вечерняя почта», «Рабочая газета», «Голос юга» и др. 29 ноября 1905 г. в Москве под его редакцией вышел единственный номер общественно -сатирического журнала «Жало», в котором были помещены два произведения А.М. Горького. За редактирование этой газеты Московская судебная палата 21 апреля 1906г. приговорила И. И. Власова к одному году заключения в крепости. Обвинение заключалось в дерзостном неуважении к Верховной власти по статье 128 Уголовного уложения. Адвокатом И.И. Власова выступал П.Н. Малянтович (в 1917 г. - последний министр юстиции во Временном правительстве). Он, кстати, обжаловал этот приговор, но решение суда осталось в силе. И тогда И. И. Власов уехал в Вену, где жил до декабря 1908 г., состоя там секретарем эмигрантской кассы взаимопомощи. Из-за границы под псевдонимом “Ив. Ович” посылал материалы в «Киевскую мысль» и петербургскую газету «Товарищ». По возвращении в Россию И. И. Власова тут же арестовали для исполнения приговора судебной палаты. Так что с 29 января 1909 г. по 29 января 1910 г. он провел в заключении.
В Иваново-Вознесенске И. И. Власов оказался в 1910 году. Правда, в автобиографии от 1917 г. он пишет, что приехал в мае, а в автобиографии от 1936 г., что в феврале. Он активно занимается адвокатской практикой, участвует в различных организациях культурно просветительского характера, например, в обществе трезвости, закрытом владимирским губер -натором за политическую неблагонадежность, в обществе благоустройства местечка “Ямы” и
Семененко А.М.
др. В этот же период Власов примыкает к местной организации кадетской партии. А в апреле 1915 г. его избирают гласным городской думы. Через два года, в конце апреля 1917 г. блок несоциалистических партий выдвинул И.И. Власова кандидатом на пост городского головы. По трем кандидатурам результаты голосования распределились следующим образом: М.П.
Кондратьев («за» - 39, «против» - 30; он и стал головой), И.И. Власов («за» - 36, «против» -33), А.М. Братенши («за» -33, «против» - 36).
Надо сказать, что 1917 год стал пиком в общественной деятельности и в политической карьере И. И. Власова. Он деятельно работает в качестве товарища председателя училищной комиссии, редактирует газету «Иваново-Вознесенск», вместе с супругой Марией Васильевной принимает активное участие в деятельности местной кадетской группы. После Февральской революции И.И. Власов входит в состав Иваново-Вознесенского революционного комитета общественной безопасности. Осенью 1917г. он включен под номером 7 в список 15 кандидатов от партии кадетов в Учредительное Собрание по Владимирскому избирательному окру-гу7. Но, как известно, кадеты выборы проиграли, а в Учредительном Собрании от Владимир -ской губернии оказались 6 большевиков и 3 эсера8. Еще до поражения на этих выборах И.И. Власов пишет в своем дневнике 19 августа 1917 г. около 10 часов вечера, находясь в гостинице Лукьянова во Владимире: «Я - обладатель земли и дома, ценность которых, по сегодняшним ценам, от 125 до 150 тысяч рублей. Это уже некоторый «плюс»..., но в общественном смысле
- особенно в условиях теперешнего революционного времени - это несомненный «минус». Я
- «буржуй». Это оценка моего социального положения уже принесла свои плоды. Я не попадаю в предстоящие 27 августа выборы - в городскую думу. Я был в первом десятке среди кандидатов в гласные, но против меня велась агитация. Сделать попытку пройти в Учредительное Собрание. Дерзать? Да, пожалуй, но дерзостей в моей жизни было порядочно. На первом месте партии народной Свободы В. А. Маклаков9, наиболее симпатичный мне среди всех кадетов. Какая честь идти с ним в одном списке!»10. А вскоре Власова ждет еще одно разочарование. Основанную им осенью 1917 г. «внепартийно-демократическую» газету «Русский Манчестер» городской Совет закрывает 20 декабря того же года как «буржуазную».
В начале мая 1918 г. И. И. Власов оставляет работу адвоката и начинает сотрудничать в советских учреждениях. Перечень его долж-
ностей и мест работы нескончаем. Одно время он даже являлся заведующим губернским архивным бюро, возглавлял И.И. Власов и комиссию по делам музеев и охране памятников искусства и старины. Он полностью переключается на историко-краеведческую и литературную деятельность. Тем не менее, в 1922 году И.И. Власову пришлось в последний раз выступать в качестве адвоката. От имени родственников (о беспорядках в Шуе при изъятии церковных ценностей), он написал в Москву прошение о помиловании. Однако этот шаг лишь на 10 дней продлил жизнь обреченных11.
Больше с политикой и юриспруденцией И. И. Власов не пересекался. Если в своем ответе на запрос от 15 октября 1917г., написанном 22 октября 1917г. он охотно рассказывает о своем кадетском прошлом, то в автобиографии от 3 июля 1936г. об этом ни слова. Скончался И.И. Власов 17 января 1943 г. в 3-й городской больнице от истощения. 20 января в «Рабочем крае» вышел некролог, посвященный И. И. Власову, подписанный краеведами.
С тех пор статьи И. И. Власова не издавались. А между тем, ряд его работ имеет несомненную научную важность, в частности, имеющийся, но неоконченный текст доклада «Образование ИВПИ (из личных воспоминаний)», хранящийся в Шуйском музейно-культурном центре им. М.В. Фрунзе в деле И.И. Власова (инвентарный номер 20). В полном объеме (рукописном и печатном) сохранились предисловие и четыре главы, которые и предлагаются к печати. В рукописи имеются также планы еще трех глав. Полностью объем материалов, относящихся к докладу, насчитывает 35 страниц. Но и этот текст, который сохранился, позволяет более подробно увидеть процесс перевода Рижского политехнического института из Москвы в Иваново-Вознесенск. В имеющейся литературе представлена достаточно традиционная и неполная картина этого важнейшего события12. Только совсем недавно появились небольшие сдвиги в его объективном освещении, в том числе связанные с упоминанием роли И. И. Власова13.
Из документов дела И.И. Власова также явствует, что свой доклад автор начал печатать
18 ноября 1928 г. и тот вариант, который публикуется ниже, был уже готов к 21 ноября. Сохранилась также записка от секретаря по поручению председателя губернского научного общества краеведения М. О. Соколова, в которой он просит И. И. Власова прибыть на чтение доклада 29 ноября к 8 часам вечера. Сохранилась также и повестка дня заседания правле-
ния краеведов в тот день. Доклад И. И. Власова стоит четвертым после трех организационных пунктов повестки собрания, состоявшегося в губстатбюро.
Итак, появление в Иваново-Вознесенске вуза такого уровня было по истине революционным событием. Самому городу в 1918 г. исполнилось только 47 лет, а Рижский Политехнический Институт был старше самого губернского центра на 9 лет, поэтому открытие вуза со сложившимися традициями благотворно отразилось на последующем развитии научно-педагогического и культурного потенциала города и губернии. Кроме того, история образования и деятельности вуза показала образец взаимодействия представителей интеллигенции большевистско-социалистической (М.В. Фрунзе, И.Е. Любимов и др.) и либерально - демократического (И.И. Власов, В.М. Гессен и др.) направлений в совместной работе на благо народного образования. Этот провинциальный феномен первых лет Советской власти ещё ждёт своего специального исследования.
Примечания
1 ГАИО. Ф. 1150.0п. 1.Д. 90.Л 64.
2 ШМКЦ им. М.В. Фрунзе. Инв. № 20.
3 Д. И. Шаховской (1862 - 1939 ) - выпускник юрфака Санкт-Петербургского университета, земский деятель, кооператор, масон, член ЦК кадетской партии, депутат 1-й Государственной Думы, соредактор «Северного Края». Во Временном правительстве - министр государственного призрения.
4 Н.П. Дружинин впоследствии редактор кадет-
5 ской газеты «Г олос» в Ярославле.
6 В ответе И. И. Власова, который находится в
ГАИО, указано, что его аресты происходили в 1901 и 1902 гг. (ГАИО. Ф. 1150.0п. 1.Д. 90. Л. 64).
7 П. И. Новгородцев (1866 - 1924 ) - доктор государственного права (с 1902 г.), в 1896 - 1903
г.г., 1907 - 1911 гг. приват-доцент, с 1903 г. -экстраординарный, а в 1904 - 1906 гг. ординарный профессор Московского университета. Депутат 1-й Государственной Думы, член ЦК партии кадетов. См. подробнее: Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М. 1991.
8 ГАИО. Ф. 1150.0п. 1.Д. 1.Л.4.
9 История города Иванова. Часть 2. Иваново со-
циалистическое. Иваново.1962. С. 18 - 19.
10 В. А. Маклаков (1870 - 1957) - адвокат, депутат
2-й Г осударственной Думы, член ЦК партии кадетов; посол России во Франции в 1917 г., депутат Учредительного собрания от Москвы.
11 ГАИО. Ф. 1150.0п. 1Д. 1. Л. 15 - 16.
12 Переверзев О. Краевед Иван Власов // Рабочий край. 1993, 28 декабря.
13 См.: Кузница текстильных кадров. Иваново. 1981; 50 лет Ивановского энергетического института имени В. И. Ленина. М. 1968; Кириллов И. Н. Паначин Ф. Г. Подвиг большевика. Иваново. 1957. С. 158 - 159; В. И. Ленин и трудящиеся Иваново-Вознесенского края. Ярославль. 1969. С. 43 - 44 и др.
14 Биографический и библиографический справоч-
ник профессоров и преподавателей Ивановской государственной архитектурно-строительной академии за истекшие двадцать лет её существования с 1981 по 2001 гг. Иваново. 2001. С. 11; Семененко А.М. И.И. Власов и Иваново-Вознесенск: штрихи к портрету.// Иваново-вознесенский юридический
вестник.2002.№1.С.37-39.
И.И.Власов Образование ИВПИ (из личных воспоминаний). 21 ноября 1928 г.
(Текст воспоминаний дается в оригинале И.И. Власова с небольшими орфографическими исправлениями автора.)
Предисловие
Исполнившееся десятилетие ИВПИ невольно побуждает к первоначальной попытке осветить вопрос о возникновении высшей технической школы в Иваново-Вознесенске с исторической точки зрения. Недолгая история ИВПИ представляет к тому же чрезвычайно характерную страницу в общей истории нашего революционного строительства, хотя, как и многие другие вопросы, разрешенные революцией, мысль о политехническом институте возникла еще в дореволюционную пору. Для того, чтобы яснее представить себе, насколько необходим был нашему району Политехнический институт следует остановиться хотя бы коротко и на этой дореволюционной постановке вопроса. Но, конечно, главный интерес представляют те своеобразные эпизоды, которые разыгрывались при сложной и трудной работе по реализации у нас высшей технической школы в тяжелые и героические годы гражданской войны и революционной ломки старого буржуаз -ного строя.
Писать настоящую историю ИВПИ не настало еще время, но собирать материалы для этой истории уже пора, так как новые впечатления интенсивно и ярко развертывающейся жизни быстро вытесняют из памяти кажущиеся уже далекими события недавнего прошлого. Поэтому, думается мне, вполне своевременны записи личных воспоминаний даже и рядовых непосредственных участников в создании такого важного и крупного культурного дела, каким, несомненно, является Иваново-Вознесенский Политехнический Институт.
Глава 1.
Насколько мне известно, впервые мысль об организации в Иваново-Вознесенске высшей технической школы возникла в 1913 году, хотя она и просачивалась в местное общественное сознание не сразу, а лишь постепенно и выражалось в очень неясной и туманной форме.
17 ноября 1913 года в Иваново-Вознесенском «Новом клубе» читал лекцию приехавший из Москвы редактор-издатель специального технического журнала «Вестник мануфактурной промышленности», обрусевший серб Чедо-мир Иоксимович на тему «Итоги балканской войны и промышленно - мануфактурный кризис». Одним из тезисов этой довольно путаной
лекции было окрашенное своеобразным национализмом положение, что в тогдашней русской Польше и, в частности, в Лодзи и развивается немецкая текстильная промышленность, и этот «прогресс лодзинской мануфактуры» происходит «за счет ивановского района».
Одним из средств борьбы с немец-ко-текстилъной Лодзью славянин лектор считал поднятие специального технического образования в нашем районе и указывал, между прочим, что существовавшие в то время в Иваново-Вознесенске школа колористов и рисовальная школа могут служить основанием для учреждения специального «Мануфактур ного института» для подготовки высококвалифи-ци-рованных русских текстильщиков, которые могли бы заменить «поляков-колористов» и «англичан-прядильщиков», работавших тогда в заметном числе в русской текстильной промышленности.
Несмотря на странную националистическую оболочку, в которые облечены были положения докладчика, брошенная им мысль о мануфактурном институте произвела известное впечатление и, может быть, явилась первоначальным ядром позднейших мечтаний о высшей технической школе в экономическом центре мощного текстильного района, каким стал Иваново-Вознесенск уже в 10-е годы. Эта экономическая конъюнктура изменилась в благоприятную сторону. Но в 1913 году местные фабричные круги не поставили вопрос о высшей технической школе на реальную почву, так как текстильная промышленность в то время переживала некоторую депрессию.
Первые годы войны были чрезвычайно благоприятны в известном смысле для нашего текстильного района резким повышением прибылей тогдашних частнокапиталистических предприятий. В одной из своих тогдашних статей «Год войны в народнохозяйственном отношении» (статья в «Ежегоднике газеты Речь на
1915 год», Петроград, изд. редакции 1азеты. стр. 960), известный экономист профессор М. И. Туган-Барановский констатировал, что «прекращение деятельности лодзинскнх, томашев-ских, белостокских и других фабрик Западного района создало крайне благоприятную конъюнктуру для мануфактурных фабрикантов московского (центрально-промышленною) района. Под влиянием этого цены на хлопчато-бу-
мажные товары испытали огромное повышение». Цена на миткаль в летние месяцы 1913 года была, например. 9 6/8 коп., а в те же месяцы 1915 г. 14 6/8 коп,, цена ситца №1 в начале лета 1914 г. была 14 / коп., а к июню 1915 г, она поднялась до 21 коп., то есть почти на целую треть. Легко представить себе, какие большие денежные суммы составляло это быстрое повышение при миллионах аршин разных тканей, вырабатывавшихся на тогдашних фабриках и при еще не наблюдавшемся резком падении денежного курса.
В карманах местных фабрикантов Владимирской губернии, в которую входил и наш район и город Иваново-Вознесенск, зашевелились большие суммы лишних денег и, естественно, что опять всплыла мысль о развитии технического образования.
В ноябре 1916 года во Владимире, как административном центре губернии, возникло «организационное бюро съезда Владимирских фабрикантов и заказчиков по техническому образованию», которое разослало ко всем фабрикантам особое печатное обращение, призывая «милостивых государей» к согласованным действиям в области «усовершенствования технической стороны промышленности и в связи с этим развития технического образования».
Откровенно отмечая, что война до сего времени благоприятно отражается на промышленности Владимирской губернии, «как в смысле обилия заказов, необходимых для обороны государства», так и в смысле «высокой их опла-чиваемости», обращения эти указывали на серьезные «экономические потрясения, которые, несомненно, предстоит испытать русской промышленности в связи с окончанием войны» и могущим быть промышленным кризисом и осторожно призывали владельцев «шестисот фабрик и заводов» «сделать денежные затраты» для учреждения в одном из пунктов Владимирской губернии технического учебного заведения, применительно к местной промышленности, в составе шести факультетов, в продолжительностью курса не более трех лет».
Задачей этой технической школы организационное бюро считало подготовку «не инженеров с широким техническим образованием», а «узких специалистов прядения, ткачества, крашения и механиков-мастеров своего дела». В этой школе предполагалось открыть факультеты: прядения (бумажного, шерстяного и льняного), ткачества (бумажного, суконного и льняного), крашения, беления и аппретуры, под общим названием химический, механический, электротехнический и экономический для приготовления торговых служащих, товарове-
дов, счетоводов и коммерческих агентов.
Главным вдохновителем этого организационного бюро являлся льняной фабрикант Вяз-никовского уезда А. Ф. Малинин, а кроме него в состав бюро входило несколько фабрикантов губернии, 2 инженера-механика и редактор газеты «Старый владимировец» Павел Федорович Леонтьев, причем наши ивановские фабриканты представлены совершенно не были. Для выработки деталей и скорейшего проведения в жизнь своего проекта организационное бюро считало необходимым устройство съезда всех владимирских фабрикантов и заводчиков и назначило свое заседание в Москве 27 ноября
1916 года в гостинице «Метрополь».
Прочитав в «Русских ведомостях» объявление о том, что «господин московский градоначальник разрешил собраться фабрикантам и заводчикам на это число для обсуждения вопроса о постройке техникума в пределах Владимирской губернии» и опасаясь, что на этом совещании не будут блистать своим отсутствием и наши ивановские фабриканты, не отличавшиеся энергией, медлительностью в культур -ных мероприятиях, я отправил в Москву на имя собрания фабрикантов и заводчиков телеграмму следующего содержания «Мощное развитие мануфактурной промышленности создает необходимость организовать высший мануфактурный институт в центре района - Иваново-Вознесенске с механическим и химическим отделениями. Город имеет уже низшее механико-техническое училище, школу колористов, рисовальную школу, класс ткацкого рисования, эвакуированное Лодзинское среднее мануфакурно-промышленное училище и торговую школу. Необходимо правильное сочетание этих школ и увенчание их высшей специальной школой особого типа для всего района Владимирской, Костромской и Ярославской губерний, главные города коих в равном расстоянии от нашего русского Манчестера - центра района».
Глава 2.
Собрание фабрикантов и заводчиков Владимирской губернии 27 ноября 1916 года в Москве, судя по отчету о нем, напечатанном в газете «Старый владимировец» (№ 264 от 1 декабря 1916 г.) было очень немногочисленным. На него явилось всего 22 человека, из которых было пятеро ивановцев, из которых Н.Г и Д. Г. Бурылины, И. К. Маракушев, Н. Ф. Гарелин и А. К. Семенов, еще человек восемь фабрикантов из разных уездов Владимирской губернии и несколько инженеров и юристов владимирцев и москвичей.
Председателем был избран А. Ф. Малинин,
который предложил собранию высказаться по вопросу об организации общества фабрикантов Владимирской губернии для учреждения техникума. Были прочитаны 2 проекта устава этого общества и началось длительное обсуждение их по пунктам. Покончив с этими, так сказать, организационными вопросами, собрание перешло, наконец, к обслуживанию вопроса о техникуме и застряло на обсуждении «типа» этой школы, ее учебного плана и плана финансового, причем А. Ф. Малинин высказался за необходимость устройства в г. Владимире среднего технического учебного заседания путем преобразования сушествовавшего там и недурно оборудованного мальцевского завода ремесленного училища.
После этого была оглашена моя телеграмма, и начались коренные разногласия по вопросу о том, что учреждать, как учреждать и где учреждать. Как более крупный из ивановских фабрикантов, директор Куваевской ма-нуфакггуры, Н. Г. Бурылин, присоединяясь к основным мыслям телеграммы, категорически заявил, что «иваново-вознесенские фабрикаты против учреждения нового среднего учебного заведения в Иванове, но они будут принимать все меры к созданию в Иваново-Вознесенске высшего технического учебного заведении», причем высказал мысль, что «может быть, ивановским политехникумом будет одно из тех заведений, которые предположены к открытию Министерством народного просвещения».
Д. Г. Бурылин указал еще «на весьма веское значение нахождения технической школы в промышленном центре, где учащиеся могут близко знакомиться с той атмосферой, в которой им предстоит работать по окончании школы, и сослался на полное отсутствие во Владимире промышленности».
В конце концов, собрание раскололось на части и не разрешило вопросов ни о «типе» школы, ни о месте ее нахождения, отложив разрешение этих вопросов до половины декабря. Своеобразная и так сказать собственническая узость фабрикантского мышления выразилась на этом собрании в том, что Н. Г. Бурылин говорил о «необходимости принять в уставе пункт о предпочтительных правах на поступле -ние в будущее учебное заведение детей служащих и рабочих промышленных предприятий Владимирской губернии. По финансовому вопросу он говорил еще о том, что «если общество соберет сумму в один миллион рублей, то правительство, вероятно, пойдет навстречу в такой же сумме».
Уже эти коренные разногласия фабрикантов на первом общем собрании и малолюдность
его участников доказали их бессилие реализовать мысль о высшей технической школе в районе. Несмотря на это, газета «Старый владимировец» пришла в восторг и открыла целую агитационную компанию за открытие во Владимире новой технической школы, и стала всячески воспевать новую культурную заслугу фабрикантов. «Неутомимая деятельность инициатора этого дела Алексея Федоровича Малинина
- писала она (статья «Начало положено» в том же номере от 1 декабря) даст уже реальные результаты: вопрос о создании в гор. Владимире шести-факультетного техникума - вопрос ближайшего будущего. Это счастье для населения особенно понятно будет, когда общество усмотрит лиц, ставших во главе этого дела, с определенными именами, много поработавшими в области народного просвещения -Бурылины, Гарелин, Дербеневы, Куваев, Полу-шин, Маракушев, Семенов, Смирнов, Никитин и др.».
Эта ставка на фабрикантов неискренняя и тогда, а теперь производящая прямо комическое впечатление, конечно, не оправдалась. Любопытно отметить, что культуртрегерским усилиям действительно неутомимого А. Ф. Малинина противодействовал не только раскол среди самих фабрикантов и полный индифферентизм большинства их, но и систематическая и явно враждебная позиция, которую заняли земцы-дворяне в вопросе о преобразовании земского мальцевского ремесленного училища. В № 31 «Старого владимирца» от 8 февраля
1917 г. помещен любопытный в этом смысле отчет с губернского земского собрания, на котором председатель Владимирской губернской земской управы дворянин С. А. Петров указал: «Едва ли удастся организовать такое широкое учебное заведение, как предполагает общество фабрикантов и заводчиков. Возможно, что общество создаст такое училище, но еще вопрос -на какие средства будет оно содержаться». В результате прений губернское земское собрание постановило - не предрешать вопроса о преобразовании мальцевского училища до разрешения общего вопроса в законодательном порядке (?) и не связывать пожелания общества фабрикантов и заводчиков об организации техникума с реорганизацией земского ремесленного училища.
Февральская революция положила резкий конец фабрикантским мечтам о культуртрегерстве и их недружным попыткам развивать технические образование. Уже с весны в обширной текстильно-промышленном районе запахло Октябрем. Песенка буржуазии была спета. Выдвигался резко и неудержимо новый
руководящий общественный класс - пролетариат.
14 июня 1917 г. московская газета «Утро России» напечатала траурное объявление, в котором «товарищество на паях льняной мануфактуры А. Ф. Малинина с глубокой скорбью извещало о внезапной кончине своего дорогого и незабвенного учредителя и председателя правления Алексея Федоровича Малинина, последовавшей 10 сего июня в 12 часов дня».
Как стало известно позднее, этот наиболее энергичный сторонник организации во Владимире техникума... удавился, не выдержав крушения своей заветной идеи и впав, очевидно, в крайнюю степень растерянности и отчаяния среди происходящей революционной ломки старого буржуазно-капиталистического строя. Трагедия общественного класса, к которому он принадлежал, стала и его личной трагедией.
Подводя итог благим намерениям А. Ф. Малинина в области развития технического образования, приходится сказать, что он ошибался не только во времени, не учтя, глуши вязни-ковских лесов, значения происходящих исторических событий. Он сделал и другую несомненную ошибку и в смысле выбора места для специальной технической школы. Старый административный центр губернии, город Владимир, не был и не мог быть подходящим местом для технического учебного заведения с текстильнопроизводственным уклоном, так как в нем совершенно не было в то время текстильных фабрик, где учащиеся могли бы проводить свою производственную практику.
Недооценил льняной фабрикант А. Ф. Малинин и той громадной централизующей роли для всего мощного текстильно-промышленного района, которую приобрел город Иваново-Вознесенск еще задолго до революции, перерабатывая в окончательный фабрикат на своих отделочных и ситценабивных фабриках почти всю хлопчатобумажную продукцию прядильноткацкой промышленности нескольких смежных губерний. Только в этом могла возникнуть и должна была быть организована специальная текстильная высшая техническая школа.
Глава 3.
На второй год империалистической войны, в связи с наступлением немцев на северо-западном фронте в районе Риги была объявлена эвакуация из этого города различных учреждений, Эвакуировался в 1915 г. в Москву и Рижский политехнический институт, высшее учебное заведение с шестью факультетами: механическим, химическим, инженерным, архитектурно-строительным, коммерческим и сель-
скохозяйстве нным.
Все эти факультеты с профессорским персоналом из немцев, латышей и русских, частью студенчества, оборудованием лабораторий и громадной библиотекой в 100 тыс. томов, накопленной в течение более чем полувекового существования института, были переданы в Москву, причем часть оборудования и библиотека, погруженные в товарные вагоны, была продвинута до Нижнего Новгорода. За отсутствием в Москве свободных помещений для рижского политехникума, отдельные факультеты ею разместились и стали функционировать в пяти разных московских учебных заведениях, расположенных в разных частях города - университете Шанявского, высшем техническом училище, Комиссаровском техническом училище, промышленном училище и сельскохозяйственном институте.
Несмотря на крайнее неудобство этого размещения, Рижский политехникум продолжал функционировать в Москве и в течение 3-х лет, 1915-1918, выпускал оканчивающих студентов и набирал новых, главным образом уже из русской молодежи. 8 августа 1917 г. институт собрался было вернуться в Ригу, на что получил разрешение военных властей, но вскоре после этого Рига пала, в связи с чем реэвакуация замедлилась до 1918 г., когда ввиду продовольственных затруднений стало разряжаться и население Москвы, и перед институтом стал вопрос или о возврате в Ригу, продолжавшую находиться в немецких руках, или перемещена на постоянное пребывание в один из русских крупных провинциальных городов.
19 марта 1918 года, находясь в Москве, я случайно прочел в газете «Утро России» хроникерскую заметку под заглавием «Судьба рижского политехнического института». «В воскресенье в актовом зале промышленного училища, говорилось в -этой заметке, - состоялось собрание студенческого эвакуированного во время войны в Москву Рижского политехнического института. Собрание было очень многолюдным, присутствовало свыше 300 человек. Обсуждался вопрос о будущем местопребывании института: отправить ли его обратно в Ригу, оставить в Москве, или перевезти в какой-нибудь другой город».
Собрание к определенному решению не пришло, но все же определенно высказалось за оставление института в России.
Решено провести референдум для выяснения истинного желания студентов и обратиться к университету Шанявского и другим учреждениям, в которых происходили занятия института, с просьбой предоставить возможность
институту занятия до окончательного решения.
Комиссариат Народного Просвещения предложил рижскому политехническому институту закончить занятия к 1 апреля.
По прочтении этой заметки у меня мелькнула мысль о том, что в интересах нашего города и района полезно было бы использовать это благоприятное для них обстоятельство и приютить в Иваново-Вознесенске культурного «беженца», находящегося в затруднительном положении. Надо было ковать железо пока горячо, и я отправился за справками в канцелярию рижского политехникума, помещавшуюся в Гусятниковом пер. в д. № 9.
Там я застал проректора института Христиана Ивановича Виттлиха, скромного, симпатичного человека, по-видимому, латыша. Он исполнительно и обстоятельно информировал меня с каким «начальством» мне нужно поговорить, и заявил, что сам он стремиться в Латвию и направил меня к «председателю попечительского комитета» Бернгарду Карловичу фон Шуберту и к ректору института, профессору Павлу Ивановичу Вальдену. Виттлих любовно написал мне записку с их адресами.
Как сейчас помню этот визит: меня встретил в небольшой, но богато обставленной квартире высокий представительный пожилой немец, пригласил сесть в кресло у своего письменного стола и с первых слов, поняв цель моего посещения, внешне вежливо, но внутренне враждебно заговорил: «Как вы это себе представляете? Политехнический институт - эта такая легкая вещь? У нас в Остзейском крае институт создавали и поддерживали все общественные организации, и дворянство, и купечество. Как вы думаете, мы отдадим вам культурную ценность своего края, накопленную с такими усилиями и жертвами? Да и хватит ли у вашего города средств содержать такое большое учреждение?»
Я пытался объяснить попечителю, что о политехническом институте не только наш город, но и весь текстильно-промышленный район, его окружающий, думает уже давно и примет все меры для его организации и поддержки, но уже сознавал, что напрасно теряю слова и время, так как не могу встретить у фон Шубер -та никакого сочувствия. Видя, что у начальства дело не выходит, я решил переговорить со студентами, адрес «исполнительного комитета» которых увидал в канцелярии института на одном из его объявлений.
Здесь получить необходимую информацию оказалось гораздо легче, и меня встретили очень сочувственно товарищ председатель исполнительного комитета, студент Моисей Пав-
лович Зельдович, предложивший мне через несколько времени сделать доклад на общем собрании исполнительного комитета в следующий приезд в Москву.
Доклад этот состоялся только 20 апреля в одном из классов Комиссаровского технического училища, в присутствии нескольких десятков студентов. После всестороннего обсуждения и разных расспросов студенты, видимо, заинтересовались мыслью о возможности перевести институт в Иваново-Вознесенск, и я получил за подписью товарища председателя Зельдовича официальную справку такого содержании:
«Исполнительный Комитет студентов РПИ, относясь с полным сочувствием к проявляемой нами инициативе в деле перевода института в Иваново-Вознесенск, сообщаем следующее: рижский политехнический институт состоит из факультетов:
1. Механического, 4. Строительного,
2. Химического, 5 Коммерческого,
3. Инженерного, 6. Сельскохозяйственного.
Общее число студентов к началу учебного
года выражалось цифрой 1498. По факультетам студенты распределялись следующим образом: 128 студентов на строительном ф-те, 176 - на инженерном, 449 - на механическом, 277 - на химическом, 195 - на сельскохозяйственном и 268 - на коммерческом.
В настоящее время общее число студентов следует считать несколько увеличившимся, вследствие возвращения из армии демобилизованных студентов. Число уроженцев Прибалтийского края составляет не более 20%. С настоящего года в институт открыт доступ также студенткам.
Библиотека и инвентарь института в значительной его части находится в городе Нижнем Новгороде на попечении администрации института. Часть имущества также находятся в Москве.
Согласно решения общего собрания студентов исполнительный комитет занят сейчас выяснением точной описи имущества и принятием мер к не вывозу его за пределы России.
В случае необходимости для вас получить более подробные сведения исполнительный комитет не замедлит предоставить вам таковые».
На словах студенты меня заверили, что подавляющее большинство их не намерено продолжать образование в немецкой Риге и охотно переехало бы в Иваново-Вознесенск, так же невозможный для них перевод в другие учебные заведения в Москве, связаны с излишней потерей времени ввиду некоторого расхождения в
сравнении с учебным планом рижского политехнического института. На вопрос о профессорах они ответили, что совершенно не возможно рассчитывать, чтобы все они согласились переехать в наш город, так как немецкая и латышская часть их сильно стремится в Ригу и рано или поздно, при первых благоприятных обстоятельствах несомненно переселится туда. В заключении беседы студенты рекомендовали мне переговорить по вопросу о переводе института в Иваново-Вознесенск с председателем московского общества так называемых реалистов, то есть политехников, окончивших РПИ Семеном Григорьевичем Гуревичем, указали, что он, как и всё это общество, оказали институту большие услуги в Москве и очень озабочены его дальнейшей судьбой.
Глава 4.
Не застав С. Г. Гуревича дома, я должен был вернуться в Иваново-Вознесенск, где тотчас же обратился в Иваново-Вознесенскую городскую управу, тогда уже социалистическую по составу с особым письменным «предложением», в котором изложил все полученные сведения о положении в Москве рижского политехникума и просил официально уполномочить меня продолжить переговоры о возможности и условиях перевода его в Иваново-Вознесенск. В ответ на это городская управа за подписью тов. городского головы Н. А. Жиделева и секретаря И. А. Сакулинского немедленно ответила мне 16 ап-реля за №У152, что «предложение ваше о переводе рижского политехнического института в г. Иваново-Вознесенск городской управой отклонено, и что означенный вопрос управа решила передать на заключение училищной комиссии».
Через несколько дней открылись заседания
3-го съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов вновь организовавшейся тогда Иваново-Вознесенской губернии, и на одном из этих заседаний Иваново-Вознесенский городской голова и в то же время губернский комиссар просвещения И. Е. Любимов в своем обширном докладе о положении народного просвещения в губернии («Рабочий край» от 1 мая 1918 г № 48) между прочим заявил, что он считает «очередной задачей текущего дня» перевод сюда из Москвы Рижского политехнического института.
2 мая 1918 г. в главной зале Иваново-Вознесенского губисполкома, который размешался тогда в доме бывш. Маракушева, состоялось расширенное совещание по вопросу о переводе в Иваново-Вознесенск Рижского политехнического института с участием представителей Гу-
бисполкома, Горсовета, городской управы, союза кооперативов Иваново-Кинешемското района, союза техников, союза деятелей по техническому и ремесленному образованию, союза служащих на фабриках и заводах и Иваново-Вознесенского отделения русского технического общества. Председательствовал на том совещании председатель губисполкома Михаил Васильевич Фрунзе, который, как опытный ор -ганизатор, во вступительной речи сразу поставил вопрос ребром,
«Настоящее совещание, - сказал он, - созвано для решения вопроса об открытии в Иваново-Вознесенске высшей технической школы путем перевода Рижского политехникума в Иваново-Вознесенск». Так как вопрос об открытии в Иваново-Вознесенске высшей технической школы не может вызывать никаких принципиальных возражений, Михаил Васильевич предложил перейти к практическому обсуждению возможности перевода рижскою политехникума и высказаться по вопросу о материальной поддержке переводимому институт со стороны казенных и общественных учреждении и организаций, и частных лиц, и об обеспечении института, профессоров и студентов необходимыми помещениями.
Мне пришлось снова сделать общую характеристику положения Рижского института и масштаба его работы, о чем Михаил Васильевич Фрунзе просил меня еще до собрания. Из прений интересно отметить различные мнения о том, переводить ли институт в размере всех шести факультетов, или же только тех, которые наиболее тесно связаны с текстильной промышленностью района. Несколько лиц высказались за необходимость перевода и агрофака, причем И. А Сакулинский указал на специальный капитал Я. П. Гарелина, завешанный на постройку в Иваново-Вознесенске школы садоводства и огородничества, и земельные и лесные угодья в количестве 1500 десятин, перешедших к городу от того же Гарелина, а М. В. Фрунзе ссылался на то, что в распоряжении Шуйского уездного земства имеется капитал имени Рубачева в 200 тысяч рублей на устройство училища, который также может быть использован на открытие сельскохозяйственного факультета. В результате совещание признало, что, во-первых, перевод Рижского политехникума желателен и необходим в полном его составе, во-вторых, Иваново-Вознесенская губер -ния и город в лице государственных и общественных учреждений и организаций, фабрично-заводских предприятий и частных лиц могут оказать материалъную помощь политехникуму в необходимых для него размерах, как в виде
единовременного пособия на перевод, так и в виде ежегодных пособий на его содержание и, в третьих, для размещения политехникума и удовлетворения жилищной нужды студентов и профессоров его в городе имеются достаточно благоприятные условия в виде пустующих фабричных корпусов, которые можно приспособить под лаборатории и аудитории, и целого ряда зданий и фабрикантских домов, которые можно занять под квартиры и общежития профессоров и студентов. Для практического осуществления поставленной задачи собрание избрало комиссию для обследования помещений для института и выяснения необходимого их ремонта и особую делегацию для возбуждения в Москве ходатайства перед Совнаркомом о переводе Рижского политехникума в Иваново-Вознесенск и переговоров с представителями Рижского института, признав желательным включением в состав этой московской делегации и меня.
С этого момента наиболее ярко выделяется в деле образования Иваново-Вознесенского политехнического института роль Михаила Васильевича Фрунзе, как крупного, талантливого и смелого организатора, поставившего перед собой ясную цель и с неустанной энергией стремившегося к ее достижению. Эта роль М. В. Фрунзе достаточно верно охарактеризована Д. А. Ласточкиным в его недавней статье в журнале «Красное студенчество» («Институт тов. Фрунзе» № 3-4 1928-29 учеб. года, стр. 51-54), а также в его же статье «Несколько штрихов из истории политехникума им. Фрунзе» в газете «Рабочий край» от 24 ноября т.г. № 272. Поэтому я могу на ней не останавливаться и ограничусь только изложением его выступления в Москве 14 мая 1918 года в заседании «Государственной комиссии по просвещению, соединенном с междуведомственным совещанием», где окончательно был подготовлен к разрешению вопрос об учреждении ИВПИ.
Протокол 20-го заседания Государственной Комиссии по просвещению от 14 мая 1918 года был скопирован мной в Москве в одну из тогдашних поездок в Наркомпрос по делам института.
На заседании Государственной Комиссии по просвещению выяснилось одно совершенно новое обстоятельство, а именно то, что вопрос о переводе Рижского политехникума в Иваново-Вознесенск вызывает, так сказать, международное осложнение. Докладчик от Наркомпро-са, заведующий отделом высшего технического образования, проф. Артемьев сообщил, что «в Рижском политехникуме заинтересовано немецкое правительство. Председатель Попечи-
тельного Совета РПИ, он же предводитель дворянства остзейского края (фон Шуберт) решил перевести РПИ обратно в Ригу на том основании, что это высшее учебное заведение было создано на деньги немецкого правительства и постоянно пользовалось его субсидиями».
Однако, по мнению докладчика «ввиду того, что (новое) здание политехникума построено русским правительством и является его собственностью, а также в виду израсходования на содержание Рижского политехникума (ежегодно) по 140 тысяч рублей русским же правительством, должны быть приняты меры для сохранения имущества РПИ, принадлежащего русскому правительству в России».
После доклада профессора Артемьева слово по поводу перевода Рижского политехникума в Иваново-Вознесенск было предоставлено председателю Иваново Вознесенского гу-бисполкома М. В. Фрунзе, который сумел, как опытный стратег, сразу ориентироваться в затруднительном положении и найти из него выход. Изложив результаты совещания о переводе РПИ от 2 мая при Губисполкоме, а также охарактеризовав потребность ВТУЗа для дальнейшего развития Иваново-Вознесенского текстильного района, товарищ Фрунзе передал свои впечатления из приведенных им в этот приезд в Москву бесед с профессурой и студенчеством.
«Профессура высказывается очень нерешительно по вопросу о переводе РПИ в Иваново-Вознесенск, так как по-видимому, боится порвать связь с прибалтийским дворянством. Часть ее смотрит на РПИ, как на учреждение чисто местное, краевое, являющееся достоянием прибалтийского края и потому подлежащее обратному переводу в Ригу». Однако ею предложено «послать делегацию в Иваново-Вознесенск для выяснения условий. Студенчество в большей своей части высказалось за перевод РПИ в Иваново-Вознесенск, который облегчается наличностью живого преподавательского персонала, научных сил, могущих взять на себя организацию всего дела и наличностью данных для технического оборудования».
Поэтому М.В. Фрунзе предложил Государ -ственной Комиссии разрешить в настоящем совещания два вопроса: 1). О создании высшего технического учебного заведения в Иваново-Вознесенске и 2). Об использовании для этой цели Рижского политехникума, поручив особой комиссии собрать весь нужный материал и предоставить доклад о способах его ликвидации. После выступления еще тов. Ульяновой и проф. Артемьева Государственная Комиссия
вынесла постановление, которое можно считать первоначальным закреплением в Центре мысли
об организации ИВПИ, как нового самостоятельною русского ВТУЗа. Это решающее постановление Государственной Комиссии по просвещению с междуведомственным совещанием в протоколе зафиксировано так: 1). Признать принципиально необходимость открытия политехникума в Иваново-Вознесенске, Владимирской губернии, 2). Поручить отделу высшей школы совместно с отделом профес-
сионального образования использовать для этой цели все имеющиеся на территории Российской Советской Республики средства, как наличного состава, так и имуществ Рижского техникума.
После этою знаменательного постановления, проведенного М. В. Фрунзе, началась энергичная организация работ по его реализации, проникнутая горячим энтузиазмом и революционным подъемом.