Научная статья на тему '«И горели воины со своим оружием…»'

«И горели воины со своим оружием…» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
219
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Территория Нефтегаз
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коршак Алексей Анатольевич

Человек знаком с огнем с доисторических времен. Огонь согревал его в непогоду, на огне он готовил пищу, огонь человек использовал, чтобы защитить себя от зверей. Со временем огонь начали применять и в военных целях. Не последнюю роль при этом играла нефть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««И горели воины со своим оружием…»»

А.А. Коршак, д.т.н., профессор, Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет) им. ГВ. Плеханова

«и горели воины со своим оружием...»

Человек знаком с огнем с доисторических времен. Огонь согревал его в непогоду, на огне он готовил пищу, огонь человек использовал, чтобы защитить себя от зверей. Со временем огонь начали применять и в военных целях. Не последнюю роль при этом играла нефть.

Простейшим способом использования огня в ходе военных действий было его метание в виде горящих факелов. На рельефе из ассирийского дворца в Хор-сабаде, относящемся к VIII в. до н.э., изображена часть крепости, охваченная пламенем. Осажденные льют на нападающих некую (по-видимому, кипящую) жидкость и бросают зажженные факелы в стенобойные машины. Нападающие же пускают через городские стены стрелы, обмотанные зажженной паклей, с тем чтобы вызвать пожары. В конце 702 г. до н.э. ассирийский царь Синахериб выступил со своими войсками на восток, где покорил Иудею. Из всех пограничных крепостей продолжал сопротивляться лишь Лахиш. Его осаду изображает массивный рельеф, созданный очевидцами этой битвы по приказу Синахериба 2650 лет назад и находящийся сегодня в Британском музее. На нем видно, как осажденные осыпают врага тучами стрел, камней

и горящих факелов. Ассирийские же войска кроме обычного вооружения применили боевые машины - первый в истории прототип танков (спереди они были оснащены тараном, похожим на пушечный ствол). Экипаж каждой такой машины составляли три человека: лучник стоял сзади за защитной перегородкой, второй воин направлял таран, сокрушая мощными ударами камни и кирпичи стен, а третий стоял наготове с ведром воды, гася огонь от вражеских факелов, угодивших в машину [1]. Для поражения противника с помощью горящих факелов использовали и животных. В Библии рассказывается, в частности, как в отместку за то, что жену Самсона филистимляне отдали другому, он отомстил им: «...И пошел Самсон, и поймал триста лисиц, и взял факелы, и связал хвост с хвостом, и привязал по факелу между хвостами; и зажег факелы, и пустил их на жатву Филистимскую, и выжег и копны, и нежатый хлеб, и виноградные сады, и масличные» (Книга Судей, 15:4, 15:5). В Индии горящие факелы привязывали на спину боевым собакам и пускали их на врага.

Со временем люди познакомились с огнеопасными свойствами нефти. Самых древних свидетельств об этом обнаружить пока не удалось, но есть более поздние.

В Книге Исайя, описывая последствия гнева Господа, библейский автор пишет: «И истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный. И буйволы падут с ними, и тельцы вместе. И превратятся реки

его (Сиона - А.К.) в смолу, и прах его в серу, и будет земля его горящею смолою» (Исайя, 34:4-34:9). Поскольку битум практически не горит, то в данном случае словом «смола», скорее всего, обозначена нефть.

Согласно описанию Плутарха, «нефть очень напоминает горную смолу, но она столь восприимчива к огню, что загорается еще до соприкосновения с пламенем». Страбон писал: «Жидкий асфальт, называемый нефтью, отличается странными природными свойствами: если нефть поднести близко к огню, то она загорается, а если придвинуть к огню намазанный нефтью предмет, то последний воспламеняется. Потушить водой горящую нефть нельзя, так как она начинает гореть еще сильнее.» [2]. Описывая нефтяные источники в районе Баку, арабский путешественник Э. Челеби писал: «И днем и ночью нефть охраняет стража. Потому что, если прикоснется к ней огонь, то будет гореть до конца, пока она не иссякнет». Естественно, что наши предки не могли пройти мимо столь эффективного оружия. Еще в XVIII в. до н.э. китайцы использовали нефть в военных целях: из «огненных повозок» воины бросали в противника горшки с горящей нефтью, чем сеяли в его рядах страшную панику [3].

В Индии использовали шары из нефти, бросаемые катапультами. А в одном из источников говорится, что с их помощью была зажжена башня на спине слона, в которой ехал некий высокородный индус.

Во время штурма ассирийцами города Уппуму, состоявшегося в 673 г. до н.э., осажденные применили нефть. «В молчании ночи они облили нефтью осадную башню. По велению Мардука, царя богов, повеял северный ветер. Языки пламени на Уппуму он повернул и стену его обратил в пепел» [2]. То есть природа сыграла над осажденными злую шутку: они рассчитывали сжечь осадные конструкции нападавших, а ветер развернул огонь против них самих. Более удачным было использование нефти жителями осажденного римлянами малоазиатского города Самосата: по сведениям Плиния Старшего, они забросали нападавших горшками с горящей смесью нефти и серы - «и горели воины со своим оружием» [4]. Учитывая, в частности, и этот печальный опыт, славяне во время осады Фесса-лоник, одного из крупнейших городов Балканского полуострова, «чтобы не потерпеть вреда от огня или кипящей смолы», закрыли осадные машины окровавленными шкурами свежеубитых быков и верблюдов. При осаде Константинополя в 626 г. парк осадных машин

состоял из двенадцати передвижных башен, обитых медью против действия огня [5].

Многочисленные свидетельства об употреблении зажигательных веществ содержатся и в работах греческих историков. Так, Сукидид (книга II), описывая осаду Платеи пелопонессцами в 431 г. до н.э., сообщает, что осаждающие, не сумев подняться на стены города с помощью насыпи, прибегли к использованию огня. Они навалили большое количество дерева между насыпью и стеной, после чего подожгли его, используя серу и смолу, надеясь, что огонь перекинется на город. До этого времени, добавляет историк, никогда не видели подобного пожара, произведенного руками человеческими. Кроме того, осаждавшие время от времени бросали в город «дротики с огнем». Историк Флавий Вегеций (конец IV в. н.э.), перечисляя материалы для изготовления горящих стрел, называет смолу и нефть.

В своем труде «О перенесении осады» греческий военный и политический деятель IV в. до н.э. Эней Тактик писал [6]:

«На подведенные к городу "черепахи" (они позволяли осаждавшим безнаказанно достигать стен осажденных городов - А.К.) надо лить смолу, бросать паклю и серу, затем опускать на "черепаху" привязанную к канату зажженную вязанку хвороста».

Ариан, рассказывая об осаде Тира Александром Македонским в 332 г. до н.э., сообщает об употреблении осажденными смолы и серы для уничтожения военных машин,о подвешенных чугунных котлах, наполненных горючими веществами, и о зажженных дротиках, бросаемых со стен. Когда в 331 г. до н.э. 40-тысячное войско Александра Македонского подошло к стенам Вавилона, солдаты Дария с высоты укреплений стали осыпать идущего на приступ врага пылающими шарами из хлопка, пропитанного нефтью. Те же способы нападения и защиты использовались и в Средние века. В описании осады Парижа норманнами (887 г.) рассказывается, что в нападавших бросали смесь масла, воска и смолы [7]. Во время осады Акры в 1191 г. крестоносцы применили деревянные

WWW.NEFTEGAS.INFO

\\ у истоков нефтегазопромыслового дела \\ 85

Изображение зажигательных стрел «хитай», ракет, фейерверков и (справа) ручной пушки «мидфа»

осадные башни. «При помощи метательных механизмов арабы забросали эти башни снарядами, которые, разбившись, пропитали дерево какой-то жидкостью, не причинив сооружениям вреда. Христиане потешались над действиями осажденных, пока те не швырнули горящий факел и огонь не охватил башни. Жидкость оказалась горючей смесью».

Кроме того, арабы использовали против рыцарей огненные булавы со стеклянными шарами на венце, заполненными зажигательной смесью. Смесь поджигалась перед метанием булавы с помощью запала [8].

Сын Чингисхана Угелей,который положил конец существованию династии Сун в Китае, после нескольких лет осады применил горящую нефть при штурме города Кайфына на реке Хуанхэ. Об этом событии в хронике монгольского принца Сананг-Сетсена говорится: «Монголы сбросили с шестидесятиметровой башни котлы с горящей нефтью, послали в город горящие стрелы и голубей, к лапам которых были привязаны пучки горящей соломы» [4]. Ту же тактику применяли и китайцы. В «Историко-географическом описании области и уезда Юаньхэцзюнь» китайского автора Ли Цзи-пу говорится, что во время нападения монголов на город Цзюцюань осажденные сожгли осадные орудия, облив их горящий нефтью. В эпоху Сун (960...1279 г.г.) нефть разливали на поверхности воды и поджигали, чтобы поразить плавучие средства и военные корабли противника [8]. Кроме того, китайцы в ночное время привязывали к рогам домашнего скота камыш, пропитанный нефтью, поджигали его и затем гнали обезумевшее стадо на лагерь противника, сея панику и ужас в стане врага [10].

Необычным оружием с использованием нефти в 1236 г. воспользовались египтяне против монголов. Намочив свою рубаху, всадник надевал длинную войлочную одежду, обработанную защищающим от огня составом (уксус, красная глина и т.д.) и также насквозь мокрую. Лошадь покрывалась попоной из того же материала. Всадник надевал шлем, покрытый войлоком, пропитанным нефтью, а на его балахон прикреплялись клочья пакли, также пропитанные нефтью. Далее он брал в руки, натертые тальковой пудрой, копье, намоченное нефтью. Атака производилась в ночное время, когда зажженная нефть превращала всадника и лошадь в пылающее целое. Утверждается, что таким образом конница монголов была обращена в бегство. О широком применении нефти в военном деле в Средней Азии свидетельствуют многочисленные находки глиняных сосудов своеобразной формы (археологи называют их «сфероконусы» или «сфероконические сосуды»)в городах Самарканде, Оше и других. Эти сосуды наполняли нефтью и метали как зажигательные снаряды в осажденные города. В войсках того времени для этого существовали специальные подразделения «нафт-андоз», что означало «метатели огня» [11].

Даже в средневековой Европе нападавшие с помощью катапульт метали за городские стены глиняные горшки с горящей нефтью. При этом осажденный город затягивало густым дымом пожарищ, что нередко приводило к его сдаче [12]. В частности, при осаде города Орлеана (1428 г.) солдаты Жанны д'Арк использовали битуминозные горючие вещества [4]. Некоторые правители использовали нефть в войне с собственным народом. Дикий случай произошел в середине ноября 1168 г., когда правитель Иерусалима Амари Первый предпринял поход на Египет и угрожал занять город Фостат (старый Каир). Чтобы не сдавать его врагу, визирь Шавар предал Фостат огню и послал к Амари гонца со следующим посланием: «Посмотри на этот дым, который поднимается к небесам: это горит Фостат. Мы бросили туда тысячу котлов нефти и десять тысяч факелов. Через несколько часов город превратится в груду развалин. Тебе остается одно - повернуть вспять» [4].

Забрасывание горючей смеси через стену

Одним из распространенных средств доставки огня в стан неприятеля были так называемые зажигательные стрелы. Их производили из обычных стрел, как правило, путем смачивания нефтью. В пехотные части Древнего Китая (III в. до н.э.) входили специально обученные группы стрелков из «огневых арбалетов», выпускавших горящие стрелы [13].

Воины карфагенского полководца Ганнибала в III в. до н.э. привязывали к своим стрелам паклю, пропитанную нефтью, поджигали ее и пускали стрелы через стены осажденных городов [2]. В библейской Книге Исайя (50:11) читаем: «Вот, все вы, которые возжигаете огонь, вооруженные зажигательными стрелами, идите в пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами». Римляне, сами лук не любившие, тем не менее охотно использовали наемных критских лучников, которые славились своей меткостью и умением применять зажигательные стрелы с романтическим звучанием matteoti [12]. Выпускать их надлежало мягко, иначе быстролетящая стрела могла быть потушена встречным потоком воздуха.

В III в. Хао Чжао, полководец китайского царства Вэй, обороняя крепость Чэньцан (современная провинция Шэнь-си), сжег все осадные лестницы нападавших с помощью «хоцзянь» - зажигательных стрел. Их начали изготовлять еще до применения пороха в военном деле. При этом использовали легковоспламеняющуюся траву, пропитанную горючими маслами (возможно, нефтью), и добавляли смолу для липкости [9]. Разновидностью данной тактики было метание горшков с нефтью, которые разбивались при падении, и горючая жидкость смачивала постройки.После этого ее воспламеняли зажженными

Использование греческого огня. Миниатюра Мадридского списка «Хроники» Иоанна Скилицы

стрелами. Благодаря такому приему войскам Чингисхана в 1220 г. удалось за три дня сломить сопротивление жителей осажденной Бухары [4]. В собрании древних рецептов «Mappae clavicula», дошедшем до нас в рукописях X и XIII вв., говорится о четырех зажигательных веществах, а именно -о нефти, смоле, пакле и виноградной лозе (?). Упоминаются в этом труде и огненные стрелы (fleches porte-feu). «Стрелы эти были пустотелыми, и пустота их наполнена смесью нефти, смолы, серы, соли и пакли. Иногда даже пустота была выложена медью, с той целью, чтобы стрела не могла сгореть, прежде чем выполнит свое назначение». Кроме этого, в «Mappae clavicula» говорится о снарядах с нефтью, метаемых в неприятеля. «Горшки с огнем или чугунники - шарообразные сосуды, наполненные паклей, смоченной смесью нефти, смолы и серы, и снабженные серой фитилем; их метали особой машиной. Они употреблялись на суше и на море со времен родосцев. Кроме того, метали пористые камни, наполнив предварительно их скважины и зажигая ее» [7].

В 1249 г. при осаде Дамиетты также использовались горящие стрелы. Про английских лучников сообщали, что у них есть spécula ignitia, то есть стрелы с наконечниками, несшими жидкий огонь. Подобные стрелы в 1547 г. хранились на складах в Нью-Хейвене и Бервике. Существовали особые типы луков, именовавшиеся slur («слор») для стрельбы горящими стрелами. В ноябре 1588 г. был издан приказ о закупке данных луков в комплекте с необходимыми для них

В Италии для тех же целей вывели породу боевых собак «кане корсо»

двенадцатью дюжинами зажигательных стрел на общую сумму 100 шиллингов. Об их применении сэр Дж. Хокинс в своей книге «Путешествие в Южное море» (1593 г.) пишет: «Чтобы приводить в беспорядок и портить вражеские паруса и такелаж, огненные стрелы следует выпускать из слор-луков». Использование зажженных стрел продолжалось вплоть до недавнего времени. Например, их применяли американские индейцы против белых поселенцев, а также китайцы против французов в 1860 г.

С древних времен в ходе военных действий применялись различные зажигательные составы. Так, еще до изобретения пороховой артиллерии китайцы широко практиковали «нападение огнем». В древнем трактате Сунь Цзы «О военном искусстве» говорится о пяти видах нападения огнем: «Первое, когда сжигают людей; второе, когда сжигают запасы; третье, когда сжигают обозы; четвертое, когда сжигают склады; пятое, когда сжигают отряды». Кроме всего прочего, в китайской армии широко использовались «огневые животные» и «огневые птицы», к которым привязывали специальные емкости с зажигательной смесью [13]. В Италии для тех же целей вывели породу боевых собак «кане корсо». Их одевали в железные доспехи, а на спину помещали контейнеры со смолистым веществом [12].

Во времена Эдуарда III (1312...1377 г.г.) помимо боевых луков и арбалетов, применявшихся для метания зажигательных материалов, использовали также птиц и животных для переноски огненных составов в железных и медных сосудах.

В рукописи, хранящейся в коллекции Хауслауб в Вене, изображена собака в кольчужной попоне с притороченной пикой и пылающим горшком на спине, скачками несущаяся навстречу врагу. Подлинную революцию в военном деле произвело изобретение так называемого греческого огня, представлявшего собой смесь, по-видимому, нефти с серой и селитрой. Считается, что его создателем является грек Калиннико-лос из Гелиополиса. Историк Феофан в «Хронографе» сообщает, что в 673 г., во время осады Константинополя арабами, этот человек передал византийскому императору рецепт зажигательного состава, названного позднее греческим огнем.

Данный состав помещался в закрытый сосуд, который выбрасывался метательной машиной на неприятеля. При контакте с воздухом он самопроизвольно воспламенялся, и затушить его водой не было никакой возможности: она лишь усиливала горение. Другим способом применения греческого огня было его метание с помощью специальных труб, называемых сифонами. Их прообраз, известный еще в V в. до н.э., описал в сочинении «Пелопонесская война» древнегреческий историк Фукидид.Сначала в закрытых котлах плавилась смесь серы и смолы, а затем с помощью мехов в котлы нагнетался воздух, под давлением которого кипящая масса по деревянным трубам выливалась на врагов. Также утверждается, что горючая жидкость в котлах была смесью нефти, серы и масла [12].

Византийский историк Феофан сообщает о событиях 673 г.: «Когда Константин IV узнал о приближении арабов, он

Византийский корабль, вооруженный греческим огнем

подготовил огромные двухпалубные корабли, оснащенные греческим огнем, и корабли-носители сифонов. Арабы были потрясены. Они бежали в великом страхе».

Вторично арабы попытались покорить Константинополь в 718 г., но вновь были разбиты.

Летописец Нестор, описывая уничтожение русского флота, направленного против Константинополя в 936 г., писал: «Тогда вооруженный летучим огнем и с помощью некоторой трубы начальник греческий бросал пламя на русские

суда; зрелище столь же ужасное, как и необыкновенное. Русские при виде этого волшебного огня побросались в море, чтобы он не достигал их, и очень небольшое число их вернулось на свою землю» [7].

В 941 г. во время похода на Константинополь (он же Царьград) потерпел неудачу князь Игорь. Византийцы традиционно применили греческий огонь против русской эскадры, уничтожив 30% судов. Огонь «словно молния опускался на русские суда и сжигал их», сообщает современник.

Справедливости ради следует подчеркнуть, что обладание греческим огнем не всегда спасало Византию. Так, в 911 г. славяне разбили византийский флот, и князь Олег прибил свой щит на ворота Царьграда. Да и тот же князь Игорь в 944 г., то есть всего через три года после поражения, разбил византийцев. На этот раз для предохранения от действия огня суда Игоря были обмазаны глиной, а воины укрывались мокрыми кожами и щитами,сплетенными из хвороста и обмазанными глиной [12]. На протяжении столетий состав греческого огня тщательно скрывался. Византийский император Лев Философ приказал готовить зажигательный состав только в секретных лабораториях, а Константин VII Порфирородный объявил рецепт его изготовления госу-

дарственной тайной. Наставляя своего сына, он писал: «Ты должен более всего заботиться о греческом огне, и если кто осмелится просить его у тебя, как просили часто у нас самих, то отвергай эти просьбы и отвечай, что огонь открыт был Ангелом Константину, первому императору христиан. Великий император, в предостережение для своих наследников, приказал вырезать в храме на престоле проклятье для того, кто осмелится передать это открытие чужеземцам» [14].

Более пяти веков Византия хранила тайну греческого огня. Но секрет его состава все-таки был разглашен: в 1210 г. лишенный престола византийский император Алексей III бежал к султану Иконийскому, где был назначен командующим армией. И уже в 1218 г. арабы применили греческий огонь против крестоносцев, осаждавших Дамиету. После этого рецепт греческого огня стал известен многим. В Ипатьевской летописи (1184 г.) говорится: «.пошел бяше оканьный и безбожный и треклятый Кончак со множеством половец на Русь, по-хупся (похваляясь - А.К.) имел мужа такового басурманина, иже стреляше живым огнем». Эта же информация в изложении В.Н. Татищева выглядит так: «Хан Кончак имел мужа, умеющего стрелять огнем и зажигать грады, у коего были самострельные туги так велики, что едва восемь человек могли натянуть, и укреплены были на возу великом. Для метания огня имел особый малейший, но весьма хитро сделанный» [15].

Из данного текста следует, что у половцев служил некий мусульманин (возможно, араб), умевший стрелять живым (т.е. греческим) огнем. Утверждается [5], что один из русских передовых отрядов в полевом бою разбил хана Кончака, пленил басурманина и доставил его к киевскому князю Святославу Всеволодовичу. Предполагают, что под пытками басурманин раскрыл секрет греческого огня. По мнению академика А.С. Орлова, об этом свидетельствует текст «Слова о полку Игореве»: «Крикнула Карна и Жля поскакала по Русской земле, размыкивая пламень в огненном роге».

В другом месте автор «Слова.» упоминает о том, что князь Всеволод мо-

Плавучие мины, снаряженные греческим огнем (со старинной гравюры)

жет «...стрелять живыми шереширы». Исследователи выдвигают различные версии происхождения данного слова. По первой, «шерешир» - это искаженная форма персидского слова «тир-и-черх», что означает «стрела» или «снаряд черха». На Востоке же черхом назывались громадные самострелы, употреблявшиеся для стрельбы взрывчато-зажигательными стрелами. По второй версии, слово «шерешир» образовалось из греческого «сарисса», что означает «копье». В.Н. Татищев сообщает [15], что во время штурма булгарского города Ошеля в 1219 г. русские применили «самострелы великие, мечущие. огонь». В XIII в. монголы под предводительством Чингисхана при штурме городов использовали гранаты с нефтью или греческим огнем для поджога деревянных крепостных стен. При осаде города

Мерв в 1221 г. сын Чингисхана Тулуй имел в своей армии 700 катапульт для метания зажигательных бомб с нефтью. По некоторым свидетельствам, греческий огонь был на вооружении и у Тамерлана (1333-1405 гг.). В его войсках имелись специальные отряды метателей огня [12].

В 1606-1607 гг. по указу царя Василия Шуйского была составлена «Воинская книга». После того как ее в 1620-1621 гг. дополнил переводчик Посольского приказа Анисим Михайлов, она получила название «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки, состоящий в 663 указах и статьях». В этой книге описаны многочисленные способы применения нефти в военных целях, в том числе «как мосты и корабли пожечи», «как огненные стрелы делати». «.Возьми пять фунтов селитры, два фунта серы,три золотника уголья, и столки гораздо, да положи к тому нефти в четверо, чтоб все то смочило, и учини из того что тесто.» То есть речь идет о зажигательной смеси из нефти, серы и селитры, состав которой совпадает с рецептом греческого огня. С развитием применения огнестрельного оружия значение греческого огня было утрачено, но нефть в военных целях по-прежнему продолжали применять. Так, в русских рукописных во-

енных книгах многократно говорится об использовании нефти для наполнения «огненных ядер», изготовления «негасимых ветром свечей» и т.д. Из пушек стреляли гранатами, в «начинку» которых входила нефть. В 1691 г., через два года после Крымского похода, в Пушкарском приказе была произведена перепись снаряжения и припасов, в результате чего было установлено, что там были: «... 480 огненные копейцы, 2400 огнестрельных стрел с копейцы оперенных, 100 ядер огненные». Согласно описи содержимого «оружейного сарая» в сибирском Нерчинском остроге в 1697 г., в нем наряду с пушками, пищалями и самопалами имелось «нефти и скипидару 77 золотников с склянищею, 30 фунтов нефти и скипидару со флягою и сулеею» [16].

Не отказывались и от использования нефти традиционным способом. Весной 1653 г. астраханский воевода И.В. Пронский сообщал в Москву об осаде Сунжинского острога дагестанскими и персидскими войсками. При этом неприятель пытался использовать подвижной дровяной вал, который в нужный момент должен быть облит нефтью и зажжен [17]. Таким образом, нефть в разных ипостасях была весьма грозным оружием в доогнестрельный период.

Литература:

1. Келлер В. Библия как история. - М.: Крон-Пресс, 1998.

2. Нефть и газ. Мировая история/ Гл. редакторы И.И. Мазур, А.Г. Глебов. - М.: Земля и человекXXI век, ИЦ «ЕЛИМА», 2004.

3. Кане А. Нефтяная лихорадка. - М.: Международные отношения, 1980.

4. Гроссэн В. Столетний юбиляр // В защиту мира. - 1959. - №103. - С. 44-57.

5. Метательная артиллерия и оборонительные сооружения Древней Руси/ А.Н. Кирпичников, А.Н. Воронин, В.В. Косточкин и др. - М.: Издательство АН СССР, 1958.

6. Военная мысль античности: Сочинения древнегреческих и византийских авторов/ Сост. К. Королева. - М.: АСТ, 2002.

7. Бертело М. Зажигательные составы в древности и в Средние века // Морской сборник. - 1891. - №11-12.

8. Лэмб Г. Тамерлан: правитель и полководец. - М.: Центрполиграф, 2002.

9. Мао Цзо-бэнь. Это изобретено в Китае. - М.: Молодая гвардия, 1959.

10. Авраменко А., Старунский А. Психологические операции Народно-освободительной армии Китая//Зарубежное военное обозрение. - 2005. - №4.

11. Кострин К.В. Известия о нефти в трудах ученых Средней Азии // Нефтяная и газовая промышленность Средней Азии. - 1966. - №4. - С. 30-32.

12. Ардашев А.Н. Огнеметно-зажигательное оружие. - М.: Астрель, 2001.

13. Попов И.М. Армии Древнего Китая III в. до н.э. - III в. н.э. - М.: АСТ, 2001.

14. Таинственное и загадочное. - Минск: Беларуская Энцыклапедыя, 1994.

15. Татищев В.Н. История Российская, кн. 3. - М, 1768.

16. Золотарев В.А., Соколов А.М., Янович М.В. Нефть и безопасность России. - М.: Оружие и технологии, 2007.

17. Колосов Л.Н. Очерки истории промышленности и революционной борьбы рабочих Грозного против царизма и монополий (1893-1917 гг.). - Грозный: Изд-во газеты «Грозненский рабочий», 1962.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.