Научная статья на тему 'Огонь'

Огонь Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
570
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концепт / дискурс / миф / архетип / энциклопедия. / concept / discourse / myth / archetype / encyclopedia.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Русаков Василий Матвеевич, Русакова Ольга Фредовна

В статье для проекта готовящейся к изданию энциклопедии «Дискурсология» проводится дискурс-анализ концепта «огонь» – весьма широко проработанного в мировой культуре и обладающего глубоким архетипическим содержанием. Полисемантичность концепта «огонь» уже просматривается в мифах народов мира. Итогом развития концепта является выделение научного понятия «огонь», тем не менее сохраняющего черты своего происхождения. Проводится анализ всех аспектов дискурса этого концепта: лингвистического, семиотического, аксиологического, праксеологического, институционального и кратологического. Показано его мощное воздействие практически на все стороны материальной и духовной культуры человечества на протяжении всей мировой истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIRE

The article for the project of the forthcoming encyclopedia “Discursology” provides a discourse analysis of the concept of “fire” – a very widely worked out in the world culture and has a deep archetypal content. Polysemantic concept of “fire” is already seen in the myths of the peoples of the world. The result of the development of the concept is the allocation of the scientific concept of “fire”, nevertheless preserving the features of its origin. All aspects of the discourse of this concept are analyzed: linguistic, semiotic, axiological, praxeological, institutional and cratological. It shows its powerful impact on almost all aspects of the material and spiritual culture of mankind throughout world history.

Текст научной работы на тему «Огонь»

УДК 303.4+304.44 DOI 10.24411/1817-9568-2019-10312

Русаков Василий Матвеевич,

Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б.Н. Ельцина,

кафедра политических наук,

доктор философских наук, профессор,

Екатеринбург, Россия,

ORCID: 0000-0001-6453-662X,

E-mail: dipi@nm.ru

Русакова Ольга Фредовна,

Институт философии и права

Уральского отделения Российской академии наук,

заведующая отделом философии,

доктор политических наук, профессор,

Екатеринбург, Россия,

ORCID: 0000-0001-6920-2549,

E-mail: rusakova_mail@mail.ru

Для цитирования: Русаков В.М., Русакова О.Ф. Огонь // Научный журнал «Дискурс-Пи». 2019. № 3 (36). С. 172-182. doi: 10.24411/1817-9568-2019-10312

Аннотация

В статье для проекта готовящейся к изданию энциклопедии «Дискурсология» проводится дискурс-анализ концепта «огонь» - весьма широко проработанного в мировой культуре и обладающего глубоким архетипическим содержанием. Полисемантичность концепта «огонь» уже просматривается в мифах народов мира. Итогом развития концепта является выделение научного понятия «огонь», тем не менее сохраняющего черты своего происхождения. Проводится анализ всех аспектов дискурса этого концепта: лингвистического, семиотического, аксиологического, праксеологического, институционального и кратологического. Показано его мощное воздействие практически на все стороны материальной и духовной культуры человечества на протяжении всей мировой истории.

Ключевые слова:

концепт, дискурс, миф, архетип, энциклопедия.

огонь

I 1 DiacouRBB-p Я ft

Шскурс ш

UDC 303.4+304.44 DOI 10.24411/1817-9568-2019-10312

fire

Rusakov Vasily Matveevich,

Ural Federal University,

named after the first President of Russia B.N. Yeltsin,

Department of political science,

Doctor of Philosophy, Professor,

Ekaterinburg, Russia,

ORCID: 0000-0001-6453-662X,

E-mail: dipi@nm.ru

Rusakova Olga Fredovna,

Institute of Philosophy and Law

of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences,

Head of the Department of philosophy,

Doctor of Political Science, Professor,

Ekaterinburg, Russia,

ORCID: 0000-0001-6920-2549,

E-mail: rusakova_mail@mail.ru

To cite this article: Rusakov, V.M., & Rusakova, O.F. Ogon' [Fire]. Scientific Journal "Discourse-P", 3(36), 172-182. doi: 10.24411/1817-9568-2019-10312

Abstract

The article for the project of the forthcoming encyclopedia "Discursology" provides a discourse analysis of the concept of "fire" - a very widely worked out in the world culture and has a deep archetypal content. Polysemantic concept of "fire" is already seen in the myths of the peoples of the world. The result of the development of the concept is the allocation of the scientific concept of "fire", nevertheless preserving the features of its origin. All aspects of the discourse of this concept are analyzed: linguistic, semiotic, axiological, praxeological, institutional and cratological. It shows its powerful impact on almost all aspects of the material and spiritual culture of mankind throughout world history.

Keywords:

concept, discourse, myth, archetype, encyclopedia.

Дискурс концепта «огонь» весьма широко представлен и богато аранжирован в мировой культуре всего человечества. При этом исследование его осложняется, по крайней мере, двумя обстоятельствами: «Теоретическая литература о мифологии огня бедна», констатирует С. Токарев (Мифы народов мира, 1987, т. 2, с. 240), а с другой стороны, следует помнить, что в данном случае анализу

подвергается не научное понятие, а концепт, что требует учета его специфики (Бабушкин, 1996; Степанов, 2004, с. 42, 95; Карасик, Слышкин, 2001).

Лингвистический аспект. Огонь (fire) - имя существительное: огонь (fire, light, flames), пожар (fire), камин (fireplace, chimney, fire, hearth, mantelpiece, grate), пламя (flame, fire, blaze, light), стрельба (shooting, firing, fire, shoot, gunning, fusillade), обстрел (fire, gunning, rafale), жар (heat, fever, glow, fire, fervor, ardor), печь (oven, furnace, stove, heater, cooker, fire), пыл (ardor, fervor, heat, passion, mettle, fire), топка (furnace, fire-box, burner, hearth, heating, fire), свечение (glow, luminescence, fluorescence, phosphorescence, fire), воодушевление (inspiration, spirit, animation, lift, fire, go), лихорадка (fever, pyrexia, ague, shakes, fire, shaking), вдохновение (inspiration, illumination, muse, afflatus, verve, fire).

Глагол: стрелять (shoot, fire, gun, pop, pop off, plink), выстрелить (fire, go off, discharge, go bang, loose off, loose), увольнять (dismiss, fire, retire, lay off, discharge, sack), вести огонь (fire, deliver fire)1.

О. есть имя существительное: combustion or burning, in which substances combine chemically with oxygen from the air and typically give out bright light, heat, and smoke: «his house was destroyed by fire», «the shooting of projectiles from weapons, especially bullets from guns»; «a burst of machine-gun fire» (т. е. горение, при котором вещества химически соединяются с кислородом воздуха и обычно выделяют яркий свет, тепло и дым: «его дом был уничтожен огнем»; «стрельба снарядами из оружия, особенно пулями из пистолетов»; «пулеметная очередь»). Синонимы: «gunfire, firing, flak, bombardment» («канонада, пальба, огонь, обстрел»). В качестве глагола выражает действие или состояние: discharge a gun or other weapon in order to explosively propel (a bullet or projectile); «he fired a shot at the retreating prisoners» (т. е. «разрядите пистолет или другое оружие, чтобы взрывно продвинуть (пулю или снаряд); «он выстрелил в отступающих пленных»). Синонимы: launch, shoot, discharge, let fly with; shoot, discharge, let off, set off dismiss (an employee) from a job, «having to fire men who've been with me for years» (т. е. «запускать, стрелять, разряжать, пускать летать с; стрелять, производить разряд, спустить, отправлять и увольнять (сотрудника) с работы, «увольнять людей, которые были со мной в течение многих лет»).

Синонимы: dismiss, discharge, give someone their notice, lay off, let go, get rid of, ax, cashier, sack, give someone the sack, boot out, give someone the boot, give someone their marching orders, pink-slip, make redundant supply (a furnace, engine, boiler, or power station) with fuel: «We were constructing wooden housing and using charcoal to fire blast furnaces». Stimulate or excite (the imagination or an emotion): «India fired my imagination» (т. е. уволить, известить кого-то, отпустить, избавиться, топор, кассир, мешок, дать кому-то мешок, выгрузить, дать кому-то ботинок, дать кому-то маршевые приказы, уволить (разг.), сделать резервный запас топлива (печи, двигателя, котла или электростанции): «Мы строили деревянные корпуса и использовали древесный уголь для сжигания в доменных печах. Стимулировать или возбуждать (воображение или эмоцию): «Индия зажгла мое воображение».

1 Fire (Огонь): https://www.m-translate.ru/en-ru/word-fire-translation

I 1 oiacouRBB-p Я ft

Шскурс ш

Синонимы: stimulate, stir up, excite, awaken, arouse, rouse, inflame, animate, inspire, motivate bake or dry (pottery, bricks, etc.) in a kiln. «The factory uses combined electricity and coal-fired kilns for firing the bricks», «start» (an engine or other device): «with a flick of his wrist he fired up the chainsaw» (т. е. стимулировать, возбуждать, будоражить, пробуждать, будить, разжигать, оживлять, вдохновлять, мотивировать, выпекать или сушить (керамика, кирпич и др.) в печи: «На заводе для обжига кирпича используются комбинированные электрические и угольные печи», «пуск» (двигателя или другого устройства): «Одним движением запястья он запустил бензопилу»)2.

Похожие слова: «Fire!», Fire, on fire, fire station, fire up, fire extinguisher, fire engine, catch fire, fire brigade, fire truck, fire escape, fire hydrant (т. е. «Огонь!», Пожар, на пожаре, пожарная часть, зажечь, огнетушитель, пожарная машина, загорается, пожарная команда, пожарная машина, пожарная лестница, пожарный гидрант)3.

Семиотический аспект. Знаково-символическое выражение о. в мировой культуре столь же многообразно (Токарев, 1984): это и метафора для описания самого Бога; жизненной силы; карающий символ («Серный о.»); ада («Геенна огненная»); зарождения человеческой цивилизации («Прометеев о.»); источника власти (огненосец для ношения священного о.); богатства (в Китае); мужской силы (у славян); средство испытания веры и невинности (испытание огнем); религиозной страсти и горения («неопалимая купина»); кармические энергии (в буддизме); один из четырех первоэлементов (стихий). О. символизирует постоянство и преемственность («Вечный о.», «Олимпийский о.»). Одним из наиболее распространенных знаков огня является изображение факела, языков пламени. Часто изображается как сказочная птица Феникс или огненная саламандра.

Семантический аспект. Уже в первом приближении можно видеть несколько главных значений слова «Огонь» - интенсивный процесс окисления, сопровождающийся излучением в видимом диапазоне. В узком смысле - совокупность раскалённых газов и плазмы, выделяющихся в результате: произвольного/непроизвольного нагревания горючего материала до определённой точки при наличии окислителя (кислорода); химической реакции (в частности, взрыва); протекания электрического тока в среде (электрическая дуга, электросварка). Современные электрические технологии позволили разделить в огне нагревание (накаливание) и свет (освещение), поэтому появились т. н. лампы дневного, холодного свечения в отличие от прежних электрических лампочек накаливания (в которых большая часть энергии тратится на нагрев).

В целом термин включает следующий спектр значений:

1. Горящие светящиеся газы высокой температуры, пламя. Сгореть в огне. Бояться кого- чего-н. как огня (очень сильно). Бежать как от огня (очень быстро). В о. и в воду пойдёт за кого-н. (готов на всё ради кого-н.; разг.). Гори всё (синим) огнём (пропади всё пропадом!; прост.).

2 Fire / Огонь, пожар, камин: https://myefe.ru/anglijskaya-transkriptsiya/fire См. также: https://contemporary_en.academic.ru/13704

3 https://translate.academic.ru/fire/xx/xx/

2. Свет от осветительных приборов. Огни фонарей. Огни города. Зажечь, включить, погасить, выключить.

3. Боевая стрельба. Открыть о. Прекращение огня (также об окончании военных действий). Под огнём врага. Шквальный о. На линии огня. Вызвать о. на себя (также перен.: самому обратить на себя обвинения, критику). Огонь! (команда стрелять).

4. Перен. внутреннее горение, страсть. О. души, желаний. Глаза горят огнём.

5. Перен. о том, кто полон пылкой энергии, силы (разг.). Юноша о.! Конь о.!

6. То же, что жар (в 4 знач.) (разг.). Больной весь в огне.

7. Вечный огонь - неугасающий факел, зажжённый на месте захоронения героев войны, на могиле Неизвестного солдата. В огне сражений, войны (высок.) в боях. Игра с огнём о неосторожных действиях, чреватых опасными последствиями. Между двух огней об опасности, грозящей с двух сторон. Из огня да в полымя попасть (разг.) из плохого положения в ещё худшее. Огнём и мечом пройти (высок.) беспощадно уничтожить, разорить войной. Днем с огнём не сыщешь кого (чего) (разг.) трудно, невозможно найти. Прошёл огонь, воду и медные трубы - о человеке, много испытавшем или со сложным и небезупречным прошлым, уменьш. огонёк, - нька (-ньку), м. (к 1, 2 и 3 знач.). Теплится о. Подбросить (прибавить) огоньку (усилить стрельбу).

8. На огонёк заглянуть (зайти) к кому зайти к кому-н. ненадолго первонач. зайти, увидев свет в окне.

Прил. огневой, -ая, -ое (к 1 и 3 знач.) и огненный, -ая, -ое (к 1 знач.). Огневое бурение (способ проходки скважин путём применения горящих газов; спец.). Огневая мощь. О. вал. Огневая позиция (позиция для ведения огня). Огневая точка (пулемёт, орудие на огневой позиции). Огневая подготовка (обучение применению оружия). Огненные языки (о пламени). Люди огненной профессии (о тех, кто плавит металл, работает с огнём; высок.)» (Толковый словарь Ожегова, 2001).

Существенное расширение поля значений концепта о. и происхождения его дает экскурс в мифологию (т. е. активация архетипических пластов его): в древнеиндийской мифологии олицетворением о. был Агни, в греческой и римской мифологии с о. отождествлялось несколько божеств (Гефест, Прометей, Веста, Гестия и другие), а в кельтской мифологии богиня о. называлась Бригид. Хорошо известна концепция Гераклита о мире как об о. - «мерами возгорающемся и мерами потухающем». В зороастризме о. выступает как сугубо священная стихия и воплощение божественной справедливости, Арты. Царь о. - одно из имён персонифицированного грома в русской и белорусской сказке. О. (Гром, Перун) муж царицы Молоньи (рус. Маланьица, белорус. Молоньня и т. п.); эта супружеская пара преследует Змея (царя Змиулана) и сжигает его стада (Мифы народов мира, 1987, т. 2, с. 239).

У народов Севера о. представлялся в виде женского образа - «матери», «хозяйки очага» и т. п., а у якутов и бурят - в мужском образе «хозяина» (Мифы народов мира, 1987, т. 2, с. 239). В средневековом мистицизме саламандры были низшими духами о., обитавшими в нём. У современных православных, придерживающихся старого стиля, на Пасху в Иерусалиме проводится обряд зажигания (снисхождения) так называемого «благодатного о.». Как правило, пламя изрыгают драконы во многих мифологиях.

I 1тасоиавв-р IА

Шскурс ш

Наряду с водой, землёй и воздухом, о. считался одной из четырёх стихий (первоэлементов) и в связи с этим занимал важную роль, особенно в античной философии (у Гераклита), а также в алхимии. В западной астрологии элемент о. связан с зодиакальными знаками Овна, Льва и Стрельца, его доминанта - Солнце. В китайской астрологии о. - одна из пяти стихий, и связывался с планетой Марс, энергией ци, югом, летом, красным цветом, горьким вкусом и резким, жгучим запахом, и т. д. Придание о. сверхъестественных свойств («божественный о.») дало расширение поля значений концепта до о. как психической энергии («жар души», «огненное сердце Данко», «пыл воображения», «о. (большевистский) в груди»), мистической силы («огненный взор») (Багдасарян, Орлов, Телицын (ред.), 2005).

Широту спектра значений концепта о. можно видеть в схематизмах и стереотипах массового сознания: «Сжечь за собою мосты» - принять окончательное бесповоротное решение, расстаться; «сгорать от нетерпения», «сгорать от стыда», «пылать от гнева», «погореть», «обжечься на каком-то деле» (проигрышная ситуация); «ты меня зажигаешь» - делаешь активным, возбуждённым, влюблённым; находиться «меж двумя о.» - положение без выбора; «подлить масло в о.» - усугубить ситуацию; «из о. да в полымя» - отсутствие выбора в сложной ситуации; «перегореть» - перехотеть; «днём с о. не сыскать», «о. очищения», «о. страстей, о. желаний»; «сгорел на работе» - быстро растратил, истощил себя; «вызвать о. на себя» - неосторожный поступок, промашка, защита другого; «угореть в бане» - отравиться угарным газом; «прожигать жизнь» - безмерно кутить; «это горит» - т. е. надо сделать срочно, быстро; «дело выгорело» - получилось; «вспыхнула вдруг (ссора, вражда)»; «горящая (срочная) путёвка»; «играть с о.» -рисковать; «погореть на каком-то деле» - проиграть, потерять, разориться; «зажигательная девушка, женщина» (привлекательная)» (Идиоматический сонник).

Широкий спектр эпитетов в языке связан со свойствами о. - яркостью, цветом, температурой, характером горения, свечения (Словарь эпитетов, 1979).

Праксиологический аспект. Считается, что открытие способа добывания огня явилось прямым следствием обработки камней ещё в раннем палеолите «впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства» (Поршнев, 1955). «В истории культуры первоначально использовался природный огонь» (Большой Энциклопедический словарь, 1997), позже люди освоили кулинарную функцию огня (коптили пищу на дыму, затем стали жарить на открытом огне и печь в золе, в эпоху неолита (с изобретением керамических сосудов) освоили варение). Наряду с кулинарной функцией огня была открыта его отопительная и осветительная функция (последняя потребовала изобретения просмоленных факелов, масляных ламп). Также в эпоху неолита огонь стал широко использоваться для обжига глины, плавки металлов и очищения места под пашню (подсечно-огневое земледелие). С развитием цивилизации огонь использовался как оружие уничтожения (греческий огонь, калёное ядро, огнемёт, коктейль Молотова, огнестрельное оружие) и как средство передачи информации - оптический телеграф, световая сигнализация (Научно-технический энциклопедический словарь).

В прошлом и сегодня используются следующие способы добычи огня: а) трение (твёрдого дерева о более мягкое); б) высекание (ударением друг о друга камней и получением искр, которые зажигали ранее подготовленный трут); в) электричество (молния, постоянный и переменный ток и другое) - так

работают современные приборы зажигания для получения огня и воспламенения веществ (топливовоздушных смесей и взрывчатых веществ), затем на основе комбинации этих способов появились практики производства и применения спичек и зажигалок; г) химический способ: катализ.

В современном военном деле остается много архаических элементов, доставшихся от истории: под «огнём» понимается стрельба из огнестрельного оружия (пулями или другими снарядами, но уже отнюдь не стрелами). Такой смысл слово обрело по причине того, что первые образцы огнестрельного оружия были фитильными, отсюда же команда «Пли» при огне из артиллерийских орудий.

О. как экстремальное нагревание, запускающее химическую реакцию окисления с выделением еще большей энергии, был и остается весьма опасным спутником человека на протяжении всей его жизни, поэтому выработались не только практики добычи и использования о., но и борьбы с его самопроизвольным возникновением и неконтролируемым распространением (противопожарные мероприятия, охрана, службы тушения). Пожар - процесс возгорания, территория которого в данный момент по какой-то причине не может держаться в рамках, он опасен не только собственно жаром, о., но и продуктами горения (ядовитыми газами). Иногда является следствием взрыва или поджога. Сложились практики страхования от о.

«Убийственная» способность о. издавна использовалась в таких антропологических практиках, как войны, преступления, пытки и казни: для уничтожения противников, нанесения ущерба. Сожжение на костре в Средние века имело широкое распространение как один из видов смертной казни, в особенности -для тех, кого признавали еретиками. Не менее экстремальный характер имеют практики «самосожжения» - в знак протеста против социально-политического угнетения. Не прошли мимо о. и игровые практики, занимающие, как известно, весьма значительное место в человеческой культуре (Хейзинга, 1992): игры с огнем - с древнейших времён существуют различные приёмы игры с огнём (огненный выдох, жонглирование горящими предметами, тушение пальцами или хлыстом огня, и т. п.), применение о. при постановке фокусов и трюков, развлекательных шоу (фейерверки, бенгальский о.). Сегодня Интернет перенасыщен бесчисленными играми (в т. ч. - с о.).

Аксиологический аспект. О. - как социальная ценность (заметим, амбивалентная): с древнейших времен люди постигли его грозные свойства, требовавшие почтительного отношения к нему. О. боялись («боялся его как о.»), его жаждали («благодатный о.»), почитали его («о. домашних очагов», «Вечный о.» на могилах павших героев, «Олимпийский о.»), усматривали его разнообразные проявления в поведении и жизни людей («холодный о. ярости, мести», «жар души», «пламень воображения»). Многообразие значений и смыслов этого концепта, архетипических, рациональных и художественно-образных его «слоев» исключительно разнообразно выразилось в мифологии, мировой художественной и научной литературе, во всех видах и жанрах искусства (Аверинцев, 1972, с. 154): симфоническая поэма «Прометей» («Поэма огня», 1911) А. Скрябина, «Огонь» (фр. «Le Feu») - роман французского писателя А. Барбюса 1916 г. о событиях, происходивших на Западном фронте Первой мировой войны; «Огонь» -советский мультфильм 1971 г.; «Огонь» - советский художественный фильм 1973 г.; «Огонь» - индийский художественный фильм 1996 г. и пр.

I 1 тасоиавв-р жЛ

Шскурс ш

Институциональный аспект. «Огневой» дискурс имеет вполне внятно и разнообразно выраженный институциональный аспект: в культуре о., его различные модификации и свойства (обогрев, отопление, освещение, энергия) получили разнообразную институционализацию (статус, нормирование, регуляцию, в т. ч. - правовое регулирование).

Статус о., с одной стороны, - высокий (высоко значимые стороны мироздания и жизни людей обозначает, символизирует), а с другой - низкий (негативный, как средства наказания, поражения и бедствия). В Древнем Риме о. хранился в храмах Весты (его жрицами-девами - весталками). В христианстве о., как правило, ассоциируется с адом («Геенна огненная») и Сатаной, но есть и благодатный о., праведный о., ассоциируемый с Богом. Поверья и обряды, связанные с так называемым «живым» о. («животворящим», «благодатным», «священным»), представляются, большей частью, остатками древних культов, распространённых среди индоевропейских народов: например, при зажигании купальских костров, для перегона скота во время эпизоотий и для предотвращения падежа его. Высокая символическая нагруженность о. проявляется во время различных торжеств и празднеств: зажигание и поддержание «Вечного о.» (Вечный огонь); добывание (от Солнца) «Олимпийского о.» (Олимпийский огонь) и его эстафета по странам и континентам, передача к месту проведения современных Олимпийских игр; факельные шествия. В отличие от древних обрядов, когда о. использовался для сожжения жертвенных животных, в современном мире огромное значение имеет использование о. как освещения, источника света: праздничные фейерверки, освещение и подсветка зданий и сооружений, салюты из огнестрельного оружия (артиллерии).

Этим определяются многообразные практики использования о.: сакральные (при отправлении религиозных культов, в обрядах, празднествах и т. п.) и профанные, утилитарные (использования различных свойств о. для удовлетворения повседневных нужд человека и общества, поддержания его жизнедеятельности). Отдельную сферу статусно закрепленных практик представляет световая сигнализация, проделавшая эволюцию от древних сигнальных костров до современных средств освещения и сигнализации (неподвижная и используемая на транспортных средствах - автомобилях, самолетах, кораблях и т. п.).

Отсюда вытекает разнообразная регуляция о. и отношения к нему: правила, нормы, предписания и запреты. Высокая опасность о. с древнейших времён привлекала людей, придавая ему особенный статус: для использования его как мощного средства поражения в различных войнах и конфликтах («предать огню», «огнем и мечом»), а также совершения убийств (казней): тип ритуального убийства с помощью о. - человеческое или животное жертвоприношение. В настоящее время человеческое расценивается как убийство и сектантство и запрещено во всех странах мира, а животное не практикуется, хотя оба вида используются некоторыми сектами и религиозными течениями до сих пор. В ряде стран самосожжение несёт ритуальный характер - в индуизме широкое распространение имело самосожжение вдов (сати), когда вдову погибшего супруга надлежало сжечь вместе с ним, или же она сама бросалась в костёр. В настоящее время это явление запрещено законом и классифицируется как самоубийство. Кроме того, этот способ употребляется как один из способов самоубийства (в знак протеста против чего-либо: социально-политического угнетения, репрессий). Примеры

регуляции отношения к о. и его использования весьма разнообразны: от основанных на обычае и традиции древних правил, запретов и предписаний (добывания, хранения и передачи о., особенного отношения к нему) до современных научно-обоснованных и законодательно закрепленных правил так называемой противопожарной безопасности и деятельности соответствующих организаций и служб (ГОСТ 12.1.044-2018).

Кратологический аспект. Нельзя обойти вниманием рассматриваемый в дискурс-анализе кратологический аспект, рассматривающий дискурс как властно-распорядительный ресурс (Русакова О. Ф., Спасский А. Е., 2006, с. 151). Властная сила дискурсов (по М. Фуко) состоит в заключенных в них правилах, предписаниях и запретах, проявляющихся в навязываемых (зачастую вполне репрессивно, хотя и неявно) оценочных схемах, разделяющих слова и мысли, речи и поступки на дозволенные и недозволенные, правильные и неправильные, нормальные или патологические, приличные и неприличные, публично артикулируемые или подлежащие умолчанию: «Именно в дискурсе власть и знание оказываются сочлененными» (Фуко, 1996, с. 202). Ж. Бодрийяр уточнял, что дискурс есть власть социальных знаковых форм, включая мир вещей вместе с их заменителями - симулякрами (Бодрийяр, 2001, с. 177). Все указанное мы находим, рассматривая дискурс о. на протяжении всей его длительной истории: мифологические представления и сакрализация сущности о. приводили к появлению строго регламентированных практик добывания, хранения и применения о. (например, в массовом сознании широко распространены поверья, что в о. нельзя плевать, тем более - мочиться). Регламентировались разнообразные, известные с Древности, приемы и способы употребления о. в обрядах жертвоприношения, религиозно-мистических ритуалах и т. п. Дальнейший прогресс в понимании сущности процесса горения как химической реакции приводит как к многообразной диверсификации социально-антропологических практик обращения с о., так и углубленной (и даже скрупулезной - в научно-технологическом дискурсе о.) регуляции и регламентации всего, что связано с о. (от повседневного «спички детям не игрушка!» до изощренных противопожарных правил и технологий, экзаменов и массовых учений; от рекомендаций работать «с огоньком» до ламентаций в духе «гори оно все синим огнем!»; от простейшего «при пожаре звоните по телефону № № » до постановки задачи разработки полномасштабных государственных программ правового, технологического и информационного обеспечения безопасного обращения индивидов и общества с о. во всех его проявлениях.

Список литературы

1. Аверинцев, С.С. (1972). Аналитическая психология К.-Г. Юнга и закономерности творческой фантазии. О современной буржуазной эстетике (Вып. 3, с. 110-155). М.: Искусство.

2. Бабушкин, А.П. (1996). Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж: Изд-во ВГУ.

3. Багдасарян, В.Э., Орлов, И.Б., Телицын, В.Л. (2005). Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия. М.: ЛОКИД-ПРЕСС; РИПОЛ классик.

4. Бодрийяр, Ж. (2001). Система вещей. М.: Изд-во «Рудомино».

I 1 oibcourbb-p Ж ft

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шскурс ш

5. Большой Энциклопедический словарь (Изд-е 2-е, доп.). (1997). М.: Большая Российская энциклопедия. Взято с https://dic.academic.ru/dic.nsf/ rnwiki/1753627

6. Вечный огонь. (без даты). Взято с https://ru.wikipedia.org/wiki/Be4Hbrn_

огонь

7. ГОСТ 12.1.044-2018 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения. (без даты). Взято с https://allgosts.ru/13/220/ gost_12.1.044-2018

8. Идиоматический сонник. (без даты). Взято с http://www.astromeridian. ru/sonnik/2/935.html

9. Карасик, В.И., Слышкин, Г.Г. (2001). Лингвокультурный концепт как единица исследования. В И.А. Стернин (Ред.), Методологические проблемы когнитивной лингвистики (с. 75-80). Воронеж: ВГУ.

10. Мифы народов мира (В 2-х т., 2-е изд.). (1987). М.: Советская энциклопедия. Взято с https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/slovari_ ehnciklopedii/mify_narodov_mira_enciklopedija_toma_2_izdanie/23-1-0-714

11. Научно-технический энциклопедический словарь. (без даты). Взято с http://my-dict.ru/dic/nauchno-tehnicheskiy-enciklopedicheskiy-slovar

12. Олимпийский огонь. (без даты). Взято с https://ru.wikipedia.org/wiki/ Олимпийский_огонь

13. Поршнев, Б.Ф. (1955). О древнейшем способе получения огня. Советская Этнография, (1), 7-15.

14. Русакова, О.Ф., Спасский, А. Е. (2006). Дискурс как властный ресурс. Современные теории дискурса: мультидисциплинарный анализ (с. 151-164). Екатеринбург: ИД «Дискурс-Пи».

15. Словарь эпитетов русского языка. (1979). Л.: Ленинградское отделение изд-ва «Наука». Взято с https://scicenter.online/literatura-russkaya-scicenter/slovar-epitetov-russkogo-literaturnogo-yazyika.html

16. Степанов, Ю.С. (2004). Константы: Словарь русской культуры (Изд. 3-е, испр. и доп.). М.: Академический проект.

17. Токарев, С. (1984). Символика огня в истории культуры. Мифологические представления о происхождении огня. Природа, (9). Взято с http://scepsis.ru/library/id_844.html

18. Толковый словарь Ожегова. (2001). Взято с https://onlinedic.net/ ozhegov/

19. Фуко, М. (1996). Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М: Касталь.

20. Хейзинга, И. (1992). Homo Ludens. М.: Изд. группа «Прогресс».

References

1. Averincev, S.S. (1972). Analiticheskaya psihologiya K.-G. Yunga i zakonomemosti tvorcheskoj fantazii [Analytical Psychology of K.G. Jung and the laws of creative imagination]. O sovremennoj burzhuaznoj estetike (Vyp. 3, s. 110155). M.: Iskusstvo.

2. Babushkin, A.P. (1996). Tipy konceptov v leksiko-frazeologicheskoj semantike yazyka [Types of concepts in the lexical and phraseological semantics of the language]. Voronezh: Izd-vo VGU.

3. Bagdasaryan, V.E., Orlov, I.B., & Telicyn, V.L. (2005). Simvoly, znaki, emblemy: Enciklopediya [Symbols, signs, emblems: Encyclopedia]. M.: LOKID-PRESS; RIPOL klassik.

4. Bodrijyar, Zh. (2001). Sistema veshchej [System of things]. M.: Izd-vo «Rudomino».

5. Bol'shoj Enciklopedicheskij slovar' (Izd-e 2-e, dop.) [Big Encyclopedic Dictionary (2nd ed.)]. (1997). M.: Bol'shaya Rossijskaya enciklopediya. Retrieved from https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1753627

6. Fuko, M. (1996). Volyakistine: po tustoronuznaniya, vlastiiseksual'nosti. Raboty raznyh let [The will to truth: beyond knowledge, power and sexuality. Works of different years]. M: Kastal'.

7. GOST 12.1.044-2018 Sistema standartov bezopasnosti truda. Pozharovzryvoopasnost' veshchestv i materialov. Nomenklatura pokazatelej i metody ih opredeleniya [GOST 12.1.044-2018 Occupational safety standards system. Fire and explosion hazard of substances and materials. Nomenclature of indicators and methods for their determination]. (n.d.). Retrieved from https:// allgosts.ru/13/220/gost_12.1.044-2018

8. Hejzinga, I. (1992). Homo Ludens. M.: Izd. gruppa «Progress».

9. Idiomaticheskij sonnik [Idiomatic dream book]. (n.d.). Retrieved from http://www.astromeridian.ru/sonnik/2/935.html

10. Karasik, V.I., & Slyshkin, G.G. (2001). Lingvokul'turnyj koncept kak edinica issledovaniya [Linguistic and cultural concept as a unit of study]. V I.A. Sternin (Red.),Metodologicheskieproblemy kognitivnoj lingvistiki (s. 75-80). Voronezh: VGU.

11. Mify narodov mira (V 2-h t., 2-e izd.) [Myths of the world (2nd ed., Vols. 1-2)]. (1987).. M.: Sovetskaya enciklopediya. Retrieved from https:// platona.net/load/knigi_po_filosofii/slovari_ehnciklopedii/mify_narodov_mira_ enciklopedija_toma_2_izdanie/23-1-0-714

12. Nauchno-tekhnicheskij enciklopedicheskij slovar' [Scientific and technical encyclopedic dictionary]. (n.d.). Retrieved from http://my-dict.ru/dic/nauchno-tehnicheskiy-enciklopedicheskiy-slovar

13. Olimpijskij ogon' [Olympic flame]. (n.d.). Retrieved from https:// ru.wikipedia.org/wiki/OnHMnHHCKHH_oroHb

14. Porshnev, B.F. (1955). O drevnejshem sposobe polucheniya ognya [About the ancient way to get fire]. Sovetskaya Etnografiya, (1), 7-15.

15. Rusakova, O.F., & Spasskij, A.E. (2006). Diskurs kak vlastnyj resurs [Discourse as a power resource]. Sovremennye teorii diskursa: mul'tidisciplinarnyj analiz (s. 151-164). Ekaterinburg: ID «Diskurs-Pi».

16. Slovar'epitetov russkogoyazyka [Dictionary of Russian Epithets]. (1979). L.: Leningradskoe otdelenie izd-va «Nauka». Retrieved from https://scicenter.online/ literatura-russkaya-scicenter/slovar-epitetov-russkogo-literaturnogo-yazyika.html

17. Stepanov, Yu. S. (2004). Konstanty: Slovar'russkoj kul 'tury (Izd. 3-e, ispr. i dop.) [Constants: Dictionary of Russian Culture (3rd ed.)]. M.: Akademicheskij proekt.

I 1 OIBCOURBB-P Ift

Шскурс ш

18. Tokarev, S. (1984). Simvolika ognya v istorii kul'tury. Mifologicheskie predstavleniya o proiskhozhdenii ognya [Symbolism of fire in the history of culture. Mythological ideas about the origin of fire]. Priroda, (9). Retrieved from http:// scepsis.ru/library/id_844.html

19. Tolkovyj slovar' Ozhegova [Explanatory Dictionary Ozhegova]. (2001). Retrieved from https://onlinedic.net/ozhegov/

20. Vechnyj ogon' [Eternal flame]. (n.d.). Retrieved from https://ru.wikipedia. org/wiki/BeHHbiH_oroHb

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.