Научная статья на тему 'И. А. Шушарина. Введение в славянскую филологию: учеб. Пособие. Курган: Курганский гос. Ун-т, 2009. 302 с'

И. А. Шушарина. Введение в славянскую филологию: учеб. Пособие. Курган: Курганский гос. Ун-т, 2009. 302 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
444
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Шулежкова Светлана Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «И. А. Шушарина. Введение в славянскую филологию: учеб. Пособие. Курган: Курганский гос. Ун-т, 2009. 302 с»

288

ЧЕПАСОВА

всего яркое доказательно выросшей интеллектуальной, социальной, нравственной, эмоциональной мощи русского народа, его мудрости, веселости, озорства, отразившегося в устной звучащей, а в связи с высоким уровнем образованности русских людей — и в письменной речи. В этой связи замечу, что крылатые выражения, приведенные в труде, в очень большой степени являются не книжными, а живыми, разговорными, общеупотребительными.

В заключение считаю своим долгом обратить внимание на отдельные факты, которые в этом замечательном труде не должны иметь места, так как не соответствуют типу, характеру рецензируемого труда.

1) Рецензируемый труд определен как «большой», это определение перешло в двухтомник из первого издания 2000 года. Но примечательное «большой» не имеет терминологического содержания. Ведь Словарь современного русского литературного языка в 17 томах не назван «большим», Словарь русского языка АН СССР в 4-х томах тоже не назван «большим». То же можно сказать об очень многих словарях русского языка.

2) Рецензируемый труд назван словарем. О нашем отношении к этому термину см. нашу статью «Теоретические составляющие фразеографии» в журнале «Проблемы истории, филологии, культуры» № 2, 2009, с. 640-644.

3) О термине КС (крылатые слова). «Крылатые слова, ничтожно малые по количеству, занимают в рецензируемом труде определенное место, но из-за них двухтомник назван словарем, а все крылатые сочетания (около 5 тысяч!) остаются в книге без названия.

Выскажу пожелания: необходим в каждом томе Индекс описанных в нем единиц.

А.М. Чепасова

* * *

И.А. ШУШАРИНА. Введение в славянскую филологию: учеб. пособие. Курган: Курганский гос. ун-т, 2009. 302 с.

Рецензируемая книга, на мой взгляд, — чрезвычайно своевременная и, безусловно, нужная работа, написанная талантливым автором с учётом достижений славистики XVII-XIX вв., а также открытий XX — начала XXI в. Её содержание не ограничивается филологическими сведениями. У студентов гуманитарных специальностей России появится учебное пособие энциклопедического характера, в котором они смогут найти ответы на многочисленные вопросы. Кто такие славяне? Когда они заявили о себе как этническая общность? Как складывались судьбы славян с древнейших времён до нынешних? Сколько людей причисляет себя к славянам в современном мире? Где они проживают? Как складывались исторически отношения славян с другими

этносами? Чем прославились предки славян? Когда и какие государства они создавали? Какою была их культура и чем обусловлено положение славян и славянских стран сегодня? Во что верили славяне в глубокой древности? К каким конфессиям относят себя современные славяне? Каковы истоки трагических конфликтов между славянами и их ближайшими соседями? Фактически половина учебного пособия отвечает на эти и связанные с ними вопросы (см. с. 3-119), что готовит читателя к осознанному восприятию второй части пособия, собственно филологической (с. 121-269).

Первая часть пособия состоит из двух разделов: «Славяне» (с. 3-7) и «Славянские государства» (с. 58-119). Раздел «Славяне» предваряется краткой справкой о четырёх этапах развития славистики (с. 4-10): 1) XVII — конец XVIII в., когда славистика, по словам автора, была «описательной», носила «донаучный характер» (с. 4) и была отмечена трудами Ю. Крижанича, М.В. Ломоносова, А.Л. Шлёцера, В.М. Дуриха; 2) конец XVIII — первая половинаXIX в., которую И.А. Шушарина вполне обоснованно связывает с зарождением сравнительно-исторического языкознания и сжато даёт представление о трудах Й. Добровского, А.Х. Востокова, В. Копитара, И.И. Срезневского, В. Караджича и др. славистов; 3) вторая половина XIX — начало XX в., совпавшие с периодом расцвета компаративистики, составной частью которой стала славистика, представленная трудами Ф. Миклошича, А. Лескина, Ф.Ф. Фортунатова,

A.А. Шахматова и др. учёных; 4) 30-е годы XX в. — наши дни, когда параллельно со сравнительно-историческими исследованиями (И.В. Ягич, А.И. Соболевский, Л.А. Булаховский, В.Н. Топоров, В. Георгиев, Т. Лер-Сплавинский и др.) ведётся синхронно-описательное изучение живых славянских языков (И.А. Бодуэн де Куртенэ, Н.В. Крушевский, Н.С. Трубецкой, Р.О. Якобсон,

B. Матезиус и др.).

Думается, что автор довольно смело расширяет рамки 4-го этапа развития славистики, что, вероятно, связано с общей «эскизностью» описания достижений славистики на каждом из обозначенных этапов её развития. Само название «Введение в славянскую филологию» «обещает» более основательный подход именно к филологической составляющей содержания учебного пособия.

Прочие параграфы 1-го раздела «Славяне» написаны гораздо глубже и пространнее. Здесь поднимаются терминологические проблемы славистики, «расшифровываются понятия этнос, славяне, макроэтнос, микроэтнос, этногенез, прародина славян и пр. Раздел снабжён многочисленными таблицами, картами, иллюстрациями, которые сопровождают рассказ о раскопках, подтверждающих через обнаруженные археологические культуры реальность проживания славян на определённых территориях древней Европы. Наибольший интерес здесь представляют параграфы, посвящённые глоттогенезу славян (с. 38-44) и их верованиям (с. 44-57).

Во втором разделе первой части «Славянские государства» (с. 58-119) скрупулёзно описываются обстоятельства возникновения, укрепления или исчезновения в исторической перспективе многочисленных славянских государств, что даёт возможность читателю почерпнуть сведения об истоках формирования современных славянских этносов и их языков. Эта часть, выполненная в энциклопедическом ключе, насыщена интересными фактами, грамотно откомменти-

290

ШУЛЕЖКОВА

рованными, снабжена таблицами, картами, цитатами из исторических хроник и авторитетных научных исследований.

Естественно, наибольший интерес для будущих филологов представляет вторая часть пособия. Она содержит два раздела: «Письменность славян» (с. 121-148) и «Языки славян» (с. 149-267).

Первый раздел второй части состоит из четырёх параграфов. В первом параграфе «Начало славянской письменности» (с. 121-128) очерчивается проблематика, связанная с возникновением письменности у славян, приводятся сведения, подтверждающие наличие письменности у славян до принятия христианства, даётся краткий анализ споров вокруг древнейших славянских азбук — глаголицы и кириллицы. В параграфе втором рассказывается о просветительской деятельности Константина (Кирилла) и Мефодия» (с. 128-139), в третьем (с. 139-144) проводится сопоставительный анализ древних славянских азбук, в четвёртом (с. 144-146) описывается процесс распространения латинского алфавита среди западных и южных славян.

Раздел «Языки славян» (с. 149-269) начинается с параграфа «Праславянский язык», в котором автор даёт понятие о языке-предке славянских языков и кратко характеризует его предполагаемую фонетическую, морфологическую структуру, систему ударения, ограничившись общими фразами о праславянской лексике, хотя сейчас можно было бы воспользоваться и данными «Этимологического словаря славянских языков» (издаётся с 1974 г.), и новейшими исследованиями компаративистов XX — начала XXI столетия).

Второй параграф посвящён мёртвым славянским языкам (с. 160-179), среди которых, что вполне естественно, наибольшее внимание уделяется старославянскому языку. Перечисляя старославянские памятники (с. 170-171), И.А. Шушарина, правда, несколько уменьшает их число, а по поводу церковнославянского языка русского извода говорит о том, что он «выполнял функции литературного языка вплоть до XVIII в.» (с. 171), не уточняя того обстоятельства, что церковнославянский язык выполнял культовые функции, в то время как светское вербальное искусство, помимо народно-литературной, использовало книжно-славянскую разновидность русского литературного языка, а вовсе не церковнославянский язык.

Интересные сведения содержатся в параграфе «Искусственные языки на славянской основе» (с. 170-174). И всё же наибольшую ценность в пособии представляет собой раздел «Живые славянские языки» (с. 174-269), где с похвальной тщательностью, не забывая ни об одном известном учёному миру давно или только что признанном славянском микроязыке (периферийном, а также островном), не говоря уже о славянских макроязыках, о суржике и трасян-ке, И.А. Шушарина описывает по определённому алгоритму современные языки славян. Студенты найдут в каждом очередном параграфе сжатую характеристику славянского языка с точки зрения его происхождения, места в славянской языковой семье, наличия или отсутствия литературной разновидности, характера письменности, диалектного и социального членения, степени изученности и т. д. Особо следует подчеркнуть поуровневую методику описания системы каждого языка с позиции истории её формирования и черт, отличающих данный язык от других славянских языков. Отличным дополнением к

такого рода миниатюрам являются образцы текстов соответствующего славянского языка.

Пособие завершают приложения: алфавиты славянских языков (с. 288-297), сопоставительные таблицы (298-303) и терминологический минимум (с. 304-316).

Учебное пособие И.А. Шушариной «Введение в славянскую филологию» написано хорошим научным и одновременно доступным, ясным слогом. Сделанное на высоком научно-методическом уровне, с учётом достижений отечественной и зарубежной лингвистики, оно пополнило ряды добротных учебных книг, полезных не только для студентов-филологов, но и для аспирантов, педагогов, учёных, занимающихся проблемами славистики.

С.Г. Шулежкова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.