Научная статья на тему 'И. А. Иванова. Мой музей. . . '

И. А. Иванова. Мой музей. . . Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
169
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «И. А. Иванова. Мой музей. . . »

И.А. Иванова МОЙ МУЗЕЙ...*

В сороковые годы ХХ в. в СССР взрывали и разрушали храмы, жгли иконы, религиозные книги и церковную утварь. В 1947 г. группа ученых Москвы во главе с П.Д. Барановским и И.Э. Грабарем подготовила проект реставрации Спасо-Андроникова монастыря. Архитекторы, историки и искусствоведы подняли вопрос о спасении архитектурного комплекса, имеющего большую истори-ко-художественную ценность и созданного еще в эпоху Андрея Рублёва (Х1У-ХУ вв.)

10 декабря 1947 г. вышло постановление Совета министров Союза ССР о мероприятиях по сохранению памятников архитектуры Андроникова монастыря и об организации в белокаменном соборе этого монастыря Музея имени Андрея Рублёва. В результате данного постановления на монастырской территории появились Центральные реставрационные мастерские и Музей имени Андрея Рублёва.

Директором музея назначили Давида Ильича Арсенишвили. Создавать музей ему помогала Наталья Алексеевна Дёмина и затем - Ирина Александровна Иванова. Первой экспозицией музея была фотовыставка «Андрей Рублёв и мастера древнерусского искусства». Вторым этапом жизни музея в 1953 г. стала развернутая экспозиция на эту же тему. «В ее состав постепенно вливались копии и оригиналы произведений живописи Древней Руси» (с. 34).

* Иванова И.А. Мой музей..: Страницы воспоминаний о первых десятилетиях становления Музея им. Андрея Рублёва. - М.: Красная площадь, 2012. - 77 с.

И.А. Иванова

Экспозиция включала фотографии основных памятников живописи Древней Руси и гипсовые слепки с рельефов владимирских храмов XII в. Экспозиция открывала в древнерусской культуре ее суть - «служение человеку, способность видеть и возвысить его духовный мир и веру в добро» (с. 35). Эта экспозиция утвердила профиль музея как собрания памятников живописи русского Средневековья.

Третий этап в развитии музея начался в 1954 г., когда из Владимира были привезены пять икон. В 1955 г. из Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале в Музей им. Андрея Рублёва поступил целый комплекс икон XVII в. Это были «тяжелобольные» иконы, в плесени, с осыпающимся левкасом (т.е. меловым грунтом). Меловой грунт осыпался вместе с красочным слоем, отчего иконы требовали незамедлительной сложной реставрации.

К 600-летию Андрея Рублёва (ок. 1360 - ок. 1430), которое отмечалось в 1960 г., «реставрация большей части икон суздальского многоярусного иконостаса была завершена» (с. 53). Музей считал своей основной ролью реставрационную деятельность. «Когда сюда привозили спасенные иконы, это был настоящий праздник» (с. 56). Подготовку юбилея Андрея Рублёва помог осуществить Илья Эренбург, который с 1950 г. был вице-президентом Всемирного совета мира. Юбилей состоялся 6 сентября 1960 г. О проведении его был издан приказ тогдашнего министра культуры СССР Н.А. Михайлова. А официальное открытие музея и мемориальной доски Андрея Рублёва произошло 21 сентября 1960 г. К этому времени были отреставрированы Спасский собор и выставочный корпус музея, где самый большой зал был отдан под искусство XVII в.

После юбилея Андрея Рублёва последовал четвертый этап жизни музея. Следующая экспозиция открылась в конце 1961 г., а в августе 1969 г. в самом центре Москвы, в здании Манежа была организована выставка «Культура Древней Руси», на которой побывала новый министр культуры Е.А. Фурцева с многочисленным окружением. Вести показ выставки старшему научному сотруднику музея Ирине Александровне Ивановой помогал советский режиссер, доктор искусствоведения Георгий Товстоногов (19131989).

Мой музей.

На этом воспоминания Ирины Александровны обрываются. Она писала их, лежа в больнице, будучи тяжело больной. Некролог ее памяти был опубликован в 2010 г. в IV томе Трудов Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

И.Л. Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.