Научная статья на тему 'И. А. Ильин о переживании трудных жизненных ситуаций'

И. А. Ильин о переживании трудных жизненных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1248
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРПЕНИЕ / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / ПЕРЕЖИВАНИЕ / СТРАДАНИЕ / СМЫСЛ СТРАДАНИЯ / ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ / МОЛИТВА / ДОВЕРИЕ К СЕБЕ / ПЛАЧ / УТЕШЕНИЕ / PATIENCE / DIFFICULT LIFE SITUATION / EXPERIENCING / SUFFERING / THE MEANING OF SUFFERING / EXPRESSION OF MENTAL STATE / PRAYER / SELF-CONFIDENCE / CRYING / COMFORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романов Константин Михайлович

Введение. В контексте психологического анализа научного наследия известного русского философа И. А. Ильина рассматривается проблема переживания трудных и критических жизненных ситуаций. Он считал, что подобные ситуации являются неотъемлемыми спутниками человеческого бытия. Поэтому человек должен быть готов ко встрече с ними. Воспитание активного и ответственного отношения к трудным ситуациям является очень важным направлением подготовки молодых людей к жизни. Результаты. Ключевыми понятиями автора являются категории «страдание» и «терпение». Он рассматривал терпение как психическое свойство человека и как процесс или особую активность субъекта, направленную на переживание трудной жизненной ситуации. Подробно анализируются приемы укрепления терпения и эффективные способы переживания жизненных трудностей: включение трудной ситуации в более широкий жизненный контекст, общение с близкими людьми, молитвенное обращение к Богу, отвлечение внимания от переживания, укрепление веры в себя, конструктивная работа со своим воображением и др. Обсуждение и заключение. Рассматривается проблема понимания смысла страдания. Выделяются не только негативные, но и позитивные элементы страдания. Предлагаемый И. А. Ильиным подход к феномену страдания и терпения имеет большую практическую значимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

I. A. Ilyin About Experience of Difficult life Situations

Introduction. In a context of the psychological analysis of the scientific heritage of the famous Russian philosopher I. A. Ilyin, the problem of experiencing difficultness and critical life situations is considered. He believed that such situations are integral companions of human life. Therefore, a person should be ready to meet them. Raising an active and responsible attitude to difficult situations is a very important area of preparing young people for life. Results. The key concepts of the author are the categories of “suffering” and “patience”. He regarded patience as a mental property of a person and as a process or a particular activity of a subject aimed at experiencing a difficult life situation. The methods of strengthening patience and effective ways of experiencing difficulties in life are analyzed in detail: the inclusion of a difficult situation in a wider life context, communication with loved ones, prayer to God, distraction from experience, strengthening faith in yourself, constructive work with your imagination, etc. Discussion and Conclusion. The problem of understanding the meaning of suffering is considered. Not only negative, but also positive elements of suffering are highlighted. The approach proposed by I. A. Ilyin to the phenomenon of suffering and patience is of great practical importance.

Текст научной работы на тему «И. А. Ильин о переживании трудных жизненных ситуаций»

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.049.020.202001.103-113

УДК 159.9 316.6

К. М. Романов

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: famylypost@mail.ru

И. А. Ильин о переживании трудных жизненных ситуаций

Введение. В контексте психологического анализа научного наследия известного русского философа И. А. Ильина рассматривается проблема переживания трудных и критических жизненных ситуаций. Он считал, что подобные ситуации являются неотъемлемыми спутниками человеческого бытия. Поэтому человек должен быть готов ко встрече с ними. Воспитание активного и ответственного отношения к трудным ситуациям является очень важным направлением подготовки молодых людей к жизни. Результаты. Ключевыми понятиями автора являются категории «страдание» и «терпение». Он рассматривал терпение как психическое свойство человека и как процесс или особую активность субъекта, направленную на переживание трудной жизненной ситуации. Подробно анализируются приемы укрепления терпения и эффективные способы переживания жизненных трудностей: включение трудной ситуации в более широкий жизненный контекст, общение с близкими людьми, молитвенное обращение к Богу, отвлечение внимания от переживания, укрепление веры в себя, конструктивная работа со своим воображением и др. Обсуждение и заключение. Рассматривается проблема понимания смысла страдания. Выделяются не только негативные, но и позитивные элементы страдания. Предлагаемый И. А. Ильиным подход к феномену страдания и терпения имеет большую практическую значимость.

Ключевые слова: терпение, трудная жизненная ситуация, переживание, страдание, смысл страдания, выражение психического состояния, молитва, доверие к себе, плач, утешение.

Для цитирования: Романов К. М. И. А. Ильин о переживании трудных жизненных ситуаций // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2020. - Т. 20. - N° 1. - С. 103-113. DOI: 10.15507/2078-9823.049.020.202001.103-113.

Konstantin M. Romanov

National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia),

e-mail: famylypost@mail.ru

I. A. Ilyin About Experience of Difficult life Situations

Introduction. In a context of the psychological analysis of the scientific heritage of the famous Russian philosopher I. A. Ilyin, the problem of experiencing difficultness and critical life situations is considered. He believed that such situations are integral companions of human life. Therefore, a person should be ready to meet them. Raising an active and responsible attitude to difficult situations is a very important area of preparing young people for life. Results. The key concepts of the author are the categories of "suffering" and "patience". He regarded patience as a mental property of a person and as a process or a particular activity of a subject aimed at experiencing a difficult life situation. The methods of strengthening patience and effective ways of experiencing difficulties in life are analyzed in detail: the inclusion of a difficult situation in a wider life context, communication with loved ones, prayer to God, distraction from experience, strengthening faith in yourself, constructive work with your imagination, etc. Discussion and Conclusion. The problem of understanding the meaning of suffering is considered. Not only negative, but also positive

© Романов К. М., 2020

elements of suffering are highlighted. The approach proposed by I. A. Ilyin to the phenomenon of suffering and patience is of great practical importance.

Keywords: patience, difficult life situation, experiencing, suffering, the meaning of suffering, expression of mental state, prayer, self-confidence, crying, comfort.

For citation: Romanov K. M. I. A. Ilyin About Experience of Difficult life Situations. Gumanitarian : aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2020; 20(1): 103-113 (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.049.020.202001.103-113.

Введение

Проблема переживания человеком трудных жизненных ситуаций является одной из актуальных в современной психологии [2; 4; 5; 7; 15]. Ее разработка имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. При всей новизне и актуальности данной проблемы она имеет достаточно глубокие исторические корни как в зарубежной, так и в отечественной психологии и философии. Весомый вклад в постижение сущности переживания трудных и кризисных жизненных ситуаций внесла религиозная философия и духовная практика религиозных подвижников.

Среди специалистов в этой области можно назвать известного русского философа И. А. Ильина. Его богатое психологическое наследие до сих пор остается неосвоенным. Важное место в нем занимает проблема страдания как неизбежного спутника человеческой жизни. «Наше страдание возникает из свойственного нам, людям, способа жизни, который дан нам раз навсегда и которого мы изменить не можем... Я - свободный дух; но этот свободный дух всю жизнь остается подчиненным необходимостям природы и ограниченным всеми невозможностями естества...» [6, с. 678]. Страдание - это следствие того, что человек как свободное существо выходит за рамки своих возможностей и сталкивается со своими ограничениями. Это и является онтологической причиной того, что он оказывается в трудной жизненной ситуации.

В контексте теоретического анализа феномена страдания И. А. Ильин ввел понятие «терпение». Категория «терпение»

не разработана в научной психологии, хотя встречается в житейском обиходе. В словаре С. И. Ожегова терпение определяется как «настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе» [10, с. 784]. В данном определении терпение рассматривается как волевое качество личности и ставится в один ряд с другими близкими по содержанию психическими свойствами. Представляет интерес глагольный вариант этого слова - терпеть: «1. безропотно и стойко переносить что-нибудь (страдание, боль, неудобства). Т. муку, неприятности. 2. Мириться с наличием, существованием кого-чего-нибудь, поневоле допускать что-нибудь» [10, с. 784]. В этом определении терпение трактуется как пережидание неудобств, страданий и жизненных трудностей, т. е. как определенное душевное состояние, где субъект занимает довольно пассивную позицию. Его активность ограничивается только фактом личного принятия трудностей как чего-то неизбежного.

Способность к терпению И. А. Ильин считал одним из важных качеств человека. Необходимость в нем он связывал с особенностями человеческой жизни, которая всегда наполнена трудностями и лишениями. Это могут быть всевозможные потери и неудачи, болезни, крушения надежд и ожиданий, смерти родных и близких, разлуки, унижения и др. Они могут быть разными по содержанию, глубине и масштабу, но их объединяют тяжело переживаемые психологические последствия: страхи, отчаяние, состояния невозможности или невыносимости, душевные боли, обиды, состояния униженности, вины и т. п. «Страданий нам

ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы ^ „„^„„„„„^ ~ я Том 20, № 1, 2020

гуманитарной науки и образования ' '

не избежать; в этом наша судьба, и с нею мы должны примириться. Естественно желать, чтобы они не были слишком велики. Но надо учиться страдать достойно и одухотворенно. В этом великая тайна жизни; в этом - искусство земного бытия» [6, с. 678]. Такое отношение к человеческой жизни нашло эмпирическое подтверждение. Психологический анализ показывает, что в языке разных народов более широко представлены слова, отражающие не положительные, а отрицательные эмоции. Например, по отношению к общему количеству слов, отражающих всевозможные эмоции, в арабском языке отрицательные эмоции занимают 67 %, в языке народа коми - 66 %, в удмуртском языке - 69 % [11]. Это говорит о том, что отрицательный эмоциональный опыт является более важным для людей, чем положительный. Следовательно, люди в какой-то мере обречены на страдание и должны уметь переносить всевозможные трудности и невзгоды.

Методы

В качестве основного метода исследования использовался теоретический анализ творческого наследия И. А. Ильина. Оно является очень важным для развития многих разделов современной психологии и в то же время почти не освоенным. Это определяет новизну и актуальность исследования. Результаты теоретического анализа сопоставлялись с эмпирическими фактами и теоретическими достижениями современной психологии. Это позволяет решить следующие задачи:

1) дать научное обоснование и экспериментальное подтверждение идеям И. А. Ильина;

2) наметить перспективные направления разработки проблемы переживания трудных и кризисных жизненных ситуаций;

3) разработать методы оказания психологической помощи людям, находящимся в трудных и кризисных жизненных ситуациях;

4) сформулировать методологические основы дальнейших исследований.

Результаты

И. А. Ильин считал, что трудные жизненные ситуации неизбежны. Для того чтобы справиться с ними и достойно пережить их, необходима готовность к терпению. Иначе говоря, люди должны быть изначально настроены на трудности и проблемы, неизбежные на жизненном пути каждого человека. «Пусть приближается низина жизни, пусть грозит нежеланное, неудобное, отвратительное или страшное; мы не должны помышлять о бегстве или проклинать свою судьбу; напротив, надо думать о том, как одолеть беду и как победить врага» [6, с. 706]. Такая позиция по отношению к трудным жизненным ситуациям считается наиболее эффективной [7; 8]. Очевидно, что воспитание такой позиции является очень важным условием подготовки молодых людей к реальной жизни, где, кроме радости, неизбежны и страдания.

И. А. Ильин рассматривал терпение не как пассивное выжидание или пережидание жизненных невзгод, а как активный процесс, в который человек включен всем существом. «Терпение совсем не есть "пассивная слабость" или "тупая покорность", как думают иные люди; напротив - оно есть напряженная активность духа» [6, с. 710]. Терпение - это особая душевная работа, с помощью которой человек преодолевает ситуацию невозможности. Всякий человек должен освоить этот труд души, пройти «школу терпения», научиться «быть сильнее себя самого» [6, с. 707]. И. А. Ильин говорил о необходимости воспитания умения и способности терпеть. «Надо упражняться в терпении; надо ввести в жизнь состязание в терпеливости; надо научиться терпеть легко» [6, с. 708]. Причем в этот процесс ребенок должен включаться с самого детства, а обучение науки терпения должно проходить с учетом его возрастных воз-

можностей. «Сначала это бывает и трудно, и страшно, особенно в детстве. Как тяжела ребенку первая утрата. Как томительны - первые лишения. И первая боль нам кажется "незаслуженной", и первое наказание - чрезмерно суровым. Как легко детской душе заболеть завистью, ненавистью, ожесточением или чувством собственного ничтожества. Но все эти жизненные ущербы необходимы и полезны для воспитания характера» [6, с. 706].

Большой практический интерес представляет разработанная И. А. Ильиным технология процесса терпения. Многие ее элементы используются в кризисной психологии и психотерапии. Рассмотрим основные элементы предложенной им технологии терпения более подробно. Они предписывают, как переживать трудные жизненные ситуации, что делать, как вести себя, как терпеть состояние невозможности.

Исходное положение технологии терпения И. А. Ильина - принятие идеи неизбежности жизненных трудностей и необходимости быть готовым к ним: «Нам надо научиться выносить их, не сдаваясь, и привыкнуть к этому. Нам надо одолеть в себе малодушие и не предаваться растерянности. Надо воспитать в себе жизненного стратега: спокойно предвидеть наступление "неприятеля" и твердо встречать его с уверенностью в собственной победе, ибо победа без этой уверенности невозможна» [6, с. 706]. Понимая неизбежность жизненных трудностей и все негативные последствия страданий, он в то же время видел в них позитивные моменты: «Несчастие является школой терпения и научает человека быть сильнее самого себя» [6, с. 707].

Известно, что в условиях трудной жизненной ситуации человек погружается в тяжелое душевное состояние, которое кардинально изменяет его мировосприятие. Жизнь и окружающий мир представляются

106

ему абсолютно беспросветными и бесперспективными. Понимая это, И. А. Ильин предлагает очень важную, хотя и парадоксальную на первый взгляд рекомендацию - находить прекрасное и радостное в мире и в своей жизни: «Чем страшнее, чем безрадостнее жизнь, тем важнее находить совершенное в мире и бескорыстно наслаждаться им. Отвлечение, утешение и радость ждут нас повсюду; нужно только умение воспринимать их и предаваться им» [6, с. 707-708]. Естественно, это очень непросто, поскольку внимание человека как бы поглощается актуальной для человека жизненной проблемой. Это один из фундаментальных законов психологии внимания. Идея поиска хорошего в беспросветной жизни может показаться абсурдной. И. А. Ильин подчеркивал, насколько опасно отдавать себя стихии своей депрессии, «ибо застращенная душа теряет власть над собой. Страх возникает от воображения опасности или гибели, а храбрость есть власть над своей фантазией» [6, с. 708]. Научные исследования говорят, что эмоции оказывают сильное влияние на когнитивные процессы, в том числе на воображение, и подчиняют их себе. Например, под влиянием страха у человека возникают соответствующие устрашающие образы, мысли или воспоминания. Но существует и обратная связь: воздействие образов и других когнитивных образований на эмоциональное состояние. Например, устрашающие образы воображения порождают эмоцию страха, мысли о невозможности преодоления трудностей порождают состояние беспомощности [7; 15; 16]. Этот феномен порочного эмоционально-когнитивного круга хорошо описан И. А. Ильиным на примере психического состояния человека, переживающего трудную жизненную ситуацию. Одновременно он предложил один из эффективных способов выхода из этого порочного круга - контроль над своим воображением.

ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы

Том 20, № 1, 2020

гуманитарной науки и образования ' '

В контексте обсуждения идеи поиска хорошего в своей жизни даже в условиях переживания трудных жизненных ситуаций следует поставить данную проблему более широко - в какой мере люди вообще способны ценить то, что имеют: свое жизненное время, отношения с близкими людьми, здоровье, окружающий их мир в целом. Скорее всего, на этот вопрос следует ответить отрицательно - неспособны. В данном случае очень уместно известное крылатое выражение: «Что имеем - не храним, потерявши - плачем». Человек всегда устремлен в будущее и фиксирует внимание на том, чего у него еще нет. Эта установка является источником личностного роста, но и одновременно серьезным фактором жизненного стресса. Трудные жизненные ситуации возникают в связи с потерями. Только тогда мы начинаем по настоящему понимать ценность утраченного. Однако при этом мы с поразительным упорством по-прежнему не ценим того, что у нас осталось после потери. Масштабы этого богатства можно по настоящему оценить только в момент потери жизни. Об этом свидетельствуют люди, пережившие клиническую смерть или состояние серьезной угрозы жизни. Этот феномен хорошо выражен в дневниках Ф. М. Достоевского, где описывается его душевное состояние перед казнью. Он особым образом воспринимал великолепие света, аромат воздуха, красоту мира, т. е. то, чего раньше просто не замечал. Как видим, человек располагает огромным богатством, о котором не подозревает и которое не умеет ценить. Вопрос в том, как научиться ценить его и использовать этот ресурс для переживания трудных жизненных ситуаций.

Важное условие эффективного терпения - доверие к себе, вера в свои возможности: «Мы не должны бояться за свое терпение и пугать его этим; а малодушное словечко: "я не выдержу" - совсем не должно появляться в нашей душе. Терпение тре-

бует от нас доверия к себе и усиливается тогда вдвое и втрое.» [6, с. 708]. Надо сказать, что фактор веры в себя важен в любом виде деятельности. Но он довольно слабо используется в практике психологической помощи людям, находящимся в состоянии душевного кризиса, для которого очень характерна потеря веры в себя и в возможность позитивного выхода из сложившейся жизненной ситуации. Этот фактор усиления терпения довольно сложно удержать самостоятельно. Его могут взять под контроль соответствующие специалисты или близкие люди и помочь человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации.

Второе условие эффективного терпения - исключение из поля внимания состояния своего страдания. «Стоит только сосредоточиться на своем страдании, и оно тотчас же начинает расти и пухнуть, оно превращается в целое событие и заслоняет все горизонты духа. Кто начинает внимательно рассматривать свое терпение, тот пресекает его непосредственную и незаметную работу: он наблюдает за ним, подвергает его сомнению и обессиливает его этим», - отмечает И. А. Ильин [6, с. 709]. Это опять же объясняется принципом единства и взаимосвязи аффективных и когнитивных процессов.

Эффективными инструментами терпения является общение с значимыми людьми, а для верующих людей - с Богом. Современные исследования говорят, что человеку очень трудно, а иногда и непосильно переживать подобные состояния в одиночестве. Они требуют внешнего выражения, адресатом которого является другой человек как инструмент их стабилизации [1].

Исходным условием выражения психического состояния является его понимание субъектом выражения. Важно подчеркнуть, что понимание своего психического состояния следует отличать от непосредственного пребывания в нем. Психические состояния

являются неотъемлемыми спутниками человеческого бытия. Человек погружен в них с самого рождения и пребывает в них на протяжении всей жизни. Непосредственное переживание психического состояния - это природная данность, которую можно сравнить с естественной психической функцией. Понимание собственного психического состояния - прижизненно сформированная высшая психическая функция, одним из основных свойств которой является опос-редованность особым инструментом - знаком [3]. Наиболее универсальным из знаков является слово, поэтому важным условием понимания собственного психического состояния является его означивание. Только таким способом оно может быть понято субъектом и выражено в столь же понятной форме другому человеку. Исследования показывают, что психическое состояние очень трудно описать и большинство людей не владеют этим умением [1]. Это связано с тем, что психические состояния не обладают привычными для нас физическими свойствами: цветом, формой, размерами, весом и др. Они имеют другие свойства, для описания которых требуются другие слова и особые умения.

Другая трудность связана с тем, что человек далеко не всегда готов представить свое состояние на суд другого человека. Главная причина заключается в естественном страхе обнажить душу перед другим человеком. К тому же такого человека может и не быть в данный момент.

По мнению И. А. Ильина, для верующего человека наиболее подходящим и уникальным слушателем и утешителем является Бог. Причем чем сильнее вера, тем больший эффект дает обращение к Богу. «Надо излить свое отчаяние, свое бессилие, а может быть, и свое унижение в словах предельной искренности перед Отцом, ведающим все сокровенное, и просить у Него силы от Его силы и утешение от Утешите-

108

ля... Тогда поток отчаяния иссякнет, душа очистится, страдание осмыслится и душа почувствует снова благодатную готовность терпеть до конца и до победы» [6, с. 709]. Надо отметить, что обращение с молитвой к Богу тоже требует особого умения (что и как сказать) и смелости (решиться сказать) [2]. В современном российском обществе до сих пор доминирует атеистическая идеология. Подлинно верующих людей не так много. Поэтому подавляющее большинство людей лишены такого важного и уникального инструмента преодоления страдания, как молитвенное обращение к Богу. Более того, не все верующие способны к подлинной молитве. Как отмечает известный специалист в психологии переживания Ф. Е. Василюк, молитва далеко не всегда сопрягается с переживанием и, соответственно, далеко не всегда дает желаемый эффект [2]. Более того, исключительно прагматическая молитва, к которой многие прибегают как к волшебной палочке в момент жизненных трудностей, и не может ничего дать.

По мнению И. А. Ильина, «молитва имеет способность увести человека из страдания, возвести его к Тому, Кто послал ему испытания и призвал его к терпению. Тогда терпение участвует в молитве; оно восходит к своему духовному первоисточнику и постигает свой высший смысл» [6, с. 710]. На важность и необходимость обращения страдающего человека к Богу указывает также известный православный психотерапевт митрополит Иерофей (Влахос) [9]. Использование молитвы в переживании сопряжено с проблемой выражения своего душевного состояния. Рассказать о своем состоянии Богу так же непросто, как и человеку.

И. А. Ильин считает, что одним из эффективных инструментов терпения и переживания трудных жизненных ситуаций является плач. Особенно он необходим

ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы ^ „„^„„„„„^ ~ я Том 20, № 1, 2020

гуманитарной науки и образования ' '

в ситуациях, когда человек теряет остатки душевных сил и переживает состояние полного отчаяния. «Тогда лучше дать отчаянию свободно излиться в слезах, рыданиях и жалобах; надо высказаться перед кем-нибудь, открыть свое сердце верному другу.» [6, с. 709]. Это естественный механизм переживания тяжелых жизненных ситуаций. Слезы и рыдания изменяют душевное состояние человека через физиологические процессы. Существует также психологическое содержание плача. Следует отличать естественный плач от социально оформленного. Выражаясь терминологией культурно-исторической теории Л. С. Выготского, естественный плач - это врожденная или натуральная психическая функция, поэтому он подчинен законам физиологии. Социально оформленный плач - это высшая психическая функция, подчиняющаяся социально-психологическим законам. Он формируется в процессе социализации ребенка. Социально оформленный плач является своеобразным криком о помощи и поддержке, т. е. социально ориентирован и всегда имеет определенного адресата. В любом обществе имеется определенная культура плача, предписывающая своеобразную технологию плача: кому, где, когда и как надо плакать. Например, мужчинам не полагается злоупотреблять плачем, поскольку это считается слабостью. Этот гендерный стереотип мы недавно подтвердили в одном дипломном исследовании. В качестве испытуемых были студенты университета в количестве 64 чел.: 30 молодых людей и 34 девушки. Выяснилось, что плач как форма переживания жизненных трудностей для молодых людей нетипичен. Дело не в том, что им никогда не хочется плакать, а в том, что они склонны сдерживать его. Напротив, в трудных жизненных ситуациях девушки склонны прибегать к плачу. Это отметили все испытуемые. Эффективность плача определяется умени-

ем человека выплакаться, т. е. выразить в плаче душевную боль, и способностью адресата принять плач: выслушать, посочувствовать, утешить. Большинство людей не владеют соответствующими умениями, а в некоторых случаях не хотят иметь дело с плачущим человеком. Этот феномен эмоциональной черствости хорошо показан в произведениях русских классиков: А. П. Чехова («Тоска»), Л. Н. Толстого («Смерть Ивана Ильича») и др. Анализ традиционной культуры народов показывает, что у каждого этноса существуют обряды оплакивания усопших, в которых аккумулирована техника плача. Они сопровождаются особыми причитаниями, выражающими душевное состояние плачущего человека [14]. К сожалению, этот обряд плохо приживается среди современников и постепенно утрачивается. Это имеет негативные последствия для душевного здоровья людей.

Плач всегда адресован другим людям. Плач - это призыв к помощи. Все это говорит о том, что трудные жизненные ситуации очень сложно, а иногда и невозможно пережить в одиночестве. Другие люди и даже Бог не могут это сделать за страдающего человека, не могут подменить его собой. Человек как субъект жизни должен это сделать сам. Эта персональность всякого переживания четко представлена в работах И. А. Ильина. Рассматривая переживание как особую работу страдающего человека, он подчеркивал: «Совершить все это никто не может "за меня" или "вместо меня", страдающего, все это мое личное дело, мое усилие, мой подъем, мой взлет, мое творческое преображение. Другой человек может помочь мне советом; Господь не может не помочь мне дарованием сил и света. Но совершить мое очищение и просветление должен я сам. Вот почему оно требует свободы и без свободы невозможно» [6, с. 686].

Человек должен быть самодостаточным в своем переживании. В этом выражается

его личностная зрелость. Личностно незрелые люди склонны злоупотреблять эмоциональными ресурсами других, преимущественно близких людей, паразитировать на них. Такую стратегию переживания можно считать инфантильной. Она типична для детей и непозволительна взрослым. В современной психологии принято выделять две базовые стратегии переживания: конструктивную и защитную. При конструктивном подходе человек готов принять личную ответственность за сложившуюся жизненную ситуацию и за ее разрешение. Это побуждает его к самостоятельному поиску способов решения проблемы. В результате он становится более опытным, сильным, эмоционально устойчивым и личностно зрелым. При неконструктивном подходе человек уходит от личной ответственности, перекладывает ее на других людей или внешние обстоятельства. Это приводит к эмоциональной и личностной деградации [6].

Парадоксальный на первый взгляд прием укрепления терпения - это обращенный на себя юмор. Для этого человек должен посмотреть на свои проблемы и страдания с более высоких ценностных позиций, в контексте которых они не только утратят остроту, но могут показаться даже смехотворными. Сущность этого психологического механизма укрепления терпения раскрыта И. А. Ильиным: «Юмор есть улыбка земной мудрости. Земная мудрость меряет тварную жизнь мерою духа и видит ее ничтожество, ее претензию, ее слепоту, ее комизм. Та улыбка должна родиться из самого страдания, она должна проснуться в тварном сознании - и тогда она даст истинное облегчение» [6, с. 709]. Предлагаемый метод усиления возможностей терпения страдающего человека вполне закономерен. Дело в том, что одной из характерных особенностей психологии людей, находящихся в трудной или кризисной ситуации, является эгоцентрическая позиция по отношению

110

к своим проблемам, в контексте которой они кажутся им абсолютно уникальными и значительно более серьезными и безысходными, чем это есть на самом деле. Более того, происходит своеобразная эгоцентрация их мировосприятия. Их душевное состояние как бы проецируется на окружающий мир и он представляется враждебным, мрачным, бездушным, холодным и т. п. [11]. Поэтому одна из задач психологической помощи таким людям - децентрация их когнитивной позиции. В настоящее время разработано несколько приемов децентрации, эффективность которых подтверждена психотерапевтической практикой [8]. Богатый материал накоплен в религиозной литературе [9].

Для овладения страданием необходимо мысленно вывести его за рамки собственной Эго-позиции, сравнить себя с другими страдающими людьми, многие из которых, возможно, находятся в более сложных жизненных ситуациях. Широкий социальный контекст как бы рассасывает страдание, о чем говорил И. А. Ильин: «Как только почувствуешь себя страдающим, телесно или душевно, - вспомни сейчас же, что не ты один страдаешь и что всякое страдание -всякое, без исключения - имеет некий высший смысл. И тотчас же придет облегчение» [6, с. 677].

И. А. Ильин был убежден, что любое страдание не случайно, а закономерно. Оно имеет определенный смысл, который человек почти никогда не понимает, и это создает дополнительные эмоциональные проблемы. Дело в том, что постижение смысла страдания играет важную роль в его преодолении и даже в возвышении над ним. Как только страдание обретает смысл, человек перестает рабски зависеть от него. В какой-то мере он становится его хозяином. В этом и заключается главная задача процесса переживания. И. А. Ильин подчеркивал важность понимания смысла страдания, поскольку оно укрепляет терпение и

ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы

Том 20, № 1, 2020

гуманитарной науки и образования

повышает его потенциал. «И чем больше оно прикрепляется к смыслу побеждаемого страдания, тем сильнее становится его творческая активность, тем вернее наступает его победа» [6, с. 710]. К сожалению, он не оставил рецепта решения задачи на понимание смысла страдания. Разработка этой сложной проблемы - одна из задач современной психологии. Ее решение важно прежде всего в практическом плане.

Надо подчеркнуть, что понять смысл своего страдания очень сложно. Для решения этой задачи не существует алгоритма. Здесь нужна не логика, а интуиция, не рациональное мышление, а созерцание. Понимание может приходить совершенно неожиданно и с большим опозданием. Оно всегда уникально и всегда ориентировано на конкретного человека с его индивидуально неповторимым страданием. Для простого человека эта задача абсолютно непосильна. Здесь требуется помощь опытного и авторитетного человека, мудрого учителя и наставника. В религиозной практике в качестве такового выступает духовник. Поэтому изучение феномена духовничества представляет большой интерес для современной психологии и педагогики. Для психолога-практика способность к решению подобных задач является одной из ключевых в работе с клиентами.

Заключение

Традиционно страдание рассматривается как негативное и нежелательное для человека душевное состояние. И. А. Ильин усматривал в страдании глубокий позитивный смысл, «ибо без страдания - нам всем, и нашему достоинству, и нашему духу, и нашей культуре пришел бы скорый и трагический конец». «В мире возникла бы новая, отвратительная порода "человекообразных", - порода безразборчивых наслаж-денцев, пребывающих на самом низком ду-

шевном уровне.» [6, с. 681]. Он понимал страдание как дар Господа, «ибо страдание пробуждает дух человека, ведет его, образует и оформляет, очищает и облагораживает... Из него родится вдохновение. В нем закаляются стойкость, мужество, самообладание и сила характера. Без него нет ни истинной любви, ни истинного счастья» [6, с. 682]. Можно было бы сказать, что без страдания нельзя стать человеком и оставаться им. «Мы должны не только принять и вынести посланное нам страдание, но и преодолеть его, т. е. добиться того, чтобы наш дух перестал зависеть от него; мало того, мы должны научиться мудрости у нашего страдания - мудрости естественной и мудрости духовной, оно должно пробудить в нас новые источники жизни и любви; оно должно осветить нам по-новому смысл жизни», - отмечал И. А. Ильин [6, с. 710].

Соответственно и терпение И. А. Ильин не ограничивал рамками трудных жизненных ситуаций и видел в нем глубокий социально-психологический смысл. Он рассматривал терпение одновременно и как источник творчества, прогресса, общественно-исторического развития, культуры, формирования личности. «От него зависит выносливость всякого труда и творчества; оно ведет через все пропасти, искушения и страдания; оно есть орудие и сила самого Совершенства, начавшего борьбу за свое осуществление в жизни; и потому оно составляет живую основу всего мироздания и всякой культуры. Отними у человека терпение, и все распадется в ничтожество.» [6, с. 711].

Творческое наследие И. А. Ильина до сих пор остается не освоенным в психологии. Большой интерес представляют его представления о человеке, душе, вере, воле, духовности, общении с Богом, межличностных отношениях, совести.

Библиографический список

1. Алаева М. В., Романов К. М., Осипова И. С. Выражение и понимание психического состояния как элементы психологической культуры личности. - Саранск : Мордов. гос. пед. ин-т, 2015. - 102 с.

2. Василюк Ф. Е. Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования). - М. : Смысл, 2005. - 191 с.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. - М. : Педагогика, 1982. - Т. 1. - 487 с.

4. Дорохов С. В. Методологические подходы к изучению переживания как психологической категории в российской психологии // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. - 2018. - Т. 18, № 5. - С. 139-142.

5. Дорохов С. В. Методологические подходы к изучению переживания как психологической категории в зарубежной психологии // Мир науки. - 2018. - Т. 6, № 2. - С. 71-78.

6. Ильин И. А. Почему мы верим в Россию : Сочинения. - М. : Эксмо, 2006. - 912 с.

7. Либина А. В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. - М. : Экс-мо, 2008. - 400 с.

8. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. - М. : Эксмо, 2008. -928 с.

9. Митрополит Иерофей (Влахос). Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души. - М. : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. - 368 с.

10. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Словарь русского языка. - М. : АЗЪ, 1995. - 928 с.

11. Пашукова Т. И. Эгоцентризм // Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А. А. Бодалева. - 2-е изд. - М. : Когито-центр, 2015. - С. 163-164.

12. Романов К. М. Эмоциональная культура арабского народа // Поволжский педагогический вестник. - 2017. - Т. 5, № 1 (14). - С. 27-34.

13. Фахрутдинова Л. Р. Категория переживания в психологии состояний человека // Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы. - Казань, 2018. - С. 509-518.

14. Христолюбова Л. С. Погребальный ритуал удмуртов // Этнокультурные процессы в Удмуртии. - Ижевск, 1978. - С. 71-86.

15. Ясько Б. А. Психология переживания стресса // Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы. - Казань, 2018. - С. 616-619.

16. Hajibabaee F. The Relationship between Empathy and Emotional Intelligence among Iranian Nursing Students // International Journal of Medical Education. - 2018. - Vol. 9. - P. 239-243. DOI: https://doi.org/10.5116/ijme.5b83e2a5

References

1. Alaeva M. V., Romanov K. M., Osipova I. S. Expression and understanding of the mental state as elements of the psychological culture of the person. Saransk, 2015. 102 p. (In Russ.).

2. VasiljukF. E. Experience and pray (experience of general psychological research). Moscow, 2005, 191 p. (In Russ.).

3. Vygotskij L. S. Selected works: in 6 v. Vol. 1. Moscow, 1982, 487 p. (In Russ.).

4. Dorohov S. V. Methodological approaches to the study of experience as a psychological category in Russian psychology. Vestnik Kyrgizsko-Rossijskogo slavjanskogo universiteta = Bulletin of the Kyrgyz-Russian Slavic University. 2018. Vol. 18. No. 5: 139-142. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Dorohov S. V. Methodological approaches to the study of experience as a psychological category in International psychology. Mir nauki = World of Science. 2018. Vol. 6. No. 2: 71-78. (In Russ.).

6. Il'in I. A. Why do we believe in Russia: Works. Moscow, 2006, 912 p. (In Russ.).

7. LibinaA. V. Co-controlling intelligence: a person in a difficult life situation. Moscow, 2008, 400 p. (In Russ.).

8. Malkina-Pyh I. G. Psychological assistance in crisis situations. Moscow, 2008, 928 p. (In Russ.).

9. Metropolitan Ierofej (Vlahos). Orthodox psychotherapy. The patristic course of healing the soul. Moscow, 2006, 368 p. (In Russ.).

10. Ozhegov S. I. Russian dictionary. Moscow, 1995, 928 p. (In Russ.).

112

ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы

Том 20, № 1, 2020

гуманитарной науки и образования

11. Pashukova T. I. Egocentrism. In: Psychology of communication. encyclopedic Dictionary. Ed. A. A. Bodalev. 2-nd ed. Moscow, 2015, Р. 163-164. (In Russ.).

12. Romanov K. M. The emotional culture of the Arab people. Povolzhskij pedagogicheskij vestnik = Volga pedagogical bulletin. 2017. Vol. 5. No. 1(14): 27-34. (In Russ.).

13. Fahrutdinova L. R. The experience category in psychology of human conditions. Psychology of human conditions: actual theoretical and applied problems. Kazan, 2018, Р. 509-518.(In Russ.).

14. Hristoljubova L. S. Funeral ritual of Udmurts. Etnokul turnyeprocessy v Udmurtii = Ethnocultural processes in Udmurtia. Izhevsk, 1978: 71-86. (In Russ.).

15. Jas'ko B. A. Psychology of stress experience. Psychology of human conditions: actual theoretical and applied problems. Kazan, 2018. Р. 616-619. (In Russ.).

16. The Relationship between Empathy and Emotional Intelligence among Iranian Nursing Students. Ed. F. Hajibabaee [et al.]. International Journal of Medical Education. 2018. Vol. 9: 239-243. DOI: https://doi.org/10.5116/ijme.5b83e2a5.

Поступила 26.09.2019.

Сведения об авторе

Романов Константин Михайлович - доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» (Саранск, Россия). Сфера научных интересов: психологическая культура человека, психологическая культура финно-угорских народов, психология общения. Автор более 200 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7662-3632.

E-mail: famylypost@mail.ru

Submitted 26.09.2019.

About the author

Konstantin M. Romanov - Doctor of Psychology, Professor, Professor of the Department of Psychology, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia). Research interests: psychological culture of a person, psychological culture of Finno-Ugric peoples, psychology of communication. The author of more than 200 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7662-3632.

E-mail: famylypost@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.