Научная статья на тему 'И. А. ИЛЬИН О ФЕНОМЕНЕ ВЕРЫ'

И. А. ИЛЬИН О ФЕНОМЕНЕ ВЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
152
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРА / ВЕРОВАНИЕ / ДОВЕРИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ЗНАНИЕ / ИСТИНА / ДУША / ДУШЕВНАЯ ЖИЗНЬ / БОГ / ДУХОВНЫЙ ОПЫТ / ВОСПИТАНИЕ ВЕРЫ / СОЗЕРЦАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Романов Константин Михайлович

Введение. В контексте психологического анализа научного наследия известного русского философа И. А. Ильина рассматривается проблема переживания трудных и критических жизненных ситуаций. Он считал, что подобные ситуации являются неотъемлемыми спутниками человеческого бытия, поэтому человек должен быть готов к встрече с ними. Воспитание активного и ответственного отношения к трудным ситуациям является очень важным направлением подготовки молодых людей к жизни. Результаты. Ключевыми понятиями автора являются категории «страдание» и «терпение». Он рассматривал терпение как психическое свойство человека и как процесс или особую активность субъекта, направленную на переживание трудной жизненной ситуации. Подробно анализируются приемы укрепления терпения и эффективные способы переживания жизненных трудностей: включение трудной ситуации в более широкий жизненный контекст, общение с близкими людьми, молитвенное обращение к Богу, отвлечение внимания от переживания, укрепление веры в себя, конструктивная работа с воображением и др. Обсуждение и заключение. Рассматривается проблема понимания смысла страдания, выделяются не только негативные, но и позитивные его элементы. Предлагаемый И. А. Ильиным подход к феномену страдания и терпения имеет большую практическую значимость.Introduction. In the context of the psychological analysis of the scientific heritage of the famous Russian philosopher I. A. Ilyin, the problem of experiencing difficult and critical life situations is considered. He believed that such situations are integral companions in human life. Therefore, a person must be ready to meet them. Fostering an active and responsible attitude towards difficult situations is a very important direction in preparing young people for life. Results. The author’s key concepts are the categories „suffering„ and „patience„. He viewed patience as a mental property of a person and as a process or a special activity of the subject, aimed at experiencing a difficult life situation. Methods of strengthening patience and effective ways of experiencing life difficulties are analyzed in detail: inclusion of a difficult situation in a broader life context, communication with loved ones, prayer appeal to God, distracting attention from experience, strengthening faith in yourself, constructive work with your imagination, etc. Discussion and conclusion. The problem of understanding the meaning of suffering is considered. Not only negative, but also positive elements of suffering are highlighted. The approach proposed by I. A. Ilyin to the phenomenon of suffering and patience is of great practical importance.Introduction. In the context of the psychological analysis of the scientific heritage of the famous Russian philosopher I. A. Ilyin, the problem of experiencing difficult and critical life situations is considered. He believed that such situations are integral companions in human life. Therefore, a person must be ready to meet them. Fostering an active and responsible attitude towards difficult situations is a very important direction in preparing young people for life. Results. The author's key concepts are the categories „suffering„ and „patience„. He viewed patience as a mental property of a person and as a process or a special activity of the subject, aimed at experiencing a difficult life situation. Methods of strengthening patience and effective ways of experiencing life difficulties are analyzed in detail: inclusion of a difficult situation in a broader life context, communication with loved ones, prayer appeal to God, distracting attention from experience, strengthening faith in yourself, constructive work with your imagination, etc. Discussion and conclusion. The problem of understanding the meaning of suffering is considered. Not only negative, but also positive elements of suffering are highlighted. The approach proposed by I. A. Ilyin to the phenomenon of suffering and patience is of great practical importance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «И. А. ИЛЬИН О ФЕНОМЕНЕ ВЕРЫ»

Психология

Psychology

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.053.021.202101.112-122

УДК 159.9 316.6

К. М. Романов

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: famylypost@mail.ru

И. А. Ильин о феномене веры

Введение. В контексте психологического анализа научного наследия известного русского философа И. А. Ильина рассматривается проблема переживания трудных и критических жизненных ситуаций. Он считал, что подобные ситуации являются неотъемлемыми спутниками человеческого бытия, поэтому человек должен быть готов к встрече с ними. Воспитание активного и ответственного отношения к трудным ситуациям является очень важным направлением подготовки молодых людей к жизни. Результаты. Ключевыми понятиями автора являются категории «страдание» и «терпение». Он рассматривал терпение как психическое свойство человека и как процесс или особую активность субъекта, направленную на переживание трудной жизненной ситуации. Подробно анализируются приемы укрепления терпения и эффективные способы переживания жизненных трудностей: включение трудной ситуации в более широкий жизненный контекст, общение с близкими людьми, молитвенное обращение к Богу, отвлечение внимания от переживания, укрепление веры в себя, конструктивная работа с воображением и др. Обсуждение и заключение. Рассматривается проблема понимания смысла страдания, выделяются не только негативные, но и позитивные его элементы. Предлагаемый И. А. Ильиным подход к феномену страдания и терпения имеет большую практическую значимость.

Ключевые слова: вера, верование, доверие, личность, знание, истина, душа, душевная жизнь, Бог, духовный опыт, воспитание веры, созерцание.

Для цитирования: Романов К. М. И. А. Ильин о феномене веры // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2021. - Т. 21. - № 1. - С. 112-122. DOI: 10.15507/20789823.53.021.202101.112-122.

Konstantin M. Romanov

National Research Mordovia State University (Saransk, Russia), e-mail: famylypost@mail.ru

I. A. Ilyin iibout Faith Phenomenon

Introduction. In the context of the psychological analysis of the scientific heritage of the famous Russian philosopher I. A. Ilyin, the problem of experiencing difficult and critical life situations is considered. He believed that such situations are integral companions in human life. Therefore, a

© Романов К. М., 2021

person must be ready to meet them. Fostering an active and responsible attitude towards difficult situations is a very important direction in preparing young people for life. Results. The author's key concepts are the categories „suffering,, and „patience,,. He viewed patience as a mental property of a person and as a process or a special activity of the subject, aimed at experiencing a difficult life situation. Methods of strengthening patience and effective ways of experiencing life difficulties are analyzed in detail: inclusion of a difficult situation in a broader life context, communication with loved ones, prayer appeal to God, distracting attention from experience, strengthening faith in yourself, constructive work with your imagination, etc. Discussion and Conclusion. The problem of understanding the meaning of suffering is considered. Not only negative, but also positive elements of suffering are highlighted. The approach proposed by I. A. Ilyin to the phenomenon of suffering and patience is of great practical importance.

Keywords: faith, belief, trust, personality, knowledge, truth, soul, soul life, God, spiritual experience, education of faith, contemplation.

For citation: Romanov K. M. I. A. Ilyin about Faith Phenomenon. Gumanitarian : aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2021; 21(1): 112-122 (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.053.021.202101.112-122.

Введение

Неотъемлемым свойством людей является наличие веры. Вера представляет собой очень важное личностное образование, стоящее в одном ряду с системой убеждений и ценностей [13]. Глубокая вера оказывает существенное влияние на душевное состояние и поведение человека, определяет направленность личности, образ жизни и ее смысл. Наиболее ярко ее влияние наблюдается у подлинно религиозных людей. Здесь можно говорить о соответствующем типе личности, основой которой является вера в Бога. «Вера - это образ жизни, основанный на богообщении», - отмечает митрополит Иларион [7, с. 15]. Особое место в этом ряду занимают религиозные подвижники и святые, вера которых сопряжена с совершенно уникальными и необъяснимыми феноменами: ясновидением, прогнозированием будущего, исцелением, стойкостью к нечеловеческим испытаниям, героизмом, творчеством и др. «Огонь веры на протяжении веков вдохновлял людей на подвиги и героические свершения. Верой вдохновлялись те люди, которые отстаивали свои убеждения и готовы были отдать за них жизнь. Вера была духовной силой, помогающей мученикам терпеть жесто-

чайшие страдания, помогавшей тем, кого вели на казнь, пережить последние минуты и достойно встретить смертный час» [7, с. 15-16]. Но вера не сводится к вере в Бога, она является гораздо более широкой по предметному содержанию. Например, можно верить в приметы, астрологические прогнозы, судьбу, справедливость, космический разум, торжество коммунизма и т. д. Особенностью веры как личностного образования является устойчивость. В отдельных случаях человек может нести свою веру на протяжении всей жизни. Потеря или крушение веры могут быть очень драматичными для человека. Как правило, подобные жизненные ситуации характерны для людей, верящих в ложные идеалы: богатство, власть, идеологические догмы и др. [3; 8; 12].

Надо подчеркнуть, что феномен веры остается довольно плохо изученным в современной психологии и философии [2; 3; 12]. В Универсальном энциклопедическом словаре дается следующее определение этого понятия: «1) В теистических религиях личное доверие к Богу и его слову, обращенному к человеку (божественное откровение)... 2) В философии и методологии науки принятие какого-либо знания

без непосредственных эмпирических и рациональных обоснований. 3) В обыденном словоупотреблении - доверие кому-либо, принятие каких-либо положений, утверждений без обоснования, убежденность в чем-либо» [11, с. 222]. Здесь можно выделить как минимум три значения этого слова: религиозное (вера как отношение человека к Богу), когнитивное (вера как особое знание) и социально-психологическое (вера как отношение человека к человеку). Первое значение рассматривается в материалистической науке как предрассудок или заблуждение, второе - как суеверие, ложное или недостоверное знание, третье - как феномен межличностных отношений. Вера как личностное образование включает в себя три структурных компонента: когнитивный, практический и аффективный. Когнитивный компонент веры представляет собой определенное представление человека о соответствующем предмете. Оно может быть разным по форме, широте и истинности [5; 9]. Это не имеет принципиального значения для силы и устойчивости веры. Человек может серьезно заблуждаться в представлении о предмете или плохо знать его и одновременно иметь глубокую веру. Например, некоторые члены Коммунистической партии Советского Союза искренне верили в определенные идеологические догмы, имея при этом весьма смутное или искаженное представление о соответствующем предмете. Практический компонент веры представлен системой психомоторных (конкретно-инструментальных) схем, определяющих способы поведения человека по отношению к соответствующему объекту или способы обращения с ним. Например, верующий в Бога человек совершает определенные молитвы, посещает храм, в нужное время постится и др. Речь идет о системе сопряженных с соответствующим объектом практических действий. Аффективный

114

компонент веры представляет собой эмоционально окрашенное, устойчивое отношение человека к соответствующему объекту, который является для него личностно значимым и ценным [3; 12]. Поэтому любая встреча с ним или мысль о нем так или иначе сопряжена с эмоциональным откликом: благоговением, страхом, надеждой, уверенностью и др. Именно он является главным и системообразующим структурным компонентом веры. Без него она перестает быть таковой. В этом отношении феномен веры близок к феномену доверия, «сущность которого заключается в специфическом ценностном отношении субъекта к объекту доверия. Это отношение представлено субъекту как ценностное переживание актуальной значимости (ценности) и априорной безопасности той части мира, с которой субъект собирается вступить во взаимодействие...» [10, с. 115]. Для более глубокого понимания феномена веры полезно обратиться к творческому наследию известного русского философа И. А. Ильина.

Материалы и методы

Основным методом исследования был теоретический анализ научных трудов И. А. Ильина. Творческое наследие этого ученого является очень важным источником информации, полезной для развития современной психологии и поиска принципиально новых методологических подходов к пониманию многих актуальных проблем, включая и проблему веры. К сожалению, оно до сих пор остается почти не освоенным в психологии. Это определяет новизну и актуальность данного исследования. Оно направлено на анализ основных положений концепции веры И. А. Ильина. В дальнейшем это поможет определить направления и методологические основы психологических исследований феномена веры. Наибольший интерес представляют следующие проблемы:

1. Место веры в структуре личности.

2. Соотношение веры с такими лич-

ностными образованиями, как убеждения, ценности, социальные установки, отношения.

3. Функции веры.

4. Условия развития и укрепления веры.

5. Методы воспитания и коррекции веры.

6. Созерцание и духовный опыт.

Результаты

Проблема веры занимает важное место в творческом наследии известного русского философа И. А. Ильина. Он рассматривал веру в качестве одного из духовных оснований человеческого бытия: «Вера всегда остается первичной силой человеческой жизни - совершенно независимо от того, понимают люди этого или нет» [6, с. 131]. Будучи верующим человеком, он не сводил веру к вере в Бога, а рассматривал ее более широко. Поэтому считал: если человек не верит в Бога, это не означает, что у него нет веры. Неизменной оставалась обязательность веры для любого человека. Человек, по его мнению, верит всегда, независимо от того, что является содержанием веры, осознает ли этот факт сам человек, может ли он обосновать свою веру и т. д. «Человек может заблуждаться в своей вере и идти по ложным путям; он может разочаровываться в своей прежней вере и отходить от нее; хуже того, он может изменять своей вере по расчету и "продавать" ее. Но в одном человеку отказано, одного он не может: именно - жить без веры» [6, с. 131].

В философском наследии И. А. Ильина рассматривается проблема соотношения веры и истины. Он не выводил веру из факта признания истины. Верить можно и в то, что не соответствует критерию истины, т. е. человек может заблуждаться в своей вере и поклоняться ложным идолам. «Верить» -это гораздо больше, чем «признавать за истину» [6, с. 128]. Выражаясь языком современной психологии, можно утверждать, что

вера - это не столько когнитивное, сколько глубоко личностное образование, напоминающее убеждение, ценность, социальную установку и др. [2; 6]. И. А. Ильин утверждал, что «о вере позволительно говорить только там, где истина воспринимается глубиной нашей души, где на нее отзываются могучие и творческие источники нашего духа...» [6, с. 129]. Вера рассматривалась им как центральное личностное образование, «как главное и ведущее тяготение человека, определяющее его жизнь, его воззрения, его стремления и поступки» [6, с. 129]. Тем не менее авторы большинства теорий личности не разделяют это мнение.

Вера наполняет жизнь смыслом, является источником радости. Ради нее человек готов идти на жертвы, в том числе на смерть. Сильная и глубокая вера определяет направленность личности и может служить основанием для ее типологии. Достаточно сказать, что существуют довольно значительные различия в личности людей, принадлежащих к разным конфессиям или религиозным сектам. «Вера указует человеку его жизненный путь; она определяет его отношение к себе, к людям, к природе и ко всему священному в жизни человека» [6, с. 138].

Понимая всю значимость веры, И. А. Ильин подчеркивал, что многие люди верят в то, что недостойно веры: в чувственные наслаждения, могущество денег и власти, социализм и т. п. Он писал, что «большинство людей верит в нечто такое, что не только не обещает им ни блага, ни спасения, но что прямо ведет их к погибели» [6, с. 134]. В качестве примера можно привести людей - членов всевозможных тоталитарных сект, которым уготована либо духовно-психологическая, либо физическая гибель. Он выделял также категорию людей, которые вообще не задумываются о своей вере или уходят от обсуждения этих вопросов. Во всех таких случаях вера воз-

никает стихийно и существует как бы независимо от человека, что может приводить к самым негативным последствиям. Поэтому воспитание «правильной» веры было и остается важной задачей семьи и школы.

Вера кардинально меняет человека: его взгляды, интересы, мысли, образ жизни, отношения с людьми. «Есть некий духовный закон, владеющий человеческой жизнью; согласно этому закону, человек сам постепенно уподобляется тому, во что он верит. Чем сильнее и цельнее его вера, тем явственнее и убедительнее обнаруживается этот закон» [6, с. 134]. «Вследствие этого душа вживается в этот предмет, а самый предмет, в который она верит, проникает в душу до самой ее глубины. Возникает некое подлинное и живое тождество: душа и предмет вступают в особое единение, образуют новое живое единство» [6, с. 135]. Если человек верит в могущество денег, вся его жизнь превращается в бесконечную погоню за деньгами, подчиняя этим целям весь потенциал личностных ресурсов. Деньги становятся для него мерилом всего, с чем он сталкивается на жизненном пути: людей, работы, вещей, родины, природы и т. д. Деньгами объясняются любые значимые события: удачи и неудачи, достижения и потери, взлеты и падения. Современные средства массовой информации навязчиво внедряют в сознание молодых людей ложные ценности, т. е. заставляют верить в то, что, по мнению И. А. Ильина, недостойно веры.

В философских трудах И. А. Ильина представлен очень глубокий психологический анализ влияния веры на душевный мир личности: «Скажи мне, что для тебя самое важное в жизни, и я скажу, во что ты веришь. Душа твоя прилепляется к тому, во что ты веришь, как бы живет и дышит им; ты желаешь предмета своей веры, ты ищешь его; он становится источником твоей радости и остается им даже тогда, когда

116

тебе его не хватает. Здесь пребывают твои чувства и твое воображение. Словом, здесь реальный центр твоей жизни: тут твоя любовь, твое служение, тут ты идешь на жертвы. Здесь твое сокровище; а где сокровище твое, там и сердце твое; - там и вера твоя» [6, с. 129]. Подлинная вера преобразует чувства, мышление, воображение, волю. Она делает их духовными. Этот феномен до сих пор не изучен в психологии.

Он различал веру и верование. Верить можно во что угодно: «в карты, в сны, в гадание, в астрологические гороскопы -верят, но в Бога и во все Божественное -веруют» [6, с. 136]. Можно сказать, что верование - это высшая форма веры. Только при глубоком веровании в Бога наступает особое преобразование человека: он обретает мистические способности, природу которых не может объяснить современная психология. «Если человек верует в Бога или хотя бы в божественное начало, проявляющееся в земных явлениях и обстоя-ниях, - то божественное содержание становится для него жизненным центром и в созерцаниях, и в поступках, чем-то важнейшим и главнейшим, любимым, искомым, желанным и уже в силу одного этого - всегда присутствующим в душе обстоянием. Узреть с очевидностью лучшее и не восхотеть его, и не осуществить его - почти невозможно человеку» [6, с. 137].

Учитывая такую значимость веры, И. А. Ильин утверждал, что не все в мире заслуживает веры. Он выделил главный критерий выбора предмета веры: «Жить стоит только тем и верить стоит в то, за что стоит бороться и умереть; ибо смерть есть истинный и высший критерий для всех жизненных содержаний» [6, с. 139]. Он хорошо понимал, что именно на пороге смерти происходит подлинная оценка того, ради чего человек жил, к чему стремился, чему посвятил способности, на что потратил личностные ресурсы. По сути, речь идет о смысле

жизни. Воспользоваться этим критерием оценки смысла жизненных устремлений нельзя. Можно периодически ставить перед собой соответствующие вопросы: стоит ли бороться за это, достойно ли это моей смерти, чем бы я мог пожертвовать ради этого, стоит ли так сильно переживать из-за этого и т. п. Такие вопросы стоит задавать себе в кризисные периоды жизни. Аналогичную стратегию психологической помощи можно использовать при работе с людьми, переживающими трудные и кризисные жизненные ситуации.

Существует довольно распространенное отношение к вере в Бога как к заблуждению или предрассудку, в основе которого лежит нечто недостоверное. В этом случае она противопоставляется знанию и фактически отождествляется с суеверием [5; 13]. Такое отношение в вере характерно для людей, имеющих естественно-научное мировоззрение и отрицающих возможность существования иного (нематериального) мира. И. А. Ильин считал, что знание далеко не всегда бывает достоверным. Более того, он утверждал, что «вся картина мироздания в том виде, как его очерчивает наука, покоится на очень спорных и часто неясных гипотезах, которые иногда отчасти "подтверждаются" новыми наблюдениями, а иногда опровергаются и тогда отвергаются» [6, с. 143]. Это является бесспорным законом развития научного знания. Любая научная истина рождается в дискуссиях, свидетельствующих о наличии разных взглядов, позиций, точек зрения, которые нельзя абсолютизировать. Например, это очень характерно для современной психологии, которая пытается объяснить душевную жизнь человека с помощью методологии естественно-научного познания. Тем самым психика лишается статуса самостоятельной реальности, отличной от материального мира. Такая позиция научной психологии хорошо представлена в соответствующих

учебниках, поэтому широко транслируется через систему высшего образования. Однако она не является бесспорной. Существует другая трактовка человеческой души, основанная на принципиально иных методологических положениях. И. А. Ильин считал, что подлинная наука должна понимать свои возможности и ограничения. «Ее граница -чувственный опыт, ее метод - объяснить все явления естественными законами. Она держится за этот опыт и за этот метод, отнюдь не утверждая, что они всеобъемлющи и исчерпывающи, и отнюдь не отрицая того, что можно достигнуть истины в другой области при помощи другого опыта и другого метода» [6, с. 150].

Источником знаний о мире далеко не всегда может быть чувственный опыт. Человеческий опыт является гораздо более широким и разнообразным, чем это представляется с позиций естественно-научной методологии познания. Источником подлинной веры И. А. Ильин считал не чувственный, а духовный опыт. «Через духовный опыт человек сообщается с Божественной стихией мира и входит в живое соприкосновение с Богом. Отсюда возникает "верующая" вера» [6, с. 155]. В основе этого опыта лежит особый способ познания - созерцание. Оно позволяет человеку постигать сущность явлений и вещей непосредственно, минуя ощущение и восприятие. Современная методология научного познания относится к такому способу познания очень настороженно и фактически не признает его. «Созерцание - довольно редко используемое в современной психологии понятие, не наделенное категориальным статусом», - отмечает Г. В. Акопов [1, с. 16]. Пытаясь соотнести его с понятийным аппаратом и феноменологией современной психологии, он приходит к выводу: «Созерцание рассматривается как нетождественное восприятию, вниманию, воображению, инсайту, медитации и т. д. не вполне осоз-

наваемое психическое явление, актуализируемое в формах процесса, состояния и свойства личности-индивидуальности» [1, с. 30]. К этому можно добавить, что созерцание имеет большое сходство с широко известным феноменом эмпатии - механизмом постижения эмоционального состояния другого человека [8; 15-17]. По мнению Т. И. Пашуковой, эмпатия «обеспечивает возникновение эмоционального понимания или эмоционального отклика на переживание другого человека.» [8, с. 47-54]. При этом человеку даже не обязательно знать название познаваемого эмоционального состояния. Важно подчеркнуть, что постижение эмоционального состояния в данном случае осуществляется без участия восприятия. Эмпатия играет очень важную роль в профессиональной деятельности соответствующих специалистов: психологов, педагогов, врачей, социальных работников и др. [4; 14; 16]. Технология непосредственного способа познания (через созерцание) до сих пор остается неразработанной.

По мнению И. А. Ильина, каждый человек знаком с душевными состояниями, многие из которых приобщают его к иной реальности. Проблема в том, что люди как бы закрывают глаза на этот нечувственный опыт, не распознают и не расширяют его, а дают ему материалистическую интерпретацию. Материалистическая система мировосприятия считается научной. Через систему образования она активно транслируется каждому поколению людей. И. А. Ильин был убежден, что картина мира, построенная на основе естественнонаучной методологии, далека от реальности. Она не отражает факта существования иной, гораздо более важной реальности -духовной. «Только духовный опыт - опыт, открывающий человеку доступ к любви, совести и чувству долга, к праву, правосознанию и государственности, к искусству и художественной красоте, к очевидности

118

и науке, к молитве и религии, - только он может указать человеку, что есть подлинно главное и ценнейшее в его жизни; дать ему нечто такое, чем стоит жить, за что стоит нести жертвы, бороться и умереть; открыть ему истинный и единственный Предмет религиозной веры» [6, с. 156]. Именно этот опыт делает человека человеком - «духовной личностью, с неразложимым, священным центром, с индивидуальным характером, со способностью духовно творить и наполнять духом общественную жизнь, свободу, семью, родину, государство, частную собственность, науку и искусство» [6, с. 156]. На нем держится все творческое и прогрессивное: культура, искусство, наука. Высшей формой этого опыта и религиозной веры является любовь. Подчеркивая важность духовного опыта, И. А. Ильин в то же время предупреждал о последствиях отсутствия его у человека. «Он как бы сам залепляет себе духовные очи и предается слепоте и пошлости. От всех вещей он видит только внешнюю видимость и довольствуется тем, что превращают ее в пустую, абстрактную схему. Глубина и тайна жизни уходит от него - и во внешнем мире, и в его собственной душе» [6, с. 155].

При обсуждении проблемы веры важное место занимают вопросы ее возникновения у людей: почему и как они начинают верить во что-то. По мнению И. А. Ильина, вера не дана человеку от рождения. Она воспитывается. Главным условием воспитания у ребенка подлинной веры является приобщение его к духовному миру, создание возможностей для обретения духовного опыта. Он считал, что основная задача воспитания «состоит в том, чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и людях» [6,

с. 244]. Надо сказать, что современная система образования не ставит такую задачу. Соответственно, не разработана и методика ее воспитания. Поэтому вера возникает у людей стихийно. И. А. Ильин считал, что каждый человек должен постоянно заботиться о своей вере. «Ни один человек из живших или живущих не может считать свою веру совершенной и законченной - ни по глубине и объему ее, ни по ее содержанию. Напротив, каждый до конца остается строителем своей веры и Божиим учеником» [6, с. 169]. Выражаясь языком современной психологии, в вопросах формирования и укрепления своей веры человек является активным субъектом, а не пассивным объектом чьих-то воздействий. Другие люди могут только содействовать этому, но не подменять или заменять его.

Заключение

Философское наследие И. А. Ильина может служить основой для научного изучения проблемы веры и разработки методики воспитания у молодых людей подлинной веры. В его трудах представлено достаточно полное описание феномена веры. Подводя итоги проделанного анализа, выделим основные положения его концепции.

Вера является неотъемлемой частью человека. Вопрос только в ее качестве, т. е. в том, во что и как он верит. Вера не сводима к вере в Бога. Она сложна и многообразна по содержанию, широте, силе, глубине, устойчивости, уровню осознания, отношению к истине и т. д. Люди могут верить в науку, справедливость, гуманизм, право, астрологические прогнозы, сны, карты, эволюцию, всевозможные приметы, интернет и др. Их вера может быть узкой или широкой, слабой или сильной, глубокой или поверхностной, устойчивой или неустойчивой, осознаваемой или неосознаваемой, истинной или ложной.

Вера - это очень важное личностное образование, духовная основа и смысловой стержень личности. Она определяет направ-

ленность личности, содержание и характер душевного мира, смысл и траекторию жизненного пути, жизнестойкость, готовность к лишениям и страданиям, творческий потенциал. Главным критерием подлинности и силы веры является способность и готовность человека к жертвам во имя предмета веры. В предельном случае речь идет о готовности отдать за нее свою жизнь. «Верующему свойственно крепко держаться за свою веру - и в жизни, и перед лицом смерти; но именно перед лицом смерти ему неизбежно спросить самого себя: да стоило ли, в самом деле, жить тем, чем я жил до сих пор?» [6, с. 140-141]. Подлинной, истинной и достойной человека является вера в Бога.

Вера является одним из основных факторов развития личности или ее изменения на определенном этапе жизненного пути. По выражению И. А. Ильина, «человек сам постепенно уподобляется тому, во что он верит» [6, с. 134]. При этом его душа и предмет веры взаимопроникают друг в друга и «образуют новое живое единство» [6, с. 134]. Он считал это духовным законом. Надо сказать, что он неизвестен современной психологии.

Вера - это не природный, а социальный феномен. Она не предопределена генетически, а возникает у ребенка в результате воспитания. Поэтому именно на взрослых (прежде всего родителях) лежит ответственность за содержание и характер веры детей - будущих граждан своей страны. Любое общество задает и через образовательные учреждения и средства массовой информации транслирует то, во что должны верить его члены. Например, в нашей стране в советский период существовал запрет на веру в Бога. В то же время активно насаждалась вера в неизбежную победу коммунизма, непогрешимость марксисткой идеологии, моральную чистоту КПСС и тому подобные догмы.

Необходимыми условиями воспитания у ребенка подлинной веры являются его

приобщение к духовному миру и формирование у него духовного опыта. Основным инструментом обретения такого опыта является созерцание. Современная психология не располагает соответствующей методикой, а система образования не гото-

ва к решению данной задачи. Это является одной из причин духовного кризиса. Веру нельзя «вложить» в человека, он как субъект бытия должен сам обрести ее. Другие люди не могут сделать это за него, они могут только содействовать ему в этом.

Библиографический список

1. Акопов Г. В., Семенова Т. В. Созерцание как дополнительная к деятельности категория психологии [Электронный ресурс]. - Самара : ПГСГА, 2014. - 52 с. - URL: http://docplayer. ru/27539258-G-v-akopov-t-v-semenova.html (Дата обращения: 07.10.2020).

2. Баркова К. И. Феномен веры в русской ментальности // Молодежь третьего тысячелетия : сборник научных статей [Электронный ресурс]. - М., 2019. - С. 1229-1232. - URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=41320511 (Дата обращения: 07.10.2020).

3. Боташева С. К. Феномен религиозной веры: опыт философских и теологических исследований [Электронный ресурс] // Евразийский юридический журнал. - 2019. - № 3 (130). -С. 440-442. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37572286 (Дата обращения: 05.08.2019).

4. Василенко Л. В. Эмпатия и рефлексия в профессиональной деятельности практического психолога [Электронный ресурс] // Теория и практика современной науки. - 2018. - № 9 (39). -С. 47-54. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36460513 (Дата обращения: 07.10.2019).

5. Извекова Т. Ф. О взаимосвязи веры, знания, ментальности в контексте гностицизма и дуалистической (манихейской) революции в сознании [Электронный ресурс] // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. - 2020. - Т. 9. - № 1-3. - С. 100-108. - URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=43940875 (Дата обращения: 07.10.2020).

6. Ильин И. А. Почему мы верим в Россию: Сочинения [Электронный ресурс]. - М. : Эксмо, 2006. - 912 с. - URL: https://www.labirint.ru/books/122472/ (Дата обращения: 07.10.2018).

7. Митрополит Иларион (Алфеев). Катехизис. Краткий путеводитель по православной вере. -Изд. 4-е [Электронный ресурс]. - М. : Познание, 2018. - 280 с. - URL: https://www.litmir.me/ br/?b=615446&p=1 (Дата обращения: 05.10.2019).

8. Пашукова Т. И. Эмпатия: механизмы // Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А. А. Бодалева. - 2-е изд. - М. : Когито-центр, 2015. - С. 168-169.

9. Ряховская Т. В. Сомнение как условие существования веры [Электронный ресурс] // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. - 2020. - № 1 (10). - С. 42-54. -URL: https://tamds.ru/wp-content/uploads/2020/06/42-54.pdf (Дата обращения: 07.10.2020).

10. Скрипкина Т. П. Доверие // Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А. А. Бодалева. - 2-е изд. - М. : Когито-центр, 2015. - С. 114-115.

11. Универсальный энциклопедический словарь. - М. : Большая Российская энциклопедия, 1999. - 1551 с.

12. Хватова М. Б. Вера как экзистенциальная проблема в русской философии // Манускрипт. -2019. - Т. 12. - № 9. - С. 95-100. - DOI: https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.9.19.

13. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Новейшая психологическая энциклопедия. Законы и тайны поведения человека. Психологический атлас поведения человека [Электронный ресурс]. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 575 с. - URL: https://www.socionic.ru/index.php/ spravochnaya-literatura-2/25389-novejshaya-psixologicheskaya-enciklopediya.

14. Associations between Emotional Intelligence, Empathy and Personality in Japanese Medical Students / K. Abe [et al.] // BMC Medical Education. - 2018. - Vol. 18. - P. 47. - DOI: https://doi. org/10.1186/s12909-018-1165-7.

15. Empathy in Chinese Eight-Year Medical Program Students: Differences by School Year, Educational Stage, and Future Career Preference / Dongju Li [et al.] // BMC Medical Education. - 2018. -Vol. 18. - P. 241. - DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-018-1348-2.

16. Tariq N., Tayyab A., Jaffery T. Differences in Empathy Levels of Medical Students Based on Gender, Year of Medical School and Career Choice // Journal of the College of Physicians and Surgeons Pakistan. - 2018. - Vol. 28. - Issue 4. - P. 310-313. - DOI: https://doi.org/10.29271/ jcpsp.2018.04.310.

17. The Relationship between Empathy and Emotional Intelligence among Iranian Nursing Students / F. Hajibabaee [et al.] // International Journal of Medical Education. - 2018. - Vol. 9. - P. 239243. - DOI: https://doi.org/10.5116/ijme.5b83e2a5.

References

1. Akopov G. V., Semenova T. V. Contemplation as an additional category of psychology to activity. Samara, 2014., 52 p. Available at: http://docplayer.ru/27539258-G-v-akopov-t-v-semenova.html (Accessed 7 October 2021). (In Russ.).

2. Barkova K. I. The phenomenon of faith in the Russian mentality. Youth of the third millennium: a collection of scientific articles. Moscow, 2019: 1229-1232. Available at: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=41320511 (Accessed 10 June 2020). (In Russ.).

3. Botasheva S. K. Phenomenon of religious faith: the experience of philosophical and theological research. Evrazijskij yuridicheskij zhurnal = Eurasian legal journal. 2019; 3(130): 440-442. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37572286 (Accessed 5 August 2019). (In Russ.).

4. Vasilenko L. V. Empathy and reflection in the professional activity of a practical psychologist. Teoriya i praktika sovremennoj nauki = Theory and practice of modern science. 2018; 9(39): 4754. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=36460513 (Accessed 7 October 2019). (In Russ.).

5. Izvekova T. F. On the relationship of faith, knowledge, mentality in the context of gnosticism and the dualistic (Manichean) revolution in consciousness. Context and reflection: philosophy about the world and man. 2020; 9(1-3): 100-108. Available at: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=43940875 (Accessed 10 July 2020). (In Russ.).

6. Ilyin I. A. Why we believe in Russia: Works. Moscow, 2006, 912 p. Available at: https://www. labirint.ru/books/122472/ (Accessed 7 October 2018). (In Russ.).

7. Metropolitan Hilarion (Alfeyev). Catechism. A short guide to the Orthodox faith. Ed. 4th. Moscow, 2018, 280 p. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=615446&p=1 (Accessed 5 October 2019). (In Russ.).

8. Pashukova T. I. Empathy: mechanisms. Psychology of communication. Encyclopedic Dictionary. 2nd ed. Moscow, 2015, P. 168-169. (In Russ.).

9. Ryakhovskaya T. V. Doubt as a condition for the existence of faith. Theological collection of the Tambov Theological Seminary. 2020; 1(10): 42-54. Available at: https://tamds.ru/wp-content/ uploads/2020/06/42-54.pdf (Accessed 7 October 2021) (In Russ.).

10. Skripkina T. P. Trust. Psychology of communication. Encyclopedic Dictionary. 2nd ed. Moscow, 2015, P. 114-115. (In Russ.).

11. Universal encyclopedic dictionary. Moscow, 1999, 1551 p. (In Russ.).

12. Khvatova M. B. Faith as an existential problem in Russian philosophy. Munuskript = Manuscript. 2019; 12(9): 95-100. DOI: https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.9.19. (In Russ.).

13. Chaldini R., Kenrick D., Neuberg S. The latest psychological encyclopedia. Laws and secrets of human behavior. Psychological atlas of human behavior. Saint Petersburg, 2008, 575 p. Available at: https://www.socionic.ru/index.php/spravochnaya-literatura-2/25389-novejshaya-psixologicheskaya-enciklopediya. (In Russ.).

14. Associations between Emotional Intelligence, Empathy and Personality in Japanese Medical Students / K. Abe [et al.]. BMC Medical Education. 2018; Vol. 18: 47. DOI: https://doi.org/10.1186/ s12909-018-1165-7. (In Eng.).

15. Empathy in Chinese Eight-Year Medical Program Students: Differences by School Year, Educational Stage, and Future Career Preference / Dongju Li [et al.]. BMC Medical Education. 2018; Vol. 18: P. 241. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-018-1348-2. (In Eng.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Tariq N., Tayyab A., Jaffery T. Differences in Empathy Levels of Medical Students Based on Gender, Year of Medical School and Career Choice. Journal of the College of Physicians and Surgeons

Pakistan. 2018; Vol. 28. Iss. 4: 310-313. DOI: https://doi.org/10.29271/jcpsp.2018.04.310. (In Eng.).

17. The Relationship between Empathy and Emotional Intelligence among Iranian Nursing Students. F. Hajibabaee [et al.]. International Journal of Medical Education. 2018; Vol. 9: 239-243. DOI: https://doi.org/10.5116/ijme.5b83e2a5. (In Eng.).

Поступила 29.10.2020.

Сведения об авторе

Романов Константин Михайлович - доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» (Саранск, Россия). Сфера научных интересов: психологическая культура человека, психологическая культура финно-угорских народов, психология общения. Автор более 200 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7662-3632. E-mail: famylypost@mail.ru

Submitted 29.10.2020.

About the author

Konstantin M. Romanov - Doctor of Psychology, Professor, Professor of the Department of Psychology, National Research Mordovia State University (Saransk, Russia). Research interests: psychological culture of a person, psychological culture of Finno-Ugric peoples, psychology of communication. Author of more than 200 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7662-3632. E-mail: famylypost@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.