УДК 882
Ю. А. ПЛУЖНИКОВ А
И. А. ГОНЧАРОВ И РУССКАЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Рассматривается влияние эстетических идей II. И. Надеждина на творчество русского романиста И. А. Гончарова. Прослеживаются истоки формирования мировоззрения писателя, отразившиеся в его творчестве.
Ключевые слова: И. А. Гончаров, Н. И. Надеждин, эстетика начала XIX века.
Жизнь и творчество русского писателя Ивана Александровича Гончарова исследуются многими отечественными и зарубежными учёными уже давно. Однако ещё не достаточно изучена проблема влияния эстетических идей Н. И. Надеждина на творчество писателя. Сейчас наступило время, когда наследие этого литературного критика привлекает внимание исследователей. Цель данной статьи - проследить истоки формирования художественной концепции И. А. Гончарова в контексте идей Н. И. Надеждина. Прежде чем обратиться к анализу влияния Н. И. Надеждина на И. А. Гончарова, необходимо выделить основные истоки формирования мировоззрения писателя, отразившиеся в его творчестве, и своеобразие его художественного мышления.
Художественные взгляды И. А. Гончарова начали формироваться ещё в годы обучения в Московском университете (1831-1834), где в то время преподавали С. М. Ивашковский, греческую словесность, И. М. Снегирев, латинскую словесность, Н. И. Надеждин, теорию изящного искусства и археологию, С. П. Шевырев, историю русской словесности, и многие другие. Из всех преподавателей огромное влияние на будущего романиста оказали Н. И. Надеждин и С. П. Шевырев, новизне и стилю преподавания которых Иван Александрович не переставал удивляться. Н. И. Надеждин всегда свободно владел материалом, его лекции были оживлёнными и непринуждёнными, каждая лекция была импровизацией, без опоры на какие-либо записи. «Излагал горячо, почти страстно, перед нами сокровища знания, он учил нас и мастерскому владению речи» [2, 211],- так И. А. Гончаров описывал лекции Н. И. Надеждина.
Н. И. Надеждин воспитывался на идеях немецких философов, которые стали впоследствии близки И. А. Гончарову. Будущий писатель во
© Плужникова Ю. А., 2011
многом под влиянием Н. И. Надеждина осваивал эти идеи. Как известно, Иван Александрович проявил себя как писатель, обладающий историческим взглядом на жизнь, пытаясь объективно показать неизбежность перемен. Он анализировал исторические события, используя диалектический метод, заимствованный из немецкой философии XVIII века, которая изначально носила идеалистический характер, заложенный учением Канта. Продолжателем его идей был Г. В. Ф. Гегель, предложивший рассматривать историю человечества в целом. И.-Ф. Шиллер, также повлиявший на мировоззрение русского писателя, диалектично рассматривал жизнь природы. Именно немецкая философия была особенно изучаема преподавателями Московского университета в первом десятилетии XVIII века.
Писатель воспринимал время как «течение исторической жизни, движение времени, смену времен» [1, 8]. Общество, по его мнению, должно пройти без скачков, плавно все этапы развития. Взгляд романиста был направлен и в прошлое, и в настоящее. В каждой эпохе И. А. Гончаров находил и позитивные, и негативные черты, не давая однозначных оценок. Известный современный гончарововед В. И. Мельник подчёркивает своеобразие художественного взгляда писателя в рационализме, в чём прослеживаются отголоски.XVIII века и консервативной эстетики Н. И. Надеждина. Романист, по мнению учёного, пытается уравновесить процесс развития, находя положительные моменты во всём [1].
Иван Александрович с его патриархальнодворянской моралью был против буржуазного образа жизни, буржуазной этики и системы ценностей. Отличительной его чертой было то, что он старался оценить жизнь людей, их характеры не только сердцем, но и умом [1].
История для писателя важна как средство воспитания. Эта идея также берёт своё начало в XVIII веке, когда русское общество впервые полновесно познакомилось со своей историей
благодаря исследованиям В. Н. Татищева. Именно поэтому в произведениях русского писателя всегда незримо присутствует образ эпохи, причём во многих случаях речь идёт о двух эпохах: о прошлой, дворянской жизни и настоящей, буржуазной.
В своём первом романе «Обыкновенная история» И. А. Гончаров показал эволюцию характера Адуева-младшего, воспитанного в «прошлой» эпохе и шагнувшего в эпоху «настоящего». Александр Адуев впоследствии превратился в двойника своего дяди, порвав все связи, соединяющие его со старой жизнью, но и в конце романа воспитание Александра Адуева не заканчивается, так как с точки зрения просветителей XVIII века, идеи которых во многом сформировали мировоззрение писателя, человека всю жизнь воспитывает и общество, и он сам.
Течение истории в произведениях И. А. Гончарова показано через призму духовной и социальной жизни человека. Идеального героя у писателя не существует, достижение идеала невозможно, но тем не менее стремиться к нему необходимо. Романист не даёт односторонних характеристик своим героям, он показывает и позитивные, и негативные черты, предоставляя самому читателю судить о герое как положительном или отрицательном.
В романе «Обыкновенная история», изображая Адуева-старшего рациональным и практичным, а Александра Адуева мечтательным романтиком, писатель пытался объективно охарактеризовать своих героев. В. И. Мельник так объясняет стремление писателя: «он пытался найти пути к “умному сердцу” или “сердечному уму” в изменяющихся исторических условиях» [1, 76]. Через путь, пройденный героем, И. А. Гончаров отображает эволюцию всей эпохи, а не только отдельной личности.
Н. И. Надеждин оказал влияние на будущего романиста не только как профессор, но и как писатель и основатель журналов «Телескоп» и «Молва», в которых позднее печатался и сам И. А. Гончаров. Основываясь на положениях немецкой философии, Надеждин рассматривал литературу «как одно из частных проявлений народной жизни». Он «требовал, чтобы литература сознала своё значение - быть не праздною игрою личной фантазии поэта, а выразительницею народного самосознания...» [3, 218-219].
Обучаясь в университете, И.А. Гончаров вобрал в себя близкие ему идеи своих преподавателей, оказавших наибольшее влияние на всю последующую творческую деятельность писателя. У Н. И. Надеждина романист воспринял идею о том, что Россия должна идти не по за-
падному пути развития, а по своему собственному. И в литературе, являющейся своего рода зеркалом жизни народа, Н. И. Надеждин призывал показывать самобытность, раскрывать характер русского человека.
Как уже говорилось, идеи Н. И. Надеждина были близки будущему писателю, на лекциях этого преподавателя он получал ответ на вопрос, какая литература должна быть в целом, какова задача писателя в литературном процессе. Полученные ответы помогли будущему писателю создать собственную концепцию творческой деятельности.
В начале 20-х годов Надеждин исключительно овладевает философией, приобретает глубокие познания в древнееврейской, античной и западноевропейской литературах. Особенно большой интерес Надеждин проявил к философии, о чём он писал: «Я уже читал тогда Канта и других новых философов немецких... и со всем юношеским жаром восстал на Вольфа и вообще на эмпиризм, главную характеристическую черту основанной им школы» [4, 5]. «Я имел даже терпение прочесть все нелепые кощунства: Вольтера, Мирабо, Болингброка, Тиндала и прочее... но, признаюсь откровенно, их необузданная дерзость и наглость, не уважающая ничего святого, возбудила во мне только одно отвращение. Более на меня подействовал Гиббон своею «Историей упадка и разрушения Римской империи» и Юм...» [4, 5]. Из этих слов видно, что Н. И. Надеждину были чужды материалистические взгляды, и своих студентов он призывал искать другою философию жизни. Его собственные жизненные концепции сформировались незадолго до его вступления в критику, также как и интерес к изящным искусствам, и непринятие революционных идей. По философским взглядам Н:- И. Надеждина нельзя причислять и к либеральному направлению русско-философской мысли. Дело в том, что стержень его мировоззрения, сформировавшийся в патриархальной, религиозной семье, удержал его в рамках консервативной системы ценностей, которая была чужда западно-материалистической философии. Ещё во время обучения в университете у Н. И. Надеждина сформировались консервативные взгляды, которые впоследствии, несмотря на новые западные идеи и веяния, остались неизменны.
В 20-3 0-е годы XIX столетия в России определилось понимание, что эстетика является частью философской теории. В этом русле сформировались эстетические идеи Н. И. Надеждина, основанные на немецкой философии, в частности на учении Ф.-В. Шеллинга. Николай Иванович
первым разработал теоретическую основу эстетической науки в России, одним из главных принципов которой являлся синтез двух направлений: внешнего, материального, и внутреннего, идеального, поскольку жизнь состоит из материи и духа, форм и идей. Именно Н. И. Надеждин впервые заявил об идее как «душе», оживляющей литературное произведение. Он тщательно анализировал, «понята ли и прочувствована ли идея, выраженная в произведении, есть ли в нём художественное единство, выдержаны ли и верны ли человеческой природе, условиям времени и народности характеры действующих лиц» [3, 201]. И. А. Гончаров усвоил мысль своего учителя, впоследствии придал большое значение идейному замыслу своих произведений. Писатель понимал, что этот замысел действительно одухотворяет все сочинение автора.
В XIX веке эстетические работы Н. И. Надеждина имели резонанс в литературной среде. Одним из первых на его работы откликнулся Н. Г. Чернышевский. По мнению писателя, Николай Ивановича не побоялся указать на недостатки литературы того времени, подвергая строгой критике произведения пушкинского периода. В «Очерках гоголевского периода русской литературы» Н. Г. Чернышевский так охарактеризовал критика: «Все отрасли нравственноисторических наук, от философии до этнографии, были так глубоко изучены им, как редкому специалисту удается изучить одну свою частную науку. О чём бы он ни писал, он проливал новый свет на предмет, какой бы науки ни касался, двигал её вперед» [3, 275].
Такая оценка была дана не случайно. Современники смогли оценить глубину мысли Н. И. Надеждина, его стремление выработать ключевые понятия русской эстетики. Так, например, одной из главных эстетических идей Н. И. Надеждина стало понятие «народность», в него критик вкладывал «то патриотическое одушевление изящных искусств, которое, питаясь родными впечатлениями и воспоминаниями, отражает в своих произведениях родное благодатное небо, родную святую землю, родные драгоценные предания, родные обычаи и нравы, родную жизнь, родную славу, родное величие» [4, 370]. Это стремление к естественности проистекает от связи духовной жизни человека с природой. По мнению критика, на всех созданных произведениях должен лежать отпечаток родины, ибо «изящные формы, переносимые под иное небо, на чужую землю, подобно пересаженным растениям, вянут и умирают» [4, 370-374]. Отечественная литература должна описывать русскую жизнь, изучать особенности национального ха-
рактера в разные исторические эпохи. Эта мысль
Н. И. Надеждина, как и многие другие, вероятно, запала в душу молодого студента И. А. Гончаро-ва, потому что в своём последующем творчестве он стремился реализовать эту идею на практике. Во всех своих произведениях И. А. Гончаров создавал «национальные» характеры.
Из лекций Н. И. Надеждина Иван Александрович понял, что литературное произведение должно, прежде всего, раскрывать особенности характера русского человека. Всеми средствами художественного текста И. А. Гончаров стремился описать основные черты национального характера. В этом проявились основные идеи его мировоззрения. Например, в романе «Обыкновенная история» автор так характеризует русскую природу: «тихо плескалось в берега озеро, облитое к одной стороне золотыми лучами утреннего солнца и гладкое как зеркало; с другой -тёмно-синее, как небо, которое отражалось в нём», «плакучие ивы купали в озере свои ветви», «говор струй», «шёпот листьев», «молчание природы». Природа как будто становится живым существом, и время на мгновение словно останавливается, созерцая красоту русской природы. Писатель пытался зафиксировать течение времени, всегда ускользающее от человека. По мнению писателя, русскому человеку присущи такие черты, как спокойствие; как и сама природа, человек не бурно выражает свои чувства. Природа предстает как символ вечности, стабильности. Всё меняется, а природа остается неизменна, это хранитель «русских» корней.
Во многом под влиянием Н. И. Надеждина в сознании И. А. Гончарова столкнулись два типа созиания: сознание человека XVIII века и Нового времени. Уникальность писателя заключается в том, что он пытался соединить прошлое и настоящее, синтезировать рациональное и «сердечное», не нарушая природного равновесия, так как, по мнению писателя, в ином случае общество и человек могли оказаться на краю «обрыва». Смена эпох неизбежна, как неизбежна и смена в человеке, и к этому нужно относиться спокойно. Главное, чтобы человек сохранил нравственные качества, независимо от эпохи, в которой он живет. В своих произведениях, отмечая плюсы и минусы каждой эпохи, И. А. Гончаров не даёт осуждающих характеристик своим героям.
Таким образом, становится очевидным, что эстетические взгляды Н. И. Надеждина были органично восприняты молодым писателем И. А. Гончаровым. И он в своём творчестве сумел художественными средствами воплотить теоретические положения своего преподавателя Н. И. Надеждина.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 4. Надеждин, Н. И. Литературная критика /
1. Мельник, В. И. Этический идеал И. А. Н. И. Надеждин. - М. : Эстетика, 1972.
Гончарова / В. И. Мельник. - Киев, 1991.
2. Гончаров, И. А. Собрание сочинений: ©©в©©»©©®®®©®®®©©®®®
в 8-ми т. - Т. 7 / И. А. Гончаров. - М., 1954.
3. Чернышевский, Н. Г. Очерки гоголевского Плужникова Юлия Александровна, старший
периода русской литературы / Н. Г. Чернышев- преподаватель кафедры «Иностранные языки»
ский. — М., 1953. УлГТУ, область научных интересов - русская
литература 19-го века.