Научная статья на тему 'HYGIENE OF MENTAL WORK AND PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS'

HYGIENE OF MENTAL WORK AND PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
51
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
World science
Область наук
Ключевые слова
PHYSIOLOGO-HYGIENIC STUDY / MENTAL WORK AND PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Tihon Aliona

The author carried out a dynamic physiologo-hygienic study of the regimen, the studying conditions and the recreation of students of the Ist year of the medicin general faculties at the State University of Medicine and Pharmacy "Nicolae Testemitanu", Chisinau, Republic of Moldova. Pculiar features of development of the adaptative processes were noted in students in the course of the day, the week, depending on the prevailing conditions the regimen and the form of organization of mental work and physical culture. Special attention should be paid to the fast of an increase of the mental working capacity of students going in for sport three times a week (6hr). Investigation resilts obtained make it possible to give practical recommendations for optimization of conditions training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Tihon Aliona

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «HYGIENE OF MENTAL WORK AND PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS»

HYGIENE OF MENTAL WORK AND PHYSICAL CULTURE

OF STUDENTS

Dr. in med. Aliona Tihon

Republic of Moldova, Chisinau, State University of Medicine and Pharmacy "Nicolae Testemitanu ", associate professor in Hygiene

Abstract. The author carried out a dynamic physiologo-hygienic study of the regimen, the studying conditions and the recreation of students of the Ist year of the medicin general faculties at the State University of Medicine and Pharmacy "Nicolae Testemitanu", Chisinau, Republic of Moldova. Pculiar features of development of the adaptative processes were noted in students in the course of the day, the week, depending on the prevailing conditions the regimen and the form of organization of mental work and physical culture. Special attention should be paid to the fast of an increase of the mental working capacity of students going in for sport three times a week (6hr). Investigation resilts obtained make it possible to give practical recommendations for optimization of conditions training.

Keywords: physiologo-hygienic study, mental work and physical culture

Актуальность. Непрерывный процесс совершенствования высшего образования в стране выдвигает перед гигиенической наукой задачи по разработке эффективных организаций учебного процесса в вузах. Качественная подготовка молодых специалистов предполагает, прежде всего, повышение качества и эффективности всего процесса обучения в вузе. Важным условием, определяющим эффективность учебного процесса, является высокий уровень умственной и физической работоспособности студентов, а также учебно-трудовая активность студентов.[1,3] Высокий уровень умственной и физической работоспособности в процессе учебной деятельности студентов обусловливается многими внешними и внутренними факторами. Среди них большую роль играет правильная организация учебного труда студентов, включающая в себя, как обязательный элемент, занятия физической культурой и спортом.

Целью исследования явилось физиолого-гигиеническое изучения влияния умственного труда и физической культуры на состояние центрально нервной системы (ЦНС), которые проводили на протяжении учебных занятий и дня в целом, а также в динамики недели.

Введение. В условиях возрастающих умственных нагрузок сдерживается естественная потребность организма в мышечной деятельности, что приводит к гипокинезии. В связи с этим разработка гигиенически обоснованных режимов у условий обучения студентов с учетом объема двигательной активности приобретает важное профилактическое значение.[2,4].

Гигиеническое обследование включало изучение режима, условий обучения и отдыха студентов с определением бюджета времени и объема двигательной активности, физиологические исследования - определение подвижности нервных процессов, умственной работоспособности, устойчивости и переключения внимания, состоянии краткосрочной памяти.

Под наблюдением находились 60 студентов, исследования на каждом этапе составили 30 человек-день. Результаты гигиенического исследования показали, что организация обучения в университете характеризуется постоянным временем начала занятий - 8 часов, достаточной длительностью перерывов для отдыха во время учебы 20 мин., после каждого занятия (2 академических часа), 10 мин., между парой часов одного занятия, проведений занятий физкультуры 2 часа в неделю. Нарушение заключались главным образом в фактическом увеличении объема изучаемого материала. Отсутствовал регламентированный обеденный перерыв в середине учебных занятий, которые заканчивались чаще всего в 16 часов. Большая учебная нагрузка вызывала нарушения режима дня студентов; 29 % из них систематически в течении семестра спали меньше нормы, сокращалось продолжительность свободного времени, особенно проводимого на свежем воздухе.

Изучение бюджета времени показало; студенты располагают свободным временим в динамике недели от 2 до 6 часов ежедневно (в среднем 3 часа), в том числе отдых на свежем воздухе составляет 1-3 часа, спорту уделяют в среднем 1 'Лчаса. Объем двигательной активности составляет в среднем 12350 шагов в день, возрастая от понедельника 10600 к субботе 12000 и достигая у отдельных лиц до 20000 шагов, в дни с занятием спорта было в 2 раза выше.

Результаты физиологических исследований позволили установить, что функциональное состояние ЦНС студентов в динамике дня изменяется по-разному в зависимости от характера

14 № 2(30), Vol.3, February 2018

http://ws-conference.com/

учебных занятий, после лекции преобладает сдвиг в сторону торможения, усиливающийся прямо пропорционально числу лекций, увеличивается время реакции и снижается функциональная активность нервной системы. Практические занятия способствуют развитию процессов возбуждения в связи с активным характером учебной работы [1,4]. Снижается время реакции и повышается показатель нормальных силовых взаимоотношений в коре головного мозга. Недельные динамические наблюдения показывают, что у студентов во второй половине учебной недели появляются функциональные нарушения, свидетельствующие о развитии тормозных процессов в ЦНС. Они достигают максимума в последний день недели, рассмотрение показателей подвижности нервных процессов подтверждает, что по сравнению с исходными данными до занятий от понедельника к субботе происходит достоверное увеличение времени реакции на слабый раздражитель и отмечается тенденция к её увеличению в отношении сильного раздражителя, что указывает на некоторые снижения подвижности нервных процессов к концу недели. При этом реакции на протяжении недели в "исходном состоянии", до занятий по средним (65-70 %) и индивидуальным (60-80 %) показателям соответствуют физиологической норме (70-75 %), однако в динамики дня в понедельник и среду скорость реакции характеризуется возвращению к концу дня до исходного уровня, а субботу наблюдается её ухудшение. Поэтому даже через 6-7 часов отдыха после учёбы (22-23 часа) изучаемые функции не возвращаются к исходному уровню.

Аналогичные особенности развития адаптационных процессов у студентов в динамики недели и показателями состояния умственной работоспособности и краткосрочной памяти.

Полученные данные свидетельствуют о развитии утомления студентов к концу недели. В динамике отмечено напряжение функционального состояния ЦНС, что обусловлено особенностями развития адаптивных процессов под влиянием повышенных учебных нагрузок и степени нарушения режима учебы.

Выводы. Условия деятельности, определяющие специфику адаптивных психофизиологических механизмов, выступают в качестве основного компонента, определяющего уровень и динамику физической и умственной работоспособности. Уровень и динамика физической работоспособности студентов, имеющих различные двигательные режимы, отличаются значительно, что должно учитываться при проведении занятий по физической культуре. Полученные в исследовании факты дают дополнительные аргументы в пользу того, что занятия физическими упражнениями должны стать неотъемлемым компонентом жизни студентов, т.к. физическая работоспособность за время обучения в вузе несколько снижается или остается без изменения. Определяющим фактором в использовании средств физической культуры и естественносредовых факторов, с целью оптимизации физической и умственной работоспособности, является закономерность динамики их работоспособности на протяжении учебного дня, недели.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян Н. А. Адаптация и резервы организма. — М.: ФиС, 1983.203 с.

2. Горшков А. Г. Влияние занятий по физическому воспитанию на динамику успеваемости студентов в процессе адаптации // Физическая культура в процессе обучения и профессиональной подготовки будущего учителя: Сб. ст. -М., 1983.-С. 29-38.

3. Чоговадзе А. В., Иванова Г. Е. Двигательная активность и состояние здоровья студентов // Физическая культура личности студента. М.: изд-во МГУ, 1991.-С. 58.

4. Saltin В., Rowell L. B. Functional adaptations to physical activity and inactivity. Fed. Proc. 1980, v.39. - P. 1506-1513

http://ws-conference.com/

№ 2(30), Vol.3, February 2018 15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.