Научная статья на тему 'Влияние физических упражнений на умственную производительность студентов'

Влияние физических упражнений на умственную производительность студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1753
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
PHYSICAL ACTIVITY / MENTAL LOAD / COGNITIVE CAPABILITIES / PERFORMANCE / EXERCISES / STUDENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лучинина Инна Геннадьевна, Сулохин Тимур Эдуардович, Попов Дмитрий Дмитриевич

В статье рассмотрен вопрос взаимосвязи между умственной работоспособностью студентов и физическими нагрузками. Целью данного исследования является изучение влияния систематических тренировок на состояние интеллектуальных способностей студентов, также была изучена возможность положительного эффекта, оказываемого физическими нагрузками на нервную систему и память. Реализация функций головного мозга осуществляется через нейронные связи и благодаря физической активности, которая воздействует на них, можно улучшить умственные способности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лучинина Инна Геннадьевна, Сулохин Тимур Эдуардович, Попов Дмитрий Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the relationship between mental performance of students and physical activity. The aim of this study is to study the effect of systematic training on the state of intellectual abilities of students, also studied the possibility of a positive effect of physical stress on the nervous system and memory. The realization of brain functions is carried out through neural connections and thanks to physical activity that affects them, it is possible to improve the mental abilities of a person.

Текст научной работы на тему «Влияние физических упражнений на умственную производительность студентов»

УДК 796.01

Педагогические науки

Лучинина Инна Геннадьевна, старший преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, e- mail: dp4270714@gmail.com Сулохин Тимур Эдуардович, студент, Кубанский государственный

технологический университет, e- mail: monster22801 @gmail.com Попов Дмитрий Дмитриевич, студент,Кубанский государственный

технологический университет, e- mail: dmitriypopov99@mail.ru

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УМСТВЕННУЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Аннотация: в статье рассмотрен вопрос взаимосвязи между умственной работоспособностью студентов и физическими нагрузками. Целью данного исследования является изучение влияния систематических тренировок на состояние интеллектуальных способностей студентов, также была изучена возможность положительного эффекта, оказываемого физическими нагрузками на нервную систему и память. Реализация функций головного мозга осуществляется через нейронные связи и благодаря физической активности, которая воздействует на них, можно улучшить умственные способности человека.

Ключевые слова: физическая нагрузка, умственная нагрузка, когнитивные возможности, работоспособность, упражнения, студент.

Abstract: The article deals with the relationship between mental performance of students and physical activity. The aim of this study is to study the effect of

systematic training on the state of intellectual abilities of students, also studied the possibility of a positive effect of physical stress on the nervous system and memory. The realization of brain functions is carried out through neural connections and thanks to physical activity that affects them, it is possible to improve the mental abilities of a person.

Keywords: physical activity, mental load, cognitive capabilities, performance, exercises, student.

Учёба неразрывно связана с усвоением сложного и не всегда понятного материала, это требует больших усилий со стороны студента, в том числе усидчивости, терпения и желания получать новые знания. Известно, что учебная деятельность студента составляет около 36 академических часов, за исключением занятий по физической культуре, всё это время студенты проводят в основном в сидячем положении за партами в аудиториях или в лабораториях. Кроме того, учебный процесс включает в себя обязательную самостоятельную работу с дополнительной литературой для закрепления знаний полученных во время всего учебного дня. Всё это способствует малоподвижному образу жизни молодых людей, и тому, что двигательный режим студентов ограничивается только занятиями по физической культуре. А это пагубно влияет не только на физическое, но и на психологическое состояние организма, помимо этого снижаются интеллектуальные способности человека. Ведь каждый не раз сталкивался с тем, что в течение дня, с каждой новой парой, усваивать новый материал всё труднее и труднее. Это связано с колоссальной нагрузкой на организм и постепенным утомлением. Известно, что интеллектуальная деятельность требует намного больше энергии, чем физическая деятельность, хотя на первый взгляд можно подумать совершенно иначе. Следовательно, занимаясь умственным трудом, организм человека приходит в состояние утомления намного быстрее.

Утомление является распространенным следствием продолжительной умственной работы. Оно возникает, когда довольно-таки продолжительная

работа ведется при недостаточных восстановительных процессах. Утомление является предупредительным сигналом возможного перенапряжения. Систематическое выполнение работы в состоянии утомления в конечном итоге приводит к хроническому утомлению, что в свою очередь влияет на возникновение переутомления.

Умственное переутомление является наиболее вредным для организма и имеет длительный период восстановления. Это возникает вследствие того, что человеческий мозг может продолжать работу даже в перегруженном состоянии, никак не давая знать об утомлении. В конечном итоге это приводит к состоянию переутомления. В совокупности с многочисленными стрессовыми ситуациями всё это рано снижаются не только когнитивные функции человека, но и его интеллектуальные способности [1].

В связи с этим, важное значения для поддержания оптимального физического и интеллектуального состояния человека приобретает разумное сочетание труда и умственной деятельности в совокупности с нормализацией питания, хорошим сном, а также периодические прогулки на свежем воздухе.

Современной наукой было установлено, что физические нагрузки влияют на центральную нервную систему непрерывно и многообразно. Систематическое вовлечение мышечной системы в двигательную активность, оказывает огромное влияние на весь организм. Они оказывают не избирательное, а целостное воздействие на организм занимающегося. Кроме того, физические нагрузки стимулируют интеллектуальную деятельность человека, повышают продуктивность умственного труда. Получается, что оптимальная тренированность является залогом успешной работоспособности человека.

Было установлено, что развитие интеллекта человека напрямую связано с физической нагрузкой. Физические упражнения могут направленно влиять на мозг человека, тем самым активизировать его отдельные участки. Комбинированные тренировки способствуют улучшению памяти и концентрации внимания. Умеренная, не разрушающая, физическая активность

ведет к стимуляции не только многих органов и тканей организма, но и к стимуляции работы нервных клеток мозга, к ускорению развития и разветвления нейронных отростков (дендритов). Причем изначально предполагалось, что данный эффект распространяется на участки мозга, ответственные только за двигательные функции. Но со временем в ходе научных исследований оказалось, что этот эффект развития нейронных сетей распространяется и на другие области мозга, в том числе это оказывает большое влияние на способность к обучению, мышление и память человека. То есть во время физической активности начинают усиленно образовываться и расти ответвления наших нервных клеток. А именно их рост и развитие обуславливают все интеллектуальные процессы в организме человека.

Реализация функций мозга осуществляется через нейронные связи. Ранее считалось, что сложные нейронные сети человека являются статичными. Но ряд исследований показал, что они подлежат изменению в течение жизни благодаря умственной и физической активности. Это свойство получило название «нейропластичности». Физические занятия имеют свойство благоприятно влиять на мозг, можно сказать, что они «изменяют» его. То есть за счёт физических нагрузок можно улучшить собственные умственные способности

[3].

Кроме того, мало кому известно, что с течением возраста количество нервных клеток постепенно убывает, но при достаточных физических процессах запускаются восстановительные процессы, благодаря которым образуются новые нервные клетки, что существенно улучшает моральное и физическое состояние человека.

Многочисленные научно-практические исследования показали, что даже при отсутствии обучения простая ходьба, плавание или езда на велосипеде приводят к повышению когнитивных показателей в самых разных аспектах памяти и восприятия. Благодаря такому незначительному изменению в образе жизни можно достичь больших успехов в области улучшения состояния своих интеллектуальных способностей.

Физические нагрузки разной направленности и продолжительности могут давать разный эффект. В целом их можно разделить на три категории: небольшие нагрузки в начале учебного дня, нагрузки средней интенсивности и нагрузки большей интенсивности. Все они отличаются по степени воздействия на повышение работоспособности в течение дня и на состояние умственных способностей в течение дня.

Незначительные нагрузки в начале учебного дня способствуют возрастанию уровня работоспособности на 1,5-2 часа и поддержанию его на повышенном уровне в течение последующих 4-6 часов. Далее около 18-20 часов наблюдается постепенное возвращение в исходное состояние. Положительный эффект в продолжение недели незначительный.

Нагрузки средней интенсивности оказывают наиболее благоприятное воздействие на организм человека. Благодаря этому уровень работоспособности повышается и поддерживается на этом уровне в течение дня, вплоть до времени самоподготовки дома. Кроме того, наблюдается положительный эффект на протяжении 2-3 дней: работоспособность также выше, чем обычно.

Физические нагрузки большей интенсивности в течение часа незначительно повышают уровень работоспособности, но в течении недели наблюдаются негативные проявления [4].

Исходя из вышеперечисленного можно сделать однозначный вывод, что систематические и сбалансированные физические нагрузки подходящего уровня в условиях повышенной напряженности определённо оказывают положительный эффект на умственные способности студентов. Кроме того, наблюдается благоприятное влияние на состояние нервной системы в целом, улучшение настроения и физического самочувствия. Но несмотря на это большинство молодых людей и обучающихся вузов не считают нужным следить за состоянием своего физического здоровья. Скорее всего это происходит из-за недостаточной осведомлённости о влиянии физических нагрузок на интеллект и общее состояние и самочувствие человека [2]. Поэтому одной из задач высшего учебного заведения становится ознакомление

студентов с взаимосвязью занятий физической культурой и работоспособностью в течение дня.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что физическая культура оказывает широкий спектр воздействия на общее состояние студентов. Вопреки общепринятому представлению физические нагрузки положительно влияют не только рост и развитие мышечной системы, но и на психологическое состояние, работоспособность и умственные способности. Особенно сильно этот положительный эффект может проявляться во время сессии, когда, помимо непостоянного сна и нерегулярного приёма пищи, большую часть дня студент проводит сидя. Всё это в совокупности снижает работоспособность, а вместе с этим имеет неблагоприятное влияние на интеллектуальные возможности человека, что не может не повлиять на успеваемость студента и скорость его подготовки к важным зачётам и экзаменам, а следовательно, и на получение положительных оценок. Длительное пребывание в стрессовом состоянии приводит к переутомлению, что крайне отрицательно сказывается на работе мозга и других важных органов человеческого организма. Со всем этим помогают справиться правильно подобранные комплексные тренировки, которые могут повысить уровень работоспособности молодых людей, а также они могут поспособствовать развитию интеллектуальных способностей. В совокупности с правильным питанием, хорошим сном, организованным распорядком дня и прогулками на свежем воздухе, обучение для студента будет даваться намного легче, чем при отсутствии вышеперечисленных факторов. А при отсутствии проблем с психологической стороны это может помочь успешно сдать требуемые дисциплины.

Библиографический список:

1. Баданов, А. В. Влияние учебной нагрузки на умственное и физическое состояние студентов// Вестник Бурятского Государственного Университета. - 2011.

2. Ильина, Н. Л. Отношение к физическому здоровью современных

студентов // Психология здоровья : новое научное направление : материалы круглого стола с международным участием. - СПб., 2009. - С. 119-124.

3. Рютина Л. Н., Дьякова А. В. Влияние физической культуры на умственную работоспособность // PEDAGOGICAL SCIENCES / «Colloquium-journal». - 2019. - №7. - С. 28-32

4. Чернышёва, И. В. Анализ влияния физической культуры на умственную работоспособность студентов / Чернышёва И. В., Мусина С. В., Егорычева Е. В., Шлемова М. В. // Современные исследования социальных проблем, №1(05), 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.