УДК 82-991
DOI https://doi.org/10.22455/2541-7894-2020-8-491-496
Ирина МОРОЗОВА
XXXI ФЕСТИВАЛЬ "ZORA!" И КОНФЕРЕНЦИЯ «МУЛЬТИВСЕЛЕННАЯ: ВВЕДЕНИЕ В АФРОФУТУРИЗМ» (ИТОНВИЛЛ - ОРЛАНДО, ШТ. ФЛОРИДА, США)
UDC 82-991
DOI https://doi.org/10.22455/2541-7894-2020-8-491-496
Irina MOROZOVA
ХХХIZORA! FESTIVAL AND MULTIVERSE: INTRODUCTION TO AFROFUTURISM CONFERENCE (EATONVILLE-ORLANDO, FLORIDA, USA)
The review outlines the major topics of the conference on Afrofuturism in the framework of the ZORA! Festival of Arts and Humanities which took place on January 25 -February 2, 2020 at the UCF, Orlando and Eatonville. The term Afrofuturism was created by Mark Dery in 1994 in relation to speculative fiction. Since that time the term has got a lot of different meanings as a literary and artistic movement, a philosophical view, and a mode of epistemology. The conference presentations put all the problems of the modern understanding of Afrofuturism in the framework of the historical and cultural experience of African Americans. The guest speaker was Ishmael Reed, an American novelist and poet.
© 2020 Ирина Васильевна Морозова (доктор филол. наук, профессор, Российский государственный гуманитарный университет, Москва) [email protected]
© 2020 Irina V. Morozova (Doctor Hab. in Philology, Professor, Russian State University for the Humanities, Moscow) [email protected]
С 25 января по 2 февраля 2020 г. в Итонвилле (шт. Флорида, США) проходил ежегодный фестиваль «ЗОРА!» (ZORA! Festival), посвященный Зоре Нил Херстон, ее творческому наследию и проблемам афроамериканской культуры в целом. Как гласила программа, фестиваль - это «девятидневное чествование музыки, литературы, моды, экономического развития и искусства африканской диаспоры». Как всегда, фестиваль изобиловал разнообразными презентациями, концертами, представлениями и выставками. В этом году фестиваль также приветствовал экономический форум афроамериканских женщин.
В рамках фестиваля традиционно проводится гуманитарная научная конференция, которая в этом году касалась проблем, связанных с афрофутуризмом. Как сообщили организаторы конференции, тема афрофутуризма, где «умозрительное прошлое» вступает в диалог с «воображаемым будущим», станет центральной для всех конференций фестиваля последующих пяти лет.
Участники конференции по афрофутуризму
«Мультивселенная: введение в афрофутуризм» - так была обозначена тема нынешней конференции, программа которой состояла из докладов и презентаций, круглого стола, а также двух мастерских для студенческой аудитории - «Что такое афрофутуризм? Определения, источники, практика» и «Что такое афрофутуризм? Партнерство исторически сложившихся черных поселений и сообществ». Специальным
гостем конференции в этом году стал знаменитый писатель, поэт и эссеист Ишмаэль Рид.
Докладчики обратили внимание на тот факт, что интерес к афрофутуризму, как научный, так и общественный, резко возрос после выхода в свет в 2018 г. фильма «Черная пантера» Райана Куглера (снят "Marvel Studios"), хотя сам термин «афрофутуризм» ввел еще в 1993-1994 гг. Марк Дери1, исследуя научную фантастику, созданную афроамериканскими авторами. С тех пор термин используется исследователями с различными значениями, коннотациями и в разных контекстах. На сущности этого культурного явления сосредоточил внимание в своем выступлении Рейналдо Андерсон (Университет Харрис-Стоу, шт. Миссури), один из редакторов книги Afrofuturism 2:0: The Rise of Afro-Blackness (2016). Он определил афрофутуризм как течение в области теоретической мысли, восходящее к XIX веку и «являющееся ответом на репрессии, пост-индустриализацию и постмодернизм». Эту мысль развил в своем докладе Исайя Лавендер III (Университет Джорджии), обратив внимание на то, что термин в одинаковой степени применим к разнообразным типам «умозрительной» (speculative) прозы, будь то научная фантастика, магический реализм или альтернативная история, где разнообразно проявляет себя особое «черное воображение». В русле обсуждения дефиниций афрофутуризма прозвучал доклад Ирины Морозовой (РГГУ, Москва), которая представила критический обзор научной рецепции афрофутуризма в России, отметив интерес исследователей к отдельным представителям афрофутуризма в литературе при недостаточном внимании к его теоретическому осмыслению.
Проблема специфики «черного воображения» и концепции "blackness" как ключевой в афрофутуризме стала предметом дискуссии на круглом столе, в котором выступили в качестве докладчиков Рeй-нальдо Андерсон, Исайя Лавендер III и Кинитра Брукс (Мичиганский университет). Участники круглого стола сфокусировали свое внимание на способности «черного воображения» использовать семиотику африканского фольклора в современном социокультурном контексте при создании образов прошлого и будущего, отметили гендерные особенности научно-фантастического мира афроамериканцев, а также
1 Dery, Mark. "Black to the Future: Interviews with Samuel R. Delany, Greg Tate, and Tricia Rose." The South Atlantic Quarterly 92:4 (Fall 1993): 735-788. Включено в: Flame Wars: The Discourse of Cyberculture, ed. Mark Dery. Durham, NC: Duke University Press, 1994: 179-222.
обратили внимание на своеобразие изображения расы и расизма в научной фантастике, созданной черными авторами.
Значительная часть докладов была посвящена творческим исканиям Зоры Нил Херстон, в которых докладчики склонны были усматривать истоки некоторых черт афрофутуризма. Так, оригинальная стратегия нарратива Херстон, связанная с хронотопом пути, рассматривалась как прообраз афрофутуристического повествования о путешествии (Райпер Уилльямс, колледж Нью-Джерси), а особенности передачи реалий жизни афроамериканцев у Херстон - как модель современной трансформирующей журналистики (Тиффани Пеннамон, Университет Флориды). Затронут был и философский вопрос о Боге и вере в романе Херстон (Ирина Тедрик, Университет Саванны, шт. Алабама)
Особое внимание докладчиков было сосредоточено на поисках интертекстуальных связей рассказов, пьес и романа «Их глаза видели Бога» Зоры Нил Херстон и анализе влияния художественного универсума Зоры на фантастический мир «Черной пантеры». Так, в докладах устанавливались соответствия между трактовкой «сестринства» в романе «Их глаза видели Бога» и героинями фильма Куглера (Катрин Полицци, Университет Сент-Луиса, шт. Миссури); рассматривалось соотношение политических вопросов и проблемы идентичности в пьесе Херстон «Познакомься с моей мамой» и фильме (Марвин Хобсон, Индиан-Ривер-Стейт-колледж, шт. Флорида); выявлялись аналогии между Итонвиллом Зоры Херстон и Вакандой, причем Ваканда ин-
терпретировалась как переосмысленная история становления черных сообществ в конце XIX века, что показала Херстон на примере Итон-вилла (Уолтер Грисон, Монмутский университет, шт. Нью-Джерси). Трансформация образа заклинательницы Зоры Нил Херстон в знаменитом хите Бейонсе «Лимонад» была представлена в докладе Кинитры Брукс, автора книги The Lemonade Reader: Beyonce, Black Feminism and Spirituality (2019): она отметила духовное сродство творческих исканий афроамериканок.
Мысль о том, что афрофутуризм является не только литературным феноменом, но распространяется и на другие сферы творчества, была поддержана в докладах Ричарда Рипа (Роллинз-колледж, шт. Флорида), который отметил африканское влияние (пирамидальный дизайн, использование некоторых традиционных для африканских построек материалов) на современную архитектуру и предложил использовать это в строительстве музея Зоры Нил Херстон в Итонвилле. Созвучные доклады о музейном (Шэдрик Эдди, Университет Огайо) и библиотечном (Лорин Тейлор, Университет Флориды) деле в технологическую эпоху завершили двухдневную научную дискуссию.
ч
^ШГ Ш
ШШ WJ ЯШШЛН
' ja&rfs I
4
Ишмаэль Рид — специальный гость конференции
Перед участниками конференции выступил Ишмаэль Рид, автор знаменитого романа «Мамбо Джамбо» (Mambo Jumbo, 1972), считающегося одним из ярких образцов афрофутуристического творчества.
Писатель представил свою новую книгу (нон-фикшн) «Почему нет памятников конфедератам в Мексике» (Why No Confederate Statues in Mexico, 2019), в которой он обращается к репрезентации белых расистов в искусстве, представив господство белой расы как далеко не исчезнувшее явление современности. Кроме того, он прочитал стихи из своего готовящегося к изданию сборника Why the Black Hole Sings the Blues.
REFERENCES
Afrofuturism 2:0: The Rise of Afro-Blackness, eds. Reynaldo Anderson, Charles E. Jones. New York; London: Lexington Books, 2016.
Brooks, Kinitra. The Lemonade Reader: Beyonce, Black Feminism and Spirituality. New York: Routledge, 2019.
Dery, Mark. "Black to the Future: Interviews with Samuel R. Delany, Greg Tate, and Tricia Rose." The South Atlantic Quarterly 92:4 (Fall 1993): 735 -788.
Flame Wars: The Discourse of Cyberculture, ed. Mark Dery. Durham, NC: Duke University Press, 1994: 179-222.