Научная статья на тему 'Пятые международные зверевские чтения в РГГУ: революционный дискурс в США'

Пятые международные зверевские чтения в РГГУ: революционный дискурс в США Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
146
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Журавлева Виктория Ивановна, Морозова Ирина Васильевна

The review outlines the major topics of the conference on the American Studies held by RSUH in May 2017. The conference was dated to the centenary of the 1917 revolutions in Russia and was aimed at the interdisciplinary and transdi sci pli nary discussion of the American revolution's I-concept as well as the Americans' perception of revolutionary experience outside the United States in comparative context.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V ZVEREV INTERNATIONAL CONFERENCE AT RUSH: REVOLUTIONARY DISCOURSE IN THE USA

The review outlines the major topics of the conference on the American Studies held by RSUH in May 2017. The conference was dated to the centenary of the 1917 revolutions in Russia and was aimed at the interdisciplinary and transdi sci pli nary discussion of the American revolution's I-concept as well as the Americans' perception of revolutionary experience outside the United States in comparative context.

Текст научной работы на тему «Пятые международные зверевские чтения в РГГУ: революционный дискурс в США»

УДК 82-991

DOI 10.22455/2541-7894-2017-3-504-510

Виктория ЖУРАВЛЕВА, Ирина МОРОЗОВА

ПЯТЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЗВЕРЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ В РГГУ: РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ДИСКУРС

В США

Victoria ZHURAVLEVA, Irina MOROZOVA

V ZVEREV INTERNATIONAL CONFERENCE AT RUSH: REVOLUTIONARY DISCOURSE IN THE USA

The review outlines the major topics of the conference on the American Studies held by RSUH in May 2017. The conference was dated to the centenary of the 1917 revolutions in Russia and was aimed at the interdisciplinary and transdisciplinary discussion of the American revolution's I-concept as well as the Americans' perception of revolutionary experience outside the United States in comparative context.

© 2017 Виктория Ивановна Журавлева (доктор ист. наук, профессор, руководитель программы по американистике, зам. декана по науке факультета международных отношений и зарубежного регионоведения, РГГУ, Москва) [email protected] © 2017 Ирина Васильевна Морозова (доктор филол. наук, профессор, РГГУ, Москва) [email protected]

© 2017 Victoria I. Zhuravleva (Doctor Hab. in History, Professor, Director of the American Studies Program, Vice-dean of the Faculty of International Relations and Area Studies, Russian State University for the Humanities) [email protected]

© 2017 Irina V. Morozova (Doctor Hab. in Philology, Professor, Russian State University for the Humanities) [email protected]

11-12 мая 2017 г. в Российском государственном гуманитарном университете состоялись V Международные чтения по американистике, названные в честь Алексея Матвеевича Зверева, известного российского филолога, литературного критика и специалиста по американской литературе XX века, стоявшего у истоков современной американистики не только в РГГУ, но и в России в целом. На конференцию приехали маститые ученые и начинающие исследователи из университетов и академических центров России, Украины, Белоруссии, США, Германии.

Конференция, приуроченная к 100-летию революционных событий в России, была организована РГГУ (Институт филологии и истории, Факультет международных отношений и зарубежного

регионоведения) совместно с Университетом Центральной Флориды (Колледж искусств и гуманитарных наук). Ответственными за организацию Зверевских чтений, как и в предыдущие годы, стали ведущие американисты РГГУ В.И. Журавлева (д.и.н., профессор кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики, руководитель программы по американистике) и И.В. Морозова (д.ф.н., профессор кафедры сравнительной истории литератур).

В рамках чтений работали три секции: «Поэтика и дискурс революции в американской культуре»; «Американские эстетические и социальные революции»; «Революционный дискурс в контексте российско-американского диалога». Кроме того, в программу конференции был включен круглый стол «"Билли Бадд" в контексте политической и медийной революций».

В дискуссионном поле конференции, участниками которой стали филологи, историки, политологи, культурологи, лингвисты, оказались проблемы осмысления как революционного наследия США в саморепрезентациях американцев, так и инонационального революционного опыта в сравнительном контексте, а также проблемы рецепции и интерпретации революции в различных исторических и методологических контекстах, соотношение фак-туального и фикционального, реального и воображаемого в репрезентациях революций в американском художественном и документальном тексте, различные механизмы формирования и поддержания коллективной памяти американцев о революционных событиях своего и чужого прошлого и обращение к нему для решения современных внутри- и внешнеполитических задач.

В докладах пленарного заседания были намечены основные темы, вокруг которых конструировалось поле дискуссий на конференции: революционный опыт США в национальном и международном контекстах; поэтика революции в американской культуре; американские эстетические революции в мировом культурно-историческом пространстве; феномен революции в российско-американском культурном диалоге.

Открывая конференцию, И.В. Морозова представила фигуру Г. Адамса как символ революционных изменений в американском социальном, культурном и религиозном сознании рубежа XIX— XX вв., связав содержательное наполнение его главного произведения «Воспитание Генри Адамса» с изменениями во взглядах на Американскую революцию, на пуританское наследие в целом и процессами, происходящими в самой поэтике традиционного жанра автобиографии.

В.И. Журавлева говорила о том, как изучение Русской революции в США и Американской революции в Российской империи/СССР/постсоветской России оказалось напрямую сопряжено

с формированием коллективной идентичности русских и американцев вообще и индивидуального идейного кредо исследователей в частности, что способствовало превращению академического дискурса в дискурс идентичности. Избранный докладчиком компаративный подход позволил продемонстрировать, во-первых, каким образом представления о собственном революционном наследии вносили важный вклад в исследование инонациональной революции в условиях идеологического противостояния России и США, во-вторых, насколько окончание холодной войны повлияло на процесс изучения революции, и почему этот процесс оказался столь же ассиметричным по своему характеру, как и российско-американские отношения в целом.

Н.А. Высоцкая (Киевский лингвистический университет) обратилась к истокам национального сознания американцев и многообразным моделям «американизации» Шекспира, сыгравшим существенную роль в процессе формирования национальной мен-тальности. В докладе были представлены различные формы апроприации английского драматурга обеими сторонами конфликта во время Американской революции и войны за независимость (1765-1783).

Эстетическая революция в афроамериканской прозе стала предметом выступления А. Лиллиос (Университет Центральной Флориды, США), отметившей роль Зоры Нил Херстон в формировании новой концепции «американскости» (Americanness), послужившей основой современного мультикультурного подхода, инклюзивного, свободного от абсолютизации расового и гендер-ного компонентов.

Э. Браун (Университет Бригама Янга, США) в своем докладе затронул проблемы социальной революции 1960-х гг. в США, оценив ее итоги с точки зрения утраты традиционных христианских ценностей.

Завершила пленарное заседание презентация нового научного издания «Литература двух Америк. Журнал истории американских литератур», рассчитанного на интернациональную профессиональную аудиторию ученых-американистов и читателей, заинтересованных в углубленном знакомстве с историей литератур США, Канады и Латинской Америки.

На заседаниях секций было уделено специальное внимание Американской революции, а также ее идеологии в различных социокультурных контекстах. Так, в докладе Е.М. Апенко (СПбГУ) американская литература революционной эпохи анализировалась с точки зрения формирования национальной идентичности, когда в процессе связей колонии и метрополии порождается идея Америки как особого пространства. В контексте повседневности

Американская революция предстала в докладе М.А. Филимоновой (Курская академия государственной и муниципальной службы), обратившей внимание на феномен республиканской добродетели, повлиявшей на особую модель повседневной жизни, основанной на категории умеренности. Переосмыслению и современной рефлексии на наследие Американской революции в тетралогии Г. Фаста, размышлениям писателя о не/допустимости насилия был посвящен доклад Т.Е. Комаровской (Минский гос. ун-т).

Не была обойдена вниманием и Гражданская война как вторая американская революция. В фокусе внимания оказалась репрезентация войны в творчестве очевидца событий — художника У. Хомера, создавшего галерею реалистических картин братоубийственной бойни (доклад Т.В. Алентьевой, Курский государственный университет) и Гражданская война как материал для создания воображаемого прошлого в американских учебниках истории для школ и колледжей на рубеже XIX-XX вв. (Г.Ю. Проко-пенков, РГГУ).

Значительное место в дискуссии заняли проблемы рефлексии американцев в связи с европейскими революциями XIX в. Итальянская революция в восприятии М. Фуллер явилась предметом обсуждения в двух докладах: М.П. Кизима (МГИМО) определила депеши Фуллер из Рима как своеобразный диалог собственной традиции наследницы Американской революции с переживающей исторический перелом Европой; К.И. Рассказову (РГГУ), напротив, интересовал личный дискурс писем М. Фуллер к родным, окрашенный трагическим дуализмом взглядов на собственную роль в происходящем. Венгерская революция была рассмотрена на материале публицистики в контексте визита в США лидера венгерского национального движения Л. Кошута (М.М. Сиротин-ская, РГГУ). А.С. Панова (РГГУ) интересовал вопрос о восприятии восстания декабристов в России американскими современниками и то, как это событие вписывалось в их видение собственного революционного опыта как идеального, что обуславливало интерпретацию революций в других странах как своеобразных «тестов» на готовность двигаться по пути прогресса и цивилизации.

Тема революции и традиционной для Америки проблемы трагической судьбы человека-аутсайдера, «одинокого революционера» рассматривалась на материале как классической (Т.Л. Се-литирина (Башкирский государственный педагогический университет) о романе Г. Джеймса «Принцесса Казамассима»), так и современной прозы, возводящей социальную проблему в антропологическую область (М.К. Бронич (Нижегородский государственный лингвистический университет) о романе Л. Шрайвер «Другая жизнь») и размышляющей об этических и психологиче-

ских последствиях революционной деятельности (Л.Б. Башмако-ва (Кубанский государственный университет) о романе Д. Горо-вица «Сын радикалов. Одиссея поколений»).

Сквозной темой дискуссии стала тема эстетических революций, разнопланово представленная в докладах, прозвучавших в различных секциях. О романтической революции в американской живописи рассуждала И.Н. Фельдт (Северный (Арктический) федеральный университет), обратившись к «Школе реки Гудзон» как проявлению американской идентичности. Литературно-критическая полемика «красных тридцатых» нашла свое осмысление в докладе Т.М. Данилиной (Курский государственный университет) о решении задач, поставленных перед американской литературой в это время и отразившихся в литературно-публицистической деятельности Дж. Фаррелла. Революционным изменениям в театральной жизни Америки были посвящены доклады о постановке 1930-х гг. «В ожидании Лефти» (М.М. Гудков, СПбГУ) и о «перформативном перевороте» 1960-х гг. (Ю.А. Клейман, Российский государственный институт сценических искусств). В приложении к музыкальной культуре бурные 1960-е воплотились в докладе С.Ю. Сигиды (МГК им. П.И. Чайковского) о «Мессе» Бернстайна как синтезе театрального действа и рок-музыки, проникнутой духом американских молодежных движений 60-х годов ХХ века. Эстетические модернистские эксперименты радикального толка нашли осмысление в докладах о поэзии группы «Others» (А.В. Швец, МГУ), о «хоровом повествовании» У. Фолкнера (А.В. Володина, МГИМО). Современные эстетические перевороты были представлены в докладах О.Ю. Анцыферовой (Естественно-гуманитарный ун-т Седльце, Польша), проанализировавшей генезис, эволюцию, теоретический статус «литературы мира» и возможное методологическое оснащение ее изучения, и Е.И. Поповой (РГГУ) о культуре американских комиксов в социокультурном и политическом контексте.

Докладчики уделили особое внимание революционным тенденциям в социально-культурной, политической и правовой сферах. В фокусе их внимания оказался феномен спроловых пригородов как революция в социокультурной жизни американцев 1950-х гг. (Р.А. Дохов, МГУ), американский радикальный феминизм 1970-х гг. и новые социальные теории женской эмансипации (Л.Н. Попкова, Самарский национальный исследовательский университет), генезис и причины возникновения политкоррект-ности (М.А. Петрухина Дипломатическая академия МИД РФ), революционные изменения в американском праве собственности (Б.А. Антонов, РГГУ).

По вполне понятной причине в центре внимания участников конференции оказался революционный дискурс в контексте российско-американского диалога. Восприятие революционных событий 1917 г. проблематизировалось в докладах о разной оптике рецепции и имагологии революции: взгляд дипломатического корпуса был представлен в докладе А.Б. Окуня (Самарский государственный университет); О.Ю. Панова (МГУ им. М.В. Ломоносова — ИМЛИ РАН) посвятила доклад отошению Т. Драйзера и С. Льюиса к русскому социальному эксперименту; А.А. Аруста-мова представила видение революции и революционного искусства русскими эмигрантами, входившими в американский ЛЕФ; Е.В. Юшкова анализировала образ России в «Танцах революции» А. Дункан.

Прочтению текста русской революции в США с учетом задач внутри- и внешнеполитического развития Америки и начинавшегося идеологического противостояния с Советской Россией были посвящены доклады Д.А. Ильина (Самарский государственный социально-педагогический университет), сделавшего акцент на деятельности Комитета общественной информации, и Я.А. Левина (Самарский государственный социально-педагогический университет), проанализировавшего кампанию против анархистов и синдикалистов в США как ответ на революционные события по другую сторону Атлантики.

В свою очередь, В.А. Василькова (Нижегородский государственный университет) вписала революцию 1917 г. в историографические споры о феномене холодной войны, оживившиеся в англо-американской историографии в связи со столетним юбилеем Русской революции.

Проблема революционного социального эксперимента в русском и американском гуманитарном пространстве была рассмотрена в докладах Г.В. Алексеевой (Государственный музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна») о феномене американской утопии как альтернативы революциям и войнам в творчестве Л.Н. Толстого, Л.В. Байбаковой (МГУ) об эволюции взглядов Дж. Рида, А.Е. Фельдта (Северный (Арктический) федеральный университет) о восприятии советского социального эксперимента американскими троцкистами, О.И. Ивониной (Новосибирский государственный педагогический университет) о взаимосвязи и эволюции оценок революций ХХ века и авторской методологии междисциплинарного синтеза Г.П. Федотова.

Оригинальный ракурс анализа революционного дискурса был представлен в дискуссии круглого стола «"Билли Бадд" в контексте политической и медийной революций». Его участники — Т.Д. Венедиктова, А.В. Логутов, Н.А. Мороз, П.Ю. Рыбина,

Д.О. Немец-Игнашева (МГУ им. М.В. Ломоносова), Т.М. Белова (ГАБТ), А.Я. Макарова (СПбГУ), Е.Н. Бабурина (СПбГУ) рассуждали о парадоксальном видении революционного дискурса Г. Мелвилла и о репрезентациях «Билли Бадда» в различных медиа.

Таким образом, в центре внимания участников оказались как сами революции, так и нарративы о них, созданные в США за всю историю существования. Хронологическая протяженность этого дискурса, представленная в докладах, позволила определить динамику и развитие революционной темы в литературе, исторических и историографических текстах, изобразительном искусстве, кинематографе и музыкальной культуре Соединенных Штатов Америки.

Конференция продемонстрировала высокую продуктивность междисциплинарных исследований в области американистики при обсуждении вопросов, связанных с изучением революционного дискурса в США. Во время заключительного заседания, где по традиции участники конференции делились впечатлениями и подводили итоги работы, все дружно отмечали высокий уровень докладов и продуманную организацию секций, объединивших специалистов из разных областей знаний. Такое объединение дало возможность организовать настоящий «мозговой штурм»: на каждой секции шел увлекательный диалог, в ходе которого выстраивалось объемное, «стереоскопическое» видение проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.