ХРОНИКА. ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ
ACADEMIC LIFE. NEWS. EVENTS. BOOK REVIEWS
УДК 82-991
DOI 10.22455/2541-7894-2019-6-379-385
Ирина МОРОЗОВА
ФЕСТИВАЛЬ "ZORA!" И XIII КОНФЕРЕНЦИЯ КОЛЛЕГИИ АФРОАМЕРИКАНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ (ИТОНВИЛЛ - ОРЛАНДО, ШТ. ФЛОРИДА, США)
UDC 82-991
DOI 10.22455/2541-7894-2019-6-379-385
Irina MOROZOVA
ZORA! FESTIVAL AND THE XIIIth CAAR BIENNALE CONFERENCE, EATONVILLE-ORLANDO, FLORIDA
The review outlines the history, the major topics and events of the ZORA! Festival of the Arts and Humanities and the XIIIth CAAR biennale conference which took place on January 26 - February 3, 2019 at the UCF, Orlando and Eatonville. The first ZORA! Festival was presented in 1990 by the Association to Preserve the Eatonville Community, Inc. Since that time till now the festival aims at three major goals: to celebrate the life and work of Zora Neale Hurston, to underline the historic significance of her hometown, Eatonville, and to preserve the contribution made by the people of African descent to the American and world cultural history. The Collegium for African American Research (CAAR) held its 13th biennial international conference "With Harp and Sword: Navigating and Resisting the Second Nadir" in Orlando, Florida, January 30 - February 2, 2019. This conference was unique because of its partnership with the University of Central Florida and ZORA! Festival. The guest speaker was Alice Walker, author of The Color Purple. Her presence at the 30th annual ZORA! Festival was noteworthy because she was the speaker at the first festival.
© 2019 Ирина Васильевна Морозова (доктор филол. наук, профессор, РГГУ, Москва) [email protected]
© 2019 Irina V. Morozova (Doctor Hab. in Philology, Professor, Russian State University for the Humanities) [email protected]
2019 Official Guide
М
Ж
т
FESTIVAL
Oi^ARS
CELEBRATING
Aftmvf^ fr1 /лкнп Сб^Ы
30 th Annual
ora Neale Hurston™ Festival of the Arts and Humanities
S:t cur day, January 26 - Sunday, February 3, 2019
Outdoor Festival of Arts in Historic Eatonvillo Friday-Sunday, February 1-3
Adhii^iriffi I 7 «.t Under-Km Aili]11 Arlmisfion .li the l;;ii<\ Saiffidny & Siuijckty: ^i;') each diu
(I; lh I a twtv, plcaM?
Программа фестиваля
С 26 января по 3 февраля 2019 г. в г. Итонвилл (штат Флорида) прошел юбилейный 30-й фестиваль искусств и гуманитарных наук '^ОКА!", названный в честь знаменитой жительницы этого города писательницы Зоры Нил Херстон. Итонвилл, чья площадь едва пре-
вышает 8 га, был одним из первых поселений, основанных в конце XIX в. афроамериканцами, и сохранившийся как город со стопроцентным черным населением по сей день. История фестиваля связана с деятельностью Ассоциации по сохранению общины Итонвилла. Как вспоминает исполнительный директор Ассоциации Н.Й. Натири, фестиваль начинался в конце 1980-х гг. как своеобразный маркетинговый ход, который смог бы привлечь внимание к нуждам этого маленького городка, к «народу Зоры». Однако со временем он превратился в праздник афроамериканской культуры, в котором участвуют представители деловых кругов и общественности, ученые, преподаватели и студенты, учащиеся школ и все, кто интересуется афроамериканским культурным наследием.
Итонвилл приветствует гостей фестиваля
Фестиваль изначально преследовал три цели, которые не менялись на протяжении всех трех десятилетий его существования: чествовать Зору Нил Херстон; подчеркивать историческое значение ее родного Итонвилла как старейшего в США города с черным населением; напоминать о вкладе афроамериканцев в американскую и мировую культуру. Программа фестиваля состоит из различных мероприятий,
включающих выставки, экскурсионные туры, мероприятия для детей и молодежи, круглые столы и академическую конференцию, которую проводит Ассоциация совместно с Университетом Центральной Флориды и Роллинс-колледжем.
Общей темой конференции является творчество Зоры Нил Хер-стон и афроамериканское культурное наследие, но каждый год в центре внимания оказываются одна или две проблемы, вокруг которых разворачивается дискуссия. Так, например, в этом году главными вопросами стали гуманитарные науки в глобальном контексте и собственно жизнь и творчество Зоры Нил Херстон.
Первой проблеме были посвящены два круглых стола - «Образование в эру глобализма: роль гуманитарных наук» и «Технологический и информационный трансфер», - на которых шел разговор о том, как гуманитарные науки способны отвечать на современные вызовы демократии, какова роль литературы, поэзии, истории, религиоведения, философии в системе образования, нацеленного на воспитание нового человека, обитателя глобального мира; обсуждались вопросы о том, что дает гуманитарное образование для понимания глобального мира, для жизнестойкости глобального гражданского общества и демократии, какова сила технологического и информационного воздействия на гуманитарное образование, ведет ли расцвет информационных технологий к расцвету гуманитарной науки, каковы уроки предыдущих технологических переворотов, которые следует учесть в настоящее время, и т.д.
На секции, посвященной жизни и творчеству Зоры Нил Хер-стон, была представлена новая публикация писательницы - книга «Барак: история последнего "черного груза"» (Barracoon: Story of the Last "Black Cargo"), написанная ей еще в 1927 г., но вышедшая в свет только в прошлом году. О работе над книгой рассказала ее редактор, исследователь творчества Херстон Дебора Плант. Она отметила, что книга Зоры Нил Херстон о последнем живом свидетеле африканской работорговли является «горьким лекарством, излечивающим раны» черного населения Америки, поскольку в ней впервые ставится вопрос об участии самих африканцев в торговле своим населением.
К этой же книге обратилась в своем докладе и Ирина Морозова (РГГУ, Россия), которая говорила о рабстве как о центральном феномене коллективной памяти афроамериканцев. Профессор Университета На-гано (Япония) Маруми Нисигачи рассказала о переводах Зоры Херстон на японский язык, об основных направлениях изучения ее творчества в Японии. В секции приняла участие Руфь Шифли, профессор Универ-
ситета Моргана, основательница Общества Зоры Нил Херстон, которая рассказала о встрече с Зорой Херстон и Аланом Локком. Трудьер Хар-рис из Университета Алабамы и Шерил Уолл, профессор Ратгерского университета, редактор тома сочинений Зоры Нил Херстон в серии «Американская библиотека», сделали обзор своих главных работ о Зоре Нил Херстон и поделились планами по дальнейшему изучению творчества писательницы.
В этом году фестиваль "ZORA!" совместно с Университетом Центральной Флориды принимал у себя XIII конференцию-биеннале Коллегии афроамериканских исследований (Collegium for African American Research - CAAR), которая собирает всех ученых, занимающихся афроамериканскими штудиями. Эта конференция во второй раз проходит в США; на сей раз ее организаторы объединили наследие Зоры Херстон с животрепещущими проблемами современной жизни афроамериканцев, что было зафиксировано в самом ее названии - «Лирой и мечом: отследим и не допустим второго надира». Первая часть названия - часть, пожалуй, наиболее часто цитируемого фрагмента из автобиографии Зоры Херстон «Следы в дорожной пыли», слова, метафорически выражающие ее трудный путь к писательскому предназначению: «Я побывала на кухне горя и вылизала там все кастрюли, а потом я встала на горной вершине, окутанная радугой, с мечом и лирой в руках».
На пленарном заседании выступили Саймон Дикель из Университета искусств «Фолькванг» (Германия) с докладом о поэтике тела в произведениях Винсета О. Картера, а также Кристи Коулман, директор музея Гражданской войны в Америке, которая рассказала о направлениях работы музея и поделилась своим личным опытом межрасовых отношений.
На конференцию съехались 90 представителей разных стран и континентов. Участники в своих докладах коснулись множества различных вопросов в поле афроамериканских исследований, в том числе расизма и его последствий. В центре внимания выступающих были проблемы образования и политики, киноискусства и искусства фотографии, историографии и литературы. Авторы докладов продемонстрировали самые разнообразные стратегии междисциплинарного подхода; так, например, анализировался расизм в мультипликациях (Хосе Сатье, Университет Клермонта, Лос Анджелес, шт. Калифорния); «виньетки» Джина Тумера в романе «Тростник» сопоставлялись с фильмом Бейонсе «Лимонад» (Лейла Камали, Ливерпульский универ-
Справа налево: президент САЛЯ. Вайолет Джонсон, Н.Й. Натири — Исполнительный директор Ассоциации по сохранению общины Итонвилла; Элис Уокер, Лаймен Броуди, замдекана Колледжа искусств и гуманитарных наук Университета Центральной Флориды
ситет, Великобритания); поэтика черной телесности рассматривалась в проблемном поле квир-исследований (Джеймс Смоллз, Университет Мэриленда, США); концепция маскулинности в романах Зоры Нил Херстон и Тони Моррисон анализировалась сквозь призму гендерных подходов (Туула Колемайнен, Университет Хельсинки, Финляндия); поднимались проблемы испаноговорящего населения Африки (Бальта-зар Фра-Молинеро, Бейтс-колледж, США) и т.д.
Валери Бойд и Элис Уокер
Специальным гостем фестиваля стала Элис Уокер, писательница, стараниями которой имя Зоры Нил Херстон в 1970-е гг. было спасено от забвения. На закрытии конференции и фестиваля состоялась беседа Элис Уокер с Валери Бойд, биографом Зоры Херстон. Элис Уокер поделилась своими первыми впечатлениями от произведений Зоры Нил Херстон и рассказала о том, как ее поразила тогда (и до сих пор продолжает восхищать) личная и творческая свобода Зоры, ее искренность и ее вклад в афроамериканскую культурную идентичность. Элис Уокер размышляла о том, что главным качеством любой личности является приятие себя, которое служит основой свободного развития индивидуальности и базой для сохранения культурного наследия любого народа.