Научная статья на тему 'ХУДОЖНИКИ-ЭМИГРАНТЫ. И.Е. РЕПИН'

ХУДОЖНИКИ-ЭМИГРАНТЫ. И.Е. РЕПИН Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
73
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ / РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ / ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / КУЛЬТУРА / ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННАЯ ЭМИГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Колоскова Ю.А.

Данная статья рассматривает влияние эмиграции 20-30-х гг. на культуру XX века. Анализ на примере художника Ильи Ефимовича Репина отражает влияние русской эмиграции на культурные изменения зарубежья, а также сохранение традиций и культуры родины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖНИКИ-ЭМИГРАНТЫ. И.Е. РЕПИН»

безопасности Российской Федерации"// Консультант плюс»-2015 г.

2. ПАО «ВТБ 24»- банк//[Режим доступа]: https://www.vtb24.ru

3. Акимов Е.Е. «Концепция безопасности коммерческого банка»// [Режим доступа]: http://raexpert.ru

4. Безуглая Н.С. «Экономическая безопасность предприятия»// [Режим доступа]: http://cyberleninka.rU/article/n/ekonomicheskaya-bezopasnost

5. Булатова А.И., Сагатдинова А.И. « Организация безопасности коммерческого банка»// [Режим доступа]: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-bezopasnosti-kommercheskogo-banka

УДК 929

Колоскова Ю. А. студент 1 курса факультет «Архитектура» Кравец В. С., к.ист.н. научный руководитель, доцент Южный Федеральный Университет Россия, г. Ростов-на-Дону ХУДОЖНИКИ-ЭМИГРАНТЫ. И.Е. РЕПИН

Данная статья рассматривает влияние эмиграции 20-30-х гг. на культуру XX века. Анализ на примере художника Ильи Ефимовича Репина отражает влияние русской эмиграции на культурные изменения зарубежья, а также сохранение традиций и культуры родины.

Ключевые слова: русская эмиграция, русское зарубежье, октябрьская революция, культура, послереволюционная эмиграция.

Гениальный русский живописец Илья Репин - один из немногих отечественных художников, который удостоился прижизненной славы.

Илья Ефимович Репин родился 5 августа 1844 года в небольшом украинском городе Чугуеве, в семье военного поселенца. О своем детстве и юности Илья Ефимович рассказывает в книге «Далекое близкое», написанной талантливо, образно, превосходным языком. Главу X этой книги он назвал «Ростки искусства». Художник вспоминал, как в детстве увлекся связыванием из палок, тряпок и дощечек коня, которому сделал из обрезков меха уши и гриву.

Двоюродный брат познакомил Илюшу с акварельными красками, сразу же завладевшими всем существом будущего художника.

«Я отводил душу в рисовании, и однажды вечером, когда маменьки не было дома, я попросил Доняшку посидеть мне смирно. При сальной тусклой свече лицо ее, рыжее от веснушек, освещалось хорошо; только фитиль постоянно нагорал, и делалось темнее. А свеча становилась ниже, и тени менялись. Доняшка сначала снимала пальцами нагар, но скоро ее стал разбирать такой сон, что она клевала носом и никак не могла открыть глаз, так

они слипались.

Однако портрет вышел очень похожий, и, когда вернулись маменька с Устей, они много смеялись. У Доняшки даже руки были в веснушках, а волосы вились рыжими завитками».

Начальное образование мальчик получил от матери, которая устроила в доме некое подобие школы, сама учила детей письму и чтению, а приглашенный местный дьяк преподавал арифметику.

Илья начал рисовать и лепить фигурки очень рано. Это было его единственное любимое занятие, и вскоре отец определил мальчика в местную школу топографов. В те годы военные топографы проводили в Чугуеве съемочные и чертежные работы и считались самыми просвещенными людьми в городе. Однако в 1857 году их поселения были упразднены и они покинули Чугуев. Несмотря на это, Репин мечтал продолжить обучение рисунку и живописи у разных местных художников. Так он познакомился с иконописцем И. М. Бунаковым, у которого проучился около двух лет.

К шестнадцати годам Илья уже достиг определенного мастерства в иконописи, покинул своего учителя и начал работать в кочевых иконописных артелях. Он мог самостоятельно выполнить большие настенные образы, его работами были довольны и артельщики, и заказчики. Художник поддерживал окончательно обедневшую к тому времени семью.

Осенью 1863 года Илья Репин уехал в Петербург на заработанные деньги. Там он сразу же записался в Рисовальную школу Общества поощрения художников, а также показал свои рисунки в Академии художеств. Однако молодого живописца ждало разочарование, поскольку молодому живописцу указали на недостатки в его умениях и порекомендовали занятья техникой рисунка. И хотя Репину не хватало значительных знаний, перед будущим мастером стояла четкая цель. И позднее Репин поступает вольнослушателем в Академию художеств.

Отличаясь природной любознательностью, широтой интересов, Репин слушает лекции по начертательной геометрии, всеобщей истории, русской словесности, физике, химии, механике, математике...

«За долгие годы мечтаний, стремлений, отчаяния я, наконец, попал в желанную среду и мог учиться обожаемым предметам.

Сразу и крепко приковал меня курс научный. По уставу 1859 года, научный курс Академии художеств продолжался шесть лет; делился он на три курса (по два года на каждом курсе).

На лекциях, которые я посещал без пропусков на всех трех курсах, я познакомился с кружком подходящих товарищей. У живописцев всегда была какая-то «водобоязнь» обязательного образования и изучения научных предметов...»

Искусство для Репина было самой жизнью. Он страстно любил скульптуру и занимался ею, но основное время отдавал рисованию.

Второй академией для Репина и, пожалуй, главной стал Иван

Николаевич Крамской. Все свои учебные работы он приносил этому человеку и получал ценнейшие замечания и рекомендации. Показывал Илья и свои домашние, самостоятельные этюды, эскизы, законченные живописные работы, получая от разъяснений Крамского громадную пользу.

Вскоре художник все-таки отправился в пенсионерскую поездку за границу. К тому времени он женился на Вере Александровне Шевцовой и вместе с ней посещал основные культурные центры Европы.

Будучи за границей, Репин отнюдь не искал для своего творчества образы нищих, униженных разночинцев или французских революционеров. Он словно забыл про народовольческие идеи и писал только то, что действительно производило на него впечатление, например, сцены в уличных кафе, пейзажи и многое другое.

Вернувшись домой в 1876 году, живописец сразу окунулся в российскую художественную жизнь, в которой господствовала установка на крестьянский сюжет. Чувствуя возросшее мастерство, он быстро и изящно писал наброски и портреты своей семьи. Близкий друг и наставник Крамской обвинял Репина в том, что он поддался влиянию французских живописцев, на что тот сильно обижался. Ему казалось, что друзья и коллеги перестали в него верить, поэтому он решил уехать из Петербурга, осенью того же года со всей семьей перебравшись в Чугуев.

Художник был уверен, что, вернувшись на родную малороссийскую землю, он сразу создаст серьезную народную картину, но этого не произошло.

Несмотря на то, что в семье на тот момент родился уже третий ребенок, а сам Репин был болен лихорадкой, художник все-таки отправился в столицу, где остановился у знакомого живописца Архипа Куинджи. Пробыв в Петербурге неделю, он решил снова изменить место жительства.

Уже в начале 1878 года Репин вместе с семьей переехал в Москву. Он тут же вступил в Товарищество передвижников.

Мастер любил часто бывать в усадьбе Мамотова, где собирались художественная элита России: В. И. Суриков, М. М. Антокольский, В. Д. Поленов, В. М. и А. М. Васнецовы, семья Серовых и многие другие. Живописцы писали этюды, картины, а вечерами собирались в большом доме, читали вслух и разыгрывали домашние спектакли. Очень часто на основе этих любительских постановок были исторические события, а для создания соответствующе атмосферы художники охотно создавали декорации.

Весной 1891 года открылась девятнадцатая передвижная выставка, но на ней не было ни одной работы Репина. Точно так же, как боле десяти лет назад ушел из Товарищетва Василий Петров, Илья Репин покинул творческий союз, с которым был связан многие годы, обвиняя передвижников все в той же народнической публицистике, бюрократизме и консерватизме по отношению к молодым художникам.

Осенью 1893 года Репин уехал за границу и около года путешествовал по Европе. Вернувшись в Россию, уже через несколько месяцев он начал

руководить живописной мастерской недавно открывшегося Высшего художественного училища при Академии художеств. С 1898 года Репин занимал должность ректора.

С наступлением нового века в жизни Репина произошли кардинальные изменения. В 1900-х художник снова женился, на имя второй супруги Натальи Борисовны Нордман в небольшом местечке Куоккала в Финляндии была приобретена земля, на которой он выстроил усадьбу и назвал ее «Пенаты». Живописец хоть и проживал недалеко от столицы, все же был оторван от привычной жизни, практически ни с кем не виделся и не участвовал в выставках. Друзья считали, что он намеренно скрывается от общения с ними, а на самом деле мастер был поглощен новой и важной работой.

В связи со столетним юбилеем Государственного совета художнику предложили создать грандиозное полотно. Заказ был произведен от имени российского императора, и он не мог от него отказаться. Для выполнения огромной многофигурной композиции Репину отвели очень короткий срок . Он опасался, что не успеет вовремя закончить полотно и пригласил в помощники двух своих учеников - Борису Кустодиева и Ивана Куликова. С большим волнением живописцы принялись за работы.

Многие недоброжелатели художника предрекали ему профессиональный провал, так как казенная тема ограничивает творческий полет высокохудожественных образов. Однако вдохновленный талант живописца позволил ему в навязчивых заказчиками рамках сотворить настоящий шедевр. К началу января 1904 года работа над картиной «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения» была закончена и на пару дней выставлена в одном из залов Зимнего дворца. Члены Государственного совета осмотрели ее и приняли благосклонно. Многие друзья живописца искренне недоумевали, неужели Репин настолько отдалился от народнических идей и революционных настроений, что оказался воспевателем монархических традиций?

Но уже весной на тридцать второй передвижной выставке появились этюдные портреты большинства членов совета, в которых зрителей поражала обличительная сила и тонкая язвительность в раскрытии художником подлинной сущности всей этой знати. На публику смотрели надменные, напыщенные и порой не блещущие умом лица высокопоставленных чиновников. Репин как гениальный портретист обладал уникальным даром улавливать и передавать на холсте самое важное в человеке и очень редко грешил против правды.

Зимой 1905 года страну потрясла Первая русская революция, которая вспыхнула после расстрела демонстрации питерских рабочих. С волнением Репин следил за происходящими событиями.

В 1913 году в зале Государственной Третьяковской галерей случилось странное драматичное событие. Иконописец Абрам Балашов при осмотре

полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вдруг с криками «Слишком много крови!» набросился на него и изрезал ножом. Репин тут же вернулся в Москву и занялся его восстановлением.

Покушение на картину вызвало широкий резонанс в прессе. Репина неожиданно обвинили в непонимании сложившейся в России ситуации и даже намеренном провоцировании зрителей на агрессию. Живописец был сбит с толку. Он покинул Москву и решил больше никогда не приезжать в этот город.

Несмотря на богатство и известность, Репин, при жизни ставший классиком русского искусства, всегда тянулся к простоте. В «Пенатах» знаменитый художник не только работал, но и регулярно устраивал праздники. Особенно известны репинские среды. Для своих гостей Репин устраивал вегетарианские обеды, фирменными блюдами на которых были жаркое из травы и котлеты из клюквы. Неоднократно на них бывали Максим Горький, Сергей Шаляпин и живший по соседству Корней Чуковский. Описывая в мемуарах свою жизнь в 1916 году, Владимир Маяковский писал, что денег у него не было совсем, а выжил он исключительно благодаря репинским средам.

Осенью 1917 года Репин работал над портретом английского посла Джорджа Бьюкенена и был настолько увлечен творчеством, что не обращал никакого внимания на происходящее вокруг и не заметил октябрьского переворота. В это время англичанин спешно собирал вещи для того, чтобы бежать из города, захваченного большевиками. Крайне вовремя Репин перебрался в имение «Пенаты», которое оказалось за пограничной чертой, на территории враждебно настроенной к России страны. Так художник оказался в изоляции от своей Родины, известный на весь мир, без средств к существованию. Именно тогда в «Пенатах» появился большой огород и Илья Ефимович сажал картошку и морковь, а кроме того, возился с козой.

Оказавшись за границей, художник так и не отказался от российского гражданства и не принял подданства Финляндии. В «Пенатах» живописец жил по нансеновскому паспорту - форма документа, позволяющий эмигрантам, не желающим порывать связи с родиной, жить в любой стране.

В 1922 году в Финляндию к Репину бежала его старшая дочь Вера, от которой он узнал, что Государственный Эрмитаж горел, Академия художеств закрыта, а его банковский счет национализирован. Живописец с тоской следил за происходящими в России событиями.

В советской России отсутствия художника сначала никто не замечал. Однако потом, когда работы Репина стали активно использоваться в пропагандистских целях, большевики начали активно добиваться его возвращения в страну. Письма с предложениями вернуться назад Репину писал сам Климент Ворошилов. В 1926 году в «Пенаты» прибыла целая делегация художников, которая по приказу Иосифа Сталина отправилась к престарелому Илье Репину. Вождь советских народов намеревался вернуть

стране гражданина, и делегаты от имени Советского правительства предложили художнику переехать жить в СССР. Ему обещали всякие почести, квартиру в Петербург, большую государственную пенсию и персональный автомобиль. Репин был приятно удивлен, но вернуться на Родину не решался.

Лишения первых лет вынужденной эмиграции радикально изменили направление творчества мастера. Живописец остался верен себе и занимал подчеркнуто антигосударственную позицию. Если раньше он пытался увековечить тех, кто боролся с царизмом, то теперь он описывал неприглядность советской власти.

Такие сюжеты как «Большевики. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб» и знаменитые «Запорожцы» оказались востребованы в условиях независимой Финляндии. Антисоветские картины охотно покупали как финны, так и эмигранты.

Он с безумным упорством, изнемогая от слабости, каждый день продолжал писать очень важную для себя картину, которую посвятил памяти старого друга - композитора Мусоргского. «Гопак» - повышенно декоративная, яркая, но, увы, незаконченная работа, в которой прослеживаются тенденции импрессионизма с его обязательной фиксацией сиюминутного момента. Несмотря на плохое физическое и эмоциональное состояние автора, в его полотне чувствуются и буйство танца, и жизнерадостность, и даже некоторая сказочность. Эта веселая казацкая пляска в практически последней работе мастера говорит о жизнелюбии и верности служения искусству даже в преклонные годы.

Илья Репин скончался в своем имении 29 сентября 1930 года, так и не увидев своей Родины. Поразительная работоспособность, страстная одержимость творчеством, восторг перед искусством в сочетании с ненасытной жаждой знаний, с широким кругозором, ярко выраженная гражданская позиция, любовь к народу и своей стране, к человеку, неизбывное желание принести людям пользу - все это обусловило великое значение сделанного Репиным.

Использованные источники:

1. Изд. Дом «Комсомольская правда», том 20 «Илья Ефимович Репин»,2010 г.

2. А. Д. Алехин «Когда начинается художник», 1994 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.