Научная статья на тему 'ИЛЬЯ РЕПИН: КРУГ ЖИЗНИ'

ИЛЬЯ РЕПИН: КРУГ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
177
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПИН / ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЧЕЛОВЕКА / СИСТЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / ТВОРЧЕСТВО / КРИЗИС РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА / СИСТЕМНЫЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА / REPIN / PSYCHOLOGY OF ART / MOTIVATIONAL SPHERE / SYSTEM PSYCHOLOGY / SYSTEM ANALYSIS / CREATIVITY / THE CRISIS OF REALISM ART MOVEMENT / SYSTEM PERIODS OF PERSON'S LIFE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бершедова Л.И., Набатникова Л.П., Рыжов Б.Н.

В статье представлен системно-психологический анализ жизни и творчества Ильи Репина, чей 175-летний юбилей отмечают в этом году. Представленный подход позволяет, опираясь на знание объективно существующих стадий развития мотивационно-потребностной сферы человека, предложить аргументированный взгляд на побудительные причины его отношений с близкими людьми и смысл длительного творческого кризиса, который великий художник пережил на склоне своего жизненного пути. С системно-психологических позиций дается оценка детства и юности художника; начала его творческого пути и обстоятельствам первого брака в период молодости; а также достижению творческих вершин в период взрослости. Особое внимание уделено психологической оценке творческих поисков художника на границе взрослого и среднего возраста, в 1890-е годы. Среди детерминант переживаемого Репиным в эти годы кризиса отношений с группами близких ему лиц выделяются как происходящий на его глазах закат прежней реалистической живописи, так и специфические для возраста 48-50 лет переживания кризиса середины жизни, связанного, согласно системно-психологической концепции, с завершением периода системного развития человека и началом периода сохранения присущих ему связей и отношений. Выходом из кризиса для Репина служит его увлечение преподавательской деятельностью в Императорской Академии художеств. Согласно системно-психологическим представлениям средний возраст человека сменяется эпохой зрелости. Экзистенциальной доминантой этого периода является альтруизм. Человек возвращается к семейным ценностям молодого возраста, но с переносом акцента с собственно репродуктивных устремлений на психологическое взаимодействие и эмоциональную поддержку друг друга. Эта особенность возрастного развития является ключом к пониманию роли второго брака в жизни художника. Наконец, особенностью пожилого возраста, приходящего на смену зрелому возрасту, является особое внимание к вопросам самоуважения и защиты своей личности, своего «Я». Эти ценности будут оставаться доминирующими на закате жизни Ильи Репина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ILYA REPIN: THE LIFE CIRCLE

The article presents a system-psychological analysis of Ilya Repin’s life and work, whose 175th anniversary is celebrated this year. The presented approach based on knowledge of the objectively existing stages of person’s motivation development allows us to offer some views of the motivating reasons for his relationships with people around him and the meaning of a long artist’s block that he experienced on the decline of his life. The artist’s childhood and youth, the beginning of his career and the circumstances of his first marriage in his youth as well as achieving creative heights during his adulthood are assessed from a systemic psychological points. Particular attention is devoted to the psychological assessment of the artist’s creative searches on the border of his adult and middle age in the 1890s. During these years Repin experienced the most critical period linked both to disagreements between him and his close people and the decline of the old realism art movement, unfolding before him. In addition, all this came against the mid-life crisis, that is specific for the age of 48-50 years and associated with the end of the period systemic development of a person and the beginning of the period of preservation of his inherent ties and relationships, in accordance with the system-psychological concept. Repin’s interest in teaching at the Imperial Academy of Arts was the way out of that crisis for him. According to systemic-psychological concepts, the average age of a person is replaced by the age of maturity. The existential dominant of this period is altruism. A person returns to family values of a young age, but with a shift in emphasis from the actual reproductive aspirations to psychological interaction and emotional support of each other. This feature of ages and stages personality development is the key to understanding the role of second marriage in the life of an artist. Finally, the peculiarity of old age, replacing adulthood, is a special attention to issues of self-esteem and protection of one’s personality, his “Self”. These values will remain dominant at the end of Ilya Repin’s life.

Текст научной работы на тему «ИЛЬЯ РЕПИН: КРУГ ЖИЗНИ»

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.06

ИЛЬЯ РЕПИН: КРУГ ЖИЗНИ

Л. И. Бершедова, Л. П. Набатникова, Б. Н. Рыжов,

МГПУ, Москва,

BershedovaLI@mgpu.ru, NabatnikovaLP@mgpu.ru, RyzhovBN@mgpu.ru

В статье представлен системно-психологический анализ жизни и творчества Ильи Репина, чей 175-летний юбилей отмечают в этом году. Представленный подход позволяет, опираясь на знание объективно существующих стадий развития мотивационно-потребностной сферы человека, предложить аргументированный взгляд на побудительные причины его отношений с близкими людьми и смысл длительного творческого кризиса, который великий художник пережил на склоне своего жизненного

С системно-психологических позиций дается оценка детства и юности художника; начала его творческого пути и обстоятельствам первого брака в период молодости; а также достижению творческих вершин в период взрослости. Особое внимание уделено психологической оценке творческих поисков художника на границе взрослого и среднего возраста, в 1890-е годы. Среди детерминант переживаемого Репиным в эти годы кризиса отношений с группами близких ему лиц выделяются как происходящий на его глазах закат прежней реалистической живописи, так и специфические для возраста 48-50 лет переживания кризиса середины жизни, связанного, согласно системно-психологической концепции, с завершением периода системного развития человека и началом периода сохранения присущих ему связей и отношений. Выходом из кризиса для Репина служит его увлечение преподавательской деятельностью в Императорской Академии художеств.

Согласно системно-психологическим представлениям средний возраст человека сменяется эпохой зрелости. Экзистенциальной доминантой этого периода является альтруизм. Человек возвращается к семейным ценностям молодого возраста, но с переносом акцента с собственно репродуктивных устремлений на психологическое взаимодействие и эмоциональную поддержку друг друга. Эта особенность возрастного развития является ключом к пониманию роли второго брака в жизни художника.

Наконец, особенностью пожилого возраста, приходящего на смену зрелому возрасту, является особое внимание к вопросам самоуважения и защиты своей личности, своего «Я». Эти ценности будут оставаться доминирующими на закате жизни Ильи Репина.

Ключевые слова: Репин; психология искусства; мотивационная сфера человека; системная психология; системный анализ; творчество; кризис реалистического искусства; системные периоды жизни человека.

Для цитаты: Бершедова Л. И., Набатникова Л. П., Рыжов Б. Н. Илья Репин: круг жизни // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 65-78. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.06

Бершедова Людмила Ивановна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей и практической психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского педагогического университета, Москва.

E-mail: BershedovaLI@mgpu.ru

Набатникова Людмила Петровна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и практической психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского педагогического университета, Москва.

E-mail: NabatnikovaLP@mgpu.ru

© Бершедова Л. И., Набатникова Л. П., Рыжов Б. Н., 2019

Рыжов Борис Николаевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической, возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru.

UDC 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.06

ILYA REPIN: THE LIFE CIRCLE

L. I. Bershedova, L. P. Nabatnikova, B. N. Ryzhov,

MCU, Moscow, BershedovaLI@mgpu.ru, NabatnikovaLP@mgpu.ru, RyzhovBN@mgpu.ru

The article presents a system-psychological analysis of Ilya Repin's life and work, whose 175th anniversary is celebrated this year. The presented approach based on knowledge of the objectively existing stages of person's motivation development allows us to offer some views of the motivating reasons for his relationships with people around him and the meaning of a long artist's block that he experienced on the decline of his life.

The artist's childhood and youth, the beginning of his career and the circumstances of his first marriage in his youth as well as achieving creative heights during his adulthood are assessed from a systemic psychological points. Particular attention is devoted to the psychological assessment of the artist's creative searches on the border of his adult and middle age in the 1890s. During these years Repin experienced the most critical period linked both to disagreements between him and his close people and the decline of the old realism art movement, unfolding before him. In addition, all this came against the mid-life crisis, that is specific for the age of 48-50 years and associated with the end of the period systemic development of a person and the beginning of the period of preservation of his inherent ties and relationships, in accordance with the system-psychological concept. Repin's interest in teaching at the Imperial Academy of Arts was the way out of that crisis for him.

According to systemic-psychological concepts, the average age of a person is replaced by the age of maturity. The existential dominant of this period is altruism. A person returns to family values of a young age, but with a shift in emphasis from the actual reproductive aspirations to psychological interaction and emotional support of each other. This feature of ages and stages personality development is the key to understanding the role of second marriage in the life of an artist.

Finally, the peculiarity of old age, replacing adulthood, is a special attention to issues of self-esteem and protection of one's personality, his "Self'. These values will remain dominant at the end of Ilya Repin's life.

Keywords: Repin; psychology of art; motivational sphere; system psychology; system analysis; creativity; the crisis of realism art movement; system periods of person's life.

For citation: Bershedova L. I., Nabatnikova L. P., Ryzhov B. N. Ilya Repin: the life circle // Systems Psychology and Sociology. 2019. № 4 (32). P. 65-78. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.06.

Bershedova Ludmila Ivanovna, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Professor at the Department of General and Practical Psychology at the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the Moscow City University, Moscow, Russia.

E-mail: BershedovaLI@mgpu.ru

Nabatnikova Ludmila Petrovna, PhD in Psychology, Associate Professor, Associate Professor at the Department of General and Practical Psychology at the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the Moscow City University, Moscow, Russia.

E-mail: NabatnikovaLP@mgpu.ru

Ryzhov Boris Nikolayevich, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogical, Developmental and Social Psychology at the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the Moscow City University, Moscow, Russia. E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru

Введение

В этом году исполнилось 175 лет со дня рождения Ильи Ефимовича Репина. Творчеству и судьбе великого русского живописца посвящено огромное количество работ. Казалось бы, что можно добавить нового к описанию жизни человека, каждая, даже самая незначительная, из работ которого имеет подробное описание, а все наиболее, хоть сколько-нибудь значительные факты биографии хорошо известны специалистам? Однако нельзя не заметить, что большая часть посвященных Репину биографических исследований носит констатирующий характер: был, создал, встретился, прекратил отношения и т. п. [7; 10]. Работ, в которых предпринята попытка понять и объяснить внутреннюю необходимость эволюции взглядов художника, значительно меньше. Там же, где такая попытка все же присутствует, она чаще всего строится не на научном представлении о закономерностях развития человеческой личности в ту или иную историческую эпоху, а на весьма субъективном представлении о мотивах деятельности художника и интерпретации его поступков [1; 14; 16].

В этой связи существенное значение приобретает системно-психологический анализ жизни и творчества Репина. Опираясь на знание основных стадий развития личности и мотивационно-потребностной сферы человека [12; 13], системный анализ позволяет предложить аргументированный взгляд на побудительные причины его отношений с близкими людьми и объяснить смысл глубокого творческого кризиса, который великий художник пережил на склоне своего жизненного пути.

Методологические основания исследования

Методологической базой исследования является теория системной психологии и построенная на ее основе системная периодизация развития человека [12]. Согласно

этой периодизации полный цикл человеческой жизни включает четыре основные эры:

- эру становления, охватывающую первые 24 года жизни человека. С позиций системной динамики эта эра соответствует фазе интенсивного развития человека как особой биосоциальной системы и разделяется на две эпохи продолжительностью приблизительно двенадцать лет каждая: эпоха детства, актуальной задачей которой является развитие организма ребенка, и эпоха юности, актуальная задача которой — вызревание человеческой личности и обретение ею необходимых обществу знаний и умений;

- эру расцвета, охватывающую следующий 24-летний период и соответствующую фазе экстенсивного развития человека. Эта эра также включает в себя две двенадцатилетние эпохи: молодость, актуальным призванием которой является биологическая репродукция — создание семьи и рождение потомства, и взрослый возраст, главной задачей которого становится самореализация человека и репродукция социальных ценностей;

- эру сохранения, охватывающую период приблизительно от 49 до 72 лет и соответствующую системной фазе диссипации. Подобно предыдущим, эта эра также включает в себя две двенадцатилетние эпохи: средний возраст, актуальной задачей которого является сохранение социума и социальных ценностей; и зрелый возраст, актуальной задачей которого является забота о близких;

- эру инволюции, начинающуюся после 73 лет и соответствующую системной фазе распада и также включающую в себя две эпохи. Двенадцатилетняя эпоха пожилого возраста, продолжается приблизительно с 73 до 84 лет. Ее психологической доминантой становится сохранение человеком своей личности, своего «Я». Завершающая пора жизни — старость, или эпоха самосохранения, начинается с 85 лет.

На рисунке 1 представлена последовательность сменяющих друг друга эр развития

Рис. 1. Системные периоды жизни человека и наиболее важные события жизненного и творческого пути И. Репина

в виде «круга жизни», с которым соотнесены важнейшие периоды творческой, общественной и личной жизни Ильи Ефимовича Репина, а также время создания его наиболее значимых живописных произведений. Опора на этот метафорический круг позволяет объяснить системную динамику творческой активности художника и причины эволюции реального круга его жизненных интересов.

Детство и юность художника

Формирование личности человека — основная задача эпохи юности [3: с. 379-385; 8: с. 343, 357-363]. В этот период еще продолжается рост и физическое созревание организма, но в глазах общества они постепенно начинают уступать по своей значимости ценности социального развития человека

как личности и члена общества [11: с. 41-44]. Именно в период юности наиболее высоких, пиковых, за все время жизни человека достигает познавательная мотивация, направленная на создание новых элементов личности.

Однако корни любой человеческой личности уходят в детство и особенности жизни его семьи [2; 8]. Ранние годы будущего художника прошли в многопоколенной семье. Многие факты из воспоминаний Репина свидетельствуют о том, что его предки были старообрядцами. Воспитание детей в таких семьях основывались на трех нравственных традициях: духовной порядочности, трудолюбии и телесной чистоплотности.

Дом Репиных считался достаточно богатым. Илье, неравнодушному к эстетике быта, очень нравился вновь отстроенный родительский дом с широкими подоконниками, украшенными растениями, высокими потолками,

простой удобной мебелью, иконами на стенах. Совместное сосуществование поколений позволяет формировать у детей уважительное отношение к старшим членам семьи, взаимопонимание, прочные эмоциональные связи, сохраняющиеся на долгие годы. Взрослые приобщали детей к семейным традициям. Функции прародительской и родительской семей — сохранить и передать новому поколению элементы семейной культуры, привить любовь к русской литературе; эмоциональная привязанность к детям формировала у них чувство семейной идентичности и способствовала усвоению традиций. Репин не повторил жизненных стратегий предыдущих поколений. Но семейный багаж и эмоциональная атмосфера расширили возможности профессионального выбора и развития его способностей.

Детство для Репина закончилось в 13 лет, когда ему пришлось завершить короткий этап школьного обучения и, подобно многим гениям Возрождения, стать учеником в художественной мастерской. Несколько лет он будет развивать свой талант, занимаясь иконописью, пока, наконец, в 18-летнем возрасте не станет слушателем лучшего художественного училища России, Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Молодость: начало творческого успеха и первая любовь

В наши дни все чаще упоминают кризис 25 лет, или кризис перехода от юности к молодости [2; 6; 12; 15; 17]. В его основе скрывается неготовность человека, все предшествующие годы занятого приобретением новых знаний, развитием своей личности и достижением физического совершенства, к погружению в мир взрослых забот и отношений [12: с. 181-182; 17]. Еще вчера, казалось бы, общество поощряло человека почти исключительно за результаты его учебной деятельности, а сегодня его личностное развитие уже никого не интересует, и успех отныне зависит лишь от того, что человек сам делает для общества.

Но для Репина этого кризиса не существует. Еще подростком ему пришлось зарабатывать

на жизнь своим мастерством. Теперь же, напротив, для него наступает пора профессионального, творческого расцвета. В самом начале периода молодости, в 27 лет, Репин создает свое первое значительное полотно — «Воскресение дочери Иаира» (1871), принесшее ему большую золотую медаль Императорской Академии художеств. А вскоре «Бурлаки на Волге» (1873) и целая галерея портретов знаменитых людей искусства заслуженно создают ему славу одного из лучших художников России.

Однако важнейшее назначение эпохи молодости, ее экзистенциальная доминанта — создание семьи и рождение нового поколения. Требование это одинаково актуально и для обычного человека, и для гения. И в этом смысле жизнь Репина не представляет исключения из общего правила. Еще в академии Репин часто посещал родительский дом своего приятеля Шевцова. Среди гостей молодые художники нередко находили удачные модели для своих полотен. Именно здесь Илья Репин нашел свою жену Верочку Шевцову, дочь хозяина дома. Молодые люди танцевали, играли в фанты. Вера умела быть внимательной собеседницей, с интересом слушала рассуждения художника об искусстве и живописи. Она благосклонно относилась к просьбам художника писать портрет и терпеливо позировала, выполняя его указания. Портрет 14-летней Веры Шевцовой, хранящийся в настоящее время в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, был написан в 1869 году. В это время девушка становится музой художника. Молодой Репин привык к обществу девушки, она получала от него нежные письма в том случае, если они долго не виделись, но сама писем писать не любила и тем самым держала влюбленного в состоянии эмоционального напряжения.

Молодые люди обвенчались 11 февраля 1872 года, когда Репину шел 28-й год. Илья Ефимович с семьей провел в Париже около трех лет — с 1873 по 1876 год. Через два года после рождения первенца в Париже в 1874 году родилась вторая дочь Надежда. Семья увеличивалась, дети и жена становились источником творчества. Здесь были написаны детские портреты и поясной портрет любимой жены

Веры Алексеевны — изящной дамы в платье жемчужного цвета и шляпке со страусовым пером. Чуть позже, в 1879 году, Репин создал известный портрет своей жены с детьми среди луговых трав на картине «На меже».

По возвращению в Петербург в 1877 году семейство Репиных зажило «открытым» домом. Репин стал известным художником, находящимся в апогее славы и популярности. Представление об образе художника в эту счастливейшую для него пору дает его автопортрет 1878 года (рис. 2). Но именно в это самое время в его жизнь вкрадываются переживания и события, которые спустя несколько лет станут причиной острого психологического кризиса «завершения молодости», или кризиса 37 лет.

художнику и обращались к нему с этой просьбой. Репин не просто увлекался, он служил женщинам. Скромная и тихая Вера Алексеевна не могла освоить роль хозяйки светского салона, направляя заботу, внимание на воспитание четверых детей, она находилась в тени славы знаменитого художника.

Воспоминаниями о той психологически нелегкой поре для супружеской пары поделилась ученица художника Вера Верёвкина, в которую он был серьезно влюблен: Свидетельница конфликтных отношений супругов, она сочувственно относилась к жене Репина, наблюдая ее огорчение по поводу очевидного равнодушия со стороны именитого супруга. Теперь моделями портретов художника становятся другие женщины. Один из них, портрет

Рис. 2. И. Репин. Автопортрет. 1878 г. (34 года). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В многолюдном доме с большой залой для приема гостей, проведения концертов и вечеров встречались художники, актеры и музыканты, коммерсанты и писатели, ученые. В потоке гостей всегда были поклонницы Репина — дамы образованные, красивые, которые мечтали позировать знаменитому

Елизаветы Званцевой, в которую Репин также был влюблен, изображает уверенную в своей привлекательности молодую женщину с открытым взглядом карих глаз.

В общении супругов нарастала напряженность. Романтическая любовь осталась в прошлом. Полнота жизни для Ильи Ефимовича

определяется свободой творчества, утверждением своей уникальности как художника, безусловностью личной свободы. Принятые обязательства и ролевые супружеские ограничения оказались бесконечными, тягостными и непосильными, подрывающими творческие силы, вызывающими усталость [1]. Не последнюю роль в нарастающем кризисе сыграло и несовпадение духовных интересов супругов. Образовательный уровень супруги художника нельзя было назвать высоким. Теперь же обида на мужа и стремление отомстить за супружескую неверность стали источником участившихся конфликтов, в которых она выплескивала свое раздражение не только на окружавших Репина людей, но и на его творчество.

Кризис «завершения молодости» растянется у Репина на несколько лет и предсказуемо завершится разрывом брачного союза, длившегося 15 лет. Старшие дети останутся жить у отца, младшие — у матери. Развод Репин пережил очень болезненно, и все же он был воспринят как средство, приносящее свободу от ролевых ограничений, обязанностей и внутреннего смятения.

Взрослость: вершины творчества и кризис середины жизни

Отчасти разлад семейной жизни Репина может быть связан с переходом от эпохи молодости к эпохе взрослого возраста. Экзистенциальная доминанта этой эпохи уже не биологическая репродукция, а самореализация, или репродукция социальная. Создание всего того, в чем общество находит свое материальное и духовное воплощение, — предметов, знаний, умений, образов и, конечно же, человеческих личностей, в которых отразилось создавшее их время.

Высшей и наиболее полной формой самореализации является творчество [5: с. 14]. В него Репин уходит с головой. В этот период он создает свои лучшие шедевры. В их числе знаменитые портреты Мусоргского, Толстого, Элеоноры Дузе. Обладающее поразительным психологическим эффектом полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября

1581 года» (1885), которое, как бы ни относится к исторической достоверности изображенного события и трактовке образа великого государя, оказывает такое драматическое воздействие на зрителя, что уже не раз становилось предметом агрессии посетителей выставок.

В период взрослости, для большинства людей приблизительно совпадающий с эпохой 37-48 лет, Репин работает над, быть может, своим лучшим и самым известным произведением «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891). В это же время он впервые получает государственный заказ на создание изображения царствующего императора. Его итогом становится огромное полотно «Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (1886). Во времена Рафаэля живописец непременно изобразил бы себя среди окружения царя. В конце XIX столетия такое, конечно, невозможно, но нам хорошо известно, как выглядел художник в эти годы благодаря его автопортрету 1887 года (см. рис. 3), созданному почти одновременно с выполнением госзаказа.

«Ревущими сороковыми» называют пространство между сороковым и пятидесятым градусами южной широты мореплаватели за внезапные штормы и постоянно дующие там в одном направлении сильные ветры, «оседлав» которые парусник стремительно летит по своему пути. Подходит это метафорическое выражение и для человека, переступившего сорокалетний рубеж. Устойчивый ветер избранных в молодости интересов несет корабль жизни по заданному маршруту. Лишь изредка налетевший ураган разворачивает корабль и заставляет капитана резко менять галс.

Попутным ветром для Репина в его «сороковые» стало сотрудничество с Товариществом передвижных художественных выставок, или передвижниками, — независимым объединением российских художников, стремившихся к сближению демократической интеллигенции с простым народом. Реформы Александра II захлестнули Россию, чрезвычайно обострив в образованных кругах протест против социального неравенства и тех социальных институтов, которые стояли на страже

Рис. 3. И. Репин. Автопортрет. 1887 г. (43 года). Государственная Третьяковская галерея, Москва

традиционных устоев порядка в стране. Репин сочувствует прогрессивным, как ему кажется, идеям и с энтузиазмом принимает предложение вступить в Товарищество, членом которого он становится еще на излете эпохи молодости, в 34 года. В последующий период он создаст целый ряд социально ангажированных работ, призванных без прикрас показать жизнь народа и, как тогда было принято говорить, «гримасы современного общества». Это вершины русского реалистического искусства конца XIX века — «Крестный ход в Курской губернии» (1883), «Не ждали» (1888), несколько вариантов «Ареста пропагандиста» (1889-1892).

Сотрудничество с передвижниками продлится до конца периода взрослости художника. Лишь однажды, в 1887 году, налетевший шторм разногласий прервет его на один год. Незадолго до этого Репин закончил выполнение государственного заказа, посвященного теме единства народа и царской власти. Странная тема для передвижника. Протестный настрой, который присутствует во многих полотнах членов Товарищества, находится в разительном противоречии с почти официальной

торжественностью «Приема волостных старшин Александром III», не говоря уж о том, что статус живописца Его Императорского Величества не очень подходит к образу демократически мыслящего художника. Однако это противоречие весьма характерно для мировоззрения художника. С одной стороны, он не мог остаться в стороне от идущих в обществе перемен, а с другой — всегда во всех своих художественных и общественных пристрастиях оставался консерватором в хорошем смысле этого слова. Наступит время и невозможность преодолеть это противоречие станет причиной его добровольной ссылки на дачу в Финляндии.

Не меньшим, а, возможно, и гораздо большим, угнетающим художника обстоятельством была нарастающая утрата академической живописью своих прежних позиций. Рождение Ильи Репина совпало с изобретением дагеротипии — прообраза современной черно-белой фотографии. Уже в середине XIX века дагеротипный портрет на покрытой серебряной пленкой медной пластине вытеснил привычную дотоле художественную портретную миниатюру. Теперь в Европе одни

художники становились фотографами, другие искали новые формы своего искусства, которые позволили бы живописи устоять в борьбе с наступающим на нее техническим прогрессом. В последней трети XIX столетия в живописи возникает новое течение — импрессионизм, представители которого отказались от академических традиций, предпочитая долгой и точной работе в мастерской пленэр и грубоватый, контрастный мазок.

Репин не желал следовать манере современного ему европейского искусства, находя в нем принципиальное расхождение со своим художественным восприятием. Об этом, живя в Париже, он неоднократно писал Стасову: «Учиться нам здесь нечему... у них принцип другой, другая задача, миросозерцание другое»1. Репин был не готов видеть на полотне условность, всегда изображал настоящую жизнь. Однако процесс разложения традиционного искусства, которому он принадлежал всей душой, уже шел полным ходом, и остановить его было невозможно, и в жизни художника следует резкий поворот.

Завершение периода взрослости происходит приблизительно в возрасте 48 лет. Это время тяжелейшего кризиса в жизни человека — кризиса середины жизни, связанного, согласно системно-психологической концепции, с завершением периода системного развития человека и началом периода сохранения присущих ему связей и отношений. Важной чертой кризиса середины жизни становится стремление переосмыслить свои жизненные ценности и, нередко, попытка психологически заслониться от перспективы надвигающегося увядания и пока еще незаметной старости, обратившись взором назад, к ценностям молодого возраста.

Одним из проявлений этого кризиса станет быстрое сближение и столь же быстрый разрыв пятидесятилетнего маэстро с объединением «Мир искусства» и его основателями — художником Александром Бенуа и знаменитым театральным антрепренером Сергеем Дягилевым. Создатели «Мира

1 Репин И. Е. Переписка: в 3 т. / И. Е. Репин, В. В. Стасов; письма подгот. к печати и примеч. к ним, сост. А. К. Лебедевым Г. К. Буровой; под ред. А. К. Лебедева. Т. 1. М.; Л.: Искусство, 1948. С. 80.

искусства» считались символистами, декадентами и провозвестниками нового стиля в изобразительном искусстве, который в России получит название модерна, а в Европе — ар-нуво и югендштиля. Однако они тяготели к русскому искусству XVIII - начала XIX века. Искали свои идеалы не в отрицании прежних традиций, а, напротив, в новом прочтении художественных образов, созданных великой европейской культурой. Восхищались ажурностью поздней готики и прихотливостью рококо, строгой размеренностью классицизма и великолепием ампира.

Символизм и любое отступление от реализма были для Репина глубоко чужды, но его увлекал талант и молодой задор мирискусников. Возможно, он видел в них «новую кровь», которая вольется в дряхлеющее академическое искусство. Но Дягилев и его единомышленники были решительными противниками как академизма, так и передвижников. Академизм, по их мнению, давно стал мертвым направлением, а передвижники переродились в профессиональных критиканов и не хотят ничего видеть, кроме лаптей и лохмотьев. Принятие такой оценки для Репина означало бы отрицание самого себя. Вскоре союз Репина и «Мира искусства» распадается и стороны переходят к взаимным и часто нелицеприятным и несправедливым обвинениям.

Средний возраст и зрелость: ученики и последняя улыбка судьбы

С позиций системной психологии экзистенциальная доминанта приходящего на смену взрослости среднего возраста — нравственность [12: с. 178]. Ее главным содержанием является забота об обществе и сохранении присущих ему ценностей, и прежде всего справедливости как основы нормальных отношений между людьми. В 49-60 лет человек даже далекой от творчества или преподавательской деятельности профессии нередко испытывает желание передать свой опыт и знания окружающим и особенно остро реагирует на любые проявления несправедливости.

Все эти тенденции отчетливо проявляются в судьбе Ильи Ефимовича. В том же

пятидесятилетнем возрасте, в 1894 году, он становится руководителем живописной мастерской Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, своей альма-матер, где он тридцать лет назад начинал свой путь к славе. Репин горит желанием возродить славные традиции Академии, искренне полагает, что с его приходом она заживет новой, полнокровной жизнью, стряхнув с себя пыль скуки и псевдоучености, в которых ее обвиняли многочисленные оппоненты — от передвижников до представителей «Мира искусства».

Помня о своем бедственном материальном положении в студенческие годы, Илья Ефимович часто занимается несвойственным профессору делом, подыскивая для своих учеников должности художников в издательствах, строительных компаниях и иных местах, где они могли бы получить хотя бы небольшой заработок.

Тем не менее возродить Академию и создать свою школу ему так и не удалось. Имя Репина, безусловно, привлекало учеников, среди которых было немало будущих знаменитостей, однако педагогическим талантом Илья Ефимович, видимо, не обладал. Да и сама академическая живопись уже явно клонилась к закату. Время ее прошло и повернуть его вспять было не по силам даже самому талантливому художнику.

Но судьба предлагает своему любимцу еще один случай оставить свое имя в истории. В 1901 году, в возрасте 57 лет, Репин получил заказ от императора Николая Второго на выполнение колоссального коллективного портрета всех высших сановников тогдашней России. Картина называлась «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Ее размер, более 35 квадратных метров, заставляет вспомнить титанические работы художников Возрождения. Однако полотно оставляет странное впечатление.

Мир знает несколько коллективных исторических портретов подобного масштаба. Среди них такие шедевры, как «Брак в Кане Галилейской», созданный Паоло Веронезе еще в середине XVI века, или «Коронация Наполеона» кисти Луи Давида. На каждой из этих картин мы узнаем множество знаменитостей:

вот славный французский король Франциск I и его могущественные современники, император Карл V и султан Сулейман Великолепный, — у Веронезе; вот Бонапарт и его знаменитые маршалы — у Давида. Картина Репина не менее великолепна. Все ее пространство занимает красный бархат кресел, золотое шитье мундиров и благородные седины 84 реальных исторических персонажей. Вот только у большинства сановников (не считая Витте и двух-трех путешественников) вместо лиц безликие маски, такие же пустые и незначительные, как и сами изображенные вельможи. Что ждет этих ничтожных людей в вплотную надвинувшуюся пору войн и революций? Куда приведут они великую страну? Гений художника запечатлел ответ на этот вопрос за пятнадцать лет до того, как на него окончательно ответит история.

Монументальное полотно «Заседание Государственного совета» была торжественно выставлена для всеобщего обозрения в Ма-риинском дворце Санкт-Петербурга в январе 1904 года. Ровно через год, 9 января 1905 года, по столице прокатились кровавые столкновения рабочих с войсками. Началась Первая русская революция. Ее кульминацией стало дарование императором Манифеста 17 октября, вызвавшего чрезвычайный энтузиазм либеральной общественности. В картине с тем же названием «17 октября 1905» Репин запечатлел восторг и безумство публики: взбудораженная толпа несет на руках своего кумира — взъерошенного человечка, по виду мелкого чиновника. Красные флаги, кричащие рты, бессмысленные лица. Законченная в 1911 году картина стала его своеобразным завещанием-предостережением, так и непонятым современниками.

Между тем в личной жизни мастера произошли очень важные для него изменения. Согласно системно-психологическим представлениям средний возраст человека сменяется эпохой зрелости, имеющей приблизительные временные границы 61-72 года. Экзистенциальной доминантой этого периода является альтруизм — забота о других, прежде всего о своих близких и родственниках. Человек как бы возвращается к семейным ценностям молодого возраста, но с переносом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

акцента с собственно репродуктивных устремлений на психологическое взаимодействие и эмоциональную поддержку друг друга.

В 1900 году 56-летний прославленный художник соединяет свою жизнь с 37-летней писательницей Натальей Борисовной Нордман, происходившей из обрусевшей шведской семьи. Дочь адмирала, она была весьма образованной женщиной. Именно этого качества была лишена первая жена Репина. Поведение Нордман было ей под стать — непринужденное, свободное, иногда с некоторой экзальтацией.

На Всемирной художественной выставке 1900 года в Париже, где Репин был членом международного жюри, они оказались вместе с Натальей Борисовной и в дальнейшем уже не расставались, выбрав местом своего совместного проживания имение Нордман Пенаты, расположенное в Куоккале (Финляндия) в двух часах езды от Петербурга.

Репин гордился умом и знаниями супруги. Она владела шестью иностранными языками и переводила интересующие Репина статьи, не задумываясь, не обращаясь к словарям — прямо с листа. Наталье Борисовне удалось найти новую психологическую основу для супружеского союза, посредством активного участия в творчестве и организации жизни Ильи Ефимовича. С момента соединения их судеб она начала собирать и систематизировать всю опубликованную в прессе информацию о знаменитом супруге. Усадьба в Финляндии помнит их долгие интеллектуально насыщенные беседы.

Заботой и вниманием обусловлено ее вмешательство в распорядок жизни и рабочего времени мужа. Наблюдая за ситуацией, когда следующие один за одним визиты гостей препятствуют его работе, она назначила для посещений один день в неделю, организовала «среды», чтобы дать возможность художнику полноценно работать все остальное время.

По средам в дом съезжались яркие, деятельные люди, создававшие атмосферу стремительного развития русского общества, искусства и литературы. Приезжая в Пенаты, гости заходили в дом, как в другой мир: мастерская художника, в ней до сих пор сохранился запах краски и холстов, картины Репина на стенах в гостиной, низкая мебель,

сконструированный самим хозяином в 1909 году удивительный обеденный стол, на котором подача блюд регулировалась с помощью механических устройств. На цветных фаянсовых блюдах гости обнаруживали только вегетарианскую еду, в графинах виноградное вино и травяные отвары, чрезвычайно полезные, по мнению хозяйки. Наталья Борисовна была убежденной вегетарианкой и лично составляла меню для званых обедов. Однако многие гости недооценивали пристрастия к вегетарианству и, не желая оставаться голодными, съедали украдкой что-нибудь мясное в своих комнатах. Особенно весело в доме Репиных проходили Рождественские праздники. Замечательные елки придавали им сказочный колорит.

К инициативе введения «сред» для приема гостей очень одобрительно отнесся Корней Чуковский, справедливо полагая, что все действия Нордман обусловлены глубокой привязанностью и созданием наилучших условий для творчества гения.

К сожалению, экологическое мышление и новаторские идеи Натальи Борисовны иногда наносили непоправимый вред ее здоровью. Она категорически отказывалась носить меховые вещи, которые были неотъемлемой частью женского гардероба, и в любую стужу надевала легкое пальто, а потом страдала от жестокой простуды.

Второй брак Репина, казалось, счастливый и удачный, закончился трагически: Наталье Борисовне был поставлен диагноз — туберкулез. Неожиданные травматические переживания, восприятие жизни через призму своего заболевания побудили ее оставить мужа, отказавшись от его финансовой поддержки, и уехать [14]. Наталья Борисовна покинула имение Пенаты с намерением продолжить лечение за границей. Ее дни закончились в 1914 году в Локарно.

Пожилой возраст:

к своим Пенатам

Особенностью пожилого возраста, границы которого приблизительно соответствуют возрастному диапазону 73-84 лет, является

подчеркнутое внимание к вопросам самоуважения и защиты своей личности, своего «Я» [12: с. 193]. Связано это с пониманием объективного снижения своих возможностей и часто достаточно обоснованными подозрениями, что окружающие будут с меньшим, чем прежде, вниманием относиться к словам и требованиям человека, отчасти утратившего прежний социальный статус. Нередко это приводит к тому, что пожилой человек начинает проявлять несвойственные ему ранее черты неуживчивости и чрезмерно настойчиво требовать скрупулезного выполнения даже самых незначительных пожеланий.

После ухода жены Репин придерживался заведенного ею образа жизни с вегетарианством и закаливанием. В воспоминаниях И. Бунина в полной мере отражена искренняя приверженность Репина заветам жены. По приглашению художника для написания портрета Бунин приезжает в Пенаты. Это честь — быть написанным самим Репиным, но встреча его обескураживает. Снежное, морозное утро, в доме художника все окна настежь: Репин встречает гостя в шубе и в валенках, ведет в мастерскую, где мороз как на улице и обещает по утрам его писать, а «завтракать как Господь Бог велел: травкой»2. Писатель почувствовал, что подобные экологические принципы не соответствуют его мировоззрению и возможностям организма, вежливо раскланялся и, пообещав позировать в обозримом будущем, уехал в Петербург. Последний автопортрет художника, написанный им в 1920 году, позволяет нам увидеть Илью Ефимовича в возрасте 76 лет (рис. 4).

Репин мало работал в последние годы. Возраст брал свое. Но был и еще один момент. Наталья Нордман очень увлекалась фотографией, что было большой редкостью для женщин начала ХХ века. Именно это увлечение позволило ей запечатлеть Репина в разных ситуациях: за мольбертом, в обществе посетителей и гостей. Благодаря жене Репин был хорошо осведомлен об успехах, которые переживала фотография в то время. В XIX веке фотография оставалась черно-белой. Это лишало ее возможности конкурировать с живописью. Однако после того как в 1906 году

2 Бунин И. А. Окаянные дни. Воспоминания. Статьи. М.: Советский писатель, 1990. С. 207.

Вильгельм Бермполь наладил массовый выпуск камер для панхроматической съемки, а в 1907 году знаменитые братья Люмьер предложили свои пластинки «Автохром» для получения цветных диапозитивов, цветная фотография стала реальностью. Более того, именно в России ученик Д. И. Менделеева Сергей Прокудин-Горский создал коллекцию превосходных цветных фотопейзажей и цветных фотопортретов Льва Толстого. В 1908 году его коллекция была представлена в залах Императорской Академии художеств.

Не понимать, чем грозят новые технологии традиционной живописи было невозможно. Но и самой академической живописи в прежнем смысле слова к началу 1920-х годов уже не существовало. Императорская Академия художеств была упразднена сразу после установления советской власти. Ее место заняли Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские. Пережив ряд преобразований, в 1930 году они были реорганизованы в Институт пролетарского изобразительного искусства. Здесь, как и в Европе, ценились уже совсем иные произведения. На слуху были имена Ван Гога, Пикассо и Модильяни, всходила звезда Малевича и Кандинского. Эпатажный «Черный квадрат» Казимира Малевича впервые был выставлен в Петрограде в 1915 году и имел успех. Вскоре Малевич уже формулирует в философских статьях свои взгляды на искусство, провозглашает новый вектор его развития — supremus, что означает «последний» и «высший». Супрематизм становится фило-софско-эстетической концепцией, предписывающей преобразование живописи в другую духовную и материальную реальность. Живопись изживается. Малевич открыто заявляет: «О живописи в супрематизме не может быть и речи. А сам художник — предрассудок прошлого» (цит. по: [4: с. 189]). Он объявляет живописи своеобразную войну, утверждая необходимость «зарезать искусство живописное, уложить его в гроб и припечатать Черным квадратом» (цит. по: [Там же]).

Для Репина живопись была самой жизнью. Теперь нить жизни, связывающая его с миром, истончилась до предела и рвалась на глазах. По воспоминаниям художника-передвижника Я. Д. Минченкова, после Февральской

Рис. 4. И. Репин. Автопортрет. 1920 г. Музей-усадьба «Пенаты»

революции 1917 года Репин последний раз приезжал в Академию художеств. Она умирала — бывшую Императорскую Академию финансировать было некому. После собрания художники расходились как с похорон. Прощаясь, академик Константин Маковский сказал: «Да-с, батеньки мои, надо и честь знать: пожили, свое сделали, а там пусть и другие что-либо скажут». Репин покидал Академию с грустью: «.А я — к холодным финским берегам, к своим пенатам. Прощайте!» [9: с. 39]. Вскоре грянет Октябрьская революция. Между Советской Россией и Финляндией пройдет граница, которую старый мастер уже не сможет преодолеть.

Заключение

Репин не мог знать, что именно на его родине, в России, реалистическая живопись испытает свой последний, неожиданный подъем, получив название искусства социалистического реализма, а само имя художника на многие годы станет символом лучших традиций отечественной культуры. Не мог знать, что всего через два года после его кончины в Ленинграде на базе прежней Императорской

Академии художеств будет создана Всероссийская академия художеств. Ее директором будет назначен его ученик, Исаак Бродский, поставивший задачу возродить традиции реалистической живописи в Советской России. В 1937 году в свет выйдет посвященная творчеству Репина монография И. Грабаря. Вскоре Репин будет объявлен классиком и самым талантливым представителем русского изобразительного искусства. А в 1947 году в нашей стране будет создана Академия художеств СССР. В ее состав войдет Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде, расположенный все в том же прекрасном здании бывшей Императорской Академии художеств. Сегодня это старейшее и крупнейшее художественное учебное заведение страны называется Санкт-Петербургским ордена Трудового Красного Знамени государственным академическим институтом живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Ефимовича Репина.

Литература

1. Алленова Е. М. Илья Репин. М.: Белый город, 2005. 65 с.

2. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2005. 940 с.

3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2013. 460 с.

4. Опимах И. Живописные истории. О великих полотнах, их создателях и героях. М.: Ломоносовъ, 2014. 256 с.

5. Петрушин В. И. Психология художественного творчества. М.: Юрайт, 2017. 233 с.

6. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000. 184 с.

7. Прибульская Г. И. Репин в Петербурге. Л.: Лениздат, 1970. 295 с.

8. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 651 с.

9. Репин И. Е. Мысли об искусстве / сост. С. Бабанин. М.: Эксмо, 2019. 160 с.

10. Репин И. Е. Далекое близкое. Воспоминания. М.: Захаров, 2002. 400 с.

11. Романова Е. С., Рябов В. В. Психологические аспекты в творчестве Ф. М. Достоевского. М.: МГПУ, 2007. 171 с.

12. Рыжов Б. Н. Системная психология. 2-е изд. М.: Т8 Издательские технологии, 2017. 356 с.

13. Рыжов Б. Н. Системная структура личности // Системная психология и социология. 2017. № 3 (23). С. 5-11.

14. Шило А. В. Репин: очерки поэтики и творческого метода. Белгород: Белгородский гос. технологический ун-т им. В. Г. Шухова, 2013. 383 с.

15. Baltes P. B., Reese H., Nesselroade J. Life span developmental psychology: Introduction to research methods. London, UK: Psychology Press, 2014. 286 p.

16. Jackson D. The Russian vision: the art of Ilya Repin. Washington: D. A. P., 2007. 304 p.

17. Robinson O. A Longitudinal mixed-methods case study of quarter-life crisis during the postuniversity transition: Locked-out and locked-in forms in combination // Emerging Adulthood. 2018. № 7 (3). P. 167-179. DOI: 10.1177/2167696818764144.

References

1. Аllenova Е. М. Ilya Repin. Moscow: Beliy gorod, 2005. 65 p.

2. Craig G., Baucum D. Developmental psychology. Saint-Petersberg: Piter, 2005. 940 p.

3. Obukhova L. F. Developmental psychology. Moscow: Yurait, 2013. 460 p.

4. Opimakh I. A picturesque history. On the great paintings, their creators and heroes. Moscow: Lomonosov, 2014. 256 p.

5. Petrushin V. I. The psychology of art creation. Moscow: Yurait, 2017. 233 p.

6. Polivanova K. N. The psychology of life crisis. Moscow: Akademia, 2000. 184 p.

7. Prybulskaya G. I. Repin in Saint-Petersberg. Leningrad, 1970. 295 p.

8. The psychology of a person from birth to death. Psychological Atlas of a human / ed. by A. A. Rean. Saint-Petersberg: Praym-EVROZNAK, 2007. 651 p.

9. Repin I. Е. Thoughts about Art / compiler S. Babanin. Moscow: Eksmo, 2019. 160 p.

10. Repin I. E. The distant is the close. Memories. Moscow: Zakharov, 2002. 400 p.

11. Romanova Е. S., Ryabov V. V. Psychological aspects of F. M. Dostoyevsky's art. Moscow: MGPU, 2007. 171 p.

12. Ryzhov B. N. System Psychology. 2-nd ed. Moscow: T8 Izdatelskiye tekhnologii, 2017. 356 p.

13. Ryzhov B. N. System structure of personality // Systems Psychology and Sociology. 2017. № 3 (23). P. 5-11.

14. Shilo А. V. Repin: the essays of poetics and creative methodology. Belgorod: BSTU named after V. G. Shukhov, 2013. 383 p.

15. Baltes P. B., Reese H., Nesselroade J. Life span developmental psychology: Introduction to research methods. London, UK: Psychology Press, 2014. 286 p.

16. Jackson D. The Russian vision: the art of Ilya Repin. Washington: D. A. P., 2007. 304 p.

17. Robinson O. A Longitudinal mixed-methods case study of quarter-life crisis during the postuniversity transition: Locked-out and locked-in forms in combination // Emerging Adulthood. 2018. № 7 (3). P. 167-179. DOI: 10.1177/2167696818764144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.