Научная статья на тему 'ХУДОЖНИК МАРИЯ МАСЛЕННИКОВА: ПОЭЗИЯ КАРЕЛЬСКОГО ПЕРЕШЕЙКА И ГИМАЛАЕВ В ПАСТЕЛИ'

ХУДОЖНИК МАРИЯ МАСЛЕННИКОВА: ПОЭЗИЯ КАРЕЛЬСКОГО ПЕРЕШЕЙКА И ГИМАЛАЕВ В ПАСТЕЛИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
М.А. МАСЛЕННИКОВА / ПЕЙЗАЖ / ПАСТЕЛЬ / ГИМАЛАИ / КАРЕЛЬСКИЙ ПЕРЕШЕЕК / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / РУССКО-ФИНСКИЕ СВЯЗИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СЕВЕРНАЯ ПРИРОДА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мельничук Лев Дмитриевич

Задачей статьи является выявление идейно-стилистических особенностей творчества современной российской художницы Марии Александровны Масленниковой, продолжающей лучшие традиции российской культуры, в особенности искусства Санкт-Петербурга. Талантливой представительнице художественного творчества, работающей в технике пастели, до настоящего времени не было посвящено ни одной статьи. Но мастер активно принимает участие в различных выставках в России и за рубежом. Корпус работ Масленниковой является значительным образцом современного изобразительного искусства. В листах художницы воплощены актуальные поиски современного искусства: оригинальная авторская разработка жанра пейзажа, русско-финское взаимодействие в области искусства, специфика восприятия северной природы, продолжение традиций ленинградского пейзажа. Наиболее близкий художнице реалистический метод доказывает в ее работах свою актуальность и демонстрирует безграничные возможности, позволяющие решать самые разные художественные задачи. В творчестве художницы в полной мере проявилось столь актуальное ныне «экологическое сознание», призывающее к сохранению природного богатства, росту экологической культуры. Приводимые репродукции картин мастера публикуются впервые. Ценны высказывания Марии Масленниковой, обладающей несомненным литературным дарованием, о себе, своем творчестве, его истоках. Наряду с пастелью художница применяет масло, акрил, гуашь, акриловую темперу. В статье обращено внимание на своеобразие живописной техники, чаще всего применяемой мастером, - работе очень мягкой сухой пастелью по пастельной или грунтованной бумаге. Пастельный пейзаж, представляющий трепетно-строгий или монументальный образ природы Карельского перешейка, является самым распространенным в творчестве мастера. Изображение природы Гималаев также занимает большое место в ее творчестве. Художница вносит свой неповторимый вклад в художественно-эстетическое осмысление Гималаев и восточной культуры. Непознаваемость природы человеком, необходимость поиска их гармоничного сосуществования - основной пафос творчества М. Масленниковой, на выявление которого нацелен весь комплекс содержательно-художественных средств ее работ, последовательно рассмотренный в предлагаемой статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTIST MARIA MASLENNIKOVA: THE POETRY OF THE KARELIAN ISTHMUS AND HIMALAYAS IN PASTEL

The purpose of the article is to identify the ideological and stylistic features of the work of the modern Russian artist Maria A. Maslennikova, who continues the best traditions of Russian culture, especially the art of St. Petersburg. Until now, not a single article has been devoted to the talented representative of artistic creativity, working in the pastel technique. But the master takes an active part in various exhibitions in Russia and abroad. The totality of Maslennikova's artworks is a significant example of contemporary fine art. The artist's graphic sheets embody important topical searches of contemporary art: the original author's development of the landscape genre, Russian-Finnish interaction in the field of art, the specifics of the perception of northern nature, the continuation of the traditions of the Leningrad landscape. The realistic method closest to the artist proves its relevance in her works and demonstrates the limitless possibilities that allow it to solve a variety of artistic tasks. The artist's work fully manifested the so urgent nowadays “ecological consciousness”, calling for the preservation of natural wealth, the growth of ecological culture. Reproductions of the master's paintings are published here for the first time. The statements of Maria Maslennikova, who has an undoubted literary talent, about herself, her work, and their origins, are very valuable. Along with pastels, she uses oil, acrylic, gouache, and acrylic tempera. Attention is drawn to the originality of the painting technique, most often used by the master - working with very soft dry pastels on pastel or primed paper. The pastel landscape, representing the quivering, austere or monumental image of the nature of the Karelian Isthmus, is the most widespread in the work of the master. The landscape of the Himalayas also occupies a large place in her work. The artist makes her unique contribution to the artistic and aesthetic comprehension of the Himalayas and Eastern culture. The unrecognizability of nature by man, the need to search for their harmonious coexistence is the main pathos of the master's work, the identification of which is aimed at the entire complex of meaningful and artistic means of her works, which is consistently considered in this article.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖНИК МАРИЯ МАСЛЕННИКОВА: ПОЭЗИЯ КАРЕЛЬСКОГО ПЕРЕШЕЙКА И ГИМАЛАЕВ В ПАСТЕЛИ»

Iii

•у

V- .

.Dt

Melnichuk, Lev Dmitrievich

Vaganova Ballet Academy, Saint-Petersburg, Russian Federation

ИСКУССТВО X Х-Х X I ВЕКОВ

ART OF THE XX-XXI CENTURIES

Мельничук Лев Дмитриевич

Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

ARTIST MARIA MASLENNIKOVA:

THE POETRY OF THE KARELIAN

ISTHMUS AND HIMALAYAS IN PASTEL

ХУДОЖНИК

МАРИЯ МАСЛЕННИКОВА: ПОЭЗИЯ КАРЕЛЬСКОГО ПЕРЕШЕЙКА И ГИМАЛАЕВ В ПАСТЕЛИ

о о

сч

о ^

о сч

СО <

ОС

э ш

I-Œ

< сч СО со

СО С^ ^ О

О ю

г-

о

Q

БЛАГОДАРНОСТИ:

Автор благодарит Марию Масленникову за написание автобиографии и предоставление для печати фотографий своих работ в высоком качестве.

ACKNOWLEDGMENTS:

The author thanks Maria Maslennikova for writing her autobiography and for providing high quality photographs of her works for printing.

АННОТАЦИЯ

Задачей статьи является выявление идейно-стилистических особенностей творчества современной российской художницы Марии Александровны Масленниковой, продолжающей лучшие традиции российской культуры, в особенности искусства Санкт-Петербурга. Талантливой представительнице художественного творчества, работающей в технике пастели, до настоящего времени не было посвящено ни одной статьи. Но мастер активно принимает участие в различных выставках в России и за рубежом. Корпус работ Масленниковой является значительным образцом современного изобразительного искусства. В листах художницы воплощены актуальные поиски современного искусства: оригинальная авторская разработка жанра пейзажа, русско-финское взаимодействие в области искусства, специфика восприятия северной природы, продолжение традиций ленинградского пейзажа. Наиболее близкий художнице реалистический метод доказывает в ее работах свою актуальность и демонстрирует безграничные возможности, позволяющие решать самые разные художественные задачи. В творчестве художницы в полной мере проявилось столь актуальное ныне «экологическое сознание», призывающее к сохранению природного богатства, росту экологической культуры. Приводимые репродукции картин мастера публикуются впервые. Ценны высказывания Марии Масленниковой, обладающей несомненным литературным дарованием, о себе, своем творчестве, его истоках. Наряду с пастелью художница применяет масло, акрил, гуашь, акриловую темперу. В статье обращено внимание на своеобразие живописной техники, чаще всего применяемой мастером,— работе очень мягкой сухой пастелью по пастельной или грунтованной бумаге. Пастельный пейзаж, представляющий трепетно-строгий или монументальный образ природы Карельского перешейка, является самым распространенным в творчестве мастера. Изображение природы Гималаев также занимает большое место в ее творчестве. Художница вносит свой неповторимый вклад в художественно-эстетическое осмысление Гималаев и восточной культуры. Непознаваемость природы человеком, необходимость поиска их гармоничного сосуществования — основной пафос творчества М. Масленниковой, на выявление которого нацелен весь комплекс содержательно-художественных средств ее работ, последовательно рассмотренный в предлагаемой статье.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: М.А. Масленникова; пейзаж; пастель; Гималаи; Карельский перешеек; Санкт-Петербург; русско-финские связи; экологическая культура; северная природа.

ABSTRACT

The purpose of the article is to identify the ideological and stylistic features of the work of the modern Russian artist Maria A. Maslennikova, who continues the best traditions of Russian culture, especially the art of St. Petersburg. Until now, not a single article has been devoted to the talented representative of artistic creativity, working in the pastel technique. But the master takes an active part in various exhibitions in Russia and abroad. The totality of Maslennikova's artworks is a significant example of contemporary fine art. The artist's graphic sheets embody important topical searches of contemporary art: the original author's development of the landscape genre, Russian-Finnish interaction in the field of art, the specifics of the perception of northern nature, the continuation of the traditions of the Leningrad landscape. The realistic method closest to the artist proves its relevance in her works and demonstrates the limitless possibilities that allow it to solve a variety of artistic tasks. The artist's work fully manifested the so urgent nowadays "ecological consciousness", calling for the preservation of natural wealth, the growth of ecological culture. Reproductions of the master's paintings are published here for the first time. The statements of Maria Maslennikova, who has an undoubted literary talent, about herself, her work, and their origins, are very valuable. Along with pastels, she uses oil, acrylic, gouache, and acrylic tempera. Attention is drawn to the originality of the painting technique, most often used by the master—working with very soft dry pastels on pastel or primed paper. The pastel landscape, representing the quivering, austere or monumental image of the nature of the Karelian Isthmus, is the most widespread in the work of the master. The landscape of the Himalayas also occupies a large place in her work. The artist makes her unique contribution to the artistic and aesthetic comprehension of the Himalayas and Eastern culture. The unrecognizability of nature by man, the need to search for their harmonious coexistence is the main pathos of the master's work, the identification of which is aimed at the entire complex of meaningful and artistic means of her works, which is consistently considered in this article.

KEYWORDS: Maria Maslennikova; landscape; pastel; Himalayas; Karelian Isthmus; St. Petersburg; Russian-Finnish ties; ecological culture; northern nature.

ИСКУССТВО XX-XXI ВЕКОВ

Введение

Произведениям художницы-пастелистки Марии Масленниковой до сих пор не было посвящено ни одной искусствоведческой статьи. Между тем мастер работает уже немало и плодотворно, участвует в многочисленных выставках в России и за рубежом. В 2020 году художница получила две премии (канадского «Pastel Society of Eastern» и конкурса пастелистов «New Mexico»). В живописи мастера запечатлен ряд важных и актуальных современных общественных и художественных поисков: своеобразное индивидуализированное художественное восприятие Русского Севера и Гималаев, оригинальная трактовка пейзажного жанра, актуальность реалистического метода в отечественном искусстве, вопрос насущной необходимости формирования у наших современников «экологического сознания» — призыв к сохранению природной красоты, взаимовлияние России и Финляндии. Все эти вопросы решаются Масленниковой в изобразительных произведениях, выполненных в технике пастели и демонстрирующих ее богатейшие образно-выразительные возможности.

Методы

Последовательное рассмотрение идейно-стилистических черт искусства художницы, проведенное с использованием комплексного искусствоведческого метода на основе герменевтики, формально-стилистического анализа, иконологии, иконографии и биографического методов позволяет сделать ряд существенных выводов.

Биография

Мария Масленикова родилась в 1980 году в Санкт-Петербурге. Героиня статьи имеет полное право гордиться тем, что окончила два престижных учебных заведения: после обучения в Художественном лицее имени Б.В. Иогансона Масленникова поступила в Санкт-Петербургскую академию художеств и окончила ее в 2005 году. Художница училась у известных педагогов Юрия Калюты, Дмитрия Кичко и Владимира Загонека.

Большое влияние на становление художницы оказали ее отец и мать. Сама М. Масленникова говорит об этом так: «Мои родители — так называемые народные мастера, была такая категория в Ленинградском союзе художников. Мама и отец во времена моего детства занимались прикладным народным искусством Северо-Запада России: Карелии, Архангельской области. Родители много чего делали своими руками — резных деревянных птиц, берестяные туеса с росписью и теснением, плетеные берестяные изделия, плетенные из ивы предметы и мебель. В экспозиции Этнографического музея есть и работы моего отца».

Нельзя не сказать об увлечении Марии спортом. И на этом поприще она достигла немалых успехов.

Более того, спорт (ски-альпинизм, альпинизм, скалолазание, лыжные гонки, хождение под парусами) «помогает» и творчеству мастера. Например, пейзажи Гималаев выполнены Масленниковой во время восхождений художницы-горнолыжницы. Спорту посвящен и выразительный монолог нашей героини: «Моя страсть к путешествиям привела меня к занятиям альпинизмом на старших курсах академии. Постепенно, кроме альпинизма и сопутствующих дисциплин вроде скалолазания, я увлеклась еще и лыжными гонками, так как альпинисты использовали в своей подготовке беговые лыжи. Любовь к снегу и зимнему лесу надолго определила лыжные гонки в моей жизни. Я мастер спорта по альпинизму и кандидат в мастера спорта по лыжным гонкам, член сборной команды города по альпинизму в дисциплине ски-альпинизм. Сейчас я еще являюсь личным тренером лыжника-гонщика, одного из лидеров города. Это кропотливая и трудоемкая работа. Иногда я принимаю участие в приключенческих мультиспортивных гонках, бывает, удается стать призером. Например, в этом году готовлюсь к соревнованиям "Redfox adventure race", которые будут проходить под Выборгом».

Мария Масленникова — участник многих выставок в Санкт-Петербурге, Москве, а также других городах России. Работы художницы находятся в частных коллекциях России и Европы.

Стилевое своеобразие

Творчество художницы простирается в очень широком стилистическом диапазоне и является зримым свидетельством самых разных художественных влияний: реализма, импрессионизма, символизма. Подобный стилевой синтез был не редкостью в искусстве рубежа XIX-XX веков. Позже он стал встречаться реже, но не исчез даже сейчас. Эпоха постмодерна придала этому процессу новый импульс. Тем не менее работы Марии Масленниковой, в основном, тяготеют к реалистическим принципам формообразования, точнее, к их творческому переосмыслению в соответствии с духом сегодняшнего времени. Очевидно, что возможности реализма огромны, этот метод и ныне успешно доказывает, что ему подвластно воплощение самой разной проблематики.

Ведущий жанр

Встречаются среди работ художницы бытовая живопись, условные декоративные композиции. Но пейзаж почти полновластно царит в работах мастера. Осмысление этого жанра многообразно: пейзажи лирико-эпический и лирический, ирреальный пейзаж-видение, идиллический городской пейзаж. Более всего распространены в работах пастелистки два варианта жанра: камерный пейзаж настроения, причем созерцательного характера («На фарватере

ART OF THE ^he ^ Eurasia

XX-XXI CENTURIES no.2 <21)2021

1. М. Масленникова. На фарватере в Турку.

Бумага, пастель. Собственность автора. Фотография автора

1

в Турку», рис. 1; «Белое море», рис. 2), и лиро-эпический пейзаж («Фарватер», рис. 3). Изредка художница создает повествовательные («Идут с залива» («Ветер с моря»)) и причудливые реально-фантастические пейзажи («Азиатские горы. Звездная ночь в Фанских горах»).

Иногда в работах представлен природно-архитектурный пейзаж («Павловск. Осень», «Италия», рис. 4). Но чаще всего в произведениях художницы запечатлен природный, а точнее, своеобразный природно-морской пейзаж. В нем северный лес, гигантские скалы «встречаются» с обширными водными просторами, создавая место встречи суши и воды под нередко тяжело нависающим сумрачным небесным сводом.

Содержательные особенности

Почти все пейзажи мастера малолюдны. Сосредоточенное индивидуальное переживание художницей окружающей среды, их безмолвный диалог — важная составляющая содержания произведений Масленниковой.

В работах запечатлено интровертное, внешне спокойное, но внутренне сосредоточенное, иногда

напряженное восприятие и переживание Природы. Она также зачастую внешне спокойна, малоподвижна, даже блекла. Но в мире природном заключено огромное и непрерывное внутреннее движение, самые разнообразные ритмы. Медленно мы погружаемся в глубины часто труднопостигаемых жизненных процессов.

Но, скорее всего, самый глубокий содержательный слой в творчестве художницы — идея неразрывной связи человека и мира природного, стремление к сохранению богатства жизни на Земле. Актуальная тема необходимости развития «экологического сознания» человечества, его экологической культуры, призыв к сохранению живого мира звучит в работах в эстетической рафинированной форме, очень сдержанно, но уверенно и непреклонно.

Предмет изображения

Мир художницы — Петербург, Финский и Ботнический заливы Балтийского моря, Белое море и Гималаи, реже Кавказ. Занятие альпинизмом, хождение под парусом и богатый опыт путешествий позволяют Марии увидеть эти суровые места. Но в первую очередь любимые натурные места

ИСКУССТВО X Х-Х X I ВЕКОВ

2. М. Масленникова. Белое море.

Бумага, пастель. Собственность автора. Фотография автора

3. М. Масленникова. Фарватер.

2017.

Бумага, пастель. 30 х 50.

Частное собрание. Фотография автора

ART OF THE XX-XXI CENTURIES

The Art of Eurasia

NO.2(21)2021

4. М. Масленникова. Италия.

2007.

Бумага, акрил. 50 х 60.

Собственность автора. Фотография автора

мастера расположены на Карельском перешейке («Олений остров», «Осень в Токсово», «Весна в Токсово», «Ветреный вечер в шхерах», «Остров на Хеппоярви») и в Гималаях. Однако узнаваемы и неназванные места северного побережья Финского залива («Последний лед»). В некоторых случаях топографию даже можно установить точнее, например побережье между Комарово и Зеленогорском («Апрель»).

Но главный объект художественной интерпретации художницы — природа Карельского перешейка. Мария Масленникова любит и постоянно посещает эти уникальные места. Душа у художницы болит за уничтожаемую прекрасную природу перешейка.

Об истоках любви к этим местам говорит сама художница: «Мы много путешествовали по Карелии. С тех пор, с детства у меня любовь к Русскому Северу, уважение к деревянному

ИСКУССТВО XX-XXI ВЕКОВ

зодчеству и прикладному искусству. Когда мне было семь лет, мои родители переехали из Ленинграда на берег Финского залива, в финский дом времен Зимней войны. В 1987 году с этой территории только что сняли закрытый режим, и мы оказались в настоящем заповеднике, который благодаря огромной закрытой зоне вокруг военного завода представлял собой уникальный ландшафт. Старинные финские земли заросли за пятьдесят лет сосновыми и еловыми лесами, но местами сохранили хутора и небольшие поля, характерные для финских поселений. Дач практически не было. В то самое время у меня появилось желание научиться рисовать и рисовать именно пейзажи. Моя семья продолжала активно путешествовать, и к окончанию школы мы с родителями обошли под парусом всё побережье Белого моря, во многих местах бывали многократно. Зимой путешествовали на лыжах по Кольскому полуострову и Карелии. Параллельно в школьном возрасте и на первых курсах института мне довелось проводить много времени на острове Валаам. Во время работы там в биологической исследовательской экспедиции мне приходилось бродить по густым лесам и дикому побережью, грести белыми ночами на лодке и сидеть на скалах, наблюдая за птицами. В то время на острове был заповедник».

Естественно, что эта необыкновенная земля, отмеченная особой красотой и древней культурой, повлияла на творчество Марии Масленниковой: «Именно тогда и сложились мои эстетические пристрастия. Я северный человек, северный художник. Тысяча тонких оттенков серых, серебристых цветов, сдержанный колорит, затейливая графика северной природы занимали мои чувства. Яркие цвета тоже свойственны краскам севера, но и они совершенно особенные».

Техника исполнения

Среди материалов, используемых Масленниковой,— масло, акрил, гуашь, темпера, в особенности на основе акрила. Но чаще всего мастер предпочитает работать пастелью. Она удобна на любимом художницей пленэре. Кроме того, такие качества техники, как нежность пастельного тона, его благородная бархатистость, сдержанность и приглушенность, близки Масленниковой. Впрочем, автору удается достичь и декоративности, и звучности тонов («Апрель»).

Поэтому выполненный в технике пастели относительно небольшой по формату пейзаж, представляющий трепетно-строгий или монументальный образ эпической природы Карельского перешейка,— наиболее распространенный образец творчества художницы.

Сначала любимыми техниками Масленниковой были гуашь и темпера сухой кистью (монохромная

или двухсветная, реже трехцветная). Работа в этих техниках основана на втирании сухой кистью краски в ватман. С 2008 года художница предпочитает использовать пастель. Сейчас Мария Масленникова работает чаще всего сухой пастелью по специальной пастельной или по грунтованной бумаге.

Композиционные средства

Художница всегда тяготеет к живописной трактовке: «Именно в технике сухой пастели в моей работе несравненно больше живописных качеств, чем в работах маслом или акрилом».

Пейзажи создаются умелым и лаконичным отбором деталей и использованием выразительно-композиционных средств. Скалы, стволы массивных деревьев, большие водные просторы создают ритмические акценты, придающие работам монументальность. Но изгибы ветвей, трава, кустарники в нежных, высветленных, легких тонах привносят в листы лирическое начало. Композиции произведений мастера чаще всего центробежные и динамичные. Но это движение осложненное, многоэтапное. Оно, как правило, чуждо резких порывов. Ритмы работ художницы сложно разработанные, немного прихотливые.

Один из «секретов» воздействия пастелей художницы заключается в особенностях композиционных осей. В этом отношении в творчестве пастелистки главное значение принадлежит глубинно-пространственной композиции. Небольшие работы с минимумом внешнего действия «втягивают» нас в свой мир. Применение диагональных композиционных осей всегда придает динамику композициям. В работах ни в коей мере не статичная, а спокойная, полная величавой гармонии природа живет, «движется», ведомая известным только ей таинственным смыслом. Северная, часто суровая природа живет своей жизнью.

Художественные связи

Очевидно, что на творчество мастера оказали большое влияние традиции ленинградского пейзажа («Фонтанка, дворы», рис. 5; «Петербург, зима», рис. 6). Живописная трактовка пространства, сдержанность тонов, точный выбор лаконичных выразительных средств — наиболее характерные приметы сопричастности художницы к этому направлению.

Кроме того, ряд произведений, в первую очередь листы «Звездная ночь в Фанских горах», «Тропа» (рис. 7) написаны под явным впечатлением от творчества Н.К. Рериха. Высокая точка зрения, огромные плоскости гор и долин, монументальная образность, условность, проступающая в реальном, географическое пространство (Азия), поющие и сияющие насыщенные тона, огромное значение сине-голубых тонов (лейттон) — всё это говорит

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ART OF THE XX-XXI CENTURIES

The Art of Eurasia

NO.2(21)2021

5. М. Масленникова. Фонтанка, дворы.

Бумага, пастель. Собственность автора. Фотография автора

6. М. Масленникова. Петербург, зима.

2018.

Холст, масло. 80 х 80.

Частное собрание. Фотография автора

о влиянии искусства большого художника и мыслителя, неутомимого путешественника. Восторг от волшебной красоты Средней Азии и Гималаев (ср. с: [6, с. 125]) запечатлен в этих работах. Эта природа также очень близка М.А. Масленниковой. Насколько гармонично и утонченно созерцательное восприятие художником природы Севера и Азии. Это территории, активно повлиявшие на творчество обоих мастеров.

Подробнее нужно сказать о том, что Масленникова принадлежит к числу художников, воплощающих российскую и финскую художественные традиции. Мария любит и Россию, и Финляндию, но более всего Карельский перешеек — пограничное пространство, поэтому в ее творчестве выразительно претворяются черты этих двух культур (см. об этом, напр.: [1; 2, с. 304; 3, с. 98; 4; 5, с. 30; 7, р. 17]).

Русско-финские художественные связи имеют большую историю. Крупнейшие художники, скульпторы, архитекторы, а также художественные критики России и Финляндии принимали участие в формировании этого художественного процесса. С ним связан ряд ключевых, «узловых» точек искусства двух культур.

Обозначим вкратце самые существенные моменты пересечения образности карельских пейзажей Марии Масленниковой и посвященных этой природе картин финских художников. Работы

художницы, в некоторой мере, близки произведениям известного пейзажиста Альберта Гебхардта. Он также часто создавал марины, представляющие сияющие ряды волн в легком бризе, эпически монументальные скалы под низкими сумрачными небесами в сдержанной ритмике. И с работами Пекка Халоне, также наиболее активно работавшего в пейзажном жанре, произведения художницы сближает ряд общих художественных приемов: использование размытых контуров предметов, создающих цельную, отчасти призрачную, отчасти реальную жизненную среду, сдержанного колорита и высокого, высветленного общего светового тона. Наконец, ряд крупных пейзажных работ Акселя Галлен-Каллелы также отмечен монументальной сдержанностью и эпичной образностью. В этих работах мерно текут северные реки, спокойно извиваясь на фоне сдержанно-величественной природы. Наконец, сама экологическая тематика занимает центральное место не только в работах художницы, но и в культуре современной Скандинавии. И в этом заключена, вероятно, главная причина столь тесной связи творчества мастера с западноевропейской северной культурой.

Результаты

Северная природа, малолюдная и часто суровая, в работах Марии Масленниковой живет своей

ИСКУССТВО XX-XXI ВЕКОВ

жизнью: благородной, разнообразной и сложной. У нее есть и строгость, и непосредственность, и величие, и уют. На Севере цветовая гамма и световой диапазон ограничены, но нюансировка света и тонов велики. Особенно существенно, что к образу Гималаев, Востока обращается мастер, в основном находящийся в орбите русско-европейской художественной парадигмы. Это говорит о значимости Гималаев и Азии даже для европеизированного направления русской культуры, оригинальности интерпретации художницы, вносящей свой неповторимый вклад в художественно-эстетическое осмысление Гималаев и восточной культуры. В некоторой мере мир природы сопричастен человеку, открывается ему. Спокойный лаконизм образного

мира художницы свидетельствует, что мы лишь частично погружены в тайны мироздания. Так, сама «недосказанность» образности в живописи Марии Масленниковой в обобщенной художественной форме говорит о величии природы и ее непознаваемости человеком. Работы художницы показывают большое значение реалистического метода в наше время, силу классического искусства, которое может ответить на самые существенные запросы современности, сопричастно душевному складу человека начала XXI века. Невозможно преувеличить актуальность и важность темы необходимости роста экологической культуры — центральную идею творчества талантливой художницы.

eg о eg

> то

ф +■>

то тз

Е

-Q

eg о сч

ю о

ART OF THE

The Art of Eurasia

XX-XXI CENTURIES n0.2 (21)2021

Литература

1. Бартенев А.И., Прохоренко ПЕ. Выставка русских и финляндских художников 1898 года: у истоков художественного объединения «Мир искусства» // Месмахеровские чтения - 2018: материалы междунар. науч.-практ. конф., 21-22 марта 2018 г.: сб. науч. ст. / науч. ред. А.О. Котломанов. СПб: СППХПА им. А.Л. Штиглица, 2018. С. 18-25.

2. Никонова И.Н. М.В. Нестеров // История русского искусства. В 13 т. Т. 10. Кн. 1. М.: Наука, 1986. С. 296-318.

3. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX - нач. XX в. - 2 изд. - М.: АСТ-Пресс; Паларт, 2001. 302 с.

4. Сойни Е.П Финляндия в русском искусстве. 1890-2010. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2013. 170 с.

5. Эткинд М.А. Александр Николаевич Бенуа. 1870-1960. Живопись. Скульптура. Графика. Л. - М.: Искусство, 1965. 216 с.

6. Урубку Д.А. Прогулки по Вертикали. М.: Paulsen, 2012. 240 с.

7. Baak J. van. Northern Cultures: What could this Mean? // The Baltic Languages and Cultures in Interaction. Groningen, 1995. P. 17-21.

References

in

© 1. Bartenev A.I., Prokhorenko G.E. Vystavka russkih i finlyandskih hudozhnikov 1898 goda: u istokov hudozhestvennogo obedineniya

"Mir iskusstva" [Exhibition of Russian and Finnish artists of 1898: at the origins of the art association "World of Art"]. In: Kotlomanov A.O. (ed.). Mesmaherovskie chteniya - 2018 [Proceedings of conference "Mesmakhers readings - 2018"]. Sankt-Peterburg, Stieglitz Academy Publ., 2018, pp. 18-25. (In Russian).

2. Nikonova I.N. M.V. Nesterov. Istoriya russkogo iskusstva [History of Russian art. In 13 vol.]. Vol. 10. Book. 1. Moscow, Nauka Publ., 1986, pp. 296-318. (In Russian).

c 3. Sarabyanov D.V. Istoriya russkogo iskusstva konca XIX - nach. XX v. [History of Russian art of the late 19th - early 20th century].

O Moscow, AST-Press, Galart Publ. 2001. 302 p. (In Russian).

$ 4. Soini E.G. Finlyandiya v russkom iskusstve. 1890-2010 [Finland in Russian art. 1890-2010]. Petrozavodsk, Karelian Research

Centre RAS Publ. 2013, 170 p. (In Russian).

5. Etkind M.A. Aleksandr Nikolaevich Benua. 1870-1960. Zhivopis'. Skul'ptura. Grafika. [Alexander Nikolaevich Benois. 1870-1960.

p Painting. Sculpture. Graphics]. Leningrad, Moscow, Iskusstvo Publ., 1965. 216 p. (In Russian).

6. Urubku D.A. Progulki po Vertikali [Vertical walks]. Moscow, Paulsen Publ. 2012. 240 p. (In Russian).

7. Baak J. van. Northern Cultures: What could this Mean? The Baltic Languages and Cultures in Interaction. Groningen, Scandinavisch Inst., Rijskuniv, 1995, pp. 17-21.

о ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ: Мельничук Лев Дмитриевич — аспирант, Академия Русского балета

им. А. Я. Вагановой, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. ORCID 0000-0003-2887-3981. E-mail: levmelnichukspb@gmail. com

z

ф ц

с

>

H

о о с

то

H

§ Russian Federation. ORCID 0000-0003-2887-3981. E-mail: levmelnichukspb@gmail.com

ABOUT AUTHOR: Melnichuk, Lev Dmitrievich — graduate student, Vaganova Ballet Academy, Saint-Petersburg,

Для цитирования

For citation:

Мельничук Л.Д. Художник Мария Масленникова: поэзия Карельского перешейка и Гималаев в пастели // Искусство Евразии [Электронныйжурнал]. 2021. № 2 (21). С. 22-31. DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.02.002. URL: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/739

Melnichuk L.D. Artist Maria Maslennikova: the poetry of the Karelian isthmus and Himalayas in pastel. Iskusstvo Evrazii —

The Art of Eurasia, 2021, No. 2 (21), pp. 22-31. DOI: https://10.46748/ARTEURAS.2021.02.002.

Available at: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/739 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.