12. О привлечении работниц и крестьянок к работе в советских учреждениях [Электронный ресурс]. - Декреты Совета народных комиссаров РСФСР: сайт. - URL : http://www.worklib.ru/laws/ussr/100113522.php (дата обращения: 15.04.2008).
13. Шевченко, Л. А. Деятельность женских организаций в системе советского общества в 1920-е гг. (на материалах Иркутской губернии) [Текст] / Л. А. Шевченко // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 2 (14). - С. 120-123.
14. Статистический ежегодник Иркутской губернии 1922-1923 гг. [Текст]. -Иркутск, 1924. - С. 487.
15. Козлова, Н. Н. Женотделы в контексте эмансипированного проекта большевиков (на материалах Тверской губернии) [Электронный ресурс] / Н. Н. Козлова // Женские и гендерные исследования в Тверском государственном университете. Тверской центр гендерных исследований: сайт. - URL : hpp // mbstver.rmcgi-bin/irbis64r... cgiirbis_64.exe (дата обращения: 12.09.2008).
16. Консулаки, В. Основная задача делегатских собраний [Текст] / В. Кон-сулаки // Власть труда. -1926. 1 авг.
17. Путиловская, Н. К.Н. Самойлова [Текст], в кн.: Славные большевички, М., 1958.
18. Газета «Власть труда» основана в 1920 г как печатный орган иркутских окружных комитета ВКП(б), исполкома и профсовета.
19. Циркулярное письмо уездным отделам работниц [Текст]. ГАНИИО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 427. Л.17.
20. Материалы к XI губпартконференции РКП (б) [Текст]. ГАНИИО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2092. Л. 67.
21. ГАНИИО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2092. Л. 34-38.
22. ГАНИИО. Ф. 1. Оп.1. Д. 1701. Л. 17 об.
23. Отчет отдела по работе среди работниц и крестьянок Иркутской губернии за п-д с 1.10.24 по 1.01.25 г. [Текст]. ГАНИИО. Ф.16. Оп.1. Д. 2510. Л. 4.
Эккли Массимо
Ассистент кафедры романской филологии Институт иностранных языков ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, Россия
УДК 75.03 ББК 85.143 (2) 6
ИСУПОВ И ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
Данная статья посвящена известному художнику А.В. Исупову, его жизни во время Второй мировой войны в Риме, его участие в итальянском Сопротивлении и влияние войны в его творчестве. Особое внимание уделяется его портретам, автопортретам, пейзажам и натюрмортам, так как с их помощью художник выражает свои эмоции и чувства о Родине в фашисткой Италии во время Второй мировой войны.
Ключевые слова: статья; история; вторая мировая война; искусство; автор; издатель; читатель.
ISUPOV AND WORLD WAR II
This article is devoted to a well-known artist A.V. Isupov, and his life during World War II in Rome, as well as his involvement in the Italian Resistance and the war influence in his creativity. The special attention is paid to his portraits, self-portraits, landscapes and still-lives by means of which the artist expresses the emotions and feelings about the homeland in fascist Italy during World War II.
Key words: article; history; World War II; art; author; publisher; reader.
Художник Исупов Алексей Владимирович и вторая мировая война
А.В. Исупов родился 10 марта 1889 г. в городе Вятка в семье мастера по иконостасному делу, резчика по дереву и позолотчика. Его учителями были Черногоров Анастасий Михайлович и Кротов Василий Иванович, которые приехали в город Вятка чтобы расписать Успенский собор в Трифоновском монастыре, который смог достичь пика своего развития при художнике А.М. Васнецове.
Первые работы А.В. Исупова появляются в 1903 г., всё в том же городе Вятка, и во время одной художественной ярмарки ему предложили переехать в Москву, чтобы обучаться живописи.
Несмотря на протесты родителей, он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Не так легко для молодого провинциального художника акклиматизироваться в шумной московской жизни, но его стремление работать и думать помогают ему устроиться на новом месте, что на самом деле демонстрирует его работоспособность и врождённый талант. В 90-х гг. XIX в. А.В. Исупов много путешествует по Уралу. В этот период он женится на Ивановой Тамаре Николаевне, дочери купца из Оренбурга. Наступила Первая мировая война. С 1915 г. по 1921 г. художник служит в стрелковом запасном полку в Узбекистане. Но война для Исупова всё ещё не была чем-то ужасным. Он продолжал писать пейзажи и в конце 1917 г. возвращается в Москву, но уже в середине 1918 г. ему необходимо вернуться в Ташкент.
В 1919 г. Алексей Владимирович изучает в Ташкентской художественной школе стереотипы национальности. Приходится продавать свои работы, предлагая их на рынках, полных народу, в чайных гостиных, в кузнечных мастерских, на дорогах. Зачастую он понимает, что должен зарабатывать на жизнь, рисуя обложки книг и готовые иллюстрации, участвуя в оценке персидских миниатюр, начинает писать на фанере, создавая портреты, но этих работ сохранилось очень мало.
В октябре 1921 г. семья Исуповых возвращается в Москву, где встает вопрос, на что жить.
Исупов, как все его коллеги, должен рисовать то, что ему предлагает молодое советское государство, затем он вступает в Ассоциацию художников революционной России и в Общество художников московской школы. Таким
образом, он смог улучшить свой материальный статус в столице. Исупов много сотрудничает со своей старой родиной, помогает горожанам Вятки основать Исторический художественный музей. Ему также предложили выставить свои картины в Соединённых Штатах. После персональной выставки за границей в творческой жизни многое изменилось.
В 1926 г. в возрасте 36 лет Алексей Исупов выехал семьей в Италию. Истинной причиной отъезда Исупова была его неизлечимая болезнь суставов (костный туберкулез). В Риме он покупает небольшую студию, чтобы работать, завершить писать начатые картины. Этот период - период расцвета творчества Исупова. Он экспериментирует в новых жанрах, совершенствует стиль, усложняет композицию художественных произведений.
В 30-е годы появляется «Дама с бокалом» - великолепный портрет одной женщины в расцвете своих лет, указывает на лёгкость, с которой она могла ещё жить: бутылка вина, бокал в руке, румяное лицо с лёгкой улыбкой, цвет кожи -все это признаки беззаботности и красивой жизни, которая контрастирует с тёмным фоном реальной жизни. Какая же точная иллюстрация автора, который хочет показать жизнь ещё далёкого от Второй мировой войны периода.
В 1942 г. рисует портрет женщины «Перед зеркалом», в 1943 г. «Автопортрет с собакой Ватрушкой» и «Дама с подносом» являются также примерами о периоде, для всех хорошо известном и очень тяжёлом.
Уже в 1928-1929 гг. Исупов выставляет свои работы в Милане, Риме; купленные многими музеями его картины не утратили своей актуальности и в 40-е годы.
В период между 20 и 30 годами XX в., путешествуя по Италии, он рисует пейзажи, сцены ежедневной жизни, портреты и автопортреты, со своими картинами он получает значимую известность среди круга европейских художников. Его выставки, которые имели огромный успех на протяжении нескольких лет: в Риме 1927, 1928, 1933, 1945 гг., в Милане 1929 и 1931, выставки в Бергамо и Триесте 1935 г., в Турине 1937 г. Также его выставки пользовались большим успехом во Франции, в Нидерландах и Бельгии.
Работы А. Исупова появились также на художественных Советских выставках и на самой главной государственной передвижной выставке в 1925 году. Это время знакомства, формирования дружеских связей с Советским Союзом, Максимом Горьким, с послом Советского союза в Риме Д.И. Курским. Во время Второй мировой войны художник активно принимает участие в Сопротивлении.
Война и последние годы жизни
Алексей Владимирович в течение всех лет жил и работал за границей, он часто думал вернуться в Россию, его тяготила отдаленность от своей Родины, которая переживала самый сложный период - период Второй мировой войны. Художник активно помогал делу итальянского Сопротивления в борьбе с установленным в Италии фашистским режимом. Действительно в своем доме прятал солдат Красной Армии, сбежавших из тюрем.
О нём писал Флейшер: «Я никогда не устану рассказывать, как Алексей Владимирович помогал заключённым сбегать из концлагерей, сколько любви он выражал им, сколько заботы. Алексей Владимирович превратил свою мастерскую в конспиративную квартиру, хотя его студия находилась прямо напротив фашистской казармы. Всячески стараясь помочь своим соотечественникам, он постоянно оказывал материальную помощь отряду советских партизан».
Также было найдено письмо, адресованное Кубышкиной на Урал, сестре Исупова, в котором было написано следующее: « В квартире Вашего брата мы нашли приют, нас покормили, спрятали от Гестапо. Вскоре мы узнали, что ваш брат приютил много советских узников войны. Для нас он был великим патриотом, и за это я был очень благодарен ему».
Во время войны Исупов продолжал заниматься искусством, но в 50-х годах он практически ничего не писал, т.к. обострилась его болезнь, и он всё чаще находился в депрессии. Его жена вспоминала, как он часто запирался в своей мастерской, не посещал открытие своих выставок и не верил больше, что когда-нибудь он вернётся в Россию.
Художник умер в Риме 17 июня 1957 года. Похоронен на Римском кладбище Тестаччо, где покоятся К.П. Брюллов, П.Н. Орлов, братья А.А. и П.А. Сведомские, В.И. Иванов и др.
Захоронение: зона 1, отсек 2, ряд 7, пг.2859 - порядковый номер в архиве его документов на кладбище и в Русской православной церкви Святого Николая из Барии в Риме.
Итальянские творения художника отличают многогранность, разножанровость: от натюрморта до анималистики. Однако наибольшую известность получили портреты А. Исупова. Его живопись кажется импровизацией. Каждая его картина словно случайно воссозданное на полотне впечатление. Но на самом деле тема впечатления, рассчитанная самим художником, была идеальным вдохновением, которое он искал в жизни постоянно. Независимо от рисунка, будь то портрет, автопортрет, натюрморт, их воспринимали по-разному: от бытовых видений до самых высоких тем. Для художника был очень важен контраст между тенью и светом, между тёмными цветами и светлыми, он придавал большое значение белым цветам в одежде. В его произведениях можно заметить нотки импрессионизма, как в портрете «Жена художника», написанном в 30-е годы, и в портретах, уже вышеперечисленных «Дама с подносом» и « Перед зеркалом» 1942 года, «Автопортрет с собакой Ватрушкой» 1943 года.
Самыми важными картинами являются те, что представляют сцены повседневной жизни как источник воспоминаний художника, часто возвращавшегося к жизни в России, например к сценам жизни крестьян. С 1929 года он концентрируется на теме, связанной с изображением лошадей, которых представляет в разных ситуациях жизни: как в тяжелой ежедневной работе, так и в конном спорте. Итак, для Исупова лошадь является не только символом чрезмерной силы для тяжёлых полевых работ (такая форма животного была
описана художником), но и символ красоты, силы, мощи и свободы, которая выражается во всём великолепии в скачках. Лошадь описана с такой любовью, которую нельзя изобразить случайно, он выражает её в самых мелких деталях, например, в напряженной работе мышц, филигранности всего корпуса животного, поражающего взгляд художника и человека.
В его полотнах мы видим больше чем лошадь в ситуации, типичной для крестьянской жизни. Так, на картине «Лошади» изображена не столько тяжелая работа, сколько сложность жизни, переданная через картину. Эта развернутая художественная метафора, которая позволяет художнику А. Исупову передать свои впечатления бытия.
Лошадь и её гонка всегда дают нам чувство свободы, он демонстрирует его прекрасно, особенно в движениях лошади, которые выражают её силу, красоту, грацию и ловкость, движение гонки выражено через движение каждого мускула, подчеркивается поднятыми клубами пыли.
Это стремление к свободе наиболее заметно во время Второй мировой войны. Художник чувствует себя нужным в постоянной партизанской борьбе против фашизма, что подтверждается его дружбой с одним из руководителей римского Сопротивления - Алексеем Николаевичем Флейшером, и в его желании вернуться на Родину, поддержанное женой, - об этом говорит и Ольга Бабак на сайте «La vita odessita» ГБабак, http://www.lavita-odessita.narod.ru/partigiani.html] и Галлени в своей книге «Советские партизаны в итальянском сопротивлении» [Gallieni, 1967, p. 44].
В первые дни июня 1944 г. вермахт оставляет «вечный» город, и на следующий день в Рим входят союзники, во главе с группой партизан, которые гордо несли флаги Красной Армии. Их было примерно 182 бойца, из Рима и провинций. В городе они расположились в здании посольства Таиланда, оставшееся без дипломатов, которые покинули его, отправившимся вслед за Муссолини в город Сало, на озере Гарда в северной Италии.
Посол оставил Виллу Тай в руках А.Н. Флейшера, а сам последовал за Муссолини. Итак, Вилла Тай стала местом дислокации советских партизан. Союзники вместе с антифашистским подпольем вошли в Рим, официально освободившийся от нацистов. Впервые в истории они вносят в Ватикан символы Советского Союза. Римский Папа Пио XII, узнав что флаги принесли советские партизаны, писал: «В этот период вся ситуация не была ясна до конца. Как понимать, что советские крестьяне вышли не для того, чтобы спасти свою собственную жизнь, а для борьбы против смерти! Какие молодцы! И думать, что они так далеки от своей Родины. Русский народ разный, но я уверен, что скоро они войдут в Берлин» [Римский обозреватель (L'osservatore Romano), 11 июня 1944].
Так и получилось, что под носом у фашистов и нацистов, работал партизанский отряд из патриотов и русских эмигрантов. Исупов держал свою мастерскую напротив фашистских казарм, с ним всегда работали 2-3 партизана, о которых заботились Исупов и его жена Тамара.
Война приблизила его к своей Родине. Вместе с любящей женой и другом А.Н. Флейшером, он чувствовал ответственность за своих подопечных. Всё это давало ему вдохновение, эмоции, переданные в картинах, в с портретах людей и автопортретах, с использованием контраста, где строгий фон указывал бы на сложность момента. Описание типичного русского пейзажа и его сельского пейзажа с присутствием животных, в частности лошадей, всё эти изображения повседневной жизни в моменты тяжёлой работы лошади, чувство свободы и красоты, которое человек только может испытывать, всё это он видел и слышал в повседневной жизни, о которой хотел рассказать нам через свои картины. Показать реальность через живопись, через повседневную партизанскую активность с закрытым характером, но огромным сердцем, желанием вернуться на Родину после войны. Однако эта мечта так и осталась несбыточной мечтой.
Библиографический список
1.Бабак, О. Советские воины в Итальянском Сопротивлении [Электронный ресурс! / О. Бабак // Сайт «La vita odessita». - URL : http://www.lavita-odessita.narod.ru/partigiani.html (дата обращения: 23.05.2013).
2.Исупов Алексей Владимирович [Электронный ресурс] // Википедия:
свободная_энциклопедия._-_URL_:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Исупов, Алексей Владимирович_(дата
обращения: 23.08.2013).
3.Кувалдина, И. В. Итальянский период творчества А. В. Исупова [Электронный ресурс] / И. В. Кувалдина. - 2008. - URL : http://www.artrz.ru/download/1804836099/1804856792/14 (дата обращения: 15.07.2013).
4.Кувалдина, И. В Творчество А. В. Исупова в контексте русского и итальянского искусства первой половины XX века [Текст] / И. В. Кувалдина. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - 48 с.
5.Любимова, И. Алексей Исупов. Россия - Италия. К 120-летию со дня рождения художника. 35-выставка проекта «Золотая карта России». [Текст] / И. Любимова. - М. : Государственная Третьяковская Галерея. 2009. - 29 с.
6._Проект «ЗОЛОТАЯ КАРТА РОССИИ». Алексей Исупов. Россия - Италия. К 120-летию со дня рождения художника. Из собрания Кировского областного художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых [Электронный ресурс] // Третьяковская галерея : офиц. сайт. - URL : http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/exhibitions/exhibitions1671/ (дата обращения: 20.07.2013).
7.Biancale, M. Alessio Issupoff [Текст] / M. Biancale. Roma : Fratelli Palombi editori, 1937. 29 p.
8.Galleni, M. Partigiani sovietici nella resistenza italiana [Text] / M. Galleni. -Roma : Editori Riuniti, I edizione, 1967. -254 p.
9.Nicodemi, G. Alessio Issupoff [Text] / G. Nicodemi. - Milano : Edizioni De «L'arte», 1949.- 60 p.