Научная статья на тему 'Художник Ф. Г. Солнцев: открытия и находки XXI века'

Художник Ф. Г. Солнцев: открытия и находки XXI века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
824
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественная археология / Ф.Г. Солнцев / икона и иконопись / ар-хивы и архивохранилища / русские древности / русский стиль / церковное строительство / artistic archaeology / F.G. Solntsev / icons and icon-painting / archives / Russian antiquities / Russian style / church construction

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аксенова Галина Владимировна

В статье рассмотрен процесс исследования художественно-графического и цер-ковно-изобразительного наследия Ф.Г. Солнцева. Дана характеристика научных от-крытий последних лет, раскрывающих масштаб деятельности художника и его роль в формировании национального самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Аксенова Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTIST F.G. SOLNTSEV: DISCOVERIES AND FINDINGS OF THE 20th CENTURY

The article considers the process of studying a huge artistic-graphic and Church-pictorial heritage created by F.G. Solntsev. The paper also gives characteristics of recent scientific dis-coveries, revealing a vast scope of the artist’s creative activity and his role in the formation of national identity.

Текст научной работы на тему «Художник Ф. Г. Солнцев: открытия и находки XXI века»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

УДК 930 (091)

ХУДОЖНИК Ф.Г. СОЛНЦЕВ: ОТКРЫТИЯ И НАХОДКИ XXI ВЕКА

Г.В. Аксенова

В статье рассмотрен процесс исследования художественно-графического и цер-ковно-изобразительного наследия Ф.Г. Солнцева. Дана характеристика научных открытий последних лет, раскрывающих масштаб деятельности художника и его роль в формировании национального самосознания.

Ключевые слова: художественная археология, Ф.Г. Солнцев, икона и иконопись, архивы и архивохранилища, русские древности, русский стиль, церковное строительство.

ARTIST F.G. SOLNTSEV: DISCOVERIES AND FINDINGS OF THE 20th CENTURY

G.V. Aksenova

The article considers the process of studying a huge artistic-graphic and Church-pictorial heritage created by F.G. Solntsev. The paper also gives characteristics of recent scientific discoveries, revealing a vast scope of the artist's creative activity and his role in the form ation of national identity.

Key words: artistic archaeology, F.G. Solntsev, icons and icon-painting, archives, Russian antiquities, Russian style, church construction.

Вопросы национальной самоидентификации, охраны и реставрации культурного наследия, экологии культуры, культурной безопасности и, главное, упрочения российской государственности в последние четверть века стали одними из самых обсуждаемых. От правильного решения именно этих вопросов во многом зависят судьбы будущих поколений и сохранение исторической памяти. Поиск ответов на поставленные временем вопросы обращает ученых, политиков и об-

щество в целом к внимательному изучению исторического опыта и опыта взаимодействия власти, церкви и деятелей русской культуры в середине -второй половине XIX столетия, когда в основу многих политических и экономических программ легла уваровская триада «Православие. Самодержавие. Народность», в искусстве господствующее положение занял русский стиль. Забота о «сохранении нашей национальности, нашего отпечатка» стала важнейшей составляющей культурной

политики императора Александра II, основавшего Российский исторический музей, который не стал «Музеем Редкостей, невиданных вещей», а явил собой «собрание памятников, т.е. разных вещей, систематически вводящих зрителя в бытовой порядок миновавшей жизни» [34].

Представители науки и культуры современного общества обратились к изучению русского стиля - этого великого национального явления - благодаря двум значимым событиям: празднованию 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. и возрождению храма Христа Спасителя в Москве в 1994-1997 гг. Первыми к теме русского стиля как направлению архитектурной мысли, как части культурологических, историософских, социально-

политических и культурфилософских концепций, характерных для русской мысли XIX в., в 1980-е - 1990-е гг. обратилась искусствовед Е.И. Кириченко [26, 27] и авторы сборника «Храм Христа Спасителя» [58].

Эта тема стала актуальной в музейной и музейно-экспозиционной работе. В 1995 г. Государственный Русский музей провел «экспериментально-новаторскую» [38, с. 16] выставку «Романтизм в России». Ее авторы и организаторы впервые на экспозиционно-выставочном пространстве начали разговор о том, что «романтизм как мироощущение» [38, с. 14], утвердившийся в искусстве в то время, когда «общество волновало, по какому пути пойдет русское искусство» [38, с. 9], способствовал росту интереса к национальной истории и что именно с понимания романтического как национально-исторического началось

утверждение русского стиля как неотъемлемой составляющей национального самосознания [43].

«Русскому стилю» была посвящена выставка 1998-1999 гг., организованная Государственным историческим музеем [56]. При отборе материалов для экспонирования ее авторы стремились показать, что русский стиль «стал одной из самых романтических художественных идей XIX столетия в России» благодаря «обращению к национальному прошлому», что «мысль о необходимости создать в России искусство, "на самородном корне расцветающее", была главной в системе взглядов» того времени [37. с. 8].

С указанных выше монографий Е.И. Кириченко и двух больших выставок начался серьезный научный разговор об особенностях духовного и культурного процесса развития России во второй половине XIX в., ведущую роль в котором заняли деятели искусства.

Среди имен практических создателей русского стиля, названных как учеными, так и экспозиционерами, звучало имя Федора Григорьевича Солнцева (1801-1892). Именно этому выходцу из крепостных крестьян графа А.И. Мусина-Пушкина суждено было стать «почтенным Нестором» - «основателем археологической живописи у нас в России». Как писал журналист и издатель М.И. Семевский, Ф.Г. Солнцеву мы обязаны «пробуждением в русских художниках чувства народного самосознания и уважения к образам, завещанным нам предками» [15, с. 305]. Писатель-романист А.Е. Зарин подчеркнул, что Федор Солнцев «остается единственным и самым выдающимся художником в области археологии и

этнографии», и «только благодаря его рисункам дошла до нас масса драгоценного материала для истории, археологии, этнографии в рисунках, теперь необходимых для воспроизведения русского быта» [42, л. 64].

В изданных в 1990-е гг. монографиях и каталогах впервые были опубликованы фотографии предметов мебели и предметы из «Кремлевского» и «Кон-стантиновского» сервизов, а также ларцы-ковчеги, созданные по эскизам Ф.Г. Солнцева [27; 43, илл. 221, 222, 232; 56, № 269-302, 521-523], репродукции картин, на которых были запечатлены итоги реставрационных работ художника в Теремном дворце [27]. Исторический музей также представил рукописный Молитвослов, выполненный Ф.Г. Солнцевым в 1842 г. [56, № 592]. Т.е. уже первая информация о художнике позволила увидеть масштаб его творчества и разносторонность таланта.

Скромный труженик искусства Ф.Г. Солнцев своими художественными трудами оказал сильнейшее воздействие на всю эпоху. Его стараниями были собраны «Древности Российского государства» - фундаментальный атлас предметов русской старины, которым и в настоящее время пользуются историки, реставраторы, художники, искусствоведы, книгоиздатели. По его рисункам восстановлены терема и церкви Московского Кремля, украшены интерьеры орденских залов Кремлевского Дворца. Ему принадлежит честь открытия мозаик и фресок Киевского Софийского собора и Успенского собора Киево-Печерской Лавры, Дмитровского собора во Владимире и Знаменского монастыря в Великом

Новгороде, открытие и исследование фресок Успенского Владимирского собора и церкви Покрова на Нерли, фиксация сокровищ Рязанского клада.

Действительный статский советник, академик Императорской Академии художеств, профессор исторической живописи, получивший образование по классу портрета, Ф.Г. Солнцев в 1830-е - 1850-е гг. совершал по заданию Академии научно-художественные поездки по древнерусским городам, монастырям и церквям, исследовал и срисовывал предметы и памятники старины, фиксировал, делал обмеры древних памятников зодчества, живописи, зарисовывал предметы церковной утвари, старинные книги, предметы быта. Более 30 лет (1858-1888) он курировал обучение крестьянских детей в Академии художеств, четверть века руководил иконописным классом при Санкт-Петербургской духовной семинарии (1844-1867), почти полвека (1843-1892) сотрудничал с Синодальной типографией в Санкт-Петербурге и с типографией Киево-Печерской Лавры, создавая новый образ церковной четьи и богослужебной книги [3], трудился над книгой рукописной, стремясь продолжить русскую книгописную традицию. В 1858-1866 гг. по заказу Министерства государственных имуществ он наблюдал за изготовлением иконостасов для церквей западных российских губерний, создавая их эскизы, писал иконы или рисунки для дальнейшего их иконописного воспроизведения.

Как иконописец Ф.Г. Солнцев участвовал в создании художественного оформления нескольких церквей Санкт-Петербурга и Москвы, занимался разработкой интерьеров подмос-

ковных имений П.М. Волконского (Су-ханово) и М.Л. Боде-Колычева (Луки-но-Переделкино).

Наследие основоположника русского стиля огромно: тысячи графических листов с рисунками древностей и этнографическими зарисовками, эскизы, картины, книги. Еще при жизни художника, а затем и после смерти оно разошлось по различным музеям и собраниям . После революции 1917 г., разрушения храмов, переоценки ценностей (например, русский стиль был переименован в псевдорусский) часть работ оказалась утраченной, часть ушла за рубеж, что-то оказалось в частных коллекциях.

Поэтому в настоящее время исследователи могут получить более или менее полное представление о реальном объеме трудов Ф.Г. Солнцева только благодаря его мемуарам и ста-

1 Художественно-графические и живописные работы Ф.Г. Солнцева, предметы декоративно-прикладного искусства, созданные по его рисункам, представлены на экспозициях или находятся в фондах Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи; в Музее Академии художеств (Санкт-Петербург), Музеях Московского Кремля, Музее архитектуры им. А.В. Щусева, Государственном историческом музее, Мемориальном музее-квартире актеров Самойловых, Государственном музее А.С. Пушкина (Москва), Литературно-художественном музее-усадьбе «Приютино», Музее Ф.Г. Солнцева, Государственном Эрмитаже, Государственном Росто-во-Ярославском архитектурно-художественном музее-заповеднике, Нижнетагильском музее-заповеднике, Российском государственном архиве литературы и искусства, Российской национальной библиотеке, Российской государственной библиотеке, Российском государственном историческом архиве (Санкт-Петербург), Институте русской литературы (Пушкинском доме), Архиве института истории материальной культуры РАН, Российском государственном архиве древних актов, Нью-Йоркской публичной библиотеке и др.

тьям, опубликованным до 1917 г. [19, 10, 16, 19, 46, 47, 49, 50, 51, 53].

Возвращение имени Ф.Г. Солнцева началось еще в советское время. В 1980 и 1982 гг. были опубликованы две небольшие статьи ученого и писателя В.В. Калугина, посвященные «Древностям Российского государства» [23, 24]. Затем увидели свет две монографии: искусствоведа и реставратора Г.И. Вздорнова и археолога и искусствоведа А.А. Формозова, посвященные истории реставрационного дела и охране памятников культуры в России в XIX в. В них была дана оценка трудам художника-археолога в области сохранения культурного наследия и разработке основ научной реставрации памятников архитектуры [20, 57]. В 1998 г. вышло факсимиле рукописной книги «Молитвослов княгини М.П. Волконской», созданной Ф.Г. Солнцевым [2]. Помимо «Молитвослова» автор и издатели в состав книги сочли необходимым включить мемуары художника, статью М.И. Семевского и речь, произнесенную «по случаю вручения Большой золотой медали».

В 2001 г. 200-летний юбилей Ф.Г. Солнцева был отмечен выставкой графики к «Древностям Российского государства» из собраний Музеев Московского Кремля. Приуроченная к дню рождения она прошла весной в залах Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника . Осе-

2 Село Верхне-Никульское - родина художника Ф.Г. Солнцева - находится в нескольких десятков километров от Рыбинска на земле знаменитого Мологского уезда, почти полностью ушедшего под воду в связи со строительством Рыбинского водохранилище. Именно в Рыбинске открыт Музей

нью того же года в Государственном Русском музее состоялась научно-практическая конференция, которая помогла исследователям понять географию хранения и приблизительный объем имеющихся в их распоряжении материалов художника.

Осознание значения деятельности Федора Солнцева для истории культуры России способствовало принятию решения о создании музея на его родине. Музей был открыт в апреле 2004 г. в Борке, недалеко от села Верхне-Никульское, на базе Института биологии внутренних вод Российской академии наук (ИБВВ РАН). Этот небольшой провинциальный музей стал в настоящее время одним из центров сбора информации о наследии художника. На базе музея и ИБВВ РАН как неотъемлемая часть его работы, ежегодно проходит научная конференция «Солнцевские чтения», по итогам которой, начиная с 2007 г., издаются сборники «Музейные записки». В них впервые были опубликованы неизвестные документы, уточняющие место рождения будущего художника; раскрыто содержание архивов М.И. Семевского и журнала «Русская старина», в которых имеется богатейший художественно-графический и биографический материал [33]; охарактеризована коллекция графики Нью-Йоркской публичной библиотеки, раскрыто содержание творческого наследия Ф.Г. Солнцева, находящегося в Музее-заповеднике «Московский Кремль» [14, 41]; представлены биографии учеников художника [1, 29, 32]; выявлены научные связи И.И. Срезнев-

Мологи, основанный неформальным землячеством мологжан.

ского и Ф.Г. Солнцева [28]; определены особенности солнцевской иконографии [52]; рассказано о живописном наследии Ф.Г. Солнцева-портретиста [6]; раскрыта история сотрудничества художника с издательством Святейшего Синода [4, 8] и др.

2000 годы ознаменовались практически ежегодными публикациями репродукций графических работ художника, позволивших понять масштаб и значение его деятельности, способствующих раскрытию творческого наследия, находящегося в архивах и музеях России. Так, например, из мемуаров Ф.Г. Солнцева и публикаций Ф.И. Булгакова, Н.П. Собко и О.Г. Ба-занкур, вышедших еще до 1917 г., было известно, что художник за свою жизнь создал более 25 рукописных книг, из них около 10 - для членов императорской семьи. Также известно, что художник считал необходимым дарить издания своих рисунков Николаю I и его жене императрице Александре Федоровне. Благодаря монографии «Книга в семье Романовых», осуществленном при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина и выставке в Литературном музее А.С. Пушкина, посвященной императрице Александре Федоровне (Старшей) эти факты получили подтверждение. На страницах этих книг и каталога были опубликованы научные описания и фотографии некоторых солнцевских работ, поднесенных государю [21, 59].

Огромную роль в раскрытии содержания сохранившегося наследия Ф.Г. Солнцева сыграли выставки, прошедшие в Музеях Московского Кремля и Государственном историческом музее и посвященные истории и истори-

ческим деятелям российского государства. Так, например, его рисунки экспонировались на выставке, посвященной патриарху Никону и 90-летию восстановления патриаршества [36, 48]. На выставке произведений императорского фарфора из собраний Государственного Эрмитажа был представлен «Константиновский сервиз», а фотографии его отдельных предметов вошли в опубликованный каталог [39].

Представления о сохранившихся живописных полотнах Ф.Г. Солнцева расширил изданный Государственным музеем театрального и музыкального искусства (Санкт-Петербург) краткий путеводитель, в котором опубликованы фотографии портретов членов актерской семьи Самойловых, выполненные художником в 1830-х гг. [17].

В 2000-е гг. Музеи Московского Кремля начали активно раскрывать фонды и публиковать каталоги своих собраний, в том числе и собраний графики, основу которых составляют рисунки Ф.Г. Солнцева (а их более двух тысяч). В 2010 г. увидел свет подарочный альбом «Московский Кремль в произведениях графики», в состав которого вошла одна акварель работы Федора Григорьевича. Особую ценность представляют акварели К.А. Ухтомского, выполненные в 1849 г. На них изображены залы Парадной половины Большого Кремлевского дворца (как было сказано выше, интерьеры этих залов оформлялись по эскизам Ф.Г. Солнцева). Благодаря этим акварелям имеется возможность понять, как они выглядели до многочисленных переделок и реставраций XX-XXI вв. [12].

Достойным вкладом в русскую историческую науку и отечественное искусствоведение стало издание первого тома каталога «"Российские древности" в произведениях графики первой половины XIX века» [13]. В этот том вошли описания 460 графических произведений, изображающих предметы культового и церковного обихода, государственные регалии и предметы придворного церемониала, вооружение, экипажи и конное убранство, большая часть которых выполнена Ф.Г. Солнцевым. Используемый принцип систематического расположения материала помогает не только получить яркие представления о характере и типах предметов русской старины, но и знакомит с совершенно новыми сторонами творчества художника.

Благодаря изданию становится очевидным, когда и каким памятникам уделялось внимание русскими исследователями, какие события в жизни Ф.Г. Солнцева заставляли его обратить внимание на тот или иной исторический памятник, хранившийся в Оружейной палате. Например, отмечен факт отрисовки доспеха царя Алексея Михайловича по просьбе президента Императорской Академии художеств А.Н. Оленина в связи с его участием в возведении Нарвских ворот и памятника Александру I.

Огромное научное значение имеет статья И.Г. Богатской, посвященная истории художественной археологии в России и месту в ней Ф.Г. Солнцева. Ценнейшими, имеющими важнейшее научное значение являются Приложения, позволяющие понять, как шла работа над археологическими рисунками и как формировалась коллекция гра-

фики Оружейной палаты. В Приложении 1 обозначены основные вехи жизни и деятельности художника-археолога Ф.Г. Солнцева. Особо необходимо отметить материалы Приложения 10, раскрывающие особенности художественной техники Солнцева, той техники, которая позволила ему «создавать образ предмета и придала его работам характер максимальной достоверности в передаче предметного мира».

Изданный Музеями Кремля Каталог стал первым добротным исследованием, имеющим непреходящее научное и общекультурное значение. Прежде всего потому, что в научный оборот введены совершенно новые и неизвестные широкому кругу любителей и почитателей древнерусской истории и русского искусства работы Ф.Г. Солнцева, ранее никогда не экспонировавшиеся и не публиковавшиеся.

Своеобразным ответом на рост интереса «историков, художников, архитекторов, мастеров декоративно-прикладного искусства, писателей, деятелей театра, музейных работников» к наследию художника-археолога стал небольшой по объему альбом Государственного исторического музея, посвященный предметам старины в рисунках Ф.Г. Солнцева. Целью этого издания стала популяризация наследия художника. Вот почему в него включили избранные гравюры из таких изданий XIX в. как «Рязанские древности», «Древности Босфора Киммерийского», «Памятники Московской древности», «Древности российского государства» и «Киевский Софийский собор» [40].

Растущий интерес к древнерусской истории, необходимость спасения, сохранения и реставрации многих памятников древнерусского зодчества -все это вместе взятое способствовало выходу в свет целого ряда монографий и отдельных статей, посвященных архитектурному наследию городов Золотого кольца и Северо-Западной Руси. К 2002 г. коллектив авторов завершил исследование, посвященное истории архитектурной реставрации, в которой был обобщен опыт XIX - начала XX в. Особое внимание авторы уделили реставрационным трудам, реставрационному опыту и мышлению Ф.Г. Солнцева: его работам в Теремном дворце Московского Кремля, в Киевском Софийском соборе, в Новгороде, Владимире, творческой переработке архитектурных решений храмов Западных губерний Российской империи и т.п. [35, с. 92-93, 104-106, 113-116, 118, 135-136, 155, 169, 171, 174, 177, 198, 215, 276, 277, 284, 323, 389, 500]. В издании также опубликованы рисунки Ф.Г. Солнцева с видами церквей или их руин, планы и обмеры храмов, взятые из фондов Института истории материальной культуры РАН и Научно-исследовательского музея Академии художеств (СПб.).

О роли Ф.Г. Солнцева в открытии древнейшего наследия Владимиро-Суздальской Руси писала в ряде статей искусствовед С.М. Новаковская-Бухман [30, 31, 54]. Археологические работы художника в Великом Новгороде представила профессор Новгородского университета А.Н. Трифонова [55, 56].

Одним из вопросов, на который ученые долго искали ответ, стал вопрос о судьбе иконографического

наследия Ф.Г. Солнцева. Другим - поиск созданных им проектов иконостасов для церквей Западных губерний России. Частичный ответ на первый вопрос был получен благодаря публикации, посвященной истории и возрождению Вау-ловского Успенского женского скита. Именно в этой брошюре опубликованы эскизы икон Александра Свирского, выполненные Ф.Г. Солнцевым, фотографии самих икон, которые по его эскизам выполнил художник П.И. Брусни-ков [18].

В 2013 г. на выставке, посвященной 1150-летию моравской миссии святых Кирилла и Мефодия, представили еще одну икону из церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Ваулове, выполненную художников В.В. Васильевым по рисунку Ф.Г. Солнцева. Икона и исследование, посвященное солнцевской традиции воплощения образа святых Кирилла и Мефодия, были опубликованы в каталоге «В начале было Слово...» [7; 25, с. 118, илл. 5].

Проекты иконостасов работы Ф.Г. Солнцева смогла найти в архиве Института истории материальной культуры (СПб.) и опубликовать искусствовед, историк архитектуры И.Н. Слюнь-кова, занимающаяся вопросами храмового строительства на белорусско-литовских землях. В небольшой главе своей монографии она проанализировала работы Ф.Г. Солнцева для церквей Западного края [45, с. 179-185, илл. 25-29].

Несколько рисунков иконостасов для церквей Московского Кремля ис-

следователь опубликовала в большой монографии, посвященной «Проектам оформления коронационных торжеств в России XIX века». Поскольку осуществленное издание посвящено искусству оформления главной государственной церемонии, то автор смогла поместить в нем проекты росписей Грановитой палаты и Теремного дворца, проекты церковной утвари и мебели, выполненные Ф.Г. Солнцевым и хранящиеся в настоящее время в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры им. А.В. Щусева [44, с. 156165].

В 2009 и 2017 гг. увидели свет две монографии, авторы которых, представив жизненный путь художника-археолога Федора Григорьевича Солнцева, проанализировали особенности его творчества, указали на феномен его дарования и раскрыли значение его деятельности для укрепления национального самосознания и сохранения исторического наследия России [5, 22]. Значение этих научных трудов заключается еще и в том, что в качестве приложений впервые были опубликованы важные исторические документы: «Формулярный список», Анкета художника, Дневниковые записи, Программы обучения иконописи, Список работ Ф.Г. Солнцева, составленный Н.П. Собко по отчетам Академии художеств за 1842-1883 годы. Этими двумя трудами подведен своеобразный предварительный итог научным изысканиям, которые проводились в России в начале XXI века.

Список литературы

1. Аксенова Г.В. Андрей Рябушкин и Федор Солнцев: ученик и учитель // Музейные записки: Статьи и доклады Музейного отдела ИБВВ РАН. - Ярославль: Принтхаус, 2012. - Вып. VI. - С. 4-31.

2. Аксенова Г.В. Молитвослов княгини М.П. Волконской работы академика живописи Федора Солнцева. Составление, вступление и комментарии. - М.: Науч.-изд. центр «Скрипторий», 1998. - 445 с.

3. Аксенова Г.В. «Нарисовать <...> верно и тщательно»: Из истории церковного книгопечатания в России // Московский журнал. - 2012. - № 10. - С. 60-69.

4. Аксенова Г.В. Рисунки Ф.Г. Солнцева в собрании Церковно-археологического кабинета Московской Духовной академии // Музейные записки: Статьи и доклады Музейного отдела ИБВВ РАН. - Ярославль; Борок: Принтхаус, 2015. - Вып. VIII. - С. 3-16.

5. Аксенова Г.В. Русский стиль: Гений Федора Солнцева. - М.: Слово/SLOVO, 2009. - 392 с.

6. Аксенова Г.В. Федор Григорьевич Солнцев - художник-портретист // Музейные записки: Статьи и доклады Музейного отдела ИБВВ РАН. - Ярославль: Принтхаус, 2012. - Вып. VI. - С. 43-54.

7. Аксенова Г.В. Художник Федор Солнцев в работе над иконографией просветителей славянских Кирилла и Мефодия // «В начале было слово.». - М.: Музей русской культуры, 2013. - С. 247-271.

8. Аксенова Г.В. Художник Федор Солнцев и издательская политика Русской Православной Церкви во второй половине XIX века // Музейные записки: Статьи и доклады Музейного отдела ИБВВ РАН. - Ярославль: Принтхаус, 2012. - Вып. VII. - С. 3-15.

9. Базанкур О.Г. Княгиня Мария Петровна Волконская // Столица и усадьба. -1917. - № 75. - С. 8-11.

10. Белозерская Н.А. Биографический очерк Ф.Г.Солнцева // Русская старина. - 1887. - Т. 54. -№ 4-6. - С. 713-737.

11. Богатская И.А. Древности Московского Кремля в творческом наследии Ф.Г. Солнцева // Музейные записки: Статьи и доклады Музейного отдела Института биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина РАН. - Ярославль: Принтхаус, 2011. - Вып. IV-V. - С. 74-95.

12. Богатская И.А. Московский Кремль в произведениях графики конца XVIII - начала XX столетия. Акварели, гравюры, литографии из собрания Музеев Московского Кремля. - М.: Федер. гос. учреждение культуры «Гос. ист.-культур. музей-заповедник "Моск. Кремль"», 2010.

13. Богатская И.А. «Российские древности» в произведениях графики первой половины XIX века. - М.: Федер. гос. учреждение культуры «Гос. ист.-культур. музей-заповедник "Моск. Кремль"», 2014. - Т. 1. - 424 с.

14. Богатская И.А. Федор Солнцев в Нью-Йорке // Музейные записки: Статьи и доклады Музейного отдела Института биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина РАН. - Рыбинск, 2008. - Вып. II. - С. 46-54.

15. Большая золотая медаль, поднесенная Императорским Археологическим обществом профессору Ф.Г. Солнцеву 20 мая 1876 г. // Русская старина. - 1876. - Т. XVI. - С. 305.

16. Булгаков Ф.И. Наши художники. - СПб.: Изд. Суворина, 1890. - Т. 2. - Стлб. 176-180.

17. Вайнберг Н.И., Малыгина Е.М. Государственный Музей театрального и музыкального искусства / Краткий путеводитель. - СПб.: ЭГО, 2003. - 39 с.

18. Вауловский Успенский женский скит / Сост. Т.И. Орнатская. - Романово-Борисоглебск: Отчий дом, 2003. - 71 с.

19. Верховец Я.Д. Ф.Г. Солнцев - художник-археолог. - СПб.: Д.М. Краевский, 1899. - 13 с.

20. Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. -М.: Искусство, 1986. - 384 с.

21. Дуров В. Книга в семье Романовых. - М.: Наш дом-L'Age d'Homme, 2000. - 172 с.

22. Евтушенко М.М. Академик живописи Ф.Г. Солнцев. 1801-1892. - М.: Кучково поле, 2017. - 352 с.

23. Калугин В.В. «Древности» Ф.Г. Солнцева // Альманах библиофила. - М.: Книга, 1982. - Вып. 13. - С. 143-152.

24. Калугин В.В. «Я рисовал всю жизнь...» // Памятники Отечества. - 1980. - № 2. - С. 70-75.

25. Каталог икон с изображением свв. Кирилла и Мефодия // «В начале было слово.». - М.: Музей русской культуры, 2013.

26. Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. - М.: Искусство, 1986. - 344 с.

27. Кириченко Е.И. Русский стиль. - М.: Галарт, 1997. - 431 с.

28. Колгушкина Н.В. Научные связи И.И. Срезневского и Ф.Г. Солнцева // Музейные записки: Статьи и доклады Музейного отдела Института биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина РАН. - Ярославль: Принтхаус, 2009. - Вып. III. - С. 69-75.

29. Колгушкина Н.В. Художник-гравер Иван Петрович Пожалостин - академик, профессор, «выходец из крестьян» (1837-1909) // Музейные записки: Статьи и доклады Музейного отдела Института биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина РАН. - Ярославль: Принтхаус, 2011. -Вып. IV-V. - С. 21-27.

30. Новаковская-Бухман С.М. Дмитриевский собор во Владимире до реставрации 1834-1847 гг. (По акварелям Ф.Г. Солнцева) // Софмсьш читання. - Киев, 2004. - Вт. 2.

31. Новаковская-Бухман С.М. Ф. Г. Солнцев - первооткрыватель фресок Успенского собора во Владимире // Искусство христианского мира. - М.: ПСТБИ, 2005. - Вып. 9. - С. 436-442.

32. Носова Н.А. Известные и неизвестные. (О судьбах учеников Императорской Академии художеств из государственных крестьян под попечительством Ф.Г. Солнцева) // Музейные записки: Статьи и доклады Музейного отдела Института биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина РАН. - Ярославль: Принтхаус, 2009. - Вып. III. - С. 76-82.

33. Носова Н.А. Художник Ф.Г. Солнцев (1801-1892) в истории Ярославского края: неизвестные документы // Музейные записки: Статьи и доклады Музейного отдела Института биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина РАН. - Рыбинск-Михайлов Посад, 2007. - Вып. I. - С. 74-80.

34. ОР РГБ. Ф. 743. К. 63. Ед. 6.

35. Памятники архитектуры в дореволюционной России: Очерки истории архитектурной реставрации / Под общей ред. А.С. Щенкова. - М.: ТЕРРА-Кн. клуб (ТРКК), 2002. - 525 с.

36. Патриарх Никон. Облачения, личные вещи, автографы, вклады, портреты. - М.: ГИМ, 2002. - 151 с.

37. Перевезенцева Н.А. Образы национальной традиции в русском искусстве XIX века // Русский стиль. Собрание Государственного Исторического музея / Каталог. Выставка 1998 ноябрь -январь 1999. - М.: ИМА-пресс, 1998. - 255 с.

38. Петрова Е.Н. Романтизм в России // Романтизм в России. К 100-летию Государственного Русского музея. 1898-1998. - СПб.: Palace Edition, 1995. - 454 с.

39. «Под царским вензелем». Произведения Императорского фарфора из собраний Государственного Эрмитажа / Каталог выставки в Государственном комплексе Музеев Московского Кремля, 17 октября 2007 - 13 января 2008. - СПб.: Пропилеи, 2007. - 276 с.

40. Предметы старины в рисунках Ф.Г. Солнцева / Сост., вступ.ст. Е.В. Лазаренко, И.Л. Фомина. - М.: Ист. музей, 2013. - 109 с.

41. Путинцева А.Н. Работы Федора Солнцева в Московском Кремле // Музейные записки: Статьи и доклады Музейного отдела Института биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина РАН. -Рыбинск, 2008. - Вып. II. - С. 55-59.

42. РГАЛИ. Ф. 208 (Зарин А.Е.). Оп. 1. Ед.хр. 44. Л. 64.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

43. Романтизм в России. К 100-летию Государственного Русского музея. 1898-1998. - СПб.: Palace Edition, 1995. - 454 с.

44. Слюнькова И.Н. Проекты оформления коронационных торжеств в России XIX века. -М.: БуксМАрт, 2013. - 438 с.

45. Слюнькова И.Н. Храмы и монастыри Беларуси XIX века в составе Российской империи. -М.: Прогресс-Традиция, 2010. - 616 с.

46. Собко Н.П. Ф.Г. Солнцев и его художественно-археологическая деятельность // Вестник изящных искусств. - 1883. - Т. 1. - С. 471-482.

47. Собрание неизданных рисунков-акварелей профессора живописи Ф.Г. Солнцева. 1881 г. // Русская старина. - 1881. - Т. 31. - № 6.

48. Собор русских патриархов. К 90-летию восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви. - М.: Гос. историко-культурный музей-заповедник Московский Кремль, 2007. - 148 с.

49. Солнцев Ф.Г. Моя жизнь и художественно-археологические труды // Русская старина. -1876. - Т. XV. - С. 109-128, 311-323, 617-633; Т. XVI. - С. 147-160, 263-302.

50. Стасов В.В. Памяти Федора Григорьевича Солнцева (Речь, прочитанная в собрании Археологического института 12 марта 1892 года) // Вестник Археологии и истории, издаваемый С.-Петербургским археологическим институтом. -СПб., 1892. - Т. IX. - С. 159-169.

51. Строители и рисовальщики. Воронихин, Солнцев, Серяков. (Русские самородки. Вып. VI). -Пг.: Тип-я Д.П. Резникова, 1915. - 61 с.

52. Суворова Е.Ю. К вопросу о поздней иконографии Архангела Гавриила // Музейные записки: Статьи и доклады Музейного отдела Института биологии внутренних вод РАН. - Ярославль: Принтхаус, 2013. - Вып. VII. - С. 98-110.

53. Тарасов Е. Солнцев Федор Григорьевич // Русский биографический словарь. - СПб., 1909. -Т.19. - С. 70-80.

54. Тимофеева Т.П., Новаковская-Бухман С.М. Церковь Покрова на Нерли. - М.: Север. паломник, 2003. - 80 с.

55. Трифонова А.Н. Древний Новгород Федора Солнцева // Родина. - 2007. - № 6. - С. 117-118.

56. Трифонова А.Н. Золотые двери 1560 г. Новгородской Софии в графике Ф.Г. Солнцева // Новгородский архивный вестник. Научно-публикаторское издание. - Великий Новгород, 2010. - С. 58-66.

57. Формозов А.А. Русское общество и охрана памятников культуры. М.: Советская Россия, 1990. - 112 с.

58. Храм Христа Спасителя: Сборник / Сост. Л.Д. Полиновская. - М.: Московский рабочий, 1996. - 225 с.

59. «...Я поняла Россию и стала гордиться тем, что принадлежу ей!». Библиотека императрицы Александры Федоровны (Старшей) в собрании Российской государственной библиотеки. -М.: Август-Борг, 2002. - 112 с.

References

1. Aksenova G.V. Andrej Ryabushkin i Fedor Solncev: uchenik i uchitel' // Muzejnye zapiski: Stat'i i doklady Muzejnogo otdela IBVV RAN. - YAro-slavl': Printhaus, 2012. - Vyp. VI. - S. 4-31.

2. Aksenova G.V. Molitvoslov knyagini M.P. Volkonskoj raboty akademika zhivopisi Fedora Solnceva. Sostavlenie, vstuplenie i kommentarii. M.: Na-uch.-izd. centr «Skriptorij», 1998. - 445 s.

3. Aksenova G.V. «Narisovat' <...> verno i tshchatel'no»: Iz istorii cerkovnogo knigopechataniya v Rossii // Moskovskij zhurnal. - 2012. - № 10. - S. 60-69.

4. Aksenova G.V. Risunki F.G. Solnceva v sobranii Cerkovno-arheologicheskogo kabineta Moskovskoj Duhovnoj akademii // Muzejnye za-piski: Stat'i i doklady Muzejnogo otdela IBVV RAN. - YAroslavl'; Borok: Printhaus, 2015. - Vyp. VIII. - S. 3-16.

5. Aksenova G.V. Russkij stil': Genij Fedora Solnceva. - M.: Slo-vo/SLOVO, 2009. - 392 s.

6. Aksenova G.V. Fedor Grigor'evich Solncev - hudozhnik-portretist // Muzejnye zapiski: Stat'i i doklady Muzejnogo otdela IBVV RAN. - YAroslavl': Printhaus, 2012. - Vyp. VI. - S. 43-54.

7. Aksenova G.V. Hudozhnik Fedor Solncev v rabote nad ikonografiej pro-svetitelej slavyanskih Kirilla i Mefodiya // «V nachale bylo slovo...». - M.: Muzej russkoj kul'tury, 2013. - S. 247-271.

8. Aksenova G.V. Hudozhnik Fedor Solncev i izdatel'skaya politika Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi vo vtoroj polovine XIX veka // Muzejnye zapiski: Sta-t'i i doklady Muzejnogo otdela IBVV RAN. - YAroslavl': Printhaus, 2012. - Vyp. VII. - S. 3-15.

9. Bazankur O.G. Knyaginya Mariya Petrovna Volkonskaya // Stolica i usad'ba. -1917. - № 75. - S. 8-11.

10. Belozerskaya N.A. Biograficheskij ocherk F.G.Solnceva // Russkaya starina. - 1887. - T. 54. -№ 4-6. - S.713-737.

11. Bogatskaya I.A. Drevnosti Moskovskogo Kremlya v tvorcheskom nasledii F.G. Solnceva // Muzejnye zapiski: Stat'i i doklady Muzejnogo otdela In-stituta biologii vnutrennih vod im. I.D. Papanina RAN. - YAroslavl': Printhaus, 2011. - Vyp. IV-V. - S. 74-95.

12. Bogatskaya I.A. Moskovskij Kreml' v proizvedeniyah grafiki konca XVIII - nachala XX stoletiya. Ak-vareli, gravyury, litografii iz sobraniya Muzeev Moskovskogo Kremlya. - M.: Feder. gos. uchrezhdenie kul'tury «Gos. ist.-kul'tur. muzej-zapovednik "Mosk. Kreml'"», 2010.

13. Bogatskaya I.A. «Rossijskie drevnosti» v proizvedeniyah grafiki pervoj poloviny XIX veka. - M.: Feder. gos. uchrezhdenie kul'tury «Gos. ist.-kul'tur. muzej-zapovednik "Mosk. Kreml'"», 2014. -T. 1. - 424 s.

14. Bogatskaya I.A. Fedor Solncev v N'yu-Jorke // Muzejnye zapiski: Stat'i i doklady Muzejnogo otdela Instituta biologii vnutrennih vod im. I.D. Papanina RAN. - Rybinsk, 2008. - Vyp. II. - S. 46-54.

15. Bol'shaya zolotaya medal', podnesennaya Imperatorskim Arheologiche-skim obshchestvom professoru F.G. Solncevu 20 maya 1876 g. // Russkaya starina. - 1876. - T. XVI. - S. 305.

16. Bulgakov F.I. Nashi hudozhniki. - SPb.: Izd. Suvorina, 1890. - T. 2. - Stlb. 176-180.

17. Vajnberg N.I., Malygina E.M. Gosudarstvennyj Muzej teatral'nogo i muzykal'nogo iskusstva / Kratkij putevoditel'. - SPb.: EHGO, 2003. - 39 s.

18. Vaulovskij Uspenskij zhenskij skit / Sost. T.I. Ornatskaya. - Romanovo-Borisoglebsk: Otchij dom, 2003. - 71 s.

19. Verhovec YA.D. F.G. Solncev - hudozhnik-arheolog. - SPb.: D.M. Kraev-skij, 1899. - 13 s.

20. Vzdornov G.I. Istoriya otkrytiya i izucheniya russkoj srednevekovoj zhivopisi. XIX vek. - M.: Is-kusstvo, 1986. - 384 s.

21. Durov V. Kniga v sem'e Romanovyh. - M.: Nash dom-L'Age d'Homme, 2000. - 172 s.

22. Evtushenko M.M. Akademik zhivopisi F.G. Solncev. 1801-1892. - M.: Kuchkovo pole, 2017. - 352 s.

23. Kalugin V.V. «Drevnosti» F.G.Solnceva // Al'manah bibliofila. - M.: Kniga, 1982. - Vyp. 13. - S. 143-152.

24. Kalugin V.V. «YA risoval vsyu zhizn'...» // Pamyatniki Otechestva. - 1980. - № 2. - S. 70-75.

25. Katalog ikon s izobrazheniem svv. Kirilla i Mefodiya // «V nachale bylo slovo...». - M.: Muzej russkoj kul'tury, 2013.

26. Kirichenko E.I. Arhitekturnye teorii XIX veka v Rossii. - M.: Iskusstvo, 1986. - 344 s.

27. Kirichenko E.I. Russkij stil'. - M.: Galart, 1997. - 431 s.

28. Kolgushkina N.V. Nauchnye svyazi I.I. Sreznevskogo i F.G. Solnceva // Muzejnye zapiski: Stat'i i doklady Muzejnogo otdela Instituta biologii vnutrennih vod im. I.D. Papanina RAN. - YAroslavl': Printhaus, 2009. - Vyp. III. - S. 69-75.

29. Kolgushkina N.V. Hudozhnik-graver Ivan Petrovich Pozhalostin - akade-mik, professor, «vyhodec iz krest'yan» (1837-1909) // Muzejnye zapiski: Stat'i i doklady Muzejnogo otdela Instituta biologii vnutrennih vod im. I.D. Papanina RAN. - YAroslavl': Printhaus, 2011. - Vyp. IV-V. - S. 21-27.

30. Novakovskaya-Buhman S.M. Dmitrievskij sobor vo Vladimire do restavracii 1834-1847 gg. (Po akvarelyam F.G. Solnceva) // Sofijs'ki chitannya. - Kiev, 2004. - Vip. 2.

31. Novakovskaya-Buhman S.M. F. G. Solncev - pervootkryvatel' fresok Uspenskogo sobora vo Vladimire // Iskusstvo hristianskogo mira. - M.: PSTBI, 2005. - Vyp. 9. - S. 436-442.

32. Nosova N.A. Izvestnye i neizvestnye. (O sud'bah uchenikov Imperator-skoj Akademii hudozhestv iz gosudarstvennyh krest'yan pod popechitel'stvom F.G. Solnceva) // Muzejnye zapiski: Stat'i i doklady Muzejnogo otdela In-stituta biologii vnutrennih vod im. I.D. Papanina RAN. - YAroslavl': Printhaus, 2009. - Vyp. III. - S. 76-82.

33. Nosova N.A. Hudozhnik F.G. Solncev (1801-1892) v istorii YAroslavskogo kraya: neizvestnye dokumenty // Muzejnye zapiski: Stat'i i doklady Muzejnogo otdela Instituta biologii vnutrennih vod im. I.D. Papanina RAN. - Rybinsk-Mihajlov Posad, 2007. - Vyp. I. - S. 74-80.

34. OR RGB. F. 743. K. 63. Ed. 6.

35. Pamyatniki arhitektury v dorevolyucionnoj Rossii: Ocherki istorii arhitekturnoj restavracii / Pod

obshchej red. A.S. SHCHenkova. - M.: TERRA-Kn. klub (TRKK), 2002. - 525 s.

36. Patriarh Nikon. Oblacheniya, lichnye veshchi, avtografy, vklady, portrety. -M.: GIM, 2002. - 151 s.

37. Perevezenceva N.A. Obrazy nacional'noj tradicii v russkom iskusstve XIX veka // Russkij stil'. So-branie Gosudarstvennogo Istoricheskogo muzeya / Katalog. Vystavka 1998 noyabr' - yanvar' 1999. -M.: IMA-press, 1998. - 255 s.

38. Petrova E.N. Romantizm v Rossii // Romantizm v Rossii. K 100-letiyu Gosudarstvennogo Russkogo muzeya. 1898-1998. - SPb.: Palace Edition, 1995. - 454 s.

39. «Pod carskim venzelem». Proizvedeniya Imperatorskogo farfora iz sobranij Gosudarstvennogo EHrmitazha / Katalog vystavki v Gosudarstvennom komplekse Muzeev Moskovskogo Kremlya, 17 ok-tyabrya 2007 - 13 yanvarya 2008. - SPb.: Propilei, 2007. - 276 s.

40. Predmety stariny v risunkah F.G. Solnceva / Sost., vstup.st. E.V. Lazarenko, I.L. Fomina. - M.: Ist. muzej, 2013. - 109 s.

41. Putinceva A.N. Raboty Fedora Solnceva v Moskovskom Kremle // Muzejnye zapiski: Stat'i i dokla-dy Muzejnogo otdela Instituta biologii vnutrennih vod im. I.D. Papanina RAN. - Rybinsk, 2008. - Vyp. II. - S. 55-59.

42. RGALI. F. 208 (Zarin A.E.). Op. 1. Ed.hr. 44. L. 64.

43. Romantizm v Rossii. K 100-letiyu Gosudarstvennogo Russkogo muzeya. 1898-1998. - SPb.: Palace Edition, 1995. - 454 s.

44. Slyun'kova I.N. Proekty oformleniya koronacionnyh torzhestv v Rossii XIX veka. - M.: BuksMArt, 2013. - 438 s.

45. Slyun'kova I.N. Hramy i monastyri Belarusi XIX veka v sostave Rossijskoj imperii. - M.: Progress-Tradiciya, 2010. - 616 s.

46. Sobko N.P. F.G. Solncev i ego hudozhestvenno-arheologicheskaya deyatel'-nost' // Vestnik izyashchnyh iskusstv. - 1883. - T. 1. - S. 471-482.

47. Sobranie neizdannyh risunkov-akvarelej professora zhivopisi F.G. Solnceva. 1881 g. // Russkaya starina. - 1881. - T. 31. - № 6.

48. Sobor russkih patriarhov. K 90-letiyu vosstanovleniya patriarshestva v Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi. - M.: Gos. istoriko-kul'turnyj muzej-zapovednik Moskovskij Kreml', 2007. - 148 s.

49. Solncev F.G. Moya zhizn' i hudozhestvenno-arheologicheskie trudy // Rus-skaya starina. - 1876. -T. XV. - S. 109-128, 311-323, 617-633; T. XVI. - S. 147-160, 263-302.

50. Stasov V.V. Pamyati Fedora Grigor'evicha Solnceva (Rech', prochitannaya v sobranii Arheolog-icheskogo instituta 12 marta 1892 goda) // Vestnik Arheologii i istorii, izdavaemyj S.-Peterburgskim arheologicheskim institutom. -SPb., 1892. - T. IX. - S. 159-169.

51. Stroiteli i risoval'shchiki. Voronihin, Solncev, Seryakov. (Russkie samorodki. Vyp. VI). - Pg.: Tip-ya D.P. Reznikova, 1915. - 61 s.

52. Suvorova E.YU. K voprosu o pozdnej ikonografii Arhangela Gavriila // Muzejnye zapiski: Stat'i i doklady Muzejnogo otdela Instituta biologii vnutrennih vod RAN. - YAroslavl': Printhaus, 2013. - Vyp. VII. - S. 98-110.

53. Tarasov E. Solncev Fedor Grigor'evich // Russkij biograficheskij slo-var'. - SPb., 1909. - T.19. - S. 70-80.

54. Timofeeva T.P., Novakovskaya-Buhman S.M. Cerkov' Pokrova na Nerli. - M.: Sever. palomnik, 2003. - 80 s.

55. Trifonova A.N. Drevnij Novgorod Fedora Solnceva // Rodina. - 2007. - № 6. - S. 117-118.

56. Trifonova A.N. Zolotye dveri 1560 g. Novgorodskoj Sofii v grafike F.G. Solnceva // Novgorodskij arhivnyj vestnik. Nauchno-publikatorskoe izdanie. - Velikij Novgorod, 2010. - S. 58-66.

57. Formozov A.A. Russkoe obshchestvo i ohrana pamyatnikov kul'tury. M.: So-vetskaya Rossiya, 1990. - 112 s.

58. Hram Hrista Spasitelya: Sbornik / Sost. L.D. Polinovskaya. - M.: Moskovskij rabochij, 1996. - 225 s.

59. «...YA ponyala Rossiyu i stala gordit'sya tem, chto prinadlezhu ej!». Biblioteka imperatricy Ale-ksandry Fedorovny (Starshej) v sobranii Rossijskoj gosudarstvennoj biblioteki. - M.: Avgust-Borg, 2002. - 112 s.

Список сокращений

ИБВВ РАН - Институт биологии внутренних вод Российской академии наук ОР РГБ - Отдел рукописей Российской государственной библиотеки РГАЛИ - Российский государственный архив литературы и искусства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.