Полторацкая В.Н. Могильник Березовка-1 // Археологический сборник. JL, 1971. Вып. 3.
Семенов В.А. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век. СПб., 2008.
Синицына Г.В., Матющенко В.И. Могильник у деревни Ростов-ка вблизи Омска. Томск, 1988.
Скандаков И.Е. Потчевашские жилища на Мурлинском городище // Источники и историография. Археология и история. Омск, 1988.
Степи Евразии в эпоху средневековья // Археология СССР. М.,
1981.
Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время // Археология СССР. М., 1992.
Тишкин A.A., Горбунова Т.Г. Методика изучения снаряжения верхового коня эпохи раннего железного века и средневековья. Барнаул, 2004.
Ткаченко И. Д. Снаряжение верхового коня у кочевников Сибири и Центральной Азии: опыт историко-этнографического исследования. СПб., 2009.
Труфанов А.Я. Скульптура лошади из Среднего Прииртышья // Пластика и рисунки древних культур. Новосибирск, 1983.
Финно-угры и балты в эпоху средневековья // Археология СССР. М., 1987.
Чагаева A.C. Могильники в окрестностях деревни Айткулово Омской области // Из истории Сибири. Томск, 1973. Вып. 5.
Ченченкова О.П. Каменная скульптура лесостепной Азии эпохи палеометалла III—I тыс. до н.э. Екатеринбург, 2004.
Членова Н.Л. Памятники конца эпохи бронзы в Западной Сибири. М., 1994.
T.JI. Марсадолова
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ АНГЕЛА: ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ К СРЕДНЕВЕКОВЬЮ
Образ ангела стал одним из «симулякров» современной культуры, сведенным к паре «крылышек», а духовная составляющая этого образа в большинстве случаев или вовсе забывается, или отодвигается на задний план. Всегда ли люди изображали крылатых существ и можно ли их назвать ангелами (от греч. angelos - вестник)?
Прототипом художественного образа ангела как духовного существа в первобытном искусстве являлось изображение птицы, символизирующее душу человека, которое впервые появляется в эпоху палеолита. Птица считалась вместилищем души человека и нередко сама выступала как символ души. Считалось, что с последним выдохом умирающего его душа улетает в небо, поэтому душу человека очень часто изображали в виде птицы. Таким образом, птица выступала связующим звеном между небом (божественным) и человеком (земным), как и позднее ангел в христианском вероучении.
К верхнему палеолиту относятся полисемантичные изображения антропоморфных фигурок птиц с геометрическим орнаментом сакрально-символического значения (рис. 1.-1, 2), найденные на стоянке Мезин на Украине (Абрамова З.А., 1962, табл. XXX).
Сакральное значение образа птицы прослеживается в карело-финском эпосе «Калевала», где уточка-демиург помогает матери воды Ильматар творить мир (Калевала, 1956, с. 3—4). Семь яиц, снесенных уточкой, можно сравнить с семью днями божественного творения мира в Библии.
К художественному прототипу образа ангела можно отнести небольшую статуэтку человека из поселения Гальгенберг в Австрии, возраст которой около 32 тыс. лет (рис. 1.-3) (Демещенко С.А., 2001, с. 10-12). Над обломком опущенной вниз левой руки поднято вверх крыло птицы. Попытаться понять это изображение можно из более поздних этнографических рисунков. Так, шаманы Сибири во время культовых действий, надевая костюм птицы и входя в транс, совершают путешествие в мир духов. Шаманское изображение трансформации человека в птицу передано в виде антропоморфного птицеголового существа с одной рукой и одним крылом (рис. 1.-4; Яаррег^кюк М., 1999, р. 96).
В пещере Ляско во Франции изображена сложная наскальная композиция: лежащая фигура «птицеголового существа», бизон, носорог и птица, «восседающая на шесте» (верхний палеолит, 15-12 тыс. лет до н.э.) (Дэвлет Е.Г., 2004, с. 36). Знаменитый исследователь палеолитического искусства аббат А. Брейль трактовал фигуру птицы как изображение души умершего.
Рис. 1. Изображения «души» в виде птицы: 1,2- фигурки птиц с антропоморфными чертами из палеолитической стоянки Мезин; 3 - статуэтка из Гальгенберга, Австрия (30 тыс. лет до н.э., серпентин); 4 — шаманское изображение души в виде птицы (начало XX в.)
В.Е. Ларичев (1999) рассмотрел данную сцену как карту звездного неба: «птицеголовое существо» представляет собой созвездие Орион, бизон - созвездие Тельца, носорог - созвездие Близнецов, а птица, «восседающая на шесте», - Сириус. Более
поздний аналог данной сцены, принадлежащий к эпохе Древнего мира, находится в древнеегипетском храме в Дендрах. В роли «птицеголового существа» выступает Осирис, а в роли птицы, «восседающей на шесте», - «Божественный кобчик», символизирующий душу человека «ба».
В памятниках художественной культуры шумерской, вавилонской и ассирийской цивилизаций встречаются изображения ке-рубов - крупных крылатых человекоподобных существ (иногда обладавших обликом животных), считавшихся стражами земных и небесных усыпальниц и заступниками людей перед богами. Изображения керубов считаются древнейшими прототипами ангелов -иудейских и христианских серафимов (Бланк С.М., 2006, с. 27). На каменном рельефе из Каркемиша (Турция, VTII-VII вв. до н.э.) изображены керубы-человекоптицы (рис. 3.-1) (The Museum..., 1997, p. 157, fig. 251).
В ассирийском искусстве известны изображения крупных крылатых существ с телами орлов или других животных и лицами львов или людей. Их помещали у входа в храм или дворец в качестве стражей порога. В Библии Бог поместил херувима у ворот в Эдем, чтобы не дать Адаму и Еве вернуться обратно.
Вместе с крылатыми людьми-полуптицами и полуживотными изображали крылатых человекоподобных богинь. На одном из барельефов Месопотамии (2000-е гг. до н.э.) была изображена крылатая богиня (рис. 2.-4) (Чаусидис Н., 2005, В27).
На костяных пластинах украшений конской узды из крепости Гордион в Анатолии (VTII-VII вв. до н.э.) изображены крылатая женщина-богиня и крылатое существо с головами женщины и зверя (рис. 2.-1, 3; прорисовки JI.C. Марсадолова).
На зеркале из раннескифского кургана Келермес в Предкавказье (VII в. до н.э.) изображена крылатая богиня восточного облика с леопардами в руках (рис. 2.-2) (Галанина JI.K., 2006, с. 63). На перекрестье золотого меча из этого же кургана выгравированы изображения двух крылатых фигур - мужчины и женщины в богатых одеждах с коронами на головах (рис. 3.-2) (Артамонов М.И., 1966, ил. 1.-2).
В Древнем Египте богов изображали в виде крылатых существ: богиню неба Нут - в виде женщины с расправленными или сложенными крыльями, бога неба Гора Бехдетского - в виде солнечного диска с крыльями сокола (прототип христианских престо-
лов). Иногда Гора также изображали в виде человека с головой сокола, что является продолжением представлений о «птицеголовом» существе из пещеры Ляско.
Рис. 2. Образы крылатых «богинь»: 1 - крылатая богиня из крепости Гордион (Анатолия, УШ-УП вв. до н.э.); 2 — крылатая богиня из кургана Келермес (VII в. до н.э.); 3 - крылатое существо с головами женщины и зверя из крепости Гордион (Анатолия,
УШ-УП вв. до н.э.); 4 — крылатая богиня из Месопотамии (2000-1600 гг. до н.э., терракота); 5 - птица с личиной на груди, пермский звериный стиль (УП-1Х вв. н.э.)
Рис. 3. Образы крылатых существ: 1 - изображения человекоптиц на каменном рельефе из Каркемиша (Турция, IX вв. до н.э.); 2 - изображения двух крылатых людей из кургана Келермес (VII в. до н.э.)
На писанице Гачурта в окрестностях Улан-Батора было обнаружено изображение, состоящее из двух частей (рис. 4) (Волков В.В., 1964, с. 144). Л.С. Марсадолов (2001, с. 39) дает следующую интерпретацию данного петроглифа: «В верхней и нижней частях
изображения, разделенных дорогой, один человек ведет за собой жеребца, а другой - кобылу. В нижней части показаны две птицы, на крыльях одной из которых стоит мужчина. Дорога ведет к под-прямоугольной оградке, внутри которой находятся пять человек (один без головы - мертвый?) и конь, а вокруг оградки стоят еще три человека. В целом такой сюжет, возможно, следует рассматривать как этапы подготовки, погребения и прощания с умершим человеком (или группой лиц), душа которого на птице отлетает в другой мир». Подобные образы «пути-дороги», соответствующие жизни и смерти, были обнаружены в разных регионах Центральной Азии (Дэвлет М.А., 2000). Реальные прототипы таких дорог были найдены в Семисарте на Алтае (Марсадолов Л.С., 2001, с. 38—41).
0*0
Рис. 4. Образы крылатых существ на петроглифах Монголии: 1,2- писаница из Гачурта в окрестностях Улан-Батора (1-я половина I тыс. до н.э.)
На писаницах Забайкалья и Монголии в фигуре летящей птицы можно, «как в пиктограмме, прочесть ту традиционную формулу древней степной религии, которая тысячу лет спустя появилась в памятниках монгольской письменности, - «силою вечного синего неба да будет счастье!» (Окладников А.П., Запорожская В.Д., 1970, с. 123). Нахождение древнемонгольской надписи с этой формулой в долине реки Толы у подножия священной горы Богдо-Уула на той же самой скале, где красной охрой нарисованы духи-хранители и парящие в небе орлы, подтверждает наличие непрерывной традиции, связывающей мировоззрение людей бронзового века с верованиями их далеких потомков - современных людей.
На плите с петроглифами тесинской культуры (II в. до н.э. -II в. н.э.) у р. Кизилки в междуречье Июсов в Хакасии, среди танцующих человеческих фигурок выделяется изображение человека с крыльями (рис. 5) (Рыбаков Н.И., 2008, с. 80). Возможно, это изображение представляет переход человека или шамана в мир духов, а вся сцена - полный цикл человеческой жизни от рождения и вселения души (изображение птицы-души) до перехода в иной мир или магический шаманский обряд.
<0
>
Рис. 5. Плита с изображением крылатого существа из Хакасии (у р. Кизилки, в междуречье Июсов, петроглифы тесинской культуры, II в. до н.э.- II в. н.э.)
аР-*'' Q ** "
Близкие представления нашли отражение в памятниках художественной культуры эпохи раннего Средневековья. Бронзовая пластина в виде птицы с «личиной» на груди в пермском зверином стиле (VII-IX вв. н.э.) представляет собой переходный этап от изображения крылатых птиц к изображению крылатых антропоморфных существ (рис. 2.-5) (Folklore. Vol. 18/19, 2005, p. 179).
В эпоху Античности богов представляли в виде всемогущих людей, обладающих бессмертием и вечной молодостью, что явилось антропологическим поворотом в истории культуры. В Древней Греции и Риме существовали представления о даймонах и гениях - ангелах-хранителях, которые могли менять судьбу отдельных людей в лучшую или худшую сторону.
В виде крылатых людей изображали вестницу богов Нику, греческих муз, фатов, римских «гениев», бога Гермеса (посланника Зевса, носящего шапку с крыльями и крылатые сандалии). Крылатого бога Эроса (Купидона) часто связывали с Фишем (душой), поэтому древние греки полагали, что именно он сопровождает душу умершего в мир иной и его изображали на каменных саркофагах. Довольно часто на саркофагах изображали двух эротов, парящих в небе друг напротив друга.
Самой известной крылатой фигуркой считается Ника Самофракийская, датируемая 180 г. до н.э. Образ Ники послужил прообразом христианского изображения ангела. В 426 г. на монетах императора Феодосия II Младшего и Галлы Плацидии было отчеканено христианизированное изображение крылатой богини Виктории (римский аналог Ники). Богиня изображена во весь рост, с крестом в правой руке (Бенчев И., 2005, с. 48).
Средние века называют «золотой эрой» Ангелов, потому что ангелы считались силой, стоявшей за передвижением планет и всем в природе и заполнявшей разрыв между Богом и человеком. С Тер-туллиана и Оригена начинает развиваться умозрительная христианская ангелология, которая формировалась на основе «Нового Завета» через обращение к понятиям античного сознания.
Никейский собор в 325 г. объявил веру в ангелов частью догмы. В 787 г. Седьмой Экуменический синод постановил определенный и ограниченный культ архангелов. Запрещалось использование имен ангелов и взывание к ним за помощью, за исключением имен Михаила, Гавриила и Рафаила.
В течение трех первых веков христианства было запрещено изображать ангелов, и поэтому их присутствие в росписи лишь
обозначалось. Ранние христиане изображали ангелов на стенах катакомб бескрылыми предвестниками Бога, благообразными юношами и странниками с посохами.
Фигура ангела с крыльями и нимбом появилась в IV в. Одними из первых изображений крылатых ангелов считаются римское изображение апостола и евангелиста Матфея в виде ангела на фреске в церкви Св. Пуденцианы и ангел на саркофаге, найденном в местечке Саригюзель в Малой Азии (Бенчев И., 2005, с. 48). Оба памятника художественной культуры датируются концом IV в.
К VI в. относится мозаика из базилики Сан-Витале в Равенне, на которой Христос сидит в окружении святых и ангелов.
Высокие купола соборов и капелл Византии были украшены фресками и мозаиками, изображавшими святых и ангелов. В алтарном своде церкви Успения в Никее VII в. находились четыре мозаичных изображения ангелов, облик которых воплощал античное равновесие между телом и духом. К X в. относится изображение иерархии ангелов на внутренней стороне Лимбургской ставротеки в Константинополе (рис. 6) (Бенчев И., 2005, с. 36).
В Средней Азии, в Семиречье, было найдено «григоровское блюдо» с евангельскими сценами, сохранившее иконографические традиции УП-УШ вв., хотя это блюдо относят к 1Х-Х вв. (Дарке-вич В.П., 1976, с. 102). Иисус Христос на фрагменте Вознесение окружен четырьмя ангелами. Ангелы с «сирийским» типом лица -огромными глазами, крупными носами и маленькими ртами - изображены до пояса.
В зороастризме ангелы делились на две основные категории: ангелы света и высшего мира («бессмертные святые») и ангелы тьмы и низшего мира. Позднее появились два новых класса: йаза-тас или ангелы света под предводительством Митры и фраваши -духи-хранители людей.
В буддизме и индуизме упоминаются: гандхарвы - небесные музыканты, изображаемые в виде крылатых мужчин, апсара - индуистская полубогиня, часто сравниваемая с ангелами, и дивы (полубоги), исполнявшие роль посланников к высшим божествам. В буддизме встречается и ангелоподобное создание - бодхисатва («существо, стремящееся к просветлению»), существующее где-то между земной и чисто духовной жизнью. В настенной росписи Дуньхуань (VII в., Британский музей) изображен ангел восточного облика с огромными глазами и курчавыми волосами (рис. 7).
Т О V VI
ешсрс
ЙЫШК
г'тнй
опа*
4171И1
¿1 Трх
*
ОУ Л г г
О V Гц?
про
Л РОМ)
оотвол
ВОП2 П
& Ас
Рис. 6. Изображение ангелов в христианстве: иерархия ангелов на Лимбургской ставротеке (Константинополь, 963-968 гг.)
Рис. 7. Изображение ангела в буддизме: фрагмент настенной росписи Дуньхуань с поясным изображением ангела (VII в., Британский музей)
Новые религии возникали иногда в результате явления ангелов пророкам. Так, в конце VI в. Мухаммеду явился архангел Джибраил (Гавриил) и передал ему откровение от Бога, вследствие чего возникла новая религия - ислам, а в 1829 г. Иосиф Смит основал церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней после явления ему ангела Морони. Ангел монголоидного облика изображен на картине «Вознесение пророка ангелом Джибраилом» (рис. 8; Таб-ризская школа, нач. XIV в.).
В «Истории монголов» инока Магакии сохранился рассказ о явлении Чингисхану ангела в виде златокрылого орла, который дал ему ясу (божественный закон) и священные заповеди (Окладников А.П., Запорожская В.Д., 1970, с. 121).
Образ ангела в средневековой Руси был одним из ведущих в иконописи: образы архангелов Михаила и Гавриила и ангелов Святой Троицы. С ангельскими крыльями изображали Иисуса Христа (в образе распятого серафима), Богоматерь, Софию и святых.
Первоначальным центром развития русской иконописи был Киев. Подкупольное пространство и главная апсида Софийского собора были покрыты великолепной мозаикой XI в. с изображениями ангелов.
Рис. 8. Изображение ангела в исламе: картина «Вознесение пророка ангелом Джибраилом» (Табризская школа, начало XIV в.)
В XII - середине XIII в. во Владимире и в Новгороде киевская традиция была переработана и созданы самобытные художественные школы. «Ангел златые волоса» является фрагментом деи-сусного чина и принадлежит к Новгородской школе (XII в.). Данная икона изображает архангела Гавриила - ангела вестника. Византийская традиция выразилась в глубокой одухотворенности печального лика ангела и в изображении огромных глаз.
В Х1П-Х1У вв. Москва и Тверь выступили наследниками владимиро-суздальского искусства. В начале XV в. Андрей Рублев написал глубоко символичное изображение «Троицы» (Ветхозаветной), которое стало каноничным для русской иконописи.
Важнейшим условием развития русской культуры и науки XVIII в. был резкий и принципиальный отказ от средневекового наследия (т.е. всего культурного наследия до XVIII в.). В XIX в. неприятие данного наследия усугубилось его отождествлением с «невежеством», «азиатчиной», «тиранией» и «самодержавием». Так, К.Н. Батюшков писал: «Я за все русские древности не дам гроша. То ли дело Греция? То ли дело Италия?» (Беляев Л.А., 1998, с. 415^16).
Лишь в середине XIX в. российское общество осознало важность религиозных древностей Руси с наступлением эпохи «историзма». При Николае I в центр государственной политики было поставлено православие (Беляев Л.А., 1998, с. 417). Древнюю церковь стали воспринимать как историческую святыню и образец для создания искусства и быта. После 70 лет атеизма в России с конца XX в. в нашей стране вновь начинает осознаваться важность православного культурного наследия Руси, что выражается в реставрации храмов, становлении новых иконописных школ и др.
Попробуем ответить на вопрос, поставленный вначале статьи. Мы можем с уверенностью утверждать, что люди всегда изображали крылатых существ, независимо от того, как они их называли. При этом их нельзя считать тождественными христианским ангелам, так как хотя многие из них и выполняли функцию вестников богов, но их предназначение в каждую эпоху и в каждой культуре было различным.
Сейчас трансляции изображений ангелов по всему миру приобрели такую популярность, что в XXI в. можно говорить о наступлении новой «эры ангелов». Ангел «влетает» в повседневную жизнь людей через средства СМИ: почтовые марки, рождественские открытки, страницы журналов, Интернет, слова текстов на популярную музыку, модную одежду и аксессуары и др.
Библиографический список
Абрамова З.А. Палеолитическое искусство на территории СССР. М.; Л., 1962.
Артамонов М.И. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа. Л., 1966.
Беляев Л.А. Христианские древности: Введение в сравнительное изучение. М., 1998.
Бенчев И. Иконы ангелов. Образы небесных посланников. М.,
2005.
Бланк С.М. Ангелы с нами и среди нас. Ростов-на-Дону, 2006. Волков В.В. Бронзовый и ранний железный век Северной Монголии. Улан-Батор, 1967.
Галанина Л.К. Скифские древности Северного Кавказа в собрании Эрмитажа. Келермесские курганы. СПб., 2006.
Даркевич В.П. Художественный металл Востока VIII—XIII вв. Произведения восточной торевтики на территории европейской части СССР и Зауралья. М., 1976.
Демещенко С.А. Палеолитическая статуэтка из Гальгенберга (Австрия) // Отделу археологии Восточной Европы и Сибири 70 лет. СПб., 2001.
Дэвлет М.А. Образ пути-дороги в наскальном искусстве Сибири и Центральной Азии // Исторический ежегодник. Омск, 2000. Спец. вып.
Дэвлет Е.Г. Альтамира: у истоков искусства. М., 2004. Калевала: карело-финский народный эпос. Петрозаводск, 1956. Ларичев В.Е. Заря астрологии: Зодиак троглодитов, Луна, Солнце и «блуждающие звезды». Новосибирск, 1999.
Марсадолов Л.С. Комплекс памятников в Семисарте на Алтае // Материалы Саяно-Алтайской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа. СПб., 2001. Вып. 4.
Окладников А.П., Запорожская В.Д. Петроглифы Забайкалья. Л., 1970. Ч. 2.
Рыбаков Н.И. «Солнце-луна» в петроглифах Июсских степей // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе: сб. ст. Барнаул, 2008. Вып. II. Чаусидис Н. Космолошки слики. CKonje, 2005. Т. 2. Folklore. Vol. 18/19. December 2005. Tartu, 2005. Rappengluck Michael A. Eine Himmelkarte aus der Eiszeit? Frankfurt am Main; Berlin; Bern; Bruxells; New York; Wien: Lang, 1999. The Museum of Anatolian civilizations. Ankara, 1997.