Научная статья на тему 'Художественный музей в пространстве педагогики высшей школы'

Художественный музей в пространстве педагогики высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественный музей в пространстве педагогики высшей школы»

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ MViEH В ПРОСТРАНСТВЕ

ПЕДАГОГИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

О. Г Беломоева, доцент кафедры ку.

Процессы гуманизации и гуманитаризации образования, получившие в последние десятилетия широкую теоретическую и [фактическую разработку, и связанные с ними поиски и находки новых средств образования и воспитания сделали очевидным тот факт, что потенциал многих учреждений культуры до последнего времени в системе высшего образования использовался недостаточно активно. Несмотря на происходящие изменения в понимании обществом роли музеев, театров, концертных орг анизаций и т. п.. до сих пор не изжиты до конца примитивные представления о том, что эти организации су шествуют лишь для пресловутого расширения кругозора либо для развлечения. Первое суждение особенно распространено в отношении художественного музея, картинном галереи, выставочного зала.

Неинтерес широкой публики к рабою музеев бывает вполне оправдан. если они работают традиционно, не откликаясь на потребности современной жизни. Олнако это не значит, что в них не заложены потенции, позволяющие сделать, скажем, .художественный музей важнейшим у частником образовательного и вое пита тельного процесса. Остановимся на тех возможностях, которые вполне реализуемы в модели взаимодействия вуз - художественный му кчй. исходя из 15-летнего опыта совместной работы Мордовского тсударственного университета им. Н.П. Огарева и Мордовскою республиканского музея изобразительных искусств (МРМИИ) им. С .Д. ">рын Они отнюдь не ограничены рамками региона и лежат в русле общероссийской проблематики.

Решение обучающих и развивающих задач. Художественный музей и его средства в силу своей специфики могут

быть использованы в учебном процессе прежде всего гхманитарными кафедрами В МГ> им II II. Огарева наиболее непосредственно V* <авя тна» на художественный музей кафедра культурологмн фасу.ть-

чьтурологии МГУ им. Н П Огарева

тета национальной культуры, преподаватели которой читают на всех факультетах университета обязательные курсы, спецкурсы, курсы по выбору и факультативы по дисциплинам «Культурология», «Эстетика». «История искусств» (всего около 30 ЦПvlOB I Постоянная экспозиция МРМИИ ?к. ю-чает следующие разделы: «Народное декоративно-прикладное искусство мордвы». «Русское искусство XVIII - начала \Х веков», «Творчество скульптора С.Д Эрь -и >. «Творчество живописца Ф.В. С ычкова •. «Изобразительное искусство М повни*. «Советское изобразительное искусство». Она дает большие возможности для нз\-

Ф

чения отечественного искчсства, а также

W

активного включения в процесс оеччения национально-регионально!о компонента, что в настоящее время является одной из весьма актуальных *адач отечественного образования. Те же проблемы решаются с помощью временных выставок, проходящих в выставочном зале мччея

Одним из главных принципов построения постоянной жепозиции МРМИИ

ф

жнI раздельное жепонированиеживописи, екчлыпуры, графики. )го по толя с г В) юв-скому педа1 ог\ в курсах « )стстикл *. История искусств» проводить ччебные занятия для студентов по 1 сме «Виды искусства», ставящие 1адач\ изучения специфики каждого из них (экскчрсии: ^Живопись как вид искусства», «Специфика скульпторы». «Что такое графика». "Особенности декоративно-прикладного искусства*).

С' 1989 г. по инициативе отдела наччиои пропаганды искусства МРМИИ в чпзее проводится цикл проблемно-дидактических выставок «Творчество и выражение^ В цикле прошли следующие выставки:

- «От замысла к картине (1989к Цель - познакомить зрителя с этапами создания художественного произведения;

- «Цвет в живописи» (1 ' Линия и

пятно» (1^1). «Форма и объем» (1991). Цель - дать представление о главных вы-

©О.Г Беломоева, 2001

ГсТ

с ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

разительных средствах живописи, графики, мету «Мировая художественная культура».

скульптуры соответственно;

- «Отражение» (Условность в искусстве. 1993), «О красном вечере задумалась

Так, в одном случае студенткой была подготовлена экскурсия по экспозиции произведений С.Д. Эрьзи, знакомившая учащих-

дорога...» (Художественный образ. 1995). ся с основными этапами жизни и творче-

Цель — выявить символический характер ства скульптора. Другая практикантка разработала экскурсию на тему «Живопись Мордовии», в которой ставила цель выделить художественные особенности каждого этапа ее развития.

Таким образом, учебная работа со сту-

искусства, специфику показа действительности в искусстве;

- «Пространство и время в искусстве» (1997 - 1998). Цель - раскрыть роль со-

зданных художником концепции пространства и времени в выражении смысла художественного произведения.

В 2001 - 2002 гг. намечено проведение выставки «И времени ритмы, и рифмы про-

денческои аудиториеи в художественном музее может быть разнообразной по форме, целям и задачам.

Решение воспитательных задач.

странства», целью которой является ана- Одним из принципиальных и, по нашему

лиз понятия «ритм» как средства художе- мнению, чрезвычайно важных позитивных

моментов в работе отечественной высшей школы является постановка в ходе учебного процесса воспитательных задач наряду с обучающими и развивающими. Художественный музей и в этом случае может оказаться весьма эффективным помощником вузовского педагога, предлагая формы работы, либо обращенные к эмоциональной сфере личности, либо активизирующие ее творческий потенциал.

К числу первых мы относим музыкально-тематические вечера, презентации и т. п. Такие формы работы предполагают соединение в себе произведений различных видов искусства и имеют ярко выраженный художественный характер. Они заставляют аудиторию сочувствовать, сопереживать действию. Примером может послу-

ственнои выразительности.

В каждой экспозиции цикла наряду с художественными произведениями использовался дидактический материал в виде наглядных пособий разного рода, а структура предполагала обязательное наличие «учебного класса», предназначенного для закрепления материала, что позволяет одновременно очень плодотворно реализовать обучающую и развивающую задачи.

Особенность протекания учебного процесса на дидактической выставке, как и в музее вообще, заключается в том, что благодаря восприятию подлинника он более подкреплен эмоционально, чем этого можно достичь в аудитории даже при наличии хороших диапозитивов или репродукций. Как известно, чувственное восприятие активизирует не только обучающую и развивающую, но и воспитательную сторону учебного процесса. Таким

жить цикл презентации, подготовленный сотрудниками МРМИИ им. С .Д. Эрьзи для студентов и посвященный 2000-летию хри-

образом, дидактическая выставка в срав- стианства. В цикл вошли презентации

нении с другими формами работы музея произведений художников Мордовии - клас-

имеет наиболее ярко выраженный «педа- сиков и современников: картина «Во-

досвятие» Ф.В. Сычкова, скульптурные образы Христа в творчестве С.Д. Эрьзи,

гогическии» характер.

Об эффективности проблемно-дидак-

тических выставок в учебном процессе новая картина В.А. Попкова «Полочка па-

свидетельствует тот факт, что многие из мяти», скульптура Н.М. Филатова «Хрис-

студентов спустя несколько дней после кол- тос». Каждая из презентаций была посвя-

лективного посещения экспозиций вновь щена отражению в искусстве одной из глав-

возвращаются сюда для самостоятельного просмотра.

Отметим также возможность использования образовательного потенциала художественного музея при прохождении сту-

ных этических ценностей христианства: любви, добра, милосердия и т. п. Акцентирование нравственных ценностей способствовало решению прежде всего воспитательных задач. Эмоциональное воздей-дентами педагогической практики по пред- ствие усиливали стихи, художественная

Ш5

4, 2001

проза, музыка, танец, приподнятый тон рассказа о произведении.

Однако более эффективно процесс воспитания происходит в том случае, когда студент сам реализует себя в творчестве. Так, музыкально-тематический

уша века», посвященный Шекспиру и раскрывавший духовные ориентиры эпохи Возрождения, был подготовлен студентами и преподнесен ими своим же сокурсникам. Проведение вечера не только помогло закрепить материал, изученный на занятиях, вызвав глубокий эмоциональный отклик у аудитории, но и способствовало активизации творческих способностей студентов-участников, а также развитию межличностных контактов, сплочению коллектива, «открытию» себя и других.

для нашей

туры в прошлом, настоящем и будущем.

Приведенные примеры не исчерпывают всех возможностей интеграции высшей школы и художественного музея. Но накопленный опыт работы позволяет сделать выводы о том, что диалог вуза и художественного музея:

- помогает сделать более полноценным

чески сочетая развивающих

воспитательных задач;

тению профессио-зма в восприятии искусства сту-1ми художественных, филологических, урологических специальностей; позволяет активизировать творческий щиал личности студента любой про-Другим примером может послужить фессиональной ориентации, развивая его

работа со студентами на ассоциативной выставке «Пушкин, где ты?» (1999). В ее составе были показаны произведения, которые не всегда были посвящены непосредственно поэту или его эпохе, но тем не менее вызывали ассоциации с ним самим или его творчеством. Активизируя чувственное восприятие, интуицию, ассоциативное мышление, они побуждали зрителей прийти к размышлению о величии поэта, творчество которого и по сей день оказывает влияние на развитие искусства, позволяя как бы заново, но уже самостоятельно

эмоциональную сферу, а также образно-конкретное мышление и связанные с ним способности к воображению и фантазии: -способствует социализации личности, прививая ей культуру общения, культуру поведения, культуру речи и т.п.;

- помогает формированию художественного и эстетического вкуса, эстетических чувств и потребностей молодого человека.

В этой связи представляется целесообразной дальнейшая интеграция вуза и художественного музея с включением последнего в систему непрерывного образования.

ИЗУЧЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ СИЛИКАТНОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ МОРДОВИИ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ понятий

О.В.,Глаз нова, ст. преподаватель кафедры общей и неорганической

химии МГУ им. Н.П. Огарева,

О.Ю: Янкина, студентка V курса Института и физики химии

МГУ им. Н.П. Огарева

Традиционно главная цель обучения химии заключалась в том, чтобы ввести уче-

логическои роли веществ в школьном курсе химии подробно не рассматривается, а

ника в мир веществ (как природных, так и о вредном воздействии на живые объекты,

созданных человеком), заложить основу о катастрофических изменениях в экосис-

понимания причин его многообразия, сфор- темах практически не упоминается ни в

одном из его разделов.

Однако активная деятельность челове-

мировать не только общие представления о способах получения и применения ве-

ществ, но и практические умения обра- чества по созданию особенной среды оби-

щаться с ними. Как правило, вопрос о био- тания со своими законами не только приво-

© О.В. Глазкова. О.Ю. Янкина, 2001

гп

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.