ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ MViEH В ПРОСТРАНСТВЕ
ПЕДАГОГИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
О. Г Беломоева, доцент кафедры ку.
Процессы гуманизации и гуманитаризации образования, получившие в последние десятилетия широкую теоретическую и [фактическую разработку, и связанные с ними поиски и находки новых средств образования и воспитания сделали очевидным тот факт, что потенциал многих учреждений культуры до последнего времени в системе высшего образования использовался недостаточно активно. Несмотря на происходящие изменения в понимании обществом роли музеев, театров, концертных орг анизаций и т. п.. до сих пор не изжиты до конца примитивные представления о том, что эти организации су шествуют лишь для пресловутого расширения кругозора либо для развлечения. Первое суждение особенно распространено в отношении художественного музея, картинном галереи, выставочного зала.
Неинтерес широкой публики к рабою музеев бывает вполне оправдан. если они работают традиционно, не откликаясь на потребности современной жизни. Олнако это не значит, что в них не заложены потенции, позволяющие сделать, скажем, .художественный музей важнейшим у частником образовательного и вое пита тельного процесса. Остановимся на тех возможностях, которые вполне реализуемы в модели взаимодействия вуз - художественный му кчй. исходя из 15-летнего опыта совместной работы Мордовского тсударственного университета им. Н.П. Огарева и Мордовскою республиканского музея изобразительных искусств (МРМИИ) им. С .Д. ">рын Они отнюдь не ограничены рамками региона и лежат в русле общероссийской проблематики.
Решение обучающих и развивающих задач. Художественный музей и его средства в силу своей специфики могут
быть использованы в учебном процессе прежде всего гхманитарными кафедрами В МГ> им II II. Огарева наиболее непосредственно V* <авя тна» на художественный музей кафедра культурологмн фасу.ть-
чьтурологии МГУ им. Н П Огарева
тета национальной культуры, преподаватели которой читают на всех факультетах университета обязательные курсы, спецкурсы, курсы по выбору и факультативы по дисциплинам «Культурология», «Эстетика». «История искусств» (всего около 30 ЦПvlOB I Постоянная экспозиция МРМИИ ?к. ю-чает следующие разделы: «Народное декоративно-прикладное искусство мордвы». «Русское искусство XVIII - начала \Х веков», «Творчество скульптора С.Д Эрь -и >. «Творчество живописца Ф.В. С ычкова •. «Изобразительное искусство М повни*. «Советское изобразительное искусство». Она дает большие возможности для нз\-
Ф
чения отечественного искчсства, а также
W
активного включения в процесс оеччения национально-регионально!о компонента, что в настоящее время является одной из весьма актуальных *адач отечественного образования. Те же проблемы решаются с помощью временных выставок, проходящих в выставочном зале мччея
Одним из главных принципов построения постоянной жепозиции МРМИИ
ф
жнI раздельное жепонированиеживописи, екчлыпуры, графики. )го по толя с г В) юв-скому педа1 ог\ в курсах « )стстикл *. История искусств» проводить ччебные занятия для студентов по 1 сме «Виды искусства», ставящие 1адач\ изучения специфики каждого из них (экскчрсии: ^Живопись как вид искусства», «Специфика скульпторы». «Что такое графика». "Особенности декоративно-прикладного искусства*).
С' 1989 г. по инициативе отдела наччиои пропаганды искусства МРМИИ в чпзее проводится цикл проблемно-дидактических выставок «Творчество и выражение^ В цикле прошли следующие выставки:
- «От замысла к картине (1989к Цель - познакомить зрителя с этапами создания художественного произведения;
- «Цвет в живописи» (1 ' Линия и
пятно» (1^1). «Форма и объем» (1991). Цель - дать представление о главных вы-
©О.Г Беломоева, 2001
ГсТ
с ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
разительных средствах живописи, графики, мету «Мировая художественная культура».
скульптуры соответственно;
- «Отражение» (Условность в искусстве. 1993), «О красном вечере задумалась
Так, в одном случае студенткой была подготовлена экскурсия по экспозиции произведений С.Д. Эрьзи, знакомившая учащих-
дорога...» (Художественный образ. 1995). ся с основными этапами жизни и творче-
Цель — выявить символический характер ства скульптора. Другая практикантка разработала экскурсию на тему «Живопись Мордовии», в которой ставила цель выделить художественные особенности каждого этапа ее развития.
Таким образом, учебная работа со сту-
искусства, специфику показа действительности в искусстве;
- «Пространство и время в искусстве» (1997 - 1998). Цель - раскрыть роль со-
зданных художником концепции пространства и времени в выражении смысла художественного произведения.
В 2001 - 2002 гг. намечено проведение выставки «И времени ритмы, и рифмы про-
денческои аудиториеи в художественном музее может быть разнообразной по форме, целям и задачам.
Решение воспитательных задач.
странства», целью которой является ана- Одним из принципиальных и, по нашему
лиз понятия «ритм» как средства художе- мнению, чрезвычайно важных позитивных
моментов в работе отечественной высшей школы является постановка в ходе учебного процесса воспитательных задач наряду с обучающими и развивающими. Художественный музей и в этом случае может оказаться весьма эффективным помощником вузовского педагога, предлагая формы работы, либо обращенные к эмоциональной сфере личности, либо активизирующие ее творческий потенциал.
К числу первых мы относим музыкально-тематические вечера, презентации и т. п. Такие формы работы предполагают соединение в себе произведений различных видов искусства и имеют ярко выраженный художественный характер. Они заставляют аудиторию сочувствовать, сопереживать действию. Примером может послу-
ственнои выразительности.
В каждой экспозиции цикла наряду с художественными произведениями использовался дидактический материал в виде наглядных пособий разного рода, а структура предполагала обязательное наличие «учебного класса», предназначенного для закрепления материала, что позволяет одновременно очень плодотворно реализовать обучающую и развивающую задачи.
Особенность протекания учебного процесса на дидактической выставке, как и в музее вообще, заключается в том, что благодаря восприятию подлинника он более подкреплен эмоционально, чем этого можно достичь в аудитории даже при наличии хороших диапозитивов или репродукций. Как известно, чувственное восприятие активизирует не только обучающую и развивающую, но и воспитательную сторону учебного процесса. Таким
жить цикл презентации, подготовленный сотрудниками МРМИИ им. С .Д. Эрьзи для студентов и посвященный 2000-летию хри-
образом, дидактическая выставка в срав- стианства. В цикл вошли презентации
нении с другими формами работы музея произведений художников Мордовии - клас-
имеет наиболее ярко выраженный «педа- сиков и современников: картина «Во-
досвятие» Ф.В. Сычкова, скульптурные образы Христа в творчестве С.Д. Эрьзи,
гогическии» характер.
Об эффективности проблемно-дидак-
тических выставок в учебном процессе новая картина В.А. Попкова «Полочка па-
свидетельствует тот факт, что многие из мяти», скульптура Н.М. Филатова «Хрис-
студентов спустя несколько дней после кол- тос». Каждая из презентаций была посвя-
лективного посещения экспозиций вновь щена отражению в искусстве одной из глав-
возвращаются сюда для самостоятельного просмотра.
Отметим также возможность использования образовательного потенциала художественного музея при прохождении сту-
ных этических ценностей христианства: любви, добра, милосердия и т. п. Акцентирование нравственных ценностей способствовало решению прежде всего воспитательных задач. Эмоциональное воздей-дентами педагогической практики по пред- ствие усиливали стихи, художественная
Ш5
4, 2001
проза, музыка, танец, приподнятый тон рассказа о произведении.
Однако более эффективно процесс воспитания происходит в том случае, когда студент сам реализует себя в творчестве. Так, музыкально-тематический
уша века», посвященный Шекспиру и раскрывавший духовные ориентиры эпохи Возрождения, был подготовлен студентами и преподнесен ими своим же сокурсникам. Проведение вечера не только помогло закрепить материал, изученный на занятиях, вызвав глубокий эмоциональный отклик у аудитории, но и способствовало активизации творческих способностей студентов-участников, а также развитию межличностных контактов, сплочению коллектива, «открытию» себя и других.
для нашей
туры в прошлом, настоящем и будущем.
Приведенные примеры не исчерпывают всех возможностей интеграции высшей школы и художественного музея. Но накопленный опыт работы позволяет сделать выводы о том, что диалог вуза и художественного музея:
- помогает сделать более полноценным
чески сочетая развивающих
воспитательных задач;
тению профессио-зма в восприятии искусства сту-1ми художественных, филологических, урологических специальностей; позволяет активизировать творческий щиал личности студента любой про-Другим примером может послужить фессиональной ориентации, развивая его
работа со студентами на ассоциативной выставке «Пушкин, где ты?» (1999). В ее составе были показаны произведения, которые не всегда были посвящены непосредственно поэту или его эпохе, но тем не менее вызывали ассоциации с ним самим или его творчеством. Активизируя чувственное восприятие, интуицию, ассоциативное мышление, они побуждали зрителей прийти к размышлению о величии поэта, творчество которого и по сей день оказывает влияние на развитие искусства, позволяя как бы заново, но уже самостоятельно
эмоциональную сферу, а также образно-конкретное мышление и связанные с ним способности к воображению и фантазии: -способствует социализации личности, прививая ей культуру общения, культуру поведения, культуру речи и т.п.;
- помогает формированию художественного и эстетического вкуса, эстетических чувств и потребностей молодого человека.
В этой связи представляется целесообразной дальнейшая интеграция вуза и художественного музея с включением последнего в систему непрерывного образования.
ИЗУЧЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ СИЛИКАТНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ МОРДОВИИ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ понятий
О.В.,Глаз нова, ст. преподаватель кафедры общей и неорганической
химии МГУ им. Н.П. Огарева,
О.Ю: Янкина, студентка V курса Института и физики химии
МГУ им. Н.П. Огарева
Традиционно главная цель обучения химии заключалась в том, чтобы ввести уче-
логическои роли веществ в школьном курсе химии подробно не рассматривается, а
ника в мир веществ (как природных, так и о вредном воздействии на живые объекты,
созданных человеком), заложить основу о катастрофических изменениях в экосис-
понимания причин его многообразия, сфор- темах практически не упоминается ни в
одном из его разделов.
Однако активная деятельность челове-
мировать не только общие представления о способах получения и применения ве-
ществ, но и практические умения обра- чества по созданию особенной среды оби-
щаться с ними. Как правило, вопрос о био- тания со своими законами не только приво-
© О.В. Глазкова. О.Ю. Янкина, 2001
гп