кормах. Основная масса кормов, используемых в животноводстве, производится из растений. Но в отличие от них соотношение органических веществ, их химическая структура в организме животных совершенно иные. В растительных организмах преобладают углеводы (клетчатка, крахмал, сахароза), а в животных — белки и жиры, относительно мало углеводов (гликоген, глюкоза), а клетчатка, крахмал и дисахариды отсутствуют. Минеральные вещества в тех и других организмах содержатся одни и те же, но в другом соотношении. В организме животных преобладают соединения кальция, фосфора, натрия. Основным путем их проникновения в организм является желудочно-кишечный тракт. В связи с этим особое значение приобретает информация о степени и скорости всасывания химических элементов из желудочно-кишечного тракта в зависимости от их основных химических свойств, формы вводимого соединения, физиологического состояния организма. Немаловажны также данные о коэффициентах отложения и накопления их во всем организме, отдельных органах, тканях и жидкостях в условиях длительного поступления. Они используются тканями организма в качестве строительного материала для построения или замены своих структур, расходуются для синтеза молока, шерсти и
другой продукции, для образования' энергии.
С учетом всех этих закономерностей исполнители программы ведут исследование обменных процессов, динамика веществ в тканях и органах, степени их усвоения и использования для образования продукции. На основании полученных данных разрабатываются нормы потребности животных в тех элементах, которые ранее не нормировались, но оказывают большое биологическое воздействие на протекающие в организме процессы. При этом учитываются уровень продуктивности, физиологическое состояние и возраст животных, биологическая доступность веществ, тип кормления и т. д.
В выполнении тематики программы 'участвуют 49 вузов системы Минвуза РСФСР, 26 научных учреждений ВАСХНИЛ, 10 сельскохозяйственных институтов. Общее количество исполнителей составляет 2897 человек, из них 75 докторов наук, 696 кандидатов наук. За последние два года в рамках программы выполнен объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на сумму 11011 тыс. руб. От внедрения законченных научных разработок в производство экономический эффект составил 17 120 тыс. руб. Получено 58 медалей ВДНХ, 154 авторских свидетельства на изобретения, 5 патентов.
КУЛЬТУРА
ВОСПИТАНИЕ ИСКУССТВОМ
Доцент Н. И. ВОРОНИНА
От человека, работающего с современной техникой, требуется огромная интеллектуальная и эмоциональная отдача, научно обоснованная професси-
ональная ориентация, полное использование умений и таланта. Однако, как пишет А. Ф. Лосев в книге «Дерзание духа», «...если человек имеет только
знания и ничего другого — это страшный человек, и даже опасный человек». Значит, для формирования личности специалиста одних знаний недостаточно, необходима вся совокупность развития человека: его эмоциональной и волевой сферы, нравственности и социальной ответственности, то есть от физической сути — природы до духовной сущности — культуры. Советская высшая школа постепенно начинает формировать систему гуманитарного образования, которая призвана гуманизировать культуру студентов и преподавателей, общий климат в вузе, а следовательно, и во всем обществе, преодолевая тот барьер, который возник «между феноменами культуры и феноменами образования, просвещения. цивилизации» (Б и б л е р В. С. Культура. Диалог культур // Вопр. филос. 1989. № 6. С. 31). Есть некий круг явлений, за которым закрепилось в сознании понятие культуры. Это своеобразная целостность ценностей философии, искусства, нравственных поступков и, в каком-то смысле, явлений религии. Подчеркнем также, что гуманизация — это весь комплекс проблем жизни вуза: от того, во сколько нужно начинать занятия и работу, в каких аудиториях, где жить, до содержания образования.
Гуманитаризация — одно из средств гуманизации, целью которой является повышение творческой активности будущих специалистов в профессиональной, социальной и культурной деятельности на основе более глубокого знания и понимания закономерностей развития человека, общества, культуры. Обеспечить же будущим специалистам этот комплекс призваны цикл общественных наук, общеобразовательных дисциплин с изучением русского, национальных и иностранных языков, история мировой и отечественной культуры, охрана природы, введение в специальность, история науки и техники, социологические и психологические аспекты науки и управления и т. д.
Мордовский государственный университет уже в течение нескольких лет
ведет эксперимент в поисках системы гуманитаризации образования, считая одной из ведущих задач создание в вузе условий для полноценного гармонического развития студенчества. Институт общественных наук, научная библиотека, музейный комплекс, гуманитарные факультеты, Дом культуры, факультет общественных профессий, лаборатории, а также республиканские творческие союзы, городские театры, музеи, художественные учебные заведения составляют то особое образование, которое наполняет процесс учебной, внеучебной и воспитательной работы в университете духовным потенциалом, помогает будущим специалистам обогащать свой внутренний мир, куль-туру мышления и общения, свои способности к творчеству, знакомиться с национальными и общечеловеческими ценностями, приобщаться к искусству. Все это потребовало пересмотра учебных планов, введения новых гуманитарных дисциплин, изменения форм и методов работы, оснащения учебного процесса современными техническими средствами, открытия новых подразделений, поисков форм общения студентов с библиотекой, музеями и т. д., а также перестройки самой системы преподавания общественных наук как методологической основы гуманитаризации образования.
Одним из аспектов гуманитаризации в вузе является изучение мировой и отечественной культуры, ее художественных ценностей.
Своеобразным центром, координирующим процесс общекультурного образования и воспитания студентов, стала кафедра эстетики, теории и истории культуры, открытая в 1985 году. Помимо теоретических курсов эстетики и истории мировой и отечественной культуры, читаемых на всех факультетах, преподаватели кафедры разработали и ведут 20 спецкурсов по самым разнообразным проблемам художественной культуры, дизайна и эргономики, культуры быта, поведения и речи, краеведения, вовлекая студентов 1-х
и 2-х курсов в активное осмысление современных процессов, происходящих в литературе, музыке, кино, театре, изобразительном искусстве, а студентов 4 — 5-х курсов инже-нерньк факультетов — в техническое творчество, развивая воображение, фантазию, способности создавать различные комбинации с помощью идеальных объектов, проективные способности, «фактурность» мышления. Отдельные работы студентов, переросшие в дипломные проекты, приняты к внедрению на светотехническом заводе г. Исфара Таджикской ССР.
Постоянными гостями в студенческой аудитории стали писатели и композиторы, художники и актеры. Их живое слово, раскрытие тайн своих творческих лабораторий, своеобразное сопереживание их творчеству — тоже школа воспитания культуры чувств.
«У меня нет чувства патриотизма без Ясной Поляны» — говорил Л. Н. Толстой. Любовь к родному краю, изучению его исторических, этнографических, культурных достижений, деятельности выдающихся людей, живших в нашей республике, приумножавших ее богатства, посвящены практические занятия, которые редко проводятся в аудитории. Это экскурсии по историческим, литературным, архитектурным местам города, посещение музеев университета и города, заочные путешествия по городам, улицам Саранска, знакомство с дизайнерскими и художественными интерьерами промышленных предприятий и общественных зданий.
В настоящее время особое место уделяется изучению мордовской национальной культуры, ее этнографического, фольклорного и профессионального пластов. Здесь есть большие трудности. Художественное производство у нас в Мордовии, особенно в музыке и изобразительном творчестве, чаще ограничивается самовыражением авторов, но не общением. Музмка и произведения живописи остаются незаписанными или невыставленными, т. е. невостребованными, а потому порой составить четкое представление
о развитии национального искусства бывает трудно. Тем не менее в университете необходимо создавать этносре-ду в интерьере, декоре, информации, пропагандировать национальное мордовское творчество, что будет способствовать изучению национального языка, формированию потребности в национальной культуре.
Кафедра имеет два подразделения — художественный музей и лабораторию общекультурной подготовки студентов. Музей, носящий имя С. Д. Эрьзи, имеет в своей экспозиции оригинальные произведения скульптора и его учеников. Он стал центром формирования художественной культуры студентов-огаревцев. Цикл вечеров в музее ежемесячно собирает заинтересованную аудиторию, которая активно участвует в подготовке встреч, посвященных художникам, видам и жанрам изобразительного искусства, городам и музеям мира. Здесь студенты знакомятся с музейным делом, успешно работают экскурсоводами, участвуют в проведении передвижных выставок. Так, университетский музей принимал Всероссийскую передвижную выставку «Русская архитектура XV — XIX веков в живописи современных художников», экспозицию работ молодых художников Мордовии и выставку детского прикладного творчества из мордовского села Подлесная Тавла. Успешно прошла выставка одной картины: «Мадонна с младенцем XVIII века» неустановленного автора.
Лаборатория общекультурной подготовки осуществляет комплексные исследования функционирования эстетической и художественной культуры в университетской среде, эстетических вкусов и потребностей, художественных интересов студенчества, организует учебный процесс по истории мировой и отечественной культуры, проводит общеуниверситетские мероприятия. Знаменательным событием в культурной жизни университета были дни искусств, прошедшие в апреле 1989 года. Две недели «шумела» «Студенческая весна», проводились исторические, литературные, музыкально-этыографи-
ческие экскурсии по городу, циклы музыкальных и 'киновечеров, встреч и дискуссий, обменные студенческие гастроли с другими вузами страны.
На кафедре создана слайдотека, богатейший видеоряд в элементах мировой культуры. В университетской библиотеке сложился значительный фонд книг по истории мировой и отечественной художественной культуры, фонотека и последнее достижение — видеотека. Все это дает возможность существенно менять принципы обучения, перейти на диалоговый режим со студентами, осмысливать увиденное в творческом поиске особенностей художественного образа, сравнивать и сопоставлять.
Большую и интересную работу ведет кафедра этики, которая формирует нравственную культуру будущих специалистов не только в учебном процессе, но и через спецкурсы, индивидуальное наставничество, проблемные лекции по самым острым социально-нравственным вопросам, активно осуществляя работу по формированию культуры поведения студентов.
Уникальный музей формируется на кафедре истории и теории религии и атеизма. Шедевры иконописи XV!!! — XIX веков, созданные русскими мастерами живописи и вышивки драгоценными нитями с камнями, ювелирные работы на церковных атрибутах позволяют студентам прикоснуться к малоизвестному пласту нашей культуры. Музей уже имеет и продолжает собирать фонотеку редких записей духовной музыки,
В университете более двадцати лет существовал студенческий клуб, а в 1938 году открыт Дом культуры, имеющий 3 зала — актовый, танцевальный и гостиную, специализированные классы для занятий хоров, оркестров, театральных коллективов, клубов по интересам, индивидуальных уроков музыки, видеосалон, ДК объединяет работу 17 коллективов художественного творчества, более 10 клубов по интересам, множество детских кружков и' студий. Цель всех коллективов художественного творчества — не обуче-
ние искусству, а воспитание искусством.
Вся работа ДК направлена на то, чтобы увиденное и услышанное на лекциях и семинарах перерастало в некоторый запас «специальных» эстетических навыков. Непосредственное участие в самодеятельнбм творчестве является импульсом, который и способен пробудить скрытые в человеке способности художника, творца.
Интересны маршруты гастролей творческих коллективов университета: это Польша, Эстония, Армения, Йош-кар-Ола, Ленинград, Москва, сельские районы Мордовии. Многие коллективы стали лауреатами всесоюзных и республиканских фестивалей. Часть из них прочно^завоевали творческий авторитет в Саранске. Так, студенческий театр эстрадных миниатюр и политический театр работают в течение всего года при аншлагах. Завидный энтузиазм их руководителей и участников позволяет показывать самодеятельную «продукцию» самого высокого качества,
Активная творческая позиция руководителей (Н. И. Бояркин, В. Л. Воинов, В. И. Кудрявцев, Н. В. Кудрявцева, В. А. Паутов, В. Г. Сущих и др.) и участников всех университетских коллективов художественного творчества создает широкую панораму приобщения молодежи к мировым художественным ценности. Живой интерес, энтузиазм, прекрасные результаты в творчестве создали в университете такую обстановку, что каждый третий студент является участником художественной самодеятельности и каждый обязательно заканчивает факультет общественных профессий, получая вторую, общественную, профессию. Успех этой работы подтверждает ежегодный фестиваль «Студенческая вес-на»ц который не только выявляет талантливую молодежь, но и способствует воспитанию патриотизма, коллективизма, демонстрирует идейно-политическую зрелость, интернационализм, нравственный потенциал и эстетическое богатство молодежи. Завое-
<
•анием «Студенческой весны» являются конкурсы агитбригад, театрального жанра, сценарных работ, концертных программ. Отмечается массовость (до двух тысяч участников ежегодно), содружество преподавателей и студентов на ниве творчества, интересные авторские работы в разных видах и жанрах искусства — композиторские, поэтические, режиссерские, сценарные, декораторские, постановочные.
Фестиваль помогает вскрывать и недостатки, и упущения в воспитательной работе. Самыми досадными бывают просчеты в мировоззренческом
плане — инфантилизм, потребительство обывателя, недостаточный уровень общей культуры отдельных студентов, порой выражающийся в языковой и поэтической неграмотности, в отношении^ к слову, речи, в одежде и т. д. Таким образом, фестиваль определяет пути работы на следующий год.
Итак, эксперимент продолжается. На его пути возникают определенные трудности, неудачи. Не всегда все новое оправдывает себя. Процесс формирования системы гуманитаризации образования потребует немало времени и напряженных творческих усилий*
К ДУХОВНОМУ СОВЕРШЕНСТВУ
Кандидат искусствоведения
Н. И. БОЯРКИН
В современной духовной культуре общества важное место занимает традиционное народное искусство. Являясь сокровищницей эстетического опыта масс, неразрывно связанного с их трудовой деятельностью, оно за время своего многовекового функционирования достигло высокого уровня развития и стало подлинным выразителем духовной жизни народа.
Почему традиционному народному искусству отводится столь большое место? Очевидно, дело в том, что высокая идейность, подлинный гуманизм, художественное совершенство позволяют ему быть не только источником для изучения истории культуры, но и основой для дальнейшего плодотворного развития и совершенствования современного профессионального искусства, литературы. Лучшая часть народного художественного наследия сохранила свое глубокое эстетическое воздействие до наших дней. В ней органично слиты идеи патриотизма и дружбы народов, нормы высокой морали, светлые идеалы добра и социальной справедливости, исторический оптимизм, любовь к человеку труда.
Но, как и всякий памятник традиционного творчества, в наш век стреми-
тельного распространения массовой урбанизированной культуры, не имеющей, как правило, корней в среде создателей материальных ценностей и вытесняющей подлинно народное, нуждается в широкой общественной поддержке, заботе и внимании. Особую обеспокоенность вызывает то, что "на наших глазах прерывается естественная, многовековая цепь передачи произведений от поколения к поколению^ К счастью, у мордвы, как и у других народов Поволжья, еще сохранились очаги народно-песенной культуры, где музыкальный фольклор живет полнокровной жизнью. Задача современной фольклористической науки и художественной практики — глубоко изучать и широко пропагандировать певческие традиции народа, привлекать к их усвоению молодежь, так как она должна стать способной талантливо развивать их в новых исторических условиях. Думается, в этом аспекте и следует рассматривать деятельность народного хора Мордовского университета.
Как известно, этот коллектив возник з 1971 году на базе филологического-факультета и прошел весьма значительный творческий путь. Он развивался в неразрывной связи со становлени-
ем