Научная статья на тему 'Художественный мир поэзии Гюлбики Омаровой'

Художественный мир поэзии Гюлбики Омаровой Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
250
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЮЛБИКА ОМАРОВА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР / ПРИРОДА / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / ТВОРЧЕСТВО / ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ / МЕТАФОРА / НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ / ГАРМОНИЯ / ТЕМАТИЧЕСКОЕ БОГАТСТВО / ЭЛЕМЕНТЫ ВОСТОЧНОЙ ПОЭЗИИ / ОБРАЗ ПОЭТА / GYULBIKA OMAROVA / ARTISTIC WORLD / NATURE / FOLK TRADITIONS / CREATIVE WORK / PERSONIFICATION / METAPHOR / MORAL IDEAL / HARMONY / THEMATIC RICHNESS / ORIENTAL POETRY ELEMENTS / IMAGE OF POET

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ибрагимова Фатима Магомедовна

Статья посвящена анализу лирики известной табасаранской поэтессы Гюлбики Омаровой, в поэзии которой развита гармония мысли и чувства, гармония образов, звука и ритма, а также рассматриваются тематика, художественные особенности, жанровое многообразие ее произведений. Для поэзии Гюлбики Омаровой характерно глубокое проникновение в мир человеческих чувств, насыщенность беспокойством о судьбах людей, всего живого на земле. Главные мотивы ее стихов любовь и труд человека, тревога за завтрашний день, за судьбы подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ARTISTIC WORLD OF GYULBIKA OMAROVA’S POETRY

This article analyzes the lyrics of the well-known Tabasaran poet Gyulbika Omarova, in whose poetry the harmony of thoughts and feelings is developed, and the harmony of images, sound and rhythm is present; the paper also discusses the themes, artistic peculiarities, and genre diversity of her works. Gyulbika Omarova’s poetry is characterized by deep penetration into the world of human emotions, saturation with concern about the fate of people, of all living things on earth. The main motives of her poems are love and human labour, concern for tomorrow, and for the future of the younger generation.

Текст научной работы на тему «Художественный мир поэзии Гюлбики Омаровой»

Ибрагимова Фатима Магомедовна

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПОЭЗИИ ГЮЛБИКИ ОМАРОВОЙ

Статья посвящена анализу лирики известной табасаранской поэтессы Гюлбики Омаровой, в поэзии которой развита гармония мысли и чувства, гармония образов, звука и ритма, а также рассматриваются тематика, художественные особенности, жанровое многообразие ее произведений. Для поэзии Гюлбики Омаровой характерно глубокое проникновение в мир человеческих чувств, насыщенность беспокойством о судьбах людей, всего живого на земле. Главные мотивы ее стихов - любовь и труд человека, тревога за завтрашний день, за судьбы подрастающего поколения. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/12-4M.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 12(66): в 4-х ч. Ч. 4. C. 20-22. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/12-4/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

20

^БЫ 1997-2911. № 12 (66) 2016. Ч. 4

УДК 398.1

Статья посвящена анализу лирики известной табасаранской поэтессы Гюлбики Омаровой, в поэзии которой развита гармония мысли и чувства, гармония образов, звука и ритма, а также рассматриваются тематика, художественные особенности, жанровое многообразие ее произведений. Для поэзии Гюлбики Ома-ровой характерно глубокое проникновение в мир человеческих чувств, насыщенность беспокойством о судьбах людей, всего живого на земле. Главные мотивы ее стихов - любовь и труд человека, тревога за завтрашний день, за судьбы подрастающего поколения.

Ключевые слова и фразы: Гюлбика Омарова; художественный мир; природа; народные традиции; творчество; олицетворение; метафора; нравственный идеал; гармония; тематическое богатство; элементы восточной поэзии; образ поэта.

Ибрагимова Фатима Магомедовна

Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра Российской академии наук selina 79@mail. гы

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПОЭЗИИ ГЮЛБИКИ ОМАРОВОЙ

Творчество известной табасаранской поэтессы Гюлбики Омаровой представляет собой заметный вклад в современную дагестанскую поэзию по своему литературному объёму, содержанию, богатству и многообразию тематики.

В поэзии Гюлбики Омаровой находит отражение вся панорама родной природы - яркий костёр зари, быстрота горных рек, серебристая луна, шелест трав на альпийских лугах, пестрота цветочных ковров и необъятная синь небес. Вся эта красота родных гор и полей с годами отлилась в стихи, полные нежной, тёплой любви к родной земле. В её стихах природа в вечном движении, в бесконечном развитии. Она, подобно человеку, рождается, растёт и умирает, шепчет и поёт, грустит и радуется - она вся в гармоническом единении с человеком:

Мир, погляди в вышину ветровую -тучи закрыли сиянье огней. Мир, загляни в мою душу живую -мысли нелёгкие шепчутся в ней [2, с. 95], -пишет поэтесса, сопоставляя картину родного края с состоянием своей души. В основе композиционного оформления стихотворения использован синтаксический параллелизм. Г. Омарова часто прибегает к приёму олицетворения.

Природа в стихах Гюлбике неотделима от её настроения, мыслей и чувств:

Под оранжевым зенитом, зеленью земля блестит. И деревья, как невесты, и листвою лес звенит.

Луна - подруга мне на гриве ночи, она блестит в оранжевом платке.

И мне сказать она, наверно, хочет:

«Коль вместе мы, не быть судьбе в тоске» [Там же, с. 97]...

Природа своей живой реакцией на поступки, поведение героев то поддерживает, то в унисон с нею автор задаётся вопросом:

Что же на такой прекрасной,

добродетельной земле,

иногда пути теряя,

люди утопают в зле [Там же, с. 100]?

Гармония в стихах Г. Омаровой величественна, выражает саму суть нравственного идеала поэтессы. Она противоречит лжи, душевной черствости, поднимает её над суетным миром, над всем мелочным. Согласие с природой сливается с миром любви, средоточием возвышенного бытия, гармонии и красоты. Живые, трепетные картины природы в её стихах учат нас не только любить, но и хранить и оберегать мир зеленой красоты. Они способствуют формированию нашего миросозерцания, нравственных основ характера, нашей совести, гуманистического мировоззрения.

Одно из своих произведений поэтесса назвала «Родной аул Кандык» [Там же, с. 41]. Аул для неё - носитель родниковой чистоты, хранитель нравственно-этических норм. Поэтизация сельской жизни, обращение к родному гнездовью, откуда горянка вышла на широкий жизненный простор и где формировался её характер и облик человека и поэта, обусловили своеобразие тематики её поэзии. Воспевание природы родного аула, его быта, жизни сельчан, всего того, что связано с ним, дополняют и углубляют основной мотив поэзии Гюлбики Омаровой.

10.01.00 Литературоведение

21

Для изображения природы поэтесса использует необычные, оригинальные сравнения, эпитеты, метафоры:

дождинки устроили сабантуй; из росы цепочка - кружева тесьмы; луна смеётся, рощу оглядев; лучи смеялись, но я была в тоске и т.д.

Необычность содержания, образность и выразительность - характерные черты лирики Гюлбики Омаровой. В поэзии обращают на себя внимание широта и многообразие тематики поэзии. Г. Омарова при всём её умении присмотреться к новизне времени, в котором она живёт, не отказывается и от традиционной атрибутики восточной поэзии. Так, через детали народного быта она сумела по-новому взглянуть на историю и традиции родного народа. Такой подробностью, своеобразным символом табасаранских женщин является ковёр - украшение дома горцев. Создательницам этого чуда, мастерицам из Табасарана посвящены многие её стихи.

Нынешний аул - не идиллическое место, где царит гармония и порядок, а средоточие серьёзных социальных и нравственных противоречий. Об этом - стихотворение Г. Омаровой «Уникальный обычай»:

Где были брови, краски блещет след, и фальшь за злато посчитать есть мода. Девицы оголившись, клянут свет, бросают вызов прошлому народа.

Обычай нынешних, как враг добра,

уничтожает в душах всё благое.

На брата не пошёл бы ныне брат,

жила бы вся вселенная в покое [Там же, с. 190].

Приверженец сельской жизни, девушка из аула не замыкается в узком кругу детских воспоминаний и грёз. Как художник, замечающий, любящий, ценящий красоту, она видит их в краях близких и далёких. Так, в стихотворениях о крае Табасаране, кроме его дивной красоты, она отмечает и красоту его народа, отличающегося открытой душой, большим гостеприимством, любовью к труду. Она подчёркивает, что красота Табасарана отражается на лицах его народа, повторяется в многокрасочности и цветистости ковров, сотканных умелыми и проворными руками его женщин.

Говоря о краях далёких, поэтесса вспоминает Москву - город, открывший перед нею свои ворота:

Свои врата для тех закроет добрый город, кто горд и чей успех жмёт всех, как тесный ворот. Но дружба нам верна -врата открыла эти.

Нас собрала она

здесь, как цветы в букете... -

и завершает тему дружбы строками:

Ведь дороже всех сокровищ,

чистый сердца жар,

изгоняющий чудовищ

дружбы вещий дар [Там же, с. 201]..

В данном стихотворении поэтесса затронула тему наболевшую, вызывающую острый интерес у читателя. Связь с современностью она видит в сохранении ценностей, доставшихся нам из прошлого опыта. Для неё актуально то, что и сегодня, и завтра, и в будущем не потеряет своей ценности, привлекательности, значимости.

Её стихи скреплены состоянием душевной окрылённости. Стих здесь раскован, лексически разнообразен, сохраняет в себе национальный колорит, привлекателен душевной чистотой, увлекает своею страстью.

Её любовь - как песня, мелодия, которая нежна, гибка, переменчива. Она безоглядна, доверчива, она не допускает никаких компромиссов. И её героиня открыта, откровенна, и нет в ней и тени покорности судьбе, нет смирения (стихотворение «Грешно ли?») [1, с. 151].

Г. Омарова создаёт образ лирической героини, используя оригинальные сравнения, ёмкие метафоры, эпитеты:

Перила по краям моста над бездной - это ты. И лучезарная звезда в созвездье - это ты [Там же, с. 150].

Как звёзды, засверкают мои слёзы, когда к тебе однажды я прильну. И загрохотают нашей страсти грозы, приветствуя дождливую весну!..

В стихотворении «Останусь я одна» поэтесса пишет:

В чунгура струны косы превратив, я песнь свою несла бы до вершин. Сыграла бы любви моей мотив, довёл ты чувства эти до руин [Там же, с. 51].

Сравнение «довёл ты чувства эти до руин» оригинально, свежо и вызывает множество ассоциаций. С ним же созвучна и метафора «в чунгура струны косы превратив». Но героиня Гюлбики Омаровой не падает духом:

На дереве мечты нет листьев боле, кора в морщинах - трещинах груба. За жизнь, что принесла мне столько боли, благодарю тебя, моя судьба [3, с. 257]!

По стилевому своеобразию, тональности, средствам художественного изображения лирике Г. Омаровой присуща насыщенность строк ассоциациями, метафорами, сравнениями. Лаконичная образность - одна из важных художественно-стилевых особенностей её стихов, что делает ее поэзию яркой и самобытной.

22

ISSN 1997-2911. № 12 (66) 2016. Ч. 4

Любовная и пейзажная лирика Гюльбики Омаровой философична по своей сути и содержанию, так как любовь к человеку и природе связана с определенными ассоциациями, размышлениями, раздумьями, требующими своего обобщения, осмысления, поиском истины и правды жизни:

И только тот, в чьём сердце бьёт ключом, искрящим кровь, нежданно вдруг узнаёт в душе своей ЛЮБОВЬ [1, с. 150]!

Итак, поэзия Гульбики Омаровой по широте охвата тематики, по глубине и яркости изображаемых образов многогранна. Она насыщена эмоциональностью, лиризмом, особым накалом передаваемых чувств. Широкое использование поэтом разнообразных художественных приемов и средств - синтаксического параллелизма, метафор, сравнений, эпитетов - служит в творчестве Г. Омаровой созданию полноты и выразительности образов, раскрытию глубины внутреннего мира лирического героя, передаче его душевного состояния, и в этом смысле поэзия Г. Омаровой всегда актуальна, значима и современна.

Список литературы

1. Омарова Г. В лесу стихов. Дербент, 2009. 240 с.

2. Омарова Г. Изнанка полуночи. Дербент, 2014. 300 с.

3. Омарова Г. Ковер из стихов. Дербент, 2015. 331 с.

THE ARTISTIC WORLD OF GYULBIKA OMAROVA'S POETRY

Ibragimova Fatima Magomedovna

Institute of Language, Literature and Art named after G. Tsadasa of Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences selina79@mail. ru

This article analyzes the lyrics of the well-known Tabasaran poet Gyulbika Omarova, in whose poetry the harmony of thoughts and feelings is developed, and the harmony of images, sound and rhythm is present; the paper also discusses the themes, artistic peculiarities, and genre diversity of her works. Gyulbika Omarova's poetry is characterized by deep penetration into the world of human emotions, saturation with concern about the fate of people, of all living things on earth. The main motives of her poems are love and human labour, concern for tomorrow, and for the future of the younger generation.

Key words and phrases: Gyulbika Omarova; artistic world; nature; folk traditions; creative work; personification; metaphor; moral ideal; harmony; thematic richness; Oriental poetry elements; image of poet.

УДК 8; 821.161.1

В первых десятилетиях ХХ в. А. Н. Толстой в поисках нового героя и художественных форм вместе со своими современниками обращается к авантюрному жанру. В статье рассматриваются две повести писателя: «Приключения Растегина» (1913) и «Похождения Невзорова, или Ибикус» (1925). В ходе анализа данных произведений удается показать результат работы А. Н. Толстого с героем-авантюристом на протяжении десяти лет: от сатирической зарисовки плута в повести о Растегине до полноценного и исторически обусловленного образа авантюриста Невзорова.

Ключевые слова и фразы: творчество А. Н. Толстого; авантюрист; авантюрный роман; «вечный» образ; сатира; пародия.

Извозчикова Екатерина Андреевна

Институт мировой литературы имени А. М. Горького РАН katiya. iz@gmail. com

ТИП ГЕРОЯ-АВАНТЮРИСТА В ПРОЗЕ А. Н. ТОЛСТОГО 1910-1920-Х ГГ.

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 14-18-02709) и в ИМЛИРАН.

В русской литературе первых десятилетий ХХ в. некоторые писатели в рамках решения проблемы поиска нового героя и художественных форм обращаются к авантюрному жанру. Яркий пример подобного явления - произведения М. А. Кузмина «Приключения Эме Лебефа» (1910) и чуть позже «Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро» (1916). Творчество А. Н. Толстого не становится исключением. На протяжении 1910-1920-х гг. писатель несколько раз обращается к образу авантюриста как в небольших рассказах и очерках, основанных на занимательном действии или анекдоте (например, «Миссионер», «Месть», «Авантюристы»), так и в произведениях, в которых писатель с помощью элементов авантюрного жанра

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.