Научная статья на тему 'Художественный фильм о Великой Отечественной войне на занятиях по РКИ как эффективное средство формирования лингвокультурной компетенции иностранных студентов'

Художественный фильм о Великой Отечественной войне на занятиях по РКИ как эффективное средство формирования лингвокультурной компетенции иностранных студентов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
379
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЯЗЫКОВОЙ БАРЬЕР / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ / КОНЦЕПТ "ВОЙНА" / РУССКАЯ ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / LINGUACURTURALOGICAL COMPETENCE / LANGUAGE BARRIER / RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / FEATURE FILM / CONCEPT 'WAR' / RUSSIAN LANGUAGE VIEW OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чечик Ирина Владимировна

Статья посвящена одной из наиболее актуальных в современной лингводидактике тем формированию лингвокультурной компетенции иностранных студентов. В статье рассматриваются вопросы методики использования отечественных художественных фильмов о Великой Отечественной войне на занятиях по РКИ не только в целях знакомства студентов с важным историческим событием страны изучаемого языка, но и с точки зрения приобщения их к фундаментальному концепту картины мира носителя русского языка и культуры. В статье исследуются экстралингвистические причины возникновения возможных неадекватных реакций на художественные фильмы о Великой Отечественной войне через анализ результатов ассоциативного эксперимента и опроса студентов, предлагается методический комплекс заданий для аудиторной работы над художественным фильмом, апеллирующий к эмоционально-личностной сфере обучаемых, с опорой на общечеловеческие ценности и идеи диалога культур

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Чечик Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Feature film about the Great Patriotic War at the lessons of Russian as foreign language as an effective way to develop linguacurturalogical competence of foreign students

The article is devoted to one of the most actual problem of modern linguadidactic the developing of linguacurturalogical competence of foreign students. The article examines the methodology of using Russian feature films about the Great Patriotic War at the lessons of Russian as foreign language in order to study not only an important historical fact but also investigate a major concept in Russian Language view of the world. The article considers non-linguistic causes related to some students’ misreading of Russian feature films about the Great Patriotic War according to results of the associative experiment and the survey of students. This article offers some training exercises appealing to emotional and personal sphere of students, on a base of universal common values and dialog of cultures

Текст научной работы на тему «Художественный фильм о Великой Отечественной войне на занятиях по РКИ как эффективное средство формирования лингвокультурной компетенции иностранных студентов»

Художественный фильм о Великой Отечественной войне на занятиях по РКИ как эффективное средство формирования лингвокультурной компетенции иностранных студентов

Чечик Ирина Владимировна,

канд. пед. наук, доцент Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ira_evl@mail.ru

Статья посвящена одной из наиболее актуальных в современной лингводидактике тем - формированию лингвокультурной компетенции иностранных студентов. В статье рассматриваются вопросы методики использования отечественных художественных фильмов о Великой Отечественной войне на занятиях по РКИ не только в целях знакомства студентов с важным историческим событием страны изучаемого языка, но и с точки зрения приобщения их к фундаментальному концепту картины мира носителя русского языка и культуры. В статье исследуются экстралингвистические причины возникновения возможных неадекватных реакций на художественные фильмы о Великой Отечественной войне через анализ результатов ассоциативного эксперимента и опроса студентов, предлагается методический комплекс заданий для аудиторной работы над художественным фильмом, апеллирующий к эмоционально-личностной сфере обучаемых, с опорой на общечеловеческие ценности и идеи диалога культур. Ключевые слова: лингвокультурная компетенция, языковой барьер, русский язык как иностранный, художественный фильм, концепт «война», русская языковая картина мира

Достижение толерантности и взаимопонимания в современном обществе невозможно без опоры на принципы межкультурной коммуникации и диалога культур. Как отмечают многие исследователи ( И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, Р. П. Мильруд, А. А. Миролю-бов, Е. И. Пассов, В. В. Сафонова, С. Г. Тер-Мина-сова и др.), в этой связи особую ценность в современной лингводидактике приобретает формирование способности и готовности выпускника - молодого специалиста - использовать иностранный язык в своей профессиональной деятельности в условиях нового поликультурного и полиязыкового пространства [1, 2]. Исследователи подчеркивают, что глубокое и всестороннее изучение иностранного языка невозможно без знакомства студента с национальными традициями, без погружения его в историко-культурный контекст страны изучаемого языка.

Таким образом, проблема формирования и развития лингвокультурной компетенции иностранных студентов является одной из наиболее актуальных в современной методике преподавания иностранного языка и русского как иностранного, в частности. Многие методисты отмечают, что изучение культурных особенностей и исторических событий сквозь призму художественных фильмов как нельзя лучше подходит для решения данной задачи [3, 4, 5, 6,7,8,9]. Особую ценность для методики преподавания русского языка как иностранного имеет тот факт, что художественный фильм является высокоинформативным наглядным средством обучения, поскольку, содержащиеся в нем прецедентные тексты, разнообразные речевые клише, имена собственные, фразеологизмы и идиомы представлены в естественной ситуации их словоупотребления. Идейно-художественное содержание фильма, замысел режиссера воплощается на экране с помощью разнообразных кинематографических приемов, воздействующих на органы чувств и создающих определенную атмосферу. Сочувствие и сопереживание со стороны зрителя героям фильма придают социально-историческому и культурному контексту, в котором разворачивается драма, определенный личностный смысл. [9]. Эти факторы способствуют реализации важных общедидактических принципов: наглядности, эмоциональной вовлеченности и мотивированности обучения.

о о и и т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

Однако работа над художественным фильмом на уроках русского языка как иностранного является трудной и многоаспектной задачей. Для иностранных студентов непреодолимым препятствием на пути адекватного восприятия художественного фильма может стать не только языковой барьер, но и, в большей степени, неверная интерпретация социально-культурного и исторического контекста. Особенно остро эта проблема проявляется в отношении фильмов о Великой Отечественной войне.

Тема страданий и подвига советского народа в Великой Отечественной войне занимает важнейшее место в советском и современном отечественном кинематографе. Многие поколения российских зрителей воспитаны на образах, созданных кинофильмами «Летят журавли» М. Калатозова, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «А зори здесь тихие...» С.И. Ростоцкого, «Они сражались за Родину» С. Бондарчука, «Отец солдата» Р.Д. Чхеидзе и др. В этих фильмах война как тяжелейшее испытание для всего народа показывается через судьбы каждого человека в отдельности. Особую любовь и популярность у современных зрителей вызывает творчество режиссеров Ф. Бондарчука, А. Малю-кова, А. Сидорова и др.

Как отмечают многие исследователи, концепт «война» относится к ключевым концептам русской картины мира и занимает важное место в концептуальной системе каждого русского человека [10,11]. Об этом свидетельствует, в частности то, что большое количество прецедентных текстов, имен собственных, пословиц и поговорок «оживает» в сознании носителя языка при упоминании этого слова. Большая часть этих ассоциаций связана с темой Великой Отечественной войны. Многие из подобных прецедентных феноменов пришли к нам из песен, стихов, легендарных кинолент прошлого. Например, Дорога жизни; Родина-мать зовет; Александр Матросов; маршал Георгий Жуков; «Есть такая профессия - Родину защищать»; «Ни шагу назад!»; «Жди меня, и я вернусь»; «...и значит, нам нужна одна победа, одна на всех - мы за ценой не постоим»; «праздник со слезами на глазах», «Первым делом, первым делом - самолеты, ну а девушки, а девушки - потом» и т.д.

В сознании носителя русского языка Великая Отечественная война - священная, освободительная. Как и любая война, она принесла много бед и несчастий народам, оставила свой трагический след в памяти каждой семьи. В тоже время она « <...> явилась воспитателем нескольких поколений, она обострила чувство ответственности, патриотизма, сплотила русский народ перед лицом врага, позволила гражданам осознать себя единым целым, развила многие качества, полезные в мирное время. Это говорит о способности собраться, сплотиться перед общей бедой, об оптимизме, присущем русскому народу, а также о его духовной силе» [10, с.222-223]. Память о героях той войны жива в каждой семье. Подтверждением тому служат многочисленные общественные мероприятия, шествия «Бессмертного полка» и вахты памяти в России и

других странах. Таким образом, Великая Отечественная война прочно вошла в историческую память русского народа и заняла важнейшее место в концептосфере носителей русского языка и культуры.

Однако такое особое исторически обусловленное отношение к данной теме может быть непонятно иностранным студентам - гражданам других стран. Здесь возможно несколько причин: прежде всего, иная интерпретация исторических событий и роли государств. Можно сравнить празднование 9-го мая как праздника Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг., который ежегодно с отмечается в России и 8 и 9 мая - дни памяти и примирения, которые отмечаются в Европе и США с 2005г. как дань памяти всем жертвам Второй мировой войны. Можно вспомнить иные трактовки исторических событий государствами на постсоветском пространстве. Также заслуживает внимания тот факт, что современные молодые люди, непосредственно не наблюдавшие военные действия, воспринимают войну как факт истории, нечто умозрительное, очень далекое, даже фантастическое. Свою лепту вносят компьютерные игры, в которых в качестве фона используются исторические сюжеты и реалии Великой Отечественной войны. В частности, об этом говорят данные ассоциативного эксперимента, проведенного нами в 2018-2019 г. на базе СПбГАСУ. Респондентами были иностранные студенты 1-3 курсов (18-21 год) строительного, автодорожного факультетов и факультета инженерной экологии и городского хозяйства в количестве 100 человек. В эксперименте приняли участие студенты из Китая, Сирии, Йемена, Ирака, Болгарии, Франции, Казахстана, Туркменистана, Таджикистана, Грузии, Белорусии. Самой частотной парадигматической ассоциацией на слово-стимул «война» было слово «конфликт» (50%), далее были такие реакции как: «защита» (30%), «родина» (25%), «солдат» (20%) «смерть» (20%), «мир» (10%). Примечательно, что такие реакции как: «смерть», «солдат», «горе», «голод» чаще давали студенты из стран Ближнего Востока. Также встречались такие показательные синтагматические ассоциации, как «за независимость» (5%), «миров» (2%), и парадигматические ассоциации: «Дарт Вейдер» (1%), «Call of Duty» (2%). На слово-стимул «Великая Отечественная война» самой распространенной реакцией была парадигматическая ассоциация «победа» (60%), «День победы» (43 %), далее «1941-1945» (28%), а также «история» (5%), «контрольная» (1%). Это можно объяснить тем, что большая часть студентов - граждане Казахстана и Узбекистана, Белорусии и Китая, где традиционно уделяется особое внимание этой теме. Студенты из стран Ближнего Востока (особенно первого года обучения), а также из Европы дали, в основном нейтральные или отрицательные реакции: «война» (15%), «русская» (4%), «не знаю» (5%).

Как показали данные ассоциативного эксперимента и устного опроса, иностранные студенты из стран постсоветского пространства в отличие от студентов из стран Ближнего Востока и Европы в

общей своей массе знакомы с основными историческими фактами о Великой Отечественной войне, имеют представление о роли Советского Союза и их государств в победе над фашизмом, знают историю своей семьи в годы войны. Однако только половина респондентов данной группы смогла назвать хотя бы один фильм, посвященный Великой Отечественной войне. В основном называли фильм «Летят журавли» М. Калатозова, студенты из Китая назвали телевизионный сериал «А зори здесь тихие» 2005г., а также были названы современные фильмы «Сталинград» Ф. Бондарчука и «Т-34» А. Сидорова. В тоже время, «спокойный» ассоциативный фон говорит о том, что даже для этой группы респондентов данная тема не является актуальной и личной, не воспринимается «близко к сердцу».

На наш взгляд, особую ценность в данной связи приобретает просмотр на занятиях по РКИ художественных фильмов о Великой Отечественной войне, снятых режиссерами-фронтовиками при участии военных консультантов, актеров, прошедших Великую Отечественную войну. Основные тенденции кинематографа тех лет - документальность, точное воспроизведение, живущих в памяти участников войны образов людей и событий, подлинность обстановки, натурные съемки. Все это помогает современному зрителю погрузиться в аутентичную атмосферу, почувствовать и прочувствовать те эмоции, которые на экране испытывают герои.

Для аудиторной работы с русскоговорящими студентами первого курса из стран СНГ, а также студентами из других стран старших курсов из нами был выбран фильм Г. Чухрая «Баллада о солдате» и составлен комплекс заданий по аудированию и развитию речи для студентов-иностранцев [12]. На предпросмотровом этапе проводилась обширная подготовительная работа, включающая чтение текстов, содержащих информацию о военной обстановке, сложившейся в Европе к лету 1942 года, и ознакомление с картой военных действий. Также в качестве самостоятельного задания студентам было предложено прочитать небольшие тексты и сделать доклады об особенностях экранизации фильма, наградах и премиях данной киноленты. Данные задания были призваны включить зрителя в актуальный социально-исторический контекст и сформировать определенный психологический настрой перед просмотром кинофильма. Просмотровый этап содержал работу с фильмом, разбитым на эпизоды и снабженным лингвострановедческим и лексико-грамматическим комментарием. Также на просмотровом этапе предлагались задания, стимулирующие студентов «примерить на себя» роль того или иного персонажа. Например, «Перескажите данный эпизод от лица Алеши. Пусть он будет назваться "Как я удивил своих товарищей и произвел на них впечатление". Используйте начала фраз...» [12, с.18]. На активизацию эмоциональных переживаний были направлены некоторые задания на развитие речи. Например, «Давайте поговорим! Как вы считаете, возможна ли

дружба между парнем и девушкой? Почему? Вокруг война, а молодых людей волнуют такие вопросы. Почему?» [12, с.28]. «Посмотрите стоп-кадр фильма. Вспомните, что говорят герои фильма в тот момент. А что бы вы сказали друг другу на их месте?» [12, с.41]. Постпросмотровые задания на развитие письменной речи также ориентированы на экспликацию своего личного взгляда на фильм. Например, «Какой эпизод фильма вам запомнился (запал в душу)? Опишите его» [12, с.45]. На формирование социолингвокультурной компетенции иностранных учащихся также была направлена работа с дополнительными материалами, содержавшими прецедентные тексты. Обсуждение темы исторической памяти и культурного наследия проходило в творческой форме: студенты читали стихи, посвященные войне А. Твардовского, А.А. Ахматовой,К. Симонова, Ю. Друниной, слушали песни поэтов-фронтовиков, например, «Жди меня» К. Симонова из одноименного кинофильма А. Столпера, «Ах война, что ж ты сделала, подлая» в исполнении автора Б. Окуджавы, «Алеша» на стихи поэта К. Ваншенкина и музыку композитора Э. Колмановского. Общеизвестно, что прослушивание песен оказывает сильное эмоциональное воздействие, а темы, затрагиваемые в данных произведениях: смерти и любви, молодости и войны, разлуки и веры, защиты родины, дома, близких - оказались близки и понятны каждому.

По окончании работы над художественным фильмом студентам вновь было предложено пройти эксперимент на свободные ассоциации и интервью. По итогам интервью стало понятно, что фильм произвел огромное впечатление, студентам было легко примерить на себя роли Алеши и Шуры, так как по возрасту эти персонажи подходили студентам, а ситуация знакомства в дороге близка и понятна молодым людям. Их трагедию студенты воспринимали очень эмоционально, многие искренне жалели, что история не имела счастливого финала, к которому сейчас все привыкли. Эксперимент проводился отсрочено - через неделю после просмотра фильма. Ожидаемо, увеличилось количество ассоциаций на фразу-стимул «Великая Отечественная война»: самая частотная парадигматическая реакция - «Родина» (58%), далее «трагедия» (32%), «солдат» (19%), «кровь» (15%), «потеря» (14%), «защита» (10%). Отдельно следует отметить появление абстрактной лексики, связанной с морально-нравственной оценкой: «мужество» (39%), «честь» (7%), «ответственность» (3%). Интерес вызывает возникновение синтагматических ассоциаций категории психологического состояния, сигнализирующих о сильном эмоциональном воздействии изученной темы: «страшно» (2%), «мне страшно» (1%).

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1)Использование на занятиях по обучению РКИ художественных фильмов о Великой Отечественной войне необходимо и оправдано не только с точки зрения знакомства обучаемых с важнейшим событием в истории Советского Союза и других

о о и и т

О

т э

т

й А

X £ т О

х

0

т О

01

и

А

ы о

и А

X X т

о с

СП ^

о

сч

стран, но и, в большей степени, соприкосновения с одним из фундаментальных концептов в картине мира носителей русского языка и культуры.

2)Результаты исследований и опросов показывают, что разнообразные трактовки событий Второй мировой войны и Великой Отечественной войны в современном мире, а также общее падение интереса среди иностранных студентов к этой теме может приводить к ошибочным интерпретациям социокультурного и исторического контекста, отраженного в художественном фильме. В связи с этим необходима тщательная полномасштабная подготовительная работа на предпросмотровом этапе.

3)Разработанная методическая система, в которой основной акцент делается на активизацию эмоциональных переживаний и личностной сферы студентов, в которой обсуждение военных тем ведется позиций общечеловеческих ценностей и диалога культур в поликультурном мире, позволят снять противоречия, гармонизировать отношения в многонациональной группе, в целом способствует формированию лингвокультурной компетенции иностранных студентов.

Литература

1.Анисина, Ю. В. Становление и развитие профессионально ориентированного обучения русскому языку как иностранному на неязыковых факультетах вузов России [Текст] / Анисина Ю.В. // Научный диалог. - 2013. - № 9 (21) : Психология. Педагогика. - С. 83-91. и^: 1йр8://суЬег!етпка.ги/а|Ис!еМ81апоу!еп1е-1-га7УШе-рго:е88юпа!по-ог1еп11гоуапподо-оЬис1еп1уа-гизэкоти-уагуки-как-тоБ^аппоти-па-пеуагукоууЬ-Таки^аИ-уигоу (дата обращения 17.09.2019)

2. Лысакова И.П. Лингвокультурология и межкультурная коммуникация: к вопросу о понятийном аппарате дисциплин // Вестник РУДН, серия: Вопросы образования: языки и специальность. - 2008. - №4. С. 50-52 иРЬ Ьйрз://е!1Ьгагу.ги/11ет.аБр?1Ь=11611432 (дата обращения: 17.10.2019)

3. Ариас, Анна-Мария Художественный фильм как средство формирования лингвосоциокультур-ной компетенции на занятиях по иностранному языку в вузе/ Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С.7-12 // 1йр8://суЬег!еп1пка.ги/а|Ис!е/п/1иСо71е81уеппуу-И!т-как-8геС81уо-1Ъгт1гоуап1уа-!1пдуо8о181оки!1игпоу-котре1еп18п-па-7апуа11уа1-ро-1по81гаппоти-уа7уки-у-уиге

4. Калашникова А. Ф. Художественный фильм о войне на занятиях по РКИ // [Электронный ресурс] Репозиторий Белорусского государственного университета культуры и искусств. Наука. Культура. (13) Творчество. Вып.13 иРЬ |1Ир://геро811огу.Ьик.Ьу/11апС!е/123456789/20627?8|1о ш=1и!! (дата обращения: 17.10.2019)

5. Новиков, М.Ю. Художественный фильм как продукт культуры страны изучаемого языка [Текст] / М.Ю. Новиков // Дидактика языков и культур : межвузовский сборник научных статей- Пятигорск : изд-во ПГЛУ, 2006. - С. 81-94.

6. Самарова, Л.Р. Использование полнометражных художественных фильмов в обучении иностранному языку / Л.Р. Самарова // Горизонты образования. - 2011. - № 3. - С. 116-120.

7. Стрельчук Е.Н. Ради чего стоит жить. Современный художественный фильм о Великой Отечественной войне и его презентация в иностранной аудитории // Русский язык за рубежом. - 2011. - № 1. - С.95-101

8. Чечик И.В. Социокультурный потенциал художественных фильмов о Великой Отечественной войне в обучении русскому языку как иностранному (на примере художественного фильма Г.Чухрая «Баллада о солдате») // Материалы Х1У международной научно-практической конференции «Русский язык как иностранный: вчера, сегодня, завтра». Монгольский государственный университет науки и технологии. -Улан-Батор, 2018, С.301-303

9. Чечик И.В. Некоторые аспекты работы над текстом художественного фильма на занятиях по РКИ (на примере художественного фильма режиссера Г. Чухрая «Баллада о солдате») // Материалы 73 Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Новое и традиционное в практике обучения русскому языку как родному и иностранному в российских университетах нефилологического профиля»

17-18 мая 2018 года / С. 256-259

10. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику: учебное пособие. - 8-е изд..стер. - М.: ФЛИНТА : Наука, 2017. - 296 с.

11. Потапчук М.А. Концепт «война» в русском языке и культуре // Челябинский гуманитарий. -2011. - №4 (17). С. 48-52 URL https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-voyna-v-russkom-yazyke-i-kulture (дата обращения: 17.10.2019)

12. Русский язык. Задания по аудированию и развитию речи для студентов-иностранцев старших курсов на материале художественного фильма Г. Чухрая «Баллада о солдате»: практикум / сост. И.В. Чечик; СПбГАСУ.- СПб., 2018. - 55с.

A Feature film about the Great Patriotic War at the lessons of Russian as foreign language as an effective way to develop linguacurturalogical competence of foreign students Chechik I.V.

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering

The article is devoted to one of the most actual problem of modern linguadidactic - the developing of linguacurturalogical competence of foreign students. The article examines the methodology of using Russian feature films about the Great Patriotic War at the lessons of Russian as foreign language in order to study not only an important historical fact but also investigate a major concept in Russian Language view of the world. The article considers non-linguistic causes related to some students' misreading of Russian feature films about the Great Patriotic War according to results of the associative experiment and the survey of students. This article offers some training exercises appealing to emotional and personal sphere of students, on a base of universal common values and dialog of cultures.

Key words: linguacurturalogical competence, language barrier, Russian as a Foreign Language, feature film, concept 'War', Russian Language view of the world

References

1. Anisina, Yu. V. Formation and development of professionally

oriented teaching of Russian as a foreign language at non-linguistic faculties of Russian universities [Text] / Anisina Yu.V. // Scientific dialogue. - 2013. - No. 9 (21): Psychology. Pedagogy. - S. 83-91. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/stanovlenie-i-razvitie-professionalno-orientirovannogo-obucheniya-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu-na-neyazykovyh-fakultetah-vuzov (accessed September 17, 2019)

2. Lysakova I.P. Linguoculturology and intercultural communication:

on the question of the conceptual apparatus of disciplines // Bulletin of the RUDN University, series: Education: languages and specialty. - 2008. - No. 4. P. 50-52 URL https://elibrary.ru/item.asp?id=11611432 (accessed:

10.17.2019)

3. Arias, Anna-Maria Feature film as a means of forming linguistic,

sociocultural competence in foreign language classes at the university / Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgaft. -2016. - No. 8 (138). - S.7-12 // https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennyy-film-kak-sredstvo-formirovaniya-lingvosotsiokulturnoy-kompetentsii-na-zanyatiyah-po-inostrannomu-yazyku-v-vuze

4. Kalashnikova A. F. Feature film about the war in the classroom on

the RCI // [Electronic resource] Repository of the Belarusian State University of Culture and Arts. The science. The culture. (13) Creativity. Vol. 13 URL

http://repository.buk.by/handle/123456789/20627?show=full (accessed: 10/17/2019)

5. Novikov, M.Yu. Feature film as a product of the culture of the

country of the studied language [Text] / M.Yu. Novikov // Didactics of languages and cultures: an interuniversity collection of scientific articles - Pyatigorsk: publishing house of PSLU, 2006. - P. 81-94.

6. Samarova, L.R. The use of full-length feature films in teaching a

foreign language / L.R. Samarova // Horizons of education. -2011. - No. 3. - S. 116-120.

7. Strelchuk E.N. For what it is worth living. Modern feature film about

the Great Patriotic War and its presentation in a foreign audience // Russian language abroad. - 2011. - No. 1. - S.95-101

8. Chechik I.V. The sociocultural potential of feature films about the

Great Patriotic War in teaching Russian as a foreign language (by the example of G. Chukhrai's feature film "The Ballad of a Soldier") // Materials of the XIY International Scientific and Practical Conference "Russian as a Foreign Language: Yesterday, Today, Tomorrow". Mongolian State University of Science and Technology. -Ulan-Bator, 2018, S.301-303

9. Chechik I.V. Some aspects of working on the text of a feature film

in classes in Russian as a foreign language (using the example of the feature film directed by G. Chukhrai "The Ballad of a Soldier") // Materials of the 73rd All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation "New and Traditional in the Practice of Teaching Russian as a Native and foreign in Russian universities of non-philological profile " May 17-18, 2018 / S. 256-259

10. Maslova V.A. Introduction to Cognitive Linguistics: A Training Manual. - 8th ed ..ster. - M.: FLINT: Nauka, 2017 .-- 296 p.

11. Potapchuk M.A. The concept of "war" in the Russian language and culture // Chelyabinsk Humanitarian. - 2011. - No. 4 (17). S. 48-52 URL https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-voyna-v-russkom-yazyke-i-kulture (Accessed: 10/17/2019)

12. Russian language. Tasks on listening and speech development for senior foreign students on the material of the feature film G. Chukhrai "Ballad of a Soldier": workshop / comp. I.V. Chechik; SPbGASU.- SPb., 2018 .-- 55 p.

O

o oo ■o m

O m n m b A

X £ m O

x O m

O DI ■o A u o 00 A X X m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.