Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЭЛЕМЕНТ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙНУ УПАКОВКИ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ НАЧАЛА XXI ВЕКА'

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЭЛЕМЕНТ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙНУ УПАКОВКИ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ НАЧАЛА XXI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН УПАКОВКИ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжэньюнь Цюй

Подготовка дизайнеров упаковки в современных российских вузах сильно зависит от профиля, ресурсов и представления о сути профессии в каждом учебном заведении. Уклон делается либо в сторону функциональности и технологичности в случае с нехудожественными вузами, либо в сторону визуальной выразительности в отношении художественных изделий, но без погружения в тонкости производства, изучение особенностей материалов и их рециклинга, менеджмента и брендинга. Подобное неоднозначное понимание роли художественного элемента и его взаимодействия с другими смежными областями способствует формированию разных систем обучения, которые, как правило, не дают единого художественно-функционального комплекса знаний и навыков. Однако востребованность профессии предопределяет необходимость изменения такого положения дел ввиду дефицита специалистов, прошедших комплексную подготовку. В связи со сказанным решение видится в следующем: для вузов с техническим и иным уклоном необходимо внедрение в учебный процесс художественных дисциплин как базовых для специальности дизайнера упаковки; художественные же вузы должны озаботиться установлением активного сотрудничества с организациями реального производства для обеспечения студентам практической базы работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN ARTISTIC ELEMENT IN THE SYSTEM OF TEACHING PACKAGING DESIGN IN RUSSIAN UNIVERSITIES AT THE BEGINNING OF THE 21TH CENTURY

The training of packaging designers in modern Russian universities strongly depends on the profile, resources and understanding of the essence of the profession in each educational institution. The bias is either towards functionality and manufacturability in the case of non-artistic universities, or towards visual expressiveness in relation to artistic products, but without immersion in the subtleties of production, the study of the features of materials and their recycling, management and branding. Such an ambiguous understanding of the role of an artistic element and its interaction with other related fields contributes to the formation of different learning systems, which, as a rule, do not provide a single artistic and functional complex of knowledge and skills. However, the demand for the profession determines the need to change this state of affairs due to the shortage of specialists who have undergone comprehensive training. In connection with the above, the solution is seen as follows: for universities with a technical and other bias, it is necessary to introduce art disciplines into the educational process as basic for the specialty of a packaging designer. Art universities should take care of establishing active cooperation with organizations of real production to provide students with a practical base of work.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЭЛЕМЕНТ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙНУ УПАКОВКИ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ НАЧАЛА XXI ВЕКА»

Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 3. С. 155-161. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 3. P. 155-161.

Научная статья УДК 378:7.05

https://doi.org/10.24158/spp.2022.3.25

Художественный элемент в системе обучения дизайну упаковки в российских вузах начала XXI века

Чжэньюнь Цюй

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, 414233048@mail.ru

Аннотация. Подготовка дизайнеров упаковки в современных российских вузах сильно зависит от профиля, ресурсов и представления о сути профессии в каждом учебном заведении. Уклон делается либо в сторону функциональности и технологичности в случае с нехудожественными вузами, либо в сторону визуальной выразительности в отношении художественных изделий, но без погружения в тонкости производства, изучение особенностей материалов и их рециклинга, менеджмента и брендинга. Подобное неоднозначное понимание роли художественного элемента и его взаимодействия с другими смежными областями способствует формированию разных систем обучения, которые, как правило, не дают единого художественно-функционального комплекса знаний и навыков. Однако востребованность профессии предопределяет необходимость изменения такого положения дел ввиду дефицита специалистов, прошедших комплексную подготовку. В связи со сказанным решение видится в следующем: для вузов с техническим и иным уклоном необходимо внедрение в учебный процесс художественных дисциплин как базовых для специальности дизайнера упаковки; художественные же вузы должны озаботиться установлением активного сотрудничества с организациями реального производства для обеспечения студентам практической базы работы.

Ключевые слова: дизайн упаковки, высшее профессиональное образование, дизайн-образование, система обучения, художественные дисциплины, творческое мышление

Для цитирования: Цюй Чжэньюнь. Художественный элемент в системе обучения дизайну упаковки в российских вузах начала XXI века // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 3. С. 155-161. https://doi.org/10.24158/spp.2022.3.25.

Original article

An artistic element in the system of teaching packaging design in Russian universities at the beginning of the 21th century

Zhenyun Qu

Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg, Russia, n-tata@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-2063-4970

Abstract. The training of packaging designers in modern Russian universities strongly depends on the profile, resources and understanding of the essence of the profession in each educational institution. The bias is either towards functionality and manufacturability in the case of non-artistic universities, or towards visual expressiveness in relation to artistic products, but without immersion in the subtleties of production, the study of the features of materials and their recycling, management and branding. Such an ambiguous understanding of the role of an artistic element and its interaction with other related fields contributes to the formation of different learning systems, which, as a rule, do not provide a single artistic and functional complex of knowledge and skills. However, the demand for the profession determines the need to change this state of affairs due to the shortage of specialists who have undergone comprehensive training. In connection with the above, the solution is seen as follows: for universities with a technical and other bias, it is necessary to introduce art disciplines into the educational process as basic for the specialty of a packaging designer. Art universities should take care of establishing active cooperation with organizations of real production to provide students with a practical base of work.

Keywords: packaging design, higher professional education, design education, educational system, artistic disciplines, creative thinking

For citation: Qu, Z. (2022) An artistic element in the system of teaching packaging design in Russian universities at the beginning of the 21th century. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (3), 155-161. Available from: doi: 10.24158/spp.2022.3.25 (In Russian).

© Цюй Ч., 2022

Дизайн упаковки - перспективное направление развитие дизайн-образования в России, которое завоевывает все больше позиций на рынке образовательных предложений. Развивающимся промышленной и торговой индустриям требуются специалисты такого рода. Многие российские вузы за последние десятилетия ввели в перечень образовательных программ высшего профессионального образования такое направление подготовки, как «Технология полиграфического и упаковочного производства», в которое входит профиль «Технология и дизайн упаковочного производства». В силу относительной новизны данной программы для российских вузов и определенной содержательной трудности, а также научно-методической непроработанности и нехватки финансирования в отношении организации учебно-воспитательного процесса внедрение программы встречает множество препятствий. Однако ее популярность заставляет вузы различного профиля активно включаться в продвижение данного направления.

Одна из базовых проблем отрасли связана с тем, что молодые специалисты после студенческой скамьи не обладают теми навыками, которые требует от них профессия, следовательно, не могут быстро включиться в производственный цикл. Дизайнер упаковки должен быть буквально мастером «на все руки». Настоящий специалист обязан не только разбираться в технологических тонкостях производства как самой упаковки, так и товара внутри нее, но также быть в курсе маркетинговых стратегий и инженерного дизайна, последних трендов в экологической проблематике, обладать определенными художественными способностями и талантами.

В силу междисциплинарного характера обучения вузам сложно адаптировать свои возможности для формирования подобных специалистов, которые должны одновременно заниматься в художественных мастерских, лабораториях и на производстве. Поэтому учебные заведения разного профиля предлагают для обучающихся по направлению «Дизайн упаковки» отдельные компоненты совокупности необходимых специальных навыков данной профессии, что определяет отбор материала для занятий, формы его подачи, методы и средства процесса обучения и особенности его организации1. Такая система формируется вузами, исходя из имеющихся материальных ресурсов и поставленных образовательных задач. Примечательно, что дизайнер упаковки должен заниматься проектировкой и воплощением художественного образа изделия, следовательно, и система обучения должна быть ориентирована на организацию подобного процесса. При этом элемент системы обучения, связанный с формированием творческих навыков, знакомством с художественными средствами изобразительного искусства, представлен далеко не во всех рабочих учебных программах. Более того, его место и роль очень нечетко определены. Они колеблются в спектре от необходимой базы в качестве самостоятельных дисциплин до «рас-творенности» в близких творческих предметах, например, в «Компьютерной графике».

Такая ситуация представляется неоднозначной, так как теоретики и практики обучения будущих дизайнеров упаковки в России настаивают на привитии студентам, прежде всего, изобразительных навыков, на хотя бы базовом знакомстве обучающихся со средствами визуального воплощения образа за счет создания набросков, эскизирования и работы с цветом. Так, Н.М. Сокольников и Е.В. Сокольникова полагают, что «главная задача дизайна упаковки и этикетки - сформировать предпочтительное отношение конечного потребителя к конкретному товару» (Сокольников, Сокольникова, 2011). Проведенный ими семиотический анализ коммуникативных и стилевых особенностей дизайна подобной продукции в разных странах говорит о важности роли таких категорий, как «цвет», «форма» и «композиция» в процессе подготовки будущего специалиста.

М.Н. Марченко и С.Г. Ажгихин предлагают целый ряд практических занятий, направленных на развитие художественных навыков у дизайнера упаковки, способствующих созданию проектного образа (Марченко, Ажгихин, 2016: 271).

С.Г. Ажгихин, исследуя особенности системы таких проектных заданий, указывает на то, что основа всего в дизайне - это развитие воображения и умения превратить эскиз в готовое изделие. По мнению исследователя, студент идет от эскизирования к схеме, далее к макетированию, а затем к поиску оформления «невербальными способами». Тем самым «происходит процесс постепенного включения элементов творчества в процесс учебного проектирования» (Ажгихин, 2010: 56).

Т.В. Лемешко в диссертации «Графический дизайн полиграфической упаковки» определила упаковку как специфический вид проектно-творческой деятельности дизайнера, ориентированный на создание адекватного графического обращения к потребителю с учетом эстетических требований2. Это требует от специалиста навыков активного умения оперировать конструкцией, цветом, шрифтами, ритмами, изображениями, композицией и т.д.

1 Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М., 2009. 448 с.

2 Лемешко Т.В. Графический дизайн полиграфической упаковки : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 2006. С. 7.

На базе научно-образовательного и выставочного центра «Технология и дизайн упаковки» (НОВЦ), которая является площадкой для образовательной и выставочной деятельности, в январе 2022 года прошла Шестая научно-практическая конференция «Состояние и перспективы подготовки кадров для упаковочной индустрии». Она была подготовлена и проведена при участии журнала «Тара и упаковка», Национальной конфедерации упаковщиков и других отраслевых организаций. Основной темой мероприятия было определение того, каким должен быть специалист в области дизайна и изготовления упаковки в будущем. Доклад руководителя НОВЦ В.В. Кухарского так и назывался - «Горизонт стратегического планирования в образовании». Там же выступили представители ведущих высших учебных заведений страны, которые занимаются подготовкой кадров данной специализации. Тематика докладов фокусировалась прежде всего на тех аспектах обучения, которые считаются наиболее дискуссионными. Большая часть выступивших акцентировала важность формирования проектного мышления у студентов, в том числе за счет нестандартных творческих решений1.

Подобное противоречие между теоретически осознанной необходимостью внедрения художественных дисциплин в систему обучения будущего дизайнера упаковки и реальным положением дел в педагогической практике вузов современной России обозначает проблему данного исследования и определяет его актуальность. Вопросу того, какое место имеет художественная подготовка в системе преподавания дизайна упаковки в российских вузах художественного и нехудожественного профиля и посвящена предлагаемая публикация. Цель данной статьи заключается в том, чтобы проследить, как компоненты системы подготовки будущего специалиста в области дизайна упаковки способствуют достижению главных установок учебного процесса. Осуществить это предлагается на основе анализа учебно-методических материалов и практики высших учебных заведений в России.

Курс дизайна упаковки преподается в различных вузах на уровне бакалавриата и специа-литета, реже магистратуры. Как таковая специализация происходит только после первого года обучения. При этом именно в данный период и реализуется условно именуемый нами художественный элемент. Для анализа были выбраны учебные заведения, открывшие направление высшего профессионального образования «Технология полиграфического и упаковочного производства». Большая часть таких вузов не является художественными и чаще всего по этой причине просто не имеет необходимой учебной базы, а именно специалистов, мастерских и оборудования. Для сравнения сюда же включены и те заведения, которые имеют художественный профиль либо связаны с индустрией полиграфии.

Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (СПбГУПТД) разработал свой вариант программы в рамках направления «Технология и дизайн упаковочного производства», которая вошла в Первую лигу Предметного национального агрегированного рейтинга 2021 и была признана лучшей образовательной программой инновационной России за 2018 и 2019 годы. Ее можно считать образцовой, поскольку она включает изучение печатных, информационных и других технологий, в том числе кросс-медийных, проектных, организационно-управленческих, которые востребованы в современном мире. Заказчиками кадров выступают полиграфические предприятия различного уровня (типографии и холдинги, цифровые типографии, дизайн-студии и др.), а также предприятия смежных отраслей, где применяются печатные технологии. Особое внимание уделяется курсовым проектам студентов, которые выполняются в рамках прохождения практики на базе таких предприятий, как ООО «ММ Полиграфо-формление-Пэкэджинг», ООО «Амкор СК Новгород», ОАО «Санкт-Петербургская образцовая типография», ООО «Аляска-Полиграфоформление», ООО «Полиграфоформление-Флексо»2. Причем значительная доля тем, к которым, как правило, обращаются учащиеся, - это создание художественного образа упаковки для продукции различного назначения всеми возможными изобразительными средствами и оценка эстетических качеств упаковочной продукции.

Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина также предлагает своим студентам программу в рамках направления «Технология полиграфического и упаковочного производства» по профилю «Технология и дизайн упаковки». Она включает производственно-технологическую и научно-исследовательскую деятельность в области разработки новых видов упаковочных материалов, технологии создания такой продукции и разработки ее дизайна. В рамках освоения образовательной программы выпускники готовятся к решению проектных, научно-исследовательских и технологических задач в профессиональной деятельности. Художественный

1 Состояние и перспективы подготовки кадров для упаковочной индустрии [Электронный ресурс] // Unipack. URL: https://messe.unipack.ru/publication/87733/ (дата обращения: 29.01.2022).

2 Технология и дизайн упаковочного производства [Электронный ресурс] // Приемная комиссия Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна. URL: http://prouniver.ru/education/high/bakalavriat/packaging-design-technology/ (дата обращения: 02.02.2022).

элемент при этом выражен в дисциплине «Конструирование и дизайн упаковки», которая предполагает занятия на первом курсе в количестве 144 академических часов. Важно также и то, что тогда же студенты осваивают «Рисунок и живопись» (108 академических часов). Рисование как предмет, разумеется, отличается от того, что изучают учащиеся художественных специальностей. Это преимущественно создание набросков и эскизирование. Главная задача для преподавателей РГУ - научить быстро фиксировать творческую мысль, а также ясно ее изображать. По сути, в начале обучения учащимся дают необходимую художественную базу.

Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ) также уделяет внимание реализации данной программы. Система ее преподавания связана со стремлением показать то, как из целой совокупности факторов, связанных с брендингом, маркетингом, технологиями и материалами, управлением качеством, проблемами переработки и т.д., может родиться художественный образ. Интересно то, что на базе университета в 2018 году проводилась научно-практическая конференция «Требования к маркировке и упаковке пищевой продукции, выпускаемой на потребительский рынок». На ней поднимались многие актуальные вопросы, была затронута и проблема прохождения производственной практики студентами вуза, которая, к сожалению, сводится к имитации технологических процессов и обуславливает неумение учащимися воплощать в жизнь свои проекты в рамках производства1. Подобные результаты данной встречи говорят о необходимости серьезной доработки существующей системы подготовки специалистов такого рода.

Московский государственный университет пищевых производств также запустил программу «Технология полиграфического и упаковочного производства» по профилю «Технология и дизайн упаковочного производства» на уровне бакалавриата. В этом учебном заведении предлагается сфокусировать внимание на конструировании и дизайне упаковки, а также брендинге. Акцент в преподавании делается даже не на дизайне, а на умении студента разрабатывать и реализовывать современные упаковочные проекты, а также, что вполне в духе времени, создавать экологически безопасные упаковочные системы, управлять изменениями в процессе изготовления упаковки через дизайн и технологии. Примечательно, но согласно примерной образовательной программе данного вуза на дисциплины «Художественный дизайн упаковки» и «Компьютерные ресурсы художественного оформления упаковки» отведено 144 и 72 академических часа соответственно, и преподаются они только на первом курсе2. Получается, что творческая деятельность студентов, связанная с изобразительной грамотностью, является своеобразным стержнем, на который в дальнейшем как бы «наслаивается» инженерная графика, материаловедение, экология, физика, менеджмент, маркетинг и другие дисциплины. Тем самым достигается одна из базовых установок программы, а именно умение «обрабатывать текстовую и изобразительную информацию с применением современных технических и программных средств цифровой обработки, обеспечивая пригодность информации к полиграфическому воспроизведению (ПК-3)»3. В МГУПП также существует научно-образовательный центр под названием «Перспективные упаковочные решения и технология рециклинга», в котором запускаются студенческие э1а|1ир-проекты на основе проектных, курсовых и выпускных работ. В лаборатории композитных материалов студенты получают возможность проводить испытания упаковочных материалов, исследовать их свойства, а уже на этой основе дорабатывать и, самое важное, внедрять в производство свои проекты. В лаборатории современного промышленного дизайна и маркетинга осуществляется разработка конструкции и дизайна упаковки4.

В Институте инженерных технологий Кемеровского государственного университета также действует образовательная программа данного профиля, которая позволяет освоить компетенции в области конструкторских, технологических, производственных, дизайнерских процессов, оборудования, материалов, методов и средств испытаний и контроля качества в сфере производства упаковочной продукции различного назначения. Основные изучаемые дисциплины, как ни странно, не включают рисунок, композицию и живопись. Общие представления о том, как создается визуальный образ изделия изобразительными средствами, даются при преподавании курсов «Конструирование и дизайн тары» и «Основы графического дизайна». Программа позво-

1 Конференция «Требования к маркировке и упаковке пищевой продукции, выпускаемой на потребительский рынок» в МГУТУ им. К.Г. Разумовского [Электронный ресурс] // Тара и упаковка. URL: http://www.magpack.ru/win/news/25_05_18.html (дата обращения: 31.01.2022).

2 Технология полиграфического и упаковочного производства : примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования. М., 2010. 22 с.

3 Там же.

4 Перспективные упаковочные решения и технологии рециклинга [Электронный ресурс] // Центр коллективного пользования (ЦКП) МГУПП. URL: http://edu.mgupp.ru/upac (дата обращения: 03.02.2022).

ляет освоить компетенции в области конструкторских, технологических, производственных, дизайнерских процессов, оборудования, материалов, методов и средств испытаний и контроля качества в сфере производства упаковочной продукции различного назначения. Однако она явно не дает возможности студентам свободно оперировать такими важными выразительными средствами, как форма и цвет.

В Полиграфическом институте Московского политехнического университета также действует программа «Технологии упаковочного производства», в рамках которой готовят по специальности «Конструктор упаковочных решений». Студенты получают навыки дизайна, конструирования и проектирования в совокупности с формированием знаний о технологиях производства упаковочных материалов на всех этапах, в том числе рециклинга. Причем в силу модульного характера программы учащиеся могут сами выбирать образовательную аудиторию. Правда, дисциплины, связанные с умением создавать образ изделия относятся к числу обязательных. В то время как возможность получения дополнительных профессиональных компетенций в других областях бизнес-процессов, ресурсном обеспечении и т.д. предполагает выбор.

Таким образом, из проведенного выше анализа можно заключить, что российские вузы на основе одной программы предлагают каждый свою систему подготовки специалистов в сфере дизайна упаковки, то есть отличаются как установки, так и компоненты, элементы образовательной системы, вернее, их положение и взаимосвязи. Все это отражается на том, какие учебные действия совершают студенты, и на том, какие компетенции они в итоге получают. Подобная хаотичность в этой сфере определяется тем, что вузы, предлагающие образовательные программы, имеют различный профиль, поскольку могут быть и техническими, и художественными. Нехудожественные вузы, как правило, связанные со сферой технических наук и экономикой, полиграфией, рассматривают художественный элемент в системе обучения будущих дизайнеров упаковочной продукции только как часть тех дисциплин, которые связаны с формообразованием и/или графическим дизайном. Существует небольшой круг заведений такого плана, которые предлагают учащимся на первом курсе занятия по рисунку, композиции, живописи в качестве основы для становления профессионала в данной отрасли1. Зато в настоящее время заметно увеличивается доля занятий, связанных с актуальными эко-инициативами и маркетингом.

Иное дело - художественные вузы, как, например, Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова, в которой работает кафедра «Коммуникативный дизайн». В рамках специальности «Графический дизайн» предполагается освоение дисциплины «Упаковка». Преподаватели считают, что в ее рамках следует гармонично знакомить учащихся с разными элементами создания образа изделия - как технологическими и социокультурными, так и стилевыми (Мордвинцев, Мордвинцева, 2020: 13). Базой для раскрытия творческих способностей студентов являются занятия по композиции. Например, посредством ряда практических заданий студенты создают серию упаковки на основе единого стилевого решения с использованием основных графических и пластических средств: иллюстраций, шрифтов, типографики, конструкции, объема (Мордвинцев, Мордвинцева, 2020: 16). Считается, что дизайнер, прошедший такую разностороннюю подготовку, в дальнейшем может легко найти место для приложения полученных навыков, в том числе и на производстве упаковочной продукции. При этом знакомство с технологией процессов создания упаковки, знание свойств материалов кажутся явно недостаточными в силу отсутствия у вуза соответствующих ресурсов, лабораторий и т.д. На кафедре графического дизайна Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица готовят специалистов в области графического дизайна. В программу обучения бакалавров, специалистов, магистров входит решение практических задач графического проектирования, востребованных в социальной среде2. Петербургский вуз, занимаясь подготовкой дизайнеров упаковки, во главу угла ставит творческую деятельность. Акцент делается на формировании умения проектировать посредством изучения формальной композиции, особенностей визуальных коммуникаций, книжной и плакатной графики, типографики и т.д.

Таким образом, системы подготовки специалистов по дизайну упаковки в российских художественных и нехудожественных вузах различны. Разница заключается в понимании учебными заведениями роли художественного элемента, то есть дисциплин и учебных действий учащихся, направленных на формирование умения использовать изобразительные средства в ходе воплощения задуманного образа изделия. По сути, неоднозначное понимание необходимости этого приводит к различной иерархии дисциплин, ориентированных на развитие разных компетенций

1 Технология и дизайн упаковочного производства : комплексная программа и методические указания к производственной практике / сост.: М.В. Забавников, А.С. Клинков, П.С. Беляев. Тамбов, 2009. 32 с.

2 Кафедра графического дизайна [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица. URL: https://www.ghpa.ru/kafedra-graficheskogo-dizajna (дата обращения: 02.02.2022).

в области упаковочного производства. Интересно также то, что художественный элемент в российских вузах в отношении дизайна упаковки может быть представлен как академическими дисциплинами в виде рисунка, формальной композиции и живописи, так и основами художественного конструирования и проектирования. Там, где студенты занимаются совершенствованием изобразительной грамотности, художественный элемент воспринимается как важная база, на которую в дальнейшем накладываются навыки и знания из смежных дисциплин. Существуют также вузы, которые в определенной степени пренебрегают этой частью подготовки специалиста, отводя ей лишь малое время на изучение. При этом в художественных вузах дизайн упаковки редко представлен в качестве самостоятельной программы. Как правило, он представлен как одна из дисциплин дизайна в области компьютерной графики. Это обусловлено, скорее всего, тем, что учебные заведения не имеют возможностей знакомить студентов с технологическими особенностями производства упаковочной продукции.

Подобное неоднозначное положение художественного элемента в системе обучения будущего дизайнера упаковочной продукции говорит о том, что в российском высшем профессиональном образовании пока не выработан единый подход к этому процессу как к художественно-функциональному комплексу1. Между тем в области дизайна в настоящее время востребован такой тип образования, как проектно-технологический. Он как раз и предполагает соединение навыков разных профессий в едином комплексе (Новиков, 2008), то есть знание программ верстки, растровой и векторной графики, технологических процессов на производстве, а также умение создавать изобразительные виды информации, образы будущих изделий (Сокол, Гари-пов, 2013: 369). Поэтому пренебрежение каким-то элементом в системе подготовки будущего специалиста ведет к значительному перекосу в структуре его навыков. Более того, отход от тех предметов, занятия по которым предоставляют студенту возможность развивать художественное мышление, ведет к тому, что в итоге производители и потребители получают массу типовых решений, что значительно снижает потребительскую ценность упаковочной продукции - «лица» товара, обесценивают бренд.

На основе проведенного анализа можно предположить, что дальнейшее развитие программ подготовки дизайнеров упаковочной продукции в российских вузах разного профиля должно идти по пути формирования единой системы обучения. В ней, в идеале, должны быть сбалансированы все элементы и компоненты учебного процесса, материалы для занятий, формы его подачи, методы и средства работы со студентами в соответствии с общей целью формирования специалиста, способного отойти от шаблонных решений и схем и прийти к творческому воплощению своих идей в материале, на производстве. В качестве способа достижения подобного для вузов с техническим и иным нехудожественным уклоном видится внедрение художественных дисциплин (рисунок, композиция, живопись и т.д.) в качестве первоначальной базы, на которой и должен выстраиваться весь процесс обучения в дальнейшем. Позднее творческие навыки за счет отдельных дисциплин могут постепенно включаться в ход подготовки специалиста посредством усиления творческого компонента разных предметов. В отношении художественных вузов залогом успешного внедрения самостоятельной программы подготовки дизайнера упаковки может стать активное сотрудничество с разного рода лабораториями и производствами, на которых бы студенты учились реализовывать свои творческие проекты.

Список источников:

Ажгихин С.Г. Особенности системы проектных заданий в графическом дизайне (на примере дизайна упаковки) // Преподаватель XXI век. 2010. № 1-1. С. 55-62.

Марченко М.Н., Ажгихин С.Г. Дизайн-проектирование и макетирование упаковки в учебном процессе вуза // Научный альманах. 2016. № 7-1 (21). С. 271-274. https://doi.org/10.17117/na.2016.07.01.271

Мордвинцев Д.В., Мордвинцева З.В. Дизайн упаковки и обучение методике проектирования в рамках учебного процесса // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2020. № 4-2. С. 12-24.

Новиков А.М. Постиндустриальное образование. М., 2008. 136 с.

Сокол Л.Р., Гарипов Р.М. Информационные технологии в формировании общекультурных и общепрофессиональных компетенций бакалавров для полиграфического производства в условиях постиндустриального общества // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16, № 18. С. 368-372.

Сокольникова Н.М., Сокольникова Е.В. Семиотический подход к анализу национальной специфики дизайна упаковки в процессе подготовки дизайнеров в вузе // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 9 (128). С. 130-137.

References:

Azhgikhin, S. G. (2010) Osobennosti sistemy proektnykh zadanii v graficheskom dizaine (na primere dizaina upakovki) [Features of the System of Project Tasks in Graphic Design (on the Example of Packaging Design)] Prepodavatel' XXI vek. (1-1), 55-62 (in Russian).

1 Лемешко Т.В. Указ. соч. С. 8.

Marchenko, M. N. & Azhgihin, S. G. (2016) Design and Prototyping of Packaging in the Educational Process of the University. Nauchnyi al'manakh. (7-1 (21)), 271-274. Available from: https://doi.org/10.17117/na.2016.07.01.271 (in Russian).

Mordvincev, D. V. & Mordvinceva, Z. V. (2020) Packaging Design and Teaching Design Methodology as Part of the Educational Process. Dekorativnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaya sreda. Vestnik MGKhPA. (4-2), 12-24 (in Russian). Novikov, A. M. (2008) Postindustrial'noe obrazovanie [Post-Industrial Education]. Moscow. 136 р. (in Russian). Sokol, L. R. & Garipov, R. M. (2013) Informatsionnye tekhnologii v formirovanii obshchekul'turnykh i obshcheprofession-al'nykh kompetentsii bakalavrov dlya poligraficheskogo proizvodstva v usloviyakh postindustrial'nogo obshchestva [Information Technologies in the Formation of General Cultural and General Professional Competencies of Bachelors for Printing Production in a Post-Industrial Society]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. 16 (18), 368-372 (in Russian).

Sokol'nikova, N. M. & Sokol'nikova, E. V. (2011) Semioticheskii podkhod k analizu natsional'noi spetsifiki dizaina upakovki v protsesse podgotovki dizainerov v vuze [Semiotic Approach to the Analysis of National Specifics of Packaging Design in the Process of Training Designers at the University]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. (9 (128)), 130-137 (in Russian).

Информация об авторе

Ч. Цюй - аспирант Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия.

Information about the author

Z. Qu - PhD Student, Herzen Russian State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 24.01.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 15.02.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 29.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.