Научная статья на тему 'Художественные собрания в усадебной культуре на страницах журнала «Столица и Усадьба»'

Художественные собрания в усадебной культуре на страницах журнала «Столица и Усадьба» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
174
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСАДЕБНАЯ КУЛЬТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СОБРАНИЯ / ТРАДИЦИИ / ЕSTATE CULTURE / ART COLLECTION / TRADITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Одинцова А. Ю.

Цель проведенного исследования изучение художественный собраний в усадебной культуре рубежа XIX-XX веков. Усадебная культура уходит в прошлое, но все возрастает интерес к данной теме. Тема актуальна, ее изучение высвечивает все новые сведения о многогранности отечественной истории, глубине ее культурных традиций. Изучение художественной составляющей в усадебной культуре является одним из важных разделов исследования культуры повседневности. Осознание стремительных изменений в общественных отношениях побудило редакцию журнала «Столица и Усадьба» запечатлевать признаки былого великолепия стремительно уходящего дворянского быта начала ХХ века. Рубрика «Усадьба в прошлом и настоящем» была обязательной для каждого номера. В этом разделе приводилась общая картина строительства усадьбы, биографические данные прежних и современных хозяев имения. Статьи сопровождались подробным фотографиями видов усадьбы и интерьеров к вопросу иллюстрирования создатели журнала подходили особенно тщательно, у издания был свой фотограф. Журнал «Столица и Усадьба» стоит у истоков формирования отечественного искусствознания, позволяя получить представление о ценности художественного наследия страны, а так же применить эти знания на практике, руководствуясь ими для созидания новых коллекций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественные собрания в усадебной культуре на страницах журнала «Столица и Усадьба»»

Одинцова А.Ю.

Аспирант, Российская академия живописи, ваяния и зодчества

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СОБРАНИЯ В УСАДЕБНОЙ КУЛЬТУРЕ НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «СТОЛИЦА И УСАДЬБА»

Аннотация

Цель проведенного исследования — изучение художественный собраний в усадебной культуре рубежа XIX-XX веков. Усадебная культура уходит в прошлое, но все возрастает интерес к данной теме. Тема актуальна, ее изучение высвечивает все новые сведения о многогранности отечественной истории, глубине ее культурных традиций. Изучение художественной составляющей в усадебной культуре является одним из важных разделов исследования культуры повседневности. Осознание стремительных изменений в общественных отношениях побудило редакцию журнала «Столица и Усадьба» запечатлевать признаки былого великолепия стремительно уходящего дворянского быта начала ХХ века. Рубрика «Усадьба в прошлом и настоящем» была обязательной для каждого номера. В этом разделе приводилась общая картина строительства усадьбы, биографические данные прежних и современных хозяев имения. Статьи сопровождались подробным фотографиями видов усадьбы и интерьеров — к вопросу иллюстрирования создатели журнала подходили особенно тщательно, у издания был свой фотограф. Журнал «Столица и Усадьба» стоит у истоков формирования отечественного искусствознания, позволяя получить представление о ценности художественного наследия страны, а так же применить эти знания на практике, руководствуясь ими для созидания новых коллекций.

Ключевые слова: усадебная культура, художественные собрания, традиции Keywords: еstate culture, art collection, tradition

В современной истории прослеживается очевидный парадокс - усадебная культура стремительно уходит в прошлое, исчезают ее подлинные свидетельства, но всё возрастает интерес к данной теме: ряд областей России опубликовал монографические труды по региональной истории дворянских усадеб, ведутся архивные изыскания, расширяющие представление об этой области культуры. [3, 10]

Изучение этой актуальной темы высвечивает все новые сведения о многогранности отечественной истории, глубине её культурных традиций, скрытых или искаженных на протяжении десятилетий из-за идеологических ограничений. Выявление художественной составляющей в усадебной культуре, которая включает и высокий элитарный уровень — один из важных разделов исследования культуры повседневности. В предметной среде усадьбы ярко проявляется индивидуальность мировоззрения владельца, неповторимая уникальность его ценностных ориентаций, отражена сама генетическая память дворянской культуры.

В начале ХХ века осознание стремительных изменений в общественных отношениях побудило редакцию журнала «Столица и Усадьба» запечатлевать сохранившиеся ещё признаки былого дворянского быта.

Создатель и главный редактор Владимир Пименович Крымов, задумывал его как «журнал красивой жизни» — жизни ушедшей и уходящей, но уходящей во всём блеске, во всём своём великолепии. Журнал появился в 1913 году, когда страна достигла высшего подъёма в экономическом развитии и граждане, осознав её величие и силу — обратились к истокам, своему блестящему прошлому дабы сохранить всё лучшее для светлого будущего...

В. П. Крымов вспоминал: «...в 1913 году я решил выпускать журнал «Столица и Усадьба», совершенно нового типа для России. Рассчитывал я на верхний слой, на знатных и богатых, им журнал нравился. <...> Журнал «Столица и Усадьба» - моё любимое детище, погибшее в октябре 1917 года, и об этом больше всего жалею; журнал не был запрещен, мог всё-таки продолжиться, но не было ни необходимой бумаги, ни красок, не было больше типографии, какая могла бы его печатать...»[11, 68]. Первая Мировая война, а затем и революция — разрушили мечты о красивой жизни, уничтожили её атрибуты — богатые дома и усадьбы, пышные балы и выезды на охоту...

Но часть своей социально ответственной задачи журнал всё же выполнил — он сохранил для нас отблеск былого великолепия, наполнявшего дворянский быт нашей страны в начале ХХ века, те прекрасные мгновения безвозвратно ушедшей жизни столичной элиты: аристократов, богатых предпринимателей, артистической и художественной богемы.

Редколлегия этого журнала так объясняла свою задачу: «Красивая жизнь доступна не всем, но она все-таки существует, она создает те особые ценности, которые когда-нибудь станут общим достоянием. Хотелось бы запечатлеть эти черточки русской жизни в прошлом, рисовать постепенно картину того, что есть сейчас, что осталось, что видоизменяется, подчеркнуть красивое в настоящем». Обращаясь к разным читательским кругам, это издания во многом способствовали формированию усадебного мифа, до сих пор существующего в бытовом сознании.

В выпущенных девяноста номерах журнала содержатся описания ста двадцати шести имений и сорока шести столичных дворцов.[2, 13] Описания составлены с разной степенью подробности, но почти всегда снабжены фотографиями и иллюстрациями. Очерки в рубрике «Усадьба в прошлом и настоящем» обязательно присутствовали в каждом номере. Мотивация выбора объекта описания усадьбы была различна: договорённость редакции с владельцами имения о предоставлении общественности информации о накопленных поколениями предметов культурного наследия; инициатива самих владельцев усадьбы, уже осознавших историко-культурную значимость принадлежащего им художественного ансамбля и готовых сообщить о нем публике. Регулярность публикаций в данном разделе — свидетельство востребованности как самого журнала, так и одного из ведущих его разделов общего принципа — демонстрации достоинств каждой из усадеб, их интерьеров и художественных собраний. Отраженный в журнале светский человек мыслил себя не только членом высшего общества, но и хранителем семейного очага, родовых традиций, где искусство было обязательным компонентом жизни.

В журнале прослеживается последовательное развитие заинтересованности членов редакции в новой тематике, а так же стремление владельцев усадьбы продемонстрировать читателям творческий потенциал ее обитателей, вложивших свои разнообразные пристрастия и финансы в формирование паркового ансамбля, комплекс построек, их интерьеров, а также сохраняемых в них художественных собраний и исторических реликвий. В созданной порой несколькими поколениями индивидуальной среде проявлялась не только статусная характеристика человека, но и высокие человеческие качества хранителя семейного очага, родовых традиций.

Издатели, корреспонденты обладали утонченным вкусом, были увлечены проблемами изучения как отечественного, так и зарубежного искусства. Редактор-издатель журнала В.П. Крымов — талантливый писатель и журналист, с журналом сотрудничали крупные искусствоведы и литераторы: В.А. Верещагин, Н.Н. Врангель, Г.К. Лукомский, Н.В. Дризен. Л.Л. Иванов, С.Н. Кондаков, И.И. Лазаревский и многие другие.

Просвещая читателей, формируя их вкус, наряду со статьями об усадьбах, описаниями интерьеров, рубриками, посвященными художественным собраниям,

заметками о путешествиях, спорте, охоте, в журнале обязательно были хроники столичной жизни и отчеты с выставок, заметки о художниках, просто фотографии произведений искусства, печатались рубрики, посвященные истории мирового искусства, разного рода коллекциям и антиквариату. Обложки обязательно украшались цветными иллюстрациями картин, чаще всего — художников из объединения «Мир искусства». Об отборе произведений В.П. Крымов писал: «Я выбирал картины для своего журнала не по имени художника, по сюжету, никогда не печатал банальных картин, картин печальных или зловещих, приводящих в уныние».[11, 67] То, что В.П. Крымов обратил внимание именно на новое течение в искусстве говорит о многом. Программа мирискуссников, их приверженность прошлым эпохам тоска по «минувшим дням» удивительно созвучны как настроению издания, уже тогда сокрушающемуся о погибших произведениях искусства, вдохновениях человеческой мысли, о гибнущих благородных традициях красивой старины, так и самой эстетике усадебного быта, специфической жизненной философии, характерной для «человека в усадьбе». Усадебная культура стала в конце XIX века настоящим символом, воплотившим эстетику Серебряного века.

В первом же номере «Столицы и Усадьбы» в разделе «Вернисаж» был опубликован отчет с выставки «Мира Искусств»: «Публики много, к трём часам пройти нельзя, особенно на верхней галерее, где собраны работы Е. Лансере, Б. Кустодиева, Яковлева, Сорина и др.»[4]. Заметки о выставках в галереях и залах Академии Художеств печатались регулярно, становились всё более подробными и полными, их содержание снабжали комментариями и фотографиями картин. Впрочем, отзывы не всегда были лестными: «К сожалению, общее впечатление от выставки всё таки, как от чего-то обыденного: ничего выдающегося, такого, что запоминается, такого, о чем говорят» — к восприятию «Весенней выставки» в Академии Художеств публика оказалась не готова.[4, 5]

В публикациях журнала отчетливо прослеживается пристальный интерес к проблемам коллекционирования произведений искусства, которое приняло широкий размах в предпринимательской среде и имело глубокие корни в дворянской культуре. Если в XVIII веке коллекции складывались в основном под влиянием требований моды, то у современных выпускам «Столицы и Усадьбы» владельцев имений отношение к усадебному убранству изменилось. Родовые коллекции, усадебные портретные галереи стали пониматься достоянием, предметом гордости и частью семейной истории, которую стремились увековечить. Многие художественные собрания содержали произведения крупных русских живописцев, шедевры западных мастеров.[12, 470, 479]

Отдельная рубрика «Русские художественные собрания» включала статьи, посвященные коллекциям автографов, рисунков, живописи, старинной русской мебели, просто собраниям редких вещей... Для этой эпохи собирательство было неотъемлемой частью жизни.

На страницах журнала отражались только самые солидные частные картинные галереи, способные конкурировать с собраниями известных музеев. Так в рубрике рассматриваются коллекции С.С. Хрулева и Ф.С. Голицина, включающие в себя картины фламандской и итальянской школы, в том числе Бронзино, Тинторетто. Автор статьи отмечает, что «Тинторетто неоднократно хотели выкупить для коллекции Эрмитажа».[5, 25]

Среда для размещения произведений искусства — важная составляющая синтеза коллекции предметов искусства второй половины XIX — начала XX века и интерьера. С.Н. Кондаков, сообщая о галерее русской живописи, подробно описывает не только художественное собрание, но и интерьеры дома, поскольку картинная галерея располагалась в жилых комнатах, и убранство которых было соотнесено с экспозицией картин. И в данном случае мы можем видеть прекрасный пример: «Большая передняя или, вернее, holl его квартиры в собственном доме на Николаевской оригинально отделана в

старо-русском вкусе по рисункам художницы О. Н. Каратыгиной, <...> Низкие дубовые и такие же резные кресла крыты белой с синими цветами материей, вроде кустарной набойки.<...> Картины, украшающие гладкие белые стены, также по преимуществу из русского быта. Над камином большой холст А.П. Рябушкина «Семья купца». И убранство этого дома и его художественное собрание подчинены тонкому художественному вкусу владельца, чего не было у многих других собирателей: «Замечаемое в последнее время увлечение стариной и страсть к собирательству иногда кажутся даже несколько преувеличенными. Объяснением отчасти может служить некоторый страх и неуверенность в современном искусстве. Тут надо что-то чувствовать, понимать, наконец иметь свой собственный вкус, который бы руководил при выборе художественных произведений, а «старинка» сама за себя постоит». [10, 9] Для популяризации собирание старинных предметов интерьера, картин публиковались заметки в помощь коллекционерам — о том, как разоблачить подделку и новодел. Что наблюдается и в наше время. Достаточно вспомнить скандал с подделками масляной живописи 18-19-вв (в частности художника Киселева).

Хотя в отдельных статьях весьма обстоятельно описывались художественные коллекции, но усадебным галереям и собраниям предметов искусства в описаниях имений уделялось довольно мало внимания. По видимому, подобные коллекции были обыденным атрибутом усадебной культуры, которые не требовали акцентирования.

Рубрика «Усадьба в прошлом и настоящем» была главной составляющей каждого номера. В этом разделе приводилась общая картина строительства усадьбы, биографические данные прежних и современных хозяев имения. Иногда сами владельцы выступали авторами заметок. Объем и содержание статей этой рубрики постепенно изменялись — если в первых публикациях преобладали мемуары, то впоследствии появились описания стиля интерьеров и предметов искусства, что свидетельствует о возрастающем интересе публики художественной составляющей усадебной культуры. В поздних номерах публиковались даже несколько статей, посвященных разным имениям. Статьи сопровождались подробным фотографиями видов усадьбы и интерьеров — создатели журнала подходили особенно тщательно к вопросу наглядности — для иллюстрирования публикаций у издания был свой фотограф.

С появлением журнала «Столица и Усадьба» высветились изменения в отношении к своему «родовому гнезду» и у владельцев имений - именно в усадьбе, у них было возможно отвлечься от суеты и блеска столицы, осознать истинные ценности, приобщиться к мудрости, веками накопленной собственной семьей. Существенно изменилось и оценка сокровищ, накопленных не одним поколением предков.

В XVIII веке, когда усадебные коллекции живописи и предметов искусства только начали складываться, основной предпосылкой для занятий собирательством была мода: подражание западному образу жизни и европейскому искусству, мода на сам процесс коллекционирования. В создании собраний участвовало несколько поколений, ориентируясь на коллекции императорского двора и первых столичных домов. При этом отношение и к процессу формирования коллекции и к произведению искусства было утилитарным: отсутствовали строгие критерии отбора, не соблюдался, состав предметов собрания был случайным, а иногда готовые коллекции приобретались без разбора, просто ради количества предметов.

На рубеже Х1Х-ХХ веков родовым коллекциям и портретным галереям относились не просто как к атрибуту культурной жизни, но осознавая их в качестве достояния, предмета гордости и части истории семьи, которую стремились увековечить — хотя бы и на страницах модного издания.

Как правило, в журнальном очерке общая картина созидания усадьбы, сопровождалась биографические данные о прежних и современных владельцах имения,

сообщалось об их подвигах и заслугах перед Отечеством. Часто сами потомки знаменитых фамилий являлись авторами заметок о своих родовых гнёздах, повествуя о своих предках и вещественных свидетельствах их славной биографии

Этот подход прослеживается, например в названии описания усадьбы Рузаевка: «Из воспоминаний последней в роде». Е.Н. Струйская рассказывала о родовом имении своей фамилии, его убранстве, выделяя как предмет особой гордости - портрет Екатерины II: «Бюст в натуральную величину, написанный академиком Рокотовым, в резной позолоченной раме с изображением Рузаевских елей и развёрнутой книги с первой страницей эпистолы, посвященной Струйским Екатерине II (за эту эпистолу он был награждён бриллиантовым перстнем). Рама стояла над мраморным столом, поддерживающимся двуглавым орлом.» В той же в заметке упоминаются другие портреты, «работы Рокотова»: А.П. Струйской, Н.Е. Струйского (первого владельца имения), Е.Н. Струйского — участника войны 1812 года. Впоследствии портреты и картины «русской школы» были приобретены Московским Историческим музеем, а ныне они украшают собрание Третьяковской галереи.[8, 5] Аналогичные примеры встречаются в статьях данного журнала — они интересны упоминаниями фамилий известных русских и зарубежных художников, работы которых сегодня хранятся в коллекциях главных музеев страны.

Далеко не всегда описания произведений были подробны и снабжены содержательными комментариями. Но краткие упоминания включают много деталей, которые позволяют представить характер собиравших коллекции владельцев, понять их ценностную ориентацию. Целая энциклопедия художественной и культурной жизни России отражена в коллекциях и собраниях: «Коллекция картин с сюжетом военных действий фельдмаршала Параскевича в Турции, Персии и Польше»; «Коллекция портретов русских царей из династии Романовых, русских государственных деятелей и знаменитых людей... <... > Собрание портретов династии Романовых — раньше было представлено во многих усадьбах»;[7] «в Золотом зале - картины, изображающие сюжеты из русско-польской истории»;[6, 16] «Императорские портреты: Александра Павловича, Павла I и Марии Федоровны, вел. кн. Николая Павловича и Михаила Павлович, Екатерины II, Елизаветы Алексеевны — копии портретов, находящихся в Петербургских дворцах».[7, 9] Приобретение картин, заказ копий и сюжетных композиций было продиктовано не страстью к накоплению вещей или желанием украсить свой дом подобно императорскому дворцу портретами царствовавших особ. В содержании художественного собрания той или иной эпохи выражалась сопричастность истории Отечества, победам и торжеству культуры России. Высокая цель несомненно понималась и тем героическим поколением, которое инициировало появление коллекции, и теми потомками, которые их сохраняли и демонстрировали своим современникам, переплетая историю своего рода с судьбой Родины.

Следует отметить, что пространные сведения о художественных собраниях в статьях довольно редки, чаще всего о них упоминается как о декоре, при описании убранства комнат, или же в истории рода владельцев усадьбы портреты тех или иных персон называются как иллюстрации. Но и эти скупые свидетельства позволяют проследить судьбу тех или иных произведений искусства, многие из которых в наше время находятся в музейных собраниях и сформировать представление об отношении к художникам, к стилям и направлениям в искусстве того времени. На страницы журнала попадали самые востребованные произведения, но художники, обретшие ныне статус классиков, виделись современниками и издателями в ином свете. Например, П. Дорошенко о портретах А.А. Олсуфьевой с сыновьями отзывался так: «Николай Николаевич Ге — весьма посредственный портретист, но здешние портреты можно считать первоклассными». [9, 7]

Фотодокументальные свидетельства дают представления о оформлении картинных

собраний, об архитектурной среде их бытования, и о значимости того или иного произведения для его владельцев. В конечном счете, эти свидетельства, не редко — единственное, что осталось от некогда богатейших усадеб и памяти об их владельцах. Сегодня мало кто связывает музейные портреты с теми или иными усадьбами, не догадываясь, что те «выставки старинных картин, портретов, рисунков» стали основой для коллекций многих отечественных музеев.

Фотографические и документальные свидетельства журнала «Столица и Усадьба» сегодня способствуют изучению и сохранению предметов искусства благодаря тому, что они были опубликованы, а потому продолжают жить и выполнять главную культурную функцию — расширять наше художественное сознание. Таким образом, можно утверждать, что рассматриваемое издание стоит у истоков формирования отечественного искусствознания.

Большинство произведений, описанных в статьях журнала «Столица и Усадьба», — и сегодня востребованы и актуальны. Для нас они являются подлинными сокровищами мирового искусства, беспрекословными шедеврами, доступными лишь в музеях и галереях. Для прежних же владельцев они были прелестными вещами, декором дома, частью их повседневной жизни. Как оценивать этот факт — как безусловное свидетельство высокого культурного уровня аристократии, или же, как свидетельство её пресыщенности всевозможными благами, и искусством в том числе? Сегодня это спорный вопрос. В годы советской власти подобные художественные собрания считались излишеством и даже преступлением. После революции 1917 года собрания трансформировались: лишь часть поступила в музейные хранилища, значительная доля подверглась разграблению и уничтожению, растворяясь во всеобщем хаосе, стирая следы прошлого и память о нём [1, 122]. Ныне, даже вырванные из исторического контекста коллекции предметов искусства дворянских усадеб, собранные в музеях, позволяют получить представление о ценности былого художественного наследия страны.

Временная дистанция позволяет всё отчётливее оценить усадебную культуру, как образец синтеза искусств, единый комплекс архитектуры и убранства интерьеров, художественных коллекций и литературы, истории и культуры, являющихся важной частью обыденной жизни. Создатели журнала «Столица и Усадьба» уже в начале ХХ века уловили и донесли до читателей специфику одухотворенного искусством усадебного быта. Ныне усадебная культура переросла границы символа, отражающего эстетику Серебряного века — приверженность прошлым эпохам, тоску о «минувших днях». Образ русской усадьбы, воплотивший характерные общественные настроения рубежа девятнадцатого и двадцатого столетий, во многом сохранил флер романтичности ушедшей культуры, обретая привлекательность и в начале двадцать первого века.

В начале XXI века опять возникает потребность взглянуть на историю нашей страны, в частности, на рубеж XIX - XX веков, в котором просматриваются сходные с нашим временем признаки крупного культурного слома. Оправданно возрастает и интерес к забытой, утраченной усадебной культуре, во всей её красе и многообразии, аналогии наиболее ярко проявляются в среде развивающего нового слоя состоятельных граждан, которые по своему демонстрируют интерес к русским традициям. Он реализуется, в частности, в желании создать свою загородную усадьбу, в ландшафтном дизайне территории, в обустройстве дома и, во всём внутреннем убранстве пространства жизни. Желание придать значимость своему роду, с его семейными традициями и фамильными ценностями, побуждает заниматься собирательством и коллекционированием произведений искусства, раритетов разного рода. Вновь оказываются востребованными воспитанные отечественной культурной традицией приоритеты предыдущих поколений. В том числе и в художественной среде, поскольку подлинное искусство, соединяясь с правдой жизни. воплощает в себе дух времени. В изучении истории становления русской

усадьбы, как явления культуры, обращение к таким источникам, как журнал «Столица и Усадьба» могло бы расширить полезный для наших современников опыт: формирование системы ценностных приоритетов, образцы эстетического развития и воспитания вкуса, в культурных традициях будущих поколений.

Многие стороны деятельности журнала «Столица и Усадьба» востребованы и сегодня, реализуясь в современных изданиях. Подлинников, относящихся к усадебной культуре, остается все меньше, но интерес к коллекционированию произведений искусства Серебряного века не убывает. Заданные журналом «Столица и Усадьба» высокий культурный уровень, тонкий художественный вкус, непревзойдённое понимание искусства и красоты должны стать образцом для формирования новых коллекций предметов искусства и художественных собраний, основой развития в нашем Отечестве традиции собирательства художественных ценностей. В 1918 году В. П. Крымов, будучи уже в эмиграции, писал в одном из своих последних писем оставшемуся в России редактору журнала Н.О. Лернеру: «Разумеется, что издание журнала нужно продолжать до последней малейшей возможности. <...> Такие ценности, как Ст[олица] и Ус[адьба], не разрушаются. Когда горит дом, всем кажется, что всё погибло, а через год-два на месте пожарища оказывается дом гораздо больше и роскошнее. А такое дело, как Ст[олица] и Ус[адьба], гораздо прочнее и вернее дома, такую ценность нельзя разрушить, история и искусство будут существовать в любом строе...»[2, 23].

Литература

1. Иванова М.В. Спасение культурных ценностей Смоленских усадеб во время гржданской войны // Русская усадьба, М.: «Жираф» 2001. №. 5. С. 122 — 144

2. Лурье Ф.М. Столица и Усадьба: хронологическая роспись содержания,1913-1917. СПб.: Коло, 2008.

3. Стернин Г.Ю. Об изучении культурного наследия русской усадьбы // Русская усадьба. М.: «Аиро - ХХ» 1996. №. 2. С. 10-14

4. «Столица и усадьба». // 1913. № 1. с. 5

5. «Столица и усадьба». // 1914. № 11. с. 24-25

6. «Столица и усадьба». // 1914. № 22. с. 15-16

7. «Столица и усадьба». // 1915. № 35. с. 4-10

8. «Столица и усадьба». // 1915. № 38-39. с. 3-5

9. «Столица и усадьба». // 1915. № 44. с. 3-7

10. «Столица и усадьба». // 1917. № 80. с. 5-12.

11. Турчин В.С. О журнале Столица и Усадьба // Русская усадьба. М.: «Жираф» 1999. №. 5. С. 61-71

12. Чекмарев А.В. «Забытые лица». К изучению усадебных портретных галерей. // Русская усадьба. М.: «Жираф» 2002. №. 5. С. 477 — 493

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.