.....
I I I ■ M I I I I
^ Искусствознание 237
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ТАДЖИКСКОЙ ОПЕРЫ
Ш. О. Мирзоева
Таджикская национальная консерватория им. Т. Сатторова
Статья посвящена рассмотрению художественных приоритетов в операх таджикских композиторов. Представлена классификация приоритетов, определены типологические признаки, сложившиеся в результате преемственности художественных традиций культуры и искусства таджикского народа и элементов национальной музыкальной культуры таджиков.
Ключевые слова: художественные приоритеты, таджикская опера, композитор, национальная история, мужской образ, образ народа, «Шахнаме» А. Фирдоуси.
The article is devoted consideration of art priorities in operas of the Tadjik composers. Classification of priorities is presented, the typological signs which have developed as a result of continuity of art traditions of culture and arts of the Tadjik people and elements of national musical culture of Tadjiks are defined.
Key words: art priorities, the Tadjik opera, the composer, national history a man's image, an image of the people, A. Firdousi's "Shahname".
Таджикская опера, рассматриваемая как целостный и особый феномен в современной музыкальной культуре Таджикистана, обладает рядом важных качеств, которые, с одной стороны, отражают ее особенности, а с другой -представляют общие свойства художественного мировосприятия таджиков, их богатые традиции культуры и искусства. Данное явление отражается в оперном творчестве таджикских композиторов в выборе определенных тем, образов героев, музыкальных средств, композиции и драматургии оперного действия, которые формируют художественные приоритеты таджикской оперы, понимаемые как ее отличительные и ведущие качества.
Среди сложившихся художественных приоритетов таджикской оперы можно выделить следующие направления: отражение важных исторических событий из жизни таджикского народа и его героев; лирико-роман-
тическое повествование о большой любви, важной чертой которой является способность к самопожертвованию; воспевание героев, борющихся за независимость и счастье народа, представление образа женщины-матери как важного символа Родины, а также образа народа, воплощающего единство воли и чаяний людей.
Наиболее разработанным и многообразным по ракурсам художественного осмысления и широко представленным в оперном творчестве таджикских композиторов является направление, связанное с музыкально-художественным отображением важных исторических событий жизни народа. В данном контексте отметим мысль Ф. Ульмасова, что «приоритеты выбора оперной тематики определились по тем основным направлениям, которые были во многом обусловлены в содержательном и художественном аспектах кон-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (43) сентябрь-октябрь 2011 237-240
.....
ш
238 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 5 (43) сентябрь-октябрь
текстом тех реальных социальных процессов, в период которых создавались оперные произведения и получили наибольшую творческую разработку у таджикских композиторов» (8, с. 176).
Отражение в оперной драматургии исторических событий связано с реально существовавшими в истории явлениями. Оно осуществлялось на основе осмысления дошедших до нас документов, исторических хроник и т.д., а также путем воссоздания по мотивам народных сказаний и литературно-поэтических источников образов легендарных исторических событий и героев, которые имеют большое значение для современной истории культуры и искусства Таджикистана. Внимание к художественному отображению исторических событий в оперной музыке во многом обусловлено контекстом становления, которое начало формироваться с 20-х годов XX века, когда образовалась республика в составе Советского Союза, и развития современного таджикского общества на этапе образования независимого суверенного государства Республики Таджикистан.
Вопросы отстаивания независимости и свободы таджикского народа нашли свое яркое воплощение в первых операх С. Баласаня-на - «Восстание Восе» (1939) и «Кузнец Кова» (1941), а также в творчестве Ш. Сайфиддинова «Пулат и Гульру» (1957), в последующих операх таджикских композиторов, а также в последних по времени создания операх Т. Шахи-ди «Амир Исмоил» (1999) и Т. Сатторова «Рустам и Сухроб» (1999).
Опера «Восстание Восе» С. Баласаняна (либретто М. Турсунзаде и А. Дехоти), может служить образцом отражения важного этапа в истории таджикского народа. Исторические события 1885 года в Бальджуане (Южный Таджикистан), связанные с народным восстанием, заинтересовали С. Баласаняна. Имя лидера восстания Восе пользовалось огромной популярностью в народной среде, а сложенные о нем легенды и песни передавались от поколения к поколению. Известно, что С. Бала-санян лично побывал в местах, связанных с
именем Восе, на его родине в Бальджуванском районе Хатлонской области современного Таджикистана, записал для своей будущей оперы большое количество народных мелодий (4).
Другим направлением отражения исторических событий в оперном творчестве таджикских композиторов является осмысление революционных событий, связанных с установлением Советской власти в Таджикистане, а также тех периодов истории, которые предшествовали этим событиям и были важными причинами их возникновения. Впервые опера с такой тематикой была написана С. Баласа-няном - «Бахтиёр и Нисо» (1954, либретто С. Ценина по мотивам романа П. Лукницкого «Ниссо»).
Продолжением этой тематики становится опера «Пулат и Гульру» Ш. Сайфиддинова (либретто С. Северцева по роману Р. Джалиля). В данной опере используются исторические материалы и литературные источники, создаются замечательные образы и характеры людей, которые имеют реальных прототипов. В романе «Пулат и Гульру» изображаются действительные события и реальные исторические личности. Известный худжандский революционер Джура Зокиров был прототипом основного героя романа Р. Джалила - Пулата Кадырова. При изображении некоторых других положительных героев произведения также использованы биографии реальных личностей. Все руководители, противоборствующей установлению Советской власти стороны -курбаши Холбута, Саидахмад, Исломбек, Машраб и другие, вошли в произведение как реальные люди под своими именами. Эти события и личности изображены на основе изучения многочисленных архивных материалов и воспоминаний современников (1, с. 69).
Важным художественным приоритетом таджикской оперы является музыкально-сценическое повествование о большой любви. Для опер с такой тематикой характерны романтическая приподнятость, эмоциональность и лирика, идущие от таджикской классической и народной поэзии. Реалистические
.....
ш
Искусствознание 239
и критические тенденции приживались слабо и решались в основном в ракурсе полумифологической борьбы со злом. В этом направлении написаны оперы «Комде и Мадан» З. Ша-хиди (1960, либретто А. Дехоти), «Тахир и Зухра» А. Ленского (1943, либретто М. Тур-сунзаде), «Золотой кишлак» Д. Дустмухамме-дова (1981, либретто - М. Миршакара и Н. Ис-ламова). Если прежде в отражении исторических событий композиторы обращались больше к историческим сюжетам, то теперь они используют в основном классическую поэзию и фольклорные народные сюжеты. А. Ленский и М. Турсунзаде в «Тахире и Зухре», а позднее Д. Дустмухамедов и М. Миршакар в «Золотом кишлаке», каждый по-своему, использовали популярные сказочные сюжеты. М. Турсунзаде и А. Ленский создают совершенно новое произведение - драматическую поэму «Тахир и Зухра», но со своим поэтическим складом. По мнению Л. Демидчик, «это произведение как бы остается в фольклоре -настолько бережно и тонко сохранен в нем лирико-романтический колорит и простое светлое обаяние народной сказки» (2, с. 34).
Приоритетным художественным направлением в таджикской опере является показ и раскрытие образа женщины-матери. Поэтизация личности женщины-матери имеет глубокие корни в таджикской культуре. Образ матери отражает многовековую традицию глубокого почтения и любви к родному краю, Родине. Через него происходит осмысление многих важных процессов истории и современности. Образ матери как символ самых глубоких и искренних чувств пронизывает всю духовную традицию таджиков (5, с. 233-237).
Одним из центральных явлений в таджикской опере, выступающее как ее особый художественный приоритет, является показ и воспевание мужского образа. Мужчина-герой в операх таджикских композиторов является главным действующим лицом, который используется многогранно в разных амплуа. Доминирующая черта - образ героя, борца, восставшего против угнетения и выражающего борьбу за свободу и независимость. С годами
этот образ в таджикских операх становится более глубоким, композиторы, подчеркивая героическое в положительных образах, стараются разностороннее выявить его внутренний психологический мир, многообразие отношений героя с другими персонажами оперной драматургии. Образ борца, восставшего против угнетения наиболее ярко раскрывается в операх «Восстание Восе» (1939) и «Кузнец Кова» (1941) С. Баласаняна, «Шерак» С. Хамраева (1968, либретто А. Сидки), «Парасту» Ф. Одинаева (1970, либретто Б. Жале), «Руда-ки» (1976, либретто С. Северцева и С. Улугза-де) и «Айнй» (1980, либретто Б. Рахимзода и Н. Исломова) Ш. Сайфиддинова, «Рабы» З. Шахиди (1973, либретто И. Луковского).
Каждый из героев своеобразен. Восе, например, в первой картине сразу предстаёт как предводитель восстания, и с развитием оперы его образ почти не меняется. Несколько иначе формируется образ Шерака в одноименной опере «Шерак» С. Хамраева. Герой оперы во многом перекликается с образом глинкинско-го Сусанина. Их объединяют сделанный ими выбор, способность жертвовать своей жизнью ради своего народа, а также такие душевные качества, как спокойствие и твердость, доброта и любовь к семье, мужество и глубина душевных переживаний. В ариях и монологах композитор С. Хамраев раскрывает душевный мир Шерака, формирует разносторонне его портрет.
Важнейшим художественным приоритетом в таджикских операх является раскрытие образа народа. Известно, что в оперной музыке различных стилей и традиций представление образа народа является одним из ключевых компонентов драматургии. М.П. Мусоргский в предисловии к первому изданию клавира «Бориса Годунова» писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею». «Великая личность» в высказывании Мусоргского и есть страна, государство, «единая идея», которая ее осуществляет - идея национального. Народ, таким образом, выступает в качестве носителя особых духовных ценностей, средоточием души (7, с. 13).
.....
I I I ■ М I I I
240 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 5 (43) сентябрь-октябрь
Изучение истории таджикского народа давно стало предметом исследований историков, писателей, драматургов, ученных и композиторов. В оперном творчестве таджикских композиторов образ народа также нашел свое художественное отражение. Этот образ в качестве коллективного участника оперной драматургии передается средствами хора, основная задача которого передать различные аспекты жизни народа.
В героико-эпических операх таджикских композиторов образ народа часто подается в двух ипостасях: выражение образов героики и скорби как двух сторон единого целого. В этом контексте отметим мысль И. Неясовой, что в операх активной социальной направленности «слава и плач» становятся средствами характеристики образов власти и угнетенного народа, символизируя тем самым социально подавляющую силу первого и трагическую судьбу второго (6, с. 14).
Весомость хорового начала стала важной
чертой героико-эпических и исторических опер. Это самобытная сфера, ориентированная на показ национального коллективного сознания. Именно наличие развитой хоровой драматургии придает операм этого направления ораториальность, усиливает их эпическую основу. Хоровое начало, как известно, является и носителем определенной статики (6, с. 14).
Обобщая опыт таджикской оперы, надо отметить, что особый интерес представляют нахождение причин формирования тех или иных художественных приоритетов, раскрытие их роли в социальных процессах общества и государства. Серьезное внимание необходимо уделить изучению процессов доминирования определенных художественных приоритетов, раскрытию их внутренних глубинных посылок формирования, что способно во многом по-новому осветить особенности становления и развития таджикской оперы в ХХ веке и начале XXI века.
Примечание
1. Декада таджикской советской литературы в Москве: [сборник материалов]. - Сталинабад, 1950.
2. Демидчик, Л. Н. Таджикская драматургия 40-50-х годов / Л.Н. Демидчик. - Душанбе, 1965.
3. Закиров, Д. Ходжент в революции / Д. Закиров // Коммунистическая мысль. - 1927. - № 5. - С.139; Давидович, Е. А. Таджикский народ в период между двумя революциями. Февральская буржуазно-демократическая революция / Е.А. Давидович // История таджикской ССР. - Душанбе, 1983.
4. Кадырова, Б. Баласанян и таджикская музыкальная культура / Б. Кадырова. - Душанбе, 2009.
5. Мирзоева, Ш. Образ матери в таджикских операх: традиции и современность / Ш. Мирзоева // Вестник МГУКИ. - 2011. - № 1(39)
6. Неясова, И. Ю. Русская историческая опера XIX века (к проблеме типологии жанра): автореф. дис. ... канд. искусствоведения / И.Ю. Неясова. - Магнитогорск, 2000.
7. Софьина, Н. А. Национальная история в русской классической опере: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Н.А. Софьина. - Казань, 2006.
8. Ульмасов, Ф. Опера / Ф. Ульмасов // Таджикская музыка. - Душанбе, 2003.