Научная статья на тему 'Художественные практики в системе современного эстетического образования'

Художественные практики в системе современного эстетического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1122
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ / PERSONALITY / AESTHETIC EDUCATION / ARTISTIC PRACTICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пронин Павел Александрович

В статье рассматривается процесс эстетического образования и воспитания личности через приобщение к различным видам художественной деятельности. Дается определение и выявляется структура художественной деятельности и художественных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Artistic practices in the system of modern aesthetic education

The article deals with the process of aesthetic education and education of the person through the introduction to the different types of artistic activity. The definition and structure is revealed artistic activities and art practices.

Текст научной работы на тему «Художественные практики в системе современного эстетического образования»

П. А. Пронин

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается процесс эстетического образования и воспитания личности через приобщение к различным видам художественной деятельности. Дается определение и выявляется структура художественной деятельности и художественных практик.

Ключевые слова: личность, эстетическое воспитание, эстетическое образование, художественные практики.

P. A. Pronin

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia)

ARTISTIC PRACTICES IN THE SYSTEM OF MODERN AESTHETIC EDUCATION

The article deals with the process of aesthetic education and education of the person through the introduction to the different types of artistic activity. The definition and structure is revealed artistic activities and art practices.

Keywords: personality, aesthetic education, aesthetic education, artistic practices.

Образование человека представляет собой процесс приобщения его к прошлому, настоящему и будущему культуры. Данный подход предполагает ориентацию на передачу подрастающему поколению основ всего социокультурного опыта человечества, а также усиление роли эстетического образования в процессе формирования личности.

Социально-эстетические ценности («человеческое содержание») составляют базу эстетического образования. В них находят выражение объективная необходимость бытия и его цели, диктуемые развитием общества и наличной жизненной ситуацией.

Значение эстетического образования также состоит и в том, чтобы обеспечить информационный процесс познания мер человеческого рода, процесс передачи знаний, образов прежней человеческой деятельности, передачи и обеспечения восприятия информации [2].

Эстетическое образование в соответствии с новой образовательной парадигмой представляет собой единство эстетического обучения и эстетического воспитания. Оно является широкой комплексной проблемой, где пересекаются пути философской, педагогической, психологической и социальной наук.

Глобальный размах на современном этапе обретает проблема эколого-эстетического образования (и воспитания), проблема эстетической среды, регионально-национальный аспект образования и культуры, религиозно-эстетический и другие аспекты, на которые мы выходим, решая одну из важнейших проблем современного образования - эстетического [1].

Эстетическое образование может выступать в качестве:

- процесса передачи образа человека как родового существа, знаний о его сущностных силах, ценностях и мерах;

- способа сохранения и передачи общечеловеческой информации последующим поколениям, всего социокультурного опыта человечества;

- способа создания условий для эстетического развития человека, подготовка его к творческой деятельности;

- процесса формирования эстетического сознания индивида.

Говоря об образовании, в частности, эстетическом, мы подразумеваем также его составной блок - эстетическое воспитание. В широком смысле под этим понятием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Оно направлено на разработку системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении [3].

Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой обществом по отношению к индивиду с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении [4].

В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. В результате у человека формируется и развивается способность к эстетическому восприятию и переживанию, а также совершенствуется его эстетический вкус и представление об идеале.

Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках, в поведении, в искусстве [1].

Основная роль эстетического воспитания заключается не в качестве целенаправленного воздействия на воспитуемого с целью развития в нем необходимых качеств, а в качестве деятельности по созданию благоприятных материальных и духовных условий для развития личности ребенка и для выявления природных задатков и формирования на их основе творческих способностей [3].

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется к доброте [5].

Эстетическое воспитание включает в себя:

- развитие эстетического восприятия, способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей жизни;

- формирование эстетического вкуса, способности оценивать прекрасное, отделять истинно прекрасное от неэстетичного;

- воспитание эстетического отношения к действительности, что включает активные действия человека по охране и защите всего прекрасного и его собственную деятельность, направленную на создание новых духовных ценностей [3].

Наиболее эффективно идею эстетического образования и воспитания личности можно реализовать через приобщение подрастающего поколения к лучшим мировым художественным произведениям и изучение народной художественной культуры, которое позволит наполнить образование духовно-практическим и нравственно-ценностным содержанием [1].

Органическая взаимосвязь эстетического и общего становления личности обуславливает необходимость принципа единства художественного и общего психического развития. Для реализации данного принципа можно применять разнообразные художественные практики.

Они представляют собой процесс создания автором определенного продукта (арт-объекта) и последующего его восприятия реципиентом (зрителем). Приобщение к ним может помочь человеку сформировать и дальше развивать свои способности к творческому восприятию и преобразованию окружающего мира и самого себя по законам красоты.

Художественные практики органически включают в себя четыре вида деятельности:

- познавательную (приобретение новых знаний);

- ценностно-ориентировочную (формирование определенной системы ценностей);

- преобразовательную (создание новой художественной реальности);

- коммуникативную (взаимодействие автора и реципиента).

В искусстве происходит органическое слияние, полное совпадение четырех перечисленных основных видов деятельности, в результате чего рождается пятый ее вид, обладающий органической целостностью и неразложимый на составляющие его компоненты.

В отличие от других сфер и форм общественного сознания и деятельности искусство удовлетворяет важнейшую человеческую потребность - восприятие. Оно включает в себя как бы в снятом виде все формы социальной деятельности и сфера его воздействия на жизнь и развитие человека становиться безграничной [5].

В процессе художественной деятельности человек, приобретает новые знания и при этом формирует определенную систему духовно-нравственных ориентиров. Чтобы приобщиться к художественным практикам автор и реципиент должны обладать ярко выраженных специфических способностей. В первую очередь, это сильно развитое образное мышление, воображение, фантазия, а также высокий уровень эмпатии (сопереживания).

Кроме того, в отдельных видах искусства требуются отдельные способности. Так, например, в музыкальных практиках это музыкальный слух и чувство ритма, в изобразительном искусстве - зрительная память, в театральных практиках и кинематографе - способность к перевоплощению, в

литературных практиках - способность к созданию новых персонажей, формированию разнообразных образов и характеров [3].

При взаимодействии с различными художественными практиками человек, получает новые знания об окружающем мире и формирует определенные образцы поведения. Полученные знания позволяют по-новому взглянуть на окружающий мир и становятся источником дальнейшего духовного преображения человека [2].

Художественные практики могут стать эффективным инструментом эстетического образования и воспитания личности, так как они оказывают значительную помощь в формировании оценочных суждений в процессе познания человеком явлений действительности, в которых отражаются явления всех сфер общественной жизни, а также разнообразные отношения к ним людей.

Художественная деятельность способствует формированию духовного облика человека потому что:

- требует наличия специальных способностей, как у автора, так и у реципиента;

- включает в себя элементы познавательной, преобразующей, ценностно-ориентированной и коммуникативной деятельности;

- отражает скрытый смысл, заложенный автором в арт-объект который пытается раскрыть реципиент.

Таким образом, смысл художественных практик в современном эстетическом образовании заключается в формировании:

- представления о различных направлениях художественной деятельности;

- многообразия точек зрения и взглядов на окружающий мир;

- способности к восприятию объектов и явлений окружающего мира без субъективного интереса;

- собственной картины мира и системы ценностно-нравственных ориентиров;

- способности к образному мышлению и его дальнейшему развитию;

- навыков взаимодействия с окружающим социумом;

- представления о системе общественных норм и правил поведения;

- душевно-духовных установок в отношении других людей, семьи, народа и государства.

Приобщение индивида к художественным практикам осуществляется в зависимости от выбранного им вида художественной деятельности. Наиболее эффективно данный процесс может проходить в:

- живописи (посещение мастерских художников, музеев, выставок и биеннале);

- архитектуре (посещение усадеб, экскурсии по старинным городам);

- литературе (чтение классической литературы, встречи с писателями);

- кинематографе (просмотр и обсуждение художественных фильмов);

- театральной деятельности (посещение театров, участие в спектаклях);

- в виртуальной реальности (виртуальные экскурсии и выставки).

Литература

1. Гартман, Н. Н. Эстетика [Текст]: учебное пособие / Н. Н. Гартман. Киев: Ника-Центр, 2004. 268 с.

2. Назаров, В. Н. Прикладная этика [Текст]: учебное пособие / В. Н. Назаров. М. : Гардарики, 2003. 382 с.

3. Назарова, М. Г. Эстетическое образование как освоение эстетической культуры [Текст] : дис. ... канд. филос. наук : 09. 00. 04 / Назарова Марина Григорьевна. М., 2001. 225 с.

4. Эстетика [Текст] : словарь / под ред. А. А. Беляева. М. : Политиздат, 2012. 486 с.

5. Эстетическое и художественное образование [Текст] / сост. Е. В. Орлова. М. : Гардарики, 2008. 569 с.

Bibliography

1. Hartmann, N. N. Estetika [Aesthetics] [Text]: teaching aid / N. N. Hartmann. Kiev: Nika-Tsentr, 2004. 268 p.

2. Nazarov, V. N.Prikladnaya etika [Applied ethics] [Text]: teaching aid / V. N. Nazarov. Moscow: Gardariki, 2003. 382 p.

3. Nazarova, M. G. Esteticheskoye obrazovaniye kak osvoyeniye esteticheskoy kul'tury [Aesthetic education as assimilation of aesthetic culture] [Text]: dis. ... kand. filos. nauk: [Cand. Dis. ... Cand. Philos. Sciences] 09. 00. 04 /Nazarova Marina Grigor'yevna. Moscow, 2001. 225 p.

4. Estetika [Aesthetics] [Text]: vocabulary / ed. by A. A. Belyaev. Moscow: Politizdat, 2012. 486 p.

5. Esteticheskoye i khudozhestvennoye obrazovaniye [Aesthetic and artistic education] [Text] / comp. by Е. V. Orlova. Moscow: Gardariki, 2008. 569 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.