Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ КЫРГЫЗСТАНА В XIX - НАЧ. XX ВВ'

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ КЫРГЫЗСТАНА В XIX - НАЧ. XX ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
385
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЫРГЫЗСТАН / ИСТОРИЯ / АКЫНЫ-ПИСЬМЕННИКИ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПИСЬМЕННЫЙ ИСТОЧНИК / ПИСЬМЕННАЯ КУЛЬТУРА / КОКАНДСКОЕ ХАНСТВО / ЦАРСКАЯ РОССИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карыева А.К.

В исследовании основное внимание уделено научному исследованию литературного наследия Молдо Нияза, Молдо Кылыча, Алдаш Молдо, Тоголок Молдо (Байымбет Абдрахманов) и других известных акынов-письменников, авторов художественных письменных источников по истории кыргызского народа XIX века. Автор, отмечая, что акыны-письменники были грамотными передовыми мыслителями и просветителями своего времени, глубоко понимали чаяния и цели народа, умели анализировать эпоху, в которой жили, делает вывод, что при объективной научной оценке истории кыргызского народа в указанную эпоху следует использовать их труды как художественный исторический источник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC WRITTEN SOURCES ON THE HISTORY OF KYRGYZSTAN IN THE XIX - EARLY XX CENTURIES

The study focuses on the scientific study of the literary heritage of Moldo Niyaz, Moldo Kylych, Aldash Moldo, Togolok Moldo (Bayymbet Abdrakhmanov) and other well-known scribes, authors of literary written sources on the history of the Kyrgyz people of the 19th century. The author, noting that the akyns-writers were competent advanced thinkers and educators of their time, deeply understood the aspirations and goals of the people, were able to analyze the era in which they lived, concludes that in an objective scientific assessment of the history of the Kyrgyz people in this era, their works should be used as an artistic historical source.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ КЫРГЫЗСТАНА В XIX - НАЧ. XX ВВ»

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ КЫРГЫЗСТАНА В XIX - нач. XX вв.

А.К. Карыева, д-р ист. наук, профессор

Кыргызский государственный технический университет имени И. Раззакова (Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-3-1-28-31

Аннотация. В исследовании основное внимание уделено научному исследованию литературного наследия Молдо Нияза, Молдо Кылыча, Алдаш Молдо, Тоголок Молдо (Байымбет Абдрахманов) и других известных акынов-письменников, авторов художественных письменных источников по истории кыргызского народа XIX века. Автор, отмечая, что акыны-письменники были грамотными передовыми мыслителями и просветителями своего времени, глубоко понимали чаяния и цели народа, умели анализировать эпоху, в которой жили, делает вывод, что при объективной научной оценке истории кыргызского народа в указанную эпоху следует использовать их труды как художественный исторический источник.

Ключевые слова: Кыргызстан, история, акыны-письменники, художественный письменный источник, письменная культура, Кокандское ханство, царская Россия.

С тех пор, как Кыргызстан стал самостоятельным независимым государством, разностороннее исследование истории, культуры, языка и литературы нашего народа стало важной проблемой. Нельзя отрицать, что в советский период, когда историческая наука была достаточно развита, некоторые ее проблемы рассматривались односторонне на основе партийной идеологии. Литературное наследие ряда поэтов, таких как Молдо Нияз, Молдо Кы-лыч, Нурмолдо, Алдаш Молдо, Тоголок Молдо, Ысака Шайбекова, Абылкасыма Жутакеева, Токтораалы Талканбаева, живших в XIX - начале ХХ вв. и записывавших увиденные своими глазами события в виде стихов, не было объективно оценено в советской и кыргызской историографии.

Произведения большинства акынов, описывающих исторические реалии своего времени, в советской историографии подвергались либо давлению властей (Молдо Кылыч), либо намеренно были оставлены в тени (Молдо Нияз, Нурмолдо, Алдаш Молдо), либо не были широко исследованы их исторические взгляды (Тоголок Молдо, Ы.Шайбеков, А.Жутакеев, Т.Талканбаев и др.). Даже в ряду «замани-стов» произведения Молдо Кылыча подвергались критике как «антиисторические,

антирелигиозные и антинародные взгляды... В своих произведениях они отразили свое негативное отношение к факту добровольного вхождения Кыргызстана в состав России» и акыны-заманисты обвинялись в препятствовании сближению кыргызского русского рабочего класса» [1, с. 17].

Единственной причиной предвзятой оценки литературного наследия письмен-ников советского периода была связана с оценкой произведений акынов-заманистов. Вместо того, чтобы издавать произведения известных кыргызскому народу акынов-заманистов Калыгула, Арстанбека, Молдо Кылыча, их на протяжении десятилетий жестко критиковали как реакционных акынов и насильственно убирали их труды с книжных полок читателей. Негативное отношение к произведениям заманистов отрицательно сказывалось на изучении и исследовании произведений акынов-письменников, которые были их современниками.

Акыны-письменники были ведущими мыслителями и грамотными людьми своего времени, поэтому они реалистично отражали чаяния, печаль и исторические события своей эпохи, в котором они жили. Мнение академика Б. М. Юнусалиева в статье «Отражение диалектных особенно-

стей в санатах Молдо Нияза» бесспорно относится и к произведениям акынов-письменников: «...его сочинения, пока еще единственное высказывание представителя народа о современных ему исторических и политических событиях, должны привлечь внимание не только литературоведов, но и историков» [2, с. 50].

Жизненный и творческий путь акынов XIX - нач. XX вв. соответствует истории кыргызского народа, относящейся к XIX и началу XX вв., сначала к периоду Коканд-ского ханства, затем с середины XIX века - к процессу вхождения в состав царской России и установлению господства колониальной власти русского правительства. Возможно, именно поэтому в их произведениях в основном освещаются общественно-политические темы. В литературном наследии акынов-письменников широко встречаются стихотворные строки, имеющие историческое значение, отражающие изменения феодально-родовых отношений второй половины XIX в., участие вождей племен, правящей верхушки в новых общественных структурах, тревожное восприятие народом новых явлений, происходящих в обществе.

Кыргызский народ с древних времен уважал и высоко ценил искусство художественного слова. Яркими представителями искусства художественного слова являются акыны-импровизаторы, жомокчу, ма-насчы и др., отличающиеся по жанру произведений, исполнительскими особенностями. На рубеже веков поэтическое искусство пройдя испытание временем претерпевает изменения. Начиная с XIX века появились акыны-письменники, которые развивали свое творчество в форме письма (в арабской графике) в отличие от традиционного поэтического искусства. Среди народа они также известны под именем «Молдо». Во-первых, кыргызы с самого начала почитали грамотных людей называя их «молдо» и «молдоке». Во-вторых, «молдо» грамотой овладевали на основе арабской графики. В более поздних советских исследованиях ученые-исследователи, учитывая их преимущества в поэтическом искусстве, выделяли их как «акынов-письменников». Так, в истории

кыргызской литературы их называли акы-нами-письменниками.

Акыны-письменники Молдо Нияз (1823-1896), Молдо Кылыч Шамыркан уу-лу (1868-1917), Нурмолдо (1823-1920), Алдаш Молдо (1876-1930, Тоголок Молдо (1866-1942), Ысак Шайбеков (1880-1957), Абылкасым Жутакеев (1888-1933), Токто-раалы Талканбаев (1869-1944) и др., ставшие основоположниками кыргызской письменной литературы, записали в стихотворной форме увиденные ими события Х1Х и начала ХХ вв.

Несомненно, использование бесценных трудов акынов-письменников в качестве исторического источника при исследовании истории нашего народа в указанную эпоху, его анализ в сочетании с другими научными трудами, будет способствовать объективному исследованию нашей истории и уточнению ее «белых страниц». Использование литературного наследия акы-нов-письменников в качестве исторического источника, отражающего общественно-политическое, социально-экономическое и культурное положение Кыргызстана в Х1Х и нач. ХХ вв., является одной из актуальных проблем общественной науки нашего суверенного государства.

Произведения акынов-письменников, живших в XIX и нач. XX вв., до сих пор не являются объектом самостоятельного исследования в исторической науке. Однако в 20-е и 30-е годы прошлого века литераторы собирали их произведения и в определенной степени исследовали их. Из трудов акынов-письменников до Октябрьской революции была издана только «Кысаи Зилзала» Молдо Кылыча.

Этот труд ценен как первое художественное произведение в истории кыргызского народа, вышедшее отдельной книгой. Просветитель Эшеналы Арабаев придавал большое значение произведениям Молдо Кылыча, а также был одним из первых, кто пытался донести их до широких слоев населения: «Кап, сени! Кудай таала бизди жарык дYЙнeгe чыгарса Кы-лычтын «Зар заманын» бастырсам калкы-ма тартсам» (букв. Эх, тебя! Если Всевышний выведет нас на свет, я издал бы «Зар

заман» Молдо Кылыча и распространил бы среди народа») [3, с. 207].

В годы независимости литературное наследие акынов-письменников наряду с другими историческими источниками стало рассматриваться в научных исследованиях как художественно-исторический письменный источник. Также были опубликованы произведения Молдо Кылыча, Молдо Нияза, Нурмолдо, Алдаш Молдо Жээнике уулу, которые ранее были подвергнуты критике как «реакционные», «националистические», «религиозные» и запрещены к печати.

При исследовании истории Кыргызстана периода Коконского ханства и Российской империи постсоветское время наряду с другими историческими источниками стали использоваться и произведения акы-нов-письменников.

При исследовании истории Кыргызстана периода Кокандского ханства и Российской империи наряду с другими историческими источниками стали использоваться и произведения акынов-письменников.

Так, доктор исторических наук Т. Н. Омурбеков при исследовании истории Кыргызстана использовал в качестве исторического источника отрывок из сана-та Молдо Нияза, описывающего подвиг Алымкула аталыка [4, с. 230-232]. В своем исследовании истории социально-экономического и политического развития Кыргызстана во второй половине XIX-начале ХХ вв. Ж. Ж. Жакыпбеков остановился на степени разработанности проблемы произведений акынов-письменников наряду с акынами-заманистами [5].

Несмотря на то, что произведения акы-нов-письменников-демократов широко представлены в исследованиях советского периода, некоторые из их произведений, в особенности стихи «заманистов», были забыты и не дошли до своих читателей. Так, при исследовании материалов о жизни и творчестве Тоголок Молдо мы обнаружили, что практически ни один ученый не обратил внимания на эти рукописи акына. М. И. Богданова, Т. Саманчин и др. говорили поверхностно об этих стихах

акына, и не говорили о произведении, его содержании, и они не вошли в сборники опубликованных произведений. В 4-м томе семитомной «Истории кыргызской литературы», изданном в 2002 году, упоминаются поэмы «Зар заман» и «Эркин-дик» [6].

В исследовании доктора исторических наук А. К. Карыевой [7], рассматривавшей произведения акынов-письменников конца Х1Х-нач. XX вв. как исторический источник, был проведен исторический анализ и дана объективная оценка произведениям акынов-письменников, которые ранее не получили должной оценки в советской историографии. Автор отмечает, что произведения акынов-письменников, дающие точные и правильные сведения об исторических событиях, приведшие к общественно-политическим изменениям в колониальный период, подтверждают и дополняют информацию официальных исторических источников.

Акыны-письменники XIX - начала ХХ вв. заложили основу кыргызской письменной литературы и внесли большой вклад в развитие культуры указанной эпохи и подъем общественного сознания кыргызского народа. Они создавали непреходящие произведения, опираясь на богатые образцы устной народной литературы, сформировавшиеся из глубины веков. Как передовые люди своего времени они открывали школы, стремясь развивать грамотность кыргызских кочевников. В своих бесценных произведениях они творчески и художественно отражали процесс развития и изменения кыргызского общества, а их стихи, повествующие о необходимости науки и образования, распространялись среди широких слоев населения. Богатейшее наследие акынов-письменников является не только основным источником исследования истории Кыргызстана, но и играет большую роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Также факты, искаженные или не вошедшие в официальные исторические источники, дают возможность прояснить «белые страницы» истории.

Библиографические науки

1. История Киргизской ССР с древнейших времен до наших дней в пяти томах. Т. 2. -Фрунзе: Кыргызстан, 1986. - 480 с.

2. Юнусалиев Б.М. Отражение диалектных особенностей в санатах Молдо Нияза / Тюркологические исследования. - Фрунзе: Илим, 1970. - 262 с.

3. Молдо Кылыч. Казалдар / тYЗ. О.Сооронов. - Фрунзе: Адабият, 1991. - 254 б.

4. 0мYрбеков Т.Н. Улуу инсандардын Кыргызстандын тарыхындагы ролу жана орду (XIX кылымдын ортосу - ХХ кылымдын башы). - Бишкек: Бийиктик, 2003. - 288 б.

5. Жакыпбеков Ж. Социально-экономическое и политические развитие Кыргызстана во второй половине ХЕХ - начала ХХ веков: Историография проблемы. - Бишкек: тип. КНУ, 2003. - 287 с.

6. Богданова М.И. Кыргыз адабиятынын очерктери / М. И. Богданова, О. Жакишев, Т. Саманчин, К. А. Рахматуллин. - Фрунзе: Киргосиздат, 1943. - 279 б.

7. Карыева А.К. Жазгыч-акындар жана кыргыз тарыхы (XIX к. - XX к. башы.). - Бишкек: «Maxprint». - 2011. - 168 б.

ARTISTIC WRITTEN SOURCES ON THE HISTORY OF KYRGYZSTAN IN THE XIX

- EARLY XX CENTURIES

A.K. Karyeva, Doctor of Historical Sciences, Professor Kyrgyz State Technical University named after I. Razzakov (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. The study focuses on the scientific study of the literary heritage of Moldo Niyaz, Moldo Kylych, Aldash Moldo, TogolokMoldo (Bayymbet Abdrakhmanov) and other well-known scribes, authors of literary written sources on the history of the Kyrgyz people of the 19th century. The author, noting that the akyns-writers were competent advanced thinkers and educators of their time, deeply understood the aspirations and goals of the people, were able to analyze the era in which they lived, concludes that in an objective scientific assessment of the history of the Kyrgyz people in this era, their works should be used as an artistic historical source.

Keywords: Kyrgyzstan, history, writing akyns, artistic written source, written culture, Kokand Khanate, Tsarist Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.