4
ART / «ШУУЮШУМ-ЛШГМак» #1№98), 2021
ART
УДК 745/749
Назакет Ахмедова Диссертант Азербайджанского Государственного Университета Культуры и Искусства DOI: 10.24412/2520-6990-2021-1198-4-7 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗЦОВ ОДЕЖДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЮРКСКИХ
НАРОДОВ
Nazakat Ahmadova
Azerbaijan State University of Culture and Arts
ARTISTIC FEATURES OF CLOTHING SAMPLES OF MODERN TURKIC PEOPLES
Аннотация.
Как известно, одежда является одним из основных элементов этнографической идентичности. Она также отражает эстетическое мировоззрение, традиции, одним словом, образ жизни того или иного народа. В статье исследуется одежда древних тюрков, а также ведется параллель с современной одеждой этих народов, выявляются схожие и различные черты. Автор исследует национальные костюмы таких тюркских народов, как азербайджанцы, турки, туркмены, татары, казахи, узбеки, уйгуры и т.д.
Abstract.
As it is known clothing is one of the main elements of ethnographic identity. It also reflects the aesthetic worldview, traditions, in one word, the way of life of this or that people. In the article the clothes of the ancient Turks and parallel with the modern clothing of these peoples are also carried out, similar and different features are identified. The author examines the national costumes of Turkic peoples such as Azerbaijanis, Turks, Turk-mens, Tatars, Kazakhs, Uzbeks, Uyghurs and so on.
Ключевые слова: одежда, тюрки, головной убор, огузы, кипчаки, уйгуры
Keywords: clothing, Turks, headdress, Oghuz, Kipchaks, Uyghurs
Введение. Тюркские народы, со своей великой пятитысячелетней историей относятся к числу народов, внесших огромный вклад в мировую культуру. Древние поселения, курганы, фрески, скульптуры и рельефы,украшения из металла, пластики, золота и серебра, со вкусом декорированное оружие, древнейшие ковры и другие материальные и культурные артефакты были найдены на территориях, населенных тюрками. Эти археологические материалы, наскальные рисунки, тамги (печати), многочисленные символы и предметы поклонения доказывают, что тюрки являются одними из древнейших и наиболее культурных народов мира.
Первой родиной тюрок является Идыл-Ураль-ский регион, откуда в ГУ-Ш тысячелетиях до н.э. они распространились на многие регионы Азии и Европы. Существовавшие в этой географии степи, леса и реки очень подходили для охоты и рыбалки. Обилие месторождений не только привело к экономическому росту, но и создало условия для развития художественного металла и пластических искусств.
Для сохранения своего существования, тюрки вынуждены были мигрировать, и издревле были рассеяны по разным частям мира. Это одна из главных черт, которая отличает их от других народов мира. Поиски новых поселений и благоприятного климата были основными причинами этих миграций. Практически на каждом этапе истории тюркские государства можно увидеть во многих геогра-
фических территориях. Но эти расселения и разветвления также создают некоторые проблемы для исследователей. Несмотря на это большинство тюркских племен и разветвлений сохранили свою принадлежность, не слились с другими народами и получили разные названия.
Можно сказать, что тюркские племена, сохранившие свое существование до наших дней, все же поселились на своих исконных землях и создали свое богатое материальное и духовное наследие [1]. Эти огромные бескрайние территории простирались от Дальнего Востока до Волги, великих сибирских степей, Алтайских земель, северных берегов Черного моря, Поволжья, Балкан, Южного и Северного Кавказа, Средней Азии, Китая, Центральной Азии, Малой и Средней Азия.
С давних времен тюрками называли алтайские народы. В 552 г. первым официальным названием государства стал Гейтуркский каганат. После этого тюркоязычные народы также назывались тюрками. Слово Тюрк означает сильный, мощный.
Следует также отметить, что история тюрков долгое время фальсифицировалась, и многие известные тюркские народы были описаны как персидские по происхождению. Изучение персидскими исследователями языка и культуры до гуннских тюрков - т.е. скифов, саков, сарматов, массагетов, аланов, кушанов и др. положило начало некоторым этногенетическим теориям, в результате чего археологическая культура Алтая, Урала,
«шушетим-лшигмау» 20т / лят
5
Средней Азии и Северного Кавказа была отнесена к иранскому этносу [2, с.24].
Культура курганов занимает важное место у тюрских народов. Большой интерес представляют найденные в курганах артефакты и свидетельства погребальных традиций тюрков. Могилу покрывали тростником, травой и войлоком, а мертвых хоронили вместе с лошадьми. Жить в войлочных палатках, есть конину и пить кумыс - одна из характерных этнографических черт тюрков. Чатал-Хуюк, Хаджилар, Анау, Намазгях, Кельтеминар, Пазырыг, Андронова - самые известные из великих культур, существовавших на территориях, населенных тюрками.
До андроновской культуры орхоно-енисейские памятники считались древнейшей тюркской культурой. Однако серебрянная чаша, найденной с многочисленными золотыми изделиями в кургане Есик, на которой выгравированы слова «Сын хана умер в возрасте 23 лет. Пусть будет в здравии народ Есика!» имеет 25 вековую историю. То есть в результате экспертизы надписей было определено, что его история восходит к У-ГУ векам до н.э.
Культура Чатал-Хуюк, открытая британским археологом Джеймсом Меллартом в 1958 году в Турции, в городе Конья, является одним из двух старейших известных городов мира и насчитывает 9000 лет истории. На свою внешность обращали внимание чатал-хуюки, украшавшие свои дома картинами, впервые в древнем мире наряду с украшениями использовали косметику и зеркала. Обнаруженные при раскопках ящики с пудрой, порошком, краской и обсидиановые зеркала - яркое тому подтверждение.
Огузская ветвь играет особую роль в формировании тюркского народа. Их отличает от других ветвей героизм, этнографическая идентичность и богатая культура. Это единственная тюркская ветвь, которая не была захвачена монголами. Нашествие тюркских ветвей уйгуров, кипчаков и карлу-гов со стороны монголов привело к их смешению с монголами. Сегодня подавляющее большинство тюрков, проживающих в Средней Азии, являются народами тюрко-монгольского происхождения [3, с.16].
Огуз - состоит из сочетания слов «ок» и «уз». По словам известного венгерского ученого Я.Не-мета, «ок» - это племя, а <«» - показатель множественного числа. То есть огуз - означает племена [3, с.29]. Это название впервые было известно из енисейских надписей. Огузы состояли из 24 племен.
Огузы Сырдарьи, как сильнейший народ, сыграли важную роль в мировой истории. Сельджукская и Оттоманская империи были великими империями, сформированными этим народом [4, с.56]. После обращения в ислам огузы получили название туркмен. Огузы, которых с XI века называют туркменами, являются предками тюркских народов, проживающих в Турции, Азербайджане, Туркменистане, на Балканах, в Иране и Ираке.
Как отмечается в книге «Огузы (туркмены)» известного турецкого исследователя-историка Фа-рука Сумера, в середине первой половины X века
было пять тюркских ветвей. Это были огузы, кар-луки, уйгуры, кимеки и киргизы [3, с.50].
Уйгурская ветвь состояла из десяти племен и отличалась от огузов. Уйгуры правили орхонскими степями в течение столетия, затем были вытеснены киргизами и переселились в Китай, где некоторые были взяты в плен.
Слово уйгур означает союзник. Первым хага-ном уйгуров был Кутлук Бильге Гюль. Известные литературные образцы тюркского мира - «Дивани-лугатит-тюрк» Махмуда Кашгари и «Кутагду-би-лиг» были написаны на этом тюркском языке. Уйгурские миниатюры, а также фрески для храмов оказали влияние на изобразительное искусство всего тюркского мира. Можно сказать, что именно благодаря этим книгам и настенным росписям рас-кры вается образ тюрка, его образ жизни, одежда, традиции и т.д.
Другая ветвь - кипчаки отделились в IX веке, переселились на запад и стали соседями огузов с севера. Булгарские тюрки обратились в христианство и ассимилировались среди славян. После прихода гуннов на берега Черного моря они смешались с тюркскими народами, и новое сообщество было названо булгарами. Слово булгар - также означает смешивать. Особенно это касается булгар, живущих вокруг Дуная. Тех, кто поселился вокруг Волги, называли татарами, они сохранили свою тюркскую идентичность. Сохранился также шаманизм - традиционная религия булгарских народов, принявших христианство. У них соблюдаются и чтятся семейные традиции, религиозные обряды и праздники. Также сохранились национальные костюмы. В целом алтайские тюрки - это народ, лучше всего сохранивший древнетюркский дух.
Хотя в современном мире насчитывается более двухсот пятидесяти миллионов тюрков, наиболее независимыми государствами являются Турция, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан. Другие тюркские общины сохраняют свое существование в форме культурной автономии. В составе Российской Федерации статус государства получили Татарстан, Башкортостан и Якутия, а как автономии существуют Тува, Алтай, Хакасия и Чувашия. Подавляющее большинство гагаузов поселились в автономной области Гагаузия в Молдове.
Огузы - Турецкие тюрки, азербайджанцы, туркмены, татары, гагаузы, кипчаки - башкиры, казахи, каракалпаки, карачаи, кумуки, киргизы, но-гаи, булгары - якуты, чуваши, карлуги - узбеки, уйгуры - все это тюркские народы. Кроме гагаузов, якутов (саха) и чувашей, исповедующие христианство, другие тюркоязычные народы поклоняются исламу.
Одежда, являющаяся одним из основных элементов этнографической идентичности, отражает эстетическое мировоззрение, традиции, одним словом, образ жизни людей. Если мы посмотрим на все описательные материалы с древних времен, мы увидим, что в древности женская и мужская одежда сильно не отличались. Женская одежда отличалась от одежды противоположного пола длиной юбок. И
6
лят / «шууюшим-лшгмау» #тш, 2021
одним из самых интересных моментов является то, что одежда древних тюрков была очень близка по форме современной культурной одежде.
Об одежде тюрков складывается определенное мнение, огласно огузским дастанам-эпосам. В эпо-сах одежда называется дон - платье. Древние тюрки называли одежду дон, а одежду делили на верхнюю и нижнюю. Эту одежду называли ^ don//ич дон -«нижнее платье», дб1 don//чол дон - «верхнее платье». Опять же, согласно эпосам, известно, что тюрки носили кбупэк//рубашки. Одежда огузов была преимущественно шерстяной и войлочной. Вбгк//папаха была столь же распространена, как головной убор почти у всех тюркских народов. Этимологически это слово означает - покрывать.
Огузы обувь называли эdik//адик и soqman//согман. Хотя форма soqman//согман не очень хорошо известна, считается, что у нее был острый нос и отсутствовал каблук. Такую обувь носили тюрки (особенно анатолийские) на протяжении многих веков.
У каждого тюркского народа существуют свои национальные костюмы, которые выражают эстетическое мировоззрение, они имеют свои, как схожие, так и разные черты. В Турции преобладает одежда сельджукской и оттоманской эпох. Мужская одежда включает кбупэк//рубашки, §а^аг//брюки, gбdэkcэ//куртки и qur§aq//повязки-ремни. В качестве головного убора можно упомянуть fэs//феска, да1та//чалма и sang//тюрбаны. Традиционная женская одежда состоит из широкой рубашки, широких брюк и широкой юбки.
Традиционной одеждой азербайджанских тюрок можно назвать кбупэк//рубашки, §a1var//брюки, arxa1lq//архалык, Quxa//чуху и papag/папаху как головной убор. Женщины, в свою очередь, носили рубашки, свободные брюки из нежной ткани, arxa1lq//архалык, и широкие юбки. Как головной убор они носили келагаи, а также ободки и ожерелья из драгоценных камней и металла.
Одежда казахского и киргизского народов похожа. На мужчинах были рубашки, штаны, бешмет (платья до колен с прямыми воротниками и узкими плечами) и кожаные ремни. В качестве головного убора стала популярна Ьбгк//шапка из меха, timak//шапка, доходящая до плеча. На женщинах были длинные платья, брюки и куртки. Саукеле -являются их свадебными платьями.
Одежда туркменских мужчин состояла из рубашек, брюк и архалуков, а их головные уборы -1э1рэк//шапка из овчинной шкуры, надеваемый поверх 1экуэ//такя. Женщины носили длинные платья и большие шерстяные или шелковые шали. Девочки носили разные головные уборы. Они покрывали голову с taxya//тахья, украшенные монетами.
Женская и мужская татарская одежда включает рубашку, брюки, камзол и бешмет. Мужчины носят головные уборы, называемые ШЬэ1эу//тюбе-тейка, кэ1эри§//келепуш. Зимой на них надевают папаху Ьигек//бюрек. Женские головные уборы включают бархатный ka1fak//калпак, посеребренную шляпу, называемую ka§pau//кашпау, шали tastar//тастар и tuqэrэk//тюгерек.
Штаны, рубашка, халат, овчина с длинными рукавами, кожаные сапоги - это одежда алтайских турок. Внешний вид башкирских мужчин состоит из широких штанов, рубахи и халата, а головной убор состоит из araqgш// арагчина. Женщины носили длинные одежды, называемые gэ1dэk//келдек, и покрывались калагаи, называемый ka§may//каш-май. Головные уборы девочек были в основном 1экуэ//такья, украшенные монетами.
Мужская одежда уйгуров состояла из рубашек, брюк, халатов, архалыка, арагчина и кожаной обуви, а женщины носили длинные платья без рукавов среднеазиатского типа. Еще один тюркский народ, отличающийся традиционной одеждой, - чуваши. Широкие брюки ует//йэм, рубашки кере//кепе, верхняя одежда §upar//шупар и кегек//керек - пальто из меха - главные атрибуты мужчин. К женским головным уборам относятся головные уборы, украшенные монетами хи§ри//хушпу и tuxya//тухья.
Поскольку одежда как живой организм имеет тенденцию меняться, тюркские народы участвовали в модернизации мира на протяжении всего своего материального и духовного развития, и их внешний вид приобрел современный вид. При этом национальные традиции не забыты и являются одним из ключевых элементов при формировании более креативной концепции одежды.
Как уже отмечалось, национальная одежда -важный показатель этнической и культурной самобытности. Переданный через представленный костюм этот яркий культурный атрибут - уникальный визуальный образ людей - формирует имидж страны в мире.
При создании и дизайне этнических костюмов используются такие методы, как трансформация, эстетическая и художественная стилистика. Текущий процесс глобализации демонстрирует большой интерес к культурной самобытности. Костюм -это материальная оболочка, связывающая человека с окружающей средой и окружающим миром, это особый переход. Он кодирует сложную и базовую информацию о мировоззрении человека.
Таким образом, традиционный этнический костюм является ключевым элементом культуры, который помогает сохранить национальную идентичность и укрепить духовную связь между поколениями. Этнический костюм, который ассоциируется с современными тенденциями мировой моды, является богатым источником идей для оформления коллекций современной одежды. Модельеры, создающие традиционную этническую одежду предыдущих поколений, также создают новые коллекции, содержащие все богатство этнического образа.
Сегодня модельеры, работающие во многих тюркских странах, используют традиционные элементы в своих коллекциях современной одежды, создавая национальные традиции одежды, не забывая при этом о материальном наследии прошлого. Созданная ими одежда успешно представлена на международных модных выставках и демонстрациях, благодаря чему самые яркие, прогрессивные
«шушетим-лшигмау» #шт), тт / ART
7
элементы великой тюркской культуры успешно представлены за рубежом.
Тот факт, что изучение этнических элементов в творчестве современных тюркских модельеров до сих пор не было предметом каких-либо исследований, подчеркивает необходимость изучения проблемы в этом контексте. Потому что сохранение национальной идентичности в эпоху глобализации и ускорения культурной интеграции является одним из главных условий, а эта проблема - одним из важнейших вопросов исследования.
В моде второй половины XX в. и XXI века различные стили сыграли важную роль в создании современных костюмов, среди которых выделяется фольклорный стиль. Он развился в основном за счет пересмотра традиций народной одежды. Одним из основных потребителей этого направления является молодежь, которая составляет особую социальную категорию со своими ценностями, организациями и субкультурами. Молодежная мода -один из основных инструментов в создании новых интересных образов, смелых фасонов. Важную роль играют народные традиции и народный костюм, являющиеся одним из наиболее продуктивных источников возникновения новых форм, оригинальных декоративных стилей.
Этническая мода в костюме - вестиментарная форма культурного творчества профессионалов, для которой характерно использование традиционных материалов, а также этнических мотивов, переосмысление и интерпретация, ведущие к созданию новых этнических образов. Народные промыслы и ремесла, как часть национальной и мировой художественной культуры, которая веками обогащала опыт коллективного творчества, привлекала мудрость и талант многих поколений, открывают широкие рамки для творчества и развития студентов, стабилизируя и обогащая их жизнь духовно [5, с. 77].
Исследование этнических костюмов разных народов и богатство их красок, художественная выразительность образов, декоративные особенности и т.д. являются основой дизайнерского творчества. В мире моды к «этническим» традициям обрати-
лись с 1920-х годов. Различные элементы народного костюма стали источником вдохновения для художников и дизайнеров. Народная одежда это -натуральные ткани, кружево ручной работы, трикотаж, вышивка, изделия из кожи и различные аксессуары.
Заключение. Таким образом, национальный костюм должен быть ярчайшим детерминантом гражданства человека. Его стиль и образ формировались веками. Его основные характеристики зависели от природных и экономических условий, в которых жили люди, структуры домашних хозяйств и их производственных навыков. Этнические костюмы отражают художественные и эстетические идеалы народов, духовный мир народа. Традиционные праздничные наряды - непременный атрибут церемоний и праздничных гуляний.
Несмотря на то, что фольклорная стилистика в костюме не имела ведущего направления в 19801990 годах, она заняла свое место в моде. С конца ХХ века современные модели, основанные на национальных костюмах тюркских народов, демонстрируются на всемирно известных подиумах.
В конце ХХ века традиционная отрасль национального костюма значительно сузился до области празднества и сценической деятельности. При этом использовался оригинальный традиционный костюм или его обобщенные варианты (без деталей) либо использовалась стилизация с достаточно традиционными чертами для создания образа в костюме.
Список литературы
1. Араз Н. Древнетюркская женская одежда. Мир культуры. Анкара: 1980 (на турецком языке)
2. Лайпанов К.Т., Мизиев И.М. Корни тюркских народов. Стамбул: 2008 (на турецком языке)
3. Сумер Ф. Огузы (туркмены). Баку: 2013 (на азерб.языке)
4. Кафадар Ж. Женщины в сельджукском и оттоманском обществе. Стамбул,1993 (на турецком языке)
5. Нуржасарова М.А. Теоретические и методологические принципы проектирования современной одежды на основе традиционного казахского костюма. Алматы. 2005.