Научная статья на тему 'Художественные особенности императорских погребальных корон в России XVIII - начала XIX века'

Художественные особенности императорских погребальных корон в России XVIII - начала XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC
347
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Культура и искусство
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОГРЕБАЛЬНАЯ КОРОНА / ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ЦЕРЕМОНИАЛ / ИМПЕРАТОРСКИЙ ДВОР / РЕГАЛИИ / РОССИЙСКИЙ ИМПЕРАТОР / САМСОН ЛАРИОНОВ / ДУБЛОН / ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО / ИМПЕРАТОРСКАЯ КОРОНА / ПЬЕР ТЕРМЕН / DUBLON / SAMSON LARIONOV / RUSSIAN EMPEROR / REGALIA / IMPERIAL COURT / FUNERAL CEREMONY / FUNERAL CROWN / THE ART OF JEWELLERY / IMPERIAL CROWN / PIERRE THéREMIN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Быкова Юлия Игоревна

Объектом исследования являются императорские погребальные короны российских монархов и членов их семей XVIII начала XIX в. Целью исследования было выявить художественные особенности и провести анализ погребальных корон как произведений ювелирного искусства с учетом стилистического развития. Обращение к архивным документам позволило определить обстоятельства создания этих корон и имена мастеров, их изготовивших, место, которое они занимали в траурном церемониале, а также реконструировать внешний облик некоторых из них. В своей статье автор применил комплексный метод исследования (сочетание искусствоведческого и историко-культурного подхода), что позволило более многогранно рассмотреть основные научные проблемы. Автору статьи впервые удалось проанализировать художественный образ императорских погребальных корон, который трансформировался на протяжении XVIII-XIX вв. Это было связано и с изменением стилистических пристрастий в художественной культуре России, и со сменой придворных ювелиров, которые исполняли царский заказ. В ходе работы удалось установить стилистическую эволюцию венцов, когда от пышных, исполненных из разноцветных драгоценных камней, погребальных корон первой половины XVIII в. постепенно к началу XIX в. перешли к серебряным позолоченным венцам, которые лишь имитировали образ императорской короны своего покойного владельца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC FEAUTRES OF THE RUSSIAN IMPERIAL FUNERAL CROWNS IN THE XVIII - EARLY XIX CENTURY

The object of this research is the imperial funeral crowns of the Russian monarchy in the XVIII early XIX century. The goal consist in determination of the artistic patterns and analysis of funeral crowns as the jewelry works of art considering the stylistic development. Reference to archival documents allowed revealing the circumstances of creating these crowns and names of the masters, role they played in funeral ceremony, as well as reconstructing the exterior of some of them. The author is first to analyze the artistic image of the imperial funeral crowns that undergone transformation throughout the XVIII XIX century. It related to the shifts in stylistic preferences in the Russian artistic culture, as well as replacement of the court jewelers who executed the royal order. The author describes the stylistic evolution of funeral crowns from exuberant, made out of multicolor gemstones in the early XVIII, to silver gilded silver crowns that only imitated the image of imperial crown of their deceased holder.

Текст научной работы на тему «Художественные особенности императорских погребальных корон в России XVIII - начала XIX века»

Культура и искусство

Правильная ссылка на статью:

Быкова Ю.И. — Художественные особенности императорских погребальных корон в России XVIII - начала XIX века // Культура и искусство. - 2019. - № 9. - С. 28 - 46. DOI: 10.7256/2454-0625.2019.9.30726 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=30726

Художественные особенности императорских погребальных корон в России XVIII - начала XIX века

Быкова Юлия Игоревна

кандидат искусствоведения

научный сотрудник, ФГБУК "Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский

Кремль"

101000, Россия, Москва область, г. Москва, ул. Кремль, -

ЕЗ [email protected]

Статья из рубрики "Актуальный вопрос"

Аннотация.

Объектом исследования являются императорские погребальные короны российских монархов и членов их семей XVIII — начала XIX в. Целью исследования было выявить художественные особенности и провести анализ погребальных корон как произведений ювелирного искусства с учетом стилистического развития. Обращение к архивным документам позволило определить обстоятельства создания этих корон и имена мастеров, их изготовивших, место, которое они занимали в траурном церемониале, а также реконструировать внешний облик некоторых из них. В своей статье автор применил комплексный метод исследования (сочетание искусствоведческого и историко-культурного подхода), что позволило более многогранно рассмотреть основные научные проблемы. Автору статьи впервые удалось проанализировать художественный образ императорских погребальных корон, который трансформировался на протяжении XVIII-XIX вв. Это было связано и с изменением стилистических пристрастий в художественной культуре России, и со сменой придворных ювелиров, которые исполняли царский заказ. В ходе работы удалось установить стилистическую эволюцию венцов, когда от пышных, исполненных из разноцветных драгоценных камней, погребальных корон первой половины XVIII в. постепенно к началу XIX в. перешли к серебряным позолоченным венцам, которые лишь имитировали образ императорской короны своего покойного владельца.

Ключевые слова: погребальная корона, погребальный церемониал, императорский двор, регалии, российский император, Самсон Ларионов, Дублон, ювелирное искусство, императорская корона, Пьер Термен

DOI:

10.7256/2454-0625.2019.9.30726 Дата направления в редакцию:

09-09-2019

Дата рецензирования:

10-09-2019

Дата публикации:

02-10-2019

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 17-34-01066-ОГН.

Художественные особенности императорских погребальных корон в России XVIII

- начала XIX века

Тема императорских корон в России ХУШ-Х1Х вв. в целом и погребальных в частности в современной научной литературе практически не разработана. Во многом это связано с тем, что до наших дней сохранилось их крайне мало. Например, из погребальных корон лишь две — императрицы Елизаветы Алексеевны (1826) и императрицы Марии Федоровны (1828), хранящиеся сейчас в Музеях Московского Кремля. И хотя в последнее время стали появляться публикации, посвященные проблемам императорского погребального церемониала в России Нового времени, тема регалий в них освящена достаточно скудно. Однако обращение к архивным документам позволяет не только проследить место регалий в погребальном церемониале, но и понять, кем они были изготовлены, в каком художественном стиле и с использованием каких материалов. Эта информация дает возможность выявить художественную эволюцию траурных инсигний, многие из которых не дошли до наших дней.

В период Российской империи существовало три основных типа императорских корон: Большая, Малая и погребальная. Следует отметить, что в научной литературе термин «погребальная корона» зачастую используется достаточно широко. В траурном императорском церемониале были задействованы следующие венцы: драгоценные короны (в основном в первой половине XVIII в., позже — без камней), которые клались возле гроба; короны, которые возлагались на голову покойного (не всегда, в разное время и по отношению к разным персонам по-разному); «бутафорские», декоративные короны (зачастую украшали гроб или катафалк); «старые короны» (царские венцы, символизирующие завоеванные Российской империей царства: Казанское, Астраханское, Сибирское, позже — Таврическое, Грузинское и Польское). Последние венцы заслуживают отдельного исследования. В данной статье будут затронуты лишь проблемы, связанные с императорскими коронами, которые были специально созданы к конкретному печальному церемониалу и которые символизировали собой государственную власть покойного монарха или члена его семьи.

Целью исследования является выявление художественных особенностей императорских погребальных корон в России XVIII — начала XIX в. и анализ их как произведений ювелирного искусства с учетом стилистического развития. Для достижения обозначенной цели данного исследования автором был применен комплексный метод, основанный на сочетании искусствоведческого и историко-культурного подхода.

Тема погребальных императорских корон в отечественной научной литературе возникла сравнительно недавно, и в основном в контексте изучения траурного императорского

церемониала в России Нового времени 1421,1401,1391,1721,1711,1201,1411,1431,1461. При этом сами погребальные короны объектами исследования почти не становились. О создании некоторых из них в своих работах упоминают лишь такие исследователи, как Л. К. Кузнецова [69], С. Я. Коварская [ЖЪШШбЦ, а. И. Краевский 1МЫ651 Однако обращение в этих трудах к подобным регалиям носит скорее фрагментарный характер и во многом связано с выявлением имени их создателя.

Началом изучения нами данной проблемы стала статья «Регалии в погребальном церемониале дома Романовых в первой половине XVIII века», вышедшая в 2012 г. в научном сборнике «Петровское время в лицах — 2012. Труды Государственного

Эрмитажа» В ней в первую очередь рассматривалось место, которое занимали

короны в траурном церемониале, который только начал складываться при российском дворе в начале XVIII в.

Таким образом, до сих пор не существует как комплексного исследования, посвященного погребальным императорским коронам в XVIII в., так и работы, где бы эти короны рассматривались как объект ювелирного искусства, требующего искусствоведческого подхода. Подобная тематика в решении этой проблемы делает данное исследование крайне актуальным.

Как использовались регалии в царских похоронах допетровской Руси доподлинно не известно. Григорий Котошихин, описывая погребальный ритуал середины XVII в., пишет: «Царя измывают теплою водою, и возложа на него срачицу и порты и все царское одеяние, и корону положат во гроб» [63, с- 161. Однако, согласно придворному «чину» XVII в., в погребальной процессии инсигнии не участвовали, а перед телом несли гробовую крышку, обитую драгоценными тканями. Судя по современным археологическим исследованиям, с регалиями также не хоронили.

Первыми похоронами членов царской семьи в XVIII столетии было погребение в Вознесенском монастыре Московского Кремля тетки Петра I царевны Татьяны Михайловны в 1206 г., которое было совершено по старой русской традиции и, судя по «Чину погребения...», символы власти традиционно не использовались в этом печальном ритуале

Корона как материальный предмет в придворном российском церемониале Нового времени впервые относится к 1210 г., когда состоялось бракосочетание племянницы Петра I царевны Анны Иоанновны с герцогом Фридрихом Вильгельмом Курляндским. Это была одна из первых свадеб, сыгранных по новому образцу, поскольку новобрачные имели различное вероисповедание, и по инициативе царя свадьба была максимально приближена к протестантским традициям. Иностранные приглашенные на это торжество описывают наряд Анны Иоанновны так: датский посланник Юль Юст пишет, что невеста

была «с пышным венцом из драгоценных камней на непокрытой голове» [28, с 351, а Фридрих Христиан Вебер — что «на голове прекрасная бриллиантами унизанная

владельческая корона» [55, с. 1684-1685"|.

В погребальном же церемониале первое упоминание о короне восходит к похоронам царицы Марфы Матвеевны (вдовы царя Федора Алексеевича). Она умерла 31 декабря 1215 г., а была погребена в Петропавловском соборе 2 января 1216 г. По словам Ф. Х. Вебера, перед гробом царицы тайный советник П. А. Толстой нес «богатую корону, всю

усеянную драгоценными камнями» [55, с- 1342-13431. Еще один очевидец этих похорон, И.

Н. Зотов, в своем письме к архиерею пишет: «.несли корону и скипетр» .□Ш/12Щ.

На следующий год, при похоронах сестры царя Петра I царевны Натальи Алексеевны, которая умерла 18 июня 1716 г., а была похоронена лишь 17 ноября 1717 г., поскольку государь находился за границей и желал сам присутствовать на печальной церемонии, также использовалась корона. В официальном описании траурного шествия значится, что корону нес граф А. А. Матвеев вслед за гробом царевны I"37, л. 2-6 об., 7-8 об."|. Как выглядело шествие, можно увидеть на рисунке, хранящемся сейчас в Российской национальной библиотеке 13Ш/139]. Изображение короны там тоже есть, и при желании в нем можно угадать схематическое изображение именно «императорского» типа. Однако доподлинно, к какому типу относились вышеперечисленные короны, пока не известно.

Тема корон (и в частности императорской) в художественной культуре России Нового времени появляется довольно рано, еще в последней четверти XVII в. В изобразительном искусстве тип «цесарской» (т.е. императорской) короны в первую очередь возник в контексте изображения герба России. Стоит вспомнить, рисунки фейерверков и триумфальных ворот, гравюры, выполненные Леонтием Тарасевичем, Питером Пикартом, и многое другое.

Все изменилось 22 октября 1721 г., когда Петр I принял титул императора Всероссийского. Уже через неделю после этого события, 1 ноября, на свадьбе князя Репнина царица Екатерина Алексеевна блистала, по словам Ф. В. Берхгольца, «в

головном уборе, в котором сияла императорская корона» 144—с—236]. Это первое упоминание о венце «цесарского типа».

Таким образом, первое же погребение члена правящей династии после 1721 г. было разработано в контексте именно имперского церемониала. Ими стали похороны царицы Прасковьи Федоровны (вдовы царя Иоанна Алексеевича), умершей в 1723 г. Во многом структура и принципы церемонии, заложенные герольдмейстером графом Ф. М. Санти в этих похоронах, легли в основу будущих траурных погребений дома Романовых. Расширены они были в 1725 г., когда скончался Петр Великий.

К похоронам царицы Прасковьи Федоровны впервые была сооружена Печальная зала, ставшая с этого времени обязательным атрибутом царских похорон. Камер-юнкер Ф. В. Берхгольц пишет: «...провели нас в большую залу, где царица стояла в открытом гробу на катафалке (Castrum doloris), устроенном как парадная постель. .С правой стороны на красной бархатной подушке лежала царская корона, украшенная довольно богато драгоценными камнями и сделанная, сколько позволила краткость времени, довольно изящно» "45, с~ 159]. Еще более подробно описывается венец в документе, хранящемся в Государственном историческом музее ОАЪМШ. на «малом столе», укрытым алым бархатом, лежала на подушке (из такого же бархата) «императорская корона, учрежденная из алого бархату и многоценных алмазов ис росных дорогих камений» 121

л—2о6,]. Для нашего исследования крайне важно, что в этом очень подробном «Описании...», написанном русским автором, обозначено, что драгоценная корона была именно «императорская».

Кульминацией эволюции царского погребального церемониала первой четверти XVIII в. стали, несомненно, траурные торжества самого императора Петра I. Тело государя с 13 февраля 1725 г. выставили в Печальной зале Зимнего дворца. Рядом с гробом на троне находились личные и государственные регалии на девяти табуретах. Около самой головы императора (за гробом) располагалась императорская корона, а по сторонам от нее три царских венца, символизирующие три завоеванных царства: Казанское,

Астраханское и Сибирское В печатном издании «Описание порядка державного погребения. Петра Великого.» (СПб., 1225) читаем: «Корона Императорская, украшена была вся из чистых бриллиантов, и из великого чистогож жемчугу, между которыми брилиантами было великое число удивителнои величины, на верху сеи короны вместо Глобуса, поставлен был лал, величиною во круглости 5 / дюйма. На оном глобусе крест

из великих же чистых бриллиантов» Г20, л~ 31. Следует заметить, что данное описание императорской короны полностью совпадает с официальным описанием венца Екатерины I, напечатанном в коронационном альбоме 1224 г. По-видимому, автор просто воспользовался предыдущим печатным изданием, так как корона Екатерины I в июне 1224 г. (спустя месяц после коронации) была полностью разобрана. На хранение в Оружейную палату был передан лишь ее серебряный корпус Алмазы, которые являлись собственностью царицы, после разбора венца попали в комнату императрицы

(а после ее смерти достались ее двум дочерям) I251. В таком виде корона среди других регалий была отправлена зимой 1225 г. из Москвы в Петербург по требованию

Печальной комиссии Г24, л- 240 об.-2411. Таким образом, скорее всего для траурного ритуала погребения Петра I была создана новая императорская корона (которая, вероятно, после церемонии также была разобрана).

Еще не похоронен государь, а 4 марта 1225 г. умирает его дочь цесаревна Наталья Алексеевна. Ее тело сначала находилось в ее собственных покоях, а 9 марта его переносят в Печальную залу отца, где оно было водружено на собственный трон под балдахином. «У главы Ея Высочества на Табурете, поставлена была Корона на

золотоглавой подушке, украшенная драгими алмазы, и иными каменьи» Г20, л~ 2 о6,1. А «Тело Ея Высочества убрано по высокому Ея Высочества достоинству. Глава Ея

Высочества, убрана была короною со многими ж алмазами и каменьями» Г20, л~ 2 в6'1. Таким образом, в зале находилось целых три драгоценных императорских короны: две — у тела отца и дочери (позже их же несли перед гробами во время траурной процессии в Петропавловский собор 10 марта) и одна — на главе маленькой цесаревны.

О погребении императрицы Екатерины I, умершей 6 мая 1222 г., известно немного. Царицу похоронили через неделю после смерти. Скорее всего, возле ее тела также находилась некая императорская корона, возможно, специально созданная для этого события.

Для коронации юного императора Петра II осенью 1222 г. изготавливается новая роскошная корона. Долгое время в научной литературе о короне Петра II было ничего не известно. Однако работа с архивными документами позволила как определить имена мастеров, исполнивших регалию, так и реконструировать ее внешний вид МШ/1511.

В отличие от алмазной короны Екатерины I, в которой был только один красный камень, венчающий венец, корона Петра II была из «разных каменьев». Центральную дугу поочередно украшают красные камни («лалы водокшанские»), синие («яхонты лазоревые» — сапфиры) и белые (алмазы). В нижнем ободе в эту очередность вклиниваются еще и камни зеленого цвета — изумруды. Все эти цветные крупные камни разделяются между собой двумя алмазами (пара состояла либо из бриллиантов, либо из «алмазов греческих четвероугольных»). Вокруг венца по очереди сменяли друг друга восемь больших чеканных листьев (с крупными изумрудами и лалами на каждом) и восемь малых листьев (с «четвероугольными» алмазами «греческой» огранки по центру). «Пукли» (полушарии) короны были украшены розетками с бриллиантами. Семьдесят три жемчужины располагались на боковых дугах. Венчал корону крест из девяти алмазов

«четвероугольных» «греческой» огранки на общую сумму 2000 рублей, закрепленный на огромном лале (красном камне) стоимостью 60 000 рублей, окруженный по ободу 26 бриллиантами (еще 2 в закрепке). Вся корона была дорогой (за счет высокого качества камней) — 122 608 рублей. Интерес для нашего исследования этот венец представляет собой тем, что, возможно, использовался при погребении Петра II в 1730 г. Кроме того, крайне важным является и его подробное описание.

Благодаря архивным документам, удалось установить, что такой же роскошной, убранной разноцветными камнями инсигнией, была погребальная корона великой княжны Натальи

Алексеевны — любимой сестры Петра II, умершей 22 ноября 1728 г.[3, л- 14 о6--19 о6-1. Судя по документам, корона была невероятно дорогой — 46 350 рублей (к примеру, венец к коронации Анны Иоанновны стоил лишь 29 792 рубля) в основном за счет использования крупных драгоценных камней. Так, например, «в нижнем ободе складен бралиантовый» — 1500 рублей, там же «болших розетов шесть» на 9000 рублей, «на средней ленте большой желтой розет» — 2000 рублей и т.д. Цветовая гамма инсигнии — бело-красно-синия. Красный цвет обеспечивали лалы («лал водокшанский», «лал вишневый») и рубины («яхонты красные»), синий — сапфиры («яхонты»), белый — бриллианты. В описи значится, что на двух «пуклях» (полушариях) короны располагались 4 «патрета» (три из них по 1200 рублей каждый, а один — 1800 рублей), состоящие из драгоценных камней. Трудно понять, что автор текста понимал под «патретами» и была ли использована роспись или эмаль. Весь венец был собран из различных элементов: подвески, «перо», кресты, «сережки», «короны», «тресулки», «петлички», «задвишки от креста», «петлички от складня», «звезды», «пуговицы», «перстни» и т.д. Его украшали пять бриллиантовых крестов: четыре на пуклях (900, 830, 600, 200 рублей) и один, в 21 бриллиант, стоимостью 200 рублей венчал корону.

После похорон венец поступает в Мастерскую и Оружейную палату, а в конце 1729 г. его вместе с короной Петра II и другими драгоценностями, оставшимися после смерти княгини, выдают гоф-интенданту П. И. Мошкову для подготовки к свадьбе императора ^ л. 44-451,[4, л. 66 об.МЗ1, л. 4-4 об.1. стоит отметить, что в начале января 1730 г. поступает указ вице-канцлера барона А. И. Остермана «зделать к браку Его императорского величества корону из алмазных вещей которые сняты с большой и малой корон» [11, л

Однако свадьба не состоялась из-за смерти императора 19 января 1730 г. В описании погребения Петра II значится использование императорской короны. Однако на данный момент не известно, что это был за венец: то ли драгоценная Большая корона, созданная в 1727 г., то ли новая погребальная корона, поскольку корону Петра II уже успели разобрать.

В мае 1728 г. в г. Киле умирает старшая дочь Петра I Анна, герцогиня Гольштейн-Готторпская. Перед смертью Анна Петровна изъявила желание быть похороненной в Петербурге. Ее тело прибыло в северную столицу на корабле 23 октября. При подготовке к церемонии погребения было предложено нести перед гробом две короны: «Голстинскую» и «Императорскую Российскую» [35, л- 9 об., 11 об.-121. Правда, в деле сохранились пометка обер-церемониймейстера барона Г. фон Габихсталя: «Российская императорская корона токмо Правительствующим Государям и Государыням следует.

Голстинской же короны здесь не имеется» [35, 11с6- - 121. Однако, возможно, корону (или обе короны) все же сделали.

После своей коронации 28 апреля 1730 г. императрица Анна Иоанновна свою Большую

императорскую корону не разбирает, а передает на хранение в Мастерскую и Оружейную палату Московского Кремля. Именно поэтому отпадает необходимость в специальной погребальной короне во время траурных церемоний при погребении царицы в 1240 г. Венец привозят из Москвы. Во время царствования Анны Иоанновны умирают ее родные сестры: старшая — Екатерина, герцогиня Мекленбург-Шверинская (1233), и младшая -Прасковья (1231). Первая была похоронена в Александро-Невской лавре в Петербурге, вторая — в Вознесенском монастыре в Москве. К их похоронам были созданы

«российские» короны Х221/!!31. в церемониале погребения Екатерины Иоанновны значится, что перед ее гробом несли две короны: корону Мекленбургскую нес генерал-

майор И. Л. Люберас, а корону Российскую - вице-адмирал Т. Сандерс136, л- 2 о6--31. в описании же похорон царевны Прасковьи Ивановны отмечено, что у ее гроба с правой стороны стояла «карона бралиантами и другими драгоценными каменьями украшенная», а с левой — располагался орден Св. Екатерины «на пунсовой линте бралиантами

украшенной.» Г13, л~ 2 в6'1. Рядом с гробом находилась оклеенная серебряной парчой его крышка, на которой была поставлена декоративная «корона серебряная вызолочена.» Г13, л- 4 о6'1. Почти в первозданном виде эта корона запечатлена на фотографии 1929 г., сделанной во время вскрытия гробницы в Вознесенском монастыре Г34, л~ 661. В журнале

комиссии корона значится как «бутафорский венец к гробу» Г53, с' 881. Вместе с другими серебряными украшениями гроба она попала в собрание Музеев Московского Кремля

Г62, с. 23-251. Искусные мастера-серебряники, используя технику чеканки и золочения, создали венец, полностью имитирующий императорскую корону, декорированную драгоценными камнями по ободам, с изящным растительным орнаментом в полушариях и крестом на яблоке-державе. По своей форме и рисунку она очень близка короне, которую можно видеть на портрете императора Священной Римской империи Маттиаса 1625 г. (Мастерская Г. фон Ахена; Рейксмюсеум, Амстердам).

Стоит остановиться на проблеме авторства этих погребальных венцов в первой трети XVIII в. Несмотря на то что документы об этом пока не найдены, с большой степенью вероятности, возможно предположить, что эти короны изготавливались в придворной ювелирной мастерской под руководством Самсона Ларионова. Поскольку именно там, как удалось установить благодаря архивным документам, были созданы различные короны для коронаций Екатерины I, Петра II и Анны Иоанновны.

Первая в истории России Большая императорская корона была сделана в 1223-1224 гг. группой мастеров, которую возглавлял Самсон Ларионов. Помимо самого Ларионова, из жалованных мастеров (то есть находящихся в «штате») были задействованы Никита Михайлович Милюков, Михаил Юрьевич Бельский и Григорий Осипов. Также в создании короны принимали участие «вольные» мастера: «золотарь» Афанасий Федоров (золотил венец), серебряник Андрей Житков (делал решетки каркаса короны), золотых дел мастера Степан Александров, Иван Индрик, Петр Самсонов и Андрей Григорьев

(вставляли алмазы) Г541.

Прототипом этой короны послужили, скорее всего, личные короны императоров Священной Римской империи германской нации (которые использовались ими в различных церемониях, кроме коронации), и в частности корона императора Леопольда

I, изображения которой мы знаем по гравюрам 1680-1690-х гг. И21. На одной из них (Портрет императора Леопольда I. Гравировал Хендрих Каузе. Аугсбург, 1680-е гг. ГМИИ) четко видно, что навершием короны является не камень, а металлический шар, который обрамляют ободки из камней таким образом, чтобы сымитировать императорскую

державу. И уже эту «державу» венчает крест. Интересно, что первоначально корона Екатерины I также имела наверху металлический шар с бриллиантами и с крестом из этих же камней. Это (как и весь облик императорского венца) удалось установить по найденным нами архивным документам ""32, л- 751-751 об.1.

Корону украшали крупные жемчужины и алмазы двух видов огранки. По подсчету, где-то одну половину составляли бриллианты (1005 шт.), а вторую — «тафельштейны» (1002 шт.). «Тафельштейн» — это плоский камень, на котором вышлифована одна, возможно большая, площадка («тафель»), а вокруг нее один или два ряда «граней». Различие в огранке алмазов позволяло создавать своеобразную игру света и тени, блеска бриллиантов и матовости (и зеркальности) крупных плоских камней. Особенно хорошо, например, это было заметно на центральной дуге, где посередине располагались жемчужины, а по бокам от них чередовались крупные «тафельштейны» в обрамлении мелких бриллиантов. Самые крупные алмазы находились в нижнем ободе, где четыре больших бриллианта овальной формы чередовались с четырьмя бриллиантами «острыми» (ромбовидными). Эти восемь алмазов в свою очередь разделяли, как значится в описи, 32 бриллианта среднего размера (по 4 бриллианта в промежутке). Корону венчал крест,

в котором было «девять бриалтов средних и девять тафельштейна малых» "32, л~ 751-751 об]. Особое место в декоре короны занимал жемчуг (138 шт.), который располагался на всех дугах венца: на центральной — 34 жемчужины, на боковых — 37 и 38 «зерен», а на лентах по середине каждого полушария по 14 и 15 жемчужин соответственно. В конце марта 1724 г. в Москве Ларионов вместо металлического «яблока» под крестом ставит на короне красный камень, как пишет Берхгольц — «очень дорогой и невероятной

величины рубин длиною почти в палец» "45, с' 2151. В официальном описании коронации также камень описывается так: «Рубин, или Яхант весма чистои, величиною болше голубиного яица... поставлен был на верху диадима о средине Короны вместо Глобуса» "73, с' 25]. Как выглядел этот венец, можно увидеть на рисунках, исполненных в марте — июне 1724 г. "48, с~ 251 и хранящихся сейчас в Российском государственном архиве древних актов "33, л- 33-351.

При создании короны Петра II также были задействованы как «штанные» мастера, так «вольные» ювелиры по договору "ИШ/!51!. Это были мастера различных специальностей. Модель к короне делал фонарного дела десятник Василий Братищев «с двумя товарищами». Мастера «чеканной работы» Никита Васильев и Илья Григорьев изготовили «две ленты чеканной работы сквозною», а также «подзор серебреной чеканной работы». Сам каркас короны выполнил известный ювелир, с 1721 г. староста (алдерман) иностранного цеха петербургских серебряников Готфрид Гильдебранд. Золотил корону уже упоминаемый выше «золотарь» Афанасий Федоров, использовав для этого 12 казенных «червонных». Огранкой драгоценных камней для венца занимался французский «гранильщик» Бенуа Граверо (у которого в течение 7 лет учился Жереми

Позье) ""76, с- 56-571,Р8, p. 3531. Полушария короны украшали алмазами золотых дел мастера Степан Александров, Иван Индрик, Семен Ульянов и Василий Иванов. Имена этих мастеров мы знаем благодаря тому, что с ними С. Ларионовым были заключены договоры, «штатные» же мастера в документах не упоминаются, так как они были на жаловании.

Над Большой и Малой коронами для Анны Иоанновны весной 1730 г. снова трудились люди Ларионова. Помимо него самого, участвовали такие мастера, как алмазных дел мастер Иван Шмит (Johann Schmint(y)), «штатные» золотых дел мастера Никита Милюков и Калина Афанасьев, серебряных дел мастер Петр Семенов, золотарь Лука Федоров и

переплетчики Иван Матфеев и Вадим Алексеев. Футляр к короне выполнил футлярный мастер Федор Савельев. В работе были задействованы и московские мастера -И21,14911.

Таким образом, видно, что основные ювелирные заказы, касающиеся создания корон для императорских церемониалов в первой трети XVIII в., выполнялись в придворной мастерской под руководством С. Ларионова, и возможно предположить, что и погребальные короны этого времени имеют отношение к этой мастерской и имели между собой стилистическую близость.

Художественной особенностью Больших корон этого периода являлось наличие крупных драгоценных, зачастую разноцветных, камней, расположенных в определенной последовательности на изделии в крупных кастах. Значительное место в образе занимало большое пространство металлического фона - позолоченной серебряной основы (каркаса). В рисунке венца отчетливо выделяется растительный орнамент, созданный чеканщиком, — это восемь крупных листьев трилистника вокруг нижнего обода (иногда чередующихся с восьмью более мелкими листьями). Принцип декорирования этих корон относится к древнерусским традициям, в основе которых лежат дробницы (накладки), т.е. самостоятельное украшение из камней. Это заметно, например, и как в сохранившейся до наших дней короне Анны Иоанновны, так и явствует из описания погребальной короны Натальи Алексеевны, которая, как уже упоминалось выше, вся состояла из различных по форме дробниц (подвески, «сережки», «короны», «тресулки», «петлички от складня», «звезды» и т.д.). Несколько архаичным в работах С. Ларионова первой трети XVIII в. выглядит и такой традиционный для второй половины XVII в. декоративный элемент, как «алмазная дорожка» (когда касты с мелкими алмазами соединяются между собой, образуя ленточную линию). Подобный прием можно наблюдать, например, в короне Анны Иоанновны.

С приходом к власти дочери Петра I Елизаветы художественный образ императорской инсигнии несколько изменяется. Связано это, по-видимому, и как со сменой стилистических пристрастий в художественной культуре России середины XVIII столетия в сторону рококо, так и со сменой ювелиров в придворной мастерской.

Известно, что в Петербурге для ее коронации были изготовлены две императорские

короны: Большая и Малая Г621. Большую корону делала команда мастеров из 21 человека во главе с Иоганном Цартом, а Малую — 11 иностранных мастеров, которыми

руководил приехавший из Нюрнберга немецкий ювелир Якоб Дублон!501. И хотя небольшая группа придворных «штатных» ювелиров под руководством Самсона Ларионова и участвовала в создании Большой короны, однако общее (и стилистическое) руководство принадлежало немецким мастерам. (Это была последняя работа Ларионова,

18 мая 1242 г. мастер скончался.) Г521

До наших дней сохранились гравюры с изображением этих корон (Большую - гравировал Х. А. Вортман и Малую — Г. А. Качалов), которые входили в состав альбома, посвященного коронации. Благодаря им появилась возможность судить о внешнем виде э тих инс игний.

Сохраняя основной рисунок традиционной императорской короны, иностранные ювелиры заменяют чеканные позолоченные листы вокруг обода, которые ранее украшались несколькими крупными камнями в кастах (обычно 2-5 камня), целыми букетами цветов, усыпанными мелкими брильянтами. Таким образом, пространство, которое некогда отводилось металлу, активно занимают драгоценные камни.

Что стало с Большой императорской короной Елизаветы Петровны, пока не известно. Документы свидетельствуют лишь о том, что к коронации Екатерины II в 1762 г. она не сохранилась. Малых корон у императрицы было несколько. Из архивных документов

известно о двух, сделанных Якобом Дублоном в 1742 и 1743 гг.

Говоря о погребении самой императрицы Елизаветы Петровны в 1761 г., следует обратить внимание, что речь идет о двух коронах. Так, пленный немецкий офицер граф Гордт, волею случая видевший траурный катафалк в Тронном зале Зимнего дворца, пишет: «Вокруг гроба на табуретах были разложены: великолепная императорская корона, украшенная крупнейшими бриллиантами, несколько старинных корон царств: Казанскаго, Астраханскаго и Сибирскаго», а также «богатая корона украшала голову усопшей» -С751.

Попробуем разобраться с коронами.

На голове императрицы находилась специально сделанная по заказу Екатерины II (она занималась организацией похорон) золотая корона. Вначале корону приказали сделать немецкому ювелиру Георгу Фридриху Экарту, активно работавшему как по заказу покойной царицы, так и малого двора (в особенности великого князя Павла Петровича).

Однако корона оказалась мала [69, с- 1391. Как упоминает о ней Экарт в своей челобитной — «золотую для погребения корону ж, которую просторнее зделать следовало» [6, л 21,1661. За нее из казны он получил деньги, которых хватило лишь покрыть расходы за материал (золото и серебро) и за работу подмастерьев.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тогда заказ этой короны отдали Жереми Позье. По словам Позье, Екатерина II приказала ему сделать срочно корону для погребения покойной императрицы [76, с 85861. Позже «бриллиащик» присутствовал при том, как молодая царица самолично возложила корону на голову Елизаветы Петровны. Обращает на себя внимание, что в своих воспоминаниях Позье дважды назвал корону золотой, но не упоминает, что на ней были камни. В описи архивных дел, посвященных погребению дочери Петра Великого, неоднократно встречается упоминание о золотой короне весом 6 фунтов 70 золотников, а также о делании на ней специальной надписи. К сожалению, в самом архивном деле

страницы, на которые указывает опись, утрачены [27, л- 12, 16, 20, 231. Также известно, что при Печальной комиссии по погребению императрицы Елизаветы Петровны находился подполковник Александр Свечин. Ему было поручена работа по созданию рисунков, а впоследствии и гравюр с них, посвященных процессии погребения дщери Петровой. К середине 1762 г. было создано 26 рисунков, которые были переданы в Академию наук для гравирования. Среди них был рисунок «Корона какова положена на главе Ея

императорскаго величества» (в половину листа) [17, л- 16 о6,1. В январе 1763 г. И. И. Тауберт пишет, что рисунок под названием «Корона, которая положена на Ея императорскаго величества в гробе на пол листа» отдан в работу граверу Е. Г.

Виноградову [17, л 38-411. к сожалению, альбом, в который входила эта гравюра, не был исполнен до конца, в 1766 г. работу по нему прекратили.

Однако в это время рядом с гробом на табурете находился драгоценный венец. Экарт называет его «Императорская траурная корона, Бралиантами украшенная и многих милионов коштующая (т.е. стоящая. - Ю. Б.)». Судя по его челобитной, он получил эту корону для переделки или реставрации, а после отдал «обратно во всей целости». При этом он сетует, что не получил денег «за бывший при сих двух коронах труд мой» [6, л 21. Таким образом, существовала некая корона (необязательно Большая императорская

корона Елизаветы Петровны), которая сначала находилась возле гроба, а затем ее несли среди других регалий во время погребальной процессии из Зимнего дворца в Петропавловский собор. Сведения о ее дальнейшей судьбе пока не найдены.

То, что императрица Екатерина II не приказала разобрать свою Большую корону (1762, Г. Ф. Экарт, Ж. Позье; выставка «Алмазный фонд» Гохрана РФ), а ее сын сделал этот венец наследственной государственной регалией, позволило в дальнейшем не создавать к императорским траурным торжествам специальной короны, украшенной драгоценными камнями. Рядом с гробом среди регалий клали Большую корону Екатерины II, а на главу царствующих монархов возлагали корону, исполненную лишь из металла (ее же несли перед гробом во время траурной процессии).

Екатерина II, процарствовав 34 года, умерла 6 ноября 1796 г. Ее сын и наследник Павел I решил в контексте траурных мероприятий, связанных со смертью матери, перенести тело отца из Александро-Невской лавры в Петропавловский собор. Заказ на создание двух погребальных золотых императорских корон получили ювелиры-«художники» братья Термен (Пьер Этьен и Франсуа Клод). За их изготовление они получили 5200 рублей (это включая материал и работу). В счете от 26 ноября 1796 г., который они подали в Кабинет, значится, что корона для Петра III обошлась в 2760 рублей (за работу взяли 950 рублей), а для Екатерины II («pareille», т.е. подобная же, но «petite» - маленькая)

— 2440 рублей (за работу 900 рублей) -t16—л—78-79]. По уже установившемуся церемониалу при перенесении тела покойной императрицы в траурную залу корону на ее голову возложила Мария Федоровна. А на гроб Петра III, вынутый из земли в Александро-Невском монастыре, корону положил Павел I (перед этим надев ее на себя) Г71. с. 1471

Для нашего исследования важна еще одна церемония погребения. Речь идет о похоронах польского короля Станислава Августа Понятовского, умершего в Санкт-Петербурге 12 февраля 1798 г. Сразу после его смерти по указу Павла I была создана Печальная комиссия. В первый же день ее работы (1 февраля по старому стилю) было решено поручить Якобу Дювалю (как главному придворному ювелиру) «с крайнем поспешением зделать две короны, одну золотую для наложения на Его Величество короля, а другую серебреную вызолоченную, которая будет несена в процессии» Г10, л

^З31. Однако в реальности заказ был выполнен Пьером Терменом (который с 1794 г. был женат на родной сестре Якоба Дюваля Марианне Жаклин Рене). Среди документов комиссии сохранился подлинный счет от Термена на французском языке (и его официальный перевод) Г10, л 183-1841. в нем отмечено создание двух корон: золотой — весом 3 фунта 64 золотника (1760 рублей), за ее работу мастер получил 700 рублей; и серебряной позолоченной — весом 3 фунта 60 золотников (97 рублей 40 копеек), на позолоту ушло 35 золотых червоных (4 рубля 10 копеек) и за работу — 500 рублей. Всего по счету — 3199 рублей 50 копеек. Выплатить «золотых дел мастеру Петру Теремину» за две короны по его счеты Печальная комиссия приняла решение 28 февраля (по старому стилю) Г10, л- 290 о6,].

К сожалению, в научный оборот исследователем А. И. Краевским было ошибочно введено имя ювелира Ивана Кристофа Клейна как автора этих двух коронI64!,!6511. в своих работах Краевский делает сноску на архивный документ, в котором нет сведений об авторе, а только лишь общая сумма расходов в 3199 рублей 50 копеек -U91.

В проекте церемониала отмечалось, что при переносе тела короля из обыкновенной

спальни в парадную — «регалии возложутся, приватно, на разставленные около того места где стоять телу табуреты на подушках, а корона которую возлагать на

Королевскую главу, то ж на подушке, на особо приуготовленном столе» [7, л—31 Предполагалось, что, когда польская свита Станислава Понятовского переложит короля на парадную кровать, облачив его в мантию, тогда император Павел I самолично

возложит на голову короля золотую корону, поднесенную ему вице-канцлером [7, л 3

По католическому обычаю (и в частности польских правителей) короля похоронили с золотой короной. Серебряная же корона использовалась для несения ее среди других регалий в траурной процессии при переносе тела из Мраморного дворца (где жил король и где была воздвигнута Каструм Долорес) в католический храм Св. Екатерины на Невском проспекте. После похорон польские регалии (корона, скипетр, орден Белого орла и шпага короля) решено было передать на хранение в Мастерскую и Оружейную

палату. Туда корона поступила 14 марта 1798 г. [5, л- 589-5921. в 1826 г. она в качестве короны Царства Польского участвовала в траурной процессии при въезде и выезде из Москвы тела императора Александра I. После революции польские власти потребовали вернуть все исторические ценности, связанные с польской историей (в особенности, вывезенные после подавления польского восстания 1830-1831 гг.), и 30 января 1922 г. корона была отправлена в Варшаву в Королевский замок, где пропала в годы Второй мировой войны.

Как выглядела серебряная погребальная корона польского короля, можно увидеть на фотографии конца XIX в. Она восходила по своей форме к типу королевской короны и имела восемь дуг, на которых с помощью чеканки были сымитированы крупные камни. Среди погребальных корон рубежа ХУШ-Х^ вв., большинство из которых были созданы Терменом, польский венец единственный, чье изображение дошло до наших дней. К короне Станислава Понятовского по своему рисунку и технике исполнения очень близка и сохранившаяся в Оружейной палате серебряная Мальтийская корона. Возможно предположить, что ее также изготовил П. Термен. (В современную ее атрибуцию, данную крупным исследователем и хранителем Л. А. Гавриловой, к сожалению, закралась ошибка. Л. А. Гаврилова со ссылкой на архивный документ пишет, что корона была

изготовлена в 1799 г. Луи Давидом Дювалем [56, с 2381. Однако в документе речь идет о золотой короне за 2500 рублей, в то время как в Оружейной палате находится серебряная корона, оцененная в XIX в. в 100 рублей [74, с- 411.)

Два погребальных венца для похорон Павла I также были заказаны Пьеру Термену. За золотую корону, «возложенную на главу» императора, весом 5 фунтов 68 золотников он получил 3014 рублей за золото и 1500 рублей — за работу, а за другую «бронзовую вызолоченную, несенную в числе императорских регалий во время печальной процессии» — 400 рублей. Всего из Кабинета ему выдали 4914 рублей [9, л- 31-31 об.1,!!2, л. 19 об., 491

Таким образом, во второй половине XVIII в. устанавливается традиция создания недорогих (обычно серебряных позолоченных) корон без драгоценных камней, которая переходит в XIX столетие.

В Музеях Московского Кремля хранятся предметы, связанные с императорскими погребениями 1820-х гг. Это накладка от погребальной короны Александра I и погребальные короны: его супруги Елизаветы Алексеевны (1826) и его матери Марии

Федоровны (1828). Изучению этих регалий посвящены работы С. Я. Коварской■^11/!591 Г601.

Император Александр I скончался 19 ноября 1825 г. в Таганроге. Сообщил об этом в Петербург генерал-адъютант П. М. Волконский, принявший на себя ответственность по организации необходимых приготовлений. Он просил сделать в Петербурге корону и

прислать ему Г221. Тело императора было размещено в траурной зале в доме, где умер Александр I. 11 декабря тело усопшего перевезли в Троицкий собор Александровского монастыря и «установили в порфире и золоченой короне на высоком о 12 ступенях

катафалке под балдахином» Г22, с' 1651. По мнению, С. Я. Коварской, эту золотую корону

сделал золотых дел мастер А. Г. Ремплер и получил за нее 2210 рублей-^601. (Он же после окончания всех траурных церемоний реставрировал в Петербурге перед отправкой в Москву Казанскую шапку, из которой выпал большой овальный изумруд, две крупные жемчужины и один серебряный штифт Г22, с~ 1291.)

29 декабря (на 40-й день кончины царя) назначено было шествие из Таганрога по направлению к Москве, в которой активно готовились к сретению (т.е. встрече тела). Князь А. Б. Куракин, возглавлявший Печальную комиссию, пишет из Петербурга 13 января 1826 г. главе Мастерской и Оружейной палаты князю Н. Б. Юсупову, что отправил в Москву необходимые для погребальной церемонии вещи: «.в числе которых находится и серебреная вызолоченная императорская корона, посылаемая мною для несения там с прочими регалиями. Имея в виду извещение князя Петра Михайловича Долгорукова, что из Таганрога с кортежем следует золотая корона, изготовленная там для возложения на главу в Бозе почившего императора.» Г1, л~ 221.

В Музеях Московского Кремля сохранилась серебряная накладка от погребальной короны императора Александра I с гравированной памятной надписью. Сама серебряная корона поступила в Оружейную палату в 1826 г. и была записана за номером 13. Как пишет Коварская, изучив переписку Московской дворцовой конторы и музея Оружейная палата, корона императора Александра I в 1855 г. была исключена из собрания музея и

передана в Зимний дворец I601. Было принято решение «Корону за № 13 серебряную, вызолоченную императора Александра I от ныне и впредь, всегда употреблять при погребении тел императорских величеств, вместо настоящей, хранящейся в бриллиантовой комнате зимнего дворца» Г23, л- 3°-31"Ы'26, л. 4, 6"|,Г2, л. 131.

Траурные торжества проходили и в Варшаве. В храмах различных конфессий (иудейской, католической, лютеранской и т.д.) были устроены катафалки с гробом умершего российского императора и «короля польского» (на гробе обычно находился бюст Александра I).

В 1826 г. в Варшаве к печальной церемонии погребения императора Александра I, состоявшейся 13 апреля, были изготовлены бронзовые вызолоченные инсигнии: корона, держава, скипетр и меч. По данным исследователя А. И. Краевского, их создал А. Ж. К. Норблин. Для работы над ними 15 марта ювелир просил у комиссии 3000 злотых аванса

Г64, с. 2921. Корону «королевского» типа украшали цветные стекла и стразы. Регалии поступили в Оружейную палату из Главного Варшавского казначейства в 1832 г. Документы архива Оружейной палаты фиксируют, что бронзовую корону за № 16, сделанную в Варшаве, «употреблять как корону польскую во время торжественных встречь» Г14, л' 61. В 1830-х гг. ее среди других «древностей» зарисовал Ф. Г. Солнцев. Как и корона короля Станислава Понятовкого, она была передана в Варшавский замок,

и по официальной версии погибла в годы разрушения замка во время войны.

Вслед за мужем в Белеве, 4 мая 1826 г. скончалась и императрица Елизавета Алексеевна. В Москве была изготовлена серебряная погребальная корона, за которую золотых дел мастеру Ивану Никитину Сахарову «за сделанную им серебряную,

вызолоченную корону» сначала заплатили триста рублей Г29, л- 31. Так как чуть позже выяснилось, что корона получилась несколько тяжелее, то мастеру еще доплатили 120

рублей Г18, л 24-261. После траурных торжеств корона находилась в Зимнем дворце, а в июле 1826 г. вместе с погребальной короной Александра I была передана на хранение в

Мастерскую и Оружейную палату И51.

От похорон императрицы Марии Федоровны, скончавшейся 24 октября 1828 г., сохранилась также серебряная позолоченная погребальная корона. Позднее корона использовалась при погребениях императриц Александры Федоровны (супруга Николая I, умерла в 1860 г.) и Марии Александровны (супруга Александра II, умерла в 1880 г.) Г2. л. 18, 211

При некоторой видимой схожести этих двух позолоченных серебряных корон, которые как бы имитируют Малую корону своих владелиц, и их почти одинаковом размере наблюдаются и значительные различия, и в первую очередь в рисунке корон.

Погребальная корона императрицы Елизаветы Алексеевны имеет несколько конусообразную форму. Примечательно, что венчает ее крест не на драгоценном камне, а на шаре - символической державе, характерной для «цесарских» корон Священной Римской империи германской нации. В России XVIII в. такой шар в виде «державного яблока» всегда использовался при символическом изображении именно императорской короны (в графике, живописи, скульптуре и т.д.). В то время как на реальных Больших и Малых коронах всегда использовался камень. По-видимому, при создании погребальной короны в 1826 г. московский мастер Сахаров, не видевший подлинную Малую корону Елизаветы Алексеевны, использовал некий изобразительный материал. Например, сама конусообразная форма короны, как считает С. Я. Коварская, близка по силуэту венцу на портрете супруги Александра I работы Ж. А. Беннера 1817 г. из собрания

Государственного Эрмитажа Г59, с 1641.

Гораздо более искусной и детализированной является работа ювелира, исполнившего погребальную корону Марии Федоровны в 1828 г. Поскольку вдовствующая императрица скончалась в Петербурге, мастер, скорее всего, имел перед глазами в качестве образца либо саму Малую корону покойной, либо детальный рисунок с нее. Об этом говорит невероятная схожесть погребальной короны Марии Федоровны 1826 г. с Малой короны императрицы Марии Александровны, которую создал придворный ювелир Леопольд Зефтиген в 1855 г. для будущей коронации. Это единственная сохранившаяся Малая императорская корона, которая сейчас находится на выставке «Алмазный фонд» Гохрана

России. Интересно, что раньше (до выхода в 2002 г. в свет статьи Р. Гафифуллина)!571 в научной литературе ошибочно считалось, что в Алмазном фонде хранится Малая корона императрицы Елизаветы Алексеевны, исполненная в 1801 г. ювелиром Якобом Дювалем.

Сходство между этими двумя коронами не только в общем абрисе и форме венца, но и в малейшей деталировке: имитации формы и расположении камней, орнаментального узора на дугах и т.д. Это говорит о том, что Леопольд Зефтиген при создании нового венца для императрицы Марии Александровны в 1855 г. имел перед глазами образец. Однако Малая корона императрицы Марии Федоровны была разобрана в 1840 г. (а

императрицы Елизаветы Алексеевны еще ранее — в 1838 г.). Тогда логично предположить, что образцом послужила Малая корона императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I, которая в 1826 г. была создана придворным ювелиром

И. В. Кейбелем Г52' с- 251,Г68, с- 130-1321. (Этот венец был разобран в 1865 г.) Так, на коронационном портрете императрицы Александры Федоровны кисти Д. Доу (оригинал находится в частном владении герцогов Девонширских в усадьбе Чатсуорт, Англия) отчетливо видна корона, очень близкая по форме и своему рисунку к венцу из Алмазного фонда. Отсюда следует, что три Малых короны XIX в. — Марии Федоровны (1292), Александры Федоровны (1826) и Марии Александровны (1855) — были почти идентичны.

Таким образом, исследование показало, что в XVIII столетии в России сформировался совершенно новый по своей форме погребальный церемониал, ориентированный на западноевропейские традиции, в котором значимую роль играли императорские короны. Поскольку зачастую траурные венцы разбирались и уничтожались после печальных мероприятий, то к каждым следующим похоронам создавались новые короны. Их художественный образ изменялся на протяжении XVIII-XIX вв. Это было связано и с изменением стилистических пристрастий в художественной культуре России, и со сменой придворных ювелиров, которые исполняли царский заказ. От пышных, дорогих, исполненных из разноцветных роскошных драгоценных камней погребальных корон постепенно к началу XIX в. перешли к серебряным позолоченным венцам, которые лишь имитировали образ императорской короны своего покойного владельца.

Библиография

1. Входящие бумаги по печальному комитету 1825 и 1826 г. — РГАДА. Ф. 1239. Оп. 3. Ч.

2. Д. 5692. 2.Входящие бумаги по печальным церемониям погребения тел в Бозе почивших императоров и императриц 1855 г., 1860 г., 1880 г., 1881 г. — ОРПГФ ММК. Ф. 20. Оп. 1. Д. 193.

3. Две книги с описанием вещей, поступивших в Мастерскую и Оружейную Палату в течении 1228-1242 годов — РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Ч. 3. Д. 1230.

4. Дела и документы об отпуске вещей из Мастерской и Оружейной палаты за 1230 г. — РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Ч. 3. Д. 1461.

5. Дела по описанию Мастерской и Оружейной палаты, а также по приему и отпуску из нея разных вещей, 1225-1801 г. — РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Ч. 3. Д. 1490.

6. Дела с 1264 по 1223 г. по Алмазной мастерской — РГИА. Ф. 462. Оп. 2. Д. 104. 2. Дело о погребении Короля Польскаго. 1298 г. — РГИА. Ф. 423. Оп. 1. Д. 203.

8. Дело об учреждении комиссии и приготовлении для коронации драгоценностей, одежды балдахинов и др. вещей. 1242 г. — РГАДА. Ф. 248. Оп. 110. Д. 315.

9. Дело по погребению Павла I. 1801 г. — РГИА. Ф. 469. Оп. 2. Д. 1422.

10. Дело по погребению польского короля Станислава Августа. 1298 г. — РГИА. Ф. 469. Оп. 2. Д. 1421.

11. Докладная записка гоф-интенданта Мошкова по разным предметам. 1230 г. — РГАДА. Ф. 1239. Оп. 3. Ч. 29. Д. 35021.

12. Журнал заседаний комиссии по погребению Павла I. 1801 г. — РГИА. Ф. 469. Оп. 2. Д. 1423.

13. Журнал и описание церемонии, бывшей при погребении царевны Прасковьи Иоанновны. 1231 г. — РГАДА. Ф. 156. Оп. 1. Д. 52.

14. Журнал регистрации входящих бумаг. 1855 г. — ОРПГФ ММК. Ф. 20. Д. 57.

15. Журналы заседаний Мастерской и Оружейной палаты за 1826 г. — РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Д. 1439.

16. Именные и объявленные высочайшие указы с 6 ноября по 8 декабря 1796 г. — РГИА. Ф. 468. Оп. 1. Д. 3912.

17. Наряд о рисунках относящимся до печальной комиссии в бозе почившейся императрицы Елизаветы Петровны на 71 листах. 1762 г. — РГАДА. Ф. 248. Оп. 90. Д. 7456.

18. О командировании по высочайшему повелению присутствующаго Экспедиции Кремлевскаго строения Гедеонова в город Белев с императорскою короною для процессии при сопровождении тела в Бозе почившей государыни Елизаветы Алексеевны — РГАДА. Ф. 1239. Оп. 3. Ч. 63. Д. 30466.

19. О погребении в Петербурге короля польского Станислава. 1798 г. — РГАДА. Ф. 12. Оп. 1. Д. 249.

20. Описание (печатное) порядка при погребении в С.Петербурге имп. Петра I и его дочери цесаревны Натальи Петровны. 10 марта 1725 г. — РГАДА. Ф. 156. Оп. 1. Д. 44.

21. Описание погребения благоверной и великой княгини Пераскевы Феодоровны которое совершилось в санкт питербурхе октября в 22 сего 1723 году — ОПИ ГИМ. Ф. 180. Д. 7.

22. Описание церемонии бывшей в С.-Петербурге при погребении цесаревны и герцогини Мекленбургской Екатерины Иоанновны. 1733 г. — РГАДА. Ф. 156. Оп. 1. Д. 53.

23. Опись вещам Московской Оружейной палаты, составленной в 1835 г. — ОРПГФ ММК. Ф. 1. Д. 2.

24. Опись вещей Мастерской Палаты состоит из 13-ти глав, составлена по осмотру 1727 года князем Одоевским и стольником А. Савеловым — РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Ч. 3. Д. 1226.

25. Переписка комиссии учрежденной для раздела оставшегося после Екатерины I движимого имущества между цесаревнами. Ч. I, II. 1727 г. — РГАДА. Ф. 14. Оп. 1. Д. 23.

26. Переписка по музейным вопросам. 1855 г. — ОРПГФ ММК. Ф. 20. Д. 53.

27. Печальная комиссия о погребении Елизаветы Петровны. Реестр протоколам и журналам и предложениям. 1761-1762 г. — РГАДА. Ф. 248. Оп. 90. Д. 7452.

28. Письмо Ивана Зотова архиерею с описанием погребения царицы Марфы Матвеевны. 1716 г. — РГАДА. Ф. 2. Оп. 1. Д. 181.

29. По Печальной церемонии императрицы Елизаветы Алексеевны. 1826 г. — РГАДА. Ф. 1239. Оп. 3 Д. 11372.

30. Похороны царицы Марфы (1715). Рисунок. — ОР РНБ. Ф. 713. Д. 1220.

31. Протоколы Мастерской и Оружейной палаты за 1730 г. — РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Ч. 2. Д. 1348.

32. Реестр книге входящим в Кабинет из присутственных мест и от других персон, сообщениям, письмам и протчим делам 1724 года — РГАДА. Ф. 9. Отд. II. Оп. 4. Кн. № 67.

33. Рисунки и надписи к триумфальным воротам по случаю коронации Петра II. 1728 г. — РГАДА. Ф. 156. Оп. 1. Д. 246.

34. Фотофиксация вскрытия гробниц в Вознесенском монастыре. 1929 г. — ОРПГФ ММК.

Ф. 60. Оп. 1. Д. 51.

35. Церемониал о погребении великой княжны Анны Павловны. 1728 г. — РГИА. Ф. 473. Оп. 1. Д. 182.

36. Церемониал о погребении царевны Екатерины Иоанновны, герцогини Мекленбург-Шверинской. 1733 г. — РГИА. Ф. 473. Оп. 1. Д. 188.

37. Церемония, бывшая в С.Петербурге при выносе и погребении царевны Натальи Алексеевны. Ноябрь 1717 г. — РГАДА. Ф. 156. Оп. 1. Д. 39. Литература

38. Anne Mézin, Vladislav s. Rzéuckij. Projet d'un dictionnaire des Français en Russie au XVIII siècle // Cahiers du monde russe, 43 / 2 et 3, avril-septembre 2002.

39. Агеева О. Г. К истории траурного церемониала Романовых петровского времени: редкий рисунок погребения представительницы царской семьи (из ОР РНБ) // Петровское время в лицах - 2007: Материалы научной конференции. СПб., 2007. С. 5-13.

40. Агеева О. Г. Петербургский траурный церемониал дома Романовых в начале XVIII в. // Феномен Петербурга: Труды Второй Международной конференции, состоявшейся 27-30 ноября 2000 г. во Всероссийском музее А. С. Пушкина. СПб., 2001. Вып. 2. С. 491-505.

41. Агеева О. Г. Церемониал погребения царицы Прасковьи Фёдоровны: редкий документ по истории русского двора начала XVIII века // Петровское время в лицах — 2015: Материалы научной конференции. СПб., 2015. С. 5-11.

42. Алексеева М. А. Изображения коронационных и погребальных церемоний XVIII в.: изданные и неизданные альбомы // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. 26. СПб., 1998. С. 232-240.

43. Аронова А. А. Последнее торжество императрицы Елизаветы Петровны // Искусствознание. Вып. 3. М., 2016. С 98-135.

44. Берхгольц Ф. В. Дневник камер-юнкера Фридриха-Вальгельма Берхгольца. 17211725. Ч. 1 // Неистовый реформатор. М., 2000.

45. Берхгольц Ф. В. Дневник камер-юнкера Фридриха-Вальгельма Берхгольца. 17211725. Ч. 3-5 // Юность державы. М., 2000.

46. Болотина Н. Ю. Последний путь царевны Прасковьи Ивановны: церемониал похорон члена императорской фамилии Романовых // Романовы в дороге. Путешествия и поездки членов царской семьи по России и за границу. Сб. ст. СПб., 2016. С. 23-32.

47. Быкова Ю. И. К вопросу об авторстве коронационных регалий императрицы Анны Иоанновны // Петровское время в лицах - 2013. Сборник статей. Гос. Эрмитажа. С. 102-114.

48. Быкова Ю. И. Коронационные венцы Екатерины I и Петра II. Сходство и различия // Петровское время в лицах - 2014. Сборник статей. Гос. Эрмитажа. СПб., 2014. С. 91-104.

49. Быкова Ю. И. Коронационные регалии императрицы Анны Иоанновны. К вопросу об авторстве и обстоятельствах создания // Материалы и исследования / ФГБУК «Гос. ист.-культ. музей "Московский Кремль"». Вып. 23. М. 2015. С. 118-141.

50. Быкова Ю. И. Новые сведения о творчестве придворного ювелира Якоба Дублона (1702-1768) и его роль в создании Малых императорских корон // Культура и искусство. - 2018. - № 12. С. 29-44. - электронная публикация - https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id = 28356.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

51. Быкова Ю. И. Новые сведения об авторстве короны императора Петра II // Петровское время в лицах - 2015. Труды Государственного Эрмитажа. Т. 78. СПб.,

2015. С.99-108.

52. Быкова Ю. И. Придворный ювелир Самсон Ларионов и императорские короны первой половины XVIII века // Материалы и исследования / ФГБУК «Гос. ист.-культ. музей "Московский Кремль"». Вып. 27. М., 2016. С. 195-221.

53. Быкова Ю. И. Регалии в погребальном церемониале дома Романовых в первой половине XVIII века // Петровское время в лицах - 2017. Труды Государственного Эрмитажа. Вып. XC. СПб., 2017. С. 81-92.

54. Быкова Ю. И. Ювелирная мастерская при русском императорском дворе в XVIII веке // Материалы и исследования / ФГБУК «Гос. ист.-культ. музей "Московский Кремль"». Вып. 29. М., 2019. С. 244-267.

55. Вебер Ф. Х. Записки Фридриха Вебера о Петре Великом и его преобразованиях// Русский архив. 1872. Вып. 7. С. 1334-1457.

56. Гаврилова Л. М. Российская империя и Орден Святого Иоанна Иерусалимского. Регалии Ордена в Музеях Московского Кремля // Сокровища Мальтийского ордена. Девять веков служения вере и милосердию. Каталог выставки. М., 2012. С. 216241.

57. Гафифуллин Р. Р. Корона русских императриц // Русский антикваръ: Альманах для любителей искусства и старины. Вып. 1. М.-СПб., 2002. С. 21-28.

58. Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российския касающихся, изданная Николаем Новиковым. Изд. 2-е. Ч. XIV. М., 1790. С. 111-122.

59. Коварская С. Я. Произведения мастеров Москвы первой половины XIX века: каталог собрания / Гос. историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». М., 2017.

60. Коварская С. Я. Погребальные церемониал и регалии при Российском императорском дворе первой половины XIX века // Материалы и исследования / Музеи Московского Кремля. Вып. 30. (в печати).

61. Коварская С. Я. Погребальные церемониал и регалии при Российском императорском дворе первой половины XIX в. // Верховная власть, элита и общество в России XIV - первой половины XIX в.: Российская монархия в контексте европейских и азиатских монархий и империй: Вт. междунар. науч. конф.: Тезисы докладов. М., 2009. С. 79-81.

62. Костина И. Д. Произведения московских серебряников первой половины XVIII века. М., 2003.

63. Котошихин Г. К. О России, в царствование Алексея Михайловича. Современное сочинение Григория Котошихина. Издание археографической комиссии. СПб., 1859.

64. Краевский А. И. Польские короны российских императоров. Анализ и атрибуция корон королевского и императорского типов // Россия - Польша. Два аспекта европейской культуры. Сборник статей 18 Царскосельской конференции. СПб., 2012. С. 294-301.

65. Краевский А. И. Польские короны Московского Кремля // Ювелирное искусство и материальная культура: тезисы докладов участников XVII коллоквиума (14-18 апреля 2009, Государственный Эрмитаж). СПб., 2009. С 61-65.

66. Кузнецова Л. К. Георг-Фридрих Экарт и Алмазная мастерская. Его отношения с Позье и работа над короной Екатерины II // Памятники культуры. Новые открытия: Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1989. М., 1990. С. 379-391.

67. Кузнецова Л. К. Изготовление регалий императрицы Елизаветы Петровны // Ювелирное искусство и материальная культура. Тезисы докладов. СПб., 2007. С.

41-46.

68. Кузнецова Л. К. Петербургские ювелиры XIX - начала XX в. Династии знаменитых мастеров императорской России. О шедеврах, их создателях, владельцах и непростых судьбах в увлекательном изложении непревзойденного знатока ювелирного искусства. М., 2017. С. 130-132.

69. Кузнецова Л. К. Петербургские ювелиры. Век восемнадцатый, бриллиантовый...М., 2009.

70. Логунова М. О. Кончина и похороны Станислава Августа Понятовского // Россия -Польша. Два аспекта европейской культуры. Сборник статей 18 Царскосельской конференции. СПб., 2012. С. 362-374.

71. Логунова М. О. Печальный ритуал императорской России. М., 2011.

72. Миролюбова Г. А. Последний путь // Александр I. «Сфинкс, не разгаданный до гроба». Каталог выставки. СПб, 2005. С. 160-181.

73. Описание коронации ея величества императрицы Екатерины Алексеевны, торжественно отправленной в царствующем граде Москве 7 мая 1724 году. СПб, 1724.

74. Опись Московской Оружейной палаты. Ч. 1. М., 1884.

75. Плен графа Гордта в России (1759-1762 гг.) // Русский архив. 1877. Т. 2. Вып. 7. С. 294-326.

76. Позье И. Записки придворного бриллианщика Позье о пребывании его в России. С 1729 по 1764 г. / Сообщ. и пер. А.А. Куника // Русская старина, 1870. Т. 1. Изд. 2-е. СПб., 1871. С. 42-127.

77. Прокопьев А. Ю. Погребение Петра Великого: протестантский стандарт в православной России // Северная война, Санкт-Петербург и Европа в первой четверти XVIII в. Материалы международной конференции. СПб., 2007. С. 46-67.

78. Юль Ю. Записки Юста Юля датского посланника при русском дворе (1709-1711) / Пер. Ю.Н. Щербачева // Русский архив, 1892. Вып. 9. С. 5-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.