Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕКОРАЦИОННОГО ИСКУССТВА АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РУССКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМЕНИ САМЕДА ВУРГУНА'

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕКОРАЦИОННОГО ИСКУССТВА АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РУССКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМЕНИ САМЕДА ВУРГУНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
29
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
театр / декорация / сцена / Русский Драматический Театр / постановка / theater / decoration / stage / Russian Drama Theater / decor

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Исламова Камаля Амир Кызы

После советизации Азербайджана в результате общественной необходимости в столице республи-ки начал работу Свободный Государственный театр критики и пропаганды. Этот «храм искусства» является предшественником театра, в настоящее время известного как «Русская драма» и получил при-знание как культурный центр со своими художественными и эстетическими традициями уже почти столетие. В статье исследуются художественные особенности искусства декорации Азербайджанско-го Государственного Русского Драматического Театра имени Самеда Вургуна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ARTISTIC FEATURES OF THE DECORATIVE ARTS OF THE AZERBAIJAN STATE RUSSIAN DRAMA THEATER NAMED AFTER SAMAD VURGUN

After the sovietization of Azerbaijan as a result of social need, the Free State Theater of Criticism-Propaganda, which began to operate in the capital of the republic and is the predecessor of the art temple known as “Russian drama” today, has been recognized as a cultural center with its own artistic and aesthetic traditions for nearly a century. In the article the artistic features of the decorative art of the Azerbaijan State Russian Drama Theater named after Samad Vurgun are studied.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕКОРАЦИОННОГО ИСКУССТВА АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РУССКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМЕНИ САМЕДА ВУРГУНА»

«етуушшим-шишаи» жш / art

7

ART

УДК 792.01

Исламова Камаля Амир кызы Кандидат искусствоведения DOI: 10.24412/2520-6990-2022-24147-7-9 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕКОРАЦИОННОГО ИСКУССТВА АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РУССКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА

ИМЕНИ САМЕДА ВУРГУНА

Islamova Kamala Amir gizi

PhD in Art-study

THE ARTISTIC FEATURES OF THE DECORATIVE ARTS OF THE AZERBAIJAN STATE RUSSIAN DRAMA THEATER NAMED AFTER SAMAD VURGUN

Аннотация

После советизации Азербайджана в результате общественной необходимости в столице республики начал работу Свободный Государственный театр критики и пропаганды. Этот «храм искусства» является предшественником театра, в настоящее время известного как «Русская драма» и получил признание как культурный центр со своими художественными и эстетическими традициями уже почти столетие. В статье исследуются художественные особенности искусства декорации Азербайджанского Государственного Русского Драматического Театра имени Самеда Вургуна.

Abstract

After the sovietization of Azerbaijan as a result of social need, the Free State Theater of Criticism-Propaganda, which began to operate in the capital of the republic and is the predecessor of the art temple known as "Russian drama" today, has been recognized as a cultural center with its own artistic and aesthetic traditions for nearly a century. In the article the artistic features of the decorative art of the Azerbaijan State Russian Drama Theater named after Samad Vurgun are studied.

Ключевые слова: театр, декорация, сцена, Русский Драматический Театр, постановка

Keywords: theater, decoration, stage, Russian Drama Theater, decor

На протяжении последних ста лет на сцене Русского Драматического Театра с успехом ставились известные произведения мировых, русско-советских и азербайджанских драматургов. Нет сомнения, что их художественная композиция сыграла важную роль в обеспечении успеха спектаклей. Несмотря на то, что история развития большинства действующих в столице театров была исследована в искусствознании, этот вопрос относительно «Русской драмы» не был предметом исследования. На наш взгляд, необходимо привлечь к отдельному исследованию художественно-эстетический потенциал художественных постановок-декораций, считающихся сегодня неотъемлемой частью театрального искусства, и научно осмыслить вклад разных поколений художников в развития национального театрально-декорационного искусства в «Русской драме» и дать оценку работе, проделанной в этой области.

В этом смысле за сто сорок три года, когда азербайджанский театр получил статус профессионального, художественная постановка произведений, поставленных в Азербайджанском государственном русском драматическом театре имени Са-меда Вургуна, внесла значительный вклад в успех развитию национального искусства. Появление в Азербайджане профессионального театра и привлечение к развивающей работе профессиональных

художников обеспечило условия для эффективной деятельности в области сценографии, а также создало условия для появления различных примеров в этом направлении. Как и во всех областях искусства, в сценографии все складывалось от простого к сложному, сцена, которая когда-то выделялась для того, чтобы актеры выделялись среди других, с течением времени часто становилась носителем идеи и смыслового содержания спектакля. Эта художественная традиция характерна для ведущих театральных коллективов республики, в том числе для сценографических работ, проводимых в Азербайджанском Государственном Русском Драматическом Театре имени С. Вургуна.

Этот театр, созданный после оккупации Азербайджана большевиками, должен был служить пропаганде социалистических идей, как и большинство художественных центров того времени. Собственно, основной целью организации «Русской драмы» было доставить театральными средствами художественное и идейное удовольствие пришлым и местным русскоязычным людям, принимавшим участие в реализации революционных идей в Азербайджане. Эта тенденция была особенно сильна в первый период создания театра, т. е. в 1920-е и 1930-е годы.

На это указывало и наличие революционной тематики в репертуаре, а точнее, в совокупности

лят / «шушетум-шутмак» жт

8

спектаклей, составленных из различных драматургических материалов этого коллектива, который начал действовать как Театр критики и пропаганды. Отметим, что в отличие от других направлений искусства, формирование театра и представление его публике таким образом, чтобы это нравилось публике, было задачей не из легких. Таким образом, формирование творческого коллектива явилось важнейшим фактором, обеспечившим успех этого процесса. В Баку в то время еще не было кадров, которые могли бы решить этот вопрос на нужном уровне. Поэтому необходимо было пригласить в Баку режиссеров, актеров и художников из больших городов России, с чем успешно справился один из основателей и художественный руководитель Театра критики и пропаганды В.Швейцер (Пессимист). Кроме местных кадров, исполнять требования нового театра стали творческие люди, приглашенные им из Москвы, Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), Киева, Новосибирска и Казани.

Формирование коллектива фактически было еще началом будущих перспектив театра. Потому что для обеспечения преемственности отношений театра и зрителя важным условием было наличие интересного репертуара, способного привлечь публику. Поэтому в период с 1920 по 1923 год, помимо русско-советских авторов, в мероприятиях-спектаклях исполнялись произведения всемирно известных драматургов, представленные в виде отрывков из различных пьес.

Одним из успехов Театра критики и пропаганды в первые два десятилетия было то, что после того, как круг деятельности группы был выведен из основного театра, они превратили в свои сцены различные промышленные и производственные предприятия. Успешные гастроли коллектива по городам Северного Кавказа после первого года его деятельности стали свидетельством успешного выполнения налаженной здесь работы.

Как мы уже упоминали выше, поскольку художники являются неотъемлемой частью творческой силы, способной обеспечить эффективное функционирование театра, для оформления спектаклей из российских театров были приглашены мастера изобразительного искусства, имеющие достаточный опыт работы в этой области. Наличие среди тех, кто сотрудничал с театром в 1920-1923 гг., таких художников, как Ю.Самородов, С.Само-родова, Б.Воронов, А.Арапов, П.Узунов, П.Чичка-нов, подтверждает сказанное нами.

Начиная с сезона 1923-1924 гг., театр обратился к отдельному драматургическому материалу, что фактически требовало подготовки спектаклей коллектива классическим творческим составом, ступавшим хрупкими шажками на трудных творческих путях. Привлечение хорошо известных в России В.Иванова, Г.Якулова, И.Шлепьянова, С.Ефи-менко, М.Тихомирова, Ф.Гусака и Н.Овчинникова к постановкам разнотематических и жанровых произведений в этом театре является показателем этого. Отметим, что наряду с этими приезжими ху-

дожниками к сотрудничеству с театром был привлечен и азербайджанский художник - молодой Р. Мустафаев.

Влияние существовавших в то время стилей и течений можно было ощутить в художественно-эстетическом качестве постановок, которые были плодом воображения этих художников и служили усилению впечатления, получаемого от каждого исполнения. В целом 1920-1930-е годы, охватывавшие этап становления нового театра и входящие в него вопросы художественного оформления, можно считать успешными для Театра критики и пропаганды, предшественника сегодняшней «Русской драмы». Это подтверждается тем, что этот коллектив стал довольно известным как в Азербайджане, так и на территории бывшего СССР.

На новом этапе, охватывающий 1940-1980-е годы, широко распространены творческие поиски и произошли уникальные изменения в области сценографии. Одной из главных причин такой уникальности и разнообразия стало сотрудничество художников, задействованных в постановке спектаклей, с разными режиссерами. Приняв решение ставить произведения мировых и отечественных авторов, руководство театра постаралось не ошибиться в выборе режиссера и художника. Это, конечно, обусловило окончательный успешный результат.

Если в большинстве спектаклей 1940-1960-х годов С.Ефименко выступал как художник-постановщик, то режиссеров, с которыми он сотрудничал, было немало. Это также подтверждается его работой с режиссерами разных творческих направлений, такими как Ю.Яровславский, А.Грипич, П.Жариков, Г.Георгиевский, Б.Великанов, П.Юдин, К.Степанов-Колосов, М.Хашимов, Г.Гулахмадова-Мартынова, К.Мякишев, А.Бендер-ский, Ю.Завадский, И.Хасин, Дж.Салимова и Г.Дроздов. Но надо отметить, что со сколькими бы разными режиссерами он ни работал, в своих декорациях он выступает реалистом. Не ошибемся, если скажем, что все это явилось эффективным инструментом для запоминающейся подачи зрителям драматургического материала на различные темы. Добавим, что в указанный период одновременно с С.Ефименко в театре работали и другие художники. Ф.Гусак, Н.Овчинников, Ю.Швец, А.Филиппов, Д.Нарбут, М.Фатуллаев, Ю.Торопов, Н.Рожкова, С.Гурбанов и др. художники в те годы реализовы-вали художественную постановку произведений мировых и отечественных авторов. Сотрудничество с театром этих разных по художественному вкусу художников не только внесло разнообразие в сценографическое решение поставленных здесь произведений, но и обогатило театрально-декорационное искусство Азербайджана в целом. Естественно, что корень такого разнообразия кроется в том, что спектакли посвящены самой разной тематике, а также разным художественным стилям режиссеров - постановщиков произведений. Однако, как бы ни были красочны театральные замыслы 1940-1980-х годов, надо сказать, что эстетика реалистических традиций свойственна их общему ху-

«шушшшум-шугмау» жш / лят

9

дожественному смыслу. Добавим, что в этих композициях, решаемых в соответствии с общим духовно-психологическим настроем спектаклей, можно наблюдать и изменения отношения артистов к общей емкости сцены.

Если постановка сцены с компактностью деталей и лаконичным цветовым решением была фактором, берущим свое начало в современной театральной эстетике, то, с другой стороны, можно сказать, что это была режиссерско-художественная интерпретация, направленная на обеспечение выразительности игры актера. Однако в этой «бережливости», не вредящей общему духу пьесы, есть намеки на заставляющую задуматься, символически-философскую художественную интерпретацию, не встречавшуюся до тех пор в нашем театрально-декорационном искусстве. В целом творческие поиски художников можно считать успешными, так как они реализовали указанные художественно-эстетические достоинства в нашей отечественной сценографии для решения проблемы традиции и современности. Бесспорно, что их логичное использование существующих художественно-технических средств является запоминающимся художественным решением в сценографии того периода, что также подчеркивает воздействие на общую эстетику спектаклей.

В художественных особенностях сценографии периода независимости достаточно достоинств, повышающих эффективность донесения до зрителя смысла и содержания поставленных произведений. Одним из факторов, определяющих это, была независимость театра во всех смыслах, имевшая недвусмысленную идеологическую приверженность. Прежде всего, ощутимые изменения, происходившие в репертуаре театра, обусловили развитие других творческих процессов в ином художественно-эстетическом качестве. Постановка в «Русской драме» высоко оцененных публикой произведений мировых и отечественных драматургов не только усилила зрительский поток, но и повела к более интересному пути развития азербайджанского театрального искусства в целом, а также искусства композиции, которая является ее неотъемлемой частью. Иными словами, творческая самостоятельность репертуара и режиссерской трактовки проявлялась в художественном замысле спектаклей.

Отметим, что привлечение новых и молодых кадров к искусству отечественной сценографии положительно сказалось на процессе создания декораций, играющих роль фона для спектаклей и эскизов костюмов, оживляющих персонажей в спектакле. Вероятно, было бы наивно полагать, что широкое использование современных техник в искусстве после обретения независимости обошло стороной сценографию. Художники-постановщики, успешно использующие световые эффекты, помогающие сделать происходящее на сцене то реальным, то нереалистичным, сумели усилить общий дух спектакля. Можно считать, что художники-постановщики выразили свои мысли в раскрытии смысловой нагрузки произведения в

созданных ими декорациях середины прошлого века, а также в предметах, ставших необходимыми атрибутами сцены, и этот факт можно считать одним из характерных черт сценографии периода независимости.

В годы независимости успех произведений, поставленных в Азербайджанском Государственном Русском Драматическом Театре имени С.Вур-гуна, несомненно, является достижением единства режиссера и художника в художественной интерпретации авторского замысла. Источник успеха этого союза кроется в глубоком понимании роли искусства художника в театральном пространстве художника, который вместе с режиссером готовит эскизы декораций и костюмов спектакля.

В заключении отметим, что каждый театральный художник, собирающийся придать сценическому пространству убедительный вид, обеспечивающий живость происходящих в спектакле событий, должен быть творцом, умеющим использовать все художественно-технические возможности этой области. Сущность художественно-творческих шагов, которые он предпримет, определяется только после того, как он основательно изучит драматургический материал. Это помогает ему выбирать формы, цвета и одежду, способные нести общий тон пьесы. На этом этапе рекомендации директора могут оказать существенную помощь. Когда известно, чего он хочет от художника, становится ясна суть задачи, которую он собирается решить, постановщику, который занимается этим. После этого начинается непростой процесс обновления сцены. В первую очередь, художник создает «обманчивую» перспективу в пространстве, которое на самом деле не такое уж длинное и глубокое. Одним из важных моментов творческого процесса является подготовка эскизов одежды персонажей, которые могут очень свободно чувствовать себя в «своей одежде» в этом пространстве. Таким образом, влияние одежды, имеющей логическую или алогическую сущность, на общую эстетику пьесы становится заметным.

Немаловажное значение имеет и выбор «театральной мебели» — предметов, из которых будет складываться сцена. Поэтому, как и одежда, они должны быть логичны и необходимы. Иными словами, этот предмет не должен быть «унылым» и «мертвым» на протяжении всего спектакля, он должен быть удачным фоном для действий и разговоров персонажей, а в какой-то момент спектакля зрителю должно быть ясно, что смысл и содержание, которое оно несет. Последней задачей художника, создающего сцену для прибытия актеров, является освещение спектакля. В отличие от прежних времен, использование этих световых эффектов, которые часто могут заменить тяжелые декорации и различные сценические приемы, является неотъемлемой частью сегодняшней сценографии. Понятно, что талантливое осуществление всех этих творческих процессов, составляющих неотъемлемую часть театрально-декорационного искусства, приведет к результату, который обеспечит успех спек-

10

art / «шушетим-шигмау» 2022

такля. Поощрительно, что те художественные процессы, которые мы выше считаем образцовыми, непрерывно реализуются на сцене Азербайджанского Государственного Русского Драматического Театра имени С.Вургуна и ценители театра время от времени были свидетелями высокой художественно-эстетической ценности этих спектаклей.

Литература

1. Obdürrahmanov, A. Teatrda rassamin rolu. -Baki: Elm va tahsil, - 2012. -102 s. // Абдуррахманов, А. Роль художника в театре. - Баку: Наука и образование, - 2012. -102 с.

2. Rэhimli, I Azэrbaycan teatr tarixi. - Вак1: Са§ю§1и, - 2005. - 864 s. // Рагимли, И. История Азербайджанского театра. - Баку: Чашыоглы, 2005. - 864 с.

3. Sэfэrэliyeva, D. Sovet Azэrbaycaшn teatr-dekorasiya sэnэti - Bakl: Аzэmэ§r, - 1968. - 120 s.// Сафаралиева, Д.А. Театрально-декорационное искусство Азербайджана. - Баку: Азернешр, - 1968. -120 с.

4. Vэliyev, Э. Teatr sэnэtimiz: dunэn, Ьи guш sabah. - Bakl: Tэhsil, - 2003. - 320 s. // Велиев, А. Театральное искусство: вчера, сегодня, завтра. -Баку: Образование, - 2003. - 320 с.

УДК 745/749

Эминбейли Нармин Азад кызы Кандидат искусствоведения, Преподаватель кафедры «История искусства» Азербайджанской Государственной Академии Художеств РР!: 10.24412/2520-6990-2022-24147-10-13 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЮСТОВ-ПОРТРЕТОВ, ВОЗВЕДЕННЫХ В ГОРОДАХ

АЗЕРБАЙДЖАНА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Eminbeyli Narmin Azad

PhD in Art-study The Azerbaijan State Academy Of Arts Teacher of the Chair "Art history"

THE ARTISTIC FEATURES OF PORTRAIT-BUSTS ERECTED IN AZERBAIJANI CITIES DURING

THE SOVIET PERIOD

Аннотация

Советская власть в Азербайджане с первого дня своего установления уделяла особое внимание идеологической сфере. В 1920 году, после свержения Азербайджанской Народной Республики и захвата власти большевиками в Азербайджане, план «Монументальная пропаганда» стал основным принципом советского искусства, в том числе скульптуры. Широко пропагандируя в обществе теорию марксизма-ленинизма, прививая людям советский патриотизм, пролетарский интернационализм, коммунистическое отношение к труду, общественную активность и другие лозунги стали основой развития скульптуры. Наряду со своей политической и идеологической целью этот пропагандистский план стимулировал бурное развитие скульптуры. В статье исследуются художественные особенности бюстов-портретов, возведенных в городах Азербайджана в советский период.

Abstract

Since the first day of its establishment of the Soviet power in Azerbaijan the special attention has been paid to the ideological sphere. After the overthrow of the Azerbaijan Democratic Republic in 1920 and the Bolsheviks seized power, the plan "Monumental Propaganda" in Azerbaijan became the basic principle of Soviet art, including sculpture. To promote the Markizim-lenizim theory in society the issues such to instill in people Soviet patriotism, proletarian internationalism, the communist attitude to labor, social activism, etc. became a development goal of the sculpture. Along with its political and ideological purpose this propaganda plan gave impetus to the rapid development of sculpture. In the article the artistic features of bust-portrait works erected in the cities of Azerbaijan during the Soviet period are studied.

Ключевые слова: скульптура, станок, город, скульптура, образ, портрет.

Keywords: sculpture, long worktable, city, plasticity, image, portrait.

Несмотря на богатые исторические традиции скульпторы как Ю.Кейлихис, Э.Р.Трипольская, азербайджанской скульптуры, в начале ХХ века С.Д.Эрьзя, имеющие большой опыт в этой области уровень скульптуры в республике был намного изобразительного искусства, работали в Азербай-ниже, чем в мире, в том числе и в России. В Азер- джане в первые годы советской власти и прило-байджане возникла потребность в подготовке про- жили усилия для подготовки национальных кадров. фессиональных скульпторов. В этом смысле бес- Они создали работы на темы, близкие мыслям ши-спорна кропотливая работа приглашенных в страну роких масс, и занялись продвижением нового об-художников по становлению и развитию професси- раза человека как основоположника социализма. ональной скульптуры в Азербайджане. Такие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.