Научная статья на тему 'Творческое наследие А. Г. Ридаля и К. Ф. Степанова-Колосова как общее достояние российского и азербайджанского театра'

Творческое наследие А. Г. Ридаля и К. Ф. Степанова-Колосова как общее достояние российского и азербайджанского театра Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
87
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наследие веков
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ТЕАТРА / ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ / КРАСНОДАРСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО / А. Г. РИДАЛЬ / К. Ф. СТЕПАНОВ-КОЛОСОВ / ТЕАТРАЛЬНАЯ РЕЖИССУРА / HISTORY OF THE AZERBAIJANI THEATER / THEATER LIFE / KRASNODAR DRAMA THEATER / ARSENIY G. RYDAL / KONSTANTIN F. STEPANOV-KOLOSOV / THEATER DIRECTING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гафаров Видади Рамиз Оглы

В статье реконструированы биографии и творческая деятельность талантливых режиссеров А. Г. Ридаля и К. Ф. Степанова-Колосова, сыгравших важную роль в становлении профессионального театрального искусства в Азербайджане. Их имена вписаны не только в историю азербайджанского театра оба работали и в других городах бывшего Советского Союза, в том числе отдали немало сил развитию Краснодарского драматического театра имени М. Горького. В бакинский период А. Г. Ридаль (в 1926-1939 гг.), К. Ф. Степанов-Колосов (в 1949-1954 гг.) осуществили более 30 постановок, оставивших глубокий след в памяти зрителей. Творческие усилия А. Г. Ридаля и К. Ф. Степанова-Колосова способствовали обогащению репертуара, укреплению дружеских связей между нашими народами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Гафаров Видади Рамиз Оглы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Сreative Heritage of Arseniy G. Rydal and Konstantin F. Stepanov-Kolosov as the Common Treasure of the Russian and Azerbaijani Theater

The author reconstructs the biographies and creative activities of talented directors Arseniy G. Rydal and Konstantin F. Stepanov-Kolosov, who played an important role in the development of professional theatrical art in Azerbaijan. Their names are written not only in the history of the Azerbaijani theater because they both worked in different cities of the former Soviet Union, including giving a lot of energy to the development of the Krasnodar Drama Theater. In the Baku period Arseniy G. Ridal (in 1926 1939) and Konstantin F. Stepanov-Kolosov (in 1949 1954) carried out more than 30 productions, which left a deep impression in the memory of the audience. The creative efforts of Arseniy G. Ridal and Konstantin F. Stepanov-Kolosov contributed to the enrichment of the repertoire and the strengthening of friendly ties between our peoples.

Текст научной работы на тему «Творческое наследие А. Г. Ридаля и К. Ф. Степанова-Колосова как общее достояние российского и азербайджанского театра»

ГАФАРОВ Видади Рамиз оглы

доктор философии по искусствоведению, доцент, заведующий отделом театра, кино и телевидения Института архитектуры и искусства Национальной академии наук Азербайджана Баку, Азербайджанская Республика Vidadi R. GAFAROV Head, Department of Theater, Cinema and Television, Institute of Architecture and Art, National Academy of Sciences of Azerbaijan, Baku, Republic of Azerbaijan vidadi-qafarov@rambler.ru

УДК 792.03:792.075(470:479.24) ГРНТИ 18.45.91 ВАК 24.00.01

Творческое наследие А. Г. Ридаля

и К. Ф. Степанова-Колосова как общее достояние российского и азербайджанского театра

The Сгeative Heritage of Arseniy G. Rydal and Konstantin F. Stepanov-Kolosov as the Common Treasure of the Russian and Azerbaijani Theater

В статье реконструированы биографии и творческая деятельность талантливых режиссеров А. Г. Ридаля и К. Ф. Степанова-Колосова, сыгравших важную роль в становлении профессионального театрального искусства в Азербайджане. Их имена вписаны не только в историю азербайджанского театра — оба работали и в других городах бывшего Советского Союза, в том числе отдали немало сил развитию Краснодарского драматического театра имени М. Горького. В бакинский период А. Г. Ридаль (в 1926-1939 гг.), К. Ф. Степанов-Колосов (в 1949-1954гг.) осуществили более 30 постановок, оставивших глубокий след в памяти зрителей. Творческие усилия А. Г. Ридаля и К. Ф. Степанова-Колосова способствовали обогащению репертуара, укреплению дружеских связей между нашими народами.

Ключевые слова: история азербайджанского театра, театральная жизнь, Краснодарский драматический театр имени М. Горького, А. Г. Ридаль, К. Ф. Степанов-Колосов, театральная режиссура.

The author reconstructs the biographies and creative activities of talented directors Arseniy G. Rydal and Konstantin F. Stepanov-Kolosov, who played an important role in the development of professional theatrical art in Azerbaijan. Their names are written not only in the history of the Azerbaijani theater because they both worked in different cities of the former Soviet Union, including giving a lot of energy to the development of the Krasnodar Drama Theater. In the Baku period Arseniy G. Ridal (in 1926-1939) and Konstantin F. Stepanov-Kolosov (in 1949-1954) carried out more than 30 productions, which left a deep impression in the memory of the audience. The creative efforts of Arseniy G. Ridal and Konstantin F. Stepanov-Kolosov contributed to the enrichment of the repertoire and the strengthening of friendly ties between our peoples.

Keywords: history of the Azerbaijani theater, theater life, Krasnodar Drama Theater, Arseniy G. Rydal, Konstantin F. Stepanov-Kolosov, theater directing.

НАСЛЕДИЕ ВЕКШ

2019 № 1

Становление азербайджанского профессионального театра немалым обязано российским деятелям искусства, которые с начала ХХ в. принимали участие в развитии бакинских театров, служа культуре Азербайджана и делу укрепления дружественных связей между нашими народами. Режиссеры А. А. Туганов, А. Иванов, С. А. Майоров, Д. Г. Гутман, В. Люце, А. А. Грипич, Я. Г. Ярославский, Л. Ф. Дашковский, Б. С. Великанов, П. А. Рудин, М. И. Рихельс и другие создавали интересные, запоминающиеся спектакли на бакинской сцене — не только в Русском драматическом театре, осуществлявшем постановки на русском языке, но и в других театрах города. Многие были художественными руководителями, главными режиссерами театров, награждались почетными званиями Азербайджанской Республики.

Биографии двух представителей этой плеяды — А. Г. Ридаля и К. Ф. Степанов-Колосова примечательны тем, что оба работали в Баку (Ридаль в 1926-1939 гг., Степанов-Колосов в 1949-1954 гг.), а также, в другие периоды своей творческой деятельности, в Краснодаре. Напомним об основных вехах творческого и жизненного пути этих режиссеров.

Арсений Григорьевич Ридаль (1883-1975) родился 29 декабря 1883 г. (10 января 1884 г. по старому стилю) в Санкт-Петербурге в семье Ридаль-Левиных, его отец был банковским служащим. По окончании иркутской гимназии Арсений учился на медицинском факультете Томского университета. В 1910-1912 гг. прошел курс режиссуры в Летней школе Макса Рейн-гардта в Германии, в 1913 г. консерваторский курс композиции и дирижирования (Брюссель).

Начав как актер в Санкт-Петербургском театре «Кривое зеркало», играл в составе малых трупп (1913-1916) северной столицы империи.

После мобилизации в РККА был зачислен в санитарный отряд при Донском ревкоме, но не покинул сцену: в 1917 г. выступал в опере С. И. Зимина; в 1918-1919 гг. создал самодеятельный театр в г. Богучаре. Период 1919-1924 гг. был связан с Воронежем, где он преподавал театральной студии, ставил спектакли в студийном и городском театрах, основал Театр вольных мастеров (1923-1924), написал комическую оперу «Последнее приключение Дон Жуана» (1923) и музыку ко многим спектаклям.

Позднее Ридалю пришлось жить и работать во многих городах (Баку, Куйбышев, Ереван, Тбилиси). Он вплоть до 1960-х преподавал в театральных училищах Воронежа, Баку, Москвы (ЦЕТЕТИС, 1931-1933), Ташкента. В 1952-1962 гг. был главным режиссером Грозненского театра драмы. В 1960-м получил звание «Заслуженный деятель искусств Чечено-Ингушской АССР». Умер 24 марта 1975 г. в Грозном [2].

Из сказанного видно, сколь яркий жизненный путь выпало пройти Арсению Ридалю, преданно служившему театру, любовь к которому для него была превыше всего.

Мы отметили, что 1926-1939 гг. были достаточно тесно связаны с работой в Азербайджане. Ради исторической точности скажем: бакинские эпизоды его творчества охватывают 1926-1928, 1933-1934, 1937-1939гг. [1]. Первой была осуществлена постановка пьесы М.А. Булгакова «Зойкина квартира» (премьера 31 октября 1926 г.) в Бакинском рабочем театре (ныне Русский драматический театр), далее на сцене этого театра он подготовил еще 15

Степанов-Колосов Константин Федорович (1894 -1962)

НАСЛЕДИЕ ВЕКОВ

2019 № 1 '

р. в. гяфдров • творческое наследие а. Г. риддла и к. ф. степдновй-колосовй...

постановок [1]. Кроме того, поставил три спектакля в Бакинском тюркском рабочем театре (на азербайджанском языке).

Деятельность А. Г. Ридаля в Баку была очень плодотворной, только в 1926-1928 гг. он дал жизнь десяти спектаклям. На сцене Бакинского рабочего театра — «Собор Парижской Богоматери» В.Гюго (премьера 14 ноября 1926 г), «Том Сойер» М. Твена (премьера 3 декабря

1926 г.), «Семья Космовских» Ю.Н.Юрьина (премьера 27 декабря 1926 г.), «Конец Криво-рыльска» Б.С.Ромашова (премьера 27 января

1927 г.), «Дети» Германа Бара (премьера 08 февраля 1927 г.), «Есть контакт» М.П.Гальперина (премьера 20 марта 1927 г.). Его спектакли, как правило, выделявшиеся оригинальным решением и ансамблевой игрой, привлекали внимание зрителей и театральной общественности.

Постановки на азербайджанском языке по пьесам «Парижский собор Нотр-Дам» В. Гюго (премьера 6 апреля 1928 г.), «Рельсы гудят» В.М.Киршона (название спектакля «Золотые поезда», премьера 4 ноября 1928 г.), «Разлом» Б.А.Лавренева были встречены с большим интересом. Периодическая печать откликнулась на «Парижский собор Нотр-Дам»: «несмотря на то, что эта постановка является первым творческим опытом режиссера А. Г. Ридаля в Тюркском Рабочем Театре,

Ридаль Арсений Григорьевич (1893-1975)

ему удалось плодотворное сотрудничество с художником М. Сагияном, и особенно с актерским ансамблем» [5, с. 100]. В «Золотых поездах» он добился еще большего успеха. Критика отмечала, что «под руководством режиссера А.Г. Ридаля и художника С.С.Серегина удалось создать крайне волнующий спектакль, с ярким художественным стилем ... Огромный завод был очень удачным и как художественное пространство, и как конструкция для планирования массовых сцен ... Вообще "Золотые поезда" в Тюркском Рабочем Театре являются победой, указывающей на художественный рост театра» [6, с. 75-76].

Во время тбилисских гастролей Бакинского тюркского рабочего театра (январь 1929 г.) пьеса Б. А. Лавренева «Разлом», поставленная А. Г. Ридалем, имела большой успех и на сцене театра имени Руставели. Как писалось в прессе, «Постановка "Разлом" на тюркской сцене ... одна из блестящих побед тюркского театра ... спектакль прошел с исключительным воодушевлением и зрители, заполнившие зал, тепло встретили гастролеров» [6, с. 79-80].

А. Г. Ридаль в 1933-1934, 1937-1939 гг. работал с неменьшей активностью. В эти годы на сцене Азербайджанского государственного русского драматического театра им поставлены «Интервенция» Л. И. Славина, «Бешеные деньги» А. Н.Островского, «В 1905-м году» Дж. Джабарлы, «Анна Каренина» Л.Н.Толстого, «Шел солдат с фронта» В. П. Катаева, «Медведь — победитель разбойника» М.Ф.Ахундзаде, «Чекисты» М. Э. Козакова, «Похищение Елены» Л. Верней-ля. Из названных спектаклей «Интервенция» имела особый успех и была по праву признана одной из лучших постановок за всю историю театра: «спектакль обязан своей славой и режиссеру-постановщику А. Ридалю, и художнику Вяч. Иванову, и композитору С. Па-ниеву, и прекрасным артистам» [3, с. 19].

Бакинский период творчества Ридаля знаменателен также

35 НАСЛЕДИЕ ВЕКШ

www.heritage-magazine.com 2019 № 1

обращением к азербайджанской классике: комедии «Медведь — победитель разбойника» основоположника Азербайджанской драматургии М. Ф. Ахундова и драмы Дж. Джаббарлы «В 1905-м году».

В выборе репертуара А. Г. Ридаль тяготел к классике, отличался широтой тематики и жанровым разнообразием. Все это принесло режиссеру заслуженное признание со стороны зрителей и театральных критиков. Ридаль работал в Баку в общей сложности около шести лет, внеся свою лепту в развитие азербайджанского театрального искусства.

О жизни Константина Федоровича Степанова-Колосова информации, к сожалению, немного. Известно, что родился он в 1894 г., служил в театрах Челябинска, Свердловска, Барнаула, Баку, Кирова, Ишима. В 1930-1940-х К. Ф. Степанов-Колосов был главным режиссером Краснодарского театра драмы, Шадринского театра драмы (худрук с 1942 г.), Пермского театра драмы (1945-1946), Ярославского театра драмы имени Ф. Г. Волкова (1946-1949), Ленинградского областного гастрольного театра (1955). В 1944 г. был удостоен звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Скончался в 1962 г. в Ленинграде, похоронен на Преображенском кладбище [4].

Однако о бакинском периоде творчества К. Ф. Степанова-Колосова известно довольно подробно. В 1949-1955 гг. он был главным режиссером Азербайджанского государственного русского драматического театра, где осуществил 15 постановок. В отличие от А. Г. Рида-ля, обращавшегося и к западноевропейской классике, Степанов-Колосов тяготел к отечественной и, особенно, современной драматургии. Благодаря ему на Бакинской сцене состоялись премьеры спектаклей: «Горе от ума» А. С. Грибоедова (23 мая 1951 г.), «Женитьба» Н. В. Гоголя (1 марта 1952 г.), «Лес» А. Н. Островского (29 июня 1952 г.), «Тени» М. Е. Салтыкова-Щедрина (28 декабря 1953 г.), «Чужая тень» К. М. Симонова (12 декабря 1949 г.), «Счастье» П. А. Павленко (20 декабря 1949 г.), «Молодость» Л. Г. Зорина (29 марта 1950 г.), «В средние века» Л. Шейна и И. Пырьева (1 марта 1952 г.), «Директор» С. И.Алешина, «Незабываемый 1919-й» В. В. Вишневского, «Семья» И. Ф. Попова

(29 августа 1952 г.), «Порт-Артур» И. Ф. Попова и А. Н. Степанова (27 июля 1953 г.), «Любовь на рассвете» Я. А. Галана (25 сентября 1953 г.), «Огненный мост» Б. С. Ромашова (13 мая 1954 г.), «Иван Рыбаков» В. М. Гусева [1].

О пьесе «Счастье» пресса писала: «Поиск героя нашего времени, достойного подражания, приводит театр к инсценировке замечательного романа П. Павленко "Счастье". Спектакль, поставленный К. Степановым-Колосовым, тем и отличался, что нес в себе эту заразительность примера, внушал чувства гордости такими людьми, как Воропаев...» [3, с. 45]. Творчество режиссера всегда было в центре внимания прессы. Рецензенты писали, что «Горе от ума» «отличалось. глубиной замысла, сочным реализмом актерского исполнения» [3, с. 64], называли одной из самых удачных работ Степанова-Колосова спектакль на современную тематику: «Такой же реалистической добротностью в целом и во всех своих деталях отличалась постановка пьесы И.Попова "Семья"» [3, с. 55]. «Лес» в постановке К. Ф. Степанова-Колосова также вызвал широкий резонанс: «Театр раздвигает рамки пьесы. разоблачает Гурмыжских с широких общественных позиций, видит в Несчастливце-ве не только гордого человека и актера, влюбленного в искусство, но и гражданина, смело обличающего общественное зло» [3, с. 60]. Как «ценный опыт создания сатирического спектакля» была воспринята постановка комедии Салтыкова-Щедрина «Тени»: «В целом это был яркий, впечатляющий спектакль» [3, с. 66].

Творчество этого режиссера получило заслуженно высокую оценку современников: «Укреплению реалистических корней театра способствовали спектакли К. Степанова-Колосова, поставленные вдумчиво, добротно. Будучи ряд лет главным режиссером театра, он воспитывал труппу в духе строгого реализма, верности жизненной правде» [3, с. 55].

Таким образом, А. Г. Ридаль и К. Ф. Степанов-Колосов внесли значительный вклад в обогащение репертуара и развитие дружеских связей между национальными культурами; их имена навечно вписаны в историю азербайджанского театра.

Наследие веков

2019 № 1 '

р. в. гафаров • творческое наследие а. f. ридаля и к. ф. степяновя-колосовя...

Использованная литература:

1. Алиева А. Азербайджанский государственный русский драматический театр имени Самеда Вургуна. Москва: Б.и., 1959.

2. Арсений Григорьевич Ридаль [Электронный ресурс] // Циклопедия. URL: http://cydowiki.org/wiki/Ар-сений_Григорьевич_Ридаль (дата обращения 29.10.18).

3. Богуславский В. Русский драматический театр имени Самеда Вургуна. Баку: Театральное общество Азербайджана, 1971.

4. Григорьев А. В. Степанов-Колосов Константин Фёдорович. [Электронный ресурс] // Яркипедия. URL: https://yarwiki.ru/artide/1691/stepanov-kolosov-konstantin-fyodorovich (дата обращения 29.10.18).

5. Qazizade 1. Azerbaycan 1§fi Teatri (1921-1932-ci illar). Baki: Elm ve tahsil, 2012.

6. 9fendiyev M. S. Proletar teatrosu ugrunda. Baki: Azerne§r, 1931.

References:

1. Aliyeva, A., Azerbaydzhanskiy gosudarstvennyy russkiy dramaticheskiy teatr imeni Sameda Vurguna, Moskva: no publ., 1959.

2. Arseniy Grigor'yevich Ridal', in TSiklopediya. URL: http://cyclowiki.org/wiki/Arseniy_Grigor'yevich_Ridal'. Accessed 29 October, 2018.

3. Boguslavskiy, V., Russkiy dramaticheskiy teatr imeni Sameda Vurguna, Baku: Teatral'noye obshchestvo Azerbaydzhana, 1971.

4. Grigor'yev, A. V., Stepanov-Kolosov Konstantin Fyodorovich, in YArkipediya. URL: https://yarwiki.ru/ article/1691/stepanov-kolosov-konstantin-fyodorovich. Accessed 29 October, 2018.

5. Qazizade, 1., Azarbaycan Teatri (1921-1932-ci Mar) [The Azerbaijani Theater of Workers (1921-1932)], Baki: Elm ve tahsil, 2012.

6. 9fendiyev, M. S., Proletar teatrosu ugrunda [For Proletarian Theater], Baki: Azerne§r, 1931.

Полная библиографическая ссылка на статью:

Гафаров, В. Р. Творческое наследие А. Г. Ридаля и К. Ф. Степанова-Колосова как общее достояние российского и азербайджанского театра [Электронный ресурс] / В. Р. Гафаров // Наследие веков. - 2019. - № 1. - С. 33-37. URL: http:// heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2019/03/2019_1_Gafarov.pdf (дата обращения дд.мм.гг).

Full bibliographic reference to the article:

Gafarov, V. R., Tvorcheskoye naslediye A. G. Ridalya i K. F. Stepanova-Kolosova kak obshcheye dostoyaniye rossiyskogo i azerbaydzhanskogo teatra (The Creative Heritage of Arseniy G. Rydal and Konstantin F. Stepanov-Kolosov as the Common Property of the Russian and Azerbaijani Theater), Nasledie vekov, 2019, no. 1, pp. 33-37. http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2019/03/2019_1_Gafarov.pdf. Accessed Month DD, YYYY.

Наследие векш

2019 № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.