Научная статья на тему 'Художественные коллекции вузов культуры как региональные центры искусства (на примере ретроспективного анализа формирования художественной коллекции Челябинского государственного института культуры)'

Художественные коллекции вузов культуры как региональные центры искусства (на примере ретроспективного анализа формирования художественной коллекции Челябинского государственного института культуры) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественная коллекция / принципы создания и формирования художественных коллекций / электронная ресурсная база художественного наследия / изобразительное искусство / художественное наследие / art collection / principles of art collections creation and formation / artistic heritage electronic resource base / visual art / artistic heritage

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гейль Вера Васильевна

В статье проведено исследование процессов формирования и развития художественной коллекции в Челябинском государственном институте культуры. Выявлены принципы, механизмы и этапы ее развития. Рассмотрен путь эволюции формирования коллекции: от предметов декора интерьеров до создания постоянной художественной коллекции. Проанализированы формы и направления работы с коллекцией, осуществляемые в Челябинском государственном институте культура, в том числе внедрение современные информационных технологий в сохранении и популяризации произведений искусства. Сделана попытка определения ее функционального статуса в контексте развития региональной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Гейль Вера Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art Collections of Culture Institutes as Regionals Art Centers (on the Example of Retrospective Analysis of the Art Collection of the Chelyabinsk State Institute Of Culture and Arts Formation)

The article studies the processes of formation and development of art collection in the Chelyabinsk State Institute of Culture. The author has revealed the principles, mechanisms and stages of its development. The author has followed the evolution of formation of the collection starting with the interior décor objects and finishing with the creation of the permanent collection itself. The article contains the analysis of the forms and directions of work with the collection carried out in the Chelyabinsk State Institute of Culture including modern information technologies in preserving and popularizing works of art. The author has tried to determine its functional status in the context of regional culture development.

Текст научной работы на тему «Художественные коллекции вузов культуры как региональные центры искусства (на примере ретроспективного анализа формирования художественной коллекции Челябинского государственного института культуры)»

УДК 378:379.8: 008

Вера Васильевна Гейль

кандидат исторических наук,

доцент кафедры

декоративно-прикладного искусства

Челябинский государственный

институт культуры, Челябинск, Россия

E-mail: gieil83@mail.ru

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КОЛЛЕКЦИИ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ КАК РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ИСКУССТВА (на примере ретроспективного анализа формирования художественной коллекции Челябинского государственного института культуры)

В статье проведено исследование процессов формирования и развития художественной коллекции в Челябинском государственном институте культуры. Выявлены принципы, механизмы и этапы ее развития. Рассмотрен путь эволюции формирования коллекции: от предметов декора интерьеров до создания постоянной художественной коллекции. Проанализированы формы и направления работы с коллекцией, осуществляемые в Челябинском государственном институте культура, в том числе внедрение современные информационных технологий в сохранении и популяризации произведений искусства. Сделана попытка определения ее функционального статуса в контексте развития региональной культуры.

Ключевые слова: художественная коллекция, принципы создания и формирования художественных коллекций, электронная ресурсная база художественного наследия, изобразительное искусство, художественное наследие

Для цитирования: Гейль, В. В. Художественные коллекции вузов культуры как региональные центры искусства (на примере ретроспективного анализа формирования художественной коллекции Челябинского государственного института культуры) / В. В. Гейль // Вестник культуры и искусств. — 2024. — № 1 (77). — С. 55-65.

В настоящее время вузы культуры являются крупными региональными образовательными, научными и творческими центрами. Они принимают активное участие в решении социальных и духовных проблем современности. Именно вузы культуры призваны и способны реализовывать идеи сохранения и популяризации не только общероссийского, но, прежде всего, регионального духовного и культурного наследия (обычаев, художественных произведений, предметов декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и т. п.). С этой целью в них ведется целенаправленная работа по созданию различных коллекций, в том числе и художественных, отражающих региональную специфику изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Важной миссией вузов становить-

ся также популяризация культурного наследия региона. Они превращаются в крупные региональные центры художественной жизни, становятся площадками для проведения знаковых выставок, творческих встреч с деятелями искусства и культуры, апробации современных форм изучения, сохранения и популяризации художественного наследия. В связи с тем, что создание художественных коллекций не является основной миссией вузов культуры, а также роста их культурологического потенциала, расширения технологий взаимодействия участников процесса постижения наследия и способов рефлексии, актуальными становятся задачи анализа и уточнения функционального статуса подобных коллекций.

Прежде чем перейти к изложению основной части исследования, определим понятия,

55

близкие по значению, но имеющие определенные отличия: «коллекция», «художественная коллекция», «художественный музей».

Коллекция — систематизированное собрание, объединённое по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность и принадлежащее частному лицу, организации или государству [18, с. 53]. Понятие «художественная коллекция» традиционно рассматривается как собрание произведений изобразительного искусства (скульптура, живопись и графика) или декоративно-прикладного искусства [15].

Существует еще одно близкое понятие — «художественный музей». Данное понятие трактуется как обозначение учреждения исследовательского и научно-просветительного характера деятельности, осуществляющего целенаправленную работу по комплектованию, экспонированию, хранению, изучению, реставрации и популяризации произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства [15]. В соответствии с трактовкой понятия, художественный музей — это специализированное учреждение, выполняющее целый спектр работ, связанных с сохранением и популяризацией произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В своей деятельности художественные музеи опираются на современное законодательство, различные нормативные акты. Предметы, поступающие в музеи, подлежат обязательному учету, атрибуции, предъявляются определенные правила к их хранению и экспонированию.

В то время как художественная коллекция — это специально собранные предметы искусства, которые могут принадлежать частным лицам, государству или различным учреждениям, в том числе и художественным музеям. Причины появления коллекций могут быть различные: в музеях — традиционно сохранение, экспонирование, популяризация, в частных коллекциях или учреждениях — личные пристрастия владельцев или руководителей организаций, решение вопросов декорирования пространства или учебных задач.

В статье будет рассматриваться и применяться именно дефиниция «художественная коллекция» в ее предметном и конкретном воплощении. Место ее формирования — Фе-

деральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Челябинский государственный институт культуры». В связи с тем, что коллекция достаточно обширна, в данном исследовании речь пойдет о произведениях живописи, графики, скульптуры, то есть изобразительной составляющей. Предметы декоративно-прикладного искусства, в связи с широкой и разнообразной представленностью техник и материалов, требуют отдельного обзора.

Вопросы истории возникновения коллекционирования, функций, принципов формирования коллекций традиционно находятся в поле зрения ученых. Исследования Т. П. Калугиной. В. Г. Качаловой посвящены рассмотрению истоков формирования коллекций произведений изобразительного искусства, влиянию традиции и вкусов российских коллекционеров на формирование национального художественного наследия [9; 10]. Принципы, исторические особенности формирования художественных коллекций в музеях, в том числе и высших учебных заведений, рассмотрены в работах С. Д. Ворошина, Н. В. Парфентье-вой, Н. А. Нарышкиной-Прокудиной-Горской, Г. С. Трифоновой [4; 12; 14; 19]. В исследовании М. А. Бородиной проанализирован видовой состав коллекций Музея Сибирского государственного института культуры им. Д. Хворостовского, рассмотрены формы и направления его деятельности, в том числе и использования цифровых технологий [2, с. 3-13]. Работы Е. А. Кавериной, П. А. Ля-пустиной, В. Б. Наумова, В. А. Саркисова и Е. Г. Саркисовой, С. С. Соковикова посвящены рассмотрению новых форматов и каналов взаимодействия, трансляции культурных смыслов музейных коллекций. В исследованиях делается попытка определения их роли в формировании региональной культуры. Особое внимание авторы уделяют вопросам использования цифровых технологий в сохранении, экспонировании и трансляции культурного наследия [8, с. 80-85; 11, с. 55-63; 13, с. 6-23; 16; 17, с. 41-52]. Однако в исследованиях практически не нашли отражение вопросы, связанные с особенностями формирования художественных коллекций в вузах культуры, определения

56

их функционального статуса в контексте развития региональной культуры.

Проблема определения функционального статуса художественных коллекций, сформировавшихся в вузах культуры, явление многоаспектное. Одной из задач подобных коллекций является эстетизация и декорирование вузовского пространства, наполнение его авторскими произведениями искусства. Также еще одной задачей является создание на их базе уникального и оригинального фонда произведений, предметного ряда, использующегося для различных форм работы (учебной, научной, воспитательной, познавательной). Через его постижение происходит знакомство и приобщение к различным художественным стилям, направлениям, видам, жанрам и техникам, периодам развития искусства, биографиям творцов. С одной стороны, у участников происходят процессы обогащения опыта визуального восприятия специфического материала, а с другой — осуществляется развитие процессов анализа и интерпретации содержания произведения: сюжетной линии, композиционных приемов, колористики, исторического периода создания, авторской трактовки тех или иных образов. Художественные коллекции выполняют важную роль в конкретном, предметном знакомстве с различными произведениями искусства, в особенности в приобщении к образцам региональной культуры. На примере творчества отдельных мастеров раскрываются периоды и особенности ее развития. Важным аспектом в определении роли, функциональной значимости художественных коллекций, является разноплановость событийных мероприятий, проводимых на их базе. Это вернисажи, творческие встречи с художниками, лекции и экскурсии, мастер-классы и т. п. Необходимо подчеркнуть, что данные процессы происходят не в специально организованном, а в повседневном пространстве (аудитории, фойе, лестничные марши), что подчеркивает уникальность данного явления в культурном процессе. Художественные коллекции выполняют роль многоаспектной проекции культурного наследия, различных форм взаимодействия ее

участников, способов представления в культурном пространстве.

Коллекция изобразительного искусства Челябинского государственного института культуры начала свое целенаправленное формирование в начале XXI в. Для вуза культуры, главной целью которого является подготовка специалистов сферы культуры и искусств, необходимо было создать художественную среду, где студенты и обучающиеся станут участниками процесса постижения изобразительного искусства. Поэтому важно было разместить в пространстве института не копии знаменитых полотен, а именно оригинальные авторские работы [6, с. 4-5]. В основу отбора произведений изобразительного искусства лег принцип: авторами приобретаемых живописных и скульптурных работ должны быть современные уральские мастера. С одной стороны, решалась задача размещения авторских произведений искусства, а с другой, благодаря событийным мероприятиям, аннотированным текстам студенты и преподаватели вуза, а также гости знакомились с творчеством региональных мастеров. Размещение оригинальных авторских работ в пространстве вуза способствовало воспитанию художественного вкуса, формированию и обогащению визуального восприятия у будущих специалистов сферы культуры и искусства.

Основным каналом пополнения художественного фонда было приобретение (покупка) произведений искусства, со временем расширившееся в практику заказа работ и дарения авторами своих произведений. Сегодня в вузе размещены произведения изобразительного искусства (станковая и монументальная живопись, графика, скульптура), авторами которых являются художники из Перми, Екатеринбурга, Челябинска, Златоуста, Копейска, Коркино, а также Египта.

В коллекции вуза представлены работы разных жанров и направлений. Самым популярным является пейзаж. В произведениях художников О. В. Неясовой-Гладышевой «Из окна», «Зима»; Г. И. Пустозерова «Зимние сумерки»; К. В. Фокина «Над зелеными просторами»; В. И. Шамкина «Зимний вечер»; В. Г. Шаповалова «Иней зимой», «Крым», «Крым "Ласточкино гнездо"», «Осень.

57

По грибы»; В. В. Шмурадко «На закате» изображена природа Урала, Поволжья, Крыма. Жанр натюрморта представлен многочисленными изображениями цветов в работах В. М. Ваксман («Сирень в корзине», «Хризантемы», «Сирень», этюд «Цветы на окне»), О. В Неясовой-Гладышевой («Хризантемы»), Е. Н. Широковой («Цветы»). Произведения В. В. Качалова (триптих «Источник» и «Большая рябина») отразили обращение автора к различным пластам культуры — античной, древнерусской, народной, а также к авангарду. Картина знаменитого художника, графика С. Л. Черкашина «27 января» посвящена моменту дуэли знаменитого поэта А. С. Пушкина. Работ, посвященных великому русскому писателю, у Сергея Черкашина много. Образ Александра Сергеевича Пушкина ключевой в творчестве мастера [7, с. 22-24].

Среди живописных произведений коллекции Челябинского государственного института культуры особое место занимают работы художницы Е. А. Токаревой («Полет стрекозы», «Голубая роза», триптих «Девушка с шарами», «Девушка-цветок», «Дерево с шарами», диптих «Маскарад», «Морская дива», «На балконе», «Пьеро и Арлекин», «Скрипачка», «Унесенные маски»). В них отражено сюрреалистическое видение мира. Охарактеризовать эти произведения можно как «реальные вещи в нереальном мире».

Разнообразие жанров и тематик, а также стилей и направлений, представленных в художественной коллекции ЧГИК, дает возможность познакомится в одном пространстве с достаточно широким и разноплановым художественным наследием российского и регионального уровня. Работы выступают своеобразными визуальными гипертекстами, отсылая нас к различным историческим эпохам, культурным традициям, к творческим практикам художников. Произведения размещены не в специально отведенном, закрытом пространстве, а стали обязательной частью интерьеров — украсили коридоры, лестничные марши, фойе, аудитории института. Благодаря этому приобщение, постижение уникальных, авторских работ, их анализ и интерпретация происходят постоянно, способствуя формированию художествен-

ного вкуса у участников и расширению круга ассоциативных связей с другим культурными явлениями и традициями.

В художественном собрании ЧГИК присутствуют работы художников-монументалистов. Станковое произведение Л. Н. Костиной «Год 1960» — «Свадьба в Медведевке» отражает общие принципы ее монументальных росписей: свобода рисунка, напряженный колорит, регистровость расположения фигур, декоративные средний и дальний планы создают ощущение свободного пространства жизни, крупные фигуры и строения среднего плана раскрывают содержание работы. Художницей создано множество полотен, в которых она отобразила важные страницы в истории страны и Южного Урала [6, с. 21].

Знаковыми произведениями художественной коллекции стали три монументальные росписи, украсившие стены в фойе первого этажа третьего корпуса вуза. Они были созданы профессором кафедры декоративно-прикладного искусства, членом Союза художников СССР К. В. Фокиным и его учениками (М. Р. Габидул-лина, А. А. Ржавитина, Е. Е. Пяхина, Д. М. Попков, А. Е. Юрнаева, А. С. Бобырева) в 2018 г. Их создание приурочено к 50-летию института. На каждой росписи изображены десятки выдающихся деятелей российской истории, культуры и искусства: политики, государственные деятели, художники, поэты. Среди них Иван Грозный, Петр I, В. И. Ленин, И. В. Сталин, В. В. Путин, М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин, П. И. Чайковский, И. Ф. Стравинский.

Росписи стали уникальным явлением в современной культурной практике, став примером своеобразного гипертекста. Сама форма произведения — роспись, отсылает нас к древнерусской фресковой живописи, а также к традициям советского монументального изобразительного искусства. Сюжеты, включающие образы представителей истории, культуры и искусства, являются отсылками к знаковым периодам отечественной истории (церковному расколу, петровским реформам, событиям Великой Отечественной войны, русской культуре золотого и серебряного века и др.), к творчеству выдающихся представителей отечественной культуры (А. А. Блока,

58

A. С. Пушкина, С. П. Дягилева и др.). Среди них мы видим также аллюзии ко многим известным произведениям (В. А. Серов «Портрет Иды Рубинштейн», Н. И. Альтман «Портрет Анны Ахматовой», В. И. Суриков «Боярыня Морозова» и др.), а также работе К. В. Фокина «Портрет художницы».

Графика в собрании ЧГИК представлена произведением художника-графика А. В. Гиле-ва («Кижи. Часовня Спаса Нерукотворного»), линогравюрами К. В. Фокина («Федор Достоевский», «Органист святого Фомы», «Казнь Степана Разина», «Послание в Сибирь», «Приговор декабристам», «Портрет Феликса Дзержинского»), работами театрального художника Т. Д. Дидишвили (из цикла две картины «Моя Грузия»), а также произведениями В. Г. Шаповалова («Гурзуф, дача Коровина», «Дорога на Свердловск», «Осень на Урале», «Фонтан на воде», «Цветы») и П. В. Шаповаловой («Глубина», «Мачты», «Набережная», «Созерцание», «Шпиль).

Скульптурная коллекция немногочисленна. Это станковые работы из мрамора скульптора-монументалиста, народного художника Российской Федерации, почетного гражданина Челябинска В. А. Авякяна «Думы» и «Скорбящая», а также работа златоустовского мастера

B. П. Жарикова «У родничка».

Художественную коллекцию вуза составляют не только работы авторов Урала и нашей страны. В 2019 г. коллекцию скульптуры пополнил бронзовый бюст выдающегося египетского деятеля культуры, лауреата Нобелевской премии, автора более 40 произведений о социальной и политической жизни египетского общества Нагиба Махфуза. Автором скульптурного портрета является профессор Хельуанского университета, член союзов художников Египта и РФ, доктор философии и кандидат искусствоведения Усама Эльсайед Махмуд Мохамед Эльсерви.

На первом этапе формирования художественной коллекции авторские произведения изобразительного искусства играли важную роль в создании академического стиля интерьеров вуза. Отдельные произведения живописи, графики, скульптуры размещались в учебных аудиториях, пространстве научной библиотеки,

в фойе и коридорах института. Со временем роль коллекции изменилась. Она стала частью художественного пространства, включающего выставочную галерею, творческое объединение и постоянную художественную экспозицию. Развитие, трансформация роли художественных произведений является свидетельством естественной логики позитивного развития коллекции, связанного с усложнением, насыщением содержания, увеличения видового, жанрового, стилевого разнообразия произведений. Произошла качественная трансформация художественной коллекции, превращение ее в целостную систему. Изменение функциональной роли привело к появлению проблемы грамотного и эффективного использования потенциала. Отчасти такая работа ведется. Произошла модификация формата взаимодействия участников художественного процесса, изменились формы работы по сохранению и популяризации наследия, организовано информационное сопровождение проектов и проведение специальных событийных мероприятий.

Примером нового, специально организованного формата взаимодействия стало появление в 2003 г. художественной галереи «Второй этаж». Сегодня это арт-пространство «Галерея ЧГИК». Размещено оно в пространстве коридора второго этажа исторического (второго) корпуса вуза. Коридорный принцип размещения, с одной стороны, обладает минусами — наличие большого количества оконных и дверных проемов в аудитории. С другой стороны, его преимуществами стали свободный доступ к произведениям искусства широкого круга посетителей. Также в процесс общения через визуальный осмотр, знакомство с аннотациями включается любой спонтанно проходящий мимо. Особенностью арт-пространства является целенаправленное экспонирование произведений уральских художников. Главная задача — познакомить преподавателей, студентов и гостей вуза с творчеством местных мастеров. Традиции выставок работ из частных и личных коллекций произведений уральских художников активно поддерживаются на протяжении существования выставочного пространства в Челябинском государственном институте культуры. За годы существования

59

галереи прошли выставки графики, живописи, декоративно-прикладного искусства уральских художников, членов Союза художников РФ А. В. Гилева, В. А. Авакяна, В. В. Качалова, К. В. Фокина, В. Г. Шаповалова, А. П. Тютюн-никова, Л. А. Серовой, С. Л. Черкашина и многих других. Наряду с персональными выставками проводятся тематические, знакомящие зрителей с определённым периодом развития регионального искусства. Знаковой стала выставка «Соцреализм. Народность. Идейность. Конкретность. Работы уральских художников 1930-1990 гг.» (декабрь 2022 г. — январь 2023 г.).

Важным этапом в развитии художественного пространства вуза стало создание в 2007 г. членом Союза художников СССР, преподавателем факультета декоративно-прикладного творчества К. В. Фокиным творческого объединения «Великий Чердак». В его состав вошли студенты направления подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» и преподаватели кафедры декоративно-прикладного искусства

A. А. Ржавитина, М. Р. Габидуллина, С. Л. Чер-кашин, Н. А. Ситников. Традиционными стали выставки объединения. Они включают в себя результаты пленэрных практик, творческие и учебные работы студентов и преподавателей. Это выставки «Урал — Бухара» (ЧГИК, 2016), «Уральская Венеция» (ЧГИК, 2019), «13 лет Великому Чердаку» (ЧГИК, 2021), персональные выставки преподавателей объединения: Николая Ситникова (ЧГИК, 2018), Анны Ржа-витиной «По городам и весям» (ЧГИК, 2019), Константина Фокина «Графика» (ЧГИК, 2020), «Константин Фокин и «Великий Чердак»» (Зал искусств Южно-Уральского государственного университета, 2012), «Константин Фокин. Вечности заложник... У времени в плену» (Челябинский государственный музей изобразительных искусств, 2020).

Закономерным этапом развития художественной коллекции ЧГИК стало создание единой постоянной художественной выставки произведений графики и живописи челябинских художников. В 2019 г. меценат, коллекционер

B. Д. Новичков подарил Челябинскому государственному институту культуры 39 картин

челябинских художников второй половины XX в., основная часть которых в 2017 г. была представлена на выставке в Челябинском государственном областном музее изобразительных искусств на выставке «Частная история — Искусство Челябинска ХХ века из коллекции Виктора Новичкова» [20]. Данные произведения стали основой для создания единой художественной выставки «Искусство Челябинска ХХ века», которая размещена в лестничном пространстве первого корпуса института. Она включает работы разных жанров и направлений, созданных челябинскими художниками, оказавшими большое влияние на формирование регионального искусства второй половины XX в. В экспозиции представлены работы В. А. Неясова, И. А. Кучмы, Н. Д. Аникина, Н. Я. Третьякова, Н. И. Черкасова, М. И. Ткачева, К. В. Фокина, П. П. Ходаева, В. Н. Дьякова, З. Н. Латфулина, В. В. Качалова, В. Г. Мишина, А. Ю. Данилова. Появление постоянной экспозиции именно уральских художников в рамках вуза культуры является примером расширения и обогащения региональной культуры. Коллекция размещена в открытом доступе, стать участником ее постижения может любой желающий — не только студент, обучающийся или преподаватель вуза. Через постижение работ художников происходит знакомство не только с творчеством отдельных мастеров, но и с важным этапом развития регионального культуры — второй половиной XX в., оказавшим значительное влияние на развитие современной художественной жизни Урала.

Открытие собственного выставочного пространства и постоянной художественной экспозиции изменило формы работы с художественными произведениями и взаимодействия со зрителями. Выставки (временные и постоянные) требовали создания целенаправленных каналов сохранения и трансляции творчества мастеров, в том числе с использованием цифровых технологий. Работа выставок сопровождается изданием аннотированных каталогов [1; 7]. К первоначальному печатному варианту на современном этапе добавились электронные версии. Для дальнейшей популяризации творчества художников, этапов развития регионального искусства разрабатываются и проводятся

60

экскурсии по экспозициям. Благодаря экскурсионному обслуживанию студенты и преподаватели вуза, гости института знакомятся с творчеством уральских мастеров, формируется уважение к культуре и традициям Урала. Актуальными практиками сохранения материалов временных выставок стали не только каталоги (печатные и электронные), но видеоэкскурсии. На сайте вуза был создан специальный раздел «Выставочный зал», где аккумулируются электронные каталоги, видеоэкскурсии, информация о выставках [5].

Поиск новых форматов сохранения, популяризации художественного наследия, а также необходимость создания канала трансляции информации, привычного для современного участника постижения художественных произведений, привел к созданию электронного ресурса «Сергей Черкашин: Художник. Мыслитель. Человек» [3]. Авторами-кураторами данного проекта выступили декан факультета декоративно-прикладного творчества, кандидат культурологии, доцент А. Г. Лешуков, кандидат исторических наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства В. В. Гейль. Техническая разработка — В. А. Помелов, магистрант факультета декоративно-прикладного творчества, обучающийся по направлению подготовки 54.04.01 Дизайн.

Данный ресурс имеет энциклопедическую структуру нового формата, который объединил и систематизировал разрозненных сведения о творчестве уникального челябинского художника. В работе над проектом был использован принцип комбинирования объектов: сочетание различных текстовых (биография мастера, информация о выставке «Диалог. Сергей Черкашин», каталог выставки, сведения о мемориальных досках и монументальных работах, а также его интервью разных лет и публикации о творчестве художника) и фото- и видеоматериалов (изображения картин, фотографии С. Черкашина из личного архива семьи, видеоэкскурсия). Данный ресурс является актуальной формой сохранения и популяризации творчества художника. Потенциал подобных электронных ресурсов значительный. Он позволяет в дальнейшем добавлять новые разделы, обновлять имеющийся контент. Элек-

тронный формат предполагает использование не только со стационарного компьютера, разработан также мобильный вариант. Благодаря чему доступ к информации расширяется — она предназначена широкому кругу интересующихся искусством.

Сегодня художественная коллекция Челябинского государственного института культуры представлена произведениями графики, живописи (станковой, монументальной) и скульптуры, авторами которых являются признанные уральские художники, знаменитые российские и иностранные авторы. Возникнув более двадцати лет назад, она прошла несколько периодов формирования. Первоначально произведения живописи, графики и скульптуры выполняли роль, связанную с созданием академического, классического интерьера института. Со временем в вузе формируется свое выставочное пространство и постоянная художественная экспозиция, ставшие неотъемлемой частью культурного пространства всего региона. В выставочных залах института проходят знаковые выставки, творческие встречи с уральскими художниками.

В настоящее время можно выделить несколько направлений работы, осуществляемых в Челябинском государственном институт культуры, по сохранению и популяризации творческого наследия. Первое — это сохранение и дальнейшее пополнение художественной коллекции произведениями живописи, скульптуры и графики. Второе — научное осмысление, отразившееся в создании каталогов выставок, альбомов, публикации научных статей. Третье направление связано с популяризацией произведений коллекции, творчества мастеров, изобразительного искусства в целом через проведение выставок (персональных или тематических), творческих встреч с деятелями культуры и искусства, обучающих мастер-классов, на которых проходит знакомство с разными техниками и приемами изобразительного искусства. Особой формой работы стало проведение экскурсий по выставкам и создание их видеоверсий. Новой, актуальной формой сохранения, популяризации и изучения творчества мастеров стало создание электронных ресурсов, виртуальных выставок, объединяющих

61

разноплановые материалы о творчестве художников: видеоэкскурсии, электронные каталоги, фото- и видеоматериалы о творчестве художника, ссылки на интервью, работы и т. д. Электронный вариант имеет огромный потенциал в расширении географии зрителей выставок, в привлечении внимания широкой аудитории к подлинным образцам регионального искусства. Подобная научная, исследовательская и просветительская деятельность Челябинского государственного института культуры вносит важный вклад в сохранение, изучение и популяризацию художественного наследия Южного

Урала. Однако актуальными на современном этапе стали вопросы дальнейшего развития художественной коллекции, поиск новых, современных форм работы с посетителями, а также формата сохранения, экспонирования и популяризации, технологий продвижения, а также более эффективного использования потенциала произведений. Одним из вариантов решения обозначенного круга проблем является возможность использования методов социально-культурного проектирования в сохранении, популяризации и осмыслении художественного наследия.

Список литературы

1. Анна Ржавитина. По городам и весям: этюды и зарисовки : каталог выставки. — Челябинск : ЧГИК, 2019. — 43 с.

2. Бородина, М. А. Музей творческого вуза как субъект регионального социокультурного проектирования / М. А. Бородина // Шестые Рехловские чтения : сб. материалов на-уч.-практ. конф. / Краевое государственное бюджетное учреждение культуры «Истори-ко-этнографический музей-заповедник "Шушенское"». — Шушенское, 2020. — С. 3-13.

3. Виртуальная выставка «Сергей Черкашин: Художник. Мыслитель. Человек» // Челябинский государственный институт культуры : [сайт]. — URL: https://chgik.ru/exhibition/ chercashm/#part1 (дата обращения: 27.01.2024).

4. Ворошин, С. Д. К истории формирования университетских музеев / С. Д. Ворошин // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». — 2015. — Т. 15, № 2. — С. 97-102.

5. Выставочный зал ЧГИК // Челябинский государственный институт культуры : [сайт]. — URL: https://chgik.ru/tegi/vystavochnyyzalchgik (дата обращения: 13.01.2024). Дата публикации: 19.08.2013.

6. Галерея «Академия». 2004-2008 : каталог худож. коллекции ЧГАКИ / сост. И. В. Андреева. — Челябинск, 2009. — 79 с.

7. Диалог. Сергей Черкашин : каталог выставки / вступ. ст. А. Г. Лешукова, текст В. В. Гейль. — Челябинск : ЧГИК, 2023. — 40 с.

8. Каверина, Е. А. Музей как субъект креативных индустрий: предыстория / Е. А. Каверина // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). — 2022. — № 3. — С. 80-85.

9. Калугина, Т. П. Художественный музей как феномен культуры / Т. П. Калугина. — Санкт-Петербург : Петрополис, 2008. — 244 с.

10. Качалова, В. Г. Коллекционные ценности и коллекционеры: начало формирования художественных коллекций в России / В. Г. Качалова // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. — 2014. — № 1 (49). — С. 234-246.

11. Ляпустина, П. А. Креативный потенциал современного музея как новой модели коммуникативной культуры / П. А. Ляпустина // Известия УрФУ. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. — 2023. — Т. 29, № 3. — С. 55-63.

12. Нарышкина-Прокудина-Горская, Н. А. Историко-художественное наследие Политехнического университета (к 110-летию Санкт-Петербургского государственного политехнического университета) / Н. А. Нарышкина-Прокудина-Горская // Научно-технические

62

ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. — 2012. — № 2. — С.204-216.

13. Наумов, В. Б. Методология сохранения культурного наследия на примере проекта «Сохраненная культура» / В. Б. Наумов // Ценности и смыслы. — 2023. — № 2 (84). — С. 6-23. — URL: https://doi.org/10.24412/2071-6427-2023-2-6-23 (дата обращения: 18.02.2024).

14. Парфентьева, Н. В. Высокое искусство в культурной жизни университета / Н. В. Пар-фентьева, С. Д. Ворошин // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». — 2019. — Т. 19, № 1. — С. 51-66.

15. Российская музейная энциклопедия : [сайт]. — URL: http://museum.ru/rme/col_vid. asp?hud (дата обращения: 19.01.2024).

16. Саркисов, В. А. Музей в социокультурном пространстве современного города /

B. А. Саркисов, Е. Г. Саркисова // Культурологический журнал. — 2020. — № 3 (41). — URL: https:// http://cr-journal.ru/rus/journals/514.html&j_id=44 (дата обращения: 15.02.2024).

17. Соковиков, С. С. «Тема культуры» и «культурные проекции» как исследовательские концепты / С. С. Соковиков // Вестник культуры и искусств. — 2023. — № 2 (74). —

C. 41-52.

18. Словарь актуальных музейных терминов // Музей. — 2009. — № 5. — С. 47-68.

19. Трифонова, Г. С. Университетский музей науки и искусства: традиции, место и роль в современном культурно-образовательном пространстве вуза / Г. С. Трифонова // Традиции и новации в отечественной духовной культуре : сб. материалов Третьей Юж.-Ур. межвуз. науч.-практ. конф. — Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2006. — С. 62-69.

20. Частная история. Искусство Челябинска XX века из коллекции Виктора Новичкова : каталог выставки / вступ. ст. С. Ткаченко ; послеслов. В. Новичкова ; текст М. Аникиной и др. — Челябинск, 2017. — 164 с.

Получено 04.03.2024

Vera V. Geil

Candidate of Historical Sciences Associate Professor of the Applied arts Chair,

Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia

E-mail: gieil83@mail.ru

Art Collections of Culture Institutes as Regionals Art Centers (on the Example of Retrospective Analysis of the Art Collection of the Chelyabinsk State Institute Of Culture and Arts Formation)

The article studies the processes of formation and development of art collection in the Chelyabinsk State Institute of Culture. The author has revealed the principles, mechanisms and stages of its development. The author has followed the evolution of formation of the collection starting with the interior décor objects and finishing with the creation of the permanent collection itself. The article contains the analysis of the forms and directions of work with the collection carried out in the Chelyabinsk State Institute of Culture including modern information technologies in preserving and popularizing works of art. The author has tried to determine its functional status in the context of regional culture development.

63

Keywords: art collection, principles of art collections creation and formation, artistic heritage electronic resource base, visual art, artistic heritage

For citing: Geil V. V. 2024. Art Collections of Culture Institutes as Regionals Art Centers (on the Example of Retrospective Analysis of the Art Collection of the Chelyabinsk State Institute Of Culture and Arts Formation). Vestnik kul'tury i iskusstv [Culture and Arts Herald]. No 1 (77): 55-65. (In Russ.).

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Anna Rzhavitina. Po gorodam i vesyam: etyudy i zarisovki [By cities and towns: sketches and sketches]. 2019. Chelyabinsk: CHGIK. 43 p. (In Russ.).

2. Borodina M. A. 2020. The museum of a creative university as a subject of regional socio-cultural design. Shestye Rekhlovskie chteniya [Sixth Rechlov readings]. Shushenskoye. Pp. 3-13. (In Russ.).

3. Virtual exhibition "Sergey Cherkashin: The Artist. The thinker. Man". 2023. Chelyabinskii gosu-darstvennyi institut kul'tury [Chelyabinsk State Institute of Culture]. Available from: https://chgik. ru/exhibition/chercashin/#part1 (accessed: 27.01.2024). (In Russ.).

4. Voroshin S. D. 2015. On the history of the formation of university museums. Vestnik Yuzh-no-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Sotsial'no-gumanitarnye nauki» [Bulletin of South Ural State University. Series "Social and humanitarian sciences"]. Vol. 15, No 2: 97-102. (In Russ.).

5. Exhibition Hall of CHGIK. 2013. Chelyabinskii gosudarstvennyi institut kul'tury [Chelyabinsk State Institute of Culture]. Available from: https://chgik.ru/tegi/vystavochnyyzalchgik (accessed: 13.01.2024). (In Russ.).

6. Galereya «Akademiya». 2004-2008 [Gallery "Academy". 2004-2008]. 2009. Chelyabinsk. 79 p. (In Russ.).

7. Dialog. Sergei Cherkashin [Dialogue. Sergey Cherkashin]. 2023. Chelyabinsk: CHGIK. 40 p. (In Russ.).

8. Kaverina E. A. 2022. Museum as a subject of creative industries: background. Obshchestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana) [Society. Environment. Development (Terra Humana)]. No 3: 80-85. (In Russ.).

9. Kalugina T. P. 2008. Khudozhestvennyi muzei kak fenomen kul'tury [The Art Museum as a cultural phenomenon]. St. Petersburg: Petropolis. 244 p. (In Russ.).

10. Kachalova V. G. 2014. Collectible values and collectors: the beginning of the formation of art collections in Russia. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo imeni V. B. Bobkova filiala Rossiiskoi tamozhennoi akademii [Scientific notes of the St. Petersburg V. B. Bobkov Branch of the Russian Customs Academy]. No 1 (49): 234-246. (In Russ.).

11. Lyapustina P. A. 2023. The creative potential of a modern museum as a new model of communicative culture. Izvestiya UrFU. Seriya 1. Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury [Proceedings UrFU. Series 1. Problems of education, science and culture]. Vol. 29, No 3: 55-63. (In Russ.).

12. Naryshkina-Prokudina-Gorskaya N. A. 2012. Historical and artistic heritage of the Polytechnic University (to the 110th anniversary of St. Petersburg State Polytechnic University). Nauchno-tekh-nicheskie vedomosti SPbGPU. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki [Scientific and Technical Bulletin of St. Petersburg State University. Humanities and social sciences]. No 2: 204-216. (In Russ.).

13. Naumov V. B. Methodology of preservation of cultural heritage on the example of the project "Preserved culture". Tsennosti i smysly [Values and meanings]. No 2 (84). 2023. pp. 6-23 / Available from: https://doi.org/10.24412/2071-6427-2023-2-6-23 (accessed: 18.02.2024). (In Russ.).

14. Parfentieva N. V., Voroshin S. D. 2019. High art in the cultural life of the university. Vestnik Yuzh-no-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Sotsial'no-gumanitarnye nauki" [Bulletin of SUSU. The series "Social and humanitarian sciences"]. Vol. 19, No 1: pp. 66-51. (In Russ.).

15. Rossiiskaya muzeinaya entsiklopediya [Russian Museum Encyclopedia]. Available from: http:// museum.ru/rme/col_vid.asp?hud (accessed: 01.19.2024). (In Russ.).

16. Sarkisov V. A., Sarkisova E. G. 2020. Museum in the socio-cultural space of a modern city. Kul'tur-ologicheskii zhurnal [Cultural journal]. No 3 (41). Available from: https:// http://cr-journal.ru/rus/ journals/514.html&j_id=44 (accessed: 15.02.2021). (In Russ.).

64

17. Sokovikov S. S. 2023. "Theme of culture" and "cultural projections" as research concepts. Vestnik kul'tury i iskusstv [Culture and Arts Herald]. No 2 (74): 41-52. (In Russ.).

18. Dictionary of current museum terms // Museum. 2009. No 5. 70 p. (In Russ.).

19. Trifonova G. S. 2006. University Museum of Science and Art: traditions, place and role in the modern cultural and educational space of the university. Traditsii i novatsii v otechestvennoi dukhovnoi kul'ture [Traditions and innovations in Russian spiritual culture]. Chelyabinsk: SUSU Publishing House. Pp. 62-69. (In Russ.).

20. Chastnaya istoriya. Iskusstvo Chelyabinska XX veka iz kollektsii Viktora Novichkova [Private history. The art of Chelyabinsk of the XX century from the collection of Viktor Novichkov]. 2017. Chelyabinsk. 164 p. (In Russ.).

Received 04.03.2024

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.