Научная статья на тему 'Высокое искусство в культурной жизни университета'

Высокое искусство в культурной жизни университета Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
173
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЫСТАВКИ / ХУДОЖНИКИ ЮЖНОГО УРАЛА / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ / ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / КУЛЬТУРА СТУДЕНЧЕСТВА / FINE ARTS / ART EXHIBITIONS / PAINTERS OF THE SOUTHERN URALS / UNIVERSITY ART MUSEUM / SOUTH URAL STATE UNIVERSITY / STUDENTS' CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Парфентьева Наталья Владимировна, Ворошин Семен Дмитриевич

Авторы раскрывают значение искусства для формирования культуры студенчества на примере крупнейшего в регионе Южно-Уральского государственного университета. С применением искусствоведческих, исторических, культурологических и социологических методов выполнено комплексное исследование процессов становления и развития университетского Художественного музея, прежде всего его структурного подразделения выставочного Зала искусств. В статье представлена типология направлений деятельности музея, проведена классификация выставок на оcнове анализа экспонируемых произведений искусства, показано влияние художественных выставок на формирование основных аспектов культурной идентичности студенческой молодежи. Проведен также анализ наиболее значительных экспозиций из произведений ведущих художественных галерей региона и страны. Исследователями доказывается, что выставочная, коллекционная, научно-исследовательская деятельность в сфере искусства формирует и поддерживает в общественном сознании имидж университета как центра высоких мировых и национальных культурных традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Парфентьева Наталья Владимировна, Ворошин Семен Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART IN THE CULTURAL LIFE OF THE UNIVERSITY

In the paper, the authors reveal the importance of art for students’ culture formation in the South Ural State University, the largest in the region. They conducted a comprehensive study of formation and development of the Art Museum of SUSU, in particular, its structural subdivision the exhibition Hall of Arts. To this end, scientists have applied art science and art history, historical, cultural and sociological methods of analysis. The authors presented the typology of the directions of the Art Museum activity. They conducted the classification of expositions, based on the analysis of artworks, showed the influence of art exhibitions on the formation of the main aspects of the cultural identity of students. The analysis of the most significant Hall of Arts’ expositions from the collections of leading Art galleries, from painters’workshopswas also carriedout. Researchers haveprovedthat exhibition, collection, research activities in the field of art form and maintain in public consciousness the image of the university as the centre of high world and national cultural traditions.

Текст научной работы на тему «Высокое искусство в культурной жизни университета»

УДК 7.03 + 008 + 7.046

ББК Щ00 + Ч106.313.1 + Ч914.71

DOI: 10.14529/ssh190110

ВЫСОКОЕ искусство В культурной жизни УНИВЕРСИТЕТА

Н. В. Парфентьева, С. Д. Ворошин,

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация

Авторы раскрывают значение искусства для формирования культуры студенчества на примере крупнейшего в регионе Южно-Уральского государственного университета. С применением искусствоведческих, исторических, культурологических и социологических методов выполнено комплексное исследование процессов становления и развития университетского Художественного музея, прежде всего его структурного подразделения — выставочного Зала искусств. В статье представлена типология направлений деятельности музея, проведена классификация выставок на остове анализа экспонируемых произведений искусства, показано влияние художественных выставок на формирование основных аспектов культурной идентичности студенческой молодежи. Проведен также анализ наиболее значительных экспозиций из произведений ведущих художественных галерей региона и страны. Исследователями доказывается, что выставочная, коллекционная, научно-исследовательская деятельность в сфере искусства формирует и поддерживает в общественном сознании имидж университета как центра высоких мировых и национальных культурных традиций.

Ключевые слова: изобразительное искусство, художественные выставки, художники Южного Урала, университетский художественный музей, Южно-Уральский государственный университет, культура студенчества.

В 2016 г. выставочный Зал искусств в ЮжноУральском государственном университете получил статус Художественного музея в качестве итога предшествующего развития его деятельности как сложившегося культурного центра. В состав музея были включены: экспозиционный зал, хранилище коллекции произведений современного искусства, информационно-образовательный центр «Виртуальный филиал Государственного Русского музея». Комплекс музея располагает мультимедийной техникой и автономной библиотекой. Сегодня музей имеет статус учебной лаборатории при кафедре теологии, культуры и искусства, ведет активную образовательную и культурно-просветительскую экспозиционную деятельность. Фонд художественных работ активно пополняется, на данный момент в его составе более 800 произведений искусства ХХ—ХХ! вв. (графика, живопись, скульптура, керамика). Деятельность музея сопровождается научным обобщением опыта и созданием современного научно-методического обеспечения его работы.

Открытие выставочного Зала искусств ЮУрГУ. Г. П. Вяткин и К. Н. Сидоров

Начало проекту создания Художественного музея в стенах университета положило открытие

8 мая 2003 г. выставочного Зала искусств, научным руководителем которого стала инициатор его основания Н. В. Парфентьева, профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Тогда же определились и задачи формирования художественной коллекции [7]. Создание этого нового в университете культурного центра горячо поддержал Г. П. Вяткин, ректор (ныне президент ЮУрГУ), профессор, доктор, член-корреспондент Российской академии наук и Г. Г. Михайлов, проректор, профессор, доктор, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Непосредственно практической реализацией проекта, кроме Н. В. Парфентьевой, занимались: зав. кафедрой искусствоведения и культурологии (с 2016 г. — кафедра теологии, культуры и искусства), профессор, доктор, заслуженный деятель науки Российской Федерации Н. П. Парфентьев, директор Челябинской областной картинной галереи (1987—2005), заслуженный работник культуры Российской Федерации К. Н. Сидоров, кандидат исторических наук, член Союза художников России Г. С. Трифонова, сотрудник зала Т. В. Джемс-Леви, художник С. Л. Черкашин. В последующее время выставочная работа Зала искусств всесторонне поддерживается ректором ЮУрГУ, доктором, профессором, заслуженным работником высшей школы, председателем Совета ректоров УрФО А. Л. Шестаковым, коллективом университета.

За 15 лет экспозиционной деятельности в Зале искусств организовано 129 выставок, посетителями которых стали около 115 тысяч учащихся вуза. Активными участниками деятельности Зала являются преподаватели и студенты — искусствоведы, художники, архитекторы, дизайнеры и представители других направлений. Среди осуществленных выставок важнейшими стали экспозиции из ведущих художественных музеев России и Южного Урала. Такие выставки дают возможность видеть произведения, вошедшие в сокровищницу национально-

го и мирового наследия. Некоторые из них были организованы совместно с Российской академией художеств, Государственным Русским музеем, Нижнетагильским, Челябинским и Екатеринбургским музеями изобразительного искусства, Музеем Н. К. Рериха (Новосибирск), Союзом художников России, посольствами США, Германии и Чехии. В сопровождение выставок публикуются каталоги, проводится экскурсионная и лекционная работа преподавательским составом кафедры и студентами-искусствоведами. Посещение выставок осуществляется на безвозмездной основе. Музей на практике доказал возможность своей работы не только на общероссийском уровне, но и на международном. Сегодня университетский Художественный музей осуществляет комплексную деятельность, включающую организацию выставочной работы в сфере искусства, методическое, научно-теоретическое, экскурсионное и концертное обеспечение этой работы с привлечением студентов и аспирантов направления «История искусств», а также аккумулирование художественного собрания.

Важность проекта в общественном плане проявилась в сотрудничестве со СМИ, региональными отделениями союзов художников, писателей, композиторов, архитекторов, с отделением Российского исторического общества и другими учреждениями науки, искусства, культуры и образования [6]. Деятельность музея была поддержана Министерством образования и науки РФ в рамках целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы. Научно-методическое обеспечение уникальных объектов высших учебных заведений». Проект на тему «Научно-методическое обеспечение деятельности Музея искусств в сфере художественно-эстетического образования и воспитания студенчества» в 2009—2011 гг. разрабатывался под руководством Н. В. Парфентьевой с активным участием преподавателей и студентов [4]. Именно тогда началось научное описание произведений формирующейся коллекции, продолжающееся по сей день во время студенческих практик. Материалы описаний позволили издать полный каталог собрания в двух томах [1; 2]. Итоги работы над проектом были освeщены в конференции и опубликованы в виде статей.

Художественный музей является научным центром. Состоялись научно-практические конференции, в том числе: «Научно-методическая деятельность университетского Музея искусств в сфере художественно-эстетического образования и воспитания студенчества» (2010) и «История искусства и современность» (2012) с дальнейшей публикацией трудов [4; 11]. Участники проекта выступили на международных и общероссийских конференциях (2006—2018). Издано около 70 статей, в том числе в ведущих российских научных журналах, рекомендованных ВАК.

Новые научные данные и методические рекомендации внедряются в практику организации художественных выставок, описания работ художественного фонда ЮУрГУ, создания мультимедийных обучающих материалов и в целом при организации деятельности в области художественного образова-

ния и культурно-эстетического воспитания молодежи. Итог научной работы реализован в конкретных, выполненных студентами и аспирантами проектах, курсовых и дипломных работах, в том числе при написании диссертационного исследования1.

Концепция развития Художественного музея ЮУрГУ основывается на оптимизации учебного процесса через музейно-выставочную деятельность в сфере искусства, реализуемую в совместной деятельности вуза с художественными музеями России и Южного Урала, организациями сферы искусства и культуры, ведущими деятелями искусства в современном творческом поле «живого музея». Работа университетского музея определяется целым комплексом целей и задач. Его деятельность реализована по основным направлениям: выставочно-экспозиционном, информационно-ресурсном и музейно-коллекционном, определив функциональную структуру музея [напр.: 5; 9; 10; 13].

Первое направление — реализация в вузе выставочных мероприятий. Для организации экспозиционной деятельности, как уже отмечалось, функционирует специально оснащенный выставочный Зал искусств. Выставки комплектуются из коллекций ведущих художественных музеев России и Южного Урала, что дает уникальную возможность демонстрации работ, вошедших в сокровищницу национального и мирового наследия. Группа таких выстовок, раскрывающих для зрителя вершинные произведения классического искусства, представляет академическое направление работы музея. Другим направлением, демонстрирующим творческие вершины современных художников, стало создание выставок произведений из современных художественных мастерских и частных коллекций. Они могут носить монографический, жанровый, тематический, юбилейный и мемориальный характер. Еще одно из направлений экспозиции посвящено фотоискусству. Эти выставки расширяют границы культурного пространства, являясь хорошей базой для установления международных контактов. Будучи размещенным в стенах университета, музей также стал местом демонстрации высокого уровня произведений преподавателей, работников и студентов как художественно-направленных специальностей, так и любительского творчества сотрудников ЮУрГУ, связанных с искусством и архитектурой.

В сфере деятельности музея особое внимание заслуживает пересечение информационно-выставочной и учебно-образовательной работы. Этот аспект нашел воплощение в юбилейных выставках (в частности, посвященных памятным датам величайших деятелей культуры и искусства) или в тематике, близкой университетской жизни. Важным в работе Художественного музея является дидактическая направленность экспонируемого материала для основной аудитории — студенческой молодежи. Это один из главных принципов при формировании выставок.

1 В 2018 г. в Сибирском федеральном университете успешно защищена диссертация С. Д. Ворошина «Формирование культурной идентичности студенчества в актуальных социокультурных практиках университетов Южного Урала» под руководством проф. Н. В. Парфен-тьевой.

Открытие образовательного центра «Виртуальный филиал Государственного Русского музея». 11 ноября 2005 г.

В функционировании Художественного музея одним из значимых направлений является формирование новых информационных ресурсов для программ обучения, в том числе каталогов экспозиций. Это характеризует музей как современный информационный центр, обладающий методическим обеспечением. В основу данного направления работы легли обучающие материалы образовательного центра «Виртуальный филиал Государственного Русского музея». Это структурное подразделение университетского Художественного музея находится в специально оснащенном зале и насчитывает более ста единиц видеоматериалов и интерактивных программ, разработанных Русским музеем на основе художественных собраний обширного исторического периода с X—XXI вв. Электронный архив включает программы различных направлений, таких как: история русского искусство, музейные коллекции, материалы для изучения и показа экспонатов. Вследствии этого, главной задачей стало создание научно-методических рекомендаций, направленных на систематизацию электронного архива и разработка структуры разделов, исходя из сложности курса и полноты теоретического предмета.

Целью научно-методического обеспечения работы Художественного музея является не только приобщение студенческой молодежи к подлинным образцам искусства, но и формирование художественного фонда произведений современного искусства страны и региона. Реализация этого направления состоит в создании коллекции работ профессиональных художников Южного Урала, а также результатов творчества художников-любителей. Собрание университетского музея демонстрирует основные виды пространственных искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, фотоискусства. Коллекции принадлежат временному периоду активного развития искусства в южноуральском регионе, охватывая прошлый век и наше время. Собирание коллекции, ее систематизация с последующей классификацией, хранение, экспонирование, публикация в научно-исследовательских работах студентов и преподавателей — это комплекс педагогической и музеологической научной работы по изучению истории искусств и действующего художественного

процесса, монографического исследования творчества выдающихся уральских мастеров. Творческое изучение и научное обобщение истории художественной культуры Урала является важным вкладом в российскую искусствоведческую науку и образование. Работа университета по формированию собственной коллекции, изучению и освещению уральского искусства вносит значимый вклад в исследование регионального направления истории искусства Отечества.

Итак, в русле разработанной концепции Художественного музея на основе систематизации материалов завершенных исследований и их обработки определены принципы формирования коллекций художественных произведений. Разработана система методов их научного описания и анализа. Исходя из данной методики проведена обработка, систематизация и анализ более 800 произведений искусства, вошедших в фонд Художественного музея ЮУрГУ. Реализовано методическое обеспечение экспозиций Зала искусств. На их основе созданы новые информационные ресурсы, сконцентрированные в каталогах выставок, в пособиях. Сформирована база электронных данных. Мультимедийные ресурсы, в основу которых легли материалы экспозиций, созданы на основе разработанной методики выставочной работы музейного комплекса [9].

Деятельность Художественного музея ЮУрГУ дает возможность расширить научно-методические и информационно-коммуникативные компетенции университета, направить их на повышение качества процесса обучения, на подготовку спецшлистов высшей квалификации и в целом на увеличение социально-общественной значимости высшего учебного заведения в конструировании культурной идентичности студенческой молодежи южноуральского региона. Университетский музей стал современным музейно-информационным центром, обладающим методическим комплексом образовательных искусствоведческих ресурсов, реализующим большую экспозиционную и целенаправленную коллекционную деятельность. Отметим, что в современных исследованиях ставится вопрос об особой роли музейной деятельности как механизма поддержания имиджа университета [12]. Безусловно, молодой художественный музей ЮУрГУ выполняет эту важную миссию создания и поддержания престижа университета как крупного культурного центра.

Как уже указывалось, все выставки в Зале искусств ЮУрГУ (с 2003 г.) типологически определяются как: академические (из фондов ведущих музеев), современного искусства (из собраний коллекционеров, из мастерских художников), фотовыставки, любительского творчества. Они могут иметь монографический, тематический, юбилейный, мемориальный и иной характер.

Экспозиции классических художественных произведений из коллекций государственных музеев относятся к наиболее значительным достижениям работы. Эти выставки по сути и являются академическими. Представленные на них произведения отличаются значительной исторической и культурной ценностью. Как правило, они имеют особую вре-

менную дистанцию и принадлежат крупным музеям России или значительным частным собраниям.

Такой экспозицией, направленной на приобщение к мировым достижениям искусства и науки, стала «Западноевропейская гравюра XVI— XIX вв. Портреты ученых-естествоиспытателей» (09.10.2003 — 08.11.2003) из собрания Г. Ф. Оттена (1908—2004), инженера, ученого, коллекционера и библиофила. Предком коллекционера был академик Л. Эйлер (1707—1783), половину жизни проживший в России, соратник М. В. Ломоносова. Во время Великой Отечественной войны Г. Ф. Оттен был мобилизован в трудармию для строительства Челябинского металлургического завода. Он жил в Челябинске с 1942 по 2004 гг., став хранителем унаследованного от предков уникального собрания европейской классической гравюры XVI—XIX вв.

Эта выставка была неслучайной в ЮУрГУ. Именно в стенах этого университета получили образование сыновья и внуки Г. Ф. Оттена. Во время выставки они приняли участие в экскурсионной работе. Студенты, общаясь с выдающимися произведениями западноевропейской гравюры, прикоснулись к достижениям мировой культуры. Личности ученых-естествоиспытателей XVI—XIX вв., среди которых оказались известные во всем мире Г. В. Лейбниц, И. Ньютон, Р. Декарт, Ф. Бэкон, П. С. Лаплас, Ф. Парацельс, Р. А. Ф. Реомюр, Э. Роттердамский, были запечатлены в гравюрах с портретов великих художников. Эти ученые, владевшие умами художественной элиты, были удостоены внимания таких живописцев, как П. П. Рубенс, Ф. Хальс, Г. Гольбейн и многих других, остались в благодарной памяти потомков не только в науке, но и в искусстве. Выставка для студентов университета означала возвышение личности ученого, инженера и естествоиспытателя, усиливая мотив для овладения знаниями, более активного освоения выбранной специальности.

Следующей вершиной в экспонировании произведений мирового уровня стала выставка «Мадонна Рафаэля из Нижнего Тагила» (14.02.2012 — 15.03.2012). Она демонстрировала посетителям Зала искусств три произведения: «Мадонна дель Попо-ло», приписываемая кисти Рафаэля Санти (1509), «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» и копия «Мадонны дель Грандука» Рафаэля (1506), выполненная в 1874 году французским художником Э. Руйоном. Событие являло собой исключительный интерес, поскольку в истории мировой практики это один из редких случаев, когда шедевры искусства такого уровня выставлялись в университете. Картины представил Нижнетагильский музей изобразительных искусств (директор М. В. Агеева) [8].

Центральное произведение выставки — «Святое семейство», или «Мадонна дель Пополо», приписываемое великому художнику Возрождения Рафаэлю Санти (1509). История этого шедевра связана с именами Римских пап Юлия II и Григория XIV, с римским кардиналом Сфондрато, германским императором Рудольфом II, герцогами Орлеанскими, Наполеоном Бонапартом. В итоге «Мадонна дель Пополо» попала во владение к знаменитым уральским промышленникам Демидовым. По мнению

Рафаэль Санти. Святое семейство. 1509 г. Подготовка к экспозиции в Зале искусств ЮУрГУ

академика И. Э. Грабаря, «все данные говорят за то, что Тагильский экземпляр «Мадонны» не только наиболее ранний из сохранившихся, но быть может и тот самый протооригинал, который находился некогда в церкви S. Maria del Popolo (в Риме)». Следует отметить, что именно под руководством Грабаря эта картина возрождена к жизни. Она чудом сохранилась в господском доме Демидовых в Нижнем Тагиле, где и была найдена в 1924 г. в чрезвычайно плохом состоянии. С 1978 г. картина хранится в нижнетагильском музее.

В рамках выставки был организован процесс выстраивания интерактивного диалога с посетителями. Показ фильма «Рафаэль — живописец Мадонн», подготовленного нижнетагильским музеем, знакомил посетителей с личностью и другими работами великого мастера, расширяя границы выставки. Преподавателями и студентами кафедры искусствоведения систематически проводились экскурсии и лекции, расписанные на каждый день по часам и раскрывавшие исторические и искусствоведческие особенности выставленных картин. Всего в течение месяца было осуществлено около 190 экскурсий. В процессе работы у студентов-искусствоведов происходило формирование профессиональных навыков организации экспозиционной и экскурсионной деятельности. Контакт с шедеврами эпохи Возрождения позволил посетителям университета (в первую очередь, студентам и школьникам) ощутить соприкосновение с мировым искусством, встав в один ряд с посетителем таких культурных центров как Лувр или Эрмитаж. Общее количество посетителей насчитывает 2225 человек.

Одним из самых заметных событий в экспонировании выдающихся произведений отечественного искусства стала выставка картины А. М. Васнецова «Горное озеро на Урале» из собрания Государственного Русского музея (16.11.2005 — 25.03.2006).

Организация этой выставки явилась частью большой художественно-образовательной программы ГРМ «Россия» и проходила в сотрудничестве

А. Васнецов «Горное озеро на Урале». ГРМ. Открытие выставки в ЮУрГУ

с Челябинским государственным музеем изобразительных искусств. Поэтому, кроме картины Васнецова, экспонировалось еще пять произведений кисти известных русских художников, мастеров XIX — первой четверти ХХ века: К. В. Лебедева (1852—1916), М. К. Клодта (1832—1902), В. Д. Поленова (1844—1927), В. М. Васнецова (1848—1926) и С. Ю. Жуковского (1873—1944) из фонда Челябинского музея изобразительных искусств. Знакомство студенчества с пейзажем, написанным рукой выдающегося живописца А. М. Васнецова, соприкосновение с образцами живописи других крупных мастеров русской живописи XIX—XX веков, способствовало формированию образного представления о культурных традициях своей страны.

К открытию этой выставки было также приурочено учреждение в университете образовательного центра «Виртуальный филиал Государственного Русского Музея», позволяющего студентам ЮУрГУ получить доступ к разработанным программам, в том числе программе посещения залов крупнейшего центра русского искусства.

Из 129 выставок, осуществленных за 15 лет в Зале искусств Художественного музея, 38 демонстрировали творчество современных профессиональных художников Южного Урала. Выставки составлялись из мастерских художников, из коллекций Челябинского государственного музея изобразительных искусств, собственно Художественного музея ЮУрГУ, музея Челябинского государственного института культуры, из собраний крупных

коллекционеров Ю. Т. Агеева, О. Г Калнина, В. А. Ромашова, Н. И. Перевозчикова. Экспозиции позволяли студенчеству ощущать сопричастность явлениям общечеловеческого значения, историческому процессу развития искусства.

В. В. Качалов. «Карьер». 1982. Оргалит, масло. 100 х 120. Картина подарена автором Залу искусств в 2003 г.

Традиция экспонирования работ современных авторов началась с экспозиции «Пейзаж в творчестве Российских художников» (2003). Выставка произведений уральских, санкт-петербургских и московских мастеров позволила в пространстве

одной экспозиции показать особенность их эмоционального взгляда на природу Урала. Знакомство студенческой молодежи с художественным образом природы родного края способствовало созданию эмоциональной привязанности к своему региону. В день закрытия выставки художник Валентин Качалов передал в дар университету живописную работу «Карьер» (написана в 1982), которая положила начало формирования коллекции Художественного музея ЮУрГУ.

Особо в этом контексте следует выделить выставку живописи В. Шаповалова (08.09.2009 — 20.09.2009). Девятнадцать работ, исполненных в особой авторской манере и запечатлевших пейзажи Южного Урала, были подарены художником в собрание университетского музея. Этот поступок, демонстрирующий высокую духовность и гражданственность автора, является особой страницей истории Зала искусств.

В. Г. Шаповалов. «У озера Тургояк». 2006.

Холст, масло. 91,0 х 99,6. Картина подарена автором Залу искусств в 2009 г.

Таким образом, Художественный музей ЮУрГУ, коллекция которого ныне насчитывает более 800 художественных работ, формирует собрание современного искусства Урала в стенах университета, позволяя на ее основе осуществлять научную деятельность и обучение студентов. Тем самым решается другая задача музея, а именно сохранение выдающиеся произведений искусства мастеров Южного Урала, основная часть которых являются дарами художников.

Уникальным событием стала экспозиция одного произведения — керамического панно «Века проходят мимо» А. П. Кудрявцева (24.01.2005 — 18.02.2005). Фриз композиционно разделен автором на семь элементов, каждый из которых обладает своим сюжетом и именем и принадлежит определенной культурно-исторической эпохе. Так, фрагмент «Зодчий Хесира» и «Силены, выжимающие виноградный сок под звуки авлоса» ознаменовал начальные этапы длинного пути человеческой культуры (Древний Египет и античность). Композиция «Спас» транслирует визуальные цитаты византийского и

древнерусского искусства. Нарушает временную последовательность фриза композиция «Я помню этот мир» — портрет самого автора, окруженного знаковыми «атрибутами» тысячелетней истории искусства. «Старый раб» — следующий фрагмент композиции, просто, но емко выражает наследие искусства Европы эпохи Ренессанса. Блок «Тени северного сада» вместил в себе предметы Золотого века русской культуры, эпохи А.С. Пушкина.

А. П. Кудрявцев. Века проходят мимо. Фрагмент.

В финальной части фриза «В то время я гостила на земле», центральной фигурой которой выбрана А. А. Ахматова среди реплик из произведений художников прошлого века: П. Пикассо, А. Модильяни, П. Н. Филонова, К. С. Малевича, Ф. Леже. Вся композиция фриза вмещает множество отсылок, цитат и художественных мотивов, воссозданых автором на основе знаковых образцов. Произведение обладает своей органичной стилистикой и образностью, посредством которой А. П. Кудрявцеву удалось в рамках масштабной работы продемонстрировать зрителю цельное и наполненное символами и смыслами произведение искусства [3].

Позже в Зале искусств состоялись экспозиции работ Л. Я. Кудрявцевой — «Священная история» и «Связь времен». Ряд произведений посвящен библейской тематике, другие демонстрировали пейзажи Санкт-Петербурга и образы Серебряного века.

Красота пейзажей Южного Урала в контексте исторических событий России нашла свое отражения в экспозициях «Мой Варламовский бор» (2008) и «Минувшее проходит предо мною...» (2016) Л. Н. Костиной. Произведения отражают взгляды автора на мир как личности и художника, формировавшиеся на протяжении всего жизненного пути. Ее творчество наполнено сочетанием огромной любви к природе родного края и глубоких переживаний, относящихся к сложным этапам истории Отечества.

Выставка «Среди озер и рудных скал.» (22.12.2009 —27.02.2010) демонстрировала произведения живописи и графики В.В. Бубнова, отобразившие впечатления от природы России и обширный художественный опыт автора. Предметом для творчества художника стала не только природа Урала и Сибири, но и Крыма и Байкала, Волги и Балтики. Полотна отражают внутреннюю

Л. Н. Костина. Декрет о власти. 2-я часть триптиха «Декреты советской власти». Холст, темпера. 110 х 275. 1972 г. Картина подарена автором Залу искусств в 2016 г

связь уральского художника с большим искусством России, тем самым показывая студенческой молодежи живописный образ регионов страны.

Событием в жизни университетского Зала искусств стала также выставка «Мастера искусства Урала. Геннадий Мосин (1930—1982). Живопись, графика» (09.02.2007 — 15.03.2007). Экспонировались работы большого уральского мастера, представителя «сурового стиля», самобытного и глубокого художника (Екатеринбург). Оценку меры его таланта дал великий русский композитор Георгий Свиридов после посещения его выставки в Москве в 1982 г.: «Мосин — настоящий, природный (по рождению) талант, что так редко встречается». Темой экспозиции в Зале искусств стали пейзажная лирика и иллюстрации к сказам П. П. Бажова. На открытии выставки присутствовал сын художника, известный уральский историк А. Г. Мосин, а также ученики его отца, ведущие художники Челябинска.

Обратимся к такому сложному аспекту в искусстве как отражение духовности. Выставка «Кто мы? Куда идем?» представила произведения графики Екатерины и Александра Савочкиных (16.09.2003 — 06.10.2003). Сюжеты южноуральских авторов принадлежат философским и библейским темам, их графику отличает глубина внутреннего переживания текстов Ветхого Завета.

Еще одной выставкой, демонстрирующей творчество южноуральского мастера, была экспозиция «В предчувствии Рождества» В. П. Ваганова (25.12.2006 — 05.02.2007). Он обратился к темам из жизни Ииуса, Девы Марии, к евангельским сюжетам. Художнику свойственно особое, тонкое и возвышенное состояние души. Выставку, привлекавшую особое внимание, можно отнести к его поискам в модернистском ключе. Художник воплотил образы Библии в особой творческой манере, в чем-то перекликающейся со стилитическими поисками Эль Греко, Дали, Модильяни. Выставка обладала высокой духовностью, став одной из самых своеобразных для Зала искусств. Благодаря знакомству с художественными образами В. Ваганова, студенты смогли приблизиться к пониманию того, что существует некое, порой не доступное рациональному

осмыслению духовное пространство, отражение которого доступно лишь большому художнику.

Собрание работ художника В. В. Качалова представлялось в монографической выставке «О небесном и земном» (22.11.2012 — 19.01.2013). Работы мастера в соответствии с заявленной темой были четко разделить на две сферы. Возвышенную представляли образы маштабных икон, выполненных в мозаике, а земную — натюрморты автора. В своих произведениях художник продемонстрировал величие духовных образов и красоту повседневной жизни человека, запечатленную в простых, порой обыденных вещах. Знакомство с творчеством В. Качалова дало возможность прикоснуться к христианской культуре в ее современном осмыслении, понять, что многовековые традиции способны вдохновить современного художника в создании прекрасного гармоничного мира возвышенной люби к Богу и Миру.

Значимой выставкой, собравшей работы ведущих художников, стала «Христианская тема в произведении художников Челябинска» (24.04.2014 —

15.10.2014). Экспозиция вместила произведения живописи, графики, скульптуры. Она ярко иллюстрирует особое глубокое отношение и обостренное внимание мастеров к христианской теме. Свой вклад в раскрытие духовной идентичности христианства внесла монографическая экспозиция художника и скульптора-керамиста Елены Щетинкиной «Философия творчества по Н. А. Бердяеву» (05.02.2015 —

25.03.2015). В цикл вошли произведения, необычные, яркие по манере исполнения и глубине заложенного в них смысла, представленные в графике и в скульптуре из фарфора. Выставка сопровождалась встречами, философскими диспутами и была высоко оценена в университетской среде.

Особой духовной силой наполнена экспозиция работ художников Д. Н. и Л. Б. Суриных «...И на земли мир» (18.09 — 30.11.2018). Дмитрий Николаевич — заслуженный художник России, заведующий кафедрой дизайна и изобразительного искусства Южно-Уральского государственного университета, Лариса Борисовна — доцент этой кафедры. Выбор темы выставки отражает отношение авторов

к человеку, миру и Богу, определен их жизненной позицией, подлинной верой и глубоким интересом к судьбам Отечества. Представленные пейзажи, интерьеры, портреты исполнены радостного жизнелюбия и светлой, порой молитвенной, чистоты. Художникам свойственно тонкое чувство цвета, колористическая сложность и мягкое лирическое настроение.

Ряд выставок, как отмечалось, был посвящен работам уральских мастеров из частных коллекций. «Дорогой сердца» — так называлась экспозиция из частного собрания коллекционера Ю. Т. Агеева. Она демонстрировала южноуральскую живопись 1940—1990-х гг., свидетельствуя, что искусство региона обладает значимой исторической и художественной ценностью.

В качестве примера нескольких экспозиций одного автора, неизменно привлекающих внимание, назовем выставки художника В. Н. Скобелева «Взгляд на мир», «Весна — осень 2009» и «Лето Господне». Яркие, эмоциональные и мастерски выполненные пейзажи наполнены любовью к природе родного края и вызывают неизменный энтузиазм посетителей.

Зал искусств ЮУрГУ организует мемориальные экспозиции. Так, выставка «Памяти художника» (07.09.2010 — 02.11.2010) продемонстрировала работы ведущего мастера Виктора Меркулова 1960—2000-х гг. Особо отметим, что ряд живописных полотен Меркулова были переданы в дар Художественному музею университета членами его семьи. Выставка раскрыла весомый вклад художника в искусство и культурную сферу региона.

Примером совместной работы университетского выставочного зала и молодых художников города стала экспозиция «Великий чердак» (05.04.2012 — 24.05.2012), вместившая произведения Константина Фокина и его студентов. Посетители выставки смогли познакомиться с характерными чертами школы живописца, сложившейся в Челябинском государственном институте культуры. Мероприятие стало примером объединения творческих сил двух вузов Челябинска.

Работы Зайнуллы Латфулина («Живопись и графика», «Мастера искусств Урала») сопричастны истории Урала, культуре тюркских народов, населяющих край. Выставка башкирского художника Фарида Ергалиева (Уфа) «В ритме пульса времен» демонстрировала 36 работ черно-белой графики, созданных автором специально для экспозиции в Челябинске. Творчество Ергалиева обладает авторской системой символов, связанных с подлинными элементами народного орнамента, связывающих живой дух настоящего с наследием прошлого.

Знакомство студенческой молодежи с подлинными образцам высокого искусства, в том числе с шедеврам мирового значения, открывает студентам возможность почувствовать себя сопричастными мировым ценностям художественной культуры. То, что эти бесценные коллекции собирались силами уральских промышленников, жителей Урала, родного Челябинска, по-новому раскрывает мир региональной культуры. Интерактивное взаимодействие студентов при восприятии художественных

З. Латфулин. Мои персонажи.

Бумага, акварель. 23х18. 2000 г.

произведений повышает не только их уровень культуры, но и формирует их самосознание, формируя креативный тип мышления. Уникальность деятельности в том, что выставочно-экспозиционная сфера включает в свою орбиту студентов крупнейшего Южно-Уральского университета, дает возможность вести целенаправленную работу со студентами разных факультетов и специальностей.

Масштабная, насыщенная многолетняя деятельность Художественного музея ЮУрГУ не могла бы состояться без трудной, но интересной и многообразной работы организаторов выставок Н. П. Парфентьева, Н. В. Парфентьевой, Т. В. Джемс-Леви, Л. Евтушенко, Л. В. Бетиной, Я. А. Русанова, Г. С. Трифоновой, А. В. Разуева. Особый яркий расцвет выставочной деятельности был достигнут в содружестве с творческим объединением «Гильдия мастеров», объединивших художников А. П. и Л. Я. Кудрявцевых, С. Л. Черкашина, З. Латфулина, К. В. Фокина, искусствоведа Л. И. Евтушенко. Они как ярчайшие представители искусства региона смогли привлечь к совместным проекта мастеров такого же масштаба из Екатеринбурга, Уфы, обогатив наши представления удивительно современными и яркими выставками. А. П. Кудрявцев завещал университету свою масштабную керамическую работу «Сотворение мира», ныне размещенную в «Пушкинском зале» Юургу, где располагается «Виртуальный филиал Государственного Русского музея» и проходят занятия со студентами по истории отечественной и мировой культуры и искусства.

Произведения искусства отражают общее историческое прошлое Урала, его символы, мифы и легенды. Знакомство с художниками, с образами

их героев, увековечивание их памяти усиливает уважение к деятелям искусства, вызывая гордость за свой край, богатый талантами. Ключевым фактором становится приобщение молодежи к культуре региона, в которой воплощена его история, судьба и творческие достижения. Благодаря этому, профессиональное обучение гармонично дополнено знаниями об особенностях художественной жизни Южного Урала, что служит повышению культурно-эстетического уровня студентов в целом.

Рассмотренные экспозиции благодаря академическому уровню демонстрируемых произведений выдающихся художников, многоплановости тем, стилей, жанров, глубине идейно-художественного содержания оказали существенное влияние на культурную жизнь университета. Идет поиск современных интерактивных методов работы, выраженный в творческом обеспечении экспозиций силами студентов-искусствоведов, в лекциях, концертах, встречах с художниками, поэтами, композиторами. Отметим публикационную активность при обеспечении издания материалов экспозиций, создание и аккумулирование электронных медиаресурсов и дальнейшее использование их в деятельности «Виртуального музея». Все это стало значимым ресурсом для формировании культуры студенчества.

По данным социологического исследования, предпринятого с целью конкретизации полученных данных по проблеме определения специфики конструирования культурной идентичности студенческой молодежи в направлениях работы университетского Зала искусств, 69 % учащихся отмечало высокое мастерство и особенности техники экспонируемых работ, что является свидетельством неравнодушного отношения к искусству и понимания художественной значимости экспозиций. Этот показатель является базовым в формировании аспектов культурной идентичности. 43,27 % отзывов подтверждают гипотезу, что экспозиции Зала искусств обогатили знания посетителей о культуре родного края, местных художниках, ключевых темах их творчества. Отметим, что в 20 % отзывах учащихся присутствует испытываемое чувство гордости за свой регион, не обделенный талантливыми творцами.

Таким образом, результаты исследования приводят к выводу о высоком влиянии выставочной деятельности Художественного музея ЮУрГУ на формирование культурной идентичности студенческой молодежи. 18,1 % учащихся отмечали, что работа Зала искусств гармонично дополняет их основное профессиональное образование. Особенно это наблюдалось в отзывах студентов архитектурных и искусствоведческих направлений, которые могут проходить практику на базе Зала искусств. В конструировании культурной идентичности ключевым становится эмоциональный компонент, в ходе исследования также отмечалось наличие положительных и отрицательных чувств, вызванных у студентов. Так, 99,47 % учащихся отметили позитивные эмоции, вызванные экспозициями и только 0,5 % — негативные.

Итак, все сказанное позволяет констатировать, что выставочная деятельность университетского

Зала искусств, его актуальные социокультурные практики являются ценным ресурсом формирования культуры студенчества. Реализация проекта по созданию Художественного музея позволила увеличить научно-методические и информационно-коммуникативные компетенции вуза, направить их на улучшение образовательного процесса, на подготовку специалистов высшей квалификации и в целом на повышение социально-общественного значения вуза в формировании региональной сферы культуры. Выставочная, коллекционная, научно-исследовательская деятельность в сфере искусства формирует и поддерживает имидж университета как продолжателя высоких мировых и национальных культурных традиций. Благодаря искусству в общественном сознании престиж университета поднимается. Это связано с более высоким представлением о его культурной идентичности как у студентов, преподавателей, так и у многочисленных гостей крупнейшего вуза Южного Урала.

Литература

1. Искусство Южного Урала середины XX — начала XXI вв. : каталог собрания художественного музея ЮУрГУ. Живопись, графика, скульптура, декоративное искусство, художественная фотография, актуальное искусство / вступ. статьи Н. В. Парфентьевой, Г. С. Трифоновой; сост. Г. С. Трифонова. — [Т.1]. — Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2013. — 215 с.

2. Искусство Южного Урала середины XX — начала XXI вв.: каталог собрания художественного музея ЮУрГУ. Живопись, графика, скульптура, декоративное искусство, художественная фотография, актуальное искусство / отв. ред. Н. П. Парфентьев ; авт. ст. Н. В. Парфентьева, Г. С. Трифонова; сост. кат. Г. С. Трифонова. — [Т. 2]. — Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2017. — 318 с.

3. Коробейникова О. М. Творчество А. П. Кудрявцева в контексте основных тенденций развития отечественной керамики второй половины XX — начала XXI вв. / О. М. Коробейникова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. — 2010. — Вып. 15. — С. 74—79.

4. Научно-методическое обеспечение деятельности университетского музея искусств в сфере художественно-эстетического образования и воспитания студенчества : материалы региональной межвуз. науч.-практич. конф. / под ред. Н. В. Парфентьевой. — Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2010. —148 с.

5. Парфентьев, Н. П. Концепция музея науки и искусства Южно-Уральского государственного университета / Н. П. Парфентьев // Научно-методическое обеспечение деятельности университетского музея искусств в сфере художественно-эстетического образования и воспитания студенчества : материалы региональной межвуз. науч.-практич. конф. ; под ред. Н. В. Парфентьевой. — Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2010. — С. 12—19.

6. Парфентьев, Н. П. Сотрудничество ЮжноУральского государственного университета и ведущих учреждений искусств и культуры в сфере эстетического воспитания студенчества / Н. П. Парфентьев // Научно-методическое обеспечение деятельности университетского музея искусств в сфере художественно-эстетического образования и воспитания студенчества: материалы региональной межвуз. науч.-практич. конф.; под ред. Н. В. Парфентьевой. — Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2010 С. 86—92.

7. Парфентьева, Н. В. Хроника одного художественного проекта / Н. В. Парфентьева // Автограф: Челябинск-арт, 2005. — № 3. — С. 84— 86.

8. Парфентьева, Н. В. О значении выставки произведений эпохи Ренессанса в университетском Зале искусств для формирования культуры студенчества / Н. В. Парфентьева, С. Д. Ворошин // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. — 2018. — Т. 18. — № 1. — С. 95—107.

9. Парфентьева, Н. В. О принципах формирования ресурсной базы художественно-эстетического образования студенчества на примере создания художественной коллекции университетского Музея искусств / Н. В. Парфентьева, Н. П. Парфентьев // Вестник ЮжноУральского государственного университета. — 2010. — Вып. 14. — № 8. — С. 55—62.

10. Трифонова Г.С. О формировании коллекции университетского художественного музея в Челябинске //

Собирательство как феномен культуры. 125-летию радищевского музея : Материалы междунар. науч.-практ. конф. — Саратов : Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева, 2011. — С. 120—124.

11. Трифонова, Г. С. Практика выставочной и собирательской работы университетского художественного музея / Г. С. Трифонова // История искусства и современность. Материалы студенческих исследований / под ред. Г. С. Трифоновой. — Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2012. — С. 93—103.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Kozak, Z. R. The role of university museums and heritage in the 21th century / Z. R. Kozak // The Museum Review. — 2016. — V. 1. — № 1.

13. Parfentjeva N. V. University Art Museum: the Basic Directions of Activity and Their Scientific and Teaching Aids / N. V. Parfentjeva, N. P. Parfentjev //Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. — 2010. — V. 3 (3). — P. 412— 420.

ПАРФЕНТЬЕВА Наталья Владимировна, профессор кафедры теологии, культуры и искусства, ЮжноУральский государственный университет, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации. E-mail: parfentevnp@susu.ac.ru

ВОРОШИН Семен Дмитриевич, младший научный сотрудник, Научно-образовательный центр «Актуальные проблемы истории и теории культуры», Южно-Уральский государственный университет. E-mail: svoroshin@mail.ru

Поступила в редакцию 4 декабря 2018 г.

DOI: 10.14529/ssh190110

ART IN THE CULTURAL LIFE OF THE UNIVERSITY

N. V. Parfentieva, parfentevnp@susu.ac.ru

S. D. Voroshin, svoroshin@mail.ru

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

In the paper, the authors reveal the importance of art for students' culture formation in the South Ural State University, the largest in the region. They conducted a comprehensive study of formation and development of the Art Museum of SUSU, in particular, its structural subdivision — the exhibition Hall of Arts. To this end, scientists have applied art science and art history, historical, cultural and sociological methods of analysis. The authors presented the typology of the directions of the Art Museum activity. They conducted the classification of expositions, based on the analysis of artworks, showed the influence of art exhibitions on the formation of the main aspects of the cultural identity of students. The analysis of the most significant Hall of Arts' expositions from the collections of leading Art galleries, from painters' workshops was also carried out. Researchers have proved that exhibition, collection, research activities in the field of art form and maintain in public consciousness the image of the university as the centre of high world and national cultural traditions.

Keywords: fine arts, art exhibitions, painters of the Southern Urals, University Art Museum, South Ural State University, students' culture.

References

1. Iskusstvo Yuzhnogo Urala serediny XX — nachala XXI vv.: Katalog sobraniya khudozhestvennogo muzeya YUrGU. Zhivopis', grafika, skul'ptura, dekorativnoye iskusstvo, khudozhestvennaya fotografiya, aktual'noye iskusstvo; vstup. stat'i N.V. Parfent'yevoy, G.S. Trifonovoy; sost. G.S. Trifonova [Art of the Southern Urals of the mid-20th — early 21th centuries: Catalog of the collection of the SUSU Art Museum. Painting, graphic, sculpture, decorative art, art photography, actual art; introductory articles by N.V. Parfentieva, G.S. Trifonova; cataloguer G.S. Trifonova]. Chelyabinsk, 2013, [v.1], 215 p.

2. Iskusstvo Yuzhnogo Urala serediny XX — nachala XXI vv.: Katalog sobraniya khudozhestvennogo muzeya YUrGU. Zhivopis', grafika, skul'ptura, dekorativnoye iskusstvo, khudozhestvennaya fotografiya, aktual'noye iskusstvo; otv. red. N.P. Parfentiev, avt. st. N.V. Parfentieva, G.S. Trifonova; sost. kat. G.S. Trifonova [Art of the Southern Urals of the mid-20th — early 21th centuries: Catalog of the collection of the SUSU Art Museum. Painting, graphic, sculpture, decorative art, art photography, actual art; editor-in-chief N.P. Parfentiev, authors of articles N.V. Parfentieva, G.S. Trifonova; catalog compiler G.S. Trifonova]. Chelyabinsk, 2017. [v. 2], 318 p.

3. Korobeynikova O.M. Tvorchestvo A.P. Kudryavtseva v kontekste osnovnykh tendentsiy razvitiya otechestvennoy keramiki vtoroy poloviny XX — nachala XXI vv. [Creativity of A.P. Kudryavtsev in the context of the main trends in the development of domestic ceramics art in the second half of the 20th — beginning of the 21th centuries], Vestnik Uzhno-Ural'skogogosudarstven-nogo universiteta. Seriya: Sotsial'no-gumanitarnye nauki [Bulletin of the South Ural State Universiti. Series: Social Sciences and the Humanities], 2010, v. 15, pp. 74—79.

4. Nauchno-metodicheskoye obespecheniye deyatel'nosti universitetskogo muzeya iskusstv v sfere khudozhestvenno-esteticheskogo obrazovaniya i vospitaniya studenchestva: materialy regional'noy mezhvuz. nauch.-praktich. konf.; pod red. N.V. Parfentievoy [Scientific and methodological support of the University Art Museum activities in the field of artistic and aesthetic education and upbringing of students: materials of the regional intercollegiate scientific-practical conference; edited by N.V. Parfentieva]. Chelyabinsk, 2010, 148 p.

5. Parfentiev N.P. Kontseptsiya muzeya nauki i iskusstva Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta [The concept of the Museum of Science and Art of the South Ural State University], Nauchno-metodicheskoye obespecheniye deyatel'nosti universitetskogo muzeya iskusstv... [Scientific and methodological support of the activities of the University Museum of Art...], pp. 12—19.

6. Parfentiev N.P. Sotrudnichestvo Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta i vedushchikh uchrezhdeniy iskusstv i kul'tury v sfere esteticheskogo vospitaniya studenchestva [Cooperation of the South Ural State University and the leading institutions of arts and culture in the field of aesthetic education of students], Nauchno-metodicheskoye obespecheniye deyatel'nosti universitetskogo muzeya iskusstv... [Scientific and methodological support of the activities of the University Museum of Art...], pp. 86—92.

7. Parfentyeva N.V. Khronika odnogo khudozhestvennogo proyekta [Chronicle of an art project], Autograph, Chelyabinsk-art, 2005, № 3, pp. 84— 86.

8. Parfentieva N.V., Voroshin S.D. O znachenii vystavki proizvedeniy epokhi Renessansa v universitetskom Zale iskusstv dlya formirovaniya kul'tury studenchestva [On the significance of the exhibition of Renaissance works in the University Hall of Arts for the formation of a culture of students], Vestnik Uzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sotsial'no-gumanitarnye nauki [Bulletin of the South Ural State Universiti. Series: Social Sciences and the Humanities], 2018, v. 18, № 1, pp. 95—107.

9. Parfentieva N.V., Parfentiev N.P. O printsipakh formirovaniya resursnoy bazy khudozhestvenno-esteticheskogo obrazovaniya studenchestva na primere sozdaniya khudozhestvennoy kollektsii universitetskogo Muzeya iskusstv [On the principles of the resource base of artistic and aesthetic education of students formation on the example of creating an art collection of the University Art Museum], Vestnik Uzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sotsial'no-gumanitarnye nauki [Bulletin of the South Ural State Universiti. Series: Social Sciences and the Humanities], 2010, v. 14, № 8, pp. 55—62.

10. Trifonova G.S. O formirovanii kollektsii universitetskogo khudozhestvennogo muzeya v Chelyabinske [On the formation of the collection of the University Art Museum in Chelyabinsk], Sobiratel'stvo kak fenomen kul'tury. 125-letiyu radishchevskogo muzeya.: Materialy Mezhdunar. nauch. -prakt. konf. [Collecting as a cultural phenomenon. 125 th anniversary of the Radischevsky museum: Materials of the International. scientific.-practical. Conference]. Saratov, 2011, pp. 120—124.

11. Trifonova G.S. Praktika vystavochnoy i sobiratel'skoy raboty universitetskogo khudozhestvennogo muzeya [Practice of exhibition and gathering work of the university art museum], Istoriya iskusstva i sovremennost'. Materialy studencheskikh issledovaniy / pod red. G.S. Trifonovoy [History of art and modernity. Materials of student research / edited by G.S. Trifonova]. — Chelyabinsk, 2012, pp. 93—103.

12. Kozak Z.R. The role of university museums and heritage in the 21th century, The Museum Review, v. 1, № 1, 2016.

13. Parfentjeva N.V., Parfentjev N.P. University Art Museum: the Basic Directions of Activity and Their Scientific and Teaching Aids, Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2010. V.3 (3). P.412-420.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Парфентьева, Н. В. Высокое искусство в культурной жизни университета / Н. В. Парфентьева, С. Д. Ворошин // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». — 2019. — Т. 19, № 1. — С. 66—76. DOI: 10.14529/ ssh190110

Received Desember 4, 2018

FOR CITATION

Parfentieva N. V., Voroshin S. D. Высокое искусство в культурной жизни университета. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social Sciences and the Gumanities. 2019, vol. 19, no. 1, pp. 66—76. (in Russ.). DOI: 10.14529/ sshl90110

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.