УДК 745/749+902 (419)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ВСАДНИКА УРАЛО-ВЕНГЕРСКОГО ЦЕНТРА IX ВЕКА
© 2018 г. К. А. Руденко
Статья посвящена исследованию редких артефактов, связанных своим происхождением с урало-венгерским центром изготовления художественных изделий. Как считает Н.В. Федорова этот центр был расположен в район Урала и функционировал в IX - X столетиях. В статье изучаются серебряные блюда и накладка-медальон на которых есть изображение всадника (рис.1). На большинстве из них изображен всадник с птицей на правой руке. Фигура его развернута вправо или влево. Мужчина одет в длинный кафтан и сапоги. На его голове - высокая шапка. Кроме птицы на правой руке над головой лошади как правило изображена еще одна птица. Иногда встречаются изображения зайца. Конь имеет искаженные пропорции. Вместе с тем, Фон рисунка позолочен. Автор считает, что рисунок всадника символизирует силу и могущество правителя. Это вероятно связано с византийской традицией. Другой контекст имеют изображения на круглых медальонах с изображением сцены охоты (рис.2). Эти артефакты изготавливались в разное время на основе разных художественных традиций: мусульманской, христианской, языческой.
Ключевые слова: археология, Великая Венгрия, хазары, Урал, Волга, средневековое искусство.
В исследовании ранних страниц истории венгров важную роль играют предметы художественного металла. Они давно привлекали внимание ученых. Имеется большое количество публикаций где представлены эти артефакты в основном с территории самой Венгрии (Ьа821о Оуи1а, 1988, б. 64-71; 1Ъеапе1еп1;, 1996). Особое место среди них занимают находки с территории России, где встречено немало изделий, имеющих отношение к угорским древностям. Часть из них из собрания Эрмитажа в С.-Петербурге была опубликована еще в начале ХХ в. (Смирнов, 1909), но существенное пополнение коллекции, в большинстве своем в фонды региональных музеев произошло в последней трети этого столетия.
Существенным вкладом в изучение этих артефактов стали исследования Н.В. Федоровой, выделившей особый урало-венгерский центр художественного металла 1Х-Х вв., как и ее публикации материалов, хранящихся в музеях Западной Сибири (Федорова, 2003, с. 16-17). В числе редких артефактов средневековой эпохи, известных в настоящее время и отнесенных к урало-венгерскому центру, являются находки различных предметов с изображением всадников. Рассмотрим их.
Первый - центральный медальон серебряного блюда, разрезанного на пластины (рис. 1:1) (Сокровища, 2003, с. 57, кат.22). Диаметр сохранившейся части изделия - 20,3 см. На нем изображен всадник с птицей на правой руке. Фигура его развернута вправо.
Мужчина одет в длиннополый распашной двубортный кафтан и сапоги. На его голове - высокая шапка с отворотами. Кроме птицы на правой руке над головой лошади изображена еще одна (эта часть рисунка практически полностью утрачена). Фон позолочен.
Второй - серебряное блюдо диаметром 18 см (рис.1:2) (Сокровища, 2003, с. 53, кат.19). В центральном медальоне на позолоченном фоне изображен вооруженный всадник на взнузданном коне в длиннополом распашном кафтане или халате и в сапогах. Левой рукой он держит длинное древко, скорее всего штандарт. На левом боку всадника изображена длинная сабля, прикрепленная к поясу двумя ремнями. Фигура его развернута в левую сторону. Вокруг центрального медальона идет орнамент в виде растительного побега. Фон рисунка обработан канфарником.
Третий - серебряное блюдо диаметром 17,5 см с изображением всадника в доспехах (рис. 1:3) (Сокровища,2003, с. 56, кат. №21). Здесь мы видим тяжеловооруженного всадника, в шлеме с чешуйчатой бармицей, доспе-хе, с колчаном (?). В отличие от предыдущих изображений на данном рисунке лица всадника мы не видим, а его экипировка на других изображениях не встречается. Интересно, что из украшения конской сбруи кроме подвесок на нагрудном и подхвостном ремнях показан науз - декоративная кисть, подвешивавшаяся на ремне под шеей лошади.
Четвертый - орнаментированная накладка диаметром 12 и высотой 0,8 см, выпол-
ненная из серебра с позолотой (рис. 1:4), из собрания Фонда Марджани (Москва) (Руден-ко, 2016, с. 64-71). Ее точное место находки, к сожалению, не известно. Накладка выполнена из тонкого листа металла, имеет полусферическую форму с небольшим бортиком по краю. На бортике и по краям выпуклой поверхности пробиты сквозные отверстия: три - в верхней части и одно - в нижней, самое крупное из которых - около 2 мм. Все орнаментальное поле накладки занимает изображение всадника на позолоченном фоне, обработанном канфарником. Изготовлен этот артефакт во второй половине IX - первой трети Х в. Ряд деталей на данном изображении имеют полные аналогии на согдийской серебряной посуде IX в. школы «В», по Б.И. Маршаку (Маршак, 1971, с.42-44).
Сравнение изображений на данных изделиях заставляет обратить внимание на ряд моментов. На всех этих артефактах изображены конные мужчины в богатых одеждах с оружием. В двух случаях: в первом, это сюжет царской охоты, поскольку на руке всадника изображен охотничий орел, и в другом, гарцующий всадник со штандартом (?). Объединяют их композиция рисунка, мотивы декора, например, полупальметты, а также золочение фона.
Изображенные люди европеоидного типа с прямым носом; с волнистыми или гладкими волосами на голове и лице. Брови длинные, глаза большие, широко открытые. Отличается одно изображение, на котором изображенный персонаж показан с раскосыми глазами и сходящимися на переносице бровями.
Кони изображены с нарушением пропорций, при этом - взнузданные и оседланные. Хвосты лошадей подстрижены и иногда перевязаны в нижней части. Грива во всех случаях аккуратно расчесана на пряди. Кроме поводьев изображены нащечный, затылочный, наносный ремни. Если ремни оголовья не показаны, то подразумеваются поскольку изображены псалии, а без ремней оголовья их использовать невозможно. Выделяется амуниция коня всадника со штандартом (рис.1:2). В этом случае отсутствует наносный ремень, нет Б-видных псалий, очевидно вместо них художник изобразил кольчатые удила; кроме того, от затылочного ремня к поводьям идет декоративная привеска, показанная мелкими перлами.
Из ремней для крепления седла показаны: нагрудный, подхвостный, оба украшен-
ные накладками (в одном случае круглые или прямоугольные), причем к ним же прикреплены и декоративные подвески (ромбовидные или сердцевидные), что в принципе бывает не всегда. Само седло вероятно стандартное - с двумя луками, с положенным под него чепраком и прикрепленными ремнями стременами с жесткой подножкой. Из оружия всадники имеют только саблю в ножнах. И в одном случае - без оружия, но с ловчей птицей.
По ряду деталей выделяется вышеупомянутый рисунок всадника со штандартом (рис.1:2). Также формальное сходство имеют рассмотренные сюжеты с изображением вооруженного всадника на другой чаше (рис.1:1). В этой связи упомянем недавно опубликованную находку серебряной пластины (рис.1:5) с согдийским сюжетом (Бауло, 2013, с. 123-128), близкой рассматриваемой накладке со всадником.
Заметим, что композиция с всадником и сопутствующими ему животными и птицами, а также с сидящими на руке ловчими птицами, с IX в. была весьма популярна в средневековом прикладном искусстве, как на мусульманском Востоке, так и в Византии. Скорее всего эта композиция не связана напрямую с какой-то этнической средой, поскольку в IX-XI вв. фиксируются несколько весьма близких по композиции ареалов бытования этого сюжета: юг Европы (провинции Византии); Средняя Азия и Иран; Прикамье, Венгрия и Предкавказье.
Вместе с тем, изображения всадника на изделиях урало-венгерского центра IX в. отличаются определенной цельностью образа и его трактовки. Сам образ достаточно выдержан и на наш взгляд выполнен в традициях византийского искусства. В последнем образ всадника, в том числе и в охотничьих сценах, был связан с византийской царской традицией, прославлявшей правителя, его величие и могущество. Эта традиция сложилась не позднее VI-VII вв. н.э. и использовалась в византийской иконографии в вв. (Грабар, 2000, с. 64-69, 76-78). Впрочем, аналогичный образ правителя можно встретить и в иранском искусстве V-VII вв. н.э. Вероятно, в этой трактовке образ всадника мог присутствовать в венгерском искусстве и символике и в период обретения Родины.
Отдельные элементы изображений, например, сюжет хищной птицы стоящей на спине животного, характерный по мнению, Н.В. Федоровой именно для венгерской группы торевтики, могли иметь и некий общий
мифологический контекст, возможно общий для всего урало-западносибирского региона и отразившаяся в торевтике Великой Венгрии, Волжской Булгарии и Прикамье в целом (Бауло, Маршак, Федорова, 2004, с.114).
При всем при этом, стоит обратить внимание на аналогии и художественно-технологическую близость артефактов урало-венгерского круга с согдийской торевтикой IX в., что согласуется и с находками художественного металла, прежде всего серебряных сосудов (котелки, чаши, блюда) согдийского или восточноиранского производства в Пред-уралье (Руденко, 2017, с. 96-100). Это касается и сюжета с всадником, точнее, конным охотником. Он относится к так называемым «бродячим сюжетам» со сценой охоты. Данная композиция пережила достаточно долгий путь развития от идеи царственного всадника, бога-всадника к персидскому герою-рыцарю и постепенно трансформировалась в светский идеал правящей элиты. Как писал Л.И. Ремпель, «образы древней мифологии растворяются сначала в эпосе, а затем и в романтической поэзии века. Герой теряет личные черты и становится излюбленным сюжетом светской жизни» (Ремпель, 1987, с. 149).
В Предуралье в Х1-Х1У вв. данный сюжет неожиданно получил свое развитие на небольших бляхах-медальонах с изобра-
жением сокольничего (рис.2). А.М. Белавин, Н.Б. Крыласова и В. А. Иванов отнесли эти артефакты к изделиям пермского звериного стиля, подразумевая местные истоки этой иконографии, определив при этом главное действующее лицо на этих изображения как верховное божество манси, - таежных жителей Западной Сибири, - Мир-сусне-хум. Ими же отмечается и вероятность изготовления этих артефактов булгарскими ювелирами (Белавин, Иванов, Крыласова, 2009, с. 191, 204, 200, 234-235, рис.61; 62: 1-14).
Однако, к булгарскому ювелирному делу эти изделия вряд ли имеют прямое отношение (Руденко, 2015, с. 92). Большая вероятность их производства, как считают К.А. Руденко и Н. В. Федорова, в Предуралье или Западной Сибири (Федорова, 2014, с. 172). Маловероятно и их автохтонное развитие. Между изделиями урало-венгерского центра и прикамски-ми бляхами с сокольничим хронологический разрыв в несколько столетий, и скорее всего непосредственной связи между ними нет. Учитывая типологическое разнообразие блях с сокольничим и достаточно большой промежуток времени их изготовления и бытования, они формировались из разных источников, относящихся как к христианскому, так и исламскому миру на протяжении Х1-Х1У вв. (Руденко, 2015, с. 93-97).
ЛИТЕРАТУРА
Бауло А.В. Без лица: серебряная бляха с восточных склонов Урала // АЭАЕ. 2013. №4 (56). С. 123-128.
Бауло А.В., Маршак Б.И., Федорова Н.В. Серебряные блюда с реки Войкар // Археология, этнография и антропология Евразии. 2004. №2 (8). С.107-114.
Белавин А.М., Иванов В.А., Краласова Н.Б. Угры Предуралья в древности и средние века. Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. 278 с.
Грабар А. Император в византийском искусстве. М.: Ладомир, 2000. 328 с.
Маршак Б.И. Согдийское серебро. Очерки по восточной торевтике. М.: Главн. ред. вост. лит-ры, изд-во «Наука», 1971. 156 с.
Ремпель Л. И. Цепь времен. вековые образы и бродячие сюжеты в традиционном искусстве Средней Азии. Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1987. 192 с.
Руденко К. А. Булгарское серебро. Древности Биляра. Том II. Казань: Заман, 2015. 528 с.
Руденко К.А. Редкие находки эпохи хазарского каганата (заметки о хазарско-венгерском искусстве) // Теория и практика археологических исследований. 2016. №3 (15). С.63-82. DOI: 10.14258/ tpai(2016)3(15).-05.
Руденко К.А. Новые находки художественных серебряных сосудов VIII — IX вв. н.э. из Предуралья и их место в средневековой торевтике Востока // Вестник КазГИК. 2017. №3. С. 96 - 100.
Смирнов Я.И. Восточное серебро. Атлас древней серебряной и золотой посуды восточного происхождения, найденной преимущественно в пределах Российской империи. Издание Имп. Археологической Комиссии ко дню 50-летия её деятельности. СПб: [2-го февраля] 1909. 18 с., 130 табл.
Сокровища Приобъя. Западная Сибирь на торговых путях средневековья. Каталог выставки / Предисл. М. Б. Пиотровский; Вступ. ст. Н. В. Федорова; Перевод Т. В. Говорухина. Салехард-СПб.. 2003. 96 с.
Федорова Н.В. Сокровища Приобья в истории западно-сибирского средневековья // Сокровища Приобъя. Западная Сибирь на торговых путях средневековья. Каталог выставки. Салехард-СПб., 2003. С.9-18.
Федорова Н.В. Справа от солнца, слева от месяца: бляхи с сокольничим (Предуралье и Западная Сибирь, эпоха средневековья) // Археология Арктики. Вып. 2 / Отв. ред. Н. В. Фёдорова. Екатеринбург: Деловая пресса, 2014. С. 162-174.
Шатунов Н.В. Медальон с сокольничим из Сибирской коллекции Ф.Р. Мартина // Барсова Гора: древности таежного Приобья. Екатеринбург-Сургут: Уральское изд-во, 2008. С. 50-55.
Laszlo Gyula Arpad nepe. Budapest: Helikon, 1988. 180 s.
The Ancient Hungarians. Exhibition Catalogue. 1996. Istvan Fodor. (ed.). Budapest: Hungarian National Museum.
Информация об авторе:
Руденко Константин Александрович, доктор исторических наук, профессор, Казанский государственный институт культуры (г. Казань, Россия); murziha@mail.ru
ARTISTIC ARTIFACTS WITH THE HORSEMEN IMAGE OF THE URAL-HUNGARIAN CENTER IX CENTURY
K.A. Rudenko
The article is dedicated to the study of rare artifacts associated by their origin with the Ural-Hungarian center for the manufacture of art products. According to N.V. Fedorovа, the center was located in the Urals and functioned in the 9th-10th century. The article features a study of silver dishes and a roundel with an image of a rider (Fig. 1). Most of the items feature a rider with a bird on his right arm. The figure is turned to the right or to the left. The man is dressed in a long caftan and boots. There is a tall hat on his head. In addition to the bird on the right hand arm, another bird is usually depicted above the horse's head. Sometimes the items feature images of a hare. The horse has distorted proportions. The background of the image is gilded. The author is convinced that the figure of the image of the rider symbolizes the strength and power of the ruler. This is probably associated with the Byzantine tradition. Another contextual images on round medallions feature a hunting scene (Fig. 2). These artifacts were crafted in various time periods on the basis of different artistic traditions: Muslim, Christian, and pagan.
Keywords: archaeology, Great Hungary, Khazars, Ural Mountains, Volga, medieval art.
About the Author:
Rudenko Konstantin A. Doctor of Historical Sciences. Professor, Kazan State Institute of Culture. Orenburgsky Trakt St., 3, Kazan, 420059, Russian Federation; murziha@mail.ru
Рис. 1. Изделия урало-венгерского круга с изображениями всадника. 1 - центральный медальон серебряного блюда; 2- центральная часть серебряного блюда; 3 - центральная часть серебряного блюда; 4 - серебряная накладка; 5 - серебряная накладка; 6 - бронзовая матрица из Болгар. 1-3: по: (Сокровища, 2003, кат.19,21,22); 5 - Фонд Ш. Марджани; 5 - прорисовка А.В. Бауло (Бауло, 2013, рис.1); 6 - прорисовка по фото К.А. Руденко (Руденко, 2015, илл.172). 1-3 - фонды МВК им. И.С. Шемановского ЯНАО; 4 - собрание фонда Ш.Марджани
(Москва).
1а
Рис. 2. Бляхи с изображением всадника из Предуралья (1) и Зауралья (2). По: (Шатунов, 2008).