Научная статья на тему 'Художественные идеи русских архитекторов второй половины XIX века и формы реализации в пространстве Москвы (на примере творчества М. Д. Быковского (1801-1885))'

Художественные идеи русских архитекторов второй половины XIX века и формы реализации в пространстве Москвы (на примере творчества М. Д. Быковского (1801-1885)) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
562
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДЕЯ / АРХИТЕКТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ / ТРАДИЦИИ ЗОДЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ильина Елена Валерьевна

В статье рассматривается идея преемственности византийской традиции в московской архитектуре второй половины XIX века. Обозначаются значимые художественные идеалы в творчестве русского архитектора М.Д. Быковского (1801-1885). Обозначается взаимовлияние практики архитектурного проектирования и процесса формирования взглядов в среде профессионального сообщества на стилеобразующие принципы русской архитектуры второй половины XIX века. Раскрываются формы реализации художественной идеи впостройках выдающегося мастера русской архитектуры. Исследуется преемственность архитектурныхформ новой национальной архитектуры во второй половине XIX века. Период эклектики трактуется как «способ мышления в архитектуре».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественные идеи русских архитекторов второй половины XIX века и формы реализации в пространстве Москвы (на примере творчества М. Д. Быковского (1801-1885))»

УДК 72.03

Ильина Елена Валерьевна

старший преподаватель. Комсомольский-на-Амуре Государственный технический университет Ilyinae@bk.ru

Художественные идеи

РУССКИХ АРХИТЕКТОРОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ В ПРОСТРАНСТВЕ МОСКВЫ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА М.Д. БЫКОВСКОГО (1801-1885))

Elena V. Il’ina

senior lecturer.

Komsomolsk-on-Amur State Technical University Ilyinae@bk.ru

The artistic ideas of

THE RUSSIAN ARCHITECTS OF THE SECOND HALF OF THE NINETEENTH CENTURYAND FORMS OF REALIZATION IN THE SPACE OF MOSCOW (ON THE EXAMPLE OF M.D. BYKOVSKII’S CREATIVITY (1801-1885))

Аннотация. В статье рассматривается идея преемственности византийской традиции в московской архитектуре второй половины XIX века. Обозначаются значимые художественные идеалы в творчестве русского архитектора М.Д. Быковского (1801-1885). Обозначается взаимовлияние практики архитектурного проектирования и процесса формирования взглядов в среде профессионального сообщества на стилеобразующие принципы русской архитектуры второй половины XIX века. Раскрываются формы реализации художественной идеи впостройках выдающегося мастера русской архитектуры. Исследуется преемственность архитектурныхформ новой национальной архитектуры во второй половине XIX века. Период эклектики трактуется как «способ мышления в архитектуре».

Ключевые слова: русская архитектура; художественная идея; архитектурная композиция; традиции зодчества.

Annotation. The article discusses the idea of the continuity of the Byzantine tradition in the Moscow architecture of the second half of the nineteenth century. The significant artistic ideals are indicated in the works of Russian architect M.D. Bykovskii (1801-1885). Interference of practice of architectural design and process of formation of views in the environment of professional community of the style forming principles of the Russian architecture of the second half of the XIX century is designated. The forms of the art ideas in the buildings of the wizard are disclosed. The continuity of the architectural forms of the new national architecture in the second half of the nineteenth century is explored. The period of eclecticism is treated as a «way of thinking in architecture».

Keywords: Russian architecture, art idea, architectural composition, the tradition of architecture.

Период эклектики в русской архитектуре можно назвать малоисследованным. Существующая в архитектуроведении традиция анализировать историческую архитектурную парадигму с позиций стилеобразующих элементов оказалась неприменима к многообразному и широкому архитектурно-строительному процессу в России второй половины XIX века. Здесь и далее употребляя слово «э^ектика», мы, прежде всего, ориентируемся на философскоеопределение данного понятия. В частности, эклектик - тот, «юю не создает собственной философской системы, основывающейся на едином принципе, и не присоединяется к взглядам какого-либо одного философа, а берет из различных систем то, что находит правильным, и все это связывает в одно более или менее законченное целое» [1, с. 534]. Философская система кор-релируется с «божественной системой как способом мышления». Тогда, проецируя на архитектурное творчество, эклектический подход преду-

сматривает возможность сознательного отбора архитектурных элементов из предшествующих эпох для реализациихудожественной идеи. И тогда отрицательный элемент в трактовке архитектуры периода эклектики, как «внестилевой» исчезает. Далее стоит разбираться с многообразием и качеством самой архитектурной формы в каждом конкретном случае. Но при этом важно учитывать и другие факторы, влияющие на реализацию архитектурного проекта (социокультурные, профессиональные, личностные).

Русский архитектор Михаил Дормидонтович Быковский (1801-1885 гг) по праву может считаться наследником традиций петербургской архитектурной школы. Хотя в начале профессионального пути он начал свое образование в Москве, у известного Жилярди, его талант раскрылся в полной мере в период обучения в Императорской Академии Художеств.

74

Выйдя из податного сословия, в 1829 году МД. Быковский зачислен в соискателиИмпера-торской Академии Художеств. Выполнив программу: «Полный проект карантина на морском берегу на 250 человек» молодой архитектор получил званиеакадемика. В 1831 году зодчий защитил проект, получил звание архитектора -академика. И сразу же осуществил свою мечту -стажировку в Европе.

Развитие национальной русской архитектуры, в его важнейших этапах, отразилось в творческой карьере МД. Быковского. Архитектор проектировал и строилболее полувека. Кроме того, он -реставратор и преподаватель. Широко известен факт директорства с 1836 по 1842 гг. МД. Быковского в Московском Дворцовом Архитектурном Училище (МДАУ). А также работа на посту председателя Московского Архитектурного Общества (МАО) с 1867 года.

Разнообразие средств архитектурной композиции и размах социальных заказов отличает архитектуру МД. Быковского. Жилые дома, пассажи, храмы, часовни, интерьеры, пейзажные парки - все это он мастерскипроектировал.

В стилевом отношении у архитектора не было какого-то главенствующего принципа формообразования. Более того, мы рассматриваем эволюцию поиска формально-стилевых элементов, как сущностную черту его творческого метода. Если ранние его постройки (усадьба Марфино) отражают влияние романтической идеи и классических приемов в формообразовании, то с конца 1840-х МД. Быковский окончательно отходит от классицизма. Вплоть до 1860-х в реализованных проектах архитектора новые приемы архитектурной композиции сочетаются с уже найденными. Прослеживается явная тенденция развития «архитектурного языка мастера» по пути совершенствования и детальной проработки ранее найденных приемов.

Историко-сравнительный метод позволяет проследить, вследствие каких условий трансформируются принципы формообразования в построй-

ках М Д. Быковский. Для анализа предлагаем выбрать одну из культовых построек архитектора - Ивановский монастырь 1860-1879 гг. постройки в Москве. Изящество и, вместе с тем, богатое художественное содержание отличает постройки мастера в поздний период его творчества (1860-1880).

Формально-стилистические приемы в творческом методе архитектора МД. Быковского при проектировании и строительстве монастыря были продиктованы следующими факторами: назначение архитектурного объекта, поиск пространственно-планировочных решений с точки зрения градостроительства (исторически значимое место для Москвы), собственно реализация художественной идеи о новой национальной архитектуре.

Ивановский монастырь среди культовых построек Москвы во второй половине XIX века занимает значимое место (см. рис. 1). Территория, где в 1859 году были возобновлены работы по реконструкции монастыря, занимает особое культурно -историческое значение: это место, откуда «начиналась» Москва. Кроме того, именно с этой точки начинались все важные стратегические дороги: на Суздаль, на Ростов-на-Дону. До периода промышленного и строительного бума в Москве конца XIX века Ивановский монастырь являлся градостроительной доминантой.

Для МД. Быковского сохранение Ивановского Монастыря являлось продолжением задачи восстановления послепожарной Москвы. Статус Ивановского монастыря как культурного и исторического центра России также повлиял на важность принятых проектных решений.

Проведение инженерно-технических работ явилось обязательным условием сохранения статуса ивановского монастыря. Поэтому новый проект монастыря - это по сути дела полная перестройка древнего памятника. Следует отметить мастерство Быковского, который выполнил проект, который сохранял узнаваемость архитектурного образа с различных точек Москвы.

Рисунок 1 - Открытка с видом Ивановского монастыря. Начало 1880-х

75

Идея устроить ещё одну высотную точку (см. рис. 2) была прочувствована МД. Быковским в период его работы на посту архитектора Приказа общественного призрения. Он курировал многие проекты в черте «Белого города» и знал изменившуюся ситуацию с застройкой Москвы вдоль Солянки во второй половине XIX века.

Архитектурная форма нового Ивановского монастыря масштабна и исторически выверена. Формально-композиционные признаки раскрывают главную идею автора: русская национальная архитектура сохраняет художественные идеи древнерусской архитектуры, являясь, по сути, наследницей Византийской традиции.

Архитектором было полностью изменено архитектурно-композиционное решение Ивановского монастыря. Ориентация построек изменилась с северо-западанаюго-восток. Однако алтарь

главного собора, как и положено, остался обращенным на северо-восток. Была также применена новая система сводов с распалубками, что позволило увеличить толщину стен. Атриумы, по примеру римских, были устроены перед каждым

фасадом собора. Это позволило по-новому организовать хозяйственные постройки на территории монастыря.

Итак, мы наблюдаем, что в планировочном решении мастер применяет ренессансные традиции, но отталкивается от форм соборадревнего Ивановского монастыря.

Черты, которые встречались в постройках, выполненных учениками Апевиза Нового, угадываются в архитектурном образе главного собораИ-вановского монастыря. В нем определенно различается симметричная архитектурная композиция, с доминантой в виде большого центрального объема с куполом. Это также является репликой архитектурного наследия итальянского Возрождения XIV-XV веков.

МД. Быковский мастерски и с особой тщательностью проработал основной объём собора. Пирамида, вершиной которой является расположенный в центре восьмигранный барабан, выражает идею новой русской архитектуры второй половины XIX века, как преемницы византийской традиции.

Рисунок 2 - Абрис Ивановского Монастыря в настоящее время. Вдалеке видны другие высотные доминанты Москвы

а б в

Рисунок 3 - Сравнение архитектурных образов соборов Ивановского монастыря и Италии а) Собор Ивановского монастыря; б) Собор Санта-Мария Дель Фьоре; в) Собор Св. Петра

76

Грани барабана несут ренессансные двойные настыря. Этот прием часто встречается в архиокна. Эти и другие формы окон МД. Быковский тектуре Ренессанса. Но архитектор объединяет

применял в качестве архитектурных элементов в нижний и средний ярусы угловымилопатками и

композиции собора (см. рис. 4). Башни- добавляет арочныйфриз. Таким образом, возни-

звонницы, квадратные в плане, также являются кает совершенная архитектурная композиция,

важным формообразующим элементом архитек- транслирующая сразу несколько архитектурных

турной композиции комплекса Ивановского мо- традиций: древнерусскую и ренессансную.

Рисунок 4 - Ренессансные двойные окна на барабане главного собора Ивановского монастыря

Внутренняя планировка собора ясна и функциональна. Она состоит из свободного простран-ствапод куполом, ряда боковых галерей, соединяющих внутреннее пространство собора с расположенными перед его фасадами, монастырскими атриумами. Галереи перекрыты коробовыми сводами с системой подпружных арок с распалубками. Систему опор восьмигранного барабана составляют четыре крестовых в плане пилона.

Ситуацию, сложившуюся в архитектурно-строительном процессе в России во второй половине

Литература:

1. Губский Е.Ф. Философский энциклопедический словарь / Е.Ф. Губский, Г В. Кораблева, В. А. Лутченко. М. : Инфра-М,1997. 576 с.

2. Кириченко ЕМ. Михаил Быковский. М. : Стройиздат. 1988. 256 с.

3. Кириченко ЕМ. МД. Быковский. Зодчие Москвы. М. : Московский рабочий, 1981. 302 с.

4. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-1917 годы) илл. биогр. Словарь. Гос. науч. -исслед. музей архитектуры им. А. В. Щусева и др. М. : КРАБиК. 1998. 320 с.

XIX века, невозможно полностью изучить, применяя лишь критерии «стилеобразования».

Эклектика в русской архитектуре - это поиски форм и образов новой национальной традиции так, как ее понимали русские архитекторы, постигавшие мастерство профессии в национальных школах подготовки архитекторских кадров.

Таким образом, архитектор-академик МД. Быковский в проекте перестройки Ивановского монастыря во второй половине XIX века выразил идею новой национальной архитектуры.

Literature:

1. Gubskii E.F. Philosophical encyclopedic dictionary / E.F. Gubskii, G.V. Korableva, V.A. Lutchenko M. : Infra-M, 1997. 576 p.

2. Kirichenko E.I. Mikhail Bykovskii. M. : Stroiizdat, 1988. 256 p.

3. Kirichenko E.I. M.D. Bykovskii. Architects of Moscow. M. : Moscow worker, 1981. 302 p.

4. Moscow architects of eclecticism time, Art Nouveau and neoclassicism (1830-1917): fig. biogr. Dictionary. State. Scient. Research. Museum of Architecture named after A.V. Shchusev and others. M. : KRABiK, 1998. 320 p.

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.