Научная статья на тему 'Художественные и технологические особенности русского ткачества Среднего Прикамья'

Художественные и технологические особенности русского ткачества Среднего Прикамья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
353
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКОЕ ТКАЧЕСТВО / ТЕХНОЛОГИИ УЗОРНОГО ТКАЧЕСТВА / СРЕДНЕЕ ПРИКАМЬЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лодичева Валерия Николаевна, Ковычева Елена Ивановна

На основе музейных и частных коллекций, материалов полевых экспедиций обобщены художественные и технологические особенности русского ткачества Среднего Прикамья в контексте его взаимодействия с текстильной культурой Русского Севера. Особое внимание уделено анализу русского крестьянского бытового и праздничного художественного текстиля: полотен, скатертей, полотенец Рассмотрены не только теоретические, но и практические аспекты, дано описание техник ткачества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественные и технологические особенности русского ткачества Среднего Прикамья»

УДК 746.1(=161.1)(470.51)

В.Н. Лодичева, Е.Н. Ковычева

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО ТКАЧЕСТВА СРЕДНЕГО ПРИКАМЬЯ

На основе музейных и частных коллекций, материалов полевых экспедиций обобщены художественные и технологические особенности русского ткачества Среднего Прикамья в контексте его взаимодействия с текстильной культурой Русского Севера. Особое внимание уделено анализу русского крестьянского бытового и праздничного художественного текстиля: полотен, скатертей, полотенец Рассмотрены не только теоретические, но и практические аспекты, дано описание техник ткачества.

Ключевые слова: русское ткачество, технологии узорного ткачества, Среднее Прикамье.

Необходимость возрождения и развития народных промыслов отдельных регионов бывшего Вятского края становится все более очевидной. В Удмуртии до недавнего времени изучались и возрождались ремесленные традиции преимущественно титульного народа, тогда как отдельные территории, например, Среднее Прикамье было, по преимуществу, заселено русскими. Традиционное декоративно-прикладное искусство русского крестьянского населения, проживавшего в Удмуртии, еще не исследовалось с позиций технологического и художественного своеобразия отдельных локальных школ, взаимовлияния с мастерами соседних территорий. Наиболее интересно для решения такой задачи - ручное узорное ткачество, которое имело очень большое распространение в быту всех народностей. Этот вариант русской ремесленной традиции со всей комбинаторикой в нем общих и особенных черт на сегодняшний день изучен, отнюдь, не полностью.

У русского населения на Вятке сложилась своеобразная художественная культура, соче-

тающая в себе севернорусские и среднерусские черты, а также влияние живших в крае удмуртов, марийцев, коми, татар. К концу XIX в. на территории Удмуртии проживало 770425 русских, что составляет 57,6% всего населения [2, с. 20]. В экономико-географическом отношении территория Удмуртии тяготела к Уральскому региону, будучи связана с ним общностью географического положения, природных ресурсов, экономики, особенностями исторического развития. По своему общественно-экономическому облику Удмуртский край был типичным для Уральского горно-металлургического округа районом, где крупнейшие заводы соседствовали с сельскими местностями [2, с. 4].

Активное заселение Урала началось во второй половине XVI в. Переселенцы, среди которых преобладали выходцы с Русского Севера, осваивали верховья Камы. Крестьянская земледельческая колонизация края способствовала увеличению населения Урала, особенно в XVII в., за счет выходцев из центрально-европейских районов

Лодичева Валерия Николаевна - методист Центра декоративно-прикладного искусства и ремесел МО «Воткинский район» (Воткинск), [email protected]

Ковычева Елена Ивановна - заведующая кафедрой декоративно-прикладного искусства и народных промыслов УдГУ, доцент, доктор искусствоведения (Ижевск), [email protected]

России, Среднего Поволжья и Поморья, с численным преобладанием поморцев. Эта волна и обусловила сосуществование и взаимодействие севернорусского и среднерусского компонентов традиционной материальной и художественной культуры, в том числе и ткачества [6, с. 3]. Волости с русским населением располагались на севере, в юго-западной и юго-восточной частях территории Удмуртии, по рекам Каме и Вятке [2, с. 21].

Хронологические рамки исследования датированы второй половиной XIX - первой половиной XX в., достаточно полно представленными в этнографических источниках и памяти информантов. Объектом исследования являются тканые изделия, выявленные в ходе экспедиционной работы в 2014-2018 гг. методистами Центра декоративно-прикладного искусства и ремесел Муниципального образования «Воткинский район» (п. Новый) и лично одной из авторов статьи. Впервые делается попытка детально изучить и проанализировать образцы ткачества, относящиеся к бытовой среде русского населения Среднего Прикамья.

В ходе полевых исследований обнаружено и зафиксировано достаточно большое количество тканых изделий. Это тканые полотна, скатерти, полотенца, элементы одежды. Авторство большинства из них установлено. Все ткани сотканы вручную мастерицами, проживавшими в д. Кварса, д. Ледухи, д. Сидоровы Горы, д. Паздеры Воткин-ского района; д. Чеганда Каракулинского района, г. Сарапул Сарапульского района, г. Ижевск. Также был исследован Чайковский (бывший Фокинский) район Пермской области, где жила часть приписных крестьян Камско-Воткинского завода.

Найденные образцы ткачества выполнены в нескольких техниках, характерных для русского населения Вятского региона: полотняное, браное, «на верхнем цепу» («столбиками» и «шашечное» переплетение). Полотняное ткачество - самый простой вид ткачества. Ткань получалась в результате переплетения нитей основы с нитями утка. В технике полотняного переплетения выполнялись ткани для большинства бытовых нужд. Были найдены образцы тканых полотен в клетку - «пестрядь» в д. Кварса Воткинского района, в г. Сарапуле, в полоску - в д. Кварса, белые полотна и полотенца встречаются повсеместно, дорожки, половики, юбки - в д. Кварса, г. Сарапуле, сарафаны -в д. Кварса, в г. Ижевске (сарафан из личной кол-

лекции Косаревой И. А.), в Национальном музее Удмуртский Республики в г. Ижевске.

Можно отметить и наиболее характерные цвета изделий. Темно-синий, черный, серый, зеленый чаще использовались для «рукотеров» (полотенец для вытирания рук), а также вещей, предназначенных для повседневного обихода. Желтый, разные оттенки красного, светло-зеленый, синий цвета встречаются на предметах обрядовых, предназначенных для праздничного украшения дома.

Два полотенца с элементами браного ткачества хранятся в музейной комнате дома культуры д. Кварса Воткинского района. Орнаментация каймы полотенец мелкая и плотная, браный узор преобладает над фоновым. Колорит полотенец классический для севернорусских тканей - белая основа, красный узор. Трудоемкий набор тканого узора в орнаментации полотенец в начале XX в. был вытеснен более простой в исполнении техникой - вышивкой крестом.

Большой интерес представляют полотенца, концы которых украшены ткачеством «на верхнем цепу». Встречается данный вид ткачества только на Русском Севере, в Верхнем Поволжье, во Владимирской области. Внешне и по структуре ткани, выполненные в этой технике изделия, отличались от простого браного ткачества. В ткачестве «на верхнем цепу» узор набирали при открытом зеве, на верхних его нитях. Этим способом выполняли самые разнообразные узоры, в которых орнаментальные формы выполнялись каким-либо ткацким переплетением - настилом утка в виде «шашечек» или «столбиков» с лицевой стороны.

Полотенца с узорами, выполненными в технике «шашечное» переплетение, встречаются в д. Чеганда Каракулинского района, в д. Кварса Воткинского района и в г. Ижевске (полотенце хранится в личной коллекции Болдыревой В.Г.). Нити зева в «шашечном» переплетении перебирались по две в пределах узорной формы. Выполнив уступ в две узорные нити, в следующем ряду делали сдвиг в шахматном порядке. Здесь узорная нить утка участвует в формировании фона, также как уточная нить, которая проходит между узорными рядами. Браный узор большинства найденных полотенец выполнен белым по белому или розовым по белому. Одно полотенце (из д. Чеганда Каракулинского района) отличается по цветовой гамме - узор выполнен желтым утком по красному фону каймы.

В.Н. Лодичева, Е.Н. Ковычева

Узоры в «столбики» мы встречаем повсеместно в д. Фоки Чайковского района, в с. Чеганда Каракулинского района и в деревнях Воткинского района. Для разработки узора «столбиками» нити верхней половины зева набирались через одну, для выполнения фона между фигурами нить утка уводилась вниз, таким образом, уток делал настилы с изнаночной стороны. Иногда фон делали иначе: фоновое переплетение узорного утка получали, опуская дощечку вниз и перебирая точно таким же образом нижние нити зева. В этом случае настилы утка в виде столбиков получались с изнаночной стороны. Все найденные образцы, выполненные в этой технике, выделяются укрупненным масштабом элементов и разряженными композициями. Колорит этих полотенец сдержанный: фон остается белым, а узор выполнен одной цветной нитью.

Особого внимания заслуживают ткани, выполненные в технике много-ремизного ткачества. Техника изготовления узорных много-ремизных тканей была разработана в странах Северной Европы - в Голландии, Германии, Швеции и других скандинавских странах, где текстильный промысел был основан на льне. Известно, что в XVI-XVП вв., благодаря посредничеству «литовцев» из Западной Европы, в быт и культуру Руси проникали многие европейские новшества в области ремесленных технологий и поступали товары, изготовленные западноевропейскими ремесленниками [3, с. 294]. Много-ремизное ткачество было одним из наиболее популярных видов русского крестьянского ткачества в Вятской губернии, что объясняется большим количеством выходцев из Новгородской области, где много-ремизные ткани встречаются чаще всего [3, с. 297].

Для много-ремизного ткачества характерны простые мелкие геометрические формы - клеточки, квадраты, прямоугольники, образующие более крупные и сложные фигуры в виде так называемых «кругов», «пряников» и «денежек». Этот вид ткачества считается наиболее сложным, так как, в отличие от простого полотняного тка-

чества, рисунок будущего полотна закладывается при заправке основы. Узор такой ремизной ткани всегда имеет уступчатый контур, каждый уступ выполняется на своем своде. По внешнему виду узора можно определить, сколько сводов было в заправке, на которой выполнялась ткань. Несмотря на богатство и кажущуюся сложность народных узоров, количество сводов было не так уж велико, обычно - от 4 до 8.

Ремизными узорами, выполненными, обычно, белым по белому, выполняли в прошлом середину скатертей и полотенец. Цветная красная, кайма создавалась браным способом, или такие изделия украшалась вязаной каймой. Но с конца XIX в. ремизное ткачество стало все чаще применяться и в кайме изделий, узоры их стали сложнее. По своей выразительности, декоративности и цветовой насыщенности они не уступали браным, хотя выполнялись намного быстрее.

В начале XX в. браное ткачество было заменено ремизным в большинстве изделий. Именно эту особенность северного ткачества мы наблюдаем на найденных изделиях. Ремизное узорное ткачество использовалось по такому принципу: фактурные разработки в середине изделий и цветная кайма тех же изделий, где узор читался иначе - помимо фактуры начинал играть цвет, орнаментальный узор выделялся сильнее, подчеркивал красоту края вещи. Много-ремизные изделия найдены в большом количестве в деревнях Воткинского района, в с. Чеганда Каракулинского района.

Xарактеризуя особенности тканых полотен отдельных центров бытования в Вятской губернии, следует сказать, что найденные тканые изделия отнюдь не исчерпывают всего многообразия этой части материального наследия русского народного искусства. В перспективе мы планируем продолжить исследовательскую работу в этом направлении, и восстановить характерные для русского населения Среднего Прикамья виды ткачества, провести сравнение с ткачеством соседних народов.

Список использованных источников и литературы

1. Климов К.М. О тканях из раскопок в Удмуртском Прикамье // Поиски, исследования, открытия. Ижевск, 1984. 156 с.

2. Лигенко Н.П. Крестьянская промышленность в Удмуртии в период капитализма (60-90-е гг. XIX в.). Ижевск, 1991. 176 с.

3. Лобачевская О.А. Белорусский народный текстиль: художественные основы, взаимосвязи, новации. Минск, 2013. 527 с.

4. Осипова Е.И. Ткачество. Новгородские традиции и современность. М., 2009. 216 с.

5. Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное

ковроделие. Художественная роспись ткани. Практическое пособие для руководителей школьных кружков. Под ред. Барадулина В.А., Танкус О.В. М., 1978. 255 с.

6. Сидорова Н.Г. Традиционный костюм русского населения Среднего Урала (XIX - нач. XX вв.). Екатеринбург. 2006. 34 с.

Список основных информантов

Болдырева Вера Геоленовна, г. Ижевск. Злобина (Крестьянина) Нина Андреевна, 1939 г.р., д. Кварса Воткинского района.

Катаева Нина Васильевна, 1968 г.р., с. Перевозное Воткинского района.

Кирьянова (Кондратьева) Галина Мартеловна, 1937 г.р., д. Кварса Воткинского района. Косарева Ирина Алексеевна, г. Ижевск. Кривошеина (Сентякова) Нина Григорьевна, 1930 г.р., д. Кварса Воткинского района.

Ложкарева (Коробейникова) Тамара Васильевна, 1942 г.р., с. Перевозное Воткинского района.

Перечнева Валентина Михайловна, 1935 г.р., д. Чеганда Каракулинского района.

Фертикова Руфина Ивановна, 1936 г.р., д. Кварса Воткинского района.

Юрина (Смольникова) Маргарита Ивановна, 1942 г.р., д. Чеганда Каракулинского района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.