2013 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 15 Вып. 2
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО: ТЕОРИЯ, ЭСТЕТИКА, СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ
УДК 745.521
Н. Г. Колтышева, В. А. Мариев
УЗОРНЫЕ ДВУХСЛОЙНЫЕ ТКАНИ ПЕНЗЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ
1. Введение
Узорные ткани Пензенской губернии представляют собой собственно «узоры», т. е. отдельные широкие полосы орнаментированной ткани, внутри которых лежит целостная композиция из поперечных узорных полос, между которыми расположены участки фона. Народная праздничная одежда Пензенской губернии украшалась с помощью узорных полос, они размещались на поневах, на концах рукавов, в запонах. Также узорные полосы помещали на концах праздничных полотенец. Узорные ткани в составе одежды или в виде отдельных вырезанных полос ткани хранятся: в Пензенском государственном краеведческом музее, в Сергиево-Посадском историко-художествен-ном музее-заповеднике, в Государственном Историческом музее, в Российском этнографическом музее. На основе коллекций этих музеев изданы фотоальбомы: «Русский народный костюм» [1], «Народный костюм Пензенской губернии» [2]. Также одежда и ткани Пензенской губернии хранятся в частных коллекциях, например, в собрании П. И. Кутенкова. Цветные фотографии одежды из частных коллекций можно видеть в книге О. И. Бакировой, В. М. Мининой [3, с.88] и в Интернете [4]. Шушпан (верхняя женская одежда) из частной коллекции Л. В. Веденяпиной1 показан на рис. 1а. Надо подчеркнуть, что все тканые украшения шушпана сделаны полосами двухслойной ткани, между которыми лежат репсовые полосы. Например, узорная полоса на правой поле шушпана (рис.1б) включает полосы двухслойной ткани на фоне репсовых полос.
Для украшения праздничной одежды и полотенец Пензенской губернии использовались самые разнообразные виды декорирования тканей: вышивка, браное ткачество, закладное ткачество и другие. Однако в литературе по русскому народному костюму
Колтышева Наталья Георгиевна — канд. техн. наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: [email protected]
Мариев Валерий Александрович — науч. сотр., Русский музей народоведения в Санкт-Петербурге; e-mail: [email protected]
1 Авторы выражают благодарность Л. В. Веденяпиной и О. И. Бакировой за фотоснимки шушпана. Особо надо отметить предоставленную ими возможность увидеть эти и другие цветные фотографии, детально показывающие шушпан, в Интернете [4]. © Н. Г. Колтышева, В. А. Мариев, 2013
Рис. 1. Шушпан: а — внешний вид; б — фрагмент узорной полосы.
нет сведений о бытовании в Пензенской губернии узорных двухслойных тканей. Настоящая статья продолжает исследование авторами русских двухслойных тканей [5].
В данной статье показано, что двухслойные узорные ткани существовали в Пензенской губернии в конце XIX — начале XX в. Узорные двухслойные ткани отличаются от браных и закладных тканей по своему строению и внешнему виду, их следует выделить в отдельный вид народных узорных тканей.
На рис.2 показана фотография образца узорной двухслойной ткани. Такая ткань отличается от браных и закладных тканей. «Для закладного ткачества характерна гладкая, ровная поверхность ткани, рисунок выделяется только цветом. Контур рисунка очерчен уступами, между уступами заметны вертикальные отверстия — зазоры. Рисунок на ткани получается двухсторонний» [6, с.6]. На рис.2б показана изнаночная сторона ткани с рис.2а, на которой можно видеть, что цвет полос на изнаночной стороне отличается от цвета полос на лицевой стороне и отсутствуют зазоры в ткани. В ходе нашего исследования было установлено, что данная ткань не является закладной, а относится к виду «узорная двухслойная ткань». Однако до сих пор в литературе такие ткани в одежде относили к закладным тканям. Приведем два примера. В фотоальбоме «Народный костюм Пензенской губернии конца XIX и начала XX века» [2, с.27, рис.6] показан фрагмент ткани, в подписи к этой иллюстрации можно прочитать следующее: «Образец ткачества — конец полотенца. Начало XX века. Село Ушинка Керенского уезда Пензенской губ.». На ил-
люстрации (фото) можно видеть характерный пример двухслойной ткани из Пензенской губернии. Далее в статье будет подробно разобран образец похожей ткани из с. Вяземка (рис. 2а). В этой же книге [2, с.332] дано описание образца с рис.6, в котором указано, что было использовано закладное ткачество. Другой пример. В книге [1, с.148] показана женская праздничная одежда с поневой, подпись под фото следующая: «Женская праздничная одежда. Пензенская губ. Керенский у. с. Ушинка. Конец XIX — начало XX века». Показан увеличенный фрагмент подола этой поневы с узорами, характерными для узорной двухслойной ткани. Однако описание [1, с.289] дано такое: «Шерсть, закладное ткачество. Пензенская губ. XIX век». Упоминания об узорных двухслойных тканях в этих альбомах отсутствуют. В данной статье материал изложен на основе практической выработки двухслойных тканей и опыта преподавания студентам программы «Декоративно-прикладное искусство» кафедры «Изобразительное искусство» на факультете искусств СПбГУ [5].
2. Исследование тканей Пензенской губернии
Для исследования строения ткани был взят образец ткани от конца праздничного полотенца из с. Вяземка (собрание П. И. Кутенкова2). Общий вид конца полотенца показан на рис. 2а, изнаночная сторона этой ткани показана на рис. 2б. На красной ткани, имеющей рубчик в продольном направлении, лежат поперечные полосы с узорами. В этих полосах вытканы фигуры разных цветов: белого, розового, зеленого, фиолетового, бордового. Узорные полосы значительно толще, чем красная фоновая ткань. При исследовании широкой полосы выяснено, что каждая цветная линия узора пред-
Рис. 2. Узорная ткань из с. Вяземка (собрание П. И. Кутенкова): а — лицевая сторона ткани; б — изнаночная сторона ткани.
ставляет собой полый канал. На лицевой стороне этот канал сделан цветными нитями, а на изнаночной стороне тот же полый канал сделан красными нитями. Красный фон между цветными полосами также имеет полость. На изнаночной стороне (рис. 2б)
2 Авторы выражают благодарность П. И. Кутенкову за предоставленную возможность исследовать образцы тканей из его частного собрания пензенской народной одежды.
красного фона полость сделана из цветных нитей. Полость можно легко прощупать иголкой. В полосах, на которых помещены отдельные мелкие фигуры, под красным фоном лежит второй слой ткани. Два слоя ткани связаны между собой нитями, образующими тканый узор.
Фоновая красная ткань и ткань узорных полос различаются пряжей, использованной для утков. Результаты измерений характеристик пряжи приведены в табл.1.
Таблица 1. Характеристики пряжи
Пряжа Состав Линейная плотность (текс) Структура Окраска
Основная хлопок 31,3 Крученая в 2 сложения Не окрашена
Уточная хлопок 37,4 Однониточная Окрашена в красный цвет
Узорная уточная 1 шерсть 86,5 Однониточная Не окрашена
Узорная уточная 2 шерсть 42,2 Однониточная Окрашена в зеленый цвет
Красная фоновая ткань сделана из тонких хлопковых нитей, для фигур в центральной полосе использована неокрашенная и окрашенная шерсть.
Было исследовано переплетение ткани красных фоновых полос, лежащих между утолщенными узорными полосами. Эта ткань сделана переплетением уточный репс, для тканей этого ткацкого переплетения характерен вертикальный рубчик [8, с.36]. По этому признаку можно определить репсовую ткань по фотоснимкам, на качественных снимках узорных тканей Пензенской губернии на красном фоне можно видеть рубчик репсовой ткани.
Чтобы исследовать ткацкое переплетение центральной узорной полосы от конца полотенца был отрезан образец, который показан на рис. 3а. Для ткацкого анализа нити утка отделялись от ткани с помощью иголки и сдвигались вверх по нитям основы. По каждой нити утка образца были записаны все ее перекрытия с нитями основы. На рис. 3б показан образец во время проведения ткацкого анализа.
Основные и уточные перекрытия были сведены в таблицу, всего было проанализировано около 10 тыс. перекрытий. По результатам анализа сделан вывод, что исследованная ткань по своему переплетению является двухслойной тканью, оба слоя которой сделаны полотняным переплетением. Параметры строения тканей фоновой красной полосы и узорных полос сведены в табл.2.
Таблица 2. Параметры строения тканей
Ткань Плотность по основе (нит/см) Плотность по утку (нит/см) Ткацкое переплетение
1-я узорная полоса сверху 17-18 87 Двухслойное
Красная фоновая полоса 17-18 30 Уточный репс
2-я узорная полоса сверху 17-18 76 Двухслойное
Полосы, ограничивающие центральную полосу 17-18 67 Двухслойное
Центральная полоса 17-18 100 Двухслойное
Нижняя узорная полоса 17-18 72 Двухслойное
Рис. 3. Образец двухслойной ткани: а — до изучения; б — во время ткацкого анализа.
Плотности по утку для узорных полос различаются. Самая большая плотность в центральной узорной полосе, в узорных полосах с мелкими узорами плотность меньше, поскольку в разных узорных полосах использовались разные по толщине утки для орнаментов.
В данном исследовании установлено, что рассмотренные узорные ткани Пензенской губернии структурно идентичны тканям, описанным ранее в работе [5], хотя значительно отличаются от них по внешнему виду. Первое различие заключается в том, что поневные ткани, рассмотренные в работе [5], являются полностью двухслойными тканями по всей длине и ширине, а узорные ткани из Пензенской губернии вытканы репсовыми полосами, которые чередуются с полосами двухслойной ткани. Второе различие заключается в том, что в тканях Пензенской губернии узоры многоцветные, в них был использован покупной хлопок разных цветов промышленного производства или окрашенная шерсть.
Покажем теперь с помощью структурных схем двухслойных тканей, предложенных в работе [5, рис. 4я и 4б], как строение двухслойной ткани определяет характерные черты узоров. На рис. 4я показана схема части двухслойной ткани с переходом частиц полотняного переплетения с изнаночной стороны на лицевую сторону. Подробно эта схема перехода была рассмотрена в работе [5, рис. 4а].
На рис. 4я пары нитей основы помечены номерами, из них пары 1 и 3 — основа верхнего слоя, а пары 2 и 4 — основа нижнего слоя. Пары нитей утков также пронуме-
12 3 4
Рис. 4. Схема выхода частиц полотняного переплетения, их уточных и основных протяжек на лицевую сторону двухслойной ткани (а) и «схема построения узора» (б).
рованы, пары нитей 1 и 3 обозначают утки нижнего слоя, а 2 и 4 — утки верхнего слоя. На рис. 4а важно заметить, что частицы полотняного переплетения на лицевой стороне ткани (обведенные кружками) не могут сблизиться в готовой ткани, так как этому препятствуют нити верхнего слоя (обозначенные темным цветом). Поэтому между частицами полотняного переплетения есть «протяжки» нитей как основы, так и утка нижнего слоя, т. е. участки пар нитей основы и пар нитей утка от одной частицы полотняного переплетения до другой. Как было показано в работе [5], в одиночной узорной линии на ткани видны не частицы полотняного переплетения, а их уточные и основные протяжки. Например, на рис. 4а уточная протяжка пары уточных нитей 3 лежит над парой основных нитей 3, а основная протяжка пары основных нитей 2 лежит над парой уточных нитей 2. Длины протяжек по основе и по утку различны. Если в ткани плотность по утку значительно больше плотности по основе, длина уточных протяжек больше длины основных протяжек [5, рис. 5], и на ткани видны только уточные протяжки частиц полотняного переплетения, а основные протяжки не заметны. Поэтому для образования узора важно отметить положение уточных и основных протяжек.
Схема на рис. 4б показывает размещение основных и уточных протяжек на лицевой стороне ткани. Каждая клетка в этой схеме обозначает 4 основных или уточных перекрытия на пересечении пары основных нитей и пары уточных нитей (рис. 4а). Белые квадратики обозначают 4 перекрытия, строящие полую ткань и вышедшие на лицевую сторону частицы полотняного переплетения нижнего слоя. Основная протяжка обозначена черным квадратиком, а уточная протяжка обозначена серым квадратиком на этой схеме. Назовем эту схему размещения протяжек на лицевой стороне ткани «схемой построения узора». Рассмотрим фотографию образца узора и ее схему построения узора в двухслойной ткани. В качестве примера взят фрагмент ткани из с. Вяземки (часть образца ткани, показанного на рис. 2а). Показан внешний вид фигуры на ткани (рис. 5а) и схема построения узора (рис. 5б), полученная по результам исследования.
На рис. 5а показана полоса двухслойной ткани, выше и ниже ее лежат репсовые полосы. Основа в ткани полностью закрыта утком, это создает вид ковровой ткани. Как было отмечено выше, на репсе виден вертикальный рубчик. Выпуклая часть рубчика лежит над двумя нитями основы. Границей перехода репса в двухслойную ткань является цветная горизонтальная полоса.
В двухслойной ткани также есть свой рубчик, но этот рубчик в два раза шире, чем на репсе (рис. 5а). Когда репс перешел в двухслойную ткань, вся основа разделяется на две части, часть нитей основы переплетается с утком верхнего слоя полотняным переплетением, а другая часть нитей основы переплетается с утком нижнего слоя по полотну. Чередование нитей основы в двухслойной ткани показано на рис. 4а, две нити основы верхнего слоя чередуются с парой нитей основы нижнего слоя. Таким образом, рубчик верхнего слоя двухслойной ткани охватывает 2 нити основы своего слоя и проходит над 2 нитями основы нижнего слоя и, следовательно, лежит над 4 нитями основы. Для узорных двухслойных тканей Пензенской губернии характерным признаком является репсовый рубчик, стыкующийся с широким рубчиком двухслойной ткани на границе перехода от репса к двухслойной ткани.
В ткани на рис. 5а основные протяжки не видны, поскольку плотность по основе значительно меньше плотности по утку (табл. 2), и, следовательно, высота основных протяжек значительно меньше, чем ширина уточных протяжек. Уточные протяжки частиц полотняного переплетения видны на фотографии (рис. 5а) как белые «стежки»
Рис. 5. Внешний вид фигуры двухслойной ткани.
-4- ■ ■ 1 —
■ ■ 1 ■ I ■ ■ I ■ ■ ■ 1 ■ ■ ■
■ 1 1 ■ ■ ■ ■
■ 1 ■ 1 ■ ■ ■ ■ ■ ■ 1 ■ 1 ■ ■ ■
и схема построения узора (б) на
на фоне красной ткани. «Стежок» начинается в середине красного рубчика и заканчивается в середине соседнего красного рубчика. «Стежки», размещенные по схеме построения узора на рис. 5б, создают рисунок на ткани (рис. 5а). Особенность рисунка на рис. 5а заключается в том, что «стежки», обрисовывающие фигуру, лежат в ткани наклонно, хотя при прибивании бердом утки всегда ложатся в ткани горизонтально. Это объясняется влиянием основных протяжек, обозначенных черными квадратиками (рис. 5б), образующими диагональ с серыми квадратиками. Они не заметны на ткани, однако их роль заключается в том, что они изменяют положение уточных протяжек при релаксации ткани после прибоя бердом. Для понимания этого сложного взаимодействия нитей нужно изучить силы, действующие на нити в двухслойной ткани, однако в этой статье механика нитей не рассматривается. Важно отметить, что свойства уточных нитей располагаться в ткани наклонно при релаксации ткани использовались для создания узора. В работе [7, с.158, 168] двухслойные ткани, в которых слои связаны выходом частиц переплетения одной пары нитей основы с парой нитей утка с изнаночной стороны на лицевую сторону, названы «неполная двойная ткань». В статье [5] показано строение одиночной линии на двухслойной ткани [5, рис. 4а] парахинской поневы, эта линия служит примером неполной двойной ткани.
Рассмотрим фигуру орнамента на двухслойной ткани из дер. Большие Ижморы. На рис.6а показана фигура «лягушка» на двухслойной ткани и схема построения узора «лягушка» (рис. 6б), полученная по результатам исследования. Этот пример показывает образование «полной» двухслойной ткани. В работе [7] отмечено, что в полной двухслойной ткани два слоя обмениваются между собой положением в некоторых местах ткани, образуя цветовые пятна на ткани. По классификации О. С. Кутепова «Строение и проектирование тканей» [8, с.128] такие ткани называются «двухслойные ткани со сменой слоев».
На рис. 6а показана полоса двухслойной ткани, выше и ниже которой видны репсовые полосы. Рубчик в однослойной ткани репс лежит на лицевой стороне точно над рубчиком на изнаночной. При изучении двухслойной ткани (с помощью зондирования иголкой) было определено, что граница рубчика на лицевой стороне действительно расположена точно над серединой выпуклой части рубчика на изнаночной. Таким образом было установлено, что
б
Рис. 6. Вид фигуры «лягушка» на ткани (а) и схема построения узора «лягушка» (б).
в двухслойной ткани рубчик верхнего слоя, красной ткани на лицевой стороне, сдвинут относительно рубчика ткани на изнаночной стороне на две нити основы. Когда нижний слой выходит на лицевую сторону, положение рубчика нижнего слоя сохраняется, и рубчики двух слоев, верхнего и нижнего, смещены относительно друг друга на две нити основы. Рубчик белого слоя как бы «членит» фигуру узора на отдельные части (рис.ба). Уточные протяжки лежат от одного места членения до другого. На рис. 6а можно видеть две отдельно лежащие уточные протяжки на границе перехода от репса к двухслойной ткани, которые выглядят как пара «стежков» на красном фоне.
Особенность белой фигуры заключается в том, что линии фигуры не гладкие, а имеют «пульсирующую» форму, изменяясь по ширине, и образуют выпуклость на ткани. На схеме построения узора (рис. 6б) можно видеть, что серые квадратики, т. е. уточные протяжки, лежат по два или по три квадратика рядом в линиях фигуры. Число серых квадратиков, т. е. уточных протяжек, лежащих друг над другом, определяет толщину линии фигуры (рис. 6б). На рис. 6а видно, что на лицевую сторону местами выходит нижний слой, создающий линии фигуры. Когда нижний слой выходит на лицевую сторону, он ложится над верхним слоем, и происходит смена слоев.
Мы объяснили, как строение двухслойной ткани определяет характерный вид узора двухслойных тканей Пензенской губернии. Были рассмотрены два вида узоров: узор, образованный за счет смены слоев в двухслойной ткани, и узор, образованный выходом частиц полотняного переплетения с изнаночной стороны на лицевую сторону. Узор второго типа образует контурную линию на ткани, а узор первого типа образует на ткани цветовые пятна. В народных узорных двухслойных тканях Пензенской губернии использовали оба типа узоров.
Для многоцветных фигур на ткани необходима хлопковая пряжа разных цветов. Села и деревни, в которых делали узорные двухслойные ткани, Вяземка, Ушинка, Большие Ижморы, лежат недалеко от линии железной дороги, проложенной от Рязани к Уралу еще в конце XIX в. В работе А. Г. Доливо-Добровольской [9] описано кустарное производство тканей в России. Автор отмечала в 1913 г.: «Нельзя обойти вниманием село Большие Ижморы Керенского уезда Пензенской губ., где всего 15 лет назад возник сарпиночный промысел благодаря жене священника с. Куземкина. Желая прийти на помощь крестьянкам, не имевшим никаких заработков в зимнее время, она научилась ткать сарпинки и стала бесплатно обучать этой работе крестьянок своего и соседних сел, и теперь тканьем сарпинок занято население нескольких сел западной части уезда. В селе Большие Ижморы этим делом занимаются около 50 дворов. Каждая ткачиха ведет дело самостоятельно, покупает пряжу сама и продает сработанную ткань; девочки в помощь матерям разматывают пряжу. Бумажную пряжу прочных красок выписывают из Москвы более состоятельные крестьяне, у которых потом перекупают кустарки. ... Работают исключительно из крученой пряжи, поэтому ткань получается очень прочная, аппретуре никакой не подвергается и поступает в продажу в том виде, в котором сходит со станка. ... У всех ткачих станки с батаном-самолетом хорошей конструкции, работают на 2-4 ремизках на валиках» [9, с.76].
В этом отрывке объяснено, откуда бралась покупная хлопковая пряжа разных цветов в перечисленных селах в начале XX в. Чтобы ткать тонкую хлопковую пряжу (по сделанным измерениям хлопковая пряжа образца ткани имеет линейную плотность около 30 текс), необходимы качественные ткацкие станки. Поскольку в этих селах были станки с батоном-самолетом, на которых ткали сарпинки из тонкой хлопковой пряжи,
то позже вполне могли делать двухслойные ткани из такой же пряжи. Можно сделать вывод, что для кустарного, ремесленного и домашнего производства узорных двухслойных тканей в Пензенской губернии были в наличии нужные ткацкие станки, покупная хлопковая пряжа, известная технология и владеющие ей мастерицы-кустарки.
Заключение
Существование двухслойных тканей в текстиле Пензенской губернии меняет представления о ткацком производстве в конце XIX — начале XX столетия в этой губернии. Узорные двухслойные ткани в селах Ушинка, Вяземка, Большие Ижморы были изготовлены из нового покупного материала — хлопковой пряжи промышленного производства. Этот вид тканей получил широкое распространение в праздничной одежде и концах полотенец жителей этих деревень, которые хранятся ныне в музеях и частных собраниях.
В настоящей статье описаны результаты исследования строения еще одного вида русских узорных двухслойных тканей. Впервые подробно показано, что узорные ткани Пензенской губернии по своей структуре являются двухслойными тканями и структурно идентичны тканям, описанным ранее в статье [5]. Предложена новая схема, названная «схемой построения узоров», с помощью которой объяснен характерный внешний вид орнаментов в исследованных тканях. Показаны признаки, по которым можно определить узорные двухслойные ткани в народных костюмах Пензенской губернии. Предложено выделить узорные двухслойные ткани Пензенской губернии в новый вид русских народных узорных тканей. Подробно описаны способы создания узоров на двухслойных тканях, что может быть использовано для создания современных изделий декоративно-прикладного искусства. Статья может быть полезна студентам специальности «декоративно-прикладное искусство» и других художественных специальностей, искусствоведам и всем специалистам, изучающим народные ткани.
Литература
1. Русский народный костюм = Folk Russian Costume. [Альбом] / Гос. Ист. музей; [авт.-сост. Л. Ефимова]. М.: Советская Россия, 1989. 311 с., илл., цв. илл.
2. Народный костюм Пензенской губернии конца XIX начала XX века. Фотоальбом. Пенза: ИФ «Пеликан», 2005. 356 с., илл., цв. илл.
3. Бакирова О. И., Минина В. М. Народная вышивка Пудожья. М.: ИЦ «Древнее и современное», 2012. 400 с., илл., цв. илл.
4. Шушпан. Пензенская губерния. Традиционный текстиль // Сетевой журнал: tradtextil.livejournal. com. URL: http://tradtextil.livejournal.com/tag/%D 1 %88%D 1 %83%D 1 %88%D0%BF%D0%B0%D0%BD (дата обращения: 14.01.2013).
5. Колтышева Н. Г., Мариев В. А. Восстановление древнего вида русского узорного ткачества — узорного двухслойного ткачества // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 15. 2012. Вып. 3. С. 168-179.
6. Королева Н. С., Кожевникова Л. А. Современное узорное ткачество. М.: Легкая индустрия, 1970. 112 с.
7. Emeri Irene. The primary structures of fabric: an illustrated classification. New York: Thames&Hudson, 2009. 341p., ill.
8. Кутепов О. С. Строение и проектирование тканей. М.: Легпромбытиздат, 1988. 224 с., илл.
9. Доливо-Добровольская А. Г. Ткацкое производство. СПб.: Типо-литогр. «Якорь», 1913. 78 с.
Статья поступила в редакцию 20 января 2013 г.