Научная статья на тему 'Художественное воплощение романтизма в творчестве Шатобриана'

Художественное воплощение романтизма в творчестве Шатобриана Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
490
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ / ОБЪЕКТ / ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ / РЕВОЛЮЦИЯ / ДЕГРАДАЦИЯ / СКЕПТИЧЕСКИЙ / НИГИЛИСТИЧЕСКИЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Каршибаева У.Д.

Обозначенная проблема рассматривается на материале в повестях «Рене» и «Атала» Ф.Р. Шатобриана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественное воплощение романтизма в творчестве Шатобриана»

116

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

Список литературы:

1. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуализации. - М., 1996. - С. 11.

2. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуализации. - М., 1996. - С. 104.

3. Айтматов Ч. Тавро Кассандры. - С. 7.

4. Мифологический словарь / Под ред Е.М. Мелетинского. - М.: Сов. энциклопедия, 1991. - С. 701.

5. Айтматов Ч. Тавро Кассандры. - С. 107.

6. Айтматов Ч. Тавро Кассандры. - С. 153.

7. Айтматов Ч. Тавро Кассандры. - С. 153.

8. Айтматов Ч. Тавро Кассандры. - С. 23.

9. Айтматов Ч. Тавро Кассандры. - С. 21.

10. Айтматов Ч. Тавро Кассандры. - С. 113.

11. Айтматов Ч. Тавро Кассандры. - С. 47.

12. Мифологический словарь // Под ред. Е. М. Мелетинского. - С. 667.

13. Айтматов Ч. Тавро Кассандры. - С. 107.

14. Айтматов Ч. Тавро Кассандры. - С. 113.

15. Айтматов Ч. Тавро Кассандры. - С. 115.

16. Айтматов Ч. Тавро Кассандры. - С. 150.

17. Айтматов Ч. Тавро Кассандры. - С. 106.

18. Айтматов Ч. Тавро Кассандры. - С. 157.

19. Айтматов Ч. Тавро Кассандры. - С. 162.

20. Мифологический словарь / Под ред. Е.М. Мелетинского. - С. 637.

21. Мифологический словарь / Под ред. Е.М. Мелетинского. - С. 460.

22. Айтматов Ч. Тавро Кассандры. - С. 20.

23. Айтматов Ч. Тавро Кассандры. - С. 35.

24. Айтматов Ч. Тавро Кассандры. - С. 67.

25. Мифы народов мира. - Т. 2. - С. 206.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ РОМАНТИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ ШАТОБРИАНА

© Каршибаева У.Д.*

Самаркандский государственный медицинский институт, Узбекистан, г. Самарканд

Обозначенная проблема рассматривается на материале в повестях «Рене» и «Атала» Ф.Р. Шатобриана.

Ключевые слова религиозный, объект, дореволюционный, революция, деградация, скептический, нигилистический.

Старший преподаватель кафедры Языков, педагогики и психологии.

Русская и зарубежная литература

117

Художественным воплощением теоретических положений, изложенных Шатобрианом (Francois Rene de Chateaubriand, 1788-1848) в его «Гений христианства» («Genie du christianisme», 1802), являлись его повести «Атала или любовь двух дикарей» («Atala ou les amours des deux sauwages», 1801) и «Рене» или следствия страстей» (Rene ou les effets des passions; 1802), а также его поэма в прозе «Мученики» («Les martyres», 1809). В повести «Атала» рассказывается про любовь молодой индианки Аталы и юноши из враждебного индейского племени Шактаса, которого Атала освобождает из плена и с которым бежит из родного дома в леса. В соответствии с концепцией «Гения христианства» Шатобриан пытается «оживить» образ героини, сделав её носительницей противоречивых устремлений. Атала, будучи не в силах соблюдать со своею любовью к Шактасу и не желая в то же время нарушить обет безбрачия, долго колеблется, мучается, терзается, в конце же концов принимает яд и умирает. Создавая образ Аталы, Шатобриан попытался показать душевную жизнь человека, как особый мир, чрезвычайно сложный, в котором сталкиваются противоположные начала, борются страсти и принципы. Однако Шатобриан сам же ограничивает многообразия психической жизни, сводя её к борьбе «христианской идеи» со страстей. Шактас уже не способен после своего «перерождения» послать богу проклятие, как это было тогда, когда он узнал, что религия погубила его возлюбленную, Обри укрощает его, вытравляет в нём всё, что видит к неподчинению, воспитывает в нём слепое и послушное орудие церкви.

Большое место занимают в повести картины девственной природы, на фоне которой развёртываются душевные переживания Шактаса и Аталы. Шатобриан подчёркивает чрезвычайное её разнообразие, красочность и богатство. Он показывает природу во всей её первобытной мощи, однако он подчиняет изображение природы своим религиозным представлениям и тем самым искажает и реальные образы природы, и отношение к ней человека. Природа раскрывается Шатобрианом в резкой полемике с Руссо, т.е. как сила отрицательная, направленная против человека, готовая погубить Шактаса и Аталу во время их странствований по лесам, подстерегающая их тысячью опасностей. Ноги их вязнут в болоте, тело опутывают лианы, их мучают бесчисленные насекомые, оглушает вой ветра, рев диких зверей, удары грома. Им угрожают бурные, вышедшие из берегов реки, ужасные грозы, сотрясающие до основания землю. Рядом с могущественной природой человек в «Атала» выглядит беспомощным. Он находится во власти стихий и нуждается в помощи свыше. Природа враждебна человеку, утверждает Ша-тобриан, лишь постольку, поскольку он оторвался от религии, отдался своим страстям, ищет сближения непосредственно с ней самой, а не с небом, видит в природе, а не в небе свою «природину». Природа, открывающаяся Шактасу и Атала после выхода их из дикой чащи, представляется умиротворенной. Она как бы подчинилась отцу Обри, подчинилась небу.

118

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

Та же идея мнимой беспомощности человека, идея якобы благотворного подчинения человеческого разума религии положена в основу второй повести Шатобриана «Рене». В «Рене» мы обнаруживаем тот же преимущественный интерес к душевной жизни оторванного от действительности человека, с которым мы уже встречались в «Атала». Переживания и настроения Рене, его чувства и мысли, его мечты и воспоминания - вот что является и здесь основным объектом изображения. Природа, люди, предметы составляют только повод для размышлений, суждений и выводов героя. Как материал для выводов и суждений героя служат и его бесконечные путешествия, его неустанные стремления постигнуть смысл жизни, его неутомимые поиски правды жизни, о которых рассказывается в повести.

Хотя события, о которых повествуется в «Рене», относятся к дореволюционным временам, мир изображается в произведении с учётом глубоких изменений, внесённых в него революций. Это мир, потрясённый грандиозными событиями, введённый из состояния равновесия, многовекового покоя. Характерна сцена посещения героем дома, в котором протекало его детство. Рене находит свое родовое гнездо в полном запустении. Чертополох вырос у подножия стен, стекла окон выбиты, окна заколочены, ступени лестницы поросли мхом, трава выросла в расщелинах стен, пауки свили себе гнезда в углах комнат. В том, что вещи воспринимаются Рене как бы смещенными, сдвинутыми со своих привычных мест, в том, что старое, отжившее представляется ему во власти разрушения и уничтожения, заключена известная историческая правда. Но Шатобриан не ограничивается этой правдой. Он искажает её хулой на действительность, ложными рассуждениями и выводами о деградации и упадке всего реального мира, к которым он приводит Рене. Характерна в этом смысле та болезненная, извращенная страсть, которую испытывает к Рене его сестра Амели. Страсть эта разрушает в сознании Рене идеал чистоты домашнего очага. Ему открывается, когда он узнает о чувстве, охватившем Амели, хрупкость, непрочность тех самых «естественных» семейных отношений между людьми, которые противопоставлялись просветителями «искусственным» социальным отношениям людей при феодализме.

Рене воспринимает все современные общество в аспекте деградации и упадка. Люди, которых Рене встречает в Италии, Англии, Франции, удалились, по его мнению, от простоты обычаев, усвоили испорченность нравов, утратили возвышенность мыслей, лишились глубоких чувств. Сталкиваясь во время своих странствий с остатками древнего мира, с памятниками развалинами античности, Рене всюду убеждается в неспособности сооружений, воздвигаемых человеком, убеждается в неспособности человека создать ценности, которые не разрушило бы время. В аспекте увядания и тревоги предстаёт перед Рене и природа. Пустынный пруд, высохший тростник, сухой лист, гонимой ветром, мох на стволе дерева, колеблемый возду-

Русская и зарубежная литература

119

хом, - все вызывает в нем тоску, задумчивость, разжигает его неудовлетворенные желания. Смятённым, неприкаянным, во всем разочарованным дан в повести и сам Рене. Он охвачен меланхолией, скорбью, ему мерещится «вихрь смерти».

Шатобриан, впрочем, не удовлетворяются изображением безнадёжности и отчаяния, к которым приходит Рене. Он ведёт своего героя к религиозному перерождению, заставляет его преодолеть в религии свою смятенность и беспокойство, видит в религии залог его успокоения, его примирения с противоречиями жизни. После того, как Амели постригается в монахини, Рене покидает родину и уезжает за океан, в Америку. Он усматривает теперь нечто преступное в своей жажде смерти, считает, что, стремясь самовольно покинуть жизнь, он ослушался воли бога, который наказал его за это греховной любовью Амели. Рене стремится к смирению, к покорности перед волей бога, объявляет страдания, зло и уродство уделом всего земного, объявляет человека слабым, жалким существом. Направления мыслей и чувств Рене после перелома, происшедшего в его душе, поддерживают и укрепляют в нем сестра его Амели, старый индеец Шактас, священник Суэль. В письме своем к Рене Амели советует ему прекратить свои искания и бесконечные странствования, не презирать более «опыт и мудрость отцов». Счастье можно найти только на обычных, проторенных путях, заявляет Шактас. Со своей стороны, и священник Суэль сурово осуждает Рене за «ненужные мечтания», за приверженность к химерам. Критическое отношение к миру является, по мнению Суэля, недальновидным. С религиозной точки зрения, зло и уродство, страдания и несчастья - только видимость, продукт субъективного воображения.

Религиозное перевоспитание, подчинение человеческого сознания религиозному авторитету не разрешают, однако, до конца жизненные противоречия, в которых запутались герои Шатобриана. Перерождение Шактаса не приносит ему счастья. Он обретает смирение, но не в силах вернуть к жизни свою возлюбленную. Прошлое, связанное с ней, остается для него полным самых счастливых воспоминаний, бесконечно превосходящих радость настоящего. Ещё сложнее обстоит дело с Рене. Рене не в состоянии, хотя он и проникся верой в бога, до конца побороть себя и укротить свой характер. Он умирает, так и не обратившись всецело к богу. В этом проявляются колебания самого Шатобриана, на который поддерживает религиозное «обращение» своих героев, но поддерживает его все же не до конца, в силу прочности тех самых скептических и нигилистических тенденций в его сознании, которые намечались у него ещё до его прихода к католицизму. Шатобриан остается, однако, в своих произведениях начала XIX в. на реакционных позициях и там, где он проповедует смирение и религиозное перерождение, и там, где проявляется его исторический пессимизм, предельное разочарование во всех жизненных ценностях. Все герои Шатобриана - и Шактас, и Эвдор («Мученики»), и Абен Гамед («Приключения последнего из Абенсерагов») -

120

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

резко ощущает душевную пустоту, тоскуют, чувствуют себя лишними в жизни, временными странниками на земле. Отношение их к действительности проникнуто чувством безысходности, окрашено в мрачные тона. Абен Гамед, например, грустит о прошлом, оплакивая блеск и пышность прежней арабской культуры. Герой реакционного романтизма как бы выброшен из жизни, он обращается к прошлому или сосредотачивается внутрь себя.

Шатобриан создаёт образ своего героя в противовес традициям революционного классицизма и революционно-плебейской драматургии, которые воспевали гражданина, патриота, человека, подчиняющего интересы своей личности интересам родины, государства.

Список литературы

1. Брехт Б. О лителатуре. - М.: Художественная литература, 1983.

2. Chateaubriand F.de. Rene, Atala. - Paris: Gamier - Flammarion, 1964.

3. Jeoffroy M. Critique d’Atala // Chateaubriand F.-R.de. Оеuvres completes. -Paris, 1826.

4. Обломневский Д.Д. Французский романтизм. - М., 1947.

5. Tapie V-L Chateaubriand par lui-meme. - Paris: Seuil, 1965.

6. Шатобриан. Рене; Последний из Абенсерджей // В кн.: Французская новелла XIX века. - М., Л., 1959. - Т. I.

ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ КОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА В РУССКОЙ САТИРИЧЕСКОЙ ПРОЗЕ НАЧАЛА XX ВЕКА (И. ИЛЬФ И Е. ПЕТРОВ «ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ»)

© Танашева М.З.*

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

В статье рассматривается понятие комического как литературная категория. Проанализированы и выявлены литературоведческие и языковые средства, создающие комический эффект в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».

Ключевые слова комическое, средства выразительности, каламбур, сравнение, метафоры, эпитет.

Каждый крупный художник слова вносит свои открытия и своё понимание сатирической направленности в литературу. Ильф И. и Петров Е. жили

Магистрант кафедры «Русской и зарубежной литератур».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.