Научная статья на тему 'Художественное своеобразие творчества коми поэта А. П. Размыслова'

Художественное своеобразие творчества коми поэта А. П. Размыслова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
146
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМИ ПОЭЗИЯ 1930-Х ГГ / ЖАНР / ОБРАЗ / ЛИРИКА / ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ / ПОЭМА / А. П. РАЗМЫСЛОВ / KOMI POETRY OF THE 1930S / GENRE / IMAGE / LYRICS / LYRICAL HERO / POEM / A. P. RAZMYSLOV

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ельцова Елена Власовна

Данная обобщающая историко-литературная работа посвящена изучению жизни и творчества коми поэта Анания Прокопьевича Размыслова (1915-1943). Цель исследования раскрыть художественную целостность творчества писателя в связи с его биографией, выявить особенности поэтики, авторской индивидуальности. Статья является творческим портретом поэта: в ней описаны этапы жизни, охарактеризованы основные направления его деятельности 1931-1942 гг. Научная новизна работы заключается в том, что лирика А. Размыслова впервые исследована в контексте коми поэзии XX-XXI вв. В ходе исследования получены следующие результаты: в лирике поэта преобладает жанр элегии; лирический герой стихов созвучен эпохе, романтичен; образ поэта, его лирика оказали воздействие на процесс развития коми поэзии.This historical and literary study analyzes life and creative work of the Komi poet Ananiy Prokopievich Razmyslov (1915-1943). The paper aims to reveal artistic integrity of the writer’s creative work considered in biographical context, to identify specificity of poetics, the author’s individual style. The article presents traits of the poet’s creative portrait: milestones of his biography are described, the basic spheres of his activity in 1931-1942 are revealed. Scientific originality of the research lies in the fact that A. Razmyslov’s lyric is for the first time examined in the context of the Komi poetry of the XX-XXI centuries. The analysis has allowed drawing the following conclusions: the elegy genre prevails in the poet’s creative work; his lyrical hero is a romantic character who is in tune with the epoch; the poet’s image, his lyrics had a considerable impact on development of the Komi poetry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественное своеобразие творчества коми поэта А. П. Размыслова»

https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.5.13

Ельцова Елена Власовна

Художественное своеобразие творчества коми поэта А. П. Размыслова

Данная обобщающая историко-литературная работа посвящена изучению жизни и творчества коми поэта Анания Прокопьевича Размыслова (1915-1943). Цель исследования - раскрыть художественную целостность творчества писателя в связи с его биографией, выявить особенности поэтики, авторской индивидуальности. Статья является творческим портретом поэта: в ней описаны этапы жизни, охарактеризованы основные направления его деятельности 1931-1942 гг. Научная новизна работы заключается в том, что лирика А. Размыслова впервые исследована в контексте коми поэзии ХХ-ХХ1 вв. В ходе исследования получены следующие результаты: в лирике поэта преобладает жанр элегии; лирический герой стихов созвучен эпохе, романтичен; образ поэта, его лирика оказали воздействие на процесс развития коми поэзии.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2020/5/13.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 5. C. 70-73. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2020/5/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

УДК 821.511.132-1 Дата поступления рукописи: 25.03.2020

https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.5.13

Данная обобщающая историко-литературная работа посвящена изучению жизни и творчества коми поэта Анания Прокопьевича Размыслова (1915-1943). Цель исследования - раскрыть художественную целостность творчества писателя в связи с его биографией, выявить особенности поэтики, авторской индивидуальности. Статья является творческим портретом поэта: в ней описаны этапы жизни, охарактеризованы основные направления его деятельности 1931-1942 гг. Научная новизна работы заключается в том, что лирика А. Размыслова впервые исследована в контексте коми поэзии XX-XXI вв. В ходе исследования получены следующие результаты: в лирике поэта преобладает жанр элегии; лирический герой стихов созвучен эпохе, романтичен; образ поэта, его лирика оказали воздействие на процесс развития коми поэзии.

Ключевые слова и фразы: коми поэзия 1930-х гг.; жанр; образ; лирика; лирический герой; поэма; А. П. Размыслов.

Ельцова Елена Власовна, к. филол. н.

Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук, г. Сыктывкар alena. eltsova@mail. т

Художественное своеобразие творчества коми поэта А. П. Размыслова

Творчество А. Размыслова - поэта, переводчика, журналиста, тонкого и задушевного лирика, представителя лирического направления в коми поэзии, - отличающееся в национальном поэтическом потоке 1930-х гг. особым эмоциональным настроем, искренностью [2, с. 283], представляет собой значимое, но недостаточно изученное явление в коми литературе XX столетия. Актуальность его исследования на данный момент обусловлена необходимостью обобщения накопленного в 1950-90-е гг. коми литературоведением опыта в оценке художественного своеобразия творчества писателя, а также тем, что творчество А. Размыслова, его художественные открытия продолжают оказывать заметное воздействие на творчество коми писателей и в целом на коми литературу. Определение тематического и жанрового своеобразия поэтического творчества писателя, характеристика образа лирического героя его произведений, выявление степени влияния творчества А. Размыслова на развитие коми литературы второй половины XX - первой четверти XXI в. входят в круг исследовательских задач данной статьи. Методологической основой исследования послужили принципы целостного литературоведческого анализа, биографического и историко-литературного методов. Теоретической базой при написании статьи послужили работы исследователя коми литературы В. Н. Демина «История и типология жанров коми поэзии» (1997), «Коми поэма» (1978). Практическая значимость исследования заключается в том, что изучение поэзии А. Размыслова в связи с его биографией будет иметь значение в дальнейшем монографическом исследовании творчества писателя. Кроме того, работа может быть использована в практике вузовского и школьного преподавания курса литературы коми, а также в спецкурсах по творчеству писателя.

Поэт родился 6 ноября 1915 г. в д. Сотчем с. Палевицы Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии вторым ребенком в многодетной семье. Окончив в 1927 г. Сотчемскую начальную школу, он поступил в Усть-Вымскую школу II ступени, в которой учился до 1931 г. Период учебы в Усть-Выми характеризуется интенсивным интеллектуальным ростом будущего поэта: А. Размыслов много читал, изучал произведения русских классиков, не пропуская и новинки современной русской и коми поэзии. К этому времени относятся и первые пробы пера начинающего поэта: в 1931 г., когда автору исполнилось 16 лет, его стихотворение «Дас» (Десять, 1931), посвященное десятилетию Коми автономии, было опубликовано в журнале «Ударник».

Летом 1931 г. А. Размыслов поступил на полугодичные литературные курсы при Коми издательстве в г. Сыктывкаре, а после их завершения в течение двух лет (1932-33) редактировал в Коми Госиздате готовящуюся к изданию художественную литературу. В эти годы поэт уже активно занимался литературным творчеством. Тогда им были созданы и опубликованы в журналах «Ударник» и «Ордым» (Тропа) стихотворения «Трактор гор» (Шум трактора, 1932), «Мыж» (Вина, 1932), «Страдна сьыланкыв» (Песня страды, 1933), которые, находясь в русле всей советской поэзии 1930-х гг., воспевают совместный ударный и созидательный труд колхозников, лесорубов, сплавщиков. Ранние стихи А. Размыслова попали к одному из ведущих поэтов того времени В. Савину (Нёбдшса Виттор), положительно отозвавшемуся о его творчестве в статье «Том гижысьяслы индодъяс» (Советы молодым писателям, 1933): «Писательский талант у него есть. Его стихотворения художественны и образны» [6, с. 37].

Большое место в творчестве А. Размыслова 1930-х гг. занимает жанр элегии. Размышления, глубокие раздумья характерны для лирического героя стихов поэта, в которых часто противопоставляются прошлое и настоящее, старая, уходящая, и новая действительность [3, с. 170]. Так, в стихотворении «Киссьом доддьын оломыс кор муню» (Когда в развалившейся телеге тащилась жизнь, 1932) поэт с затаенной грустью размышляет об уходящей эпохе, символы которой - «киссьом додь» [8, с. 12] (разбитая телега), «лёк кляча вов» [Там же] (исхудавшая лошадь), «порысь нэма гор» [Там же] (старая соха) - он видит перед собой. Все новое, пришедшее ей на смену, воплощено в образах железного коня - трактора со стальным сердцем,

счастливо улыбающегося тракториста, который уже никогда не пойдет, сгорбившись, следом за сохой. Поэт, противопоставляя в элегии старое новому, жалеет об уходящем как о милом сердцу, умирающем существе -старой лошади, образ которой в стихотворении трагичен: «Вежсьб олбм. / Тшкб чорыд сьблбм. / Пбрысь нэма гор со чергбдбма кок, - / Ббръя лунъяс шор гуранын олб. / Кбрт вбв выло дзоргб - / Босьтб шог» [Там же]. / Меняется жизнь. / Бьется стальное сердце. / Старая соха лежит, опрокинувшись навзничь, - / Последние дни доживает она в канаве. / Глядит на железного коня - / Навевает грусть (здесь и далее подстрочный перевод автора статьи. - Е. Е. ). Настроение, образный ряд этого стихотворения близки образам и мотивам поэмы С. Есенина «Сорокоуст» (1920). Как для русского поэта образ несущегося вслед за паровозом маленького жеребенка стал «наглядным дорогим вымирающим образом деревни» [5, с. 92], так и для коми поэта образ дрожащей, потерявшей прежние силы и одиноко тоскующей о прошлом деревянной сохи-лошади символизирует неизбежность ухода старого, но любимого с детства мира.

В этот же период в пейзажных элегиях А. Размыслова появилась лирическая струя, ставшая основной в его поэзии. Об этом свидетельствует одно из ранних стихотворений поэта «Пемыд вбр» (Темный лес, 1932), в котором преобладают глубина и сила эмоций, лиризм высокой тональности. Это и другие, близкие ему, произведения, являясь признанием молодого поэта в любви к родному краю, к его главному сокровищу - вековечной северной тайге, раскрывают не только особенности северной природы, но и задумчивый, склонный к размышлениям характер коми человека: «Пемыд вбр, тэнад кбшджык пом? / Кбт пемыд тшь помасьб тэнад? / Кымын пбткалысь пбткбдлш вом? / Кымын звербс тэ быдтш ас данад? <.. .> / Ме пыр казяла тэнсьыд кузь мбвп, / Тэ-ныд сы вылб воча кыв видза. / Козъя сьбд вбр, тэ муса мен зэв, / Шог и гаж тэнад сьблбмбдз йиджб» [8, с. 7-8]. / Темный лес, где твои пределы? / Где кончается твоя темная чаща? / Сколько птиц ты вскормил? / Сколько зверей ты вырастил около себя? <.> / Я замечаю твою затаенную думу, / Берегу для тебя на нее ответ. / Темный еловый лес, ты мил мне очень, / Печали твои и радость проникают мне в сердце.

В 1933 г. А. Размыслов поступил учиться в Вологодский автодорожный техникум и, окончив его в 1937 г., работал техником по строительству и эксплуатации автомобильных дорог в Объячевском доручастке При-лузского района, принимал участие в строительстве автомобильной дороги Сыктывкар - Мураши. Однако в июне 1939 г. он уволился из Коми доруправления и в сентябре поступил на должность редактора художественной литературы Коми госиздата, а затем был назначен заместителем редактора газеты «Коми комсомолец».

Этот период жизни стал самым плодотворным в творчестве поэта. В предвоенные годы А. Размысловым было написано большое количество лирических стихотворений, в которых разрабатывались наиболее важные для его поэзии темы, создана поэма «Медводдза любов» (Первая любовь, 1939), выполнены переводы произведений русских и коми поэтов. В начале июня 1941 г. вышел в свет первый сборник произведений А. Размыслова «Медводдза любов» (Первая любовь), ставший единственной прижизненной книгой писателя.

Важное место в лирике А. Размыслова этого периода занимают темы и мотивы весны, молодости, счастья, любви. Полные оптимизма, светлые, радостные стихи поэта посвящены жизни в прекрасном родном краю. Счастье видится ему в бескрайних просторах родины, в цветущей молодости, в созидающем труде, во взаимной любви, в песне, зарождающейся в груди.

Лирический герой произведений А. Размыслова «отличается почти идеальным воплощением образа молодого человека 1930-х гг., с особенной остротой, впечатлительностью и осознанностью воспринимающий время, его движение к будущему через текущий день. Его образ - это образ молодого человека, кредо которого - поиск пути в жизни, своего места в перестраивающемся мире» [7, с. 55-56]. Он романтичен, устремлен в светлое и счастливое, полное неизведанного, будущее: «Чужан сиктсянь ме челядьдыр коркб, / Романтизмбн кор тыра юр садь, / Ылб, лбз горизонт сайб, дзоргбмбн / Уна пбрйб ме мбвпавлi тадз: // Эськб вблi кб мыш сайын борд, / Вына лэбачбн верми кб лоны, / Лэблi эськб ме сэтчань кбть кор, / Пароходъяс кысь тулысын вобны» [8, с. 55]. / Из родного села я в детстве когда-то, / Когда романтизмом мысли полны, / Глядя вдаль, за синий горизонт, / Мечтал много раз: // Если б были крылья за спиной, / Если б мог я сильной птицей стать, / Смог бы я слетать в тот край, / Откуда весной приплывают пароходы.

Лирический герой поэзии А. Размыслова «созвучен» окружающему миру, природе родной земли. Почти вся его пейзажная лирика выполняет функции передачи внутреннего состояния лирического героя: его эмоций, переживаний, размышлений. В основе многих пейзажных элегий поэта - задушевный, дружеский разговор лирического героя с окружающим миром, природой - с весной, с северным ветром-проказником, с летним вечером, с лесом: «Тулысбй! Лов кыптан кадбй!» [Там же, с. 35]. / Весна! Пора радости!; «Мича рытбй, / Мыччы меным китб, / Окышт банбс небыдик лунтблбн» [Там же, с. 30]. / Вечер прекрасный, / Подай мне руку, / Поцелуй лицо мягким южным ветерком; «Ывла выв! Мый нб тэ чбв олан? Менсьым нб кевмысьбм кылан-б?» [Там же, с. 21]. / Природа! Что же молчишь ты? Слышишь ли ты просьбу мою?; «Дугды дбзмбдчыны, вой тбв-швичкун» [Там же, с. 30]. / Перестань шалить, проказник-ветер; «Пемыд вбр, тэнад кбшджык пом?» [Там же, с. 7]. / Темный лес, где твои пределы? Слиться с природой, стать с ней единым - заветная мечта лирического героя поэзии А. Размыслова.

А. Размыслов - не только певец родной земли, но и вдохновенный певец любви. Любовная лирика поэта также элегична, задумчива, а порой и печальна. Ее лирический герой способен глубоко и нежно любить, радоваться и страдать, тоскуя по любви, красоте, состраданию, пониманию. В стихотворениях «Нывлы письмб» (Письмо девушке, 1935), «Рытъя лирика» (Вечерняя лирика, 1934), «Унмбй оз лок» (Сон не идет, 1935), «Отка зон» (Одинокий парень, 1937), «Зэв мыйкб кбдзыд ывла вылыс...» (Очень холодно что-то на улице, 1939) поэт пишет о любви неразделенной, нежной и светлой, родственной поэтическому вдохновению: «Унмбй оз лок / Тблыся рытб. / Мыйлакб мусабй / Талун оз лок. // Сад йбрын чбв, / Лбнь - шы ни тбв. / Бытьбнбсь тблысьыс /

Матшик зэв. / Быттьбнбсь сьоломын / Выль сьыланкыв» [Там же, с. 29]. / Сон не приходит / В лунный вечер. / Отчего-то милая / Сегодня не идет. // Тихо в саду, / Ни звука, ни ветерка. / Будто месяц / Рядом совсем. / Будто в сердце / Новая песня. Элегии А. Размыслова - одно из значительных явлений коми поэзии 1930-х гг. В них передан драматизм времени, выражены духовные тревоги и сомнения творческой личности, запечатлены поиски путей совершенствования коми стиха [3, с. 174].

Лирико-философская поэма «Медводдза любов» (Первая любовь, 1939) - одно из самых известных и значимых в истории коми литературы произведений А. Размыслова, ставшее, по мнению исследователей, «заметным завоеванием коми литературы» [4, с. 65]. Создание поэмы было обусловлено процессом развития коми поэзии в 1930-е гг., творческими поисками писателя. «Медводдза любов» - произведение о времени и вместе с тем исследование автором внутреннего, духовного мира современников - молодежи 1930-х гг. Небогатый на внешние события сюжет поэмы строится на повествовании лирического героя о его безответной любви к девушке Тане, любящей его друга детства Гришу и остающейся верной его памяти даже после его гибели. Глубиной, цельностью и лиризмом отличается в поэме образ героини - человека нравственной чистоты, верности. Храня свою первую любовь к погибшему на границе любимому человеку, она отказывает лирическому герою: «Оз ло некор прамой муса - мод...» [8, с. 74]. / Не будет никогда по-настоящему мил мне другой. Образ Гриши - сверстника и друга детства лирического героя - воплощает образ человека-гражданина 1930-х гг., жертвующего ради родины жизнью. Сложен и неоднозначен в поэме главный образ -образ лирического героя, в котором угадываются черты самого автора. Герой поэмы А. Размыслова лиричен, эмоционален, верен в любви и в дружбе, целеустремлен. Его чувства и переживания, размышления, воспоминания о детстве и юности, диалоги, письма героев составляют основу произведения. Вписавшись в историю коми поэмы как одно из самых ярких произведений, поэма А. Размыслова «Медводдза любов» «переросла рамки времени и из тридцатых годов вошла в нашу современность» [3, с. 65]. В 1939 г. поэт приступил к написанию еще одного крупного поэтического произведения под названием «Выль поэма» (Новая поэма), которое осталось незавершенным.

Важное место в творчестве А. Размыслова занимает переводческая деятельность. На коми язык им переведены произведения русских поэтов: А. Пушкина, С. Есенина, В. Маяковского, В. Брюсова, М. Исаковского, А. Барто. Талантливы и точны переведенные на русский язык стихотворения основоположника коми литературы И. Куратова «Сьылан меям, сьылан» (Песня моя, песня), «Менам муза» (Моя муза), «Вотъяс» (Сны), «Кыдз быд морт, вол ме поэтон» (Как всякий, некогда я был поэтом), «Мый т бара венсяд, вид-чад?..» (Что вы спорите, шумите?..) и др.

Сразу же после начала Великой Отечественной войны А. Размыслов изъявил желание пойти на фронт добровольцем и в первых числах июля 1941 г. был призван в армию. Тогда же начался и последний период творчества поэта. Еще до отправки на фронт он написал стихотворение-послание «Братанъяс» (Братаны, 1941) -задумчивое, элегичное произведение с элементами публицистики. Его лирический герой, как и сам автор, полон смелости, решимости встать на защиту родины, твердо уверен в победе над врагом.

До декабря 1941 г. А. Размыслов служил в тыловых саперных частях на строительстве оборонительных укреплений, затем прошел курсы усовершенствования командного состава в Архангельске, по окончании которых получил звание лейтенанта. В мае 1942 г. он прибыл в Подмосковную воинскую часть, откуда уже в июне был отправлен на Восточный фронт. Будучи командиром стрелковой и саперной рот в составе батальона стрелкового полка, А. Размыслов принимал участие в боях под Смоленском, Калугой. В декабре 1942 г. он был назначен командиром вновь сформированного батальона и получил звание старшего лейтенанта, вместе с батальоном был отправлен на Воронежский фронт, участвовал в боях за р. Дон. После ранения, полученного в декабре 1942 г., до февраля 1943 г. поэт находился на лечении в госпитале. Затем вновь был отправлен на фронт, где участвовал в боях на Орловско-Курской дуге. 30 сентября 1943 г. во время ожесточенных боев за г. Кременчуг Полтавской области А. Размыслов, которому не было еще и 28 лет, погиб. Сначала был похоронен в с. Большая Кохновка во дворе дома, где он погиб. В 1957 г. прах поэта был перезахоронен в братскую могилу.

На фронте А. Размыслову почти не довелось заниматься творчеством. Но родными и друзьями поэта за годы войны было получено от него множество писем, открыток, телеграмм. Их строки наполнены нежными воспоминаниями о Коми крае, о родной деревне и близких людях, о прошлой, довоенной жизни, а также описаниями южной природы, чувством сожаления о том, что нет возможности заниматься творчеством, верой в будущую победу: «Мы должны беззаветно бороться, чтобы в будущем мы или наши братья и сестры смогли превознести еще более крепкую и чистую любовь. Я буду бороться за право жизни еще более нежных стихов и песен, укрепляющих дружбу и любовь нашего народа. Да здравствует лирика радости и победы!» [9, с. 36].

Последнее стихотворение А. Размыслова «Воклы» (Брату) написано в июне 1942 г., посвящено младшему брату Мише и отправлено домой в одном из фронтовых писем поэта. Жанр письма делает стихотворение глубоко личным, придает ему доверительность, задушевность, лиризм. Стихотворение, написанное «под гул орудий и рев самолетов» [Там же, с. 44], пронзительно по силе эмоций. Автор в нем вспоминает о дорогих сердцу тихих летних вечерах, о младшем брате, о тоскующих по своим повзрослевшим и разлетевшимся по свету детям стариках-родителях. Стихотворение «Воклы» - это завещание солдата: пожелание всем, кто ждет его на родине, светлого, счастливого будущего. Оптимистичны, полны уверенности в победе над врагом, надежды на дальнейшую жизнь и на встречу с родиной последние строки стихотворения: «И мед некор оз босьт тэно шог, / И оз нормыв сьолом тэнад могтог, / Гашко, таво гожом ог на лок, / Но быть локта корко, локта» [8, с. 61]. / И пусть никогда не потревожит тебя тоска, / И не запечалится твое сердце без причины, / Может, этим летом еще не вернусь, / Но обязательно вернусь когда-нибудь, вернусь.

Несмотря на то, что А. Размыслов рано ушел из жизни, его поэтическое творчество и фигура самого поэта оказали заметное влияние на послевоенную коми литературу и литературу второй половины XX столетия. Его произведения переведены на финский, болгарский, венгерский, украинский языки. Неоднократно они переводились и на русский язык А. Тарковским, В. Блиновым, А. Кононовым, Г. Луцким. В 1985 г., к 70-летию со дня рождения А. Размыслова, в переводе П. Скунца на украинский язык в Харькове был издан отдельный сборник стихов поэта «Зоряниця» (Ранняя заря).

Образ А. Размыслова - нежного, романтичного поэта-лирика, поэта-солдата, жизнь и творчество которого оборвались на взлете, прочно и надолго вошел в историю коми литературы сразу после окончания Великой Отечественной войны в стихах его друзей-поэтов и поэтов, чье детство пришлось на военную пору. В этот период были созданы стихи-посвящения Ф. Щербакова «Фронт вылысь воом мысьт» (Вернувшись с фронта, 1943), А. Ванеева «Поэт-салдат» (Поэт-солдат, 1966), С. Попова «Ананий Размыслов» (1976), В. Кушманова «Песня-обелиск» (1969). Созданный в них возвышенный, героический, монументальный образ - это, с одной стороны, образ воина и поэта, сына и певца родной северной земли, бесстрашно отдавшего жизнь за родину. С другой стороны, это трагический образ молодого человека, в котором вместе с героическими чертами соседствуют черты обычного деревенского парня, любившего свою мать, впервые почувствовавшего любовь к женщине, но не успевшего познать в жизни настоящего человеческого счастья: «Без меня уходят поезда, / Без меня течет в реке вода, / И меня на родине опять / Повстречала старенькая мать. // Без меня звезду зажег апрель. / Не в мою любовь стучится дверь... / Потому я много лет молчу, / Что убит за город Кременчуг» [1, с. 138]. Современные коми поэты также обращаются в своих произведениях к образу и творческому наследию А. Раз-мыслова. Сегодня для них он является олицетворением памяти современного поколения о том времени.

Выводы. Поэтическое творчество А. Размыслова - типичное и в то же время яркое, неординарное явление коми поэзии 1930-х гг. Эпоха, в которой жил писатель и в которой формировалось и развивалось его творчество, несомненно, наложила на его поэзию свой отпечаток. Основные темы и образы его произведений во многом созвучны времени: темы весны, молодости, любви, противопоставления старой и новой действительности делают творчество коми поэта неотъемлемой частью общего потока литературы этого периода. При этом, находясь в русле всей советской поэзии, лирика А. Размыслова отличается новизной, обращенностью в глубины внутреннего мира человека, что отражено в особенностях его поэтики и определяет авторскую индивидуальность писателя. Жанр элегии (пейзажной, любовной) - наиболее предпочитаемый поэтом литературный жанр, придающий его произведениям характер глубоких раздумий и размышлений, а их лирическому герою - свойства романтичного, нежного, созвучного природе родной земли человека. Лиризм высокой тональности - основное качество поэзии А. Размыслова - сделал его не только продолжателем лирического направления в коми литературе, основоположником которого в 1920-е гг. был писатель В. Т. Чиста-лев (Тима Вень). Наряду с трагической и героической судьбой А. Размыслова он стал и тем непременным условием, благодаря которому образ поэта вошел в произведения современных писателей, а его лирика продолжает оказывать влияние на процесс развития новейшей коми литературы.

Список источников

1. Ананий Размыслов: стихи, письма, воспоминания, критика / сост. М. В. Сизов. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2005. 288 с.

2. Ванеев А. Е. Ананий Прокопьевич Размыслов // История коми литературы: в 3-х т. / отв. ред. А. Е. Ванеев, В. И. Мартынов. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1980. Т. 2. С. 283-292.

3. Демин В. Н. История и типология жанров коми поэзии. Екатеринбург: УрО РАН, 1997. 316 с.

4. Демин В. Н. Коми поэма. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1978. 144 с.

5. Есенин С. А. Эпистолярное наследие С. А. Есенина. М.: Директ-Медиа, 2014. 184 с.

6. Нёбдшса Виттор (Савин В.) Том гижысьяслы индодъяс // Ударник. 1933. № 2. С. 34-40.

7. Остапова Е. В. Поэтика ритма лирики коми 1920-30-х гг. Сыктывкар: Изд-во СГУ, 2001. 73 с.

8. Размыслов А. Медводдза любовь: кывбуръяс, поэма, вуджодом. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1990. 104 с.

9. Щербаков Ф., Размыслов А. Письмояс // Войвыв кодзув. 2015. № 11. С. 19-64.

Artistic Originality of the Komi Poet A. P. Razmyslov's Creative Work

El'tsova Elena Vlasovna, Ph. D. in Philology Institute of Language, Literature and History of the Komi Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar alena. eltsova@mail. ru

This historical and literary study analyzes life and creative work of the Komi poet Ananiy Prokopievich Razmyslov (1915-1943). The paper aims to reveal artistic integrity of the writer's creative work considered in biographical context, to identify specificity of poetics, the author's individual style. The article presents traits of the poet's creative portrait: milestones of his biography are described, the basic spheres of his activity in 1931-1942 are revealed. Scientific originality of the research lies in the fact that A. Razmyslov's lyric is for the first time examined in the context of the Komi poetry of the XX-XXI centuries. The analysis has allowed drawing the following conclusions: the elegy genre prevails in the poet's creative work; his lyrical hero is a romantic character who is in tune with the epoch; the poet's image, his lyrics had a considerable impact on development of the Komi poetry.

Key words and phrases: Komi poetry of the 1930s; genre; image; lyrics; lyrical hero; poem; A. P. Razmyslov.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.