Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ГОРОДСКОГО ЛАНДШАФТА (НА ПРИМЕРЕ Г. ВЛАДИВОСТОКА)'

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ГОРОДСКОГО ЛАНДШАФТА (НА ПРИМЕРЕ Г. ВЛАДИВОСТОКА) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
101
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЙ ЛАНДШАФТ / ЛАНДШАФТНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ / СВЕТОДИЗАЙН / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / СВЕТОЦВЕТОВЫЕ ИНСТАЛЛЯЦИИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Худолеева Е.О., Тлустая С.Е.

В статье рассмотрены особенности организации художественного освещения городского ландшафта. Выделены наиболее значимые аспекты светоцветовой организации для ландшафтных зон города Владивостока. А также рассмотрено проектное предложение по организации общественного пространства вокруг Театра Оперы и Балета в г. Владивостоке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ГОРОДСКОГО ЛАНДШАФТА (НА ПРИМЕРЕ Г. ВЛАДИВОСТОКА)»

К счастью, в XXI веке роль ученика значительно меняется, он становится не заготовкой, а полноценным равноправным участником образовательного процесса [3].

Современные принципы школьного строительства значительно отличаются от советских времен. Прежде всего, это уход от типизации, индивидуальность проектных решений. Помещения приобретают функциональный характер, выделяются отдельные зоны пространств. Фасад от безликого меняется к уникальному, со своим визуальным своеобразием и оригинальностью цветовых решений. То же самое происходит с внутренним интерьером. Приобретают популярность разнообразные коммуникационные связи и оконные проемы. Значительно увеличивается номенклатура помещений, вместе с этим растет число внешкольных занятий.

Такие условия позволяют ученику ощущать себя индивидуальным, отличающимся от остальных. Они помогут увеличить успеваемость и значительно повлияют на всестороннее развитие личности.

Школы советских времен также возможно приблизить к реалиям современности. Лучшим решением является строительство нового корпуса или же блок-пристройки, если позволяет территория. При отсутствии такой возможности необходимо менять внутреннее пространство, делать его более функциональным и соответствующим современным требованиям образовательного процесса.

Таким образом, правильно спроектированное здание с точки зрения образования и развития позволяет получить качественно нового образованного человека современности. Список использованной литературы:

1. История советской архитектуры 1917-1954 гг. Учебник для архитектурных вузов. Под общ. ред, Н.Б.Былинкина и А.В.Рябушина. Изд. 2-е. - М., 1985.

2. Ленин В. И. Успехи и трудности советской власти // Полн. собр. соч.: Т. 38. - С. 56.

3. Чему учит школьное здание? //Newtonew. 2017.

URL: http://newtonew.com:81/school/chemu-uchit-shkolnoe-zdanie (дата обращения: 13.12.2021).

© Терехова Е.С., Воробьев Д.А., 2021

УДК 712.01

Худолеева Е.О.

магистрант Департамента архитектуры и дизайна, Политехнический институт, ДВФУ, г. Владивосток, РФ Тлустая С.Е.

доцент Департамента архитектуры и дизайна, Политехнический институт, ДВФУ г. Владивосток, РФ

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ГОРОДСКОГО ЛАНДШАФТА (НА ПРИМЕРЕ Г. ВЛАДИВОСТОКА)

Аннотация

В статье рассмотрены особенности организации художественного освещения городского ландшафта. Выделены наиболее значимые аспекты светоцветовой организации для ландшафтных зон города Владивостока. А также рассмотрено проектное предложение по организации общественного пространства вокруг Театра Оперы и Балета в г. Владивостоке.

Ключевые слова

городской ландшафт, ландшафтное освещение, светодизайн, интерактивность,

светоцветовые инсталляции

Ландшафтное освещение является одним из наиболее интересных и разносторонних направлений светодизайна, а также играет важную роль в формировании современной комфортной городской среды в темное время суток. Благодаря появлению электричества и новых технологий освещения, сегодня разнообразная декоративная ландшафтная подсветка является неотъемлемой частью дизайн-концепции любой городской территории. С помощью освещения ландшафта светодизайнеры создают акценты на различных растительных композициях, подчеркивают элементы малых архитектурных форм, выделяют дорожки, тропинки и естественный рельеф, и другое.

Главной задачей ландшафтного освещения городских территорий является создание комфортной светоцветовой среды для пребывания людей, однако, в городе Владивосток на сегодняшний день доминирует функциональное освещение автомобильных дорог. Так, представляется актуальным рассмотреть возможные варианты декоративной подсветки парков, прогулочных зон и прочих территорий предназначенных для пребывания людей в городе Владивосток.

При разработке дизайн-концепции ландшафтного освещения Владивостока особое внимание следует уделять функциональному назначению городской территории, так как именно от него зависит поведение человека в данной среде (быстрое передвижение по участку, или спокойное созерцание окрестностей, отдых и т.д.), которое в свою очередь определяет характер восприятия проектируемого окружения [3].

Главной задачей освещения зоны тихого отдыха является создание спокойной комфортной атмосферы для пребывания людей разных возрастов. Особое внимание следует уделить разнообразной подсветке деревьев, которую будут созерцать отдыхающие. Игра света и теней при освещении растений будет создавать неповторимые картины, значительно преображающие пространство (рис. 1а). Также среди деревьев возможна установка объектов неонового искусства (рис. 1б).

Кроме того, целесообразно также встраивать подсветку непосредственно в места для отдыха, создавая уют и безопасную частную атмосферу (рис. 1г). Иногда возможно устройство световых скульптур, которые выполняют также функцию места для отдыха (рис. 1в).

Рисунок 1 - Объекты для декоративного освещения зоны тихого отдыха: а - подсветка деревьев в Берлине; б - интегрированная в природную среду неоновая композиция художницы Jung Lee; в - интерактивная скульптура «Fish Bellies» от Joe O'Connell&Blessing Hancock Public Art;

г - подсветка мест для отдыха в Абу-Даби.

Прогулка по парку оказывает положительное эмоциональное воздействие на человека за счет созерцания разнообразных растений и кустарников, различных арт-объектов и парковых скульптур. Неотъемлемой частью создания комфортной среды для прогулок в вечернее время суток является грамотное ландшафтное освещение, так как пребывание человека в сильно затемненных местах может вызывать психологический дискомфорт.

Установка современных осветительных приборов в садах и парках несет не только функциональную нагрузку, но и позволяет воплотить оригинальные дизайнерские идеи, придающие ландшафту особый колорит. Парковое освещение в значительной мере помогает решить проблему

преступности в ночное время, и положительно влияет на посещаемость территории.

При освещении прогулочных зон особое внимание уделяется подсветке непосредственно самих коммуникационных путей. Используется освещение контура дорожек и лестниц (рис. 2а,б), а также и точечные источники света, вмонтированные в покрытие, подпорные и декоративные стенки (рис. 2в). Для придания парадности пешеходным проходам используется подвесное освещение или световые тоннели (рис. 2г). Для создания ориентиров и акцентов на местности по пути передвижения могут устанавливаться световые скульптуры и инсталляции (рис. 2д,е).

Рисунок 2 - Объекты для декоративного освещения прогулочных зон: а - освещение пешеходного

моста в Дес-Мойн, США, дизайнер Cal Lewis; б - подсветка лестницы в Стокгольме, дизайнер Александра Стратимирович; в - подсветка тротуара с помощью светодиодных треугольных плиток в Абу-Даби; г - световой тоннель от компании AEPioneer; д - инсталляция «Lightweave»;

е - световые скульптуры в Москве.

Освещение детских площадок характеризуется яркостью, динамикой и цветовым разнообразием. Одни из главных задач освещения - создание высокой безопасности для пребывания детей в вечернее время суток, а также интерактивность и вовлечение детей в игровой процесс. Для этого на детских площадках устанавливаются интерактивные световые инсталляции (рис. 3а), а также интерактивный 3D-мэппинг как на вертикальные (рис. 3г), так и на горизонтальные (рис. 3в) поверхности.

На детских площадках активно применяются также различные световые скульптуры - качели (рис. 3б), игры (рис. 3д) и другие.

Рисунок 3 - Объекты для декоративного освещения детских площадок: а - световой лабиринт в парке Шанхая; б - интерактивная световая скульптура «Домино» в Quartier des Spectacles в Монреале; в -интерактивный 3D-мэппинг на площади в Саутгемптоне, Англия; г - интерактивный 3D-мэппинг в Сан-

Франциско; д - световые качели в Нью-Йорке.

Периодически, парки и городские ландшафты могут эксплуатироваться для проведения краткосрочных развлекательных мероприятий разнообразной тематики. Для их организации необходима оперативная установка как утилитарного дополнительного светового оборудования, так и декоративного. В качестве декоративного освещения обычно применяются светодиодные конструкции, так как они мобильны и позволяют быстро совершить сбор и разбор световых объектов. Главной функцией такого типа освещения является создание особой торжественной эмоционально насыщенной атмосферы праздника в городе.

При организации мероприятий и праздников повсеместно используются светоцветовые инсталляции и скульптуры (рис. 4б,в,д,е). Кроме того, на площадях и фасадах зданий зачастую применяется 3Б-мэппинг для организации световых шоу или показа видеороликов по теме праздника (рис. 4г). Актуально также применение виртуальных лучей (рис. 4а), для наибольшего погружения зрителя в тематику мероприятия.

Рисунок 4 - Объекты для освещения культурно-массовых мероприятий: а - виртуальное наводнение «WaterHcht» в Нью-Йорке; б, в - рождественские светоцветовые скульптуры в Лиссабоне, дизайнер Педро Соттомайор; г - 3Б-мэппинг-шоу на фасаде администрации Владивостока в честь 75-летия со дня Великой победы; д - зимние светодиоды на деревьях в дендрарии Северной Каролины; е - световые инсталляции на фестивале световых инсталляций "Вдохновение" в Москве.

Приморская сцена Мариинского театра оперы и балета во Владивостоке - оригинальное урбанистическое здание со стеклянным панорамным фасадом, является одной из ярких туристических достопримечательностей Приморского края. Оно живописно расположено на сопках с видом на бухту Золотой Рог Японского моря. Подсветка Мариинского театра и общественного пространства вокруг него в ночное время ахроматична, что не оказывает положительного влияния на восприятие человека.

При разработке предложения по освещению данной территории были учтены перечисленные ранее приемы художественного освещения. Для декоративной подсветки пешеходных тропинок предлагается использовать светильники, с направленным светом спокойной розово-голубой гаммы (рис. 5а). Для обеспечения безопасности на лестницах возможно применение контурного освещения. В зонах озеленения предполагаются небольшие светящиеся ландшафтные инсталляции (рис. 5б). В зоне тихого отдыха предусматривается контурная цветная динамическая подсветка скамеек (рис. 5в).

Рисунок 5 - Световое оформление территории около Театра Оперы и Балета: а - декоративная подсветка пешеходной зоны; б - подсветка лестниц, озеленения; в - подсветка мест для тихого отдыха

Проведенное исследование показало, что при формировании светоцветовой среды территорий городского ландшафта Владивостока необходимо учитывать функциональное назначение организуемого участка. Были выделены следующие аспекты светоцветовой организации для ландшафтных зон города Владивостока:

- для зоны тихого отдыха: основной акцент на создании спокойной комфортной атмосферы для пребывания людей, для этого применяется различная подсветка деревьев, объекты неонового искусства, световые скульптуры и локальная подсветка каждого места для отдыха (парк второй речки, нагорный парк, сквер Суханова, Адмиральский сквер и др.);

- для прогулочной зоны: основной акцент на передвижении человека, особое внимание уделяется контурной и акцентной подсветке тропинок, дорожек, проходов, применяются инсталляции-ориентиры для пешеходов (парк минного городка, покровский парк и др.);

- для детских площадок: основной акцент на безопасности, динамике и интерактивности освещения, применяются интерактивные светоцветовые инсталляции, световые игры и аттракционы (площадки на набережной Цесаревича, и др.);

- для зоны культурно-массовых мероприятий: основной акцент на мобильности осветительных установок и оборудования, на создании особой торжественной эмоционально насыщенной атмосферы, целесообразно применение облегченных конструкций со светодиодами и различных проекционных технологий (площадь Борцов за власть Советов, спортивная набережная).

Список использованной литературы:

1. Березко, О.М. Ландшафтное обустройство территорий: тексты лекций для студентов специальности 175 02 01 «Садово-парковое строительство» / О. М. Берёзко. - Минск : БГТУ, 2014. - 91 с.

2. Карпенко В.Е. Принципы и средства световой композиции в современном искусстве и дизайне среды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://marhi.ru/AMIT/2016/2kvart16/karpve/abstract.php.

3. Коваль М. О. Особенности цветосветовой организации пешеходных пространств в условиях сложного рельефа / М. О. Коваль, Е. А. Лапшина // Вестник инженерной школы ДВФУ - 2018. - № 3. - С 159-170.

4. Сомов, Г.Ю. Эмоциональное воздействие архитектурной среды и ее организация. В Кн:. Архитектура и эмоциональный мир человека, Забельшанский Г.Б., Минервин Г.Б., Раппапорт А.Г., Сомов Г.Ю. Под научной редакцией Г.Б. Минервина. Москва: ЦНИИТИА, Глава 3, с. 82-150.

5. Щепетков Н.И. Световой дизайн города. М.: Архитектура-С, 2006. 320с.

© Худолеева Е.О., Тлустая С.Е., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.