Научная статья на тему 'Художественное осмысление жизни в поэзии Кайсына Кулиева'

Художественное осмысление жизни в поэзии Кайсына Кулиева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
858
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ульбашева Ф. Х.

Каждый из нас рано или поздно задумывается о жизни и смерти, о сущности бытия. Не оставляет без внимания эти философские проблемы и К. Кулиев. Художественное осмысление жизни требовало от него обращения к духовным истокам балкарского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественное осмысление жизни в поэзии Кайсына Кулиева»

Ф.Х. Ульбашева

Художественное осмысление жизни в поэзии Кайсына Кулиева Каждый из нас рано или поздно задумывается о жизни и смерти, о сущности бытия. Не оставляет без внимания эти философские проблемы и К. Кулиев. Художественное осмысление жизни требовало от него обращения к духовным истокам балкарского народа.

Вся его поэзия пронизана оптимистическими нотами. «В основе кулиевской концепции личности, - утверждает Т. Эфендиева, - лежит бодрое, мужественное отношение к жизни со всеми ее испытаниями» (1). Если радость придет, радость прими И не гордись, будь достоин ее. Если горе придет, губы сожми И не страшись, будь достоин его (2, с. 128). Перевод Н. Гребнева

В ранней лирике Кулиева звучат оптимистические мотивы. Так, стихотворение «Здравствуй, утро!» (1936) проникнуто радостью, любвью ко всему живому. Лирический герой этого поэтического произведения -молодой человек, полный жизненных сил, еще не испытавший тягот, который благодарен жизни и радуется каждому ее проявлению. Поэтому он заявляет: ...Шелесту листьев кланяясь. Кланяясь ясному небу, Кланяясь радости детской, В шумное утро вхожу! (3, с. 15) Перевод Д. Голубкова

Молодой балкарский поэт воспевал табунщика («Табунщик», 1940), аробщика ( «Ароб-щик», 1937), первый снежок («Снежок», 1937), горную речушку («Песенка горной речушки», 1937), раннее «утро со светлым лицом, с пением проснувшихся птиц, с хлопотами людей» (там же).

Наиболее ярко, на наш взгляд, эти оптимистические мотивы нашли отражение в стихотворении «Жизнь! Тобою сердце полно» (1940):

.. . Люблю тебя, как птица - воздух, Простор лучистый, высоту, Как любит всадник ночью поздней Свою заветную звезду (3, с. 56).

Перевод Д. Голубкова

Эти стихи пронизаны радостью жизни, восторгом, который вызывают различные ее проявления.

Простые явления и обыденные вещи по-новому раскрывались в стихах К. Кулиева предвоенного периода. Любовь к труду и к жизни - ничто по сравнению с ощущением счастья, которым охвачен лирический герой поэта в произведениях этих лет: «О, как хорош наш день: леса, холмы. Хребтов вершины. Травы, Солнце. Мы!» (3, с. 35). Или: -...-....

.. .С колхозником из Лячинкая

Любуюсь первой бороздой.

И вместе с плотником вдыхаю '

Я запах стружки золотой (3, с. 58).

Перевод Д. Голубкова

Герои ранних стихов К. Кулиева - это соседи по аулу, обычные труженики, которые каждый день заняты своим обычным делом. Это и сапожник Мухаммад, и бригадир Соллоу, и кузнец Ка-рабаш, и слепой столяр Кайсын, и многие другие. Поэт понимал, что жизнь - это прежде всего труд и творчество, но это не значит, что каждый человек должен быть художником или ученым. Можно просто жить и творить добро, помогая людям. По мысли поэта, жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. Надо уметь замечать красоту природы родного края и радоваться тому, что дает жизнь и окружающая среда: ведь жизнь бесконечно многогранна. «Мы всегда встречаемся с чем-то, что не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью и неповторимостью», - писал Д. С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» (4).

Иногда Кулиев само понятие «жизнь» воспринимал как нечто материальное, конкретное и ощутимое и соотносил его с образом матери. Например, в стихотворении «Жизнь, я твой сын!» (1942) он писал: «Жизнь! С тобой в часы веселья чистого пил вино и пел что было голосу...» (3, с. 115).

Здесь мотив жизни связан с образом лирического героя, который умел грустить и радоваться, сочувствовать страданиям людей в годы Б~ кой Отечественной войны. В финальных стр этого стихотворения он обращается к Жи~:-Матери-родине, которые одинаково дорог-сердцу. Может быть, поэтому эти два поы объединены им в один образ:

.. . Жизнь, печаль пришла к тебе нежданн. Я, твой верный сын, беру оружие. Боль твоя моею стала раною. Мать моя! Вмещает сердце воина Песнь твою, и пляску, и страдания, И любовь сыновняя удвоена Материнской сединою раннею (3, с. 115

Перевод Д. Га-Сопоставление жизни с образом матер;-; : чалось у Кулиева и в более поздних произ; -.. ях, например, в стихотворении «Пришел (1976), в котором образ матери вобрал в с г" земное, олицетворяя собою жизнь: «...Ть на земле, мать жизни - Мать!» Известный г туровед Ираклий Андроников заметил: «Б . Кулиева равномерно слиты разум и чувстг всегда итог пережитого. И всегда - воп.".:.. искренности. Встречаются у него горькие . но тон целого - радость бытия, наслажден нью, вера в творческую силу народа, в ег: . ную красоту, в его человечность» (3, с. 9

Многие исследователи творчества : считают, что в его стихах нет пессимист; -начала, что жизнь - это борьба, но она тс: В стихах, написанных им в годы Вели:--, чественной войны, поэт призывал соллА' жеников тыла к победе, мужеству и борь>; му что только человек сможет изменить -лучшему. Если для некоторых жизнь с> _. и после смерти, то для Кулиева смерть бы продолжение жизни, возврат к ней -„ виги, дела, слова. Поэтому, обращаясь к 1 защитникам Отечества, поэт призывал к\ кости, терпению и выносливости. В ст-нии «Жить!» (1942) читаем:

Хоть за горло горе схватило -Горе мужеством победит! Хоть беда наш день омрачила, Не покорствуя, в битве жить! Как ни труден путь наш далекий, Но нельзя иных проложить. С ног сшибает ветер жестокий, Но под ним, не сгибаясь, жить! (3, с -

Перевод В. „.

В военной лирике меняются интонаА ние жизни поэта. В ней нет и следа бы г радостного ощущения бытия, легкое: всех проблем. Новый герой Кулиева -воин, который, желая жить, преодо. . Он сохраняет независимость страны. -ей жизнью. Так, в стихотворении «Жи; --трудна» (1943) нелегко понять, что для. _ ное: сама жизнь или бой, который идет му, что в данный момент для поэта ъял бой во имя жизни. «Жизнь, как бой. ~ знаю, слава дню, прошедшему в бою!. Для солдата жизнь - это точка отсчета, и каждый прожитый день - попытка взять очередную высоту, выжить или умереть. Не случайно эпиграфом к поэме «Перекоп» Кулиев взял слова Н. Тихонова: «Но мертвые, прежде чем упасть, делают шаг вперед». Ведь именно на войне человек осознает, что жизнь одна и никогда не повторится, и поэтому не хочется умирать. Это стремление жить и выражено в строке: «...мертвые, прежде чем упасть, делают шаг вперед».

В послевоенной лирике размышления К. Кулиева о жизни и смерти носили несколько иной характер. Где бы поэту ни приходилось жить, он по-прежнему оставался сыном гор: «Умру, но забыть я не смогу родные горы в розовом снегу» (3, с. 231), - писал он на чужбине. Ностальгия поэта по родной земле усиливалась. В его поэзии, когда он размышлял о жизни балкарского народа периода депортации в Среднюю Азию, часто возникал образ орла, свободной птицы. Так, в стихотворении «Жизнь» (1948) К. Кулиев писал:

Песнь моя родилась под крылами орла, С криком орлиным слилась она в гимн бытию. Вслед за орлом в поднебесье она поплыла. Жизнь! Как люблю я орлиную силу твою! Жизнь, ты звала меня взмахом крыльев тугих Счастье познать беспокойное в горном краю. В небо я выпустил свой оперившийся стих. Жизнь! Как люблю я орлиную силу твою. (3, с. 247)

Перевод Е. Елисеева

В стихах среднеазиатского периода Кулиев часто обращался к образам родной природы, животного мира кавказских гор: к гордому туру,

свободолюбивому орлу, выносливой чинаре и т. д. Это позволяло ему глубже раскрывать чувства и мысли лирического героя. «Для человека, созерцающего полет орла в вышине, нет ничего более идеализированного и возвышенного, - писал В. Дементьев. - Как Кулиев завидовал их вольным крыльям, когда был далеко от родины! Они летят на его землю, куда рвалась его душа. С тех пор так и осталось у Кулиева это чувство птичьего полета, возможности всегда и отовсюду достичь разных пределов» (5).

Для Кайсына Кулиева жизнь - это постоянное духовное стремление вперед. Об этом свидетельствует стихотворение «Жизнь - восхождение» (1955), в котором автор утверждает, что жизненный путь человека наполнен нравственной и духовной борьбой, помогающей ему преодолевать препятствия:

.. .Жизнь - это значит дорога крута,

Жизнь - это вечно в глазах высота.

Видеть вершину всегда пред собой,

Видеть сквозь бурю, сквозь тучи препятствий,

И по камням, по тропе ледяной

Все подниматься! Все вверх подниматься!

(3, с. 328)

Перевод Д. Голубкова

Проанализировав поэтические произведения Кайсына Кулиева, можно сказать, что в разные периоды творчества автор подходил к осмыслению жизни с различных нравственно-философских позиций, неизменно утверждая при этом единение человека с природой и миром. Литература

1. Эфендиева Т. Е. Поэзия жизни. Нальчик, 1977. С. 86.

2. Кулиев К. Избранные произведения: в 2 т. Т. 1. М., 1970.

3. Кулиев К. Собр. соч.: в 3 т. Т. 1. М., 1976.

4. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. М., 1989. С. 238.

5. Дементьев В. В. Кайсын Кулиев: Размышления о жизни и творчестве. Нальчик, 1988. С. 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.