Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ СООРУЖЕНИЙ ГУБА ГУСАРСКОГО РЕГИОНА'

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ СООРУЖЕНИЙ ГУБА ГУСАРСКОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерьер / религия / эпоха / традиция / неповторимость

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Асланханова Салина Равиддиновна

Неповторимость азербайджанской культуры заключается в том, что на протяжении веков здесь происходил процесс смены нескольких религий, каждая из которых не только порождала новые, характерные для ее культа типы построек, но и способствовала взаимопроникновению зодчества нескольких религий. Этот процесс оставил свой заметный след в интерьерах культовых сооружений. Архитектура и дизайн интерьера культовых сооружений охватывают столетия и за это время они претерпели огромные изменения. Культурные различия вели к переменам в интерьерах мечетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ СООРУЖЕНИЙ ГУБА ГУСАРСКОГО РЕГИОНА»

DOI 10.24412/2709-1201-2024-503-507

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ СООРУЖЕНИЙ

ГУБА - ГУСАРСКОГО РЕГИОНА

АСЛАНХАНОВА САЛИНА РАВИДДИНОВНА

младший научный сотрудник нана

Аннотация. Неповторимость азербайджанской культуры заключается в том, что на протяжении веков здесь происходил процесс смены нескольких религий, каждая из которых не только порождала новые, характерные для ее культа типы построек, но и способствовала взаимопроникновению зодчества нескольких религий. Этот процесс оставил свой заметный след в интерьерах культовых сооружений. Архитектура и дизайн интерьера культовых сооружений охватывают столетия и за это время они претерпели огромные изменения. Культурные различия вели к переменам в интерьерах мечетей.

Ключевые слова: интерьер, религия, эпоха, традиция, неповторимость

Annotation. The uniqueness of Azerbaijani culture lies in the fact that over the centuries there has been a process of change of several religions, each of which not only gave rise to new types of buildings characteristic of its cult, but also contributed to the interpenetration of the architecture of several religions. This process left its noticeable mark on the interiors of religious buildings. The architecture and interior design of places of worship span centuries and have undergone enormous changes during this time. Cultural differences led to changes in mosque interiors.

Key words: interior, religion, era, tradition, uniqueness

На архитектуру северного Азербайджана оказали влияние природно-климатические, социально- экономические и архитектурные традиции которые влияли на становление и формирование сооружений этого региона. Широкое использование дерева предопределили архитектурно -пространственную организацию мечетей. В художественном решении галерей и интерьеров использовалось деревянные колонны с фигурными подбалками. Здесь бесспорно народные мастера достигли большого мастерства, ибо созданные им архитектурные элементы вносили то эстетические начало в объемно- пространственную структуру сооружений, которое поднимало их художественную значимость как подлинных произведений народного зодчества.

Архитектура Губа -Гусарских районов XIX -ХХ века развивалась, в основном базируясь на архитектурные традиции местных архитектурных школ. В этой ситуации были успешно использованы известные формы декоративных элементов прошлого, которые десятилетиями успешно формировались и служили проводниками архитектурных традиций различных региональных архитектурных школ. Архитектурная композиция построенных сооружений, с одной стороны, была тесно связана с традициями этих школ, с другой стороны, с природно-географическими условиями, историческим развитием местности, занятием населения, а также основным производством региона. [5]

Во многих интерьерах мечетей были использованы символы флоры в виде деревьев, растений и цветов. Дерево, ассоциируясь с жизнью, здоровьем и силой, украшенное цветами, гирляндами и лентами, означает ритуал плодородия. Цветы являются символом мифологий, ритуалов, они олицетворяют достижение состояния духовности. В оформлении фасадов из серии цветов в большом количестве были использованы розы, символизирующие плодородие, красоту и чистоту. С древних времен животные являлись важной частью языка символов многих культур. Некоторым поклонялись, видели в них источник мудрости и силы, вестник удачи или несчастья, они являлись символическим олицетворением свойств человеческого характера.

Мечеть в селе Алыч. Особое внимание привлекает интерьер мечети в селе Алыч, который отличается от других мечетей по оформлению и обработке дверных полотен, в которых вложено искусство и фантазии народного мастерства, что эти элементы являются художественными произведениями. Здесь орнаментальные мотивы геометрического рисунка искусно сочетается с вязью арабского письма. [1]

Джума-мечеть в Губе - одно из ключевых старинных молитвенных архитектурных сооружений и значимых религиозных центров не только города, но и всего северовосточного региона. При строительстве мечети применялись: мука, яичная темпера и известняк. Михраб мечети схож с михрабом мечети Аль-Куба в Медине. Стены мечети сложены из кирпича, по всем фасадам и вокруг больших арочных окон выполнены орнаменты из белого обожженного кирпича. Интерьер Джума мечети особенно фризовая часть и купол, изящно исписан геометрическим рисунком. Купол 16 -метрового диаметра построен в лучших традициях восточного искусства и хорошо увязан с богатым фризом и верхней частью полуколонн интерьера.

Рис.1 Джума-мечеть в Губе

Мавзолей шейха Джунейда расположенный в селе Хазра был построен по велению шаха Тахмасиба. На китабе, расположенном на фасаде памятника, указана дата 1544 год. Памятник построен из обожжённого кирпича. Квадратное строение состоит из главной комнаты и расположенных по углам вспомогательных комнат худжр (кельи). На каждой из четырёх стен мавзолея имеются входы. Внутри четвёртой вспомогательной комнаты (худжры) имеется лестница, ведущая в купол. Высота комнат мавзолея 1,42 метра. Изнутри мавзолей покрыт голубыми и чёрно-фиолетовыми кафельными плитами. Верхние части интерьера покрыты сумахом. Переход к куполу выполнен системой сталактитов, характерное для арабских зданий украшение в виде граненых сот, расположенных друг над другом многоярусными уступами. Снаружи купола сохранились фрагменты декора, выполненные из застекленного кирпича. А спустя сто лет внук Джунейда - шах Тахмасиб I - воздвиг на его могиле великолепную усыпальницу. В высоту стены достигают полтора метра и облицованы глазурованными плитками голубого и черно-фиолетового цветов в шахматном порядке. Мавзолей имеет квадратную конфигурацию. Интерьер мавзолея поражает спокойным величием.[6]

Мечеть Мустафы Кадзала была построена в 1998 году в Гусарах. Мечеть с минаретом высотой 40 метров имеет два этажа и 13 куполов. Главное здание мечети построено из

пиленого камня и бетона. Минарет построен из тесаных камней. Верхняя часть минарета выполнена слоем свинца и имеет заостренную вершину. Нижняя часть минарета прямоугольная, верхняя круглая. Нижняя часть зала украшена сталактитами, а перила выполнены из камня. Минарет завершается символом полумесяца. Покрытие мечети имеет центральный купол, который украшен растительным орнаментом. На куполе установлен символ полумесяца. На куполе купола мечети изнутри изразцами выгравирована сура «Ихлас». Михраб расположен напротив входа в главный молитвенный зал и очень элегантно декорирован, а по краям мрамора выгравировано надписи из «Аятал-Курсу». Женская часть мечети имеет большую площадь. Все двери и окна мечети сделаны из дерева. Мечеть построена в стиле османской архитектуры по проекту азербайджанского архитектора Угура Миралаева.

Тадж-Махал по-гусарски. Расположенная в центре села мечеть XIX в. «Махалын Таджы» названа так из-за сходства с Тадж-Махалом в Индии. В Аниге издавна принято строить помпезные, бросающиеся в глаза постройки. Говорят, строительство этой мечети заказал человек, который побывал в Индии, увидел там Тадж-Махал и решил построить его подобие у себя на родине. В мечети привлекают внимание росписи на стенах мечети, которые хоть и не подвергались реставрации, но сохранили свой яркий цвет. Созданы они натуральными, растительными красками. [6]

Рис.1 Орнамент мечети в селе Хиль

В мечетях Губа -Гусарского региона наблюдается еще одна особенность, которая выражается в том, что в них отсутствует выразительный доминирующий элемент композиции -минарет. Минареты в культовых сооружениях заменены бельведерами на четырехскатной кровле основного объема. Единственный минарет региона в мечети Нюгеди I построен под влиянием дагестанской архитектуры. [1]

Рис.2 Интерьер мечети в селе Нюгеди I

На примерах этих памятников мы можем наблюдать, как новые архитектурные приемы и формы творчески разрабатывались народными мастерами в строительной практике зданий и органично смешивались с традициями народной культуры. Историко-архитектурное наследие Губа-Гусарского региона в настоящее время нуждается в реставрации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ш.Фатуллаев-Фигаров «Градостроительство и архитектура Азербайджана XIX -начала XX века»

2. Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин (XIX - начало ХХ в.). М., 1978

3. Xuraman ismayilova, Esmira Fuad va 9li Eyvazov "Quba va qubalilar"

4. Sadaqat Kerimova "Qusar va qusarlilar"

5. Kamil Mammadzada "Azarbaycanda in§aat sanati" (Baki-1978).

6. Elbrus §ahmar "Qusar be§iyim manim"

7. http://deyerler.org/ru/111816-rrryerrirs-rrsrss-ri-rsrr-rrsrrryosss-ri-rrirsryorrrr-srssrsrryoryo.html

8. https://www.guideservices.az/post/24https://az.wikipedia.org/wiki/Rustov_m%C9%99scidi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.